1989г. (продолжение).
19 апреля 1989г. авария вертолёта Ка-25, БПК «Адмирал Исаченков», КВ к-н Гиматдинов Р.В.
ДСМУ. Экипаж выполнял пятый тренировочный полет с корабля на «ходу» по «большой коробочке». После выполнения 3-го разворота летчик довернул в сторону корабля на Н=80-100м. После доворота снизился до Н=20-30м. На удалении 800-900м от корабля продолжил дальнейшее снижение до Н=2-5м. Некоторое время находился в горизонтальном полете, а затем, зацепившись передними колесами за водную поверхность, вертолет скапотировал по направлению полета и затонул. Экипаж спасен катером БПК, жив, имеет травмы конечностей.
Причинами ЛП явились:
- неудовлетворительная организация полетов с БПК,
- личная недисциплинированность командира вертолета.
1 мая 1989г. катастрофа самолёта Ан-2Р.
С борта самолета разбрасывались листовки во время празднования 1 мая. Сделав первый проход над площадью, где проходила демонстрация, экипаж, по-видимому, решил, что из-за сильного ветра листовки снесет в сторону, и на втором заходе пилот снизился ниже минимально безопасной высоты. Во время разворота с избыточным креном на низкой высоте в условиях порывистого ветра самолет задел верхушки деревьев, упал на землю в п.Сеченово Горьковской области и загорелся. 5 человек погибло.
При падении был поврежден и полностью сгорел деревянный торговый ларёк. Сопутствующий фактор - в крови пилотов был обнаружен алкоголь.
13 мая 1989г. катастрофа самолёта Як-52.
Столкнулся с землёй близ г.Арсеньев Приморского края и разрушился, 2 человека погибли.
20 мая 1989г. осуществлён перелёт в Турцию с аэродрома Цхакая из дежурного звена на самолёте МиГ-29, лётчик к-н Зуев М.
Зуев усыпил бдительность летчиков дежурного звена, предложив дежурной смене торт со снотворным, перерезал телефонные кабели, ранил часового и, взлетев, попытался обстрелять стоянку полка из пушки, но безуспешно, сработала блокировка пушки. Посадка была произведена на одном из турецких аэродромов. Самолет был возвращен через несколько дней, а летчик-террорист получил политическое убежище в США.
10 июня 2001г. предатель Зуев погиб в ЛП, столкнувшись с землёй на Як-52 в 160км севернее г.Сиэтл, США.
2 июня 1989г. авария самолёта Ту-22М3, аэродром Дягилево, КК Кузьмин А.
Экипаж переучивался в ЦБП Дягилево (Рязань), лётчик-инструктор п-к Борисенко. Ночь, ПМУ. При выполнении полёта из-за неграмотных действий с арматурой кабины произошла остановка двигателей на Н=3100м. Экипаж катапультировался благополучно, но штурман-оператор при посадке повредил руку, запутавшись стропами за дерево. До приезда команды ПСС штурман не смог самостоятельно освободиться от строп, рука была пережата и кровоснабжение в ней было нарушено. В госпитале провели несколько операций, руку пришлось ампутировать, причём дважды, из-за начавшейся гангрены, но это не помогло, через 11 дней он скончался.
Причина - по заданию необходимо было выполнить остановку правого двигателя, но в связи с несогласованностью в экипаже выключили генераторы левого двигателя, после чего правый двигатель был выключен. Аккумуляторная батарея разрядилась и запуск двигателей стал невозможен.
Т.к. штурман-оператор скончался через 11 дней, лётное происшествие классифицировали как авария. Самолёт к моменту ЛП налетал 70 часов.
8 июня 1989г. авария самолёта МиГ-29, аэродром Ле-Бурже (пригород Парижа, Франция), лётчик-испытатель Квочур А.Н.
При завершении демонстрационного полета на авиасалоне во время горизонтального прохода над ВПП на предельно малой скорости, 180км/ч и высоте 160м, из-за отказа правого двигателя и мгновенно возникшего разворачивающего момента самолёт потерял управление и столкнулся с землёй. Лётчик успел катапультироваться на высоте 92м с жестким приземлением, купол парашюта успел полностью наполниться только благодаря взрывной волне при падении самолета, но вертикальная скорость приземления была повышенной.
По официальной версии причина ЛП: помпаж двигателя из-за попадания в воздухозаборник птицы, приведший к сильному разворачивающему моменту, который не удалось парировать рулями из-за малой скорости.
9 июня 1989г. катастрофа вертолёта Ка-27, Сызранское ВВАУЛ.
Столкнулся с землёй из-за разрушения главного редуктора, погиб курсант Муллагильдин Р.М. Других подробностей нет.
6 июля 1989г. авария самолёта Ил-14М.
Экипаж вылетел для проведения ледовой разведки в Чукотском море. Через 4 минуты после взлета на высоте около 100м произошел отказ левого, а затем и правого двигателя. Экипаж совершил вынужденную посадку на мелководную лагуну Акатан близ аэропорта Мыс Шмидта, Чукотский АО. Самолет остановился на отмели в 200м от берега, где глубина составляла не более 0,5м, и получил значительные повреждения. Экипаж отделался легкими травмами.
8 июля 1989г. катастрофа самолёта Ан-12, аэродром Камрань, Вьетнам.
Во время захода на посадку в Хошимине при нижней кромке облаков 50м в условиях тропического ливня самолет оказался на 300м левее ВПП, но КК не стал уходить на второй круг, а решил довернуть вправо, продолжив снижение.
В результате самолёт задел дренажный колодец правой стойкой шасси, потеряв ее, а затем винтом СУ №4 ударился о ВПП. Винт автоматически зафлюгировался. Экипаж ушел на запасной аэродром - Камрань. При посадке, пролетая торец ВПП, экипаж зафлюгировал винт СУ №1. Самолет начал уходить влево. После попытки парировать уклонение самолёт приземлился на левую боковую полосу безопасности за серединой ВПП и начал скользить по песчаному грунту. От удара об дренажные колодцы снесло оставшиеся стойки шасси и носовой фонарь.
Затем фюзеляж расклололся надвое после столкновения с песчаной дюной. После этого самолет проскользил через рулежку, остановился и загорелся. На борту находился груз кондиционеров и матрасов, который при ударе сместился и заблокировал гермокабину, в которой находились пассажиры. Не сумев выбраться, большинство из них погибло от дыма. Погибло 32 человека, трое, в т.ч. КВС, выжили.
12 июля 1989г. авария самолёта Ту-16, аэродром Хороль, КК к-н Волков В.Н.
ДСМУ, УМП. Экипаж, во время захода на посадку, допустил отклонение по V и Н: при проходе ДПРМ, высота +30м, скорость +30км/ч, БПРМ, высота +50м, скорость +40км/ч. Произвел высокое выравнивание, в процессе которого потерял визуальный контакт с землей из-за ливневых осадков в полосе выравнивания. Посадку произвел с расчетом 700м на V=300 км/ч, с перегрузкой 1,8g с последующим отделением от ВПП и повторным приземлением на V=290км/ч с перегрузкой 2,1gд. с опережением на переднюю стойку.
Неграмотно исправляя ошибку, командир отдал штурвал от себя, в результате чего третье приземление произошло на V=260км/ч с перегрузкой 3,6g (прогрессирующий “козел”) с опережением на переднюю стойку шасси, после чего передняя стойка сложилась. Штурман корабля покинул рабочее место поле второго отделения. Команду РП о выпуске тормозного парашюта экипаж не выполнил, торможение осуществлял неэффективно. Самолет на дальности 2450м от начала ВПП сошел на грунт. Двигаясь по грунту передней стойкой ударился о рельс-форму и, пробежав 500м по грунту, остановился в 3500м от начала ВПП и правее 90м от правой кромки полосы. Перед сходом с полосы экипаж обесточил самолет и пытался выключить двигатели, которые не выключились до конца пробега. После остановки самолета экипаж закрыл пожарные краны. Экипаж покинул самолет. Самолет получил значительные повреждения и восстановлению не подлежит.
19 июля 1989г. катастрофа самолёта Ан-26, КВС Борисов Е.
Экипаж выполнял полет днем в СМУ с целью ледовой разведки над акваторией Восточно-Сибирского моря. Задание выполнялось в процессе полета галсами от берега в море и обратно. При выходе из последнего галса, в развороте курса 180° на курс 270° за 9° до выхода на заданный курс самолет столкнулся с каменистым склоном сопки на высоте 145м над уровнем моря в районе мыса Кибера близ острова Шалаурова, в 80км от Певека, и разбился на берегу моря. Самолёт разрушился и сгорел. Все 10 человек, находившихся на борту, погибли.
За 10мин до ЛП неустановленный член экипажа покинул кабину. После этого началось рассогласование во взаимодействии членов экипажа, которое в дальнейшем привело к ошибке в оценке местоположения самолета. За 47с до ЛП по команде штурмана на удалении 1,2км от берега на высоте 100м был начат правый разворот, что при данном удалении вело к неизбежному столкновению с берегом высотой до 170м. По инструкции разворот надо было выполнять на удалении не менее 10км от берега. В дальнейшем экипаж опасность ситуации не распознал и никаких мер для предотвращения столкновения не принял.
20 июля 1989г. авария самолёта Як-38, аэродром Пристань, летчик начальник штаба АЭ м-р Николаев А.А.
ДСМУ. Первый полет в первом часу летной смены, лётчик выполнял тренировочный полет в зону в облаках. Через 8 мин после взлета, выполняя правый вираж в зоне с креном 45° на Н=2400м и V=680 км/ч, летчик ввел самолет в левый вираж с креном 55°. На выводе из левого виража летчик уменьшил крен до 10°, затем, усомнившись в правильности показаний КПП-72 и не проконтролировав положение самолета по дублирующим приборам, повернул самолет вокруг продольной оси влево до крена 185° с одновременным увеличением угла пикирования до 45°. Для прекращения снижения летчик в данном положении взял РУС на себя, чем усугубил аварийную ситуацию.
Продолжая снижаться, самолет вышел из облаков. Восстановив пространственную ориентировку, летчик пытался вывести самолет из пикирования. Убедившись в малом запасе высоты, не достаточной для вывода из пикирования, летчик на Н=350м и V=500км/ч в правом крене 60° катапультировался. Самолет столкнулся с сопкой, взорвался и сгорел. Летчик обнаружен и эвакуирован через 38мин, невредим.
Причиной ЛП явился выпуск в полет неподготовленного летчика со слабой натренированностью к полетам в облаках и потеря летчиком пространственной ориентировки в облаках.
22 июля 1989г. катастрофа вертолёта Ка-27ПС, аэродром Сухая Речка, КВ ст. л-т Шевченко С.С., инструктор м-р Золотухин В.Ф.
ДПМУ. Экипаж выполнял перегонку вертолета с аэродромаСухая речка на аэродром Новонежино. Через 12 мин после взлета, экипаж, проявив недисциплинированность, самовольно изменил маршрут, снизился над автодорогой на высоту менее безопасной (23м) в результате чего столкнулся с деревом, обрубив верхушку несущим винтом на V=220 км/ч, затем, продолжая полет вдоль дороги и обрубая верхушки деревьев с правой стороны, пытался уйти в левую сторону. Выполняя маневр, вертолет просел и задел левой киль-шайбой встречный автобус. Далее вертолет уклонился вправо и столкнулся с металлической фермой высотой 6м, потерял управление и, упав на легковой автомобиль «Москвич», идущий в попутном направлении, взорвался. Вертолет и автомобиль сгорели.
Экипаж вертолета и пассажиры автомобиля погибли (мужчина, женщина и двое детей).
Причины:
1. Личная недисциплинированность инструктора майора Золотухина В.Ф., который вечером накануне вылета употреблял спиртные напитки, а при выполнении задания преднамеренно нарушил режим полета.
2. Неудовлетворительная организация полетов.
3. Неудовлетворительное медицинское обеспечение полетов.
26 июля 1989г. катастрофа вертолёта Ми-8.
Экипаж возвращался в аэропорт базирования после перевозки вахтовой бригады на морские буровые в районе Анапы. В горизонтальном полете днем в ПМУ через 20 минут после взлета при пересечении горного хребта произошло разрушение главного редуктора ВР-8А, отключение двигателей, гидронасосов и генератора переменного тока. Вертолет потерял управление и упал в лес на склоне горы Большая Чара в 41км от аэропорта Сочи (Адлер). При столкновении с деревьями и со склоном Ми-8 полностью разрушился и сгорел. 5 погибших, 3 пассажира выжили, получив травмы различной степени тяжести.
27 июля 1989г. катастрофа самолёта Су-24М, аэродром Дубно, КК ст. л-т Бурский В.И. и ШК м-р Воробьёв В.В.
ДПМУ. Экипаж выполнял полет в зону на ПМВ. После выполнения пикирования и выводе на Н = 550м, летчик ввел самолет в разворот с креном 62° и одновременным снижением до Н = 200м, в процессе которого экипаж обнаружил, что маневрирует на крыле 16° и начал перекладку крыла в 45°, при этом контроль за высотой не вел. Последующие энергичные действия по выводу в ГП результатов не дали. С перегрузкой 4,7g, V = 870км/ч, креном 18° и тангажом 1° самолет столкнулся с земной поверхностью. Экипаж погиб.
28 июля 1989г. авария самолёта Ту-134А.
Метеоусловия: видимость 3000м, дымка. Самолёт совершал перелет с военного аэродрома на гражданский аэропорт Мухино. Расстояние между аэропортами 25км. В связи с малым расстоянием экипаж выполнял полет не по схеме. Согласно объяснительным КВС и 2-го пилота ДПРМ экипаж прошёл на Н=260м V=280км/ч. КВС: "На запрос РП о видимости полосы ответил, что полосу не наблюдал. После доклада РП о том, что он тоже не наблюдает, крикнул: "Уходим на второй".
В этот момент, взглянув вперед, КВС увидел темную поверхность, одним движением взял штурвал на себя (МСРП РВ с -13° на +14°) и в этот момент произошел удар о землю. Самолет сел за 300м от торца ВПП справа (от оси ВПП 33м по левой стойке), перегрузка 2,65, касание произошло обеими тележками практически одновременно. Далее самолёт катится прямо 89м, затем левая тележка наезжает на кочку высотой 30 - 40см, самолет подкидывает, создаётся правый крен, происходит касание правой плоскости о грунт. Плоскость отламывается по центроплану, начинается пожар и самолёт переворачивается. Дальше, двигаясь вперед и вправо и продолжая гореть, самолет разрушается. Экипаж из 5-ти человек эвакуируется через правую форточку. Все это произошло на глазах изумленных американских наблюдателей, которых самолет должен был принять на свой борт.
10 августа 1989г. катастрофа самолёта Ил-76МД, аэродром Кречевицы, КК ст. л-т Заставнюк В.Ф.
Экипаж выполнял полет на десантирование в составе АЭ в боевом порядке «поток отряда» ведомым второй пары. После «тактического» десантирования с экипажем пропала связь. После прохода площадки приземления в момент уборки механизации крыла и увеличения скорости полёта самолёт резко перешёл в набор высоты с 940м до 1300м с Vу=25-27 м/с и углом тангажа до +26° с последующим переходом на пикирование с углом тангажа до 55° и Vу= 47-25м/с. Самолёт c левым креном 20° и углом тангажа -8° столкнулся с землёй в районе новгородских населенных пунктов Рогавка и Глухая Кересть в 32км от аэродрома. Экипаж, 7 человек, погиб.
Причины: по району была грозовая деятельность, экипажи при полете по маршруту обходили очаги гроз, не вышли ни на один ППМ, ни на площадку десантирования, частичная потеря работоспособности экипажем в результате воздействия мощного грозового разряда на самолет, что привело к несвоевременному вмешательству в управление. В последний момент кто-то из пилотов начал приходить в себя и попытался вывести самолет из пикирования, но было уже поздно. РП должен был отменить полеты из-за грозы.
19 августа 1989г. (по другим данным 19 августа 1990г.) катастрофа самолета МиГ-31, КК м-р Кудрявцев В. и ШК к-н Кравченко А.
В ходе тактического учения с боевой стрельбой на полигоне Сары-Шаган самолёт, находившийся на высоте 15км, был сбит ракетой Р-33, пущенной с другого МиГ-31, летящего на высоте 4 км, по радиоуправляемой мишени. Летчик погиб сразу, штурману отсекло осколками несколько пальцев, но несмотря на это, он сумел дернуть ручки и катапультировать себя и погибшего командира.
В соответствии с техническими характеристиками ракеты Р-33 стрельба считалась возможной, если превышение цели над стреляющим самолетом составляло не более 6 км.
23 августа 1989г. катастрофа самолёта Л-39, аэродром Очаков, лётчик л-т Миронов В.
При выполнении полёта на боевое применение самолёт столкнулся с землёй, лётчик погиб.