Автор Тема: Морская авиация (ВВС) Черноморского Флота  (Прочитано 240210 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • ******
  • Сообщений: 11166
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai
На Архивном форуме у нас тема МА ЧФ представлена отрывочно в разных темах. Оттого, наверное, что в настоящий момент от неё осталось мало... А ведь именно с применения гидропланов на Чёрном море во время Первой Мировой и начался боевой путь отечественной Морской Авиации!

"... 24 ноября 1914 года в 10 часов 10 минут командующий Черноморским флотом приказал произвести воздушную разведку в районе мыса Фиолент. В воздух на гидросамолете «Кертисс» поднялся лейтенант В. В. Утгоф. К югу от Херсонеса он обнаружил легкий крейсер «Бреслау», который шел к Севастополю и уже вошел в проход через минное заграждение. Морской летчик опустился рядом с миноносцем «Подводник» и с его радиостанции сообщил командующему об обнаружении противника. Затем летчик перелетел к выходящим из Северной бухты Севастополя крейсерам «Кагул» и «Память Меркурия». Сев рядом с ними, он предупредил их о подходе «Бреслау» и о том, что крейсер возможно поставил на выходном фарватере мины.

Вот что писал американский летчик Чарльз Уитмер по возвращении из России о боях русских гидропланов с кораблями противника, откровенно восхищаясь русскими, сумевшими организовать береговую оборону при помощи гидросамолетов:

«С тех пор, как «Гебен» и «Бреслау» стали угрожать Севастополю, наблюдение за безопасностью русского побережья в смысле набегов возложено было исключительно на воздушные суда. В течение моего трехмесячного пребывания в Севастополе я ежедневно видел, как аэропланы отправляются в море на разведку, удаляясь туда на 50 миль. Делом этим были заняты семь аэропланов, последовательно обследовавших 50-мильную береговую полосу на предмет наблюдения за германскими подводными лодками и крейсерами. Помню, однажды утром один из воздушных разведчиков принес известие, что «Гебен и «Бреслау» направляются в порт и находятся в пяти милях. Немедленно было дано приказание семи летающим лодкам подняться в воздух, взяв с собой по две 40-фунтовые бомбы каждая.

... Вслед за этим семь летающих лодок поднялись и, кружа над крейсерами, сбросили свои бомбы, после чего поспешили обратно к берегу.

...Россия, имея всего семь аэропланов, стоивших 100 000 долларов, была в состоянии обойтись без дорогостоящих крейсеров и вполне обеспечила защиту Севастополя от набегов немцев...»

День 24 ноября 1914 года стал для морских летчиков своеобразным праздником: они убедились, что гидросамолеты становятся ударной силой на море и могут действовать самостоятельно. Кстати, черноморцы на свои машины брали бомбы В. В. Дыбовского... "

С ресурса http://www.navy.su/navybook/grigorev_ab/06.html
Григорьев А.Б. "Альбатросы". Гидросамолеты вступают в войну


В тот день в России появилась штурмовая Авиация!

В легендарном Севастополе возродилось и наше Училище после Гражданской войны!

Балаклавский Георгиевский мужской монастырь с высоты полёта первых Фарманов и Кертисов.


http://forum.a.evvaul.com/index.php?topic=1013.msg95729;topicseen#msg95729

На Чёрном и Балтийском морях вступали в бой и первые Российские истребители!
На Архивном форуме см. по ссылке
Истребительная авиация ВМФ
« Крайнее редактирование: 14 Апреля 2014, 22:58 от Володя »
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Сергей

  • Форумчанин
  • *****
  • Сообщений: 2418
  • Пол: Мужской
  • ИА ВВС ВМФ
    • E-mail
  • Год выпуска: 1949
  • Скайп: snadamov
Re: Морская авиация (ВВС) Черноморского Флота
« Ответ #1 : 16 Февраля 2010, 19:10 »
Еще об одном имени с сайта училища ГСС. Кисляк Николай Александрович.



    Кисляк Николай Александрович – штурман 11-го гвардейского Николаевского истребительного авиационного полка 2-й гвардейской минно-торпедной авиационной дивизии ВВС Черноморского флота, гвардии капитан.

    Родился 9 (22) октября 1916 года в городе Тамбов в семье рабочего. Русский. Образование неполное среднее. Работал токарем в тресте «Ленлёгпромстрой» в Ленинграде.

    В Военно-Морском флоте с 1939 года. В 1940 году окончил Чугуевское военное авиационное училище. Служил лётчиком в 32-м истребительном авиационном полку 62-й авиационной бригады ВВС Черноморского флота.

    Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Был лётчиком, командиром звена, заместителем командира эскадрильи, штурманом истребительного полка. Воевал в ВВС Черноморского флота. Член ВКП(б) с 1941 года. В боях дважды ранен.

    Участвовал:
    - в налётах на вражеские объекты в районе румынского города Констанца, в боях в Северной Таврии и на Перекопском перешейке, в обороне Севастополя – в 1941-42 годах;
    - в обороне черноморского побережья Кавказа, в боях в районе Новороссийска, Майкопа, Туапсе – в 1942;
    - в десантной операции и боях над Малой землёй, в сопровождении конвоев из Батуми и Поти, в Эльтигенской десантной операции, в боях на Чёрном море в районе Скадовск – Крым – Одесса – в 1943;
    - в налётах на порты Одесса, Очаков, побережье Крыма, в освобождении города Николаев, Перекопского перешейка, в налётах на порты Констанца и Сулина в Румынии, в Ясско-Кишинёвской операции, в освобождении Болгарии – в 1944.

    Штурман 11-го гвардейского истребительного авиационного полка гвардии капитан Кисляк к сентябрю 1944 года совершил 302 боевых вылета, в 50 воздушных боях сбил лично 12 самолётов противника.

    Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 марта 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм гвардии капитану Кисляку Николаю Александровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 4035).

    После войны продолжил службу в ВМФ. Служил штурманом и командиром истребительного авиационного полка в ВВС Черноморского флота. В 1951 году окончил Высшие офицерские лётно-тактические курсы. С 1958 года полковник Н.А.Кисляк - в запасе. Жил и работал в городе Севастополь, затем переехал в город Николаев (Украина). Умер 8 сентября 1994 года. Похоронен в Николаеве.

    Награждён орденом Ленина (06.03.45), 3 орденами Красного Знамени (10.05.42; 14.01.44; 30.12.56), орденом Отечественной войны 1-й степени (11.03.85), 2 орденами Красной Звезды (24.03.43; 03.11.53), медалями.

    Николай Кисляк после окончания Чугуевского авиационного училища и морской стажировки в Ейске служил в 32-м истребительном авиаполку ВВС Черноморского флота. Полк базировался в Крыму и занимался непрерывной лётной практикой. 2-я эскадрилья капитана Шубикова, в которой служил младший лейтенант Кисляк, освоила технику «подвесок», когда под фюзеляж бомбардировщика ТБ-3 подцеплялись 2 истребителя И-16 с бомбами и доставлялись в район дальней цели, где «ишачки» отцеплялись и действовали по плану.

    День 22 июня 1941 года Кисляк встретил в кабине своего самолёта. С этого первого дня войны он участвовал в прикрытии неба Севастополя от налётов вражеской авиации и свой первый воздушный бой провёл уже на следующий день. Весь июль 1941 года прошёл в боевом дежурстве, практически непрерывном барражировании над волнами Чёрного моря и встречах с самолётами противника. Воздушных боёв в этот период было немного – враг при встрече с советскими истребителями большей частью поворачивал назад.

    В августе 1941 года Кисляк из района Одессы участвовал во втором налёте на Чернаводский мост на Дунае, в результате которого была полностью разрушена одна ферма и разбит нефтепровод. После этого он в составе эскадрильи наносил удары по нефтеперегонному заводу и складу нефтепродуктов в румынском городе Констанца, а в начале сентября с аэродрома города Скадовск – по вражеским переправам в районе Каховки.

    В том же сентябре 1941 года в составе своей эскадрильи младшему лейтенанту Кисляку пришлось перебазироваться снова в Крым и войти в состав «фрайдорфской» авиагруппы. В это время гитлеровские войска оккупировали всю Северную Таврию и начали штурм Перекопского перешейка. Лётчик неоднократно вылетал на штурмовку войск противника, а однажды в качестве одной из 4-х «подвесок» участвовал в налёте на артиллерийские батареи в районе селения Карт-Казак. Все три батареи были подавлены. Но при возвращении на свой аэродром произошёл воздушный бой с большой группой Ме-109, в котором Кисляк был ранен и полмесяца лечился в Евпаторийском госпитале.

    Как следует долечиться ему не пришлось – гитлеровские войска прорвали Ишуньские позиции и устремились к Евпатории, Симферополю и Севастополю. Прибывший в Севастополь младший лейтенант Кисляк был в составе 32-го ИАП эвакуирован на Кавказ на переформирование. Но уже в конце ноября 1941 года все исправные самолёты были переданы в 5-ю эскадрилью капитана М.В.Авдеева, и в составе этой эскадрильи Кисляк вернулся на аэродром Херсонес под Севастополем, где эскадрилья вошла в состав 8-го ИАП и стала 1-й его эскадрильей.

    В декабре 1941 года Кисляк участвовал в отражение второго штурма Севастополя. Летая на самолёте Як-1, он делал по нескольку вылетов в день в районы Мекензиевые Горы, Камышлы, Бельбек, Верхний и Нижний Чоргунь, Черкез-Кермен и в этих боях открыл свой счёт, сбив 2 самолёта Ме-109. Часто приходилось вылетать на прикрытие штурмовиков из 18-го ШАП, а 21 декабря он участвовал в сопровождении крейсеров «Красный Крым» и «Красный Кавказ», лидера «Харьков», эсминцев «Бодрый» и «Незаможник», которые без потерь доставили в Севастополь крупное пополнение в составе 2-х бригад морской пехоты.

    В конце декабря 1941 года в Крыму наши войска провели удачные десантные операции, в результате которых были освобождены Керчь, Феодосия и весь Керченский полуостров. А 7 января 1942 года были спланированы такие же операции в Евпаторию из Севастополя и в район Судака из Феодосии. Младший лейтенант Кисляк в этот день в составе эскадрильи прикрывал корабли и 2 десантные группы в районе Судака. И хотя обе операции оказались неудачными, врагу был нанесён немалый урон, а лётчики в групповом бою сбили 5 вражеских самолётов.

    28 февраля 1942 года Кисляк, ставший к этому времени лейтенантом, командиром звена, участвовал в тяжёлом воздушном бою с большой группой Ю-87 и Ме-109 в районе Дуванкоя на подступах к Севастополю. Уже при возвращении на аэродром Херсонес он неожиданно был атакован парой Ме-109 и ранен. При этом Як-1 лётчика получил серьёзные повреждения и практически перестал слушаться. Превозмогая сильную боль в ноге, Кисляк сумел посадить израненный самолёт на свой аэродром, после чего в числе других раненых транспортным самолётом был отправлен в геленджикский госпиталь на Кавказ. За мужество и героизм, проявленные в боях за Севастополь, лейтенант Кисляк в мае 1942 года был награждён орденом Красного Знамени.

    Когда Кисляк вышел из госпиталя, речи о возвращении в Севастополь быть не могло – там мужественные защитники отражали третий штурм. Город, морские и воздушные подступы к нему были блокированы вражескими войсками, и лишь отдельным самолётам удавалось пробиться через эту блокаду. В июне 1942 года Севастополь был обречён и вскоре занят оккупантами.

    С июня 1942 года лейтенант Кисляк служил снова в 32-м истребительном авиаполку, который базировался на аэродромах в Лазаревском и Абаше. В следующем месяце гитлеровские войска форсировали Дон и приступили к операции «Эдельвейс» по овладению Кавказом. Для лётчиков полка Кисляка началась новая боевая работа по прикрытию неба Тамани, Новороссийска и Главного Кавказского хребта.

    В августе 1942 года, захватив Армавир и Майкоп, гитлеровский армейский корпус начал наступление на Туапсе. Горнострелковые же подразделения, продвигаясь по долинам рек, захватили практически все перевалы и даже стали спускаться в направлении Сухуми. В этой тяжёлой обстановке 32-й ИАП, а в его составе и лейтенант Кисляк, вёл боевые действия на Туапсинском направлении. Враг посылал армады бомбардировщиков на наши военно-морские базы Новороссийск и Туапсе. В воздухе происходили практически ежедневные воздушные бои, в которых Кисляк ещё умножил свой боевой счёт на 2 бомбардировщика. В конце октября 1942 года он участвовал в прикрытии десантной операции на Майкопский железнодорожный узел и аэродром, где наши бомбардировщики не только произвели бомбардировку, но и Ли-2 выбросили десантный отряд. В ходе всей операции было на земле уничтожено 12 вражеских самолётов, повреждено ещё 10, в Майкопе возникло много очагов пожаров. Из 31 десантника через горы вернулись 21, и при бомбардировке зенитным огнём был сбит один наш бомбардировщик ТБ-3. Кисляк в этой операции прикрывал наши бомбардировщики и «транспортник» до самой их посадки на аэродром Гудаута.

    Всю осень 1942, зиму и весну 1943 года лейтенант Кисляк воевал на черноморском побережье Кавказа. Кроме воздушных боёв, ему пришлось участвовать в прикрытии с воздуха конвоев, перевозивших из Батуми и Поти военные грузы. А в феврале 1943 года он прикрывал с воздуха десант на Мысхако – легендарную Малую землю. В это время он летал на самолётах различных марок: ЛаГГ-3, Як-1, «киттихаук». За отличия в этих боевых вылетах в марте 1943 года лейтенант Кисляк был награждён орденом Красной Звезды. А в следующем месяце он стал старшим лейтенантом.

    Летом 1943 года 32-й ИАП стал 11-м гвардейским истребительным авиаполком и стал перевооружаться на ленд-лизовские самолёты «аэрокобра». Входил он в состав 1-й минно-торпедной авиадивизии. С этого времени гвардии старший лейтенант Кисляк стал заместителем командира эскадрильи. Боевая страда для полка под командованием гвардии майора К.Д.Денисова началась в октябре 1943 года уже после освобождения Новороссийска и Тамани, когда готовилась десантная операция на Керченский полуостров. В это время Кисляк неоднократно летал на разведку. А 1 ноября 1943 года началась Эльтигенская десантная операция. В этот и последующие дни Кисляк участвовал в прикрытии десантных мотоботов, сопровождении наших штурмовиков и бомбардировщиков, атакующих вражеские позиции. 2 ноября он участвовал в прикрытии второй волны десанта в район Керчи, в том числе прикрывал бот с управлением 318-й стрелковой дивизии во главе с полковником В.Ф.Гладковым. В этот день в групповом бою лётчики полка сбили 4 вражеских самолёта. А на следующий день Керченский пролив форсировали войска 56-й армии. И снова Кисляк – на прикрытии переправы.

    Десантная операция прошла успешно, но овладеть Керчью нашим войскам не удалось. Гитлеровские войска непрерывно атаковали наши плацдармы, и на их штурмовку по нескольку раз в день вылетали наши штурмовики и истребители. Практически всю первую половину ноября 1943 года гвардии старший лейтенант Кисляк провёл в боевых вылетах на поддержку наших десантов в районе Эльтигена, Керчи и Еникала.

    В середине ноября 1943 года командование ВВС ЧФ задумало большой перелёт. В это время войска 4-го Украинского фронта освободили всю Северную Таврию вплоть до Херсона и Сиваша, и стало возможным с её аэродромов действовать по морским коммуникациям противника между Крымом, Николаевом и Одессой. Была сформирована особая авиагруппа из полка штурмовиков, полка пикирующих бомбардировщиков, полка торпедоносцев и 11-го ГИАП, которая должна была действовать с аэродрома Скадовск. При формировании этой авиагруппы гвардии старший лейтенант Кисляк был назначен штурманом 11-го ГИАП и уже 20 ноября 1943 года на своей «аэрокобре» перелетел через Азовское море.

    Уже с конца ноября 1943 года гвардии старший лейтенант Кисляк стал вылетать на сопровождение штурмовиков и торпедоносцев. В эти дни были потоплены вражеский транспорт, баржа, 2 самоходных парома типа «Зибель» с танками и совершены налёты на порты Ак-Мечеть (Черноморское), Одесса и Очаков. В Ак-Мечети группой, в которую входил и Кисляк, был потоплен лихтер «Еморхопулос» водоизмещением 1300 тонн. Досталось также другим кораблям и портовым сооружениям. Кроме этого действия истребителей, в том числе и Кисляка, были направлены на перехват транспортных самолётов Ю-52, курсировавших между Одессой и Крымом. В декабре 1943 года Кисляк открыл счёт и этим «трёхмоторникам». Тогда же он участвовал в штурмовках вражеского десанта, высадившегося на Кинбурнской косе.

    11 января 1944 года гвардии старший лейтенант Кисляк и ведомый младший лейтенант В.И.Орлов в разведывательном вылете обнаружили в порту Одессы под погрузкой два крупных транспорта. В этот же день они в составе шестёрки «аэрокобр» вылетели на прикрытие группы Пе-2 на бомбардировку порта Одесса. В результате прямых попаданий бомб были уничтожен транспорт водоизмещением 3000 тонн, сухогрузная баржа и нанесены большие разрушения портовых сооружений. С нашей стороны был потерян один Пе-2 – экипаж капитана А.К.Кондрашина. За успехи в боевых действиях «Скадовской авиагруппы» гвардии старший лейтенант Кисляк был награждён вторым орденом Красного Знамени.

    25 января 1944 года гвардии старший лейтенант Кисляк ещё увеличил свой боевой счёт. В этот день он в паре с гвардии лейтенантом В.А.Любимковым совершал облёт всех морских подходов к Севастополю. Враг, отрезанный с суши, получал подкрепления, боеприпасы и военное снаряжение по морю и воздуху. Наши истребители вылетали на перехват и нередко заставляли немецкие транспортные самолёты возвращаться назад, не достигнув цели. На этот раз Кисляк и его напарник обнаружили в районе мыса Тарханкут группу из 29 транспортных Ю-52. Они шли на небольшой высоте, прижимаясь к воде. Это обеспечивало им надёжную защиту. Снизу их не атакуешь - прикрывает море, а сверху тоже трудно, так как неминуемо попадёшь под сильный огонь пулемётов. Тем не менее, Кисляк отважился на атаку. Мастерски выполняя сложные манёвры, истребители атаковали врага и ухитрялись, при этом, сами уходить из-под ответного огня. Вот вспыхнул один Ю-52. За ним - второй, третий... В этом бою Кисляк и его ведомый сбили 4 вражеских самолёта. Но вражескому стрелку удалось всё же поразить самолёт ведущего. Из строя вышла бензосистема. Несмотря на все трудности, лётчик сумел дотянуть до своего аэродрома. А через несколько часов после устранения неисправности Кисляк снова взмыл в воздух. В феврале 1944 года ему было присвоено звание гвардии капитана.

    В начале марта 1944 года Кисляк в составе шестёрки «аэрокобр» участвовал в непростой операции прикрытия с воздуха 12-и торпедных катеров, перебазировавшихся из Геленджика в Скадовск. Приняв их от Ил-4 в Каркинитском заливе, лётчики вступили в бой с группой ФВ-190 и не позволили им атаковать наши катера. 10 марта Кисляк участвовал в большом налёте нашей авиации на 2 вражеских аэродрома в районе города Николаев: Колюбакино и Водопой, где штурмовиками было уничтожено 8 самолётов противника, 1 зенитное орудие и 2 спецмашины. Кроме этого были повреждены 7 самолётов и 3 автомашины, взорваны 2 склада боеприпасов и подожжён бензосклад. Истребителям же пришлось вести тяжёлый воздушный бой, а котором было сбито 13 ФВ-190 и Ме-109. После освобождения советскими войсками города Николаева 11-й ГИАП получил почётное наименование «Николаевского».

    8 апреля 1944 года началось освобождение Крыма. В ходе этой операции гвардии капитан Кисляк участвовал в прикрытии штурмовиков при налётах на вражеские позиции на Перекопском перешейке и в районе Ишуньских укреплений. А когда наши войска устремились вглубь Крыма, 11-й ГИАП был перенацелен на Одесское направление. Но и Одессу наши войска вскоре освободили.

    В мае 1944 года с одесского аэродрома Кисляк систематически летал на разведку в районы Аккермана, Днестровского лимана и вдоль побережья до устья Дуная в целях вскрытия обороны противника и определения момента возможного отвода немецким командованием своих войск. Он придумал способ установки на «аэрокобрах» бомбодержателей, к которым подвешивались 250-килограммовые фугасные бомбы, и истребитель мог производить бомбометание по наземным целям, превращался в штурмовик. Кроме этого под каждой плоскостью были размещены по бомбодержателю для ФАБ-100 с тем, чтобы можно было менять варианты бомбовой нагрузки. Теперь с крутого пикирования сбрасывались ФАБ-100, для чего использовался штатный коллиматорный прицел, предназначенный для ведения огня из бортового оружия. Уменьшилось рассеивание и ФАБ-250 при сбрасывании их с помощью прицеливания по разметке. Таким способом были уничтожены несколько землечерпалок и других вражеских плавсредств в районе порта Сулина на Дунае.

    В июле 1944 года 11-й ГИАП перебазировался в Крым на аэродром города Саки. Отсюда 19 августа 1944 года, за день до начала Ясско-Кишинёвской операции, гвардии капитан Кисляк участвовал в массированном налёте нашей авиации в количестве 204 самолётов на румынский порт Констанца. Истребители очищали небо от «мессеров» и прокладывали путь нашей мощной авиации. В этом налёте порт был полностью разрушен, а Кисляк сбил один вражеский самолёт. Через день налёт на Констанцу был повторен, и уже после него Кисляк в составе полка вернулся в Одессу.

    В сентябре 1944 года войска 3-го Украинского фронта вступили на территорию Болгарии, и 11-му ГИАП было приказано обследовать болгарские морские порты на наличие вражеских войск. Была проведена десантная операция с воздуха и моря в районе города Бургас, в которой гвардии капитан Кисляк также принимал участие. Но сражаться десантникам было не с кем…

    Здесь, в Болгарии, и закончился боевой путь гвардии капитана Кисляка. К сентябрю 1944 года он совершил 302 успешных боевых вылета, провёл 50 воздушных боёв, в которых лично сбил 12 вражеских самолётов. Много раз штурмовал он наземные и морские цели противника, уничтожив большое количество живой силы и различной техники врага. 6 марта 1945 года однополчане сердечно поздравили его с присвоением звания Героя Советского Союза...
Запылился на полке парадный мундир
Точит моль золотые погоны...

Оффлайн Сергей

  • Форумчанин
  • *****
  • Сообщений: 2418
  • Пол: Мужской
  • ИА ВВС ВМФ
    • E-mail
  • Год выпуска: 1949
  • Скайп: snadamov
Re: Морская авиация (ВВС) Черноморского Флота
« Ответ #2 : 16 Февраля 2010, 23:23 »
Известная фотография, размещенная Слаем в теме Герои. Если не ошибаюсь "Истребительная авиация ЧФ в небе". Бортовой №31-летчик Воронов Владимир Иванович. По короткой справке от Павла интересная личность.



Вот краткие вехи его служебной биогафии:
В мае 1943г. закончил 3-е ВМАУ,
В мае был назначен в 7-й иап ВВС ЧФ,
К августу 1943г. был переведен в 6-й гв. иап,
Войну закончил в составе этого полка,
В 1956-58гг. - командир 628 гв. иап ВВС ЧФ
В конце 60-х годов 1-й ЗК ВВС ЧФ
В 1971-82гг. - командующий Авиацией ЧФ
затем был назначен 1-м ЗК ВВС ВМФ.
« Крайнее редактирование: 16 Февраля 2010, 23:26 от Сергей »
Запылился на полке парадный мундир
Точит моль золотые погоны...

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • ******
  • Сообщений: 11166
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai
Вспоминали 943 МРАП, недавно отмечавший 70- и летие.
http://forum.evvaul.com/index.php?topic=1018.110

СИМФЕРОПОЛЬ, АРК, 28 мая (2008Г.). В поселке Октябрьское Автономной Республики Крым по случаю 70-летия 943 Краснознаменного Констанцского ракетоносного авиационного полка на празднование собрались ветераны, жители поселка, а также почетные гости. Первым командиром полка в 1938 году был майор Остряков, в последствии командующий ВВС ЧФ. В годы войны полк принимал активное участие в боевых действиях на Черном море, в обороне Одессы, Севастополя, Кавказа. В 1951 году полк приступил к освоению первого реактивного самолета Ил-28. В 1957 году проводились испытания ракетоносного самолета Ту-16, а в 1960-м был произведен первый практический пуск крылатой авиационной ракеты. В 1996 году 943-й морской ракетоносный авиационный полк прекратил свое существование. На фото: на праздновании 70-летия полка. - Съемка 28 мая 2008 года. Октябрьское, АРК. /ЛН/
http://photo.ukrinform.ua/rus/current/photo.php?id=202312


http://www.proza.ru/2009/05/11/911

Фотоальбом полка
Александр Ал Фролов
           

Застыли лица в фотоальбомах,
Сослуживцев до боли знакомых.
Тех,кто полк прославлял работой,
Замер здесь  уникальным фото.

На страницах военной жизни,
Беззаветная  служба Отчизне.
Мы тревогами жизнь кромсая,
Звёзды в небо несли взлетая.

Низвергаясь сверхзвуком лавины,
Небо в гжель рисовали мужчины.
И когда над морями  летали,
Наши звёзды на крыльях сияли.

А теперь,  замирая в альбомах,
Оставляем мы фото в погонах.
Годы бешено мчат  колесницей,
И легендой врастают в страницы.

А вот и фотоальбом 943 МОРСКОГО РАКЕТОНОСНОГО КРАСНОЗНАМЁННОГО КОНСТАНЦСКОГО АВИАЦИОННОГО ПОЛКА http://foto.mail.ru/community/navyaviation/73/?page=1 


Первый командир Остряков Николай Алексеевич

ПОСЕЛОК ГОРОДСКОГО ТИПА ОКТЯБРЬСКОЕ
http://who-is-who.com.ua/bookmaket/gorodakrim2009/19/145/2.html

Авиационные крылатые ракеты. "Авиация и космонавтика, №9 за 2005 год.
http://army.lv/files/92.pdf
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Вовик

  • Гость
     Сергей очень хорошо и подробно описывает действия морской авиации ЧФ в Эльтигенской оперпации и с аэродрома Скадовск. События того времени подробно описаны в воспоминаниях Денисова Константина Дмитриевича "Под нами - Черное море". Продолжая эту тему, хотелось бы рассказать еще об одном участнике тех давних событий, который руководил действиями морской авиации ЧФ - заместителе начальника штаба ВВС ЧФ полковнике Смирнове Викторе Иустиновиче. Я очень хорошо знал этого человека, он был другом отца моей жены.     
     В 1920 году два закадычных друга из Саратова в свои 16 и 17 лет убежали на гражданскую войну. Позже была школа летнабов и служба в морской авиации ТОФ. После окончания командного факультета академии им. Жуковского был на штабной работе, а за год до начала войны полковника Смирнова назначают  помошником военно-морского атташе по авиации в Берлин. После начала войны возвращается в СССР и назначается на такую же должность в США. В 1943 году его отзывают из США и назначают заместителем начальника штаба ВВС ЧФ. Здесь он участвует в Эльтигенской операциии и командует Скадовской группой морской авиации ЧФ. В декабре 1943 года его отзывают в Москву и он получает новое назначение. В 1944 году ему присваивают звание генерал-майор. После окончания войны - он начальник штаба ВВС КБФ у Самохина М.И.. А потом восемь лет преподавания в академии Генерального штаба и уход в запас в 1955 году. Умер в 1989 году.
     Этот замечательный человек был великолепным рассказчиком и наши послеобеденные разговоры обычно затягивались до полуночи. От него я впервые узнал подробности бомбардировки Берлина в августе 1941 года полком Преображенского Е.Н.. Как-то я спросил, откуда он знает такие подробности этой операции. Ведь в то время он добирался из Берлина в СССР через Турцию. Виктор Иустинович объяснил так:
     - Во-первых, я восемь лет преподавал тактику морской авиации в академии, а во-вторых, знаю это от очевидца тех событий - Маршала авиации Жаворонкова Сергея Федоровича, который жил в соседнем подъезде.
     А жили они на Крымском валу в доме №4.
     Посылаю фотографию начала 30-х годов. В центре - Смирнов В.И., справа от него -отец моей жены Синайский А.Н., а слева - Колька-керосинщик, как его тогда называли. Фамилии и почему керосинщик - не знаю.     
« Крайнее редактирование: 19 Апреля 2010, 20:12 от Володя »

Вовик

  • Гость
Кто-нибудь подскажите пожалуйста, как переслать фотографию. У меня не получилось. Заранее благодарен.

Оффлайн Poul lev

  • РзА ВВС ВМФ, когда-то была
  • Форумчанин
  • ****
  • Сообщений: 628
  • Пол: Мужской
    • E-mail
Кто-нибудь подскажите пожалуйста, как переслать фотографию. У меня не получилось. Заранее благодарен.
Этот вопрос всегда возникает у новичков сайта. Я сам через эту проблему прошел. Помощь содержится здесь:
http://forum.evvaul.com/index.php?topic=29.0
Посмотрите пост от Самурая. Там все доходчиво. С уважением, Павел.

Оффлайн Влaдимир

Кто-нибудь подскажите пожалуйста, как переслать фотографию. У меня не получилось. Заранее благодарен.

проще и быстрее воспользоваться функциями форума: внизу окна ответа нажать на Дополнительные опции... а там в окне Вложение: вставить фото.

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • ******
  • Сообщений: 11166
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai
Как- то мы упускаем, что в Ейск вернётся Морская Авиация... надеюсь.

Хотя теперь мы опять задружились с Украиной, и решается вопрос о тренировках корабельной Авиации в Саках, как в старые добрые времена. И 279 полк готовится к этому. Но свой комплекс строить всё же надо!

Пошпионим из Гугля!  Ейск!

Сейчас тут вроде бы стоит 1-я гвардейская Сталинградская, Свирская смешанная авиадивизия (4-я армия ВВС и ПВО),  Ейск, Краснодарский край. Командир — гвардии генерал-майор Игорь Нерестюк.

И вспомним День победы в Ейске!
http://photo-yeisk.narod.ru/photoalbum6.html



И третий тост...
"Монолог из братской могилы"
http://video.mail.ru/mail/birdsolo69/282/991.html
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • ******
  • Сообщений: 11166
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai
Смутно подозреваю, что пребывание итальянцев в это время в Севастополе связано с закупкой самолётов Dornier "Wal".

Исключительно интересный ролик Dornier Do J Wal
http://www.youtube.com/watch?v=6BAyYmzzZG8&feature=related


Можно почитать тут о Дорнье, и в том числе в СССР.
http://www.navylabs.ru/avia/wal/


Цитировать
еще 5 августа 1925 г. руководство ВВС обратилось к советскому посольству в Берлине с просьбой выяснить, как отнесется «Дорнье металльбаутен» к предложению продать Советскому Союзу двадцать Do.J. Немцы ответили очень оперативно: 19 августа в Москву пришло письмо с конкретными сроками, характеристиками предлагаемых модификаций и ценами при различных условиях поставки. После рассмотрения вопроса в высших инстанциях решили купить два пробных экземпляра и после их испытания принять окончательное решение. 3 сентября Управление ВВС (УВВС) телеграммой уведомило торгпредство в Германии о выделении денег на покупку двух летающих лодок, а 20 октября уже оформили заказ № 211 (он же ДЕ-55).

За прототип выбрали самолеты, изготовленные для Чили. При этом оборудование на них устанавливалось не немецкое, а «сборное»: английские пулеметы и компасы, французские турели и фотоаппараты, итальянские радиостанции, немецкие часы и т. п. Главным отличием от прототипа явились моторы Лоррэн-Дитрих 12Eb, трехрядные V-образные водяного охлаждения, мощностью 450 л.с. Выбрали их, вероятно, за дешевизну, а не за высокие характеристики. Эти же двигатели устанавливались на покупавшиеся УВВС во Франции бомбардировщики Фарман F.62 «Голиаф» и отечественные разведчики Р-3. Немцы предлагали моторы «Либерти» или «Игл», но УВВС в конечном итоге настояло на французских двигателях.

Самолеты советского заказа получили на заводе в Марина-ди-Пиза номера 56 и 57. Предприятие выполнило заказ в указанный договором срок — летом 1926 г. Сборку самолетов закончили в июле, а 2 августа машина № 56 совершила свой первый полет. Первоначально предполагалось, что 15-16 августа обе лодки прибудут в СССР. Однако лишь к восемнадцатому числу, после всех необходимых.испытаний, самолеты получили необходимый для перегонки сертификат министерства авиации Италии. После этого вылет неоднократно задерживался из-за дипломатических осложнений и лишь 26 сентября 1926 г. обе летающие лодки прибыли в Севастополь. Машины вели итальянские экипажи (пилоты де Бриганти и Крозио). С самолетами прилетели один из директоров фирмы — Шульте-Фролине — и два сотрудника советского торгпредства в Милане, участвовавшие в предварительной приемке лодок в Италии. Окончательная приемка прошла в Севастополе 2 октября. Новые гидропланы вызвали большой интерес у советских специалистов. На испытания прибыли специалисты ЦАГИ во главе с директором Г.А. Озеровым, от Отдела морского опытного самолетостроения приехал П.Д. Самсонов, с завода ГАЗ-5 командировали двух инженеров, а затем к ним присоединился и директор предприятия. В роли командира самолета выступал сам начальник Воздушных сил Черного моря Лавров.

Согласно утвержденным Научно-техническим комитетом (НТК) УВВС требованиям, самолет предполагалось использовать в качестве дальнего разведчика с максимальной скоростью 192 км/ч, посадочной не более 85 км/ч, рабочим потолком 4200 м и запасом горючего на 5,5 ч полета. Вооружение состояло из двух спаренных пулеметов «Льюис» образца 1924 г. с боезапасом 940 патронов, экипаж — четыре человека.

Цитировать
Оба гидросамолета передали для эксплуатации в 60-ю авиаэскадрилью, базировавшуюся тогда в бухте Нахимова в Севастополе. Перед эскадрильей поставили задачу подготовить как можно больше экипажей, способных летать на новых гидропланах, и одновременно накопить опыт по их экслуатации... летчики 60-й эскадрильи осваивали новую технику. Уже в октябре 1926 г. закончили подготовку трех летчиков, а к концу года количество обученных экипажей уже значительно превышало наличие самолетов.

На тот момент !
Известный впоследствии авиаконструктор Р.Л. Бартини, бывший тогда старшим инженером эскадрильи...

Ну что же, пытаемся найти Бартини на снимках?!!!  %56 %6 %6 %6

Вспомнила так же Фото №82 и №93 "Дорневаль над Астраханью" из Альбома З.Явича
http://forum.evvaul.com/index.php?topic=1105.40
Dornier "Wal" в полёте.

А вот откуда в Альбоме Д.Тихонова Самолёт Dornier "Superwal", не пойму.
Сведений о его наличии в ВВС РККА я не нашла.


Фото ЧФ_003

Интерееееснооо!  %7 %6
« Крайнее редактирование: 27 Марта 2011, 23:34 от SAMURAI »
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • ******
  • Сообщений: 11166
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai
Продолжаем публикацию снимков из Архива Д.Ф.Тихонова


Фото ЧФ_004На заднем плане дома, в которых поживали лётчики с семьями. Тихонов- крайний слева. Бухта Матюшенко, Севастополь, 1931 год.


Фото ЧФ_005 Севастополь, 1931 год.

Тихонов в центре, а кто ещё на снимке?
« Крайнее редактирование: 27 Марта 2011, 23:34 от SAMURAI »
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • ******
  • Сообщений: 11166
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai

Фото ЧФ_006 Не датировано, но вероятнее всего, это 55 ОАО ЧФ, где Тихонов с 8.10.1931 был командиром, предположительно навскидку 1931-1932 г.г. Второй слева лётчик Сергей Щербаков, второй справа штурман Фёдор Попов, левее рядом стоит Дмитрий Тихонов (смотрит вниз).


Фото ЧФ_007 Тихонов слева. А кто это такой в центре с орденом КЗ? Хорошо бы узнать и того, кто справа.

Изменения внесены 27.03.2011.
« Крайнее редактирование: 27 Марта 2011, 23:39 от SAMURAI »
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • ******
  • Сообщений: 11166
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai

Фото ЧФ_008 Вот те раз!
А в центре стоит с очками на фураге не кто иной, как Вальтер Карлович Бергстрем!
Из- за него мы столько копий поломали, когда разбирали Альбом З.Явича!

Справа от него на фото Д.Ф.Тихонов.
Сидит- слева не Щербаков ли С.А.? Точно, это Щербаков.
А сидит в центре однофамилец Тихонова, как можно заметить, там надписано "Тихонов- в тюрьме".
К сожалению, как удалось выяснить, Тихонов- однофамилец не просто сидел в тюрьме, но позднее был расстрелян. Он женился на немке, которая была членом ком.партии Германии, но жила в СССР. Разбираться не стали. Немку- расстрелять. А его- как мужа немки. 

Бергстрем в 1929 г назначен командиром 9-й авиационной бригады. В 1931-1932 гг был в годичной загранкомандировке. С 1932 г. - помощник командующего Морскими Силами Черного моря по авиации. С июля 1935 г - помощник начальника Морских Сил РККА по авиации. С ноября 1937 г - в распоряжении Управления по командно-начальствующему
составу РККА. Если верить его биографии, например есть тут:

http://www.soldat.ru/forum/viewtopic.php?f=2&t=402

Если на фото Щербаков, то оно сделано не ранее 1931 года. Но не позднее 1933 года, когда Щербаков уже отправился на ТОФ вместе с 55 отрядом.

Вот тут Биография Тихонова
http://forum1.evvaul.com/index.php?topic=40.15

Откуда наиболее вероятной считаю датировку снимка 1932 годом.


И ещё одно весьма и весьма занятное фото!


Фото ЧФ_009
В центре узнаваемый Д.Ф.Тихонов, а вот справа в белом...?
Ну очень интересно, кто?

Как удалось выяснить позднее, справа в профиль в белом с 4 полосками на рукаве, возможно, Н.Н.Бажанов, за Мырсовым голова- возможно Букан. Все трое- из нашей Школы.

Изменения от 27.03.2011
« Крайнее редактирование: 07 Октября 2011, 23:00 от SAMURAI »
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

николай

  • Гость
Всем привет!
Самураю: на крайнем снимке второй слева-В.И.Мырсов.
Спасибо Галя! Тётушке-то радость!
Столько новых снимков папы!!!

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • ******
  • Сообщений: 11166
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai
Не уверена, Коля. Ростом этот парень не вышел. Дед твой был не просто высоким, а очень высоким. Но на другом фото твой дед присутствует. Смотри в выпусках до 30-го года.  %3 %3 %3


Фото ЧФ_010 Экскурсия в Алупку. 30-е годы. Тихонов второй справа.


Фото ЧФ_011 Экскурсия в Ялту. 30-е годы. Тихонов стоит в центре.

Биография  Д.Ф.Тихонова, другие интересные снимки из Альбома можно посмотреть в теме выпусков 20-х годов http://forum1.evvaul.com/index.php?topic=40.15
« Крайнее редактирование: 27 Марта 2011, 23:55 от SAMURAI »
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

 


Статистика посещений Карты посещений сайта