Галя, из биографии Щербакова ясно, что до убытия на Дальний Восток он служил в 55 отдельном морском разведывательном отряде ВСЧМ (ВВС ЧФ), который до 1933г. базировался в Николаеве.
Да не совсем ясно, Павел. Прямо там об этом не сказано. Не ясно также, к чему относится карта, к периоду обучения Щербакова, или уже к первым годам службы.
У Ляпидевского о Севастопольском периоде нашего Училища:
В то время командный состав Школы занимался не только обучением курсантов. Он принимал активное Участие в жизни Черноморского флота, в малых и больших флотских Учениях. Лётчики вылетали на разведку моря, на поиск и штурмовку кораблей "противника", что служило им хорошей тренировкой...
И всё- таки лётчики Школы задания командования Черноморского флота на всех учениях выполняли успешно...
Нет оснований сомневаться, что и после перебазирования Училища в Ейск, лётчики продолжали заниматься тем же самым. Причём из разных воспоминаний, к этим полётам привлекали и наиболее способных курсантов, например, в качестве наблюдателей. Из чего можно предположить, что и работники Школы и курсанты вполне не только могли, но и взаимодействовали с боевыми частями Авиации и флота ЧФ во время совместных Учений и Учебно- боевых заданий.
С сайта Щербакова:
В июне 1931 года окончил военную школу морских летчиков.
29 ноября 1932 г. экипаж гидросамолета в составе летчика Щербакова С.А., штурмана Попова Ф., техника Гопайца при вылете из города Севастополь к постоянному месту базирования попутно получил специальное задание командования.
Что наводит на мысль о том, что в Севастополе была временная база той части, в которой служил Щербаков после выпуска из Школы. Какой части? И как она могла взаимодействовать с Училищем? Даже если это был 55 омро ВВС ЧФ, что ему мешало иметь взаимоотношения со Школой, готовившей в том числе и морских разведчиков, тем более совсем недавно базировавшейся именно в Севастополе?
К слову, у нас я давала ссылку на фильм по Истории гидроавиации
http://forum1.evvaul.com/index.php?topic=75.30#msg5313 Там в первой части мелькнул эпизод с испытанием Савойи- 62, какие были и в Училище, хотя бы одна. Мне кажется, что речь там идёт именно о Севастополе, это только предположение. Тут я не делаю никакой привязки, просто хочу ещё раз провести мысль о том, что в то время Училище (Школа) было не просто учебным заведением, а занималось освоением и новейшей техники и участвовало в боевых службах.
Что касается карты, и вообще мемуаров, то опыт показывает, что ветераны не раз могли возвращаться к своим альбомам и мемуарам, переделывали их, переклеивали снимки и пр. и др. Появление фото "несвоевременного" самолёта на карте не говорит ни о чём. Ну приделал для красоты, может и не в 40-е, а в 60- е или 70- е годы. Сама же карта может быть значительно старше.
Впрочем, лично я ничего не утверждаю. Но если Осип буквально утверждает, что видит почерк отца, в любом случае этим фактом стоит поинтересоваться. Хотя исключить, что лётчиков обучали чертёжной "каллиграфии" нельзя. Нас, конструкторов, этому учили. Потому что подписи к чертежам должны были быть стандартизованы и читаемы. И даже если это поразительное сходство почерков- всё равно это очень интересно.
Кроме того из Альбома Явича сследует, что он активно участвовал в оформлении наглядной агитации и стенгазет Училища. Поэтому вполне мог прикладывать руку не только к своим личным снимкам и графическим материалам.
Думаю, что многие вопросы бы разрешились, как только появится Биография С.А.Щербакова.
Надеюсь, что Дмитрий появится и поможет. Время конца 20-х начала 30-х годов в жизни Училища одно из самых интересных. В первую очередь потому, что тогда ещё выпускали лётчиков "штучно", а не штамповали их.