Автор Тема: Авиационные Школы и Училища. История.  (Прочитано 182800 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • ******
  • Сообщений: 11166
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai
Кому, как не нам, наследникам Первой в России Офицерской Школы Морской Авиации, говорить о военно- авиационном образовании?!   %3 %3 %3

В первую очередь будем вспоминать о своей Истории.   %32 %6
Она у нас исключительно богатая!!!
Началась 28 июля 1915 года на берегу Финского залива, когда на Дамбе Гутуевского острова была торжественно открыта ОШМА. Начало этой Истории положено на Архивном форуме:
Что мы знаем о "морской авиации" ?

Хотя Военно- морская Авиация в России появилась раньше, и к моменту открытия нашей Школы Морские Лётчики уже вовсю работали на Театрах Великой войны, но именно нашей Школе предстояло стать Первым специальным учебным заведением, готовившим лётчиков, механиков, наблюдатей и разных других специалистов, способных работать на и над морем!

Это было совершенно удивительное время!!!
Благодаря фантастическим Архивам наших выпускников, мы можем увидеть многое своими глазами! На Архивном форуме начата публикация снимков из Альбома В.Л.Корвин- Кербера
"Забытый дивизион" или жизнь и судьбы Корвин- Керберов.
Здесь мы предполагаем продолжить рассказ о судьбах наших выпускников, неотрывно связанных с судьбой Отечественной Авиации. Некоторым из них будут посвящены отдельные темы.

Пусть эта тема станет скромным вкладом в Историю и послужит Памяти былой Славы ВВС и Морской Авиации России!  %26 %26 %26
« Крайнее редактирование: 30 Сентября 2012, 18:11 от Samurai »
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • ******
  • Сообщений: 11166
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai
Re: Авиационные Школы и Училища. История.
« Ответ #1 : 16 Января 2010, 19:41 »
Подготовка кадров для авиации ВМФ в годы Великой Отчественной войны
Автор: Полковник Василий ГЕРАСИМОВ, кандидат исторических наук.


В годы Великой Отечественной войны в Советском Военно-Морском Флоте была создана система подготовки авиационных кадров.
 
А начиналось все с образования на рубеже 1937-1938 гг. народного комиссариата ВМФ, когда в состав Военно-Морского Флота была передана Ейская военная школа морских летчиков и летнабов ВВС РККА - единственное из учебных заведений, готовивших летчиков на гидросамолетах, преобразованное после передачи флоту в Ейское военно-морское авиационное училище (ВМАУ) имени И.В. Сталина.

Вслед за Ейским ВМАУ в состав ВМФ в 1938 году из Военно-Воздушных Сил Рабоче-Крестьянской Красной Армии была передана 3-я Военная школа авиационных техников, переименованная в Молотовское военно-морское авиационно-техническое училище (ВМАТУ) имени В.М. Молотова. В том же году Военно-Морскому Флоту была передана Николаевская школа морских летчиков Главсевморпути имени С.А. Леваневского, переименованная в Военно-морское авиационное училище в городе Николаеве.

Таким образом, к началу Великой Отечественной войны летные и технические кадры для морской авиации готовились в трех училищах - Ейском ВМАУ, Николаевском ВМАУ и Молотовском ВМАТУ. Кроме этого, подготовка летного состава велась и в трех запасных авиационных эскадрильях, с началом войны преобразованных в запасные авиационные полки.

С началом ведения военных действий на советско-германском фронте возникла необходимость перебазирования военно-морских авиационных училищ в тыл, подальше от линии фронта. Вывод училища из Николаева начал осуществляться в Бердянск, но из-за быстро меняющейся обстановки на фронте, еще до прибытия последних эшелонов из Николаева, училище начало перебазироваться на станцию Безенчук, находившуюся в 68 км от Куйбышева. Новое место базирования вначале разочаровало многих, это была маленькая железнодорожная станция, вблизи которой не было промышленных предприятий и крупных населенных пунктов. Но вскоре началось строительство военного городка, аэродромов, и личный состав училища взялся за преодоление выпавших на его долю трудностей.

При этом практически сразу по прибытии к новому месту дислокации в училище начался учебный процесс, так как необходимо было в сокращенные сроки обучения готовить для Военно-Воздушных Сил флотов авиационные кадры. Для достижения этой цели были сокращены учебные программы по теоретическим дисциплинам, а рабочий день увеличился до 12 часов. С сентября 1942 года инструкторско-преподавательский состав училища стал направляться на стажировку в строевые авиационные части ВВС Балтийского, Северного и Черноморского флотов, в ходе которой постоянный состав военного учебного заведения выполнял не менее 10 боевых вылетов.

Ейское военно-морское авиационное училище в сентябре 1941 года по той же причине, что и Николаевское ВМАУ, эвакуировалось в Моздок, где оно функционировало почти год. Летом 1942 года в связи с изменением обстановки на фронте началось перебазирование училища в село Борское Куйбышевской области, которое было успешно завершено 15 ноября 1942 года. В этой ситуации Ейское училище на новом месте базирования в Куйбышевской области столкнулось с такими же трудностями, как ранее и Николаевское. Вновь пришлось отстраивать служебный и жилой фонды, создавать аэродромы. Вскоре в училище начала осуществляться бесперебойная подготовка авиационных кадров для действующих флотов.
В 1941 году была осуществлена первая попытка наращивания учебной сети морской авиации. В августе 1941 года на острове в районе Астрахани было сформировано Военно-морское авиационное училище морских пилотов (ВМАУМП), которое в дальнейшем было перебазировано в Азербайджан в село Али-Байрамлы. В августе 1942 года ВМАУМП было переформировано в 22-й авиационный полк, который вошел в боевой состав военно-воздушных сил Северного флота.

В ходе Великой Отечественной войны летно-технический состав ВВС флотов начал также проходить подготовку на командном, штабном и тыловом отделениях открывшихся Курсов усовершенствования начальствующего состава ВВС ВМФ.

В апреле 1943 года в Саранске на базе 1-го запасного авиационного полка образовали 3-е Военно-морское авиационное училище, готовившее летные кадры для штурмовой и истребительной авиации. После перебазирования 3-го ВМАУ в феврале 1944 года в Таганрог училище перепрофилировали на подготовку летчиков-штурмовиков для самолетов ИЛ-2 и ИЛ-10.

На базе 3-го запасного авиационного полка в феврале 1944 года в Адлере сформировали еще одно новое училище. Вновь созданное училище вошло в историю отечественной морской авиации как 4-е ВМАУ.

В ходе создания новых военно-морских авиационных училищ одновременно начало осуществляться возвращение Ейского и Николаевского училищ на прежние, довоенные места базирования.

С октября 1943 по май 1944 гг. в Ейск было полностью возвращено Ейское военно-морское авиационное училище имени И.В. Сталина. В 1944 году в города Николаев и Херсон было перебазировано Военно-морское авиационное училище имени С.А. Леваневского. В этот период особый организаторский талант проявил назначенный на должность начальника Николаевского училища генерал-майор авиации И.В. Шарапов. Наладив тесные связи с местными властями и производственными организациями, он в кратчайшие сроки осуществил реконструкцию главного учебного корпуса училища, восстановил Дом офицеров, отстроил новый стадион, обустроил места базирования учебных летных подразделений.

За годы войны Ейское училище подготовило для военно-воздушных сил флотов 3517 летчиков и 157 штурманов, 392 авиационных техника и несколько сот авиамехаников, мотористов и радистов. Свыше 100 выпускников училища разных лет стали Героями Советского Союза, а Алексей Ефимович Мазуренко, Василий Иванович Раков, Нельсон Георгиевич Степанян и Николай Васильевич Челноков были удостоены этого звания дважды.
24 июля 1943 года за выдающиеся заслуги перед Родиной в деле подготовки кадров для ВВС Военно-Морского Флота Ейское военно-морское авиационное училище имени И.В. Сталина было награждено орденом Ленина.

Николаевское ВМАУ имени С.А. Леваневского за первый год войны выпустило 418 авиаторов, за второй год - 469, за третий - 852. За неполный четвертый год войны училище окончили 905 человек летного состава. 25 выпускников училища стали Героями Советского Союза.
Таким образом, в годы Великой Отечественной войны основной вклад в дело подготовки кадров для отечественной морской авиации внесли два училища - Ейское и Николаевское.
Всего летными и техническими училищами, запасными полками и школами первоначального обучения в годы войны были подготовлены для фронта 6139 летчиков всех родов морской авиации и 1418 штурманов.

Созданная в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. система подготовки летных и технических кадров для авиации Военно-Морского Флота надежно функционировала и имела решающее значение для бесперебойного комплектования боевых частей авиации флота и восполнения боевых потерь.
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • ******
  • Сообщений: 11166
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai
Re: Авиационные Школы и Училища. История.
« Ответ #2 : 17 Января 2010, 16:30 »
Несомненно, Одесса- в числе родительниц Российской Авиации. И хотя теперь это другая страна,  но мы всегда будем помнить Российскую Одессу, хотя бы потому, что оттуда легендарный Российский лётчик №2 Сергей Уточкин!

Первый раз он поднялся в воздух на самолёте 31 марта 1910 года на биплане Фармана, а в 1911 году во многом благодаря ему в Одессе была открыта частная Школа лётчиков. В первые годы ХХ века в Одессе  был открыт «Одесский Аэроклуб». Личным распоряжением Императора Николая II Одесскому Аэроклубу был отведен участок земли, на котором со временем была создана летная школа, а позже размещен аэродром, получивший название «Школьный».  Об Уточкине мы вспоминали тут http://forum.evvaul.com/index.php?topic=872.10

Первая Мировая война здорово перевернула, перекрутила всё в России. Но Морской Авиации никак нельзя было без Чёрного моря. И после Гражданской войны здесь возрождаются Школы Морских Лётчиков. В Архиве В.Л.Корвин- Кербера нашлась фотография Первого выпуска Одесской Школы Морских Лётчиков- Наблюдателей!





Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • ******
  • Сообщений: 11166
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai
Re: Авиационные Школы и Училища. История.
« Ответ #3 : 17 Января 2010, 16:40 »


Школа военно- морской авиационной разведки в г. Одесса!
Первый выпуск!

1. Начальник Школы Гусаковский
2. Зав. Морским классом (неразборчиво)
3. Комиссар Школы Наумов

Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Влaдимир

Re: Авиационные Школы и Училища. История.
« Ответ #4 : 17 Января 2010, 16:44 »
Цитировать
Личным распоряжением Императора Николая II Одесскому Аэроклубу был отведен участок земли, на котором со временем была создана летная школа, а позже размещен аэродром, получивший название «Школьный». 


В Одессе рядом с теми землями вырос микрорайон и называют его "Школьный"

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • ******
  • Сообщений: 11166
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai
Re: Авиационные Школы и Училища. История.
« Ответ #5 : 17 Января 2010, 17:04 »
Первые выпускники:

Ф.Евдокимов, С.Качурин, Б.Троицкий, А.Петров, А.Петеран, М.Меньшиков, М.Фохт



В.Майоров, С.Каролинский, А.Стумбур, Н.Рогов, Н.Гурейкин, Г.Страубе, А.Суше



Фото неважного качества, потому отдельные портреты выпускников не стала делать.  Но фамилии сохранились, а на некоторых есть пометка, на какой флот они отправились "Б." или "Ч.". Один из выпускников погиб в июле 24 года, как следует из надписи и крестика.


Прошу публикацию этого материала считать подарком
нашему дорогому Админу по случаю переезда форума!


От В.Л.Корвин- Кербера со товарищи и от меня.  %11 %1


И до кучи:  :D :D :D

Цитировать
Кстати, у летчиков знаменитой эскадрильи, которые послужили прототипами для героев фильма «В бой идут одни старики», «коронной» песней в их военном ансамбле была вовсе не «Смуглянка», а именно «С одесского кичмана». Узнав об этом, певец подарил им приобретенный на свои средства истребитель «Леонид Утесов».

http://www.a-pesni.golosa.info/dvor/sodesskogo.htm
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Split

Re: Авиационные Школы и Училища. История.
« Ответ #6 : 17 Января 2010, 19:43 »
1. Начальник Школы Гусаковский



Материал замечательный, Галя!!! Вот только на снимках убрать бы RGB (изобр.- режим-градации серого)... Согласись, смотрится лучше.
Свою пробу поместил исключительно для того чтобы самому убедится. После прочтения этот пост подлежит удалению.

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • ******
  • Сообщений: 11166
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai
Re: Авиационные Школы и Училища. История.
« Ответ #7 : 17 Января 2010, 20:34 »
Володя, у меня ждут свой очереди к публикации сотни бесценных фотографий и десятки бесценных уникальных статей. Реально бесценных! Некоторые из них не были опубликованы ещё никогда!  %22

Если ты, или кто- то другой готов оказать посильную помощь в обработке снимков, я готова делиться "работой" по мере необходимости.   %56

Что касается этой фотографии и её фрагментов, я их слегка обработала. Но радикального улучшения качества тут не добьёшься, даже при тщательной и длительной работе имеющимися в моём распоряжении средствами. Узнаваемость портрета от произведённой тобой реставрации на мой взгляд не увеличилась, разве что трещины заделаны. А обесцвечивание, которым я довольно часто пользуюсь, в данном случае не помогает, наоборот зёрна вылазят более явно. В естественном виде свет и тени более мягкие.

Слава Богу, никто не замечает, сколько я заделала "драных" щёк, "выбитых" глаз, "потёртых" шей и пр., когда это было важно для образа. Но это всё требует времени... очень много времени. Целесообразно ли расходовать его при минимальных результатах?  %7  %41

Я думаю, что гораздо важнее найти стОящий информационный материал по этой Школе. Я пыталась полистать и- нет, ничего вразумительного не попалось. Да и по товарищу Гусаковскому стоило бы поискать информацию. 2/3 из комсостава того времени так или иначе пострадали потом от репрессий. О многих не сохранилось почти никаких свидетельств. Вот задача!  %6  %3 %3 %3

Может у наших одесситов что- то есть?!

PS: Если бы нашлась Биография Гусаковского и иже с ним, но эти портреты оказались единственными, тогда для публикации можно было подреставрировать тщательно. А пока что надеюсь, что у наших исторических разделов будет появляться больше читателей. А если ещё и корреспондентов... то буду просто счастлива!  %3 %3 %3
« Крайнее редактирование: 17 Января 2010, 20:44 от SAMURAI »
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Планер

  • Гость
Уважаемая Галина Эдуардовна. Потихоньку будем размещать вото со ссылками на радикал. Если что-то не будет так, как надо я в потса буду просить это удалить и сделаю новые ссылки.

« Крайнее редактирование: 16 Мая 2010, 17:18 от SAMURAI »

Планер

  • Гость


1935 год переподготовка Гатчина
« Крайнее редактирование: 16 Мая 2010, 17:21 от SAMURAI »

Планер

  • Гость

подпись под снимком "Гатчина 12 авиационный отряд 1928 года"

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • ******
  • Сообщений: 11166
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai
Гатчина- маленький городок под Питером, который имел счастье стать Родиной военной Авиации России! Хотя большинство в первую очередь отождествляет Историю Гатчины с дворцом Павла I.

Цитировать
К осени 1909 года /воздухоплавательный- прим./ парк получил разрешение от Министерства императорского двора на устройство аэродрома для испытаний и полетов аэропланов.

Вскоре на отведенном участке были построены два ангара, и 22 сентября в них разместили для достройки аэропланы, которые строились в парке на Волковом поле...

Аэродром фактически принадлежал временному отделу Офицерской воздухоплавательной школы, который сначала существовал на правах подразделения офицерской школы.

Официально аэродром был открыт только 26 марта 1911 года, и возглавил его штабс-капитан Г.Г. Горшков.

в д.Силози близ Гатчины

http://www.gorod.gatchina.biz/dll_9102601

Именно в Гатчине была создана первая офицерская школа лётчиков, которую вскоре перевели в Севастополь, и которой предстояло стать Качей. Но уже в начале войны в 1914 году тут появляется новая школа лётчиков.

Это вот авиационное сердце Гатчины!

Тут и сейчас отлично видно аэродром!
Он очень близко к дворцовому ансамблю.

Вот тут у меня небольшой Альбом фотографий Гатчины. Аэродром пока не снимала, но сделаю обязательно!  http://photofile.ru/users/oshma/115720949/

За Зданием кавалерского корпуса, в котором сейчас Архив ВМФ МО, ранее находилась авиационно- техническая часть.  Здесь и теперь какая- то военная часть. Все места под Петербургом, а Гатчина "от рождения" весьма милитаризованы. Везде были военные части и училища, а летом лагеря разных полков.

Правда многое из старинного наследия находится в плачевном состоянии.





Вполне авиационный кот. Бегает как раз на территории бывших технических служб Авиации. Постараюсь выяснить, какие конкретно здания принадлежали частям, школам и училищам.
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Планер

  • Гость
Не этот ли кот-перехвартчик?

Дмитрий Елизаров

  • Гость
Галю, Вы нарываетесь на...ээээээээ....харакири с моей стороны. Сердце авиации НЕ МОЖЕТ быть маленьким, вот.........
Кроме того, вот тут чуток южнее этого аэродрома(в центре красного кружка) есть дом, в котором прошло моё детство, отрочество и немного юности....
Поэтому можем констатировать факт, что я вырос в СЕРДЦЕ авиации. Ну, вот поэтому и имею к ней некоторое отношение. А по тем старым шестиугольным бетонным плитам я гонял на мопеде и мотороллере.............. %3 %3 %3 %3 %33 %33 %33

« Крайнее редактирование: 16 Мая 2010, 19:01 от Дмитрий Елизаров »

Дмитрий Елизаров

  • Гость
Вот же, бляха-муха, разволновался и забыл втюхать фото, мать его...... %30 %30


 


Статистика посещений Карты посещений сайта