Выпуски 1915 - 1969 годов > Выпуски 1960-х годов
Общая выпусков 1961-1970-х г.г.
Влaдимир:
Дорогие друзья!
Уважаемые ветераны и гости форума!
С 15 января 2010 года наш ресурс получил этот новый адрес:
Всех, кто имел и имеет отношение к нашему Училищу и его Истории,
всех, кто может и хочет рассказать что- то интересное по этой теме,
ПРИГЛАШАЮ здесь зарегистрироваться!
Начало темы положено на Архивном форуме: Выпускники 1961- 1970г.г. выпуска.
и тут Общая выпусков
Vlnikol:
Выпуск 1967 г.
И еще:
Наши преподаватели и командиры
Samurai:
Газета "Вперед", Московская область, г. Сергиев Посад, 29.06.2009г.
ЮРИЙ КОЗЛОВСКИЙ: "ХОЧУ ЛЕТАТЬ!"
Он подъехал к редакции на хорошей скоростной машине, без усилий вышел из нее и пошел навстречу. Высокий, плечистый, уверенный в себе человек. Судя по размашистой походке, пилот или моряк. И если не знаешь его уникальной биографии, ни за что не догадаешься, что это наш краснозаводский Маресьев. За всю историю отечественной авиации уникумов, что лишились обеих ног и остались в строю, говорят, только четверо. И один из них наш земляк Юрий Валентинович Козловский.
"Я родился на дороге"
Чтобы понять, откуда берутся силы у человека в самые драматические моменты жизни, надо заглянуть в его детство. Юрий Валентинович говорит, что очень похож на маму, которой, к сожалению, уже нет в живых. Только крепкая барышня из подмосковного села и могла выдержать суровую кочевую жизнь в таежном Карымском районе под Читой. Отец Юрия, участник Гражданской войны, строитель и механик, строил дорогу Чита — рудник Хапчеранга. Здесь родились все дети Козловских. В 43-м в селе Ульзутуево появился на свет четвертый, младший — сын Юра.
Отцу довелось повоевать и на фронтах Великой Отечественной. Последнюю весточку семья получила от него уже в Краснозаводске, куда перебралась к сердобольному брату мамы. Отец прислал с фронта большие деньги по тем временам — тысячу рублей, и это помогло Козловским обзавестись собственным углом. Больше от создателя читинской автомагистрали и начальника автобазы Наркомсвязи вестей не было, пропал человек. Кормильцем семьи стал Краснозаводский химзавод.
От баранки до штурвала
Дерзкая мечта о крыльях появилась позже, когда он слушал рассказы двоюродных братьев — военных летчиков да еще появился невероятно романтичный фильм "Звезды на крыльях". А маленький Юра спал и видел, как бы оказаться за баранкой какой-нибудь полуторки. Готов был часами ассистировать в гараже и под машиной, только бы дали подержаться за руль. И в девять лет на коленках соседского шофера мальчишке впервые позволили управлять автомобилем. Подростком он так виртуозно водил любые машины, что школьный учитель спокойно доверял ему вести урок автодела. И потом на заводе ученик слесаря и токаря осваивал станочную технику вдвое быстрей ровесников. А в гараже сватковской птицефабрики в 18 лет слыл опытным водителем, с которым уважительно советовался сам завгар.
В военкомате с призывником долго не церемонились. Положили перед парнем стопку агиток из военных училищ — и закрыли дверь на ключ. Дескать, не выйдешь отсюда, пока не примешь окончательное решение. Когда на пороге появился комиссар, смелый юнец заявил, что не нашел в стопке приглашений главного — в летное училище.
— Так ты надумал идти в летное? — оценил упорство призывника комиссар. — Тогда быстрей отправляйся на медкомиссию. Она еще работает.
В Ейском высшем военном авиационном ордена Ленина училище летчиков претендентов тестировал ученый из Ленинградского института авиационной медицины. Два земляка, прибывшие поступать вместе с ним, срезались на этом психологическом экзамене один за другим. Козловский исследователя явно заинтересовал. Он требовал запомнить сложные комбинации предметов и действий, давал задания сразу для обеих рук и ног, просил прогнозировать вектор движения в разных обстоятельствах. Парень справился со всеми, даже усложненными заданиями, хладнокровно и безошибочно.
— Ну, ты летчик божьей милостью, — заключил исследователь. — Считай, что ты уже курсант.
На экзамене на стол Юрия прилетела чужая шпаргалка. Преподаватель отобрал "шпору" и сурово насупил брови. Это недоразумение могло закончиться выдворением из аудитиории. Но тут он услышал, как давешний психолог посоветовал экзаменатору:
— Отнеси-ка ты ему эту шпаргалку обратно.
У преподавателя на лице было неподдельное изумление. Вмешался сам абитуриент, который доказал, что в шпаргалках не нуждается.
Неудобный курсант
Юрий освоил винтомоторный Як-18, реактивный чешский учебно-тренировочный L-29, на третьем курсе сел за штурвал МиГ-17. Но в тренировочных полетах возникла неожиданная проблема. Его тщедушный инструктор физически не справлялся с перегрузками во время полетов с атлетом Козловским. В какой-то момент наставник просто терял связь с окружающим, и получалось, что курсант управлял самолетом самостоятельно, без страховки старшего. Но вместо того, чтобы честно предупредить об этом казусе руководство училища, инструктор решил избавиться от слишком ретивого курсанта. И по инстанции пошла бумага на отчисление Козловского из летного училища. Однако нашелся человек, который сказал командиру полка Герою Советского Союза полковнику Назарову простые слова:
— Прежде чем отчислять, слетайте с ним сами.
В полете на МиГ-15 Юрий так выполнил все маневры, что командиру захотелось "порулить" самому. Увлекшись воздушной акробатикой, полковник не заметил, как загорелась лампочка аварийного остатка топлива. Курсант спокойно привлек к этому внимание командира и сказал, что приступает к посадке с ходу, без обычных маневров и с имитацией отказа двигателя.
Первая реакция полковника Назарова была: "Ты с ума сошел?" Вторая: "Делай, как знаешь..." Аварийная посадка прошла безупречно, и командир полка нарушил летный этикет. Вопреки правилам он дождался у самолета, когда выберется из кабины курсант, и тут же при всех премировал его внеплановым полетом на реактивном самолете. Группа организаторов полетов обеспечила Козловскому этот коридор.
На выпускных полетах для Юрия приглашали специального инструктора — с такой же косой саженью в плечах, как у него самого. Выполнение всех фигур было признано отменным.
А боевой разворот со сложной траекторией назвали поистине королевским.
Второе рождение, опять в Чите
Шесть лет Козловский прослужил в Германии, в городах Альтес-лагер и Брандт, был заместителем командира эскадрильи и начальником штаба. В небе чувствовал себя в своей стихии, но хотелось еще выше. Пытался попасть в отряд космонавтов, отбор проходил в советском военном госпитале в Германии. Подвел рост, оказался на 1 сантиметр выше предельно допустимых 175.
— Сейчас это уже не препятствие, есть очень высокие космонавты, — говорит Козловский. — А в 66-м этот сантиметр закрыл мне дорогу в космос.
Летная карьера привела в Забайкалье, в летную часть в Джиде. Здесь и произошло самое драматическое событие в его жизни. Замкомандира эскадрильи Козловский был единственным в части летчиком, класс которого позволял летать в облаках. Он и отправился
27 марта 73-го года на одноместном истребителе Су-7Б на разведку погоды. На высоте 10 тысяч метров заметил, что радиокомпас "виляет". Связался с землей, чтобы уточнить координаты, там предложили перейти на другой канал — и связь как отрезало. Ни компаса, ни связи, ни визуальных ориентиров. В плотных облаках да еще ночью он летел практически вслепую.
— Этот сбой связи — несчастный случай, — убежден Юрий Валентинович. — Подряд три перебежчика в те годы улетели на запад вместе с кодами "свой-чужой". Приходилось еженедельно менять коды и радиомаяки, перенастраивать радиостанции. Вот и произошла техническая накладка. Но добавилась и элементарная халатность на пункте управления полетами. Мое приземление в расчетное время должны были отследить. И если этого не произошло, самолет надо искать. А обо мне просто забыли. Я сам потерялся в небе из-за паузы в радиоэфире, да меня еще и на земле потеряли...
Его настойчивые позывные случайно услышал замкомандира полка летчик Марат Тульнов, который в этот момент сам был в полете. Пропажа нашлась, но у Козловского уже горела лампочка аварийного остатка топлива. Тульнов предупредил, что внизу Чита, и надо тянуть, сколько удастся, за пределы города. Юрий сумел отсрочить падение самолета на 40 долгих секунд — это около 8 километров лета.
Когда мелькнули последние огни, до земли оставалось всего 250 метров. Катапульта дает гарантию при резерве высоты в полкилометра. Козловский без всякой автоматики сам срывал фонарь с кабины и даже не стал пристегиваться к катапульте. И в этом ручном режиме выскочил из пикирующего самолета. Парашют раскрылся за секунду до приземления.
Чудо жизнелюбия
— Я сразу понял, что лишился ног, — вспоминает Юрий Валентинович. — Открытый перелом, ступни болтаются. В темноте ощупал свои потери руками, как мог, перетянул вены. Если бы не 20-градусный мороз, добивший ноги, но остановивший кровотечение, меня бы уже не было...
С перебитыми ногами, в дикий холод он полз по тайге трое суток на звук дороги. Потом узнал, что, теряя силы и сознание от кровопотери и боли, преодолел 7 километров! И все-таки выбрался к автостраде.
С чудовищными ранами ухитрился преодолеть сплошной забор, ограждавший шоссе. Чтобы пролезть под ним, сумел стащить с себя комбинезон, а на другой стороне — одеть все, что осталось от формы. Последнее, что успел сделать, пока сознание окончательно его не покинуло, — упираясь ножом, забраться на ближайшее возвышение. Верил до последней минуты сознания, что найдут. К счастью, в это верил еще один человек — пилот вертолета Роберт Волков. Они даже не были лично знакомы, но спасатель как чувствовал, что отыщет Козловского.
Больше трех суток в морозы и с жуткими ранами никто бы не продержался. Официально поиски прекратили. Но Волков выпросил у командования еще один день на поиски летчика. И увидел, наконец, распластанное тело на пригорке у пустой дороги, закрытой на ремонт. Его доставили в госпиталь с температурой тела 33,2 градуса. Никто не верил, что после таких испытаний можно выжить, а он держался неведомо на чем.
Несколько раз летчика навестил в палате главком ВВС СССР, начальник госпиталя дежурил у кровати. Каждое утро в реанимации начиналось с вопроса врачей, в котором были изумление и восхищение: "Ты еще жив?!" Кажется, медики сами не понимали, как этот 30-летний парень умудряется цепляться за жизнь.
— Ты все равно умрешь, — сорвалось как-то у одного хирурга.
— Я выживу, даже не сомневайтесь, — отвечал чуть живой летчик.
В палате безотлучно были мама и сестра, приехавшие из Краснозаводска.
Сбежал из больницы без ног
Влажная гангрена не оставляла никаких шансов на спасение ног. В Читу откомандировали знаменитого хирурга, но из-за непогоды он застрял в Новосибирске. Первую ампутацию провели врачи госпиталя, медлить было нельзя. Потом будет еще две ампутации. Врачи были рады, что спасли упорному пациенту колени. Два года лечения в столичных клиниках, больше 20 операций, осложнения на суставах, пересадки кожи, кровавые подтеки на первых протезах. И... побег на такси из больницы с чужими протезами в специализированный санаторий в Сочи. Где он тут же лицом к лицу столкнулся с полковником Орловым из Военно-медицинской академии имени Кирова, который спасал ему ноги. Тот был настолько потрясен жизнелюбием и неукротимой энергией своего беглого пациента, что вместо выволочки распорядился выделить ему служебную машину на время отпуска в санатории.
"Еще полетаем!"
Ему присвоили майора и обещали найти работу в полку. Но он предпочел прозябанию где-нибудь в военной канцелярии новую жизнь. Все два года лечения он был на довольствии и получал воинское содержание. Как узнал позже, история с потерянным самолетом, которая едва не стоила жизни ему и могла привести к многочисленным жертвам в Чите, получила продолжение. Весь командный состав Забайкальского полка разбросали по другим гарнизонам, в часть пришли новые люди.
Он восстанавливал силы у матери в Краснозаводске, когда произошли важные для него события. Во-первых, 32-летний холостяк встретил, наконец, спутницу жизни. Имя у нее чудесное и очень подходящее — Надежда. О летчике, который пожертвовал собой, чтобы спасти от катастрофы город, и история болезни которого — пример личного героизма, рассказала сначала военная газета "Красная Звезда", а потом и "Комсомольская правда". Вскоре Козловского и его молодую жену пригласили на вручение высшей награды советского комсомола — ордена "Знак Почета".
Есть у него орден "За службу Родине в Вооруженных Силах СССР" III степени. Эту награду военное начальство вручило летчику почти тишком. Приехал из Москвы генерал и в пустом дворе Загорского военкомата, потупив глаза, быстро вручил Козловскому коробочку с орденом. Военные люди считают, что его профессиональный и личный подвиг заслуживают большего. Союз ветеранов Афганистана принял решение обратиться к президенту России с ходатайством о присвоении Юрию Козловскому звания Героя России. Военные, что прошли Афганистан, считают так: как находят спустя десятилетия своих обладателей ордена и медали Великой Отечественной и современных локальных войн, так и эта награда должна найти героя.
Ему еще дважды пришлось начинать жизнь сначала. Почти полтора десятка лет проработал на авиационном заводе — в ОКБ им. Сухого в специализированной лаборатории искусственного сердца. И был уже в должности замначальника спецлаборатории, когда завод-институт обанкротился. Хотел открыть свою пекарню, но малое производство придушили назойливой опекой и налогами. Сейчас деятельный военный пенсионер работает заместителем гендиректора фонда "Московский ветеран". На медкомиссиях Козловский неизменно доказывает, что способен полноценно трудиться. У него, например, есть "окончательная бумага" из института протезирования, что имеет право водить обычную машину и даже управлять грузовиком.
Спрашиваю у Юрия Валентиновича, чего ему хочется больше всего? Он, не задумываясь, отвечает: "Летать!" Если не в кабине самолета, то под куполом парашюта. Он прыгал в прошлом году и совсем недавно. Пока в тандеме с инструктором. Но у него есть план прыгнуть без посторонней помощи. Даже специальную методику разработал, как это сделать на протезах. А уж если он что задумал, будьте уверены, выполнит обязательно.
Светлана АНИКИЕНКО
Фото Алексея СЕВАСТЬЯНОВА
Статью прислал выпускник 1965 года Владимир Курилов.
А Юрий Козловский, предположительно, выпускался на год позже.
В статье допущены некоторые неточности в описании того рокового полёта, но главное- человек оставшись без обеих ног победил себя и болезнь!- это чистая правда! %26 %26 %26
Элен:
Да...вот это сила воли..и русский характер!Браво!
Виктор Лукашов:
Козловский Юрий Валентинович
Капитан Козловский катапультировался с аварийной машины над забайкальской тайгой в морозный мартовский день. В момент приземления купол парашюта, зацепившись за деревья, погас, и при ударе о каменистый склон сопки летчик сломал обе ноги. Оказалась разбитой и радиостанция аварийной сигнализации, на голос которой мог быстро прийти спасательный вертолет.
Еще потрясенный случившимся и оглушающей болью, он при первом звуке спасательного вертолета быстро зажег сигнальную дымшашку, но порыв ветра прижал дым к земле. Затем дым всосался в кроны, они поглотили его, и винтокрылый спасатель прошел стороной. Так изначальная беда потянула за собой зловещую цепь последствий...
Мгновенно оценивать всякую ситуацию - профессиональное свойство военного человека, летчика - в особенности. Козловский своими глазами видел безбрежие горной тайги, знал, как нелегко будет заметить его с вертолета на бесснежных каменных склонах, заросших деревьями. Еще сложнее окажется задача наземных поисковых групп - ведь он, беспомощный, не в силах даже разжечь большой костер, дым которого
облегчил бы задачу людей, искавших его. Ждать? Но сколько продлится ожидание? И сколько может выдержать на тридцатиградусном морозе неподвижный, истекающий кровью человек? Он этого не знал. Он знал другое: жить - действовать, И в то время пока размышлял, руки его бинтовали открытые переломы ног.
Юрий Козловский решил сам идти навстречу людям - в сторону шоссе, которое видел с неба. Идти... В сущности, для того, чтобы двигаться, у него оставались только руки...
Сильные руки Юрия выразительны, как у всех профессиональных летчиков, - нет такой воздушной ситуации, которую истребитель не изобразил бы с помощью рук. Эти руки сумеют выточить сложную деталь на умном станке и ггоовести автомобиль через распутицу - до армии Юрий работал токарем и шофером, сейчас тоже любит повозиться с металлом, а машина у него своя. В высшем военном училище, затем в авиационном полку эти руки с одинаковым блеском умели выводить тончайшие чертежи на ватмане и поднимать в стратосферу сверхзвуковую машину, сработанную из стали и огня, мгновенно находили нужную точку в ее кабине, где непривычный глаз безнадежно заблудится в "джунглях" индикаторов, шкал, кнопок, кранов и тумблеров. Руки рабочего, воина, инженера - какая задача им непосильна? Только человек с большим интеллектом может владеть такими руками, и ведь не случайно после увольнения Юрия в отставку его приняли на должность инженера-конструктора в лабораторию, где создают сердце!
Вооруженный этими вот руками да собственной волей, Козловский вступил в борьбу с пространством и стужей, болью и физическим бессилием от потери крови, жаждой и голодом, с каменистыми хребтами и заледенелыми колючими зарослями, с сотнями других непредвиденных препятствий и грозных обстоятельств, которые неизбежно встают на пути человека в его положении, с минутами отчаяния, развинчивающего волю, со сном, который на морозе грозит смертью. Борьба длилась трое суток, пока поисковая группа обнаружила его уже на шоссе. Ему в тысячу раз легче было бы погибнуть - стоило лишь позволить себе уснуть, но для Юрия Козловского прекратить даже на миг беспощадную битву со смертью означало совершить нравственное предательство, нарушить свой долг. И он прав.
Нет, капитан Козловский не был безоружен в столкновении со своей бедой.
Юрия поддерживала вся мощь духовных связей с народом, которому он служил, перед которым отвечал за каждый свой шаг. Может быть, и неосознанно, но в своем долгом и жестоком поединке со смертью он следовал характеру своего народа, характеру армии, его воспитавшей. А черты этого характера, как известно, полнее всего выражают герои, которых народ и армия выбирают для себя.
У Юрия Козловского тоже есть любимые с детства герои, с ними он не расстается доныне, И, конечно, среди них - один из самых прославленных наших летчиков Алексей Маресьев. Дело не в том, вспоминал или не вспоминал Козловский Маресьева, когда пробивался навстречу людям, навстречу своему подвигу. Всякий героический пример, однажды потрясший молодое сердце силой и человеческим благородством, навсегда остается частью нашего сознания, нашей жизни, а в критический миг становится прямым руководством к действию. Маресьев жил в капитане Козловском, как жили в нем Гастелло и Талалихин, Покрышкин и Кожедуб, - все, на чьих подвигах он и его сверстники воспитывались в школе, в училище, в полку. Случись неладное в небе - он бы решительно пошел на таран, бросил самолет на вражеский объект, прикрыл собой командира. Но ему выпала доля Маресьева, и он принял ее как воин...
Люди, найдя его, обмороженного, едва дышащего, с каменно стылыми
переломанными ногами, начали целую битву за его жизнь и здоровье. Она оказалась не легче той, что вел он среди таежных сопок, и длилась целых три года. И все это время, когда за него самоотверженно бились лучшие военные врачи, вооруженные современной медицинской наукой и техникой, когда у постели вместе с медиками дежурили мать и сестра, когда десятки знакомых и незнакомых людей старались выразить ему свое участие и поддержку, капитан Козловский вовсе не был простым "объектом" спасительных усилий для его целителей. Врачи признавались, что он заражал их своим стоическим терпением, мужеством и оптимизмом. Рядом с ним оживали и поправлялись даже безнадежные больные. Впрочем, и его самого поначалу сочли безнадежным даже иные повидавшие виды доктора. Но человек в единении с людьми, согретый всей силой человеческой любви и товарищества, снова разорвал кольцо смерти. Чудо свершилось - Юрий Козловский живет, ходит по земле рядом с нами, работает.
Юрий Козловский трудиться в Москве, в лаборатории исследований и разработки искусственного сердца.
Владимир Возовиков, Владимир Крохмалюк. На рассвете
Выдвигающая организация: Фонд А.П.Маресьева
Навигация
Перейти к полной версии