Автор Тема: Морская авиация (ВВС) Черноморского Флота  (Прочитано 102979 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 10754
  • Предупреждения 0
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • Информационный ресурс
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai
Re: Морская авиация (ВВС) Черноморского Флота
« Ответ #330 : 14 Февраль 2016, 22:52 »
По воспоминаниям командира 11-го Гв. ИАП ГСС К.Д.Денисова, 30 марта 1944 г. в Скадовск прибыл командующий ВВС ЧФ В.В.Ермаченков. Он сообщил, что близится к завершению подготовка к операции по освобождению Крыма, и Ставкой принято решение Скадовскую группу Морской Авиации расформировать, вместо неё создать временное оперативное объединение авиации с названием «ВВС Северной Таврии». Части Авиации ВМФ должны быть распределены на 2 аэроузлах, под Скадовскоом и у станицы Сокологорная под Мелитополем. Численность группы в Скадовске должна быть доведена до 250-300 самолётов.
 
В результате к началу операции на аэродромах Скадовского аэроузла базировалась большая часть наступавших с этого направления частей Авиации ЧФ. Группой командовал ГСС И.Е.Корзунов. В неё вошли:
- 40-й БАП 13-й ПБАД (частью сил),
- 43-й ИАП 13-й ПБАД,
- 8-й Гв. ШАП 11-й ШАД (частью сил),
- 9-й ИАП 11-й ШАД,
- 30-й ОРАП (2 эскадрильи),
- 36-й МТАП 1-й МТАД,
- 5-й Гв. МТАП 1-й МТАД (частью сил).

Под Скадовском же, на аэродромах Птаховка и Искровка, базировались:  11-й Гв. ИАП 1-й МТАД и  23-й ОШАП. Эти два полка временно были переданы в оперативное подчинение командующего 8-й Воздушной армией Украинского фронта генерал-полковника авиации Т.Т.Хрюкина.

В Сокологорнинском аэроузле должна была разместиться группа под командованием подполковника В.П.Канарёва. На деле же туда перебазировался к началу операции только 5-й Гв. МТАП 1-й МТАД, но не весь, часть его самолётов была передана и в Скадовск. 29-й ПБАП 13-й ПАД проходил переформирование и смог прибыть в Сокологорное только к 14.04.44 г. А топмачтовики ударного 13-го Гв. ДБАП 1-й МТАД до середины апреля оставались в Геленджике и только в третьей декаде месяца смогли пополнить Сокологорненскую группу (18 – 26 апреля).

Всего «ВВС Северной Таврии» были выделены  406 самолётов из состава Морской Авиации, в том числе: 34 бомбардировщика, 23 торпедоносца, 66 штурмовиков, 239 истребителей, 15 колесных разведчиков, 19 гидросамолетов (разведчиков и ПЛО).
Наступление со стороны Таманского полуострова с аэродромов района Анапы поддерживали полки 11-й ШАД: 6-й Гв. ИАП, 8-й Гв. ШАП и 47-й ШАП. Другой полк этой дивизии, 25-й ИАП 11-й ШАД, базировался в Геленджике.  Там же находился 13-й Гв. ДБАП 1-й МТАД.

Задачи ПВО выполняла 4-я ИАД: 3-й ИАП 4-й ИАД в Геленджике и 62-й ИАП 4-й ИАД под Новороссийском, а так же все истребители на местах своей дислокации. 7-й ИАП 4-й ИАД занимался ПВО Главной ВМБ, располагавшейся на то время в Поти.
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 10754
  • Предупреждения 0
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • Информационный ресурс
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai
Re: Морская авиация (ВВС) Черноморского Флота
« Ответ #331 : 14 Февраль 2016, 22:55 »
Часть 4.
Боевые действия Морской Авиации в ходе Крымской стратегической операции 8 апреля – 12 мая 1944 года.

Утром 8 апреля началась артиллерийская и авиационная подготовка со стороны войск 4-го Украинского фронта. Через 2,5 часа войска фронта пошли в наступление. 51-я армия наносила главный удар со стороны сивашского плацдарма в направлении Джанкоя. 2-я армия перешла в наступление со стороны Перекопа.

В ночь на 9 апреля штурмовикам 8-й Воздушной армии и действовавшему совместно с ними 23-му ОШАП ВВС ЧФ поступил приказ нанести удар по войскам противника в районе Перекопа и Армянска. 11-й Гв. ИАП ВВС ЧФ должен был прикрывать штурмовиков. Всего в нанесении ударов участвовали 46 Ил-2 и 25 «Аэрокобр». Немцы на этом направлении оказали ожесточённое сопротивление. Утром 10 апреля группа штурмовиков под прикрытием гвардейцев истребителей повторила удар. Гитлеровцы не выдержали и к вечеру 10 апреля оставили занятые позиции, отступив в район Ишуни. На следующий день по ним наносили удары 18 Ил-2 под прикрытием 10 «Аэрокобр». Так был освобождён Армянск.

Южнее Сиваша 2-я армия прорвала немецкую оборону к 10 апреля, это дало  возможность ввести в действие 19-й танковый корпус 4-го Украинского фронта, который вышел на оператиный простор и двинулся на Джанкой - крупный Ж/Д и аэродромный узел. 11 апреля город был освобождён. Действия 19-го танкового корпуса грозили отрезать вражескую группировку в Керчи.

Штурмовой авиации ВМФ ещё 7 апреля 1944 г. была поставлена задача помешать использовать врагу порты Феодосия и Судак для эвакуации войск.  В первые дни операции штурмовики 11-й ШАД ВВС ВМФ, 8-го Гв. ШАП и 47-го ШАП под прикрытием истребителей 6-го Гв. ИАП и 25-го ИАП, наносили удары по противнику на Керченском полуострове с Анапского аэроузла.

В ночь на 11 апреля перешла в наступление Отдельная Приморская армия СВГК при поддержке 4-й Воздушной армии ВВС и частей Черноморского флота, к утру был занят нашими войсками город Керчь.

11 апреля 1944 г. морские авиаторы 8-го Гв. ШАП и 47-го ШАП на Ил-2 под прикрытием истребителей Як-1 из 6-го Гв. ИАП наносили массированные удары по объектам противника в Феодосии и Судаке, уничтожали портовые сооружения и плавсредства противника. 

13 апреля 80 штурмовиков Ил-2 11-й ШАД в сопровождении 42 истребителей 6-го Гв. ИАП и 25-го ИАП совершили массированный налет на скопление транспортных средств, нагруженных отступающими войсками и готовившихся к выходу из порта Судак.
Кроме того, опытные лётчики 6-го Гв.ИАП выполняли воздушную разведку в районе Ялты. А 14 апреля им пришлось выполнять необычное задание – поиск в море наших торпедных катеров на переходе из Геленджика в Скадовск в условиях тумана, с которым истребители успешно справились.

Наступление советских войск  развивалось стремительно, 13 апреля освободили Феодосию, Симферополь и Евпаторию, 14 апреля — Судак, Бахчисарай, Карасубазар и 15 апреля - Алушту, а 16 апреля вышли к Севастополю. Особая Приморская армия 16 апреля освободила Ялту, а 18 – Балаклаву, окончательно замкнув кольцо вокруг Севастополя. Противник был загнан «в угол», но взять с ходу город не удалось, и надо было подготовиться к штурму. Для удобства управления Отдельная Приморская армия была введена в состав 4-го Украинского фронта.

Скадовская группа Морской Авиации поддерживала успешное наступление 4-го Украинского фронта в Крыму и 3-го Украинского фронта в правобережной Украине. Но главной её задачей была борьба с флотом и авиацией противника на коммуникациях в западной части Чёрного моря, блокирование морских перевозок и эвакуации немецко-румынских войск. 

Первая совместная атака ударных полков (5-го Гв. МТАП, 36-го МТАП и 40-го БАП) по вражескому конвою в районе Одессы состоялась 9 апреля, попаданием бомб был потоплен катер, гружёный военным имуществом. На следующее утро удар повторили, прямым попаданием был уничтожен немецкий прорыватель минных заграждений «Шпеербрехер 193», в тот же день была атакована баржа. Подобные налёты продолжались и в последующее время.

2 эскадрильи 36-го МТАП свою миссию в Скадовске окончили и после 10 апреля направились на переформирование, а затем на Северный флот. Продолжать боевую работу в Крыму осталась только одна эскадрилья на самолётах А-20G «Бостон», не занимавшаяся в этот период торпедометанием.

Часть 40-го БАП 13-й ПАД, доблестно сражавшегося с самого начала операции, была выведена на переформирование на тыловые аэродромы, и подключилась к операции вновь в заключительном этапе битвы за Крым.

Воздушную разведку над морем осуществлял 30-й ОРАП, две эскадрильи которого базировались на Скадовск. В составе полка имелись самолёты DB-7B, А-20G «Бостон» и Р-40 «Киттихок». Экипажи вели разведку и аэрофотосъёмку в интересах минно-торпедной, бомбардировочной и штурмовой авиации ВВС ЧФ.

Ещё 11 и 13 апреля экипажи 5-го Гв. МТАП на самолётах Ил-4 выполняли минные постановки у Севастополя, а 12 апреля - у Сулины. Всего в апреле было выставлено 58 мин. Забегая вперёд, 2 и 8 мая в тех же районах выставили ещё 52 мины. 17 апреля на мине у Сулины подорвался лихтер «Дордонь», который «добили» наши подоспевшие катера. Противник смог выйти из Сулины только 10 мая на спасение остатков своей погибающей в Севастополе армии, что было серьёзным результатом. 11 и 18 мая сбросили ещё 24 мины у выходов из Севастополя, но были ли подрывы, данных нет.

Говоря о результативности минных постановок, надо отметить, что уничтожение плавсредств противника является  не единственной, а, может быть, и не главной целью. Главная цель – воспрепятствовать судоходству в заминированном районе. Кроме того, на траление отвлекаются значительные силы и время.  А работа десятков тральщиков в условиях продолжавшихся ударов с воздуха (например, в Севастополе) была весьма затруднена, пока вообще была возможна. Поэтому оценивать эффективность минирования только количеством подорвавшихся  плавсредств – ошибка.

Часто задаются вопросом, почему в активной фазе битвы за Крым не предпринимали минных постановок в районе Констанцы. Этому есть объяснение. ВМБ Констанца имела очень мощную зенитную ПВО, дополнительно усиленную  звеньями «дальних» истребителей Bf-110G. В Констанце и Сулине работали радиолокационные станции дальнего обнаружения. Туда неоднократно совершались разведывательные полёты из Скадовска, в том числе экипажами 30-го ОРАП, с целью аэрофотосъёмки Констанцы, которые часто заканчивались трагически после встречи с истребителями противника, о базировании которых нам долго было не известно. Полёты тихоходной, по сравнению с истребителями, ударной авиации до поры до времени были большим риском и привели бы к бессмысленным жертвам.
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 10754
  • Предупреждения 0
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • Информационный ресурс
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai
Re: Морская авиация (ВВС) Черноморского Флота
« Ответ #332 : 14 Февраль 2016, 23:08 »
Помимо минных постановок, торпедо- и бомбометания, 5-й Гв. МТАП выполнял задания по доставке оружия и продовольствия сражавшимся в тылу у врага крымским партизанам, а также продолжал «возить» авиационный бензин и специальные боеприпасы в Скадовск и свои части, оказавшиеся на передовых аэродромах в правобережной Украине, т.к. снабжение ими так и не было, как следует, налажено. В Сокологорном снабжение было лучше, т.к. там находилась Ж/Д станция.
 
Когда первостепенная задача по прорыву вражеской обороны на перекопском  направлении была выполнена, 12 апреля освободившиеся полки, 23-й ОШАП и 11-й Гв. ИАП ВВС ЧФ, решено было перебросить в только что освобождённую Одессу. Вместе с ними туда направился и 9-й ИАП 13-й ПАД ВВС ЧФ. Базируясь на Одессу, полки продолжали выполнять главные задачи по обеспечению наступательных операций сухопутных войск на румынском направлении, занимались прикрытием баз и аэродромов, воздушной разведкой и участвовали в борьбе с морскими конвоями.

К середине апреля войска 17-й армии Вермахта оказались в Севастопольском «котле». Задача первого этапа Крымской операции была выполнена, и объединение «ВВС Северной Таврии» закончило свою миссию, просуществовав всего 10 дней.

Азовская флотилия также выполнила свои задачи и была расформирована  19 апреля 1944 года. Её части были направлены на формирование Дунайской военной флотилии. А авиация тогда же возвращена в состав Черноморского флота.

После освобождения большей части Крымского полуострова из Анапы на аэродром Саки 18.04.1944 г. перебазируются 47-й ШАП вместе с 6-м гв. ИАП на новых самолётах Як-9. Днём позже туда же перелетел и 8-й гв. ШАП. Полки 11-й штурмовой дивизии стали громить врага на ближних морских коммуникациях из Севастополя в Румынию, а также в бухтах Камышовая, Казачья и на мысу Херсонес вплоть до полного освобождения Севастополя.
В те же дни 29-й ПБАП двухэскадрильского состава, вооружённый самолётами Пе-2, направляется на усиление группы из Безенчука в Сокологорное и включается в работу. Туда же 18 апреля 1944 г. перелетела часть экипажей 13-го Гв. ДБАП на самолётах А-20G «Бостон», и одна эскадрилья 7-го ИАП на самолетах Р-40 «Киттихок» с подвесными баками для сопровождения торпедоносцев (в мае эскадрилья переберётся в Саки). К 26 апреля весь 13-й Гв. ДБАП перебазировался на Скадовск и в Сокологорное.

К тому времени в Морской Авиации была отработана тактика комбинированных атак на конвои. Группы ударной авиации, торпедоносцы, топмачтовики, бомбардировщики и штурмовики, под прикрытием истребителей, отдельными группами, но с коротким  интервалом наносили последовательно свои удары, не давая врагу опомниться. Первыми проводили «обработку» штурмовики, затем подключались бомбардировщики, за ними наносили решающие точные удары торпедоносцы и топмачтовики, добивая свою жертву, а штурмовики обстреливали напоследок ошеломлённую «живую силу», «шлифуя» результат. Порядок, естественно, мог меняться в зависимости от наличия сил и средств.

Таким образом, благодаря перебазированию штурмовиков и истребителей на ближние к Севастополю аэродромы, к концу апреля - началу мая 1944 г. в операциях по полному разгрому немцев, пытавшихся морем покинуть Севастополь, участвовали почти все полки Морской Авиации, иногда одновременно, в результате эффективность ударной авиации в конце концов заметно повысилась.

13-й Гв. ДБАП первым из строевых частей Морской Авиации начал осваивать топ-мачтовое бомбометание ещё на аэродроме Геленждик, откуда совершал вылеты по конвоям, идущим в Севастополь. В его составе были «Бостоны» в снаряжении топмачтовиков и штурмовиков.

Одна из первых операций с участием этого полка состоялась 18 апреля. Самолёты, 6 Пе-2 40-го БАП под прикрытием 10 истребителей «Аэрокобра» из 43-го ИАП, 5 «Бостонов» бомбардировщиков 36-го МТАП, 4 топмачтовика и 3 штурмовика «Бостона» из 13-го Гв. ДБАП и фоторазведчик, 4 топмачтовика и 4 бомбардировщика Ил-4 из 5-го Гв. МТАП и фоторазведчик, атаковали  конвой «Тома», вышедший из Севастополя. В результате нанесённого удара  был сильно повреждён румынский транспорт «Альба Юлия», погибло около 200 следовавших на нём солдат. Потери были и с нашей стороны.

22 апреля 8 штурмовиков и 10 топмачтовиков А-20G 13-го Гв. ДБАП атаковали конвой противника. Перед этим по нему нанесла удар группа из 47 штурмовиков Ил-2  8-го Гв. ШАП и 47-го ШАП под прикрытием 26 Як-9 из 6-го Гв. ИАП ВВС ЧФ. Был сильно повреждён танкер «Оссаг».

23 апреля 5 А-20G 36-го МТАП под прикрытием 6 истребителей 43-го ИАП нанесли удар по транспорту водоизмещением три тысячи тонн, двум тральщикам и двум сторожевым катерам. Главной жертвой стал корабль-ловушка большой охотник.
Комбинированные удары наносились и 24 апреля, в результате чего повреждён транспорт «Данубиус», который будет выведен из строя до 9 мая, но тот его выход в море и окажется последним.

В этот день оставшаяся эскадрилья 36-го МТАП, участвовавшая в боях за Севастополь, была направлена на Север вслед за двумя другими из этого полка. 

За апрель ударная авиация записала на свой счёт 9 транспортов, 1 тральщик, 5 сторожевых катеров, 5 транспортов и большой охотник были повреждены. В мае отработанная тактика групповых атак дала результаты значительно лучшие. 
Налёты на конвои совершались 3, 6, 8 и 9 мая… Остатки немецко-румынских войск делали попытки эвакуироваться с последнего плацдарма обороны в районе мыса Херсонес.

9 мая вся Страна праздновала день освобождения Севастополя!

Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 10754
  • Предупреждения 0
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • Информационный ресурс
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai
Re: Морская авиация (ВВС) Черноморского Флота
« Ответ #333 : 14 Февраль 2016, 23:11 »


Немецкая аэрофотосъёмка Севастополя 10 мая 1944 г.

Не смотря на полный крах в Крыму, по-видимому, считали, что ещё не всё кончено.

Но бои продолжались. 10 мая полки 11-й ШАД совместно с самолетами из состава 2-й Гв. МТАД и 13-й ПАД ВВС ЧФ приняли участие в нанесении массированного бомбоштурмового удара по конвою противника на переходе из Севастополя. Удар по транспортам нанесли 8 штурмовиков 8-го Гв. ШАП, 9 самолетов 47-го ШАП под прикрытием 17 Як-9 6-го Гв. ИАП. В результате бомбоштурмового удара получил сильные повреждения и затонул транспорт «Тейя», на котором находилось 3500 солдат и офицеров противника. В повторном ударе 6 штурмовиков Ил-2 8-го Гв. ШАП совместно с 10 А-20 «Бостон» 13-го Гв. ДБАП и 5 Пе-2 40-го БАП под прикрытием 7 истребителей Як-9 потопили транспортное судно немцев «Тотила».

Удары наносились и 11, и 12 мая… Гитлеровцам пришлось пережить весь ужас отступления из Севастополя, какой был пережит нашими войсками летом 1942 года. За весь месяц май ВВС ЧФ уничтожили 11 транспортов, 10 БДБ, 1 баржу, 4 сторожевых катера, 3 БДБ и 2 сторожевика были повреждены.

Результаты Морской Авиации были вполне достойными. Но и потери велики… Так, например, в ходе операции по освобождению Крыма и Севастополя 13-й гв. ДБАП выполнил 253 боевых вылета, а его потери составили: 13 самолетов и 10 экипажей. Потери 5-й гв. МТАП за то же время составили: 11 самолетов и 8 экипажей.

В составе Скадовской авиагруппы сражался вновь сформированный 43-й ИАП 13-й ПАД на самолётах Р-39 «Аэрокобра». Операция по освобождению Крыма стала для него боевым крещением. Однако случилось так, что одновременно с ним участвовал в наступлении другой истребительный полк с таким же 43-м номером, бывший в составе 8-й Воздушной армии 4-го Украинского фронта (с 20.10.1943 г. по 12.05.1944 г.), командир полка А.А.Дорошенков.

Полк базировался возле села Захаровка и на самолётах Як-9 прикрывал от налетов вражеской авиации переправы через Сиваш, где сосредоточились войска 4-го Украинского фронта.  24.05.1944 г. за отличия в боях за освобождение Севастополя приказом ВГК № 0136 полку будет присвоено почетное наименование «Севастопольский». А через много лет, в июне 1990 г., прославленный 43-й отдельный морской штурмовой авиационный Севастопольский Краснознаменный ордена Кутузова полк на аэродроме Гвардейское войдёт в состав ВВС ЧФ.
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 10754
  • Предупреждения 0
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • Информационный ресурс
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai
Re: Морская авиация (ВВС) Черноморского Флота
« Ответ #334 : 14 Февраль 2016, 23:17 »
Результаты

Освобождение Крыма было важной стратегической задачей. Черноморский флот вернулся на свою главную базу – Севастополь. А авиация получила удобные аэродромы, с которых она могла контролировать западную часть моря и осуществлять операции в Румынии и Болгарии.

Всего в ходе операции с 8 апреля по 12 мая 1944 г. войска 4-го Украинского фронта, ВВС и Авиация Черноморского флота уничтожили 529 самолётов, 188 танков и самоходных орудий, 775 орудий, 946 миномётов, 1.882 пулемётов, 2.227 автомобилей, 39 складов.

 Всего захвачено трофеев:  49 самолётов, 111 танков и самоходных орудий, 2.304 орудия, 1.449 миномётов, 4.809 автомобилей, 7.008 пулемётов, 84.524 винтовки и автомата, 11.684 лошади, 44 паровоза, 2.865 вагонов, 14 эшелонов, 188 складов.
 Всего противник потерял в Крыму и Севастополе 578 самолётов, 299 танков и самоходных орудий, 3.079 орудий миномётов.

 За этот период авиация и корабли Черноморского флота потоплено 69 транспортов, 56 БДБ, 2 сторожевых корабля, 2 канонерских лодки, 3 тральщика, 27 сторожевых катеров, 32 судна других типов. Всего потоплен 191 корабль и катер.

 Потери наших войск за время операции составили убитыми и пропавшими без вести 17.754 человека, ранеными 67.065 человек. Всего 84.819 человек. Потерян 171 танк и самоходное орудие, 521 орудие и миномет, 179 самолетов, 29.700 единиц стрелкового оружия.

Рекомендую:

http://www.proza.ru/2010/09/26/1417

И всё же, возвращаясь к заголовку статьи об «эвакуации немцев из Севастополя».

 В целом, если считать эвакуацию героических румын и не менее героических тыловых крыс «люфтваффе» и «крайсмарин», было вывезено 64.563 человека.

 В состав 17 армии из них входили только 21.457 раненых в\с.
 Сколько успели немцы вывести за три последних ночи?
 Точно известно, что гидросамолёты, подняли с потопленных судов 109 в\с, катера 83 человека.

 Всего в Констанстанцу прибыло 25.697 солдат из них 6011 раненых.(по данным адмирала Бринкмана на опросе при расследовании "блестящей эвакуации" в "Гестапо")
 Учитывая, что назвать действительную цифру ему было крайне не выгодно, оставим её сомнительной.
 Учитывая вместимость судов, которые погрузили в\с, а таких было не более 20, в Констанцу вывезли чуть более 6 тыс. в\с.
 Вот это всё, что осталось от 17 армии.
 Лишь одна из дивизий осталась в строю, имея 600 в\с личного состава, остальные 6, были расформированы.

 Остаётся открытым вопрос, сколько немцы, потеряли при переходе морем?
 Смотрим.

 Вот упоминания только о части из потопленных кораблей и катеров.
 1. “Sperrbrecher-163” (570 брт.), 10 апреля У Сулины  авиация потопила прорыватель минных заграждений
 2. CNR-1468 лихтер  (500 брт.). торпедные катера потопили
 3. R-204 (2 погибших) Утром 11 апреля штурмовики Ил-2
 4. (БДБ) F-564C2. В Севастополе 15 апреля авиация потопила быстроходную десантную баржу.
 5 БДБ F-395C.в Ялте торпедные катера и самолёты потопили.
 6. “Wagrein” (260 брт.) каботажный транспорт. У Ак-Мечети 16 апреля авиация потопила.
 7. БДБ F-394C Западнее Севастополя авиация потопила
 8. “Dordonj” (930 т.) лихтер. Торпедные катера.
 9. “Tetir Ossag” (2793 брт.) танкер В районе Севастополя 17 апреля торпедные катера потопили Следовавший 22 апреля из Севастополя с конвоем) был сначала повреждён самолётами, а потом добит подлодкой М-35.
 10. “Ardajal” (5695 брт.) румынский транспорт Следовавший в этом конвое получил тяжёлые повреждения.
 11. “Leo” (409 брт.). В результате  атаки штурмовиков Ил-2 47-го шап немецкого конвоя 24 апреля был потоплен.
 12. UJ-104 (ex-KT-17) охотник (834 брт.), погибло 17 человек команды. 27 апреля был повреждён торпедным катером ТКА№.344 Корабль отбуксировали обратно в Севастополь где его взорвали 5 мая.
 13. “Lola” (1193 брт.) транспорт.  29 апреля береговой артиллерией был повреждён.

 У Севастополя 3 мая 9 бомбардировщиков А-20 13-го гв.дбап атаковали вражеский конвой и потопили:
 14. охотник UJ-2304 (KFK-84).
  На следующий день, 4 мая артиллерия потопила в севастопольской бухте
 охотники UJ-2313
  15. UJ-2314 (KFK-202),
 16. транспорт  “Junak” (444 брт.) 10 Пе-2 40-го бап потопили.
 17. потоплен лихтер “Bessarabija” (1489 т.) Днём 5 мая в севастопольской бухте потоплен артиллерией.
 18. БДБ F-132A потоплен в севастопольской бухте пикировщики Пе-2 40-го бап.
 19. лихтер “Elbe-5” (500 брт.) На подходе к Севастополю 8 мая торпедные катера ТКА.№.344, №.304 и СМ-3 атаковали вражеский конвой и потопили его.
 20. танкер “Prodomos” (877 брт.) В течение 9 мая советская авиация потопила в севастопольской бухте.
 21. каботажный транспорт “Inga” 9 мая советская авиация потопила в севастопольской бухте.
 22. сейнер “Nadja” 9 мая советская авиация потопила в севастопольской бухте.
 23. грузовой мотобот “Hella” 9 мая советская авиация потопила в севастопольской бухте.
 24. “Totila”(2773 брт.), 10мая 30 штурмовиков Ил-2 из 8-го гв.шап, 47-го шап и 10 торпедоносцев А-20 из 13-го гв.дбап
 25. “Teja” (2773 брт.) 10мая 30 штурмовиков Ил-2 из 8-го гв.шап, 47-го шап и 10 торпедоносцев А-20 из 13-го гв.дбап.
 Корабли конвоя с трудом сдерживали атаки авиации до полудня. В полдень “Teja” поразила торпеда, и оно тоже затонуло.
 26. БДБ F-335 тот же конвой
 27. буксир “Banat” тот же конвой, та же атака авиации.
 28. G-3211 сторожевой катер, потоплен артиллерией в тот же день.
 29.  “Lus” сторожевой катер, потоплен артиллерией в тот же день.
 30.  “Sturmfogel” сторожевой катер, потоплен артиллерией в тот же день.
 31. сапёрно-десантные катера PiLB.319 и PiLB.402.
 32. транспорт “Geiserich”(712 брт.), потоплен днём 11 мая, когда от мыса Херсонес в Констанцу отошёл последний конвой.
  По нему беспрерывно наносили удары самолёты. 11 штурмовиков Ил-2 8-го гв.шап
 33. транспорт “Danubius” (1489 брт.) потоплен 6 Ил-2.

 34. охотник UJ-310 (ex- KFK-194) те же 6 Ил-2 в тот же час.
 35. танкер “Friederike” (ex- “Firuz”) (7327 брт.), тяжело повреждён ПЛ Л-4, на буксире доставлен в Констанцу.
 36. UJ-2303 (ex-KFK-83) охотник, артогонь и авиация
 37. G-3106 “Anderten” сторожевой катер, потоплен.
 38. G-3162 “Tilli” сторожевой катер, потоплен авиацией.
 39. “Romania” (3152 брт.) плавбаза, повреждена авиацией и добита торпедными катерами ТКА №.301, №.353
 40. Транспорт “Durostor” (1309 брт.) повреждён ударом 12 Пе-2
 и потоплен подлодкой А-5.
 41. БДБ F-130A . Повреждённую авиацией, расстреляла артиллерией подлодка С-33
 В Севастополе немцы подорвали повреждённые транспорты “Kazak” (759 брт.) и “Erzherzog Karl” (378 брт.).
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 10754
  • Предупреждения 0
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • Информационный ресурс
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai
Re: Морская авиация (ВВС) Черноморского Флота
« Ответ #335 : 14 Февраль 2016, 23:20 »
Награждения

Указом ПВС СССР от 4.05.1944 г. за образцовое выполнение заданий командования в боях за освобождение городов Керчи и Феодосии и проявленные при этом доблесть и мужество 11-я ШАД была награждена орденом Красного Знамени (объявлен приказом Зам. НКО СССР № 0142 от 29.05.1944 г.)

Приказом ВГК №0115 от 04.05.1944 г. и приказом НК ВМФ №0373 от 10.05.1944 г. за доблесть и героизм, проявленные в боях за освобождение Феодосии, 8-му Гв. ШАП было присвоено почетное наименование «Феодосийский».

Приказом ВГК №0114 от 04.05.1944 г. за отличия в боях при освобождении г. Керчь и Керченского полуострова 25-му ИАП было присвоено почетное наименование «Керченский».

Приказом ВГК №0115 от 04.05.1944 г. и приказом НК ВМФ №0373 от 10.05.1944 г. за успешные боевые действия и проявленные при этом мужество и героизм 47-го ШАП было присвоено почетное наименование «Феодосийский».

Приказом НК ВМФ №203 от 05.05.1944 г. за отвагу, проявленную в боях с немецко-фашистскими захватчиками, за стойкость, мужество, героизм, организованность и высокую дисциплину личного состава 1-я МТАД преобразована во 2-ю гвардейскую минно-торпедную авиационную дивизию имени Н.А.Токарева. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16.05.44 г. командиру 2-й Гв. МТАД гвардии подполковнику В.П.Канарёву присвоено высокое звание Героя Советского Союза.

Указом ПВС СССР от 31.05.1944 г. за успешное выполнение заданий командования в боях с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество 40-й АППБ был награжден орденом Красного Знамени.

Указом ПВС СССР от 31.05.1944 г. за успешное выполнение заданий командования в боях с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество 25-й ИАП был награжден орденом Красного Знамени.

Приказом ВГК № 0202 от 22.07.1944 г. за образцовое выполнение заданий командования, за мужество и героизм, проявленный при освобождении Севастополя 6-му гв. ИАП вместе с другими частями ВВС ЧФ присваивается почетное наименование «Севастопольский»

Приказом ВГК №0202 от 22.07.1944г. за мужество и героизм, проявленные в боях личным составом 7-го ИАП, ему было присвоено почетное наименование «Севастопольский».

22.07.1944 г. за отличие в боях по освобождению г. Севастополь 30-му ОРАП полку было присвоено почетное наименование «Севастопольский».

Приказом Верховного Главнокомандующего от 22.07.1944 г. за мужество и героизм, проявленные при освобождении г. Севастополь, 2-й Гв. МТАД было присвоено почетное наименование «Севастопольская».

02.09.1944 г. за образцовое выполнение заданий командования, за мужество и героизм, проявленные при освобождении Севастополя, 13-й АДПБ было присвоено почетное наименование «Севастопольская».

За успешно проведённую операцию по освобождению Крыма и Севастополя генерал-лейтенант авиации В.В.Ермаченков был награждён Орденом Ушакова 1-й степени — 16.05.1944 (№14)


Полные названия соединений и частей к окончанию войны:

- 1-я МТАД - 2-я гвардейская минно-торпедная Севастопольская авиационная дивизия им. Н. А. Токарева
- 4-я ИАД – 4-я истребительная авиационная дивизия
- 11-я ШАД – 11-я штурмовая Новороссийская дважды Краснознамённая авиационная дивизия   
- 13-я ПАД - авиационная Севастопольская дивизия пикирующих бомбардировщиков      
- 3-й ИАП  - 3-й истребительный авиационный полк   
- 5-й Гв. МТАП - 5-й гвардейский минно-торпедный Констанцский авиационный полк   
- 6-й Гв. ИАП - 6-й гвардейский истребительный дважды Краснознаменный Севастопольский авиационный полк
- 7-й ИАП - 7-й истребительный Севастопольский Краснознаменный авиационный полк   
- 8-й Гв. ШАП - 8-й гвардейский штурмовой Феодосийский дважды Краснознамённый авиационный полк 
- 9-й ИАП - 9-й истребительный Клайпедский Краснознаменный ордена Ушакова авиационный полк
- 11-й Гв. ИАП - 11-й гвардейский истребительный Николаевский дважды Краснознаменный авиационный полк   
- 13-й Гв. ДБАП - 13-й гвардейский минно-торпедный Констанцский Краснознаменный авиационный полк      
- 23-й ОШАП - 23-й отдельный штурмовой Николаевский Краснознамённый авиационный полк   
- 25-й ИАП - 25-й истребительный Керченский дважды Краснознамённый авиационный полк   
- 29-й ПБАП - 29-й Сулинский авиационный полк пикирующих бомбардировщиков 
- 30-й ОРАП - 30-й отдельный дальнеразведывательный Севастопольский авиационный полк
- 36-й МТАП - 36-й минно-торпедный Краснознамённый авиационный полк    
- 40-й ПБАП – 40-й Констанцский Краснознаменный авиационный полк пикирующих бомбардировщиков
- 43-й ИАП - 43-й истребительный Сулинский авиационный полк   
- 47-й ШАП - 47-й штурмовой Феодосийский Краснознамённый ордена Ушакова авиационный полк
- 62-й истребительный авиационный полк   
- 18-я отдельная морская разведывательная Констанцская Краснознамённая авиационная эскадрилья
- 60-я отдельная морская разведывательная авиационная эскадрилья
- 82-я отдельная морская разведывательная авиационная эскадрилья
- 18-й отдельный транспортный авиационный отряд (был расформирован в 1944 г.)
Общий состав ВВС ЧФ – до 770 боевых самолётов.

 
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн LakeVic

  • Старший форумчанин
  • ****
  • Сообщений: 516
  • Предупреждения 1
  • Расстрелов 0
Re: Морская авиация (ВВС) Черноморского Флота
« Ответ #336 : 14 Февраль 2016, 23:25 »
Удары наносились и 11, и 12 мая… Гитлеровцам пришлось пережить весь ужас отступления из Севастополя, какой был пережит нашими войсками летом 1942 года.
Те фашисты, что "уходили" последними с Херсонеса пережили ужас намного круче.

Оффлайн MaximSaro

  • Максим Кравченко
  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 19
  • Предупреждения 0
  • Пол: Мужской
    • Тест
    • E-mail
  • Год выпуска: 1990
Морская авиация ВВС Черноморского Флота
« Ответ #337 : 24 Март 2016, 16:00 »
пожалуйста, может кто знает, где найти информацию о Николаевском флотском полуэкипаже Черноморского флота??

Оффлайн Орел

  • Ветеран форума
  • *****
  • Сообщений: 3324
  • Предупреждения 13
  • Пол: Мужской
  • Per aspera ad astra
    • E-mail
  • Год выпуска: 1985
Главнокомандующий ВМФ России поздравил военных моряков с Днем Черноморского флота
http://function.mil.ru/news_page/country/more.htm?id=12085169@egNews

Оффлайн Орел

  • Ветеран форума
  • *****
  • Сообщений: 3324
  • Предупреждения 13
  • Пол: Мужской
  • Per aspera ad astra
    • E-mail
  • Год выпуска: 1985
Приветствую! Не про морскую авиацию ЧФ, но очень радостно за наш Военно-Морской Флот!!!
Сегодня будет спущена на воду дизель-электрическая подлодка «Колпино»
http://function.mil.ru/news_page/country/more.htm?id=12086160@egNews
Для "успокоения" некоторых очень "адекватных сволочей", предавших свою Родину, ну, и туркам - огромный привет в отношении пролива Босфор и Дарданеллы...
Завершающая серию из 6 единиц дизель-электрических подводных лодок проекта 636.3, предназначенных для Подводных сил Черноморского флота, будет спущена на воду сегодня, 31 мая. Приказом Главнокомандующего ВМФ подводной лодке присвоено наименование «Колпино».

Оффлайн Орел

  • Ветеран форума
  • *****
  • Сообщений: 3324
  • Предупреждения 13
  • Пол: Мужской
  • Per aspera ad astra
    • E-mail
  • Год выпуска: 1985
Re: Морская авиация (ВВС) Черноморского Флота
« Ответ #340 : 08 Январь 2017, 14:10 »
В 2016 году пилоты морской авиации Черноморского флота налетали более 5,5 тысяч часов
http://function.mil.ru/news_page/country/more.htm?id=12107923@egNews

Оффлайн Орел

  • Ветеран форума
  • *****
  • Сообщений: 3324
  • Предупреждения 13
  • Пол: Мужской
  • Per aspera ad astra
    • E-mail
  • Год выпуска: 1985
Истребители сил ПВО России СУ-27СМ и СУ-30СМ увеличили количество вылетов из-за активизации разведывательных беспилотников НАТО у воздушных границ Крыма.
http://c-pravda.ru/news/2017/03/03/istrebiteli-otgonyayut-natovskikh-bespilotnikov-ot-krymskikh-granic

Летчики Морской авиации Черноморского флота России превысили в полтора раза плановые показатели по вылетам экипажей в прошлом году. Об этом сообщил сегодня отдел информационного обеспечения ЧФ.
http://www.c-inform.info/news/id/49892

Оффлайн Орел

  • Ветеран форума
  • *****
  • Сообщений: 3324
  • Предупреждения 13
  • Пол: Мужской
  • Per aspera ad astra
    • E-mail
  • Год выпуска: 1985
13 мая – День Черноморского флота России. Именно 13 мая, 231 год назад (в 1783 году) в Ахтиарскую бухту (старое название Севастопольской бухты) из Керчи пришли 11 кораблей Азовской флотилии под командованием Федота Алексеевича Клокачёва – выдающегося флотоводца, которому суждено было принять самое непосредственное участие в создании Русского Черноморского флота и стать его первым командующим (главным командиром).
https://topwar.ru/46972-s-dnem-chernomorskogo-flota-rossiyskoy-federacii.html

 


Статистика посещений Карты посещений сайта