Памяти погибших под Донецком 25 мая 1984 года25.05.84 под Донецком, в наборе высоты после взлета из Жданова, из-за выхода на нерасчетные перегрузки разрушился в воздухе самолет Ту-134Ш 2350202 ВВВАУШ.
Виновником внезапно возникшей в полете раскачки по курсу и крену был демпфер рысканья ДР-134М, на 12-й минуте полета начавший знакопеременные отклонения руля направления с нарастающей амплитудой (вплоть до 19 градусов), что привело к нарастающим перегрузкам, за 38 секунд вышедшим за пределы ограничений и разрушившим самолет.
Сбой в работе ДР-134М вызван переходом на основную шину переменного тока 36 вольт резервного преобразователя ПТ-1500Ц, давшим на нее ток с неправильным чередованием фаз, поскольку при капремонте на АРЗ в/ч 73837 в Челябинске было допущено перепутывание двух проводов на клеммах его контактора.
Самолет налетал после ремонта около 1000 часов, при которых потребности в переключении с основного на резервный ПТ-1500Ц в полете не возникало. Он не раз проходил и ТО, при котором брак челябинцев не был выявлен.
Коварное перепутывание фаз переменного тока 36 вольт на резервном преобразователе, крайне опасное для автоматов управления, имело место и на горьковском Ту-154, но экипаж успел разобраться в причинах раскачки до выхода самолета на разрушающие перегрузки.
После катастрофы 2350202 на всех модификациях Ту-134 сделали то, что надо было сделать еще при проектировании электросистемы: доработкой наконечников исключили возможность перепутывания проводов на клеммах.
Помимо служебной информации, это случай честно и самокритично описан Главным конструктором Ту-134 Л.Л. Селяковым в его книге "Человек, среда, машина. Записки авиаконструктора"
Погибли экипаж опытного командира В.Сюткина и единственный пассажир - начальник училища генерал-майор авиации Ю.Марченко. ...