РИВКИН Борис Миронович (1919, Чернигов – 2004, Ростов-на-Дону), Герой Советского Союза (1943). Ген.-майор авиации (1965). В РККА – с 1937. В 1938 окончил Борисоглебскую воен.-авиац. школу летчиков-истребителей, работал там же инструктором. В 1942–45 – на фронте, ком. эскадрильи. К июню 1943 совершил 176 боевых вылетов. В 96 воздушных боях сбил лично 12 и в группе 7 вражеских самолетов. После войны командовал авиац. частями. В 1954 окончил курсы усовершенствования летного состава, в 1960 – Воен.-возд. академию. С 1960 зам. нач., с 1963 нач. Ейского Высш. воен. авиац. уч-ща летчиков. С 1968 зам. команд. Воен.-возд. силами Сев.-Кавк. воен. окр. Засл. воен. летчик СССР (1968). С 1975 в запасе. Награжден 9 орденами.
Ривкин Борис Миронович 19.11.1919 - 04.12.2004
Герой Советского Союза
Родился 19 Декабря 1919 года в Чернигове, в семье рабочего. Окончил 7 классов неполной средней школы и фабрично - заводское училище в Москве. Работал слесарем на автозаводе, закончил аэроклуб. С 1937 года в Красной Армии, год спустя окончил Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков.
На фронтах Великой Отечественной войны с Мая 1942 года. Отличился в боях за Крым, под Сталинградом и на Курской Дуге.
К Июню 1943 года командир эскадрильи 54-го Гвардейского истребительного авиаполка ( 1-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 16-я Воздушная армия, Центральный фронт ) Гвардии Капитан Б. М. Ривкин совершил 176 успешных боевых вылетов. В 95-ти воздушных боях сбил 12 самолетов противника лично и 7 в группе с товарищами. 24 Августа 1943 года за мужество и отвагу, проявленные в боях во время Курской битвы, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
После войны продолжил службу в ВВС. В 1954 году окончил авиационные курсы усовершенствования офицерского состава, в 1960 году - Военно - Воздушную академию. С 1975 года Генерал - Майор авиации Б. М. Ривкин - в запасе. Живёт в Ростове - на - Дону. Награжден Орденами Ленина, Красного Знамени ( трижды ), Александра Невского, Отечественной войны I-й степени ( дважды ), Красной Звезды, "За службу Родине в Вооружённых Силах СССР" 3-й степени, медалями.
* * *
На заводе имени Лихачёва митинг. К скрытому покрывалом обелиску идут и идут колонны автозаводцев. Несут букеты цветов, транспаранты: "Верны традициям отцов", "Слава героям - автозаводцам !". Выстраиваются в ряд венки, увитые алыми лентами.
И вот торжественная минута. К высокой пирамиде подходят директор завода, другие руководители предприятия. Бесшумно спадает покрывало с обелиска. Оркестр играет государственный гимн. Звучит ружейный салют. Взору собравшихся открывается монумент с надписью: "16 000 автозаводцев по призыву партии и по велению сердца ушли на фронт. Половина из них не вернулась. За ратные подвиги тысячи воинов награждены орденами и медалями. 16 человек удостоены звания Героя Советского Союза. Слава героям, отстоявшим свободу и независимость нашей Родины !". Среди этих 16-ти Героев - имя Бориса Мироновича Ривкина.
...В 1935 году 16-летним пареньком пришёл Борис в ФЗУ завода, чтобы стать рабочим, пополнить ряды автомобилестроителей. Сердце молодого парня горело желанием как можно скорее слиться с трудовым коллективом, охваченным энтузиазмом первых пятилеток. И кадры действительно нужны были. Завод рос, претворялся в жизнь генеральный план его реконструкции. Борис поступил в ФЗУ учеником слесаря - модельщика, затем работал слесарем в штампомеханическом цехе, помощником инструктора в ФЗУ.
Самоотверженно трудясь на производстве, автозаводцы отдавали немало времени и сил военной подготовке. Ещё в 1934 году среди молодёжи зародилось патриотическое стремление научиться летать. ЦК комсомола обратился тогда с призывом подготовить для страны 150 000 лётчиков. Многотиражная газета автозавода опубликовала открытое письмо с предложением организовать свой аэроклуб. Герой Советского Союза Н. Каманин и группа других военных лётчиков в Декабре 1936 года взяли шефство над коллективом предприятия в деле организации аэроклуба и подготовки лётчиков без отрыва от производства.
Желающих обучиться лётному делу было много. В комитет комсомола поступило свыше 700 заявлений. Отбор был очень тщательным. Выбирали самых сильных, здоровых, лучших производственников. Среди них оказался и Борис Ривкин.
Аэроклуб имени В. П. Чкалова он окончил успешно. Сначала испытал счастье полёта на планере, потом на знаменитом учебном самолёте У-2. Автозаводцы проводили Ривкина в Борисоглебскую школу военных летчиков. За 10 месяцев учёбы он овладел новым в ту пору боевым самолётом И-16 и был направлен в строевую часть. В 1940 году из числа лётчиков строевых частей отобрали лучших методистов и направили во вновь сформированную лётную школу.
Когда началась Великая Отечественная война, Ривкин был уже командиром авиазвена в этой школе.
- Многие мои товарищи, в том числе и я, - рассказывает Борис Миронович, - стремились участвовать в боях с врагами Родины, но лишь в Марте 1942 года мне это удалось - был направлен на фронт в действующую армию. Боевое крещение получил в Крыму.
Полк базировался на Северном Кавказе. Летали главным образом на прикрытие наземных войск. В один из дней была поставлена боевая задача: прикрыть наземные войска, оборонявшие Керчь. В воздух поднялось звено Бориса Ривкина.
"Яки" стремительно набрали заданную высоту, и вот уже под самолётами водная гладь Керченского пролива, рассечённая чёрным клином косы. Впереди по курсу - фронтовой город, в котором многочисленные пожары, пороховой чад.
Уже на подступах к Керчи Ривкин заметил вражеский самолёт. Характерная форма двухфюзеляжной машины свидетельствовала о том, что над нашими войсками кружит разведчик FW-189, прозванный лётчиками "рамой".
Ривкин покачал крыльями своего "Яка", давая понять ведомым, что цель видит и принял решение её атаковать. На его машине были установлены 6 реактивных снарядов. Увеличив скорость, Борис начал стремительно сближаться с целью. Когда "рама" вползла в кольцо прицела и до цели было расчётное расстояние, выпустил сразу все снаряды. Над вражеским самолётом вспыхнуло багровое пламя, от него отвалилась часть крыла, и машина рухнула на землю... Это была его первая победа, за которой последовали новые.
В сражениях за Крым командир звена 237-го истребительного авиаполка Младший лейтенант Борис Ривкин водил самолёты на подавление огневых средств врага, громил его пехоту, сопровождал бомбардировщики и штурмовики.
Как - то в небе Севастополя машина его ведомого была подбита, а немецкий истребитель продолжали преследование. Ривкин сумел отвлечь на себя внимание врага. Тот прекратил преследование подбитой машины и решил легко разделаться ещё с одной. Вот тут - то Борис и показал своё незаурядное мастерство. Он пошёл в лобовую атаку, а когда нервы немецкого пилота не выдержали и он резко взмыл вверх, Ривкин нажал на гашетку. "Мессер" потянул за собой чёрный шлейф дыма, а Борис уже атаковал второй самолёт врага. За это время наш подбитый истребитель успел скрыться и благополучно возвратился на свой аэродром.
За короткое время пребывания на фронте Борис снискал себе славу и уважение однополчан. Начав боевую работу в должности командира звена, он через 3 месяца становится командиром эскадрильи. Защищая Крым и Керченский пролив от налётов вражеской авиации, во время одного боевого вылета в ожесточённой схватке с немецкими пилотами он сбивает 2 вражеские машины. В последующих боях, совершенствуя свою боевую выучку, Ривкин увеличивает счёт сбитых самолётов противника и выдвигается в ряды лётчиков, не знающих поражения в схватках с врагами.
После переформирования полк, в котором служил Ривкин, был направлен под Сталинград. За успехи, достигнутые в боях, Бориса назначили на должность командира эскадрильи. Летать пришлось много. На боевые задания ходили по 4 - 5 раз в день. Отбивали самые яростные атаки неприятельской авиации.
Однажды Ривкин отсёк от боевого порядка врагов "Мессер" и так крепко сидел у него на хвосте, что лишил врага возможности выйти из - под атаки. Пытаясь как - то уйти от "Яка", немецкий лётчик выполнил переворот через крыло, но не рассчитал высоту и врезался в землю. Так была одержана ещё одна победа, причём без единого выстрела.
В Октябре 1942 года части 16-й Воздушной армии обеспечивали частные операции и контрудары общевойсковых армий. Нужно было измотать врага и отвлечь его силы от главных направлений. Одна из таких частных операций под кодовым названием "Дон" проводилась ударной группой Донского фронта в середине Октября. 16-я Воздушная армия в этой операции выполняла следующие задачи: вела борьбу с авиацией противника, уничтожала вражеские войска перед фронтом, содействовала войскам 24-й и 66-й армий в прорыве обороны противника, вела воздушную разведку и разрушала переправы через Дон.
Об успешной борьбе с вражеской авиацией свидетельствуют воздушные бои 16 Октября, когда истребители одной лишь 220-й ИАД сбили 9 и подбили 4 немецких самолёта. Победителями этих боев были Лейтенант В. И. Иванов ( сбил два Ме-109 ), сержант Логачев, батальонный комиссар И. М. Мамыкин, Капитаны И. П. Моторный и З. В. Семенюк, Старшие лейтенанты В. Н. Макаров и П. П. Ратников, Младшие лейтенанты Мартынов и Б. М. Ривкин.
В сражениях на Сталинградском фронте, когда Ривкин защищал город на Волге и великую водную магистраль от налётов вражеской авиации, с каждым новым боем росло его мастерство не только как отважного воздушного бойца, но и как умелого организатора согласованных действий лётчиков эскадрильи. Он успешно овладевал искусством расстановки сил в бою, научился навязывать врагу свою волю.
Как - то раз в Сталинградском небе Ривкин повёл группу полка на прикрытие наземных войск. Боевой порядок состоял из двух четвёрок. Первую, летевшую ниже, вёл И. Ф. Балюк ( ставший впоследствии Героем Советского Союза ). Вторую, находившуюся выше, возглавил сам Ривкин. Когда наши истребители встретились с вражескими бомбардировщиками, Балюк развернул свою четвёрку и повёл её наперерез врагам. Охранявшие бомбардировщиков "Мессеры" бросились на четвёрку Балюка. А в это время Ривкин со своими ведомыми, ещё не обнаруженный противником, буквально свалился с высоты и с ходу ударил по врагу. Борис с короткой дистанции один за другим сбил 2 Ме-109. Отличились Балюк и другие лётчики. Всего было уничтожено 8 вражеских самолётов и 1 повреждён. Наша группа потеряла 1 самолёт.
Молодые лётчики с завистью смотрели на своего командира, на звёзды побед, нарисованные на борту его самолёта. Как - то после трудных полётов, лежа на нарах в землянке, сержант Чумбарёв обратился к Ривкину:
- Вон у вас сколько звёзд на самолёте, а я всё не добьюсь хотя бы одной.
- Добьёшься, Илья, - ободрил его Борис. - У тебя уже есть успехи. Сегодня я заметил, что ты правильно выбираешь место в бою.
- Действовал, как учили. А сам себя ещё не испытал по - настоящему. Вот если придётся пойти на таран, не знаю, сумею ли... По теории вроде всё ясно, а на практике...
Утром 14 Сентября 1942 года эскадрилья вновь вылетела на боевое задание. Лётчики действовали парами, звеньями на разных участках фронта. Когда Ривкин после удачного боя возвратился на свой аэродром, к его самолёту подошёл Илья Чумбарёв - голова перевязана, на глазах слезы.
- Товарищ командир, - доложил он срывающимся голосом. - Я таранил "раму". - Молодец. Вот видишь, я говорил тебе, что получится, - Ривкин положил руку на плечо лётчика. - А слёзы отчего ? Болит рана ?
- Я не ранен, товарищ командир, так, царапина. А слёзы от радости.
И Чумбарёв рассказал, как гнался за маневрирующей "рамой", которая пыталась скрыться в облаках и увезти с собой разведданные. Илья, не раздумывая, врезался своим самолётом между балок фюзеляжа "рамы". Самолёт - разведчик развалился на части, и из него вывалились с парашютами 3 члена экипажа. На земле они были взяты в плен.
Этот бой происходил недалеко от штаба фронта, где находился представитель Ставки Верховного Главнокомандования Г. К. Жуков. Он наблюдал смелые действия воздушного бойца. В тот же день лётчику было присвоено звание Лейтенанта и вручён орден Красного Знамени.
Так же храбро и самоотверженно, как Илья Чумбарев, дрались с врагами и другие воспитанники Б. М. Ривкина: Лимаренко, Поляков, Маркевич, Слесарёв, Ткаченко и другие.
Со временем все лётчики эскадрильи Ривкина значительно окрепли, стали настоящими мастерами воздушного боя, приобрели хороший боевой опыт. Появилось много нового в тактике действий звеньев и эскадрильи в целом. Окрепла вера в свои силы, ещё более возрос моральный дух авиаторов. Боевые заслуги отважного комэска были удостоены правительственных наград: ордена Красного Знамени в Октябре 1942 года, Отечественной войны 1-й степени и медали "За оборону Сталинграда" в Декабре того же года.
После окружения 330-тысячной группировки противника под Сталинградом, Гвардии Старший лейтенант Б. М. Ривкин участвовал в борьбе с транспортной авиацией врага, пытавшейся снабжать эту группировку по воздуху. Здесь в группе с товарищами он сбил 2 транспортных самолета.
Летом 1943 года Борис Ривкин участвовал в воздушных боях на Курском направлении. Вспоминает известный лётчик - истребитель Герой Советского Союза Яков Данилович Михайлик:
"Младший лейтенант Борис Ривкин прибыл в наш полк в Апреле 1942 года на должность командира звена. Репутация у него была, как говорят, отнюдь не безупречной, поэтому на первых порах однополчане относились к нему сдержанно. Однако Борис в очень короткое время заставил своих новых друзей переменить мнение о нём. Этому способствовали высокая дисциплина и организованность в звене, грамотная эксплуатация материальной части на земле и в воздухе, прекрасное знание тактики боя с вражескими истребителями и бомбардировщиками. В период боевых действий полка в районе Керчи Младший лейтенант Ривкин сбил 3 самолёта противника.
С тех пор Борис, что называется, пошёл в гору. Молодой, стройный, подтянутый, он вызывал уважение всего личного состава полка. Его повысили в звании, а когда полк перешёл на трёхэскадрильный состав, Ривкина назначили командиром 2-й эскадрильи.
Чтобы не возвращаться к вопросу о его боевых успехах, скажу, что за время боёв под Сталинградом и на Курской Дуге Борис Миронович Ривкин одержал над врагом 9 блестящих побед в воздухе. Учитывая боевые заслуги авиатора, командование наградило его двумя орденами..."
"Сражался в Крыму, на Сталинградском, Центральном фронтах, не зная усталости и страха в боях. Проявил себя подлинным патриотом социалистической Родины. Своими боевыми подвигами прославил силу и мощь советского оружия. Воспитывает у подчинённых чувство ненависти к фашистским захватчикам, упорство и отвагу. Под его командованием лётчики эскадрильи совершили 800 боевых вылетов, в воздушных боях сбили 33 самолёта противника. Сам он сбил 12 самолётов и 7 - вместе с товарищами, штурмовыми действиями уничтожил 12 автомашин с грузами, 10 подвод, 2 автоцистерны с горючим, подавил много огневых точек на поле боя..."
Эти строки - из наградного листа, подписанного известными командирами и военачальниками: Гвардии Подполковником Мельниковым, Генерал - Майором авиации Утиным, Генерал - Лейтенантом авиации С. И. Руденко, Генерал - Лейтенантом М. С. Малининым, Генералом армии К. К. Рокоссовским в Июне 1943 года. У всех у них было единодушное мнение: "Достоин присвоения звания Героя Советского Союза".
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 Августа 1943 года командиру эскадрильи 54-го Гвардейского Керченского истребительного авиационного полка Гвардии Капитану Ривкину Борису Мироновичу за мужество, доблесть и воинское мастерство, проявленные в боях с врагами было присвоено это высокое звание.
Так же храбро сражался Б. М. Ривкин и на других фронтах Великой Отечественной войны. Весь дальнейший боевой путь Бориса Мироновича вплоть до Берлина связан с совершенствованием его командирского мастерства. Он постоянно стремился выявить и развить в подчинённых настоящие бойцовские качества. И не случайно девиз "Делай, как я" был и остался у Бориса Мироновича железным правилом до самых последних дней лётной службы ( по некоторым источникам к концу войны имел на счету 23 победы ). К ордену Ленина и Золотой Звезде Героя Советского Союза у Ривкина прибавилось 3 ордена Красного Знамени, ордена Красной Звезды, Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, "За службу Родине в Вооружённых Силах" 3-й степени.
Методические и боевые навыки, полученные Борисом Мироновичем в годы Великой Отечественной, пригодились ему в послевоенное время. Командование ВВС сочло возможным поручить ему руководство одним из авиационных училищ. Это было время, когда наша авиация осваивала новые, реактивные, а затем и сверхзвуковые самолёты. Действия боевой авиации, оснащённой такими машинами и мощным ракетным оружием, приобрели исключительно маневренный характер. Для истребителей и бомбардировщиков стало возможным выполнение разнообразных задач небольшими группами, звеньями, парами и одиночными самолётами, осуществляющими полёт преимущественно на малых высотах и применяющими сложные виды маневра. Произошли заметные изменения и в военно - авиационной теории, которая должна своевременно заглядывать вперед и научно обосновывать способы применения новой техники.
Генерал - Майор авиации, заслуженный военный лётчик СССР Борис Миронович Ривкин успешно справился со всеми этими задачами. Насколько позволили ему возраст и здоровье, он внёс достойный вклад в развитие советских ВВС, в подготовку опытных кадров лётного состава.
И никогда Ривкин не забывал своего второго дома, каким был для него Московский автозавод имени Лихачева, своих товарищей - комсомольцев. В одном из писем на завод он писал: "Я горжусь тем, что являюсь автозаводцем. Много хорошего в моей жизни связано с именем коллектива нашего предприятия. О нем всегда была добрая слава, а сейчас она гремит на весь мир. От всей души радуюсь вашим успехам".
После войны на "ЗИЛе" открылся музей трудовой и боевой славы автозаводцев. Молодое поколение рабочих с гордостью произносит имена ветеранов войны и труда. Имя Бориса Мироновича Ривкина навечно вписано в историю московского индустриального гиганта.
Цельнотянуто отсюда:
http://airaces.narod.ru/all5/rivkin_b.htmДумаю, надо бы хоть один снимок разместить на Галереях. Не обидятся, если под снимком в комментах ссылку дать.
Вот такой был Герой наш Начальник Училища Ривкин. 12 сбитых!
http://www.peoples.ru/military/aviation/boris_rivkin/http://flyaces.narod.ru/all5/rivkin_b.htm http://jewish-memorial.narod.ru/Rivkin.htm