Выпускник Ейского училища 39 г., ГСС, Кондрашин Андрей Кузьмич.
Кондрашин Андрей Кузьмич - командир эскадрильи 40-го бомбардировочного авиационного полка 1-й минно-торпедной авиационной дивизии ВВС Черноморского флота, капитан.
Родился 1 мая 1916 года в селе Дубовичье Спасского района Рязанской области в семье крестьянина. Русский. Член КПСС с 1942 года. Окончил сельскую школу. В 1930 году Кондрашин уехал в город Магнитогорск, поступил учеником в механический цех металлургического завода, заем в школу ФЗУ, которую окончил в 1932 году. Работал в цехе токарем. Потом уехал в Москву и к лету 1936 года окончил педагогический техникум.
В Военно-Морской Флот призван в 1936 году. Окончил Ейское военно-морское авиационное училище. Службу начал в ноябре 1939 года младшим лётчиком 40-го бомбардировочного авиаполка.
Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года. С первых дней войны Кондрашин почти не выходил из боёв. Вскоре полк пересел с самолётов СБ на манёвренные Пе-2, приспособленные к бомбардировке с пикирования. Осенью 1941 года он защищал Одессу.
Кондрашин участвовал во многих боевых полётах. От его бомб горела нефть Плоешти, рушились портовые здания, шли ко дну корабли в Констанце. Особенно запомнился налёт на Черноводский мост, где под ожесточённым огнём противника требовалось положить бомбы с ювелирной точностью.
В 1941 – 1942 годах Кондрашин участвовал в обороне Севастополя. Героические защитники Мекензиевых высот и Итальянского кладбища узнавали его в небе по почерку. Пикировщики появлялись над полем боя в самые напряжённые моменты, перед очередной вражеской атакой. Чуть не отвесно скользнув с высоты, обрушивали на головы гитлеровцев бомбы, затем проходили на бреющем, разя их пулемётным огнём...
Однажды на Пе-2 Кондрашина напали сразу 8 "мессершмиттов". Одного стрелок Крищенко сбил, еще 2 сбили стрелки других самолётов. Но бой был долгий, и у стрелка кончились патроны. А 5 "мессеров" атакуют, один как раз пристраивается в хвост. Крищенко со злости, что нечем отбиться, схватил пачку лежавших на полу кабины листовок и швырнул в воздух. Эффект получился поразительный. Большое разноцветное облако стало стеной за самолетом. "Мессершмитт" мгновенно отвернул и больше не приближался. Наверно, вернувшись к своим, взахлёб рассказывал о новом советском оружии...
В последние месяцы севастопольской обороны взлетать днём стало немыслимо: вражеские истребители висели над аэродромом в 3 яруса. Но Кондрашин и в этих условиях выполнял задания по бомбометанию. Полёты с Херсонесского аэродрома происходили в основном ночью. Кондрашин первым научился пикировать в темноте.
В боях за Кавказ Кондрашин был впервые ранен. Группе Кондрашина была поставлена задача: взлететь с аэродрома постоянного базирования и нанести удар по кораблям в порту Керчи. Затем сесть на запасной аэродром, заправиться, подвесить бомбы и снова пойти на ту же цель с возвратом уже на свой аэродром.
К Керчи лётчики подошли на высоте около 4000 метров. Спикировали. И когда бомбы были уже сброшены, самолёт Кондрашина сильно встряхнуло разрывом снаряда, он принял почти вертикальное положение. Ведомые решили, что произошло непоправимое. Но Кондрашин сумел выровнять машину и, как ни в чём не бывало, вернуться в горизонтальный полёт и вновь возглавить группу. После недолгого пребывания в госпитале (у Кондрашина был оторван палец на ноге), лётчик вернулся в свой полк.
Полностью проявился талант Кондрашина в дни боёв за изгнание врага с Кубани, за освобождение Новороссийска, Таманского полуострова. Кондрашин стал командиром звена, а затем и комэском, водил большие группы пикировщиков на порты и конвои, наносил сокрушительные удары по живой силе и технике отступающего противника. Танкеры, баржи, транспорты, портовые сооружения, склады, танки и автомашины, сотни гитлеровских солдат могли быть записаны на боевой счёт Кондрашина.
Перед высадкой десанта в Новороссийский порт, в начале сентября 1943 года, авиация Черноморского флота нанесла несколько бомбоштурмовых ударов по аэродрому Анапа. Целью их было ослабить группировку истребителей, стянутых сюда фашистами. Первой на это задание вылетела эскадрилья Кондрашина. Её прикрывали 10 истребителей. При подходе к городу перед бомбардировщиками встала стена разрывов. Кондрашин прошёл заградогонь, не меняя курса. Вот и аэродром. На стоянках, в капонирах и в поле в шахматном порядке рассредоточены "фоккеры" и "мессеры". Кондрашин первым вошёл в пике. За ним – его эскадрилья. И так — три захода. Результат: 9 дымовых столбов.
23 сентября 1943 года группу из 24-х Пе-2 возглавлял Кондрашин. Пикировщиков сопровождали 16 истребителей. В небе повисли серые шапки разрывов. Осколки достигали самолётов, однако никто не нарушал строй. Показался Керченский порт. Он был забит судами. Кондрашин повёл самолёт вдоль причала. Бомбы разорвались на баржах и между ними. Когда вся группа развернулась на обратный курс, замыкающий доложил: порт объят огнём. Горели и взрывались суда, цистерны с бензином на берегу, склады с боеприпасами...
Повторный удар по Керчи был выполнен в тот же день. До цели летели не напрямик, как утром, а по изломанному маршруту. Благополучно вышли в Азовское море, набрали высоту. На большой скорости устремились к порту. Лётчики отбомбились успешно и покинули район цели без потерь.
Во второй половине октября 1943 года эскадрилья перелетела в Южную Таврию, на аэродром Скадовск. Задача — не допускать корабли противника в отрезанный Крым. В эти дни, действуя, по сути, самостоятельно, Кондрашин со своими боевыми друзьями проявлял ещё большую самоотверженность, неутомимость, граничащую с одержимостью.
26 ноября 1943 года самолётом-разведчиком был обнаружен конвой противника. По тревоге в воздух поднялись 5 Пе-2 во главе с Крндрашиным. Пикировщиков сопровождали 4 истребителя 11-го гвардейского авиаполка. Конвой состоял из 2-х транспортов, нефтеналивного судна и сухогрузной баржи, охраняемых 5-ю сторожевыми катерами. Чтобы ударить наверняка, Кондрашин приказал ведомым сбрасывать бомбы с минимальной высоты. В результате удара были потоплены транспорт водоизмещением более 1000 тонн, нефтеналивное судно и сторожевой катер.
Спустя 2 дня та же пятёрка потопила транспорт в 2000 тонн и 2 баржи. Ещё через день в порту Очаков вывела из строя транспорт и крупную баржу и потопила баржу, гружённую автомашинами. 1 декабря четвёрка Пе-2 уничтожила баржу и сторожевой катер, 4 декабря потопила крупную баржу и повредила портовые сооружения...
В порту Ак-Мечеть скопилось до 40 различных судов, среди которых 2 крупных транспорта. После «работы» штурмовиков появилась семёрка "Петляковых". Ведущий группы комэск Кондрашин избрал для прицельного удара транспорт и лихтер. Когда лётчики вышли из пикирования, лихтер быстро погружался в воду, а на транспорте бушевало пламя.
Командир эскадрильи 40-го авиационного полка 1-й минно-торпедной авиационной дивизии ВВС Черноморского флота капитан А.К.Кондрашин к январю 1944 года совершил 311 боевых вылетов. Он лично уничтожил 6 транспортов общим водоизмещением 12300 тонн, 7 быстроходных десантов и 5 сухогрузных барж, 3 катера, 21 автомашину, 17 самолётов противника на его аэродромах. В воздушных боях сбил 2 вражеских самолёта. В декабре 1943 года он был представлен к Геройскому званию.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 мая 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство капитану Андрею Кузьмичу Кондрашину было присвоено звание Героя Советского Союза.
Но прославленный лётчик не дожил до этого дня.
11 января 1944 года в Одесском порту разведчики обнаружили транспорты, по радио сообщили на аэродром. Кондрашин немедленно поднял в воздух шестёрку пикировщиков. Пикировщиков сопровождали 6 истребителей. За ними шла группа штурмовиков. Держались подальше от берега, от проторенных воздушных путей: успех налёта на такой сильно укреплённый объект в немалой степени зависел от внезапности.
Перед заходом на цель пикировщики увеличили скорость, оторвались от "илов", штурмовая атака которых должна была начаться через минуту после выхода "Петляковых" из пике. И тут все портовые и корабельные зенитки открыли ураганный огонь. Разрывы снарядов, трассы "эрликонов" и пулемётов встали стеной перед заходящими в атаку машинами. Бомбовый удар был точным. Фашистские транспорты с вооружением и живой силой вспыхнули и стали тонуть. В порту возникла паника. Гитлеровские и румынские солдаты беспорядочно метались по городу, спасаясь от метких ударов Кондрашина и его боевых соратников.
Зенитный снаряд попал, когда самолёт Кондрашина ложился в очередное пике. Лётчик попытался сбить пламя, но это было невозможно. Видя, что через считанные секунды самолёт взорвется, посадил его на воду...
Машина тут же затонула. Кондрашина, ещё с признаками жизни, подобрал румынский катер. На берегу, не приходя в сознание, лётчик умер...
За последние свои подвиги Кондрашин был посмертно награждён орденом Отечественной войны 1-й степени.
Над морем, на Аллее Славы, у памятника Неизвестному матросу в городе Одессе, горит Вечный огонь. Здесь 10 апреля 1966 года в день 22-й годовщины освобождения Одессы от немецко-фашистских захватчиков состоялось символическое захоронение отважного советского лётчика - Героя Советского Союза Андрея Кузьмича Кондрашина. В память Героя там установлена надгробная плита. В посёлке Октябрьское Красногвардейского района Крымской области установлен бюст Героя.
Приказом Министра обороны СССР А.К.Кондрашин навечно зачислен в списки личного состава 1-й эскадрильи одного из авиационных полков ВВС Военно-Морского Флота. Имя Героя - на Доске памяти в Музее Черноморского флота в Севастополе.
Награждён орденом Ленина, 3 орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1-й степени, медалями.