Автор Тема: История ЕВВАУЛ. Вопросы и ответы  (Прочитано 83245 раз)

0 Пользователей и 2 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн Samurai

  • Ветеран форума
  • *****
  • Сообщений: 10680
  • Предупреждения 0
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • Информационный ресурс
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai
Re: История ЕВВАУЛ. Вопросы и ответы
« Ответ #435 : 25 Август 2017, 20:55 »
Спасибо за информативный ответ. Интересно, но - увы, вопреки ожиданиям, ясности в интересующий меня вопрос не внёс. Я пытаюсь прояснить неясности в биографии А.П.Светогорова. выпустившегося с Молоковым в 1924 г, но который на сайте выпускников ЕВВАУЛ числится в выпуске 1923 года. Но это - не единственный спорный момент. В числе прочего, меня интересует, почему в 1925 г. его направили в "Стрельбом". Размещённая Вами выше информация об откомандировании "малограмотных" инструкторов вроде бы расставила всё на свои места и эта причина представилась вполне логичной. Хотя, всё равно непонятно, почему морского лётчика отправили не в какой-нибудь гидроотряд, а в сугубо сухопутную школу.  Но вот в Вашем ответе фраза про прогон инструкторов через курсы высшего пилотажа снова восстанавливает статус кво. Т.е. возвращает к прежней неопределённости. То ли его в Серпухов списали из-за недостаточной теоретической подготовки, то ли направили совершенствоваться в пилотаже и обучаться бою. Второе, правда, не исключает первого, но если его направили с целью совершенствования, то возникает новый вопрос - почему тогда не вернули в Севастополь?  У Вас по нему нового ничего не появилось? То, что Вы выкладывали в теме про полярную авиацию я всё прочёл.
И в завершение ещё вопрос - согласно приведенным Вами цифрам о количестве выпускников по годам, в 1923 выпуска не было. Это не опечатка?

Расставляю всё по своим местам.
Подготовка лётного состава морской авиации - это мой конёк. Я с этим просто постоянно разбираюсь и всё расставляю по полочкам. И каждый день почти что открываю что-нибудь новое.

Так вот с 1920 по 1924 год происходил затянувшийся процесс передачи МА в ВВС (ранее Главоздухфлот). МА в подчинении флотов осталась только в оперативном подчинении, ну, там и часть специального имущества шла через тыл ВМФ (службы портов). Правда позднее флот стал постепенно возвращать свои права, и в 1935 году МА вновь подчинили УВМС.

Таким образом, и наша школа в Севастополе в 1920-е гг. подчинялась не ВМФ, а ВВС, прямо таки товарищу П.И. Баранову. А в оперативном отношении ВВС ЧМ.

Так что ничего удивительного в том, что квалификацию повышали в общих школах ВВС. Кстати, Стрельбом образован в 1921 году, и в Положении о школе прямо сказано, что в ней будут готовить лётчиков сухопутной и морской авиации.

Стрельбом - это такой прообраз будущих учебных центров, где учили боевому применению.

И Мырсов, кстати, тоже прошёл через Стрельбом, даже фотография его имеется из Серпухова с соответствующей дарственной надписью 1926 г.

Были курсы высшего пилотажа и на Каче. Например. М.М. Сергеев обучался на Каче, как и многие другие.

Осваивать "фигурный" пилотаж на гидросамолётах невозможно, они не пилотажные. Будет закономерным вопрос, мол, зачем же лётчику гидросамолёта такой пилотаж. Чтобы вообще почувствовать самолёт, как машину, т. с. на практике познать законы аэродинамики, и всё такое прочее.

Кроме того, в 1920 г. расформировали специальную морскую школу высшего пилотажа в Красном селе. Там тоже обучали на сухопутных самолётах. Новую открывать было не рентабельно, МА была крайне малочисленной. Вот и учили в общих школах.

В Стрельбом отправляли не по малограмотности, а для повышения квалификации, хотя одно другого не исключает. Малограмотность в авиационных делах устраняли теоретической подготовкой, которая предшествовала любому практическому обучению.

Например, до поступления в любую лётную школу в то время надо было сначала окончить Теоретическую школу. Но при этом и в лётной школе были краткие теоретические и практические занятия в классе, предварявшие допуски к полётам, или происходившие параллельно.

В Стрельбом направляли не только инструкторов. А почему не вернули в школу, ну, наверно, не нужно было уже, штатные единицы были заняты. А может, сам просился в строевую часть флота, хотел летать на боевых, а не нянчиться с курсантами. А может. не сильно талантлив был как педагог, такое тоже случается. А может, жалование не устроило. Очень много может быть причин, но ничего странного в этом нет.

В 1923 году действительно выпуска не было, по крайней мере по официальным данным. Но могло быть, например, так: экзамены сдал в конце 1923 г., а группа "растянулась", последние сдавали экзамены уже в 1924 г. Такое случалось и в последующие годы и не раз. Ну, а диплом получали под один приказ все вместе. А может, просто кто-то перепутал. А ещё может быть и так: в 1923 году выпустился на учебном самолёте, а в 1924 году - на боевом. Инструктора разные. Иногда и группы сколачивались заново для боевых.

Я документы Светогорова (личное дело, или автобиографию) в архиве не поднимала. Характеристик его не читала. Всё, что я на форуме размещала, накопала по и-нету. Откуда кто взял, что он в 1923 году окончил, сказать не могу.

Я в 2015 году вообще с большим трудом разобралась с учётом выпусков в школе. Это целое дело! Выпуск "выпуском" назывался с момента набора, и эти "выпуски" с 1925 года нумеровались, после чего выпуск 1924 г. был назван "нулевым".

Набирали не раз в году, а несколько групп. И в одном году могло быть набрано несколько "выпусков". В "выпусках" могло быть разное количество учеников. Допустим, направили из пехотной школы 8 человек - вот тебе один "выпуск". Направили из того же ВМУ 12 человек - вот тебе другой "выпуск". Третьих прислали, например, из Теоретической школы - третий "выпуск". И все в один год набраны, но предварительная подготовка у всех разная, группы разные, и каждая - свой "выпуск".

Причём, например, 13-й "выпуск" вообще не выпускался. Его расформировали очень быстро, т.к. из группы большое количество курсантов отчислили, кого за неуспеваемость, кого за поведение. А кого оставили - распихали по другим "выпускам". Документы, списки и приказы видела своими глазами.

Но в 1923 году официально не выпустили ни одного курсанта. Вероятно, потому, что соответствующих наборов в 1922 г. не было. Что произошло из-за организационной неразберихи с передачей из ВМФ в ВВС и проблем со штатами и финансированием.

У меня вся эта бодяга описана в книге к 100-летию училища, которая была издана в 2015 году. Там всё подробно.  %6
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Кара

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 9
  • Предупреждения 0
  • Пол: Мужской
  • Праздношатающийся
    • E-mail
Re: История ЕВВАУЛ. Вопросы и ответы
« Ответ #436 : 26 Август 2017, 01:42 »
Спасибо за справку. Из неё понял, что применительно к событиям 90-летней давности, строить  гипотезы основанные на логике, весьма опрометчиво вообще, а в отношении Светогорова - в частности. О котором информация у меня - тоже в основном из сети. Очень неясная и противоречивая. Вот с первой  неясностью пытаюсь разобраться.
Не мешай летать железу!

Оффлайн Samurai

  • Ветеран форума
  • *****
  • Сообщений: 10680
  • Предупреждения 0
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • Информационный ресурс
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai
Re: История ЕВВАУЛ. Вопросы и ответы
« Ответ #437 : 26 Август 2017, 05:55 »
Спасибо за справку. Из неё понял, что применительно к событиям 90-летней давности, строить  гипотезы основанные на логике, весьма опрометчиво вообще, а в отношении Светогорова - в частности. О котором информация у меня - тоже в основном из сети. Очень неясная и противоречивая. Вот с первой  неясностью пытаюсь разобраться.

Абсолютно правильный вывод!
И не только к событиям 90-летней давности.

Додумывать логически историю опрометчиво. Т. е. своя логика имеется, но пока ты не знаешь, чем именно она обусловлена, проинтуичить это не возможно.

Например, сколько угодно случаев, когда номера частей менялись местами. Так во время ВОВ 58-я разведывательная эскадрилья ВВС КБФ стала 44-й, а 44-я эскадрилья была переименована в 58-ю. Причём обе входили в 15-й разведываетельный полк. Если этого не знать точно и наверняка, то так и будешь думать, что 44-я образца 1941 г. - это то же самое, что и 44-я образца 1945 г., то же и о 58-й. А вот и нет!  ;D

В истории желательно всё знать наверняка. Но никакой жизни не хватит самостоятельно всё раскопать в архивах. Приходится опираться на работы других авторов. %7  %56
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Кара

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 9
  • Предупреждения 0
  • Пол: Мужской
  • Праздношатающийся
    • E-mail
Re: История ЕВВАУЛ. Вопросы и ответы
« Ответ #438 : 27 Август 2017, 01:01 »
Например, сколько угодно случаев, когда номера частей менялись местами.
Это ещё в начале 30-х такое начало практиковаться. Когда некоторые бригады были переброшены на восток, а на прежнем месте сформированы новые, но с теми же названиями.  И не только у нас. Люфваффе тоже играло в такие игры. Не иначе, чтоб шпионов ввести в заблуждение.
58-я разведывательная эскадрилья ВВС КБФ стала 44-й, а 44-я эскадрилья была переименована в 58-ю. Причём обе входили в 15-й разведываетельный полк. Если этого не знать точно и наверняка, то так и будешь думать, что 44-я образца 1941 г. - это то же самое, что и 44-я образца 1945 г., то же и о 58-й. А вот и нет!
Вот кстати интересно. Эти отдельные эскадрильи, войдя осенью  1941 в качестве подразделений в 15 омрап, утратили статус частей. Но в интернетных и прочих публикациях их продолжают именовать под прежними номерами. Так быть не должно. Видели ли Вы какие архивные документы 15-го полка после ноября 41-го?
Не мешай летать железу!

Оффлайн Samurai

  • Ветеран форума
  • *****
  • Сообщений: 10680
  • Предупреждения 0
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • Информационный ресурс
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai
Re: История ЕВВАУЛ. Вопросы и ответы
« Ответ #439 : 27 Август 2017, 08:28 »
Вот кстати интересно. Эти отдельные эскадрильи, войдя осенью  1941 в качестве подразделений в 15 омрап, утратили статус частей. Но в интернетных и прочих публикациях их продолжают именовать под прежними номерами. Так быть не должно. Видели ли Вы какие архивные документы 15-го полка после ноября 41-го?

Нет, первая попытка создания единого полка произошла до войны. Но дело накрылось. Считаю, из-за того, что при неустойчивой связи сложно было из единого центра управлять разбросанными эскадрильями. А эскадрильи вновь стали отдельными.

Хотя полк неоднократно реорганизовывался, но до переформирования весной 1943 г. все эскадрильи продолжали оставаться отдельными частями. И отчётность велась отдельно. Причём некоторые части формально входили в состав полка, а некоторые эскадрильи были оперативно подчинены. И тем не менее до 1943 г. все они были отдельными частями. А 15-й полк был чем-то вроде бригады - соединением отдельных частей.

В 1943 г. полк переформировали. Эскадрильи в него входившие стали неотдельными. Отчётность ИАС и пр. велась единым управлением. Но неформально эскадрильи сохраняли свою автономность и даже номера, чему способствовала их специализация - одно, традиции - другое. Эскадрильи - дальнеразведывательная, ближнеразведывательная, ещё одна ближнеразведывательная и позднее - смешанная, куда свели всё остальное, включая сверхштатные самолёты.

Исторический очерк я составила к 75-летию полка в 2013 г. (впервые!). Он нигде не опубликован пока, придерживаю. Очень коротко эту историю я изложила в книге "Небо Ораниенбаума" (около 1/5 по объёму). Примерно то, что в книге, имеется вот в этом ролике:

<a href="https://www.youtube.com/v/XyKLcDPrvzU" target="_blank" class="new_win">https://www.youtube.com/v/XyKLcDPrvzU</a>
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Кара

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 9
  • Предупреждения 0
  • Пол: Мужской
  • Праздношатающийся
    • E-mail
Re: История ЕВВАУЛ. Вопросы и ответы
« Ответ #440 : 27 Август 2017, 18:38 »
Спасибо. Ролик, правда, не загрузился.
А раз Вы писали исторический очерк к юбилею 15-го полка, то может проясните такой момент: 58-я эскадрилья была волнового управления. До какого времени она могла использоваться по прямому назначению? Имею ввиду наличие как бортовой аппаратуры, так и катеров.
И ещё. Выше Вы писали, что
с 1920 по 1924 год происходил затянувшийся процесс передачи МА в ВВС (ранее Главоздухфлот). МА в подчинении флотов осталась только в оперативном подчинении
В перечне фондов авиации Черноморского флота https://rgavmf.ru/spravochniki-po-fondam/spravochnik-po-fondam-chernomorsk-flot-1917-1940/chernomorskiy-flot-aviaciya в полных названиях частей и после 1927 г. присутствует указание на принадлежность: Морских Сил Черноморского Флота. По другим флотам - аналогично. Как это соотносится с принадлежностью к УВВС РККА?
И ещё
Были курсы высшего пилотажа и на Каче.
Они были самостоятельными (отдельным военно-учебным заведением) или в составе 1-й ВШП?
Не мешай летать железу!

Оффлайн Yu507

  • Ветеран форума
  • *****
  • Сообщений: 3277
  • Предупреждения 0
  • Пол: Мужской
  • Юра
  • Скайп: Yurick507
Re: История ЕВВАУЛ. Вопросы и ответы
« Ответ #441 : 27 Август 2017, 20:21 »
Ролик, правда, не загрузился.

Ткнуть в ролике внизу справа на символ Ютьюба
Ролик откроется в Ютьюбе.
Там в строке адреса будет примерно вот так:
https://www.youtube.com/watch?v=XyKLcDPrvzU
Зайти в эту строку и перед словом youtube поставить две буквы s. получится вот так:
https://www.ssyoutube.com/watch?v=XyKLcDPrvzU
Нажать Ентер.
Должно получиться.

Оффлайн Samurai

  • Ветеран форума
  • *****
  • Сообщений: 10680
  • Предупреждения 0
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • Информационный ресурс
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai
Re: История ЕВВАУЛ. Вопросы и ответы
« Ответ #442 : 27 Август 2017, 22:33 »
Спасибо. Ролик, правда, не загрузился.
А раз Вы писали исторический очерк к юбилею 15-го полка, то может проясните такой момент: 58-я эскадрилья была волнового управления. До какого времени она могла использоваться по прямому назначению? Имею ввиду наличие как бортовой аппаратуры, так и катеров.
И ещё. Выше Вы писали, чтоВ перечне фондов авиации Черноморского флота https://rgavmf.ru/spravochniki-po-fondam/spravochnik-po-fondam-chernomorsk-flot-1917-1940/chernomorskiy-flot-aviaciya в полных названиях частей и после 1927 г. присутствует указание на принадлежность: Морских Сил Черноморского Флота. По другим флотам - аналогично. Как это соотносится с принадлежностью к УВВС РККА?
И ещёОни были самостоятельными (отдельным военно-учебным заведением) или в составе 1-й ВШП?

Вот простая ссылка на ролик:
https://www.youtube.com/watch?v=XyKLcDPrvzU


Что касается 58-й эскадрильи, я именно в технические вопросы не вникала. 15-й ОДРАП хоть и один из моих любимых и хорошо мне известных, но всё же он - один из. А занимаюсь я не глубоко техническими вопросами, а организацией и строевым составом, причём всей МА за более, чем 100 лет. А ещё более предметно учебными заведениями.

Но насколько я могу понять, всё это дело с торпедными катерами накрылось медным тазом после того, как разогнали Остехбюро. И уже в Советско-финляндскую кампанию, тем более позднее, вопрос этот не поднимался. Потому, куда делось оборудование, как оно выглядело, не могу сказать. 58-я эскадрилья работала как обычная разведывательная, а потом экипажи выполняли транспортные перевозки и привлекались к ночному бомбометанию, как и остальные МБР-2.

Эскадрилья была развёрнута из отряда, оперативно подчинённого бригаде торпедных катеров. Так вот в этот отряд никто не хотел идти, лётчики отряда жаловались, что у них нет карьерного роста. Осваивали они это волновое управление, естественно, никто их отпускать не хотел, чтобы новых не учить. Волновиков же там считанное количество было. Вот они и застревали. 

Цитировать
Как это соотносится с принадлежностью к УВВС РККА?

Причудливо - это если коротко.  ;D
В оперативном-то отношении подчинялись флотам.

Кстати говоря, весь флот в те дремучие времена являлся составной частью РККА. И так и назывался - ВМС РККА.

Вот морская авиация ему подчинялась в оперативном отношении.

А учебными заведениями занимались УВВС.

Морская авиация всегда стояла одной ногой в ВМФ, другой в ВВС. Только в разные времена, когда в одну сторону больше, когда в другую.

А как было после 1956 г., когда морские училища передали вновь в ВВС. 
Хотя некоторые авиационные училища имели даже морские кафедры, производили морские выпуски.
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Цымбал Андрей

  • Форумчанин
  • ***
  • Сообщений: 289
  • Предупреждения 0
  • Пол: Мужской
  • Кисловодск. Санаторий.
    • E-mail
  • Год выпуска: 1985
  • Скайп: TsymbalAV
Re: История ЕВВАУЛ. Вопросы и ответы
« Ответ #443 : 23 Октябрь 2017, 11:20 »
Увидел фото Як-18 1953 года с подписью:
"Ейское ВМАУ .
Из надписи на обратной стороне:
ВМАУ, Котлы...первый самостоятельный полёт 16.06.53."
Выложил Григорий Рябоконь, из семейного архива. Здесь: https://russianplanes.net/id220183

Посмотрел в нашей книге, стр. 225: "В целях оптимизации обучения лётных кадров ... было решено реорганизовать систему авиационных училищ. В 1952 г. были сформированы училища первоначального обучения: 93-е ВМАУ ПО (п. Лебяжье Ленинградской области), и 94-е ВМАУ ПО (г. Куйбышев). Курсанты первый год обучались в этих училищах и проходили лётную подготовку на Як-18, затем переводились в ВМОЛАУ им. Сталина в Ейск или в ВМАУ им. Леваневского в Николаев."
Аэродром Котлы входил в состав 93-го ВМАУ.

« Крайнее редактирование: 23 Октябрь 2017, 22:42 от Цымбал Андрей »
  " ...  Кто хоть однажды видел это, Тот не забудет никогда! ... "

Оффлайн Цымбал Андрей

  • Форумчанин
  • ***
  • Сообщений: 289
  • Предупреждения 0
  • Пол: Мужской
  • Кисловодск. Санаторий.
    • E-mail
  • Год выпуска: 1985
  • Скайп: TsymbalAV
Re: История ЕВВАУЛ. Вопросы и ответы
« Ответ #444 : 23 Октябрь 2017, 22:24 »
Ещё фото (МиГ-15УТИ) из семейного архива Григория с подписью "19.11.55 года день госэкзаменов Н. Минская":

https://russianplanes.net/id220253

« Крайнее редактирование: 23 Октябрь 2017, 22:42 от Цымбал Андрей »
  " ...  Кто хоть однажды видел это, Тот не забудет никогда! ... "

Оффлайн Цымбал Андрей

  • Форумчанин
  • ***
  • Сообщений: 289
  • Предупреждения 0
  • Пол: Мужской
  • Кисловодск. Санаторий.
    • E-mail
  • Год выпуска: 1985
  • Скайп: TsymbalAV
Re: История ЕВВАУЛ. Вопросы и ответы
« Ответ #445 : 24 Октябрь 2017, 06:56 »
Ростовская область, город Батайск.
В авивиагородке, напротив клуба, установлен памятник МиГ-21бис, посвящённый воинам-авиаторам в честь 40 летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. По бокам памятника установлены 2 стелы, на которых перечислены Герои Советского Союза - выпускники Батайского ВАУЛ:
Дважды Герои Советского союза: список 5 фамилий;
Герои Советского Союза: список 98 фамилий.
В парке Авиаторов установлен пилон с текстом "Слава героям лётчикам!" и памятной табличкой, на которой перечислены Герои Советского Союза - выпускники Батайского ВАУЛ.

 
« Крайнее редактирование: 24 Октябрь 2017, 09:29 от Цымбал Андрей »
  " ...  Кто хоть однажды видел это, Тот не забудет никогда! ... "

Оффлайн Кара

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 9
  • Предупреждения 0
  • Пол: Мужской
  • Праздношатающийся
    • E-mail
Re: История ЕВВАУЛ. Вопросы и ответы
« Ответ #446 : 03 Декабрь 2017, 09:29 »
Я документы Светогорова (личное дело, или автобиографию) в архиве не поднимала. Характеристик его не читала. Всё, что я на форуме размещала, накопала по и-нету. Откуда кто взял, что он в 1923 году окончил, сказать не могу.
Но его фамилия в списках выпускников какого года можете сказать? 1924? Или пофамильно первые выпуски Вы не отслеживали?
Не мешай летать железу!

 


Статистика посещений Карты посещений сайта