Дефицит лётного состава в ВКС России будет ликвидирован уже в 2018 году
В Воздушно-космических силах России резко нарастили объемы подготовки лётно-подъемного состава. В ближайшие пять лет высшие военно-учебные заведения страны будут выпускать сотни лётчиков ежегодно. Параллельно военные обещают в полтора раза повысить интенсивность лётной подготовки.
В ближайшие пять лет количество выпускников лётных училищ для российских Воздушно-космических сил может достигать тысячи в год. Только в краснодарском училище, которое является основным учебным центром ВКС, количество выпускников должно резко возрасти — с 25 до 600 человек в год. Ранее министр обороны Сергей Шойгу заявил депутатам Госдумы, что дефицит лётного состава в ВКС составляет 1300 человек. При этом глава военного ведомства заявил, что эта проблема будет решена уже в 2018 году.
В настоящее время подготовку лётно-подъемного состава для ВКС осуществляют всего два учебных заведения: Краснодарское высшее военное авиационное училище лётчиков имени Героя Советского Союза А.К. Серова и военный учебно-научный центр (ВУНЦ) ВВС «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина». Краснодарское училище объединяет под своей крышей сразу несколько учебных центров по всей стране, где готовят лётчиков для всех типов боевых самолётов. В филиалах ВУНЦ в Сызрани и Челябинске обучают вертолетчиков и штурманов.
В 2017 году из краснодарского училища было выпущено всего чуть более 60 человек, а в предшествующие годы количество выпускаемых лётчиков не превышало и трех десятков. Уже в 2018 году выпуск достигнет 600 человек. Еще несколько сотен специалистов добавят Сызрань и Челябинск.
Увеличивается также интенсивность лётной подготовки. Согласно новым планам налёт у выпускников возрастет в полтора раза — с 60 до 90 часов в год. Это будет достигаться, в частности, благодаря тому, что курсанты будут приступать к полётам уже после второго года обучения. Большим подспорьем станет и появление в училищах новой техники — самолётов Як-130, которые заменят порядком изношенные чехословацкие L-39.
Повышенный спрос на новых лётчиков связан с интенсивным применением военной авиации, которая, по словам командования, первой вступает в бой в современных конфликтах, и формированием в РФ новых авиационных частей. По новой госпрограмме вооружений 2018–2025 годов ВКС будут получать порядка 400 летательных аппаратов в год.
Нехватка лётно-подъемного состава отчасти возникла из-за недальновидной политики бывшего министра обороны Анатолия Сердюкова.
При этом министре практически не набирали курсантов в лётные училища, а ведь ежегодный отсев лётчиков по состоянию здоровья, по возрасту составляет около 5%. То есть на каждую тысячу пилотов у нас ежегодно уходит с лётной работы примерно по 50 человек. Эту убыль нужно восполнять. Однако на практике несколько лет выпуск был гораздо меньше этой «естественной» убыли. Сейчас мы работаем над тем, чтобы исправить ситуацию.
Подобные проблемы возникали еще во времена СССР, но тот опыт не был учтен.
Когда в конце 50-х годов Хрущев поувольнял множество лётчиков, чтобы восстановить комплект, пришлось налаживать работу училищ, в частности, в Борисоглебске и Барнауле, и увеличивать набор в 1961 и 1962 годах со 175 до 265 курсантов. Понадобилось несколько лет, чтобы выкарабкаться из этой ямы. Тогда нас очень выручил ДОСААФ, откуда оперативно призвали на службу много опытных лётчиков, а сейчас такого резерва нет, поэтому приходится набирать столько курсантов.
С 2013 года Минобороны сформировало несколько новых авиационных дивизий и полков. В частности, новые авиационные части появились в Крыму, в Южном федеральном округе и на Дальнем Востоке. За четыре года в войска поступило несколько сотен летательных аппаратов. В это количество входят не только новейшие Су-34, Су-35, Су-30, Як-130, Ми-28Н и Ка-52, но и капитально отремонтированные машины, а также беспилотники различных классов.