Автор Тема: Авиационные Школы и Училища. История.  (Прочитано 183706 раз)

0 Пользователей и 2 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн Сергей

  • Форумчанин
  • *****
  • Сообщений: 2419
  • Пол: Мужской
  • ИА ВВС ВМФ
    • E-mail
  • Год выпуска: 1949
  • Скайп: snadamov
Re: Авиационные Школы и Училища. История.
« Ответ #210 : 21 Ноября 2012, 22:02 »
История(Качинское училище 102 года):

Создана 21 ноября 1910 года как Севастопольская офицерская школа авиации, первый выпуск которой состоялся 26 октября 1911 года. В 1912 году перебазирована в собственный авиагородок на реке Кача, от которой после и получила название Качинской.
В 1922 году Севастопольская авиашкола была объединена с 1-й Московской школой военных лётчиков Красного Воздушного Флота (Зарайск, Московская область), ведущей свою историю от ещё одной первой российской авиашколы — Гатчинской авиашколы, созданной в 1914 году под Санкт-Петербургом на базе частной Гатчинской авиашколы Щетинина, открытой в 1910 году.
В 1941 году эвакуирована в Красный Кут, впоследствии на основе оставленного в эвакуации оборудования, самолётов, техников и пилотов было организовано Краснокутское лётное училище гражданской авиации.
В 1954 году училище перебазировано в Сталинград. Учебные полёты проводились на аэродромах Бекетовка, Котельниково, Морозовск, Лебяжье.
Расформировано в соответствии с приказом Министра обороны РФ № 397 от 6 ноября 1997 года, аэродром Бекетовка заброшен, аэродром и учебный полк в городе Котельниково переподчинены Краснодарскому ВВАУЛ.
Во время празднования 100-летия российской авиации и Качинского училища в ноябре 2010 года Министр обороны РФ Анатолий Сердюков подписал приказ о переименовании Краснодарского высшего военного авиационного училища лётчиков в Качинский филиал ВУНЦ ВВС, однако на деле Краснодарский ВАИ в Качинский переименован не был.

« Крайнее редактирование: 21 Ноября 2012, 22:08 от Сергей »
Запылился на полке парадный мундир
Точит моль золотые погоны...

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • ******
  • Сообщений: 11166
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai
Re: Авиационные Школы и Училища. История.
« Ответ #211 : 31 Декабря 2012, 00:16 »


В течение, уже уходящего, года Борисоглебская учебная авиационная база «Военно-воздушной академии им. Жуковского и Гагарина» получила в свое распоряжение 15 учебно-боевых самолетов Як-130. До 2015 года на базе планируют принять еще 40 таких самолетов. В марте 2013 года борисоглебские курсанты начнут учебные полеты на новых самолетах. Кроме новых самолетов база получила несколько авиатренажеров, на которых курсанты проходят теоретическую подготовку. Вся эта техника подготовит летчиков к освоению боевых машин нового поколения, которые поступают в войска. В настоящий момент на Як-130 проходят подготовку летчики-инструкторы.

Репортаж тут http://grunge-kgd.livejournal.com/15446.html






Интервью Корытова Олега с Табунщиковым Анатолием Михайловичем

http://www.airforce.ru/history/modern/tabunshikov/tabunshikov.htm




Анатолий Михайлович закончил Армавирское училище и после служил инструктором на Каче, командовал Черниговским училищем и центром переучивания ВВС. В Афганистане воевал. Возглавляет организацию ветеранов Авиации в Санкт-Петербурге.
« Крайнее редактирование: 14 Февраля 2013, 01:24 от Samurai »
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • ******
  • Сообщений: 11166
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai
Re: Авиационные Школы и Училища. История.
« Ответ #212 : 07 Января 2013, 19:16 »
В декабре 2012 года мне представился случай взять интервью
у ветерана Морской Авиации Северного флота
полковника Виктора Андреевича Дударенко.




Дударенко - яркий представитель поколения штурманов послевоенной поры, которым выпало счастье возмужать и стать профессионалами своего дела в годы бурного развития авиации, при этом перенять опыт у фронтовиков, а свой опыт передать тем, кто летал в благословенные для ракетоносной авиации 1970-е годы. Это было время открытий и великих преобразований, перехода с винтовой на реактивную технику. И там тоже были свои герои, участники развернувшейся "холодной войны", потребовавшей от Авиации напряжённого труда и самоотверженности. В общем, это было очень интересное время, о котором мы знаем гораздо меньше, чем о войне.

Но любой лётчик начинает путь из училища, в котором его подготовили. Виктор Андреевич Дударенко закончил Николаевское минно-торпедное училище в 1951 году по классу штурманов.



Внизу: Александр Бахманов, Виктор Дударенко, Сергей Бубельников, вверху:  Виктор Лузин, Марк Эдельштейн. Николаев, 1949 год.

Фотография была не подписана. И когда я отсканировала и частично уже расшифровала интервью с диктофона, вдруг меня осенило! В 1951 году то же Училище и тоже по классу штурманов окончил Марк Соломонович Эдельштейн! Дударенко и Эдельштейн - однокашники! Но Марка на фото я не узнала, т.е. я даже не предположила, что он может быть на снимке, ведь было в выпуске около сотни курсантов.

Я постучала Марку в скайп и перебросила курсантские снимки Дударенко. Через несколько секунд я услышала: "Галя, там же я!!!"  Это было потрясающе! Особенно потому, что у Марка такой фотографии не было. Нет, это было действительно потрясающе, тем более потому, что встреча Марка со своей молодостью произошла через 64 года... целую жизнь. Рукописи не горят!

Конечно же я тут же "придумала", о чём бы ещё написать Марку. Про наше Училище он много рассказывал, а теперь пришла пора рассказать и про Николаевское, тем более, что для Ейского оно всегда было братским и почти родным. Многие инструктора там были из наших.

Поэтому сейчас у меня есть возможность представить вам 2 рассказа об одних и тех же событиях! Но поскольку Дударенко изначально поступал в Николаевское, а Марка перевели туда из-за преобразований в Морской Авиации и в нашем Училище, то получилось два совершенно разных рассказа, дополняющих друг друга, каждый по-своему интересный. 

Есть там, правда, небольшие неувязочки, которые следует списать на давность лет. Их совсем не много, подавляющее большинство читателей их и не заметит. А если найдутся въедливые, то мы их разъясним.

Итак, сначала послушаем, что расскажет нам Марк.


Хочу вспомнить о годах учебы в Николаевском ВММТАУ – Военно-Морском Минно-торпедном авиационном училище. В мое время училище уже не носило имя Леваневского. Почему – это особый разговор, но в истории оно так и оста-лось для многих, как Училище Леваневского.

В Морской авиации было, в те годы, два летных училища: Николаевское Минно-торпедное, и Ейское ВМАУ имени Сталина. Начинал я учебу в Ейском ВМАУ, а в конце второго курса был переведен в Николаев с потерей года, то есть опять на второй курс, и превращением из летчика в штурмана. История доволь-но любопытная. В Ейске была полковая система, шесть полков: два учебных, т.е. первый курс на самолетах УТ-2; и четыре боевых полка, три истребительных и один лодочный, летавший на американских лодках «Каталина». Во всех боевых полках первая АЭ – второй курс, вторая – третий. На втором курсе истребители летали на ЯК-11, это переходная машина, а лодочники на втором курсе второй сезон летали на УТ-2 с той лишь разницей, что больший упор был не на пилотаж в зоне, а на маршрутные полеты, хотя и про пилотаж не забывали.

Я попал в шестой (лодочный) полк. И вот уже в конце летного сезона всю нашу эскадрилью, а нас было 37 человек, собирает летчик–инспектор училища капитан Петухов и сообщает, что двенадцать человек из нас должны быть пере-ведены в истребительные полки, по четыре в полк, и предлагает желающим за-писываться. Сразу первый вопрос:
- А как с отпуском?
- А все нормально, - говорит, - сейчас две недели усиленной теоретической подготовки, потом ежедневные полеты, и в отпуск, правда, позже недели на две.
После некоторого раздумья начали понемногу поднимать руки, все-таки уже привыкли, что мы лодочники на больших самолетах, а тут вдруг надо решать такое… В общем я поднял руку десятым, Венька Дрогайцев - одиннадцатым, и Саша Бахманов - двенадцатым. А через два дня переиграли: по три человека в каждый полк, всего девять. Ушла первая девятка, а мы, последние, остались.

А через несколько дней нас троих, меня, Баха и Дрогайцева, вдруг переста-ли планировать на полеты, а ничего толком не говорят. Недели через две нас по одному вызывают на какую-то комиссию, и предлагают перейти на двухгодич-ные курсы метеорологов. Мы, конечно, отказываемся. Тогда – в Николаевское училище. В Николаеве хотим, конечно, на отделение летчиков, понятно – с поте-рей года: на втором курсе они на УТБ-2 летали, а мы на УТятах. Не, говорят, если на летчиков, то с первого курса! А не хотите два года терять, тогда на второй курс штурманами. Вот так получилось.

Забегая вперед, только через много лет я понял, что произошло. Руково-дство знало, что выпуска лодочников больше не будет. Самолеты, полученные по ленд-лизу, Америка запретила использовать в мирной жизни и потребовала вернуть их. Вместо «Каталин» выпуск будет на самолетах ЛИ-2, а там достаточно двадцать пять человек. А в истребительных полках нужно было только по три курсанта дополнительно. И вот трое остались лишними. А кто трое? А вот те, кто последними записались!  Вот так мы попали под жернова. Во всяком случае ни-чего другого мне в голову не приходит. Это все было предисловием к основной теме рассказа, но все равно – интересная история.

Кстати, раз уж упомнил о  ленд-лизе и сдаче самолетов, то вот, как это про-исходило в одном из минно-торпедных полков, это было за год или два до мое-го прихода на ТОФ. Полк работал на «Бостонах». И вот приказано было к опре-деленной дате, к прилету американцев, подготовить к сдаче самолеты. Машины тщательно подготовили, заменили все, что только можно было, опустошив все склады, покрасили, ну, как новенькие стоят.

Прилетает американский громадный транспортный самолет, из него выка-тывается огромное сооружение с большим каким-то рычагом, оканчивающимся чем- то вроде большого разлапистого молотка. И вот это чудище пошло вдоль выстроившихся, готовых к перегонке, самолетов. Подошло сзади к первому – хлоп! -  хвост всмятку, подошел к второму – хлоп-хлоп! И так прошел по всему ряду, вернулся к своему грузовику, заехал внутрь. Американцы помахали ручка-ми, выбросили пару ящиков с сигаретами и пивом и улетели. Так наши старички рассказали. То же самое, слышал, было и с кораблями: отгоняли их в Японию, а там сразу отправляли  на слом.

В Николаеве собралась нас группа из восьми человек, ейчан: наша троица и пять человек из истребительных полков, что-то у них там незаладилось. Дали нам месяц на то, чтобы самостоятельно пройти курс компасной навигации и бомбометания, то, что штурманы изучали на первом курсе. Трехгодичная про-грамма по самолетовождению состояла из трех курсов: на первом курсе - ком-пасная навигация, на втором – радионавигация, и на третьем – астронавигация. Для подготовки нам отвели время послеобеденного отдыха, и все свободное время до  отбоя мы могли заниматься в классах УЛО (учебно-летного отдела).

Через месяц мы сдали экзамены и стали полноценными штурманами вто-рокурсниками.  Было нас, штурманов, примерно сто человек, четыре классных отделения. Я попал в тридцать девятое, а Сашка Бахманов – в сорок второе. Тре-тий из нашей троицы Венька Дрогайцев был отчислен из училища и отправлен дослуживать в  экипаж в Севастополь за то, что опоздал из отпуска без всякой оправдательной причины на две недели. Надо сказать, что Венька был хулига-ном и на земле, и в воздухе. Однажды, еще на первом курсе, он, возвращаясь из зоны,  крутанул «бочку» над аэродромом на высоте триста метров, за что сразу после посадки получил от командира полка подполковника Рыбина (или Рыбки-на) десять суток губы. Правда, потом ему эти десять суток чем-то другим заме-нили, нельзя было потерять десять летных дней. Помню, что отец его (или дядя), подполковник Дрогайцев, был Начальником мед. службы училища.

Командиром роты штурманов был майор Синочкин. Я пишу – «роты», но, на самом деле никаких рот, взводов и батальонов у нас не было, вообще не было полковой системы. Был курс, состоящий из восьми классных отделений: четыре класса летчиков, и четыре класса штурманов. Начальником нашего курса был полковник Деньщик. Его помощниками были два офицера, у штурманов это был майор Синочкин. Ну, а в быту как-то укоренилось - командир роты штурманов, командир роты летчиков. Также был старшина роты , сержант, наш курсант, но уже, наверно, послуживший до училища. И был старшина в каждом классном отделении.
« Крайнее редактирование: 07 Января 2013, 19:25 от Samurai »
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • ******
  • Сообщений: 11166
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai
Re: Авиационные Школы и Училища. История.
« Ответ #213 : 07 Января 2013, 19:21 »
Забегая вперед, в середине третьего  курса «для повышения воинской дис-циплины» прислали молодых пехотных офицеров в качестве взводных (опять же  «взводных» - условно). Для второго курса это было еще -куда ни шло, а тем бо-лее - для первого. Но мы, без пяти минут офицеры третьего-четвертого года службы, встретили появление нашего нового командира и воспитателя лейте-нанта Васю, мягко говоря, неодобрительно. Парень он был в общем то ничего, но иногда но неопытности попадал в очень неловкое положение. Подходит он однажды к группе курсантов и слышит что-то вроде: лежу я на курсе… Не вы-держала его командирская душа такого посрамления русского языка, и он сде-лал замечание, что то вроде того:
- Что это вы на каком-то жаргоне разговариваете? Это что такое «на курсе лежите»,  это на бабе лежат… - на что получает немедленно:
- Пошел на х..!
Идет жаловаться к Деньщику, а тот:
-  Не лезь к ним, сиди тихо, они службу лучше тебя знают.
Ну, а в общем жили с ним мирно. А через двадцать пять лет, когда мы съе-хались на юбилей, Вася, уже подполковник, размещал нас в гостинице, расска-зывал о программе…  Но все это было потом, а пока мы еще на втором курсе.

В отличие от Ейского училища, где все помещалось в одном огромном зда-нии: и учебный отдел, и кубрики, и столовая, и спортзал, здесь было по другому. На большой огороженной территории,  с двумя проходными, были три доста-точно больших двухэтажных дома: это курсантские кубрики первого, второго и третьего курсов. Но каждый дом не был привязан к своему курсу: курсанты пер-вого курса  оставались в своем здании и на второй, и на третий год, а в наше здание после нашего выпуска пришли салажата.

Самое большое здание занимал Учебно-летный отдел, УЛО, там размеща-лись все аудитории, лаборатории, тренажеры,  спортзал. Начальником УЛО был подполковник Пересада. У нас стишок такой был был:  из-за леса, из-за сада вы-лезает Пересада… Дальше я не помню. Когда мы собрались там на юбилей, то «пересадой» там был уже наш однокашник летчик, тоже подполковник.  Он та-кой важный ходил, показывая нам классы, оборудование и попыхивая сигаре-той. А когда кто-то из нас закурил, сразу получил замечание: «Здесь не курят!» Ах, ты - хмырь болотный! Тебе можно, а нам нельзя? Все дружно засмолили, и он тут же постарался нас вывести из УЛО.

Перед УЛО была довольно большая площадь, посреди которой находился большой фонтан, окруженный невысокой каменной стенкой. Я не зря обращаю внимание на этот фонтан: мы к нему еще вернемся. Отдельно стояло здание общей училищной столовой.

              Я не зря упомянул о двух проходных. У главной проходной находилась комендатура, а там сидели два «зверя»: комендант училища капитан Белый и его подручный  ст. сержант (а вот фамилию забыл), с которыми лучше было не встречаться по дороге в увольнение. А увольнения проходили так: после осмот-ра командиром и получения увольнительной мы быстро разбегались по кубри-кам, чтобы сменить форменные брюки «дудочки» на клеши, под которыми но-сок ботинка не должен был выглядывать (а иначе – какие же мы матросы!!!), по-сле чего наш путь в город проходил, конечно, через заднюю проходную.  Кстати, одним приказом о присвоении нам  звания лейтенант, этому комендантскому сержанту было присвоено звание младший лейтенант. Рассказывали, что на дру-гой день после выпуска он подошел к группе наших летчиков, улыбается: здоро-во, ребята!, и его сразу осадили: «Это что за обращение к старшим по званию?!»  Глупость, конечно, но, во-первых это было после ресторана, а, кроме того, рас-плата за его «зверство» по отношению к нам, курсантам.

       Основными предметами на втором курсе (естественно,  после Истории пар-тии и политэкономии) были – самолетовождение и бомбометание. Самолето-вождение все три курса вел  прекрасный преподаватель и наш общий любимец капитан Михаил Комаров. Через год, когда мы были на третьем курсе, он стал майором. Собственно, он нас сделал штурманами. Во время войны он занимал-ся перегонкой американских машин, он много и интересно об этом рассказывал. Через много, много лет, на тридцатилетии выпуска мы, человек десять штурма-нов, узнав, что он живет в гарнизоне, пошли навестить его. Он был очень рад нашему приходу, некоторых даже по памяти назвал по фамилии. Каждого по очереди расспросил, где служил, на чем летал, какой налет, где живет. И вдруг жена его разрыдалась. Мы немного растерялись, а он рассказал, что недавно  погиб их  единственный сын, танкист, майор.

            А бомбометание нам преподавал начальник цикла полковник Антоненко. Хороший был преподаватель и человек неплохой. Через много лет мы случайно встретились  в Москве. Я его пригласил в «Арагви», часа три там очень уютно просидели.

             Я что-то не могу вспомнить, какие еще предметы, кроме метеорологии, были на втором курсе. Вот еще – тактика ВВС и тактика ВМФ были, кажется, и на втором, и на третьем курсе.  Помню преподавателя по тактике ВМФ капитана 3-го ранга. Там, в его классе, был большой квадратный стол с бортиками, на кото-ром  было много десятков небольших, но точно сделанных макетов боевых ко-раблей и транспортов Америки и Англии, наших предполагаемых противников. И мы должны были точно с одного взгляда  определить тип и класс корабля, его размеры, водоизмещение, вооружение. Точно так же на занятиях по тактике ВВС мы учились различать по рисункам и макетикам типы и тактико-технические данные самолетов. Да, я вспоминаю, что ВМС была на втором, а ВВС на третьем курсе. А может, и наоборот, но это неважно.

     На занятиях по самолетовождению теоретические занятия перемежались с розыгрышами полетов. У каждого на столе была карта с проложенным маршру-том и все штурманское снаряжение, т.е. навигационная линейка НЛ-8, масштаб-ная линейка, транспортир, карандаш, бортовой журнал.  И мы «летим» по этому маршруту и по команде  руководителя (Комарова) делаем все необходимые рассчеты. Или, наоборот, руководитель (по своей карте) говорит время взле-та….., курс…., время полета….., разворот на курс….. и так далее, а мы ведем про-кладку фактического пути на чистой карте. А потом сверяются наши карты. Это были для нас очень интересные занятия.

     А потом были экзамены, и началась летная практика до осени. Летали мы на ЛИ-2, на «хатах-лабораториях». Что это такое? В фюзеляже самолета оборудова-ны то ли восемь, то ли десять штурманских мест, на каждом месте полный ком-плект штурманских приборов, как у штурмана самолета. Тут уже никаких ввод-ных нам инструктор не дает, самостоятельно ведем на картах прокладку пути, определяем свое место всеми доступными нам способами. Это уже настоящая штурманская работа - по очереди выполняем работу штурмана самолета, под наблюдением штурмана-инструктора.

      Были упражнения по воздушной стрельбе. У входных дверей устанавливался фото-кинопулемет, а недалеко от нас ходил УТ-2, по нему мы и стреляли. И тут я не могу удержаться, чтобы не рассказать об одном дне этих воздушных стрельб. До сих пор мне душу греет. Приезжаем мы на аэродром, и я вижу, рядом с на-шим самолетом стоит УТ-2, и рядом летчик, которого я хорошо знаю, наш ейский инструктор из моей эскадрильи ст. лейтенант Кривега. Я подошел, разговори-лись. Он, оказывается, теперь здесь служит. И вдруг он говорит:
- Ну, хочешь со мной слетать?
Я еще ничего не ответил, но он, увидев мою восторженную морду, отошел на несколько минут к кому то, возвращается:
- Садись, парашют в кабине, - только взлетели, - Ну, бери, Марк, управление!
И весь день, с двумя заправками, пока наши стреляли, я не выпускал управления из рук!! А Кривега только командовал:
- Поближе подойди, подальше…, разворот…

 Но и это еще не все! Когда работа закончилась, и можно было уходить, он вдруг говорит:
- Не забыл, Марк, пилотаж, помнишь комплекс?
- Нет, не забыл!!! - я кручу головой.
- Ну, тогда отойдем от него подальше, давай!
И я крутанул комплекс фигур: переворот, петля, боевой разворот!!  Получи-лось!!! До сих пор с восторгом вспоминаю этот день!

    На третьем курсе прибавилась астронавигация и минно-торпедная подготовка. Может быть еще что-то, но я не помню. Я пытался вспомнить, изучали ли мы матчасть, самолеты, на которых должны были летать. Дело в том, что у нас было два типа боевых машин: Ил-4 и Ту-2.  Летчики, понятно, были заранее разделены на две группы и подробно изучали свои самолеты. А вот как мы – не помню.   Да, еще прибавилась воздушно-стрелковая подготовка, у штурмана на Ил-4 был пу-лемет ШКАС (Шпитальный-Комарницкий-авиационный-скорострельный), а на Ту-2 крупнокалиберный УБ.       
     
Наступила весна, и мы разъехались по полкам, я попал на Ил-4 на аэродром Чернобаевка, это в двадцати километрах от Херсона. Да, вот еще что - в конце учебы у нас сняли мерки для пошива офицерской формы. Нас ведь было двести человек, работы было много.

     Наше училище было единственным в стране, насколько я знаю, в котором го-товились вместе и летчики, и штурманы, которые летали на тяжелых боевых са-молетах курсантскими экипажами (все остальные были специализированными, или штурманскими, или училищами летчиков). Экипажи формировались на доб-ровольной основе. Так как штурманов было больше , то образовалась еще груп-па «безлошадников», в которой и я оказался, как и еще трое ейчан. Мы летали с летчиками инструкторами. Экипаж, как и полагалось, состоял из трех человек: летчик, штурман, и стрелок-радист. Стрелками-радистами были не матросы, а сержанты срочной службы. Я подчеркнул их звание специально. В наше время летный состав срочной службы и механики самолетов были сержантами и стар-шими сержантами, мотористы – сержантами, и только один был старший матрос – писарь эскадрильи. У нас не было матросов, так и говорилось «офицерский и сержантский состав». И получали стрелки – радисты и механики шестьсот руб-лей в месяц, что было в то время солидными деньгами.

    Мы, «безлошадники», начали летать раньше остальных, так как нам не надо было дожидаться, когда наши летчики будут допущены к самостоятельным по-летам. Кроме того, наши экипажи меньше занимались полетами «по кругу»,  а почти сразу приступили в боевому применению. Все лето мы занимались, по су-ти дела, всем тем, чем занимался любой МТАП: маршрутные полеты, полеты на разведку, на аэрофотосъемку, бомбометание, низкое торпедометание. Поэтому прибыв в полки, мы сразу включались в нормальную работу, разве только, что в ДСы нас поначалу не назначали и на так называемые «спецзадания» не посыла-ли. А ко всему остальному мы были вполне готовы. 
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • ******
  • Сообщений: 11166
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai
Re: Авиационные Школы и Училища. История.
« Ответ #214 : 07 Января 2013, 19:24 »
      Самыми  впечатляющими были, конечно, полеты на низкие торпедные уда-ры. Для этих полетов мы перебрались из Чернобаевки в Скадовск, на берег Кир-кинитского залива Черного моря. В район полигона выходил эсминец или крей-сер (это же и для них были учения). Наша задача была – обнаружить цель и тор-педировать ее. Приходим в район полигона, вот он - крейсер! Резкое снижение до высоты тридцать метров, и самолет несется на корабль. «Разворот на цель», - командует штурман, чтобы выйти на нее под нужным ракурсом. На прицеле ПТН-5 устанавливается длина (не зря учили), ракурс цели и дальность сбрасыва-ния – десять кабельтовых. «Боевой!!» Растягиваешься во весь рост на полу каби-ны, руки – на ручках прицела, командами доворачиваешь самолет так, чтобы вписать центр цели в перекрестие, и ждешь, когда судно впишется между рис-ками. «Сброс!!» Первое, что ждем, это крик стрелка:  «Торпеда пошла!» - стало быть, не затонула. А самолет стремительно сближается с кораблем, отворачивая с небольшим креном, чтобы не врезаться в мачты. Если резко перейти в набор при сближении с кораблем - это верная гибель в боевых условиях.  А торпеда, оставляя за собой хорошо видимый след, со скоростью 40 узлов и на макси-мальной глубине 8 метров, чтобы не вмазать в борт, несется к цели.  Пройдя 4 мили, она всплывает после  того, как из учебного зарядного отделения, установ-ленного вместо боевого, выдавливается 192 литра чистейшего этилового спирта, и он замещается воздухом. А с воды ее подбирает катер - торпедолов.

     За год до нас произошла одна история. Вышел такой курсантский экипаж на полигон. Видимость была неважная. Видят, шлепает какая-то транспортюга. Вот она - цель! Атака! Заходят, сбрасывают торпеду. А это был какой-то румынский транспорт, война недавно кончилась, моряки видят атаку торпедоносца, видят след торпеды, успели передать SOS, начали прыгать с борта. Вот такая примерно была история.

      Самолеты наши были старые, долетывали свой срок. Много было разных происшествий: задержки с вылетами из-за матчасти, всевозможные отказы в воздухе, вынужденные посадки.  Один экипаж, возвращаясь с полигона,  из-за отказа двигателя совершил вынужденную посадку на воду недалеко от берега. Их быстро на катере доставили на берег. Стоят, дрожат, зуб на зуб не попадает. Осень наступает, вода холодная. А вокруг них врач с бутылкой спирта крутится, то ли растирать, то ли выпить дать, но ведь это «употребление»… Тут командир полка подъехал, вырвал у того бутылку из рук, налил по стакану: «Грейтесь, ре-бята!».

     Но это все не самое страшное. Страшней было то, что мы за лето потеряли во-семь наших товарищей. Три экипажа... Один УТБ-2, это двое со второго курса, один  экипаж Ту-2,  и один экипаж наш, с ИЛ-4. Помню фамилию нашего штур-мана – Докукин. Если мне память не изменяет, у него была уже жена…

      Начались летные экзамены. Мне достался торпедный удар. Я не помню по-чему, но летел я не со своим летчиком, а с зам. командира полка майором Кор-зуновым. Я не уверен, может, фамилию я путаю. Пришли на полигон, все нор-мально, обнаружили цель - эсминец, заходим в атаку, но что-то у меня с прице-лом не получилось, кричу:
-Холостой. Разворот!
-  Почему не сбросил?!!
-  Да не был уверен…

          Второй заход, на сближении командир кричит:  «Бросай!  Бросай!!» А я опять неуверен в точности, опять холостой. Командир нервничает, кричит, а я не понимаю, чего он возмущается, я же имею право на три захода. На третьем за-ходе сбросил, торпеда прошла точно под эсминцем. Идем домой, я доволен, а он молчит, весь полет ни слова. Зато на земле он выдал все, что он думал обо мне, самое ласковое слово из сказанного было «мудак». Оказывается, при под-ходе к полигону что-то с одним мотором самолёта случилось, он стал резко не-додавать обороты, а командир не сказал, не хотел беспокоить меня.

      Наша группа «безлошадников» закончила полеты раньше остальных. Неожи-данно нас вызывает прилетевший из Николаева замполит училища подполков-ник Медведев. Рассказал о том, что среди приехавших кандидатов в курсанты начались волнения, услышали о наших катастрофах , о восьми погибших, многие требуют вернуть документы…. И говорит, что только мы можем это остановить.

- Что им говорить, как их убеждать, я,  - говорит, - подсказывать вам не буду. Вы сами без пяти минут офицеры, сама сообразите как себя вести. Сейчас мы с вами летим в училище. Вы получите по пачке увольнительных. Но два непременных условия - не меньше двух часов в день проводить в карантине, и ночевать в учи-лище.
         
        Мы, наверно, с неделю прожили в училище в пустых кубриках, а в каран-тине проводили по пол дня, но бегство приостановили.

        А потом начались выпускные экзамены. Какие предметы мы сдавали со-вершенно точно - это самолетовождение, бомбометание, минно-торпедная под-готовка, и, конечно, История Партии. Кажется, еще и метеорология, хотя я в этом не уверен. Мне особенно запомнились два последних экзамена: минно-торпедная подготовка и История Партии. Предпоследний экзамен, беру билет, и прихожу в ужас! Первый вопрос: приоритет в области минно-торпедного ору-жия. Младшее поколение, слава Богу, не знает что это такое. Сверху было сказа-но, что все, что есть  на свете, было придумано именно в Советском Союзе, со-ветскими учеными и инженерами, и что надо избавиться от всей и всякой ино-странщины. Французская булка стала называться городской булкой, трубка Пито стала называться трубкой приема статического и динамического давления. Да много таких примеров.

          Очень мне запомнился случай еще в Ейске, в спортзале преподаватель го-ворит, указывая на спортивный снаряд:  «Товарищи курсанты! Вот этот снаряд, который назывался раньше иностранным словом лоппинг, с сегодняшнего дня называется по-русски просто «русские круговые вращающиеся концентрические качели». Всем понятно? Ну, а теперь, курсант Секретта, пошел на лоппинг!» Те-перь вы понимаете, как можно было запомнить всю эту билиберду, а там пунк-тов тридцать, наверно. Мне подсказали, что среди плакатов там со схемами и рисунками можно найти эти все пункты, что я и сделал.

            Зато на втором вопросе я блесну. А второй вопрос был самый трудный во всей программе:  расчет угла раствора  двух торпед по цели, идущей со скоро-стью…, под углом… - две страницы сплошной математики! Я не был отличником, так, середнячок, но как-то так получилось, наверно, случайно, что именно этот вопрос у меня очень хорошо получался.
  -Товарищ генерал, курсант Эдельштейн к ответу готов! Первый вопрос: приори-тет…
- О! Это важный вопрос, давайте.
- Первый самолет изобрел русский инженер Можайский. Первую торпеду изо-брел русский офицер Акимов. Радио изобрел преподаватель Академии русский ученый Попов. Радиолокацию тоже он изобрел, Попов. Во время связи между двумя кораблями связь вдруг прервалась из-за того, что между ними прошла железная баржа, и он понял… - и так я, не переводя дыхания, выдал пунктов двадцать.
- Ответ окончен, разрешите отвечать на второй вопрос?
-Что у Вас там?
- Раствор угла двух торпед…
-  Ну, если Вы на первый такой важный вопрос так ответили, то уж на этот… Сади-тесь. Пять! 

        Вот вам невыдуманная история. В связи с этим экзаменом еще одна история, страшная история. Пришел я в кубрик, сижу, любуюсь: на всех кроватях на плечиках висят новенькие синие кителя с лейтенантскими погонами, офицер-ские фуражки с крабами лежат, нас дожидаются.  Входит  майор, училищный особняк:
- Где курсант Носырев? 
- Да я пять минут назад видел его с билетом, готовится к ответу, минут через де-сять придет.
- Вызовите его немедленно, это ему уже неважно!

         Я бегом в аудиторию. Сашка стоит у доски с билетом и указкой в руке. Ус-лышав меня, он побледнел, молча положил билет и вышел. Больше мы его не видели. Вся вина его была в том, что он  с матерью и сестрой во время войны был в Германии. Скрыл, нехороший человек, редиска, что его, мальчишку, вме-сте с семьей вывезли немцы в Германию! А китель его с лейтенантскими пого-нами так и остался висеть, когда мы свои одели через три дня.

     И вот 6 ноября, день последнего экзамена. Для нашего класса это История Партии. Встали, позавтракали, и вдруг, как молния, известие: приказ подписан, сегодня выпуск!!!

      Тут небольшое отступление. Дело в том, что обычно после экзаменов выпу-скники ждут Приказа недели две, а то и больше. Делать ничего не хочется, в го-род идти нежелательно для многих по определенной причине, ребята с ума схо-дят от ожидания и безделья. Однажды, год назад, во время занятий мы через окно наблюдали такую картинку: отупевшие от безделья небритые выпускники принесли в банке наловленных в Буге бычков, пустили их в фонтан перед УЛО и расселись вокруг с удочками. Потом один закатал свои клеши, залез в фонтан, повылавливал руками этих бычков, выкинул их на камни. И все они поплелись в кубрик спать.

        В этом же году все обстояло по-другому. Если наш выпуск был около двухсот человек, то на первый курс набрали что-то около трехcот пятидесяти. Размещать было негде, жили в палатках. А уже осень наступала, холодно, ребята простужа-лись, болели. И начальство наше правильно решило, ведь понятно, что все мы обречены на выпуск, так почему заранее не написать проект приказа и не отпра-вить в Москву? Так и сделали. А там взяли, да и подмахнули его, не дождавшись конца экзаменов. Там тоже понимали обстановку. Ну, и что? А ничего. Позавтра-кали и потянулись в классы сдавать последний экзамен. Я предполагаю, что ни-чего подобного в истории больше не было.

      Сижу я с билетом. Один из последних, я же в самом конце алфавита. На-строение празднично-приподнято-мерзопакостное. Ну, вы только представьте себе: я знаю, что я уже лейтенант, дипломированный штурман, через час мне будет вручено офицерское удостоверение, а я должен вспоминать, о чем база-рили там на каком-то съезде?! В голове пустота, ничего не помню. Но есть же Бог на свете!  Генералу, председателю комиссии, срочно потребовалось в туалет. Тут же подскочил начальник цикла полковник: «Что у Вас, 5-й съезд? Записывай-те: год…, город..., повестка дня…, доклад делал…, решения съезда…» Я все это кое-как переварил, отчитался, получил заслуженную «пятерку» и понесся в куб-рик. А там уже готовятся к торжественному построению. Так я получил две «пя-терки», а остальные все «четверки» были.

       Примерно через час на плацу перед зданием первого курса (нет, теперь уже второго) выстроилось все училище. Уже на длинном столе все разложено, но тут спохватились, что одного летчика не хватает. «Где, что такое?» - и тут кто-то вспомнил, что он на губе, вчера его Белый за что-то прихватил. Срочно бегом ко-го-то послали за ним, и прямо с губы – в строй.  Начальник штаба зачитал приказ, Начальник училища (кажется, генерал Шарапов) двести раз пожал руку и вручил Удостоверение и золотые погоны. А «шапка» Приказа была такая: «Курсантам, окончившим училище по курсу штурманов (летчиков), присвоить звание «лейте-нант» и специальное звание  «военный летчик» (или «штурман») и направить на … флот», - и дальше шли фамилии.

         И вот закончил он, секунда молчания, и следующий пункт: «Курсанту Кол-пакову, окончившему по классу штурманов, присвоить воинское звание «млад-ший лейтенант» и специальное…» Боря стоит, ни жив, ни мертв.  Такое невоз-можно себе представить! Что оказалось - существовало правило, что при нали-чии неснятых взысканий к выпуску дается одна «звездочка». И вот впервые в ис-тории это правило сыграло.  Штурман - инструктор, сам еще молодой лейтенант, ЗАБЫЛ, что за какую-то мелочь сунул Боре два наряда. Рассказывали, как он из-винялся перед Борей, чуть сам не плакал, а ничего уже не поделаешь.

         Вместе с Удостоверением и погонами нам должны были вручать и кортики, настоящие кортики с морскими львами, а не тот эрзац, который стали потом да-вать всем подряд. Но потом решили от этого воздержаться и, может быть,  пра-вильно. Вспомнили, что год назад один летчик, перебрав на радостя, применил кортик не по назначению, и вместо флота отправился в «места не столь отдален-ные». По этой причине мы получали кортики на другой день из рук старшины на складе по предъявлении билета на поезд...

        Но я чуть вперед забежал. Кончили читать приказ, генерал поздравил нас, и команда: «Вольно! Товарищи офицеры – свободны!» Секунду мы еще стояли, а потом дошло: это же нам!!!!! Бегом в кубрик, и через несколько минут переоде-лись и веселой толпой двинулись в город  мимо комендатуры и капитана Бело-го, улыбающегося и отдающего нам честь.

         В двух центральных ресторанах на улице Родяньской веселились до позд-ней ночи. А комендант города отдал приказ многочисленным патрулям (празд-ник же, годовщина Октября) – молодых офицеров не задерживать!
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • ******
  • Сообщений: 11166
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai
Re: Авиационные Школы и Училища. История.
« Ответ #215 : 07 Января 2013, 19:32 »
Фрагмент интервью с  Виктором Дударенко о курсантских годах в Николаевском училище.

В.Д.: Дударенко Виктор Андреевич, полковник авиации, штурман 1-го класса. Поступил в авиационное училище им. Леваневского в 1947г., а закончил его в 1951 году по 1-му разряду как штурман.

Г.В.: Что значит «по 1-му разряду»?

В.Д.: С отличием. Тогда ведь медалей не было, и грамот никаких не давали. Через 20 лет я свою фамилию увидел на мемориальной доске (в Николаеве).

Г.В.: А классность тогда присваивали?

В.Д.: Нет, просто присваивали звание лейтенант. А выпускали сразу экипажами. Мой первый командир корабля был Володя Лихачёв, москвич. Он сначала закончил подготовительное училище в Куйбышеве, «подготовиловку». А в училище в Николаеве мы поступали в один год, только он – на класс лётчиков, а я на класс штурманов. Экипажи формировали в 1948г., так мы вместе и летали до самого выпуска.

Г.В.: Давайте по порядку и подробно.

В.Д.: Весной 1947 года закочил 9 класс. А 10-й класс не закончил, потому что пошёл в военкомат и попросился в военное училище. Я даже писал письмо Ворошилову. Сам он не ответил, но в военкомат меня вызвали, комиссию я прошёл, а документы у меня уже все в военкомате были.

Г.В.: У Вас была мысль поступить именно в авиационное училище?

В.Д.: Нет. Это просто случай. У меня выбора не было.

Г.В.: Никогда не жалели, что в Авиацию пошли?

В.Д.: Не жалел, и не жалею.

Когда меня вызвали, вхожу, сидит майор в кителе с голубыми погонами – представитель Николаевского училища. Расспросил меня, посмотрел все мои документы: «Ну что, езжай!» - и через Харьков я поехал в Николаев. В Николаеве нормально сдал экзамены, диктант, математику и физику. Я в школе хорошо учился, «по 1-му классу».

Г.В.: А когда увидели майора с голубыми погонами, сразу поняли, что Вас «сватают» в авиационное училище?

В.Д.: Нет, сразу не понял. Он мне рассказал, что представляет Николаевское училище им. Леваневского. Выписали мне проездные документы, дали талоны на питание на несколько дней, и я поехал туда. А это ещё 1947 год, военные туда-сюда ездили, тогда ещё на всех больших станциях столовые были, где кормили по талонам.  И я поехал в Харьков. Оттуда на Одесском пассажирском поезде до Знаменки, а от Знаменки пришлось ехать на товарняке, иначе пришлось бы ждать ночь с лишним. Там ещё ребята подобрались на Знаменке, человек 6 набралось в Знаменке, мы забрались на платформу с лесом, доехали до Николаева, чумазые такие от паровозного дыма.
- Где Училище?
- Вот, идите через пустырь, - от вокзала по пескам шли. Пришли, и в карантин.

Г.В.: А как Николаев выглядел?

В.Д.: Я сначала Николаева не видел. Мы как пустырём прошли, сразу наткнулись на ограду и второй пропускной пункт, откуда нас направили в палаточный городок, расположенный в небольшой роще. Это был конец июля месяца 1947 года.

Там такие большие квадратные американские палатки стояли. Дырявые, старые драные. У нас постели были примитивные, матрас и подушка, набитые опилками, и одеяло.

Потом я экзамены сдал, медкомиссию прошёл, мандатную комиссию тоже прошёл. Во второй половине августа я уже был курсантом.

Г.В.: А жили курсанты сначала в этих палаточных лагерях?

В.Д.: Нет, в палатках жили абитуриенты. А мы, уже курсантами, только сначала немного пожили в них. Мы ходили на работу до начала учебного года, прокладывали коммуникации, канализацию… Я чеканщиком работал, трубы чеканил. 

А потом стало холодать. И нас, человек 100, наверное, перевели в огромную военную казарму, подстелили на пол матрасы (кроватей и места не хватало), дали бельё, мы так и спали. Новую казарму вот-вот должны были сдать, она достраивалась. Потом пришёл начальник Училища И.В.Шарапов, увидел, как мы живём, кому-то там дал нагоняй. Нас через час построили, повели в баню.

А мы ходили в старой одежде, выдавали нам бывшую в употреблении: ботинки рабочие, матросское платье, носки, брюки, форменка без гюйса (без воротника), вместо бескозырок у нас был белый чехол – так мы и ходили.  А после бани нас всех переодели, старое забрали, выдали всё новое обмундирование. Бескозырки мы получили без ленточек, ленточки нельзя одевать до присяги. И сразу перевели в новую казарму.

А когда я выпускался, имя Леваневского уже убрали из названия, оно стало просто минно-торпедным, ВММТАУ – Военно-морское минно-торпедное авиационное училище. А начальником Училища стал Коваленко. Шарапов ушёл на Дальний Восток командующим Авиацией.

Г.В.: А казарму для вас специально построили совершенно новую?

В.Д.: Да. Дело в том, что в конце войны Училище размещалось в Херсоне. А здесь в Николаеве немецкие военнопленные строили учебный центр, такое богатое красивое  трёхэтажное здание с колоннами (УЛО), к нему пристроены клуб и спортзал. А рядом с ним две казармы, одна построена уже, другую мы помогали достраивать. В новую казарму мы поселились в октябре месяце, жили вместе своим классным отделением, человек 35-38. У нас были двух ярусные кровати, тумбочки, как обычно. Были созданы для проживания все условия, центральное отопление, водоснабжение, туалет, комната - гладильная. Раковины в умывальнике стояли эмалированные, было зеркало, но вода только холодная, а мыться водили в баню. Так в выданной новой форме мы в новой казарме начали жить.

Г.В.: Казарму кубриком называли?

В.Д.: Называли. Всё по-морскому называли.

И начали мы учиться в конце октября. Со мной учился Коля Изюмов, он был с эскадренного миноносца «Сообразительный», воевал на Чёрном море и носил гвардейскую ленточку.

Г.В.: Как вас кормили?

В.Д.: Пока мы находились в карантине, питание было слабенькое, солдатское. А когда стали курсантами, кормили нас очень хорошо, мяса и рыбы давали достаточно. Утром были каши, обязательно был хлеб с маслом утром и вечером. Мы поправлялись, мы ж худяги были, когда приехали. Овощи – фрукты давали. А ещё при Училище был абрикосовый сад, вот мы паслись на абрикосах.

Г.В.: Абрикосовый сад – чудесно!

А чем запомнились первые дни обучения, кто из преподавателей?

В.Д.: Моим любимым был  преподаватель самолётовождения Михаил Иванович Комаров. Он закончил в Курске физико-математический факультет, во время войны был призван в Армию в качестве штурмана в перегоночную эскадрилью. Он был такой симпатичный голубоглазый русак, исключительно приятный добрый человек, я его на всю жизнь запомнил. Он нам часто рассказывал на занятиях, как они были в Америке, гоняли самолёты. Но, к сожалению, когда я после долгого перерыва приехал в Николаев, его уже в живых не застал.

Г.В.: Они их с Аляски гоняли?

В.Д.: Из Америки с Востока через Сибирь. А потом уже, когда я служил на Ягоднике в 574-м полку, встретился и с командиром той эскадрильи Бондаренко. Наш командир дивизии Рубан тоже в войну был перегонщиком.

… Антоненко я помню в Училище, преподавателя по бомбардировочной подготовке. Хороший преподаватель. Командиром роты у нас был Синочкин. Замполитом – Бокулев, хороший человек, внимательный такой. Сторубляков был начальником политотдела Училища. Беляков – нач. штаба. Пересада, который у Василия Ивановича Минакова был нач. штаба полка, был у нас начальником Учебного центра. Мы шутили: «Из-за леса, из-за сада выходит с трубкой Пересада, курит трубку самосада…» - постоянно ходил с трубкой, курил «Золотое руно», и по всему Учебному центру раздавался этот запах.

Мы все старались учиться, и уже весной 1948 года собрались на практику. В это время пришёл приказ Министра Обороны: Выпуска из Училищ в 1948 году не производить, всех курсантов оставить на повторные курсы.  Вместо 3 лет, получилось, что мы учились 4. Это было связано с тем, что ещё не все, подлежавшие демобилизации из воевавшей армии, уволились, эти штатные единицы не освободились. И всех курсантов оставили повторно на тот же курс. Я должен был выпуститься в 1950-м году, а выпустился в 1951 году.
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • ******
  • Сообщений: 11166
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai
Re: Авиационные Школы и Училища. История.
« Ответ #216 : 07 Января 2013, 19:40 »
Г.В.: То есть вас оставили «на второй год», и на практику вы не попали.

В.Д.: Не попали. Чтобы курсанты всех трёх курсов дурака не валяли, их задействовали на строительство стадиона. Возглавлял строительство сам И.В.Шарапов. Я, как сейчас, помню, когда на полях разравнивали землю, он ходил в брюках с лампасами, в майке - «сеточке», без головного убора и с нами шуровал. Землю возили на машинах с Водопоя за 15 км. Шарапов договорился с заводами Андре Марти и др., они нам технику выделили.

Почва там была - один песок. Надо было насыпать до 20см «чёрной земли», чтобы траву посадить. Часть ребят отправили на Водопой, они грузили, а мы разгружали. На загрузку уходило 5-7 минут, как у экскаватора, а разгрузка – 3-4 минуты.

Г.В.: Даже не представляю, как так быстро можно вручную. Так в 1948 году в Училище стадион и построили? А бассейн у вас был?

В.Д.: Нет, бассейна не было. Построили футбольное поле и все площадки, баскетбольную, волейбольную и прочие, а также трибуны. На дорожки навозили щебёнки, на стадионе установили лопинги и другие спортивные снаряды.

А в сентябре нас всех отпустили домой в месячный отпуск. Один курсант у нас был, Толя, он домой в Верхоянск поехал, это где ссылка была. Так он только через полтора месяца вернулся.



Начальник училища генерал Шарапов Н. В., Беляков Н. Н., Нач. ПО Сторубляков с лучшими спортсменами 1949г.


После отпуска опять пошли на 1-й курс. Всё то же самое. Преподаватели немного пошире предметы давали. А Комаров приходил, присаживался на стол, нам всякое рассказывал про войну.

Г.В.: Что из его рассказов запомнилось?

В.Д.: Летали они в очень тяжёлых условиях. Аэродромы были худые, никаких систем взлёта - посадки на них не было. А самолёты тяжёлые. Об отношениях с американцами рассказывал.

Г.В.: Самолёты новые гоняли, или б/у?

В.Д.: Получали новые машины с заводов. Гоняли они Боинги «двадцать пятые» (B-25 Mitchell). Навигационное оборудование почти отсутствовало, посадочные системы, радиомаяки – ничего не было. Летели через Сибирь «на ощупь», в холодных кабинах мёрзли.

Г.В.: А кабины не были адаптированы к русскому языку?

В.Д.: Вот это я не помню… Комаров был образованным человеком. До войны не летал, во время войны готовили их на курсах штурманов 3 или 5 месяцев и определили в перегонщики. Но подробностей из его рассказов я уже точно не помню.

Г.В.:  Тогда расскажите, что было на втором курсе.

В.Д.:  Я спортом занимался, здорово бегал, даже до мастера дотянул на этом нашем стадионе. Был чемпионом Училища, области, ездил на все Украинские соревнования, ездил на соревнования на первенство ВМФ в Москву в 1948 году.

Г.В.: Расскажите, как и когда у вас складывались курсантские экипажи? Как вы встретились со своим первым командиром, тогда курсантом Владимиром Лихачёвым? Кто кого выбирал, лётчик штурмана себе подбирал?

В.Д.: Просто познакомились друг с другом, и преподавателям сказали, мол, будем летать вместе. Не было такого, чтобы кто-то выбирал, оба решили, что будем летать в одном экипаже.

Г.В.: А стрелков в учебные экипажи включали?

В.Д.: В училище такого не было. Стрелков в экипажи вводили уже в частях.

Г.В.: Получается, что первая полётная практика у вас началась весной 1949 года. Так? Расскажите, пожалуйста, о ней поподробнее.

В.Д.: Сначала мы должны были выполнить парашютные прыжки, это было в апреле, или мае, так состоялось первое знакомство с небом.  Нужно было обязательно прыгнуть, иначе бы отчислили. Всего я в Училище прыгал 3 раза. И уже после него ещё прыгал, интересные впечатления.

Г.В.: С какого самолёта сбрасывали?

В.Д.: Сбрасывали с самолётов Си-47, или Ли-2, которые стояли на училищном аэродроме Водопой под Николаевым. Но сначала проходили предварительную подготовку в Училище, в специальном  парашютном классе, занимались и укладкой парашютов.  Мы ещё перед прыжками спрашивали начальника ПДС:
- Товарищ подполковник, у Вас тыща с лишним прыжков, а Вы боитесь прыгать?
- Не боится только дурак и телёнок.

Г.В.: Как выглядел аэродром?

В.Д.: Аэродром тогда был ещё грунтовой… Ну, вот взлетели, набрали высоту1000 метров, а прыгали мы с прибором ПАС, который на 500 метрах откроет парашют, даже если курсант не сможет. Парашюты одевались - сзади основной, впереди запасной.

Г.В.: Прыгнули сами? В зад никто курсантов не подпихивал?

В.Д.: Нет, такого не было, прыгали добровольно. Поднимали до 3 раз в самолёте, кто не смог и с третьей попытки, того отчисляли и переводили в матросы. Сам подходишь к двери, прыгаешь, и всё. Мы с кольцом прыгали, не на фале, как теперь. «Двадцать один, двадцать два, двадцать три» - дёрнул кольцо, и всё нормально. У меня сомнений не было, прыгать, или нет. 

Самочувствие интересное, особенно после открытия парашюта. Там тишинаааа… абсолютная, ни звука в небе. Земля приближается, такая вся «лоскутная», поля. Рядом тоже ребята с парашютами, вот стали с ними перекликаться.

Первую практику мы проходили не на боевых самолётах, а  на Ли-2. А лётчики учились на Ут-2, был такой грунтовой аэродромчик Сливны.

Г.В.: Какие ещё были аэродромы в Училище тогда?

В.Д.: Водопой, Сливны, Чернобаевка под Херсоном и ещё был аэродром под Скадовском, это всё просто грунтовые поля.

Г.В.: На каких-нибудь теоретических занятиях с лётчиками не встречались?

В.Д.: Нет, дисциплины мы изучали разные, у них аэродинамика, а у нас картография и т.д. Мы даже в казарме жили отдельно, лётчики левое крыло занимали, а штурмана – правое.

Вот на первом курсе на Ли-2 у нас Комаров инструктором был, вывозил, всё показывал. В самолёте все приборы были поставлены, компасы, указатели скорости, карты - рабочие места оборудованы. Мы занимались прикладным самолётовождением, вели счисление. У нас были установлены прицелы, труба такая – ОПБ-1. И нам выставляли оценку за то, как мы всё сделали.  Всего в полёт бралось 8-10 обучаемых. Многих ребят  в полёте укачивало, Комаров шутил над этим, а меня не укачивало. Практика продолжалась 2,5 месяца.
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • ******
  • Сообщений: 11166
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai
Re: Авиационные Школы и Училища. История.
« Ответ #217 : 07 Января 2013, 19:51 »
Г.В.: Много ли самолётов было?

В.Д.: Сколько было в Училище Ли-2, я не помню. А на старших курсах велась подготовка на 3 типах боевых самолётов Ил-4 (ДБ-3Ф), Пе-2 и Ту-2, штук по 25 каждого, наверное. После второго курса, в 1950 году, на практике курсанты осваивали один из трёх этих самолётов, мы с Володей Лихачёвым осваивали Ил-4 на аэродроме Чернобаевка под Херсоном. Задачи были пока попроще, в основном по маршруту летали.

Г.В.: А когда курсантов-лётчиков самостоятельно выпускали?

В.Д.: На Ут-2 они самостоятельно после 1-го курса летали. После 2-го курса их провозили на боевом, допускали к самостоятельным полётам. Курсант - лётчик пилотировал, его страховал инструктор - лётчик, который садился в мою штурманскую кабину, где были откидные педали, и «ручка» вставлялась. А я с ними уже летал сразу как штурман. Т.е. мы сидели в «аквариуме»,  штурманской кабине, вдвоём с инструктором лётчика. Он вывозил Лихачёва, а я работал самостоятельно как штурман.

Нас, курсантов – штурманов, на боевых самолётах не провозили, вся подготовка была только на земле, где с нами занимался штурман эскадрильи. А в воздухе сами обкатывались, составляли маршруты и прочее.

Г.В.: И как Вы теперь можете оценить своего будущего командира корабля Лихачёва?

В.Д.: Лётчик он был хороший. Закончил службу заместителем командира полка, освоил Ту-16 и дозаправку на нём. А в Училище мы готовились летать вместе – это была военная система подготовки, так обучали экипажами в войну.


Спортсмены-легкоатлеты Училища им. Леваневского, 1948г.

Вот так 2-й курс закончился. Приехали мы из отпуска. Опять теория на 3-м курсе, а после уже самостоятельная практика на аэродроме Скадовск в 1951 году.

Г.В.: В каком состоянии были самолёты? Они же, вероятно, ещё были с войны? В какой цвет покрашены?

В.Д.: Самолёты были, конечно, дряхлые, а покрашены в зелёный цвет. Но на Ил-4 неприятностей не было. А в Скадовске на Ту-2 были 2 катастрофы. Это была другая эскадрилья, но я помню фамилию лётчика, Докукин. Он самостоятельно вылетал на Ту-2, но рано подорвал самолёт, потерял скорость и свалился как-то на бок, кувырнулся и загорелся. Погибли все...

Г.В.: Когда это случилось?

В.Д.: Это был, наверное, июль месяц 1951 года. Аэродром был на самом берегу Чёрного моря немножко восточнее  Скадовска. Там было такое поле, и палаточный городок наш разбит у самой воды.

Г.В.: Аэродром был тот же, который использовали в войну?

В.Д.: Не знаю. Но это было просто поле.

Г.В.: А вторая катастрофа?

В.Д.: Фамилию лётчика я не помню. А получилось так. Там разбивали 3 полосы. Мы в квадрате собирали всех, кто ждёт полёты, а летали по очереди. Он уходил на второй круг, а жарища была, и он скорость потерял…

Г.В.: Почему не смог сразу сесть и уходил на второй круг?

В.Д.: Возможно, причиной была пыль. Там же при взлётах пылища страшная поднимается. А он заходил на посадку. Посадочных систем никаких не было, маяков не было, всё на глазомер. А тут пылища. Вот пришлось уходить на второй круг, а скорость потерял и упал метрах в 30 от нас, где мы в квадрате стояли около 100 человек. Хорошо, что не на нас. А они все погибли… 

Г.В.: Какая система спасения предусматривалась на ваших самолётах? Парашюты, конечно, были, а как вас готовили к возможности покинуть самолёт?

В.Д.: Вообще экипаж Ил-4 - это 4 человека. Но в Училище летали втроём, с нами был только стрелок-радист. Тогда катапульт не было. У штурмана был впереди люк, лётчик выходил через фонарь, и радист, он сзади сидел, выходил. Нас готовил начальник ПДС, и без парашютов мы не летали.

Г.В.: А на каких высотах вы летали?

В.Д.: Сначала, в 1950-м году, летали на высотах до 1500 метров, когда была  только лётная подготовка. А уже на выпускном курсе, в 1951 году, до 3000 метров. У нас были задачи: бомбометание, торпедометание, мы сбрасывали учебные торпеды.

Г.В.: Расскажите об этих видах боевой подготовки.

В.Д.: Бомбометание производили на наземном полигоне всего три раза. Он располагался на побережье Бугского залива южнее Николаева. А по морским целям производили торпедометание, по-моему, дважды. Один раз с инструктором, потому что нужно было вывезти лётчика, чтобы научить держать высоту 15-20 метров. А тогда радиовысотомеров не было, всё – на глазок, как и в войну. Вот инструктор лётчика и вывозил. А я прицеливался и торпеду сбрасывал самостоятельно. Второе торпедометание было зачётное уже без инструктора.
   
Г.В.: А в море ставили мишень, баржу какую-нибудь, или макет?

В.Д.: Нет, там специальный катер - мишень был. Мы сбрасывали учебную торпеду, она проходила под ним. На катере специальная служба была, там её засекали. А потом торпеда продувалась и всплывала, и торпедолов её забирал.

Г.В.: Ну, и как Вы зачёт сдали, с первого раза попали?

В.Д.: Попал. На «отлично» зачёт сдал! Почему я и окончил Училище «по 1-му разряду».

Г.В.: А вот такой вопрос: когда зачёт сдавали, торпеду сбрасывали, не думалось, что в войну кто-то на этом же месте сбрасывал боевую по вражеским кораблям?

В.Д.: Нет, не до этого было. Был занят выполнением своей задачи.

Г.В.: Интересно, а сколько раз надо было провезти курсантов – лётчиков, чтобы они усвоили, как держать малую высоту при торпедометании?

В.Д.: Всего один раз и провозили.

Г.В.: Неужели хватало одного раза?

В.Д.: Так они уже влётанные были. Главное – «поймать» высоту, а второй раз уже сами летели.

Г.В.: Не представляю... Т.е. как раз потому, что представляю, какое не простое упражнение – держать такую высоту да ещё над морем, потому «не представляю», как хватало ребятам одной провозки. Здорово! Молодцы!

В.Д.: Глазомер вырабатывается.

Г.В.: Серьёзная подготовка была. И всё-таки, «зайду с другой стороны»: приходила ли в голову мысль, что придётся эти навыки применять в боевых условиях? Кстати, а боевыми снарядами в Училище стрелять не приходилось?

В.Д.: Ну, конечно, в нашем сознании это присутствовало. Мы готовились воевать в случае необходимости. Но боевых бомб и торпед мы не использовали, только учебные.

Г.В.: В общем, всё было по-взрослому, мальцов сразу определяли в экипажи, провезли, а дальше уж сами летайте. Это интересно.

А политработники вас сильно «терроризировали»?!

В.Д.: Нет, не замечал.

Г.В.: Хотелось бы ещё спросить про боевую подготовку в Училище.

В.Д.: Ну, мы осуществляли полёты по маршруту, выходы на радиомаяк. Был такой радиомаяк, назывался «Колба», в каждом секторе давал свою букву. РПК-2 был, радиопеленгатор был АРП-5. Он показывал только то, что ты на маяк настроился, но направления не показывал. А нас же учили азбуке Морзе, мы должны были воспринимать 90 знаков в минуту. Слушаешь «Колбу», допустим, здесь «А», а там «Б», но не понятно, куда ты носом направлен. Чтобы определиться, делаешь отворот в сторону. Если отвернёшь влево и услышишь «Е», значит, станция по носу. А если другая буква, то станция сзади, надо разворачиваться. Были зачётные выходы на радиомаяк.

Г.В.: В общем, со средствами навигации было не густо.

В.Д.: Был компас А-4, высотомер, прибор скорости и прицел ОКП-1, по которому можно было измерить угол сноса и путевую скорость. И больше ничего.

Г.В.: А когда появился астрокомпас? На каких самолётах?

В.Д.: В те времена его не было. На Ту-16 появился астрокомпас.

Вот так летали мы на практике. И ещё к нам одного курсанта перевели с «Петлякова», был такой Юра Усанов, ну, невезучий. Они летали на Водопое уже самостоятельно. У него в течение практики было два отказа двигателя, пришлось садиться на вынужденные на грунт, где попало.  Решили третий раз судьбу не искушать и перевели его на Ил-4.

А у него были тёмные вьющиеся волосы и красивый чуб, хохолок, и мы его называли «синицей» за это. Но от этих отказов с ним произошло такое нервное потрясение, что местами на голове стали выпадать волосы «пятаками».

Г.В.: Выросли потом?

В.Д.: Да, мы потом его «лечили». Ему прописали мазь и сказали каждый день брить голову. Вот мы по очереди его брили. Но к выпуску волосы отросли.

Г.В.: Всё-таки молодец, дважды справился с отказом, посадил самолёт, не разбился.

В.Д.: Молодец. Лётчик был хороший.

Г.В.: В то время в строю было много фронтовиков. Был ли с их стороны какой-то гонор,  нарочитое превосходство в отношениях к «салажатам»?

В.Д.: Курсанты были и во время войны. У нас таких было двое, Соколов и Жук. Они должны были выпускаться ещё в 1948 году, а выпустились в 1949. Оба они воевали, по-моему, на Балтике, были стрелками-радистами. У нас они были старшинами, ходили не в форменке, а в кителях, как мичманы на флоте. У каждого был орден Красного Знамени.

«Интересный» случай произошёл с Соколовым. Он уже после выпуска в лейтенантских погонах сидел со своей девушкой где-то, может, в чайной, и к ним там привязался пьяный мужик. Конфликт не получилось разрешить уговорами, тогда Соколов пригрозил пьяному кортиком и случайно нанёс рану. Она была неглубокой, но, к сожалению, пришлась в аорту, от чего тот скончался. И Соколова посадили.

А он был такой хороший и симпатичный парень, мы его все любили. Было очень жалко. Его девушка куда только не обращалась, ездила в Москву, была на приёме чуть ли не у Калинина, но всё-таки добилась, чтобы его освободили. Его восстановили в звании и отправили служить на Дальний Восток.

Г.В.: Как фронтовики учились, как себя вели?

В.Д.: По отношению к нам хорошо себя вели. Никакой заносчивости не было. В те времена вообще никакой заносчивости не было, кто старше, кто младше, хотя участники войны были орденоносцами. Мы их, конечно, уважали. Вот со мной Коля Изюмов учился, служил матросом на миноносце «Сообразительный». Он воевал, а мы пришли с гражданки.  А вообще, когда я пришёл потом уже в полк, у нас и Герои Советского Союза были.

Г.В.: Как Вы могли бы оценить данную вам в Училище подготовку с высоты прожитых лет?

В.Д.: Когда я пришёл в полк, меня уже никто не вывозил. Просто проконтролировали после отпуска, как положено. А дальше мы уже сами начали летать, и летали до той поры, пока не перешли на реактивные самолёты.

Г.В.: А сколько вас выпускалось в том году?

В.Д.: Около 100 экипажей, т.е. порядка 200 человек.

Г.В.: Какие ещё праздники отмечались в Училище? Как вы развлекались, проводили свободное время?

В.Д.: О нашем культурном уровне заботились. Устраивали культпоходы в театр, на концерты, у нас был свой клуб. Раз в месяц что-нибудь такое проводилось. Вот я помню, был на концерте Шульженко, да много артистов приглашали, и Николаевских, и приезжих.

А ещё приезжал к нам Вольф Мессинг, «ясновидящий», который был у Гитлера и был у Сталина, фокусы показывал, угадывал всякое. Такой маленький щупленький человек в сером костюмчике, ничего выдающегося на вид. Мы спросили его, как впервые проявились такие его способности: «Вот мама только собиралась попросить меня сходить за хлебом. А я уже знал, что мне надо в магазин идти. Без слов»… 

А ещё у нас была прекрасная библиотека. Я – книгочей, очень любил читать. И «100 грамм» нам по праздникам наливали, как положено. А ещё были преподаватели танцев. Нас этому учила актриса из Николаевского Драмтеатра, па-де-грас, вальс, танго и всё прочее. У нас была в Училище прекрасная танцплощадка, и танцевать мы любили.

Г.В.: А какое-то денежное содержание во время учёбы вам давалось, типа стипендии?

В.Д.: Да, 150 рублей на первом курсе, 200 на втором и 250 рублей на третьем курсе.

Г.В.: Питание на старших курсах было лучше?

В.Д.: Нет, одинаковое на всех курсах. И кормили нас вполне достаточно, неплохо кормили.

Г.В.: Ну, тогда ещё расскажите про ваш выпускной, чтобы закончить нам об Училище. 

В.Д.: Было это, по-моему, 5 ноября 1951 года. На построении начальник Училища курсантов вызывал по списку, вручал Удостоверение, погоны и кортик. Было общее построение Училища, всех курсов. А у нас был чудесный оркестр! Представляете, все три курса идут. Мы были в новенькой форме нарядные парадные. Весь Николаев высыпал на улицы приветствовать леваневцев. Потом банкет организовали, общались с преподавателями. А до этого были государственные экзамены...

Г.В.: Вы окончили Училище, а как провели отпуск и как попали уже в боевой полк?

В.Д.: Мы с Володей Лихачёвым договорились, что поедем вместе. У меня, как закончившего по 1-му разряду (с отличием), была возможность выбора. Я его спросил:
- Куда поедем?
- Поедем на Север, - так решили.

Г.В.: Почему именно Север? И какая была альтернатива? Какие-то конкретные части?

В.Д.: Да, куда хочешь, могли поехать. Четыре флота, выбирай любой. Но захотелось романтики Севера. Мы же выросли в такое время, когда вокруг говорили про папанинцев, челюскинцев, да и Леваневский погиб в Арктике, и всё такое…

Г.В.: Кстати, а что говорили в Училище про Леваневского? Висел ли где-то его портрет?

В.Д.: Нет, ничего про него не рассказывали, кроме того, что я узнавал из печати. И портрета его тоже не помню.

Г.В.: Вот, по правде, за что человек «героя» получил?..

В.Д.: Всё равно не понятно, почему его имя сняли с Училища? Поговаривали, что по одной из версий он улетел в Америку. Но это ерунда полная!

Г.В.: Я в этом не сомневаюсь. В тех обстоятельствах, в которых они оказались, было бы крайне удивительно, если бы они не погибли, а хоть куда-то вообще долетели…

В.Д.: Мы о Леваневском разговаривали с известным полярником, может, знаете, фамилия его Черевичный. Это уже когда я начал служить в 574-м полку, он на «Каталине» прилетал к нам и на Ягоднике садился...

Необыкновенная удача встретить двух однокашников из столь "лохматых" лет, обоих с превосходной памятью и неординарной судьбой.

Выше только фрагмент большого интервью с полковником Дударенко.
Позднее на ветке Северного флота опубликую весь текст с фотографиями.
Там будут рассказы о службе в нескольких полках МА СФ, об освоении ракетоносной техники, о гарнизонах и многих людях. Это действительно очень интересно!


Если будут какие-то вопросы, задавайте, нам есть у кого спросить, Слава Богу!
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Maestro

  • За высоту и красоту надо платить...
  • Форумчанин
  • *****
  • Сообщений: 6036
  • Пол: Мужской
    • E-mail
  • Год выпуска: 1986
Re: Авиационные Школы и Училища. История.
« Ответ #218 : 07 Января 2013, 21:30 »
Если будут какие-то вопросы, задавайте, нам есть у кого спросить, Слава Богу!
   У меня пока нашёлся один вопросик. Чтобы так хорошо всё помнить, очевидно, ветераны вели дневник или какие-то записи. Насколько я знаю, это, мягко говоря, не поощрялось. Также нельзя было фотографировать аэродром, самолёты и т.д., хотя иногда некоторые фотографии всё же "всплывают". Как этот запрет обходили, понимая, что карьера может закончиться, не начавшись?
Если выйдешь через эту дверь, то у тебя и воспоминаний не останется...

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • ******
  • Сообщений: 11166
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai
Re: Авиационные Школы и Училища. История.
« Ответ #219 : 07 Января 2013, 22:19 »
Нет, Вадик.

Просто это уникальные люди.  %3

Я разговаривала с ветеранами Великой Отечественной войны, они рассказывают без бумажки о каких-то событиях с невероятными подробностями. Недавно мне написал журналист, который помогает писать книгу воспоминаний Герою Советского Союза Шишкову Михаилу Фёдоровичу, ветерану легендарного 1-го Гв.МТАП. Вот они в книге современного исследователя прочитали описание одного из дней. И Шишков сделал замечание по книге: "В тот день у нас был не один, а два вылета". Попросили меня проверить по журналу боевых действий. И действительно, в книге описан один вылет, а их было два!!! Ты понимаешь, что этот день был в 1944 году, как это вообще можно помнить?!!! А у Шишкова, к сожалению, потерялась лётная книжка, и всё он рассказывает вообще по памяти!

Так же и Василий Иванович Минаков. Так же и Николай Петрович Цыганков. Иногда, конечно, годы берут своё. Не у всех такая уникальная память. Но мне кажется, что им специально столько отмеряно, чтобы они успели нам рассказать, что помнят и что знают.  %6



Дорогие ветераны Авиации!
Поздравляем вас с Новым годом и с Рождеством!

Если вы готовы поделиться своими воспоминаниями, пожалуйста, пишите, обращайтесь. Ваша память - наше достояние!

Спасибо вам за всё!!!
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Александр Белов

  • Всё выше,и выше,и выше..
  • Форумчанин
  • *****
  • Сообщений: 5130
  • Пол: Мужской
  • Белорецк
  • Год выпуска: 1980
Re: Авиационные Школы и Училища. История.
« Ответ #220 : 08 Января 2013, 06:05 »
   У меня пока нашёлся один вопросик. Чтобы так хорошо всё помнить, очевидно, ветераны вели дневник или какие-то записи. Насколько я знаю, это, мягко говоря, не поощрялось. Также нельзя было фотографировать аэродром, самолёты и т.д., хотя иногда некоторые фотографии всё же "всплывают". Как этот запрет обходили, понимая, что карьера может закончиться, не начавшись?
А что там такого, чтобы можно не запомнить? Вадим, в рассказах и интервью есть повторения, причём в рассказе не помню ©...а в интервью вспоминается: из-за леса, из-за сада вылезает Пересада ©..
________
Ветераны ВОВ в частых встречах с молодёжью в советские времена "укрепляли" свою память востребованными рассказами.
С уважением, Александр Белов

Оффлайн Maestro

  • За высоту и красоту надо платить...
  • Форумчанин
  • *****
  • Сообщений: 6036
  • Пол: Мужской
    • E-mail
  • Год выпуска: 1986
Re: Авиационные Школы и Училища. История.
« Ответ #221 : 08 Января 2013, 09:49 »
А что там такого, чтобы можно не запомнить? Вадим, в рассказах и интервью есть повторения, причём в рассказе не помню ©...а в интервью вспоминается: из-за леса, из-за сада вылезает Пересада ©..
     По-моему, про Пересада говорили оба, причём Дударенко даже вспомнил продолжение этой поговорки ???
     Меня приятно удивило, что они всё вспоминают до мельчайших подробностей. Наверное, только я могу забывать то, что мне сейчас не надо или больше вообще не пригодится. Либо раньше методика подготовки отличалась от нынешней, потому и через 100 лет всё вспомнят? Вроде бы и техника, с точки зрения нынешнего развития, была проще, однако ребята помнят названия блоков и разных приборов до сих пор. Я добросовестно учил МиГ-31 в Савастлейке, но за 20 лет в памяти осталось только название самолёта...
     
Если выйдешь через эту дверь, то у тебя и воспоминаний не останется...

Оффлайн Александр Белов

  • Всё выше,и выше,и выше..
  • Форумчанин
  • *****
  • Сообщений: 5130
  • Пол: Мужской
  • Белорецк
  • Год выпуска: 1980
Re: Авиационные Школы и Училища. История.
« Ответ #222 : 08 Января 2013, 11:28 »
     По-моему, про Пересада говорили оба, причём Дударенко даже вспомнил продолжение этой поговорки ???
     Меня приятно удивило, что они всё вспоминают до мельчайших подробностей. Наверное, только я могу забывать то, что мне сейчас не надо или больше вообще не пригодится. Либо раньше методика подготовки отличалась от нынешней, потому и через 100 лет всё вспомнят? Вроде бы и техника, с точки зрения нынешнего развития, была проще, однако ребята помнят названия блоков и разных приборов до сих пор. Я добросовестно учил МиГ-31 в Савастлейке, но за 20 лет в памяти осталось только название самолёта...
   
Именно.. а вот "крючок" помнят оба..(я написал это как в рассказе, так и интервью). То есть то, что в память врезается.. у каждого был начальник ПДС, который также говорил про боязнь прыжка с парашютом, только другими словами..
___________
В моей памяти очень много эпизодов с "деталировкой" ... вот лет ещё мало..  :D
С уважением, Александр Белов

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • ******
  • Сообщений: 11166
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai
Re: Авиационные Школы и Училища. История.
« Ответ #223 : 08 Января 2013, 14:28 »
Ветераны ВОВ в частых встречах с молодёжью в советские времена "укрепляли" свою память востребованными рассказами.

Саня, фокус в том, что ни тот, ни другой в Училище больше не приезжали. И оба - люди не публичные, скромные труженики авиации, не выступавшие с трибун. Не брали у них интервью, в том и дело.

А на счёт Шишкова, так дело в том, что первый вылет того дня был совершенно ничем не примечательный. Просто слетали на разведку, и всё. Потому современный хроникёр этот вылет не описал. А Дед вспомнил.

Я много говорю с ветеранами, далеко не у всех такая память. Хотя согласна, что многие помнят хорошо, т.к. часто рассказывали, выучили уже. Тем интереснее интервью, а не доклад, я спрашиваю многое, о чём обычно не говорят "свадебные генералы". Именно в этом фишка таких интервью. Ни один "газетный" корреспондент не будет расспрашивать, сколько было самолётов Ту-2 на учебном аэродроме, как выглядели бетонные плиты аэродрома какого-нибудь Лахта в 1953 году, или где находился туалет в Скадовске в 1944 году. 100%. Отвечаю, никто. А я спрашиваю, мне отвечают, интересно же. А эти люди видели десятки аэродромов, которые у них "мелькали", как в калейдоскопе.  ;D %4 %6

Идея!

Саша, я у тебя возьму интервью!

Согласен?!  %3 %3 %3
« Крайнее редактирование: 08 Января 2013, 14:31 от Samurai »
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Александр Белов

  • Всё выше,и выше,и выше..
  • Форумчанин
  • *****
  • Сообщений: 5130
  • Пол: Мужской
  • Белорецк
  • Год выпуска: 1980
Re: Авиационные Школы и Училища. История.
« Ответ #224 : 08 Января 2013, 14:40 »
Саня, фокус в том, что ни тот, ни другой в Училище больше не приезжали. И оба - люди не публичные, скромные труженики авиации, не выступавшие с трибун. Не брали у них интервью, в том и дело.

-------------
Идея!

Саша, я у тебя возьму интервью!

Согласен?!  %3 %3 %3
Я про ветеранов ВОВ..
____________
.. а интервью возьмёшь.. расскажу о поступлении в училище, начиная с приписной комиссии...так называлась у нас первая комиссия при военкомате..хотя могу с четвёртого класса.. или с кирзовых сапог 27 размера.. :D
С уважением, Александр Белов

 


Статистика посещений Карты посещений сайта