1977г.
13 января 1977г. катастрофа самолета Ty-104A.
Экипаж выполнял рейс по маршруту Хабаровск - Новосибирск - Алма-Ата - Душанбе. Вскоре после взлета из Алма-Аты из-за разрушения топливопровода в техническом отсеке произошла утечка топлива, возник пожар в районе двигателя №1. Экипаж начал снижение для посадки в аэропорту вылета. Видимость в районе аэропорта была ухудшена дымкой. В процессе снижения возникла задняя центровка из-за паники среди пассажиров и их перемещения по салону, заполняющемуся дымом. На высоте 300м из-за развивающегося пожара произошел взрыв топливного бака. Самолет потерял управление и на большой скорости столкнулся с землей в 3,5км от ВПП аэропорта Алма-Ата. На борту находились 96 человек, все погибли.
13 января 1977г. катастрофа вертолёта Ка-25, КВ м-р Луковкин Е.П.
ЛП произошло на взлете с аэродрома Североморск-2 из-за столкновения с сопкой. Штурман погиб.
15 февраля 1977г. катастрофа самолёта Ил-18В, аэропорт Минеральные Воды.
Метеоусловия: облачность 10 баллов, нижняя граница облаков 80м. Экипаж выполнял рейс Ташкент – Минеральные Воды. КВС отвлекся от пилотирования и допустил уклонение от курса посадки, после чего принял решение о повторном заходе. При уходе на второй круг экипаж при правом крене 3-4° осуществил уборку закрылков в один прием, далее КВС парировал просадку, возникшую из-за уборки закрылков, взятием штурвала на себя, увеличил угол тангажа на 11°, создав перегрузку 1,64g. Самолет на скорости 275км/ч при наличии крена и убранных закрылках вышел на критический угол атаки 18°, в результате чего произошел срыв потока, уменьшивший подъемную силу. Из-за затенения элеронов нарушилась поперечная устойчивость. Самолет потерял высоту, задел землю законцовкой крыла и разрушился. Все 77 человек погибли.
14 марта 1977г. катастрофа самолёта Су-7БКЛ, аэродром Бобровичи, лётчик командир звена м-р Киреев М.М.
Выполнялись ночные полёты в СМУ. При заходе на посадку после ДПРС самолёт уклонился вправо и с повышенной вертикальной скоростью столкнулся с землёй, лётчик погиб.
Причина - потеря пространственной ориентировки.
27 марта 1977г. 2 катастрофы самолётов Боинг-747 (авиакомпании "Пан Америкен" и "КЛМ"), аэропорт Лос-Родеос, о. Тенерифе (Канарские острова), КВС Граббс В. и ван Зантен Я.
Самолёт голландской АК (в дальнейшем - самолёт №1) выполнял руление в конец ВПП в условиях сильного тумана с видимостью около 50м и дождя. Следом за ним рулил по полосе самолёт американской АК (в дальнейшем - самолёт №2), который должен был свернуть в рулёжную дорожку №3. Во время ведения переговоров с диспетчером руления самолётом №1, КВС самолёта №2 проскочил РД №3.
Диспетчер, дающий разрешение на взлёт, дал команду: "Доложите о готовности к взлёту". КВС самолёта №1, развернувшись на ВПП, подтвердил готовность к взлёту. Диспетчерам с КДП (руководителю взлёта и посадки, а также руководителю руления) не было видно самолёты визуально и они постоянно запрашивали экипажи о своём местоположении. Командиру самолёта №2 дали команду: "Доложите об освобождении полосы", а командиру самолёта №1 дали условия выхода, эшелон и курс после взлёта. В это время командир самолёта №2 доложил: "Мы всё ещё на полосе".
По трагической случайности его слова наложились на окончание инструкции, которую диспетчер давал самолёту №1: «Будьте готовы к взлету. Я свяжусь с вами, как только освободится ВПП». В это время был кратковременный сбой в работе радиостанции и команда не была услышана экипажем. В результате командир самолёта №1 не узнал, что на полосе все еще находится самолёт №2, считая, что разрешение на взлет ему дано и начал разбег.
За несколько секунд до столкновения экипажи увидели друг друга, но не успели предпринять манёвры, исключающие трагедию. Самолёт №2 отвернул нос на 30°, что спасло жизнь экипажу. Командир самолёта №1 резко взял штурвал на себя, самолёт зацепился хвостовой частью о бетон. Оторвавшись на несколько метров от земли, на скорости 265км/ч самолёт голландской АК столкнулся с самолётом американской АК. Четыре стойки шасси снесли большую часть верха фюзеляжа самолёта №2, что спасло часть пассажиров. От удара стойки отлетели, и самолёт №1 упал на бетонку в 150м от места столкновения. Полуразрушенный фюзеляж машины протащило по полосе около 300м, пока он не остановился, развернувшись на 90°.
От удара взорвались топливные баки, обломки разлетались на сотни метров вокруг, и от них загорелся американский самолёт, через несколько секунд превратившийся в гигантский факел. В результате ЛП на голландском самолёте не выжил никто, погибло 248 человек. На американском самолёте спастись удалось 61 человеку, на месте погибло 326 человек, в госпитале скончались 9 человек. Общее число погибших - 583 человека.
Девять месяцев продолжалось расследование трагедии, прежде чем правительство Испании обнародовало его результаты. Главной причиной ЛП, по мнению комиссии, стала недисциплинированность командира самолёта №1 ван Зантена, начавшего взлет без разрешения диспетчерской службы. В докладе подчеркивалось, что в тот день стояла плохая погода, низкая облачность и густой туман, которые резко снизили видимость. Но эти обстоятельства не снимают вины с командира «КЛМ», принявшего странное и необъяснимое решение, нарушающее все существующие правила. Затрудняли ведение точных переговоров и радиопомехи. Диспетчера вели радиообмен на очень слабом английском языке с сильным испанским акцентом. Экипажам приходилось несколько раз переспрашивать, чтобы понять команды.
Это ЛП - самое крупное по числу жертв в мире (по состоянию на 01.01.2013г.).
30 марта 1977г. катастрофа самолёта Як-40, аэропорт Жданов.
При выполнении посадки между ДПРМ и БПРМ самолет неожиданно попал в полосу тумана с видимостью менее 500м. Экипаж, выполнявший в дневное время визуальный заход и не контролировавший показания приборов, потерял контакт с землей. Тем не менее, КВС продолжил снижение и отвлекся на переключение приводов. Самолет опустился ниже глиссады. Решение об уходе на второй круг было принято в последний момент. Самолёт правым крылом ударился об 9-ти метровый столб на высоте 6м. Крыло загорелось, а двигатель №2 отказал. С нарастающим креном самолет пролетел 420м и при крене 40-45° правое крыло задело землю. Фюзеляж боком ударился об землю в поле в 1500м от ВПП, развернулся на 135°, разрушился и загорелся. Диспетчеру не была передана информация о тумане близ торца ВПП. Оборудование системы посадки было выключено, когда самолет находился на посадочной прямой, т.к. экипаж не сообщил, что намерен им пользоваться. Затем по их требованию его вновь включили, но было уже поздно. Из 27 человек, находившихся на борту, 8 погибло.
5 апреля 1977г. авария самолёта Ил-14ФКМ.
Во время тренировочного полета в результате ошибки в технике пилотирования произошла резкая перекладка руля направления в крайнее положение. Самолет потерял управление, перешел на пикирование и столкнулся с землей близ д.Пенёк Чулымского района, Новосибирская область.
7 апреля 1977г. катастрофа самолёта Су-7Б, лётчик л-т Чернышёв Е.И.
Столкнулся с водной поверхностью Азовского моря, лётчик погиб.
Причина неизвестна.
13 апреля 1977г. авария самолета МиГ-21Р, лётчик к-н Шевалдов Ю.С.
Экипаж выполнял полет по упр. № 383/483 КПБ РА-75. На 29мин полета на боевом курсе для фотографирования объектов тактического полигона на высоте 600м и скорости полета 700км/ч летчик по торможению самолета, падению оборотов двигателя, уменьшению интенсивности освещения кабины и отказу генератора определил самопроизвольное выключение двигателя.
После остановки двигателя летчик с целью обеспечения необходимой скорости перевел самолет на снижение с Vу 5 – 7м/с и предпринял попытку запуска двигателя в воздухе. Убедившись, что двигатель не запускается на высоте 450м и скорости полета 500км/ч, летчик дважды доложил РП: «Стал двигатель». По команде РП благополучно катапультировался. Самолет столкнулся с землей в 7км от полигона, взорвался и сгорел.
Причина: разрушение среднего опорного шарикоподшипника ротора двигателя из-за нарушения охлаждения его маслом. Причиной масляного голодания явилась утечка масла из маслобака вследствие неправильной установки крышки заливной горловины.
15 апреля 1977г. катастрофа самолёта МиГ-21УБ, лётчики командир АП п-к Матковский Ф.Г. и замполит АП п/п-к Зарицкий А.А.
Экипаж выполнял разведку погоды. При заходе на посадку самолёт столкнулся с водной поверхностью озера в 2км от ВПП. Экипаж погиб.
Причина: ошибка в технике пилотирования. Среди неофициальных причин бытуе версия о столкновении с крупной птицей.
18 апреля 1977г. (по другим данным 15 июля) катастрофа самолёта Су-24, аэродром Черняховск, КК Агиенко и ШК Мирошниченко.
ДПМУ. При взлёте появился правый крен, один интерцептор встал на замок, второй - нет. Штурман при крене более 90° катапультировался в землю, КК остался в самолёте, оба погибли.
Причина: отказ системы управления интерцепторами на взлете.
20 апреля 1977г. катастрофа самолета Ту-16, КК Жуков Л.А.
Экипаж выполнял полет ночью на воздушную разведку по учению «Кедр-77». При снижении на участке маршрута озеро Эворон – полигон Литовко (под Хабаровском) самолет столкнулся с сопкой. Экипаж погиб.
30 апреля 1977г. катастрофа вертолёта Ми-4А.
Экипаж выполнял полет по маршруту Тенкели - Крайний - Ванькина Губа и в назначенное время не вышел на связь. Поиски службой движения аэропорта Батагай были начаты только 8 мая по запросу заказчика. 10 мая вертолет был обнаружен разрушенным и сгоревшим в 135км от места взлета севернее п.Тенкели в районе п.Батагай, Якутская АССР. Все находившиеся на борту погибли.
Комиссия предположила, что во время полета на высоте 150–200м на борту возник пожар. Экипаж приступил к экстренному снижению. При посадке на озеро, во избежание лобового удара о берег, экипаж проявил поспешность и начал отворот на малой высоте с креном до 40°. Вертолет задел лопастями лед озера и разрушился.
Вероятной причиной пожара явилось курение пассажиров в грузовой кабине, что определено по множеству окурков и спичек.
4 мая 1977г. авария самолёта Ту-128, аэродром Белая.
ДПМУ. Экипаж выполнял полет по плану боевой подготовки по Упр. 34 КБП Ту-128 69г. «Полет на перехват маневрирующей цели в облаках». На 9мин полета на высоте 9000м и приборной скорости 900км/ч командир экипажа услышал «зуд» в районе левого двигателя и сообщил об этом штурману экипажа. Обороты двигателя при этом составляли 88-90%. Штурман подтвердил наличие «зуда».
На 15мин полета командир экипажа доложил на пункт наведения Усть-Болея о «раскачке» оборотов левого двигателя, которое составляло ±3% при падении давления масла на 1,5кг/см2. Затем вождение оборотов левого двигателя резко увеличилось до ±7%. По подсказке штурмана командир экипажа уменьшил обороты левого двигателя до прекращения раскачки. При развороте в сторону аэродрома Белая, для поддержания скорости полета, командир экипажа увеличил обороты левого двигателя до 75%, после чего загорелось лампочка «Смотри табло». На аварийном табло загорелись лампочки «Пожар» и «Пожар левого двигателя».
Командир экипажа убрал РУД левого двигателя на упор МГ, проконтролировал срабатывание первой очереди пожаротушения, затем выключил двигатель, доложил о пожаре на ПН. Штурман доложил о том, что в перископ наблюдает шлейф дыма за самолетом. Командир экипажа включил вторую очередь пожаротушения, однако сигнализация о пожаре не снялась. Командир экипажа доложил о пожаре РП и по его команде, на высоте 8700м и приборной скорости 700км/ч, экипаж благополучно катапультировался
Причина: нарушение в работе левого двигателя, приведшее к возникновению вибрации, разрушению деталей конструкции двигателя и пожару. Истинную причину нарушения в работе двигателя найти не представилось возможным из-за полного разрушения самолета.
7 мая 1977г. катастрофа 2-х самолётов Ан-2.
Два самолета Ан-2 столкнулись в воздухе во время группового перелета при погоде ниже минимума. Обломки упали в 18км южнее Тавды, Свердловская область. Количество погибших неизвестно.
17 мая 1977г. катастрофа самолёта МиГ-25ПУ, аэродром Жуковский, экипаж: лётчик-испытатель Лебединский Э.А. и ст. л-т лётчик Букреев В.И.
На разбеге у самолёта сложилась носовая стойка шасси. В результате трения о бетон возник пожар. Сидевший в первой кабине Букреев В.И. получил сильные ожоги и через 5 дней умер в госпитале, командир экипажа остался жив и невредим.
18 мая 1977г. авария самолета Ту-22Р, КК лётчик-испытатель м-р Кондратенко В.Г.
Метеоусловия: облачность 4 балла, верхняя, видимость 10км. Экипаж выполнял полет по плану испытаний после катастрофы самолета Ту-22Р экипажа Заики (2 апреля 1976г.) по определению безопасного отделения бомб от самолета с доработанной системой взведения взрывателей. Через 1ч 37мин на шестом боевом заходе на высоте 10000м и скорости 610км/ч после сброса авиабомбы ФОТАБ-250Т произошел взрыв внутри бомболюка. Во время взрыва произошло разрушение самолета в районе грузолюка. Хвостовая часть, объятая пламенем, упала вниз и взорвалась при ударе о землю. Носовая часть продолжала лететь вперед с возрастающей угловой скоростью вокруг продольной оси с увеличением угла пикирования, пролетев от хвостовой части 1200м, врезалась в землю и взорвалась. Экипаж катапультировался из неуправляемого самолета на высоте 10000м.
Причина: взрыв авиабомбы ФОТАБ-250Т, снаряженной серийным взрывателем АТК-ЭА, произошедший после отделения ее от замка верхней станции держателя КД-3-22М в момент снижения на 49 – 55см (в районе второй подвесной станции). Наиболее вероятной причиной взрыва авиабомбы является срабатывание взрывателя в момент подачи электроимпульса на ЭПУ или с очень малым замедлением.
22 мая 1977г. был произведён захват и угон в Швецию самолета Ан-24 рейса Рига - Даугавпилс одним преступником (Сосновский В.В.). Жертв нет.
24 мая 1977г. катастрофа самолёта Ту-128, аэродром Жана-Семей.
Экипаж выполнял посадку на самолете Ту-128 на аэродром Жана-Семей с четырьмя ракетами на борту. На посадочной глиссаде экипаж ослабил контроль над скоростью самолета. В результате значительной потери скорости самолет опустился ниже глиссады. Борясь с падением скорости, экипаж произвел аварийный сброс всех ракет (что запрещено при выпущенном шасси). Поскольку скорость увеличить не удалось, экипаж начал катапультирование. Однако вследствие нештатной работы системы катапультирования первым катапультировался командир корабля, при этом пламя от катапультного кресла ударило по кабине штурмана, в результате чего штурман корабля погиб.
Причины: ошибка летчика в технике пилотирования, потеря контроля над скоростью во время выполнения посадки, уменьшение скорости на глиссаде ниже минимально допустимой, а также конструктивно-производственный недостаток, приведший к нарушению очередности катапультирования членов экипажа.
27 мая 1977г. авария самолёта МиГ-23Б, аэродром Степь.
27 мая 1977г. катастрофа самолёта Ил-62, аэропорт Гавана, Куба.
При заходе на посадку в СМУ задел провода ЛЭП и столкнулся с землёй в районе городских построек и банановой плантации в 1800м от ВПП. На борту находились 70 человек, 68 погибли. Также погиб один человек на земле.
Причина: экипаж не переставил давление на высотомерах, превысил вертикальную скорость снижения и продолжал посадку, попав в полосу тумана.
2 июня 1977г. катастрофа самолёта Ту-16, аэродром Бобруйск, КК командир отряда ст. л-т Харьков А.Н.
Экипаж выполнял перелет с аэродрома Мачулищи на аэродром Бобруйск. После взлета с высоты 1530м перешел на крутое пикирование с углом до 70° и столкнулся с землей. Экипаж и находившийся на борту ст.техник самолёта погибли.
3 июня 1977г. катастрофа самолёта МиГ-23УБ, лётчики-испытатели Лысенко А.И. и Мамонтов Г.В.
Экипаж выполнял оценку нового пилотажного прибора. Находясь над Егорьевском, самолёт сорвался в штопор. Экипаж предпринял попытку вывода, вращение удалось остановить, но для вывода не хватило высоты. Самолёт с большими углами тангажа столкнулся с землёй на окраине г.Егорьевска возле кирпичного завода и разрушился. Экипаж средствами спасения не воспользовался и погиб.
Мамонтов Г.В. выполнял полёт после большого перерыва, вызванного травмой. По неофициальной информации, лётчики допустили аварийную ситуацию в результате несогласованных действий внутри экипажа, понадеявшись друг на друга.
6 июня 1977г. авария самолёта Як-38, лётчик л-т Калинин В.В.
7 июня 1977г. авария самолета Як-38, лётчик к-н Новичков Н.Н.
Лётчик успешно катапультировался.
8 июня 1977г. аэродром Сеща авария самолёта Ан-22, КК м-р Стеняев А.Н.
На разбеге не оторвался от земли и врезался в лес. Экипаж не пострадал, но самолёт восстановлению не подлежит.
Причина: самопроизвольное срабатывание системы стопорения рулей.
17 июня 1977г. осуществлена попытка захвата самолета Як-40 рейс Рига-Таллинн одним преступником. Бандит обезврежен, жертв нет.
21 июня 1977г. авария самолета Ан-12, КК Макеев.
22 июня 1977г. катастрофа самолёта Су-17М, аэродром Саки, лётчик л-т Коржуев Г.И.
Лётчик погиб.
23 июня 1977г. катастрофа самолёта Ту-22Р, КК м-р Сапронов Р.Д.
В ходе КШУ «Берег-77» после выполнения бомбометания по неустановленной причине столкнулся с землёй на посадке. Экипаж, 3 человека, погиб.
1 июля 1977г. катастрофа вертолёта Ми-4А.
ДПМУ. Экипаж выполнял внерейсовый полет по заявке совхоза. При подлете к пункту назначения экипаж передал расчетное время посадки. После этого связь с ним прекратилась. Организованными поисками вертолет был обнаружен на дне озера в 25м от берега в 2,5км от места посадки в районе н.п.Крест-Хальджай, Якутская АССР. Экипаж, 3 человека, погиб.
Выводы комиссии, расследовавшей ЛП: причиной явилось усталостное разрушение кронштейна качалки поперечного управления автомата перекоса, приведшее к потере в полете поперечного управления вертолетом.
6 июля 1977г. (по другим данным 7 июля 1977г.) катастрофа самолёта Л-410УВП, лётчик-испытатель Галицкий Г.
Экипаж выполнял проверку эффективности работы триммера руля направления на разных скоростях и при различных углах его отклонения. Когда режим на максимальных скоростях подходил к завершению, хвостовое оперение не выдержало нагрузок и разрушилось. Самолет столкнулся с землёй близ железнодорожной станции Недаконице, Чехословакия, в 7км от аэродрома. 4 человека погибли.
Чехи были так уверены в своём самолёте, что проводили испытания без парашютов на борту. Это был второй опытный экземпляр самолёта модификации "Турболёт" с укороченным взлётом и посадкой (УВП).
8 июля 1977г. авария самолёта МиГ-23Б, аэродром Степь.
10 июля 1977г. произведён захват и угон в Хельсинки, Финляндия, самолета Ту-134 рейса Петрозаводск - Ленинград двумя преступниками (А.Ф. Шелудько и Г.И. Загирняк). Жертв нет, террористы выданы обратно.
19 июля 1977г. катастрофа самолёта Су-24, КК лётчик-испытатель Кречетов В.А. и штурман-испытатель Иванов А.
Экипаж проводил испытания нового ВМСК на всех режимах полёта. По заданию было необходимо на высоте 1000м набрать максимальную скорость. Во время разгона на скорости 1380км/ч загорелся и взорвался двигатель, самолёт потерял управление. Командир корабля катапультироваться не смог и погиб, штурман аварийно сбросил фонарь и благополучно катапультировался.
19 июля 1977г. катастрофа вертолета Ка-25, КВ к-н Трушенков В.В.
Экипаж погиб.
20 июля 1977г. авария самолёта Ил-14М, аэропорт Витим, Якутия.
Экипаж принял решение на вылет в условиях, не обеспечивающих безопасный взлет (грозовая деятельность, ливневые осадки, мокрая ВПП, попутный ветер). В момент разбега самолет уклонился от оси ВПП, выкатился за ее пределы и остановился среди тайги, столкнувшись с несколькими деревьями.
25 июля 1977г. авария самолёта МиГ-23БМ, аэродром Степь.
8 августа 1977г. катастрофа самолёта Ан-24РВ, аэропорт Сухуми, КВС Ревенко.
Самолет с курсантами и инструктором, выполнявший тренировочный полет, упал в море в 1-1,5км от берега сразу после взлета в сумерках. На высоте 150м самолет перешел на снижение. 6 человек погибли, выжил только командир экипажа.
Вероятные причины: КВС отвлек внимание от пилотирования (возможно, на оценку грозовой деятельности) либо временная потеря работоспособности КВС.
18 августа 1977г. авария самолёта Ан-26, аэропорт Усть-Куйга, Якутия.
На высоте выравнивания КВС при малой скорости полета резко убрал РУД. Самолет произвел грубую посадку. Экипаж и несколько пассажиров, находившихся на борту, не пострадали. Из-за полученных повреждений Ан-26 впоследствии был списан.
Выводы комиссии, расследовавшей ЛП: неправильная эксплуатация КВС силовой установки, невыдерживание скорости полета, неправильное компенсирование ветра, растерянность. Сопутствующий фактор: ограниченная длина ВПП.
20 августа 1977г. катастрофа самолёта Л-29, аэродром Жуковский, лётчик-испытатель Швалев Б.Н.
Лётчик выполнял показательный полёт на спортивном празднике в честь Дня авиации. При выпуске шасси в перевёрнутом полёте на предельно малой высоте столкнулся с водной поверхностью Москва-реки. Лётчик погиб.
Причина: ошибка в технике пилотирования.
25 августа 1977г. катастрофа вертолёта Ка-25, КВ заместитель командира АП п/п-к Пастухов Ю.В.
НСМУ. ЛП произошло при заходе на посадку из-за попадания в режим вихревого кольца. Экипаж, 2 человека, погиб.
26 августа 1977г. 2 катастрофы самолётов Ту-95K, КК Попов и Бибишев.
Столкновение в воздухе на высоте выше 9000м при полёте строем. Экипажи 2-х самолётов погибли в полном составе, за исключением стрелка-радиста одного из экипажей, летевшего с пристёгнутым парашютом и выполнявшего последний полёт перед выходом на пенсию.
Экипажи не смогли покинуть самолёты из-за больших знакопеременных перегрузок и невозможности одеть парашюты, хотя самолёты падали около 4 минут.
14 сентября 1977г. катастрофа самолета Ту-128, аэродром Жана-Семей.
Самолет с четырьмя ракетами на борту выполнял посадку. На посадочной глиссаде экипаж ослабил контроль за скоростью самолета. В результате значительной потери скорости самолет опустился ниже глиссады. Борясь с падением скорости, экипаж произвел аварийный сброс всех ракет (что запрещено при выпущенном шасси). Поскольку скорость увеличить не удалось, экипаж приступил к катапультированию. Однако, вследствие нештатной работы системы катапультирования, первым катапультировался командир корабля. При этом пламя от катапультного кресла ударило по кабине штурмана. В результате штурман корабля погиб.
Причина - потеря скорости на глиссаде ниже минимально допустимой.
19 сентября 1977г. катастрофа самолёта Су-24, КК заслуженный лётчик-испытатель СССР ст. л-т Волошин В.А., ШК заслуженный лётчик-испытатель СССР к-н Юмашев Ю.И.
Программой летных испытаний силовой установки самолета, которую вел Волошин В.А., предусматривалась, наряду с другими вопросами, оценка работы двигателей на режимах приемистости, когда самолет маневрирует на предельном угле атаки в сочетании с предельно допустимой перегрузкой. Здесь требовалось исключительно редкое, но максимально опасное сочетание крайних режимов по возможностям самолета, умноженное на вероятность отказа одного двигателя или обоих одновременно.
Экипаж выполнял нисходящие спирали. Ввод на 6000м. Верхний край облачности - 3000м, нижний - 250-300м. Продолжая оценивать характеристики двигателей по их приемистости на больших перегрузках, допустили вход в облака. Выскочили из облаков, крен убрали, но высоты для вывода не хватило. Самолёт столкнулся с землей в районе городка Спас-Клепики в Мещерах. Экипаж погиб.
Выполнение данного режима допускается лишь в ПМУ или за облаками при естесственной видимости горизонта.
21 сентября 1977г. катастрофа самолёта МиГ-23Б, лётчик-испытатель Кашин А.М.
Лётчик выполнял демонстрационный полёт в Алжире. Самолёт столкнулся с землёй, лётчик погиб.
13 октября 1977г. катастрофа самолёта МиГ-27, лётчик-испытатель Вуйкив А.П.
Лётчик погиб при выполнении испытательного полёта.
19 октября 1977г. предпринята попытка захвата самолета Ан-2 в аэропорту Тарту, Эстония, одним преступником. Бандит обезврежен, жертв нет.
6 ноября 1977г. предпринята попытка захвата самолета Ан-24 рейса Паланга - Вильнюс одним преступником. Бандит обезврежен, жертв нет.
21 ноября 1977г. авария самолёта МиГ-21С, аэродром Лида, м-р Молчанов В.Н.
Метеоусловия: облачность 6 баллов, перистая, нижний край 5500м, видимость - 8км, ветер у земли 180°, 6м/с, атмосферное давление - 742,5мм.рт.ст, температура +3,2°. Через 26мин после взлёта, выполнив полет по маршруту на средней высоте, летчик вывел на посадочный курс. На удалении З3 км от ВПП выпустил шасси и закрылки во взлетное положение и приступил к снижению с вертикальной скоростью 40м/с, скорость полета 500км/ч по прибору. До удаления 26км выдерживал глиссаду сжижения, о чем постоянно докладывал высотой. В дальнейшем принял железнодорожную станцию Бастуны за ВПП.
Летчику показалось, что близко подошел к аэродрому, перешел на визуальный полет с резким снижением. При этом контроль за высотой не осуществлял. Когда перевел взгляд на прибор, то определил, что высота около 150м. Увеличение оборотов двигателя и взятие ручки управления на себя уже не смогли изменить создавшуюся обстановку и самолет с просадкой на удалении 22км и 4км левее оси ВПП зацепил кроны деревьев. При столкновении со стволами деревьев самолет получил повреждения и, после остановки и покидания кабины летчиком, воспламенился и сгорел.
Причиной ЛП явилась ошибка летчика в распределении внимания при переходе от приборного пилотирования к визуальному в условиях ночи и недоверия к командам руководителя посадки самолетов РСП.
24 ноября 1977г. катастрофа самолёта МиГ-21.
Лётчик погиб.
7 декабря 1977г. 3 катастрофы самолётов Су-15ТМ, аэродром Клин, лётчики: Главный штурман АПВО генерал-майор Кадышев В.В., замкомандира АП лётчик-снайпер п-к Фомин и комзвена м-р Тищенко В.
Погода: ночь, первый минимум погоды, нижний край 60-70м. Полковые лётчики и старшие авианачальники выполняли полёты для подтверждения классной квалификации. Первым заходил на посадку генерал Кадышев. Самолёт попал в снежный заряд с видимостью менее 10м. Лётчик, не поверив приборам и указаниям руководителя ближней зоны, начал производить посадку на освещённую улицу посёлка, ошибку заметил поздно. Самолёт столкнулся с землёй в 6км от ВПП, лётчик погиб. Обломки разлетелись на 1300м и разрушили жилой дом.
Следом за ним заходил на посадку п-к Фомин. Из-за обмерзания ПВД (предположительно, обогрев не справился с налипшим льдом), самолет врезался в антенны ДПРС и столкнулся с землёй. Лётчик погиб. При этом также погиб местный житель, шедший по дороге к своему дому.
Третьим был м-р Тищенко. Заходя только по одному ближнему приводу, промахнулся по полосе и при минимальном остатке топлива ушел в зону катапультирования, но на высоте 30-40м двигатели остановились, как потом выяснили, двигатели обледенели до второй ступени. Лётчик попыток катапультирования не предпринимал и погиб.
После опроса всех солдат и офицеров, которые работали на посадочных системах, вырисовывалась картина, что все лётчики начинали снижение ближе, чем положено по расчетам, и снижались со все увеличивающейся вертикальной скоростью, т.к. дальномер не работал, а ГРП не информировала лётчиков о преждевременном снижении. К выходу из облаков вертикальная скорость доходила до 20м/с. По записям бортовых самописцев у всех погибших за 3с до удара о землю ручка управления самолетом взята полностью "на себя".
Все катастрофы произошли в течение 8мин и 8с. Общее число погибших - 4 человека.
9 декабря 1977г. катастрофа самолёта Ан-24РВ.
После взлета в темное время суток самолет набрал высоту 120м, на которой при уборке закрылков произошло резкое увеличение крена. Самолет перешел на снижение, упал в тайгу прямо по курсу взлета в 4-5км от ВПП близ п.Тарко-Сале, ЯНАО, проделал просеку, разрушился и загорелся. Из 23 человек, находившихся на борту, погибло 17, из экипажа выжил только штурман.
Вероятной причиной ЛП явилось отвлечение внимания экипажа от пилотирования в результате:
- выполнения экстренного маневра отворота от кажущегося препятствия по курсу взлета;
- нормального или ложного срабатывания светового табло системы сигнализации работоспособности авиагоризонтов;
- несинхронной уборки закрылков.
21 декабря 1977г. катастрофа самолёта Ан-12.
НПМУ, на учениях в районе Шауляй - Печоры столкнулся с истребителем. Экипаж погиб. Других подробностей нет.
В 1977г. (точная дата неизвестна) на аэродроме Б.Шираки произошла авария самолёта Су-7БКЛ, лётчик л-т Даминов Г.
После взлета не убрал закрылки, при наборе скорости один закрылок оторвало, самолёт начало вращать, летчик катапультировался, при катапультировании получил травмы и впоследствии был списан с летной работы по здоровью.
Причина - ошибка при работе с арматурой кабины. В начале смены взлетали без закрылков, но из-за повышения температуры воздуха было принято решение осуществлять взлет с закрылками, для чего был собран летный состав и даны указания. Лётчик просто забыл их убрать, думая, что взлетел без закрылков.
В 1977г. (точная дата неизвестна) в ЕВВАУЛ на аэродроме Таганрог произошла катастрофа самолёта Су-7Б (доподлинно неизвестен тип самолёта и количество членов экипажа, это мог быть также и Су-7У), лётчик к-н Сидоров.
При входе в малый круг полётов самолёт не вышел из крутой спирали, лётчик погиб. Других подробностей нет.
В декабре 1977г. (точная дата неизвестна) на аэродроме Щучин произошла катастрофа самолёта МиГ-23, лётчик л-т Ан С.
Лётчик выполнял полёт на перехват. На высоте 8000м связь с ним прекратилась. Самолёт столкнулся с землёй в 70км северо-восточнее г.Щучин, лётчик погиб.
Фамилия лётчика требует уточнения.