Павел, внимание наших форумчан не отвлечь ничем!
Поэтому я настаиваю, если Вы не против, изложите историю 1- го гидродивизиона и других частей ВВС Балтийского моря, имеющих непосредственное отношение к Школам Морской Авиации в период хотя бы до 1922- 23 года.
Галя, я размещаю собраный мной материал по истребительным отрядам ВСБМ. Очень хочется, что бы откликнулись те, кто может сказать что-либо конструктивное по этому поводу.:
1-й морской истребительный авиационный отряд Воздушного флота Балтийского моря(1-й истребительный морской авиационный отряд ВВС БФ)
Это авиационное подразделение может по-праву считаться одним из старейших истребительных отрядов Морской Авиации.
В мае 1918г. в Красном Селе на базе Морской школы воздушного боя был сформирован 1-й морской истребительный авиационный отряд, предназначенный для отправки на Северный фронт. Всего в отряде было 11 человек, из них трое летчиков, матчасть – три самолета «Ньюпор-17». Для укомплектования отряда авиационной техникой на станции Сухона близ Вологды из скопившихся там запасов было выбрано 4 самолетов (2 «Сопвич» и 2 «Ньюпора»).
В июне 1918г. 1-й миао был перебазирован из Петрограда на Север. Его подразделения разместились в Котласе. Там он участвовал в боях против Славяно-Британского корпуса.
В октябре 1918г. 1-й миао вместе со 2-й миао, Беломорским и Камским (Кемским?) гидроавиаотрядами вошел в состав Северного морского воздушного дивизиона.
18.06.1919г. 1-й миао был отведен в тыл на переформирование.
19.08.1919г. начальник 1-го миао Н. Яковицкий на самолете «Ньюпор-10» перелетел к белым.
25 августа 1919г., с окончанием боев на Севере, 1-й миао был направлен в Новый Петргоф . Осенью того же года авиаотряд участвовал в боях с войсками генерала Н. Юденича под Петроградом.
В марте 1921г. личный состав 1-го миао участвовал в подавлении Кронштадтского восстания.
В декабре 1921г. управление истребительного авиационного дивизиона в Новом Петергофе и 2-й миао были расформированы. Личный состав и авиационная техника были обращены на комплектование остающегося 1-го миао.
В 1923г. на вооружение авиаотряда поступили итальянские истребители Ансальдо «Балилла» А.1. Они оставались в боевом составе вплоть до 1928г.
В 1924г. отряд был переименован в 1-й истребительный морской авиационный отряд ВВС БФ.
В 1926г. 1-й имао был переименован в 46 отдельный истребительный авиационный отряд. Место дислокации отряда осталось неизменным - Новый Петергоф.
Начальник отряда - Н. Я. Яковицкий (май 1918г. –август 1919г.). Н. Н. Евлампиев (с ноября 1919г.).
2-й морской истребительный авиационный отряд Воздушного флота Балтийского моряК лету 1918г. в Красном Селе на базе Морской школы воздушного боя был сформировн 2-й морской истребительный авиационный отряд. На вооружение отряд получил 4 истребителя (2 «Сопвич» и 2 «Ньюпор»).
В июне 1918г. 2-й миао вслед за 1-м миао перебазировался из-под Петрограда на Север. Его подразделения разместились в Плесецкой и Вологде. Там отряд участвовал в боях против Славяно-Британского корпуса.
В октябре 1918г. 2-й миао вместе с 1-м миао, Беломорским и Камским (Кемским) гидроавиаотрядами вошел во вновь сформированный Северный морской воздушный дивизион.
25 августа 1919г., с окончанием боев на Севере, 2-й миао был направлен в Новый Петргоф. Его пытались привлечь для обеспечения ПВО Кронштадта, но это не увенчалось успехом.
Осенью того же года 2-й авиаотряд участвовал в боях с войсками генерала Н. Юденича под Петроградом.
В марте 1921г. личный состав 2-го миао участвовал в подавлении Кронштадтского восстания.
В декабре 1921г. 2-й миао был расформирован. Его личный состав и авиатехника были обращены на укомплектование 1-го миао.
Начальники отряда: Берисневич (июнь-август 1918г.), Б. А. Щепотьев (август 1918г. - февраль 1919г.), Б. Ф. Копытовский (август 1919г.)
3-й морской истребительный авиационный отряд Воздушного флота Балтийского моря
(Саратовский авиационный отряд,
3-й Социалистический авиационный отряд)Дата формирования отряда требует уточнения. По имеемым данным еще в декабре 1917г. из состава Красносельской Морской школы воздушного боя был выделен 3-й Социалистический авиационный отряд под командованием военморлета С. Э. Столярского. В этом случае вызывает удивление, что 1-й и 2-й миао ВФБМ получили свои номера на полгода позже.
В январе 1918г. этот отряд поддерживал наступление красных войск в Донбассе.
К весне 1918г. 3-й оао, вооруженный несколькими самолетами «Лебедь-XII», был перебазирован на Балтику в район Нарвы и Ревеля. Там этот отряд именовался Саратовским авиаотрядом. (Предположительно именно он и носил наименование 3-й морской истребительный авиационный отряд).
В первой половине 1919г. Саратовский истребительный авиационный отряд (3 самолета «Ньюпор», а так же 2 самолета «Лебедь-XII») вошел в состав Волжского авиационного дивизиона, воюющего на Сарапульском и Уфимском направлениях против войск адмирала А. В. Колчака.
Начальник отряда - С. Э Столярский (декабрь 1917г. - 1919г.).
А, вот это, по вновь открывшимся данным от Гиксы:4-й морской истребительный авиационный отряд Воздушного флота Балтийского моряВопрос существования этого авиаотряда требует дополнительных исследований.
По воспоминаниям воеморлета Людвига Ивановича Гиксы в августе 1919г. в составе Воздушной бригады Балтийского моря имелся 4-й морской истребительный авиационный отряд. Этот отряд вооруженный самолетами «Ньюпор» базировался на Аэр. Новый Петергоф.
Командирам 4-го миао был Н. И. Евлампиев, сформировавший отряд в Красносельской Школе Воздушного боя в ноябре декабре 1918г.
После завершения формирования отряд был отправлен на Нарвский фронт. В его составе были морлёты С. Г. Козлов, И. О. Куркевич, Л. И. Гикса, В. В. Петров, Н. Н. Леонтьев и С. В. Гиршфельд.
После первого наступления войск генерала Юденича весной 1919г. 4-й миао был перебазирован в Новый Петергоф, где и оставался до осени того же года.
Дальнейшая судьба отряда требует уточнения.