1933г.
2 марта 1933г. катастрофа самолёта Р-6.
Лётчик погиб.
9 мая 1933г. катастрофа самолёта Р-5, лётчик - заслуженный летчик СССР, лётчик-испытатель Волковойнов М.А..
Летчик погиб при выполнении испытательного полета.
12 июля 1933г. катастрофа самолёта Савойя-55.
Подробностей нет.
11 октября 1933г. катастрофа самолёта И-5.
Лётчик погиб.
5 сентября 1933г. катастрофа самолёта АНТ-7, КЭ Дорфман И.М.
Экипаж выполнял перелёт в Крым. На борту находились высшие руководители авиапрома и ГВФ СССР. Через несколько минут после взлёта самолёт в условиях сильного тумана зацепился колесами за канат любительской антенны, укрепленной на высоких шестах, затем задел элероном левой плоскости за верхушку высокой ветлы. Левая консоль крыла отвалилась, самолет носовой частью ударился о землю южнее Подольска около ст.Лопасня и рассыпался. Погибло 8 человек.
Предположительная причина: лётчик выполнял визуальный полёт в условиях недостаточной видимости и не справился с управлением.
Это был единственный опытный экземпляр, переделанный из устаревшего разведчика Р-6. На самолёте убрали все вооружение, в фюзеляже разместили 8 кресел для пассажиров и установили дополнительные баки с бензином. Самолет не был оборудован приборами для полетов ночью и в СМУ.
Сталин, отдыхавший в это время в Сочи, выдал свои рекомендации Кагановичу Л.: "Надо запретить под страхом исключения из партии полеты ответработников-нелетчиков, без разрешения ЦК. Надо строжайше проводить в жизнь запрещение и обязательно исключать провинившихся, невзирая на лица".
Политбюро срочно составило и утвердило у Сталина список постов, обладатели которых лишались права свободного полета — от членов ЦК до начальников главных управлений наркоматов. Чуть позднее подготовили и обширный список мероприятий, которые должны были обеспечить безопасность полетов. Так, в СССР ввели ежегодную проверку квалификации летчиков, чего прежде не делалось. Авиапром обязали комплектовать каждый самолет всеми приборами, необходимыми для полетов в СМУ, а всем авиапредприятиям запретили переделывать cамолёты по собственным проектам. Тем же постановлением категорически запрещалось перевозить пассажиров на неиспытанных полностью самолетах, но главное - в стране появились навигационная, метеорологическая и штурманская службы, а также обязательное оснащение высоких объектов, таких как радиоантенны, сигнальными огнями. Произошедшая катастрофа также ускорила создание Воздушного кодекса.
21 ноября 1933г. катастрофа самолёта "Калинин" К-7, КВС лётчик-испытатель Снегирёв М.А.
Экипаж выполнял полёт по программе лётных испытаний. На борту находились 5 членов экипажа и 15 инженеров испытательной бригады. Задание предусматривало после взлета и набора высоты 1000м полет к мерному километру, над которым надо было снизиться до высоты 100м и трижды пройти расчетную базу с максимальной скоростью. При заходе за мерный километр КВС вывел обороты всех 7 двигателей на полный газ. Возникла вибрация хвостовых ферм, вследствие чего произошёл разрыв нижнего лонжерона левой хвостовой балки. Разошедшиеся концы лонжерона защемили управление рулем высоты, и самолёт из снижения уже не вышел, столкнувшись с землёй с углом пикирования 30-40° и нарастающим левым креном в районе г.Харькова. Погибло 4 члена экипажа и 11 инженеров, всего 15 человек.
Для расследования причин ЛП было организовано несколько компетентных комиссий, в которых участвовали самые видные авиационные специалисты страны. Выводы предполагали, что источником вибрации являлись серворули при некоторых режимах работы седьмого двигателя. Но эту причину документально подтвердить не удалось. И только несколько лет спустя М. В. Келдыш нашел выход в борьбе с флаттером - необходима весовая балансировка pyлей. Но тогда этого еще не знали.
Рассмотрев выводы, специалистам, не обнаруживших никаких ошибок в расчетах и конструкции самолета, решением начальника ГУАП Калинину поручили в срочном порядке приступить к строительству двух (пассажирский и военный) вариантов К-7 со сроком их вывода в 1935 году. А для их изготовления КБ А. Калинина получило новую производственную базу - Воронежский авиационный завод. Изменившиеся взгляды руководства отечественной авиации на строительство крупных самолетов не позволили коллективу завершить paботы над К-7. Самолеты были законсервированы, причем один из них был готов наполовину.
Это был единственный построенный экземпляр. Самолет К-7 вошел в историю мировой авиации как смелый шаг, поскольку подобных самолетов в то время не существовало ни в одной стране мира.
1934г.
30 января 1934г. катастрофа стратостата "Осоавиахим-1".
Стратостат впервые в мире достиг высоты 22000м. Однако при спуске потерпел крушение.
Комисия по разбору выяснила, что причиной ЛП стала повышенная Vy снижения вследствие излишнего выпуска закаченного газа и заедания клапана стравливания, что привело к разрыву строп, крепящих гондолу, из-за чрезмерных перегрузок. 3 члена экипажа погибли.
15 апреля 1934г. катастрофа самолёта МДР-4 (АНТ-27), лётчик-испытатель Волынский А.А.
Экипаж, в состав которого вошли 3 ведущих инженера КБ Туполева, проводил испытания первого построенного образца летающей лодки. При выполнении взлёта и выхода на редан самолёт столкнулся с волной, взмыл, ударился о следующую волну, разрушился и затонул. 4 члена экипажа погибли.
Из воспоминаний авиаконструктора Туполева А.Н.: "С моря шла небольшая накатная волна, но в нашей бухте она не чувствовалась. Мы на катере пошли вперед к месту отрыва, хотелось взглянуть, как машина будет выходить на редан. На МДР запустили двигатели, и лодка начала разгоняться. А надо сказать, в те годы многие пилоты летали на тяжелых морских самолетах «Дорнье-Валь». И была у них одна особенность - тяжело отрывались от воды. Чтобы облегчить взлет, морлеты придумали раскачивать машину, вроде она легче отрывается. Гляжу, они уже у выхода из бухты начали раскачивать и МДР. Я вскочил, кричу, руками размахиваю - прекратите! Да разве услышат? Когда машина с хорошей скоростью вышла из бухты, ее стало бить о волны. Ударившись о первую, она взмыла, а затем со страшной силой врезалась в следующую. Подкосы среднего мотора не выдержали чудовищного удара, переломились, он рухнул на кабину и убил обоих летчиков".
27 июля 1934г. катастрофа самолёта ТБ-3, КЭ Толков П.С.
Экипаж, 10 человек, погиб.
4 сентября 1934г. катастрофа самолёта МБР-4, КЭ Андреев В.А.
Экипаж, 3 человека, погиб.
1935г.
1 февраля 1935г. катастрофа самолёта МБР-4.
В катастрофе погиб лётчик-инструктор Журавлёв Н.Д. Других подробностей нет.
2 мая 1935г. катастрофа самолёта И-5, лётчик Скоробогатов.
Лётчик погиб.
18 мая 1935г. катастрофа двух самолётов АНТ-20 «Максим Горький», КВС Михеев И., и И-5, лётчик-испытатель Благин Н.П.
В районе Центрального аэродрома Москвы (посёлок Сокол) истребитель столкнулся с выполнявшим демонстрационный полёт с передовиками производства восьмимоторным АНТ-20. Погибло 11 членов экипажа и 50 пассажиров - ударников из инженеров, техников и рабочих ЦАГИ и членов их семей, всего 61 человек, а также лётчик самолёта И-5 и 2 человека на земле. Общее количество погибших - 64 человека.
Причина: ошибка летчика-истребителя в технике пилотирования, выполнявшего фигуры сложного пилотажа вокруг АНТ-20.
Благину Н.П. была поставлена задача руководством ЦАГИ выполнить пилотаж вокруг АНТ-20 для киносъёмки в рекламных целях, которую вёл кинооператор Щекутьев с борта самолёта Р-5 (лётчик - Рыбушкин В.В.). Благин решил выполнять не петли вокруг АНТ-20, как ему рекомендовал кинооператор, а бочки по типу "кадушки" с большим радиусом, как наименее опасную фигуру в задании на полёт. На третьей бочке самолёты столкнулись. Обломки упали в садовое товарищество п.Сокол (ныне - район метро Сокол г.Москвы).
Это был единственный экземпляр АНТ-20.
26 июня 1935г. катастрофа гидросамолёта Савоя С-55П, КВС Светогоров А.П.
Экипаж выполнял почтово-пассажирский рейс по маршруту Александр-Сахалинский - Хабаровск. На борту находились 3 члена экипажа и 9 пассажиров, из них один ребёнок. Через полтора часа после вылета самолёт столкнулся с горой в 67км от п.Лазарево Нижнеамурского района Нижнеамурской области Дальневосточного края (ныне Приморского края) и разрушился. Все находившиеся на борту погибли.
Причина -
20 июля 1935г. катастрофа самолёта АНТ-37.
25 июля 1935г. катастрофа самолёта И-5, лётчик Трусков В.А.
Лётчик погиб. Самолёт находился в составе 9 ИАЭ ТОФ.
14 августа 1935г. катастрофа самолёта И-5.
Лётчик погиб.
2 сентября 1935г. катастрофа самолёта КР-6.
В ЛП погиб штурман Петушков П.Г., других подробностей нет.
23 сентября 1935г. катастрофа самолёта АНТ-27БИС
29 ноября 1935г. катастрофа самолёта ЗиГ-1 (ПС-89).
1936г.
13 февраля 1936г. катастрофа самолёта И-16 тип 5.
Лётчик погиб во время испытательного полёта.
19 июня 1936г. катастрофа самолёта И-4.
Лётчик погиб во время испытательного полёта.
17 июля 1936г. катастрофа самолёта УТИ-3.
Лётчик погиб во время испытательного полёта.
5 августа 1936г. катастрофа самолёта АИР-14, лётчик-испытатель м-р Кириллов Н.И.
Лётчик погиб при выполнении испытательного полета.
13 ноября 1936г. в воздушном бою над Мадридом был сбит лётчик л-т Ковтун К.И. Тип самолёта неизвестен, предположительно И-16.
Раненый летчик выбросился с парашютом, однако ветер снес его на позиции франкистов. 15 ноября 1936г. на аэродром, где базировалось подразделение Ковтуна, был сброшен на парашюте ящик с телом героя. В ящике лежала записка "Подарок от генерала Франко".
Летчика-героя похоронили на сельском кладбище в 12км от Мадрида, указав на могильной плите испанский псевдоним Ковтуна - "Ян".
30 ноября 1936г. катастрофа самолёта Девуатин D.510R, лётчик-испытатель м-р Попов К.К.
Лётчик погиб при выполнении испытательного полета.
1937г.
12 мая 1937г. катастрофа самолёта И-16, лётчик командир АЭ к-н Колесников К.И.
Погиб при выполнении интернационального долга в Испании.
23 мая 1937г. катастрофа самолёта ЦАГИ А-12.
21 июня 1937г. катастрофа самолёта «7211»
Самолёт разбился во время испытательного полёта, экипаж погиб.
14 июля 1937г. катастрофа самолёта АРК-3-1
Самолёт столкнулся с землёй во время испытательного полёта, экипаж погиб.
22 июля 1937г. катастрофа самолёта «7211», лётчик-испытатель ст. л-т Преман Э.Ю.
Лётчик погиб при выполнении испытательного полета на истребителе конструкции А.А. Боровкова и И.Ф. Фролова.
Возможно, это ЛП могло произойти 21 июня 1937г.
31 июля 1937г. катастрофа самолёта И-14.
Столкнулся с землёй во время испытательного полёта, лётчик погиб.
11 августа 1937г. катастрофа самолёта И-16.
Самолёт разбился во время испытательного полёта, лётчик погиб.
13 августа 1937г. катастрофа самолета "СССР Н-209", КЭ Герой Советского Союза Леваневский С.
После остановки одного двигателя из 4-х самолёт попал в зону обледенения и, предположительно, произвёл вынужденную посадку на арктический лёд. Экипаж и самолёт не найдены, причины ЛП не установлены. Погибло 6 человек, в т.ч. лётчик-испытатель Кастанаев Н.Г.
13 августа 1937г. катастрофа самолёта ДБ-А
Самолёт разбился при проведении испытаний, экипаж погиб.
24 декабря 1937г. катастрофа самолёта Р-10
Самолёт разбился во время испытательного полёта, экипаж погиб.
1938г.
5 февраля 1938г. (по другим данным 6 февраля 1938г.) катастрофа дирижабля ЦАГИ «СССР В-6».
Дирижбль выполнял полёт по спасению экспедиции СП-1 исследователя Папанина и 3-х его помощников с дрейфующей льдины. На борту находились большие запасы бензина, свыше 5 тонн, продукты, одежда и пиротехнические средства для поиска лагеря папанинцев в условиях полярной ночи. Полёт проходил на высоте 450 – 500м в СМУ. Экипаж пользовался картами выпуска 1906г., которые были крайне неточными. Считая, что летят над болотом, высоту не увеличивали. В разрывах облаков заметили гору, в связи с большой инертностью летательного аппарата избежать столкновения с ней не удалось. Дирижабль загорелся и взорвался в районе Кандалакши, Кольский полуостров. Все, кто находился в кабине, 13 человек, погибли. Спаслись только шестеро аэронавтов, находившихся в мотогондолах и в хвосте дирижабля.
15 февраля 1938г. катастрофа самолёта И-16, лётчик-испытатель к-н Шишкин Н.А..
Лётчик погиб при выполнении испытательного полета.
15 февраля 1938г. катастрофа самолёта И-16.
Столкновение в воздухе с самолётом М-25В. Экипажи погибли.
8 марта 1938г. катастрофа самолёта (тип неустановлен), лётчик-инструктор Борисоглебской авиашколы Макеев М.И.
Лётчик погиб. Другие подробности неизвестны.
11 марта 1938г. катастрофа самолёта PZ, лётчик-испытатель ст. л-т Соловьёв С.И. и штурман-испытатель л-т Рябов В.М.
Экипаж погиб при выполнении испытательного полета.
21 апреля 1938г. авария самолёта УТ-2, лётчик Ильюшин С.В.
При выполнении служебного перелёта из Москвы в Воронеж у самолета перегрелся и остановился мотор. При вынужденной посадке в темноте самолёт перевернулся. Ильюшин и его пассажир, конструктор Воронежского завода Жуков И.В., получили травмы.
Ильюшин С.В. - выдающийся советский авиаконструктор, трижды Герой Социалистического Труда, единственный человек в СССР, 7 раз удостоенный Сталинской премии. Вскоре после этого ЛП вышел приказ - главным конструкторам летать самостоятельно запрещено.
3 июня 1938г. катастрофа самолёта Р-5.
Экипаж погиб.
4 июля 1938г. катастрофа самолёта АНТ-51.
Экипаж погиб.
14 июля 1938г. катастрофа самолёта АРК-3-2, летчик-испытатель ст. л-т Ершов А.В.
Летчик погиб при выполнении испытательного полета.
10 сентября 1938г. катастрофа самолёта Кi-10 (по классификации СССР - Тип-95), лётчик-испытатель Вахрушев М.П.
При выполнении демонстрационного боя столкнулся с землёй, лётчик погиб.
11 сентября 1938г. катастрофа самолёта СБ.
Экипаж погиб.
27 сентября 1938г. авария самолёта АНТ-37 "Родина", КВС Гризодубова В.С.
Экипаж выполнял полёт по установлению мирового рекорда на дальность полёта по маршруту Москва - Дальний Восток. Через 26ч полёта экипаж понял, что до конечной точки маршрута долететь не удастся, было принято решение о вынужденной посадке на пригодную площадку. Чтобы не подвергать опасности находящегося в носовой части штурмана, Гризодубова приказала штурману (Раскова М.М.) покинуть самолёт на парашюте. Экипаж благополучно произвёл посадку без шасси на берегу р.Аргунь в заболоченной местности. 3 октября было найдено место приземления с 2-мя членами экипажа (Гризодубова и Осипенко), на следующий день нашли Раскову.
Экипажу удалось пролететь 6450км за 26ч, это был новый мировой рекорд. За этот подвиг все члены экипажа, первыми среди женщин в СССР, были удостоены звания Героя Советского Союза.
3 октября 1938г. 2 2 катастрофы самолётов Дуглас и ТБ-3.
Столкнулись в воздухе при проведении поисково-спасательных работ по поиску пропавшего 27 сентября 1938г. самолёта АНТ-37 "Родина", выполнявшего беспосадочный авиаперелёт по маршруту Москва - Дальний Восток. 4 человека остались живы, количество погибших неизвестно.
4 октября 1938г. катастрофа самолёта DC-3.
Экипаж погиб.
15 октября 1938г. катастрофа самолёта И-16, лётчик-испытатель к-н Табаровский Я.А.
Проводились летные исследования И-16 по " затягиванию" истребителя в пикирование. Происходило это в случае установки стабилизатора на положительные углы атаки. Несколько катастроф заставили провести исследование этого явления. Выяснилось, что И-16 чрезвычайно чуток к изменениям угла установки стабилизатора. В тоже время, при нейтральном положении стабилизатора и задней центровке, лётчики испытывали чрезвычайно большое давление на РУС. Тот факт, что раньше явление затягивания в пикирование не отмечалось, был связан с постепенным сдвиганием центровки самолета назад, от серии к серии, за счет установки аккумулятора, щитков, бронеспинки и радио.
На некоторых самолётах центровка уже достигала значений 35% САХ. Дополнительный пикирующий момент создавали неубираемые лыжи. Проведенные в начале 1939г. испытания показали, что зона полной неустойчивости на пикировании начинается между 32-33% САХ при убранном шасси.
Опасность явления была весьма велика, летчик-испытатель к-н Табаровский, занимающийся этими рискованными полетами, не смог вывести из пикирования и погиб.
Самолёт столкнулся с землёй при значении САХ 33,6% и угле установки стабилизатора +2°. В результате, значение центровки для всех эксплуатируемых самолётов было ограничено 33%, а о неустойчивости И-16 в полете, наконец, было сказано как о недостатке.
2 декабря 1938г. катастрофа самолёта УТ-1.
Экипаж погиб.
15 декабря 1938г. катастрофа И-180-1, Центральный аэродром г. Москвы, летчик-испытатель Чкалов В.П.
Причина - обстоятельства ЛП изложены в докладной записке дирекции Завода Опытных Конструкций №156 Сталину И.В. (орфография и пунктуация тех лет сохранена - прим. Maestro):
"Закончив первый круг над аэродромом, самолет пошел на второй круг, растянув последний в сторону завода № 22, после чего пошел на посадку. Не доходя до аэродрома одного-полутора километров, с высоты около 100 метров самолет сделал вираж влево и скрылся за постройками. Самолет обнаружен на территории дровяного склада (Магистральная ул., д.13), возле Хорошевского шоссе. Самолет при снижении зацепил и оборвал провода на территории склада и, развернувшись, врезался в кучу дровяных отходов. При ударе товарища Чкалова выбросило вперед на 10-15 метров вместе с хвостовой частью фюзеляжа, управлением и сиденьем. Передняя часть самолета разбита. Пожара не было. Товарищ Чкалов был тотчас же взят еще живым работниками склада и доставлен в Боткинскую больницу, где скончался через несколько минут".
Интересная деталь - когда к месту ЛП подоспели члены государственной комиссии, работники КБ и завода, Чкалов лежал на снегу, затем неожиданно для всех поднялся, встал на ноги и, окровавленный, шатаясь, пошел навстречу К.Е. Ворошилову и Л.М. Кагановичу. Медленно передвигая непослушные ноги, повторял: «Летчик не виноват, крыло подвело. Это я говорю – Чкалов». Не дойдя нескольких шагов до членов Политбюро, он вновь рухнул на снег. «Скорая помощь» застала легендарного лётчика уже в бессознательном состоянии.
И-180-1 - экспериментальный самолёт, разработанный авиаконструктором Поликарповым.
1939г.
11 мая 1939г. катастрофа самолёта УТИ-4, экипаж: ГСС к-н Осипенко П.Д. и ГСС комбриг Серов А.К.
На аэродроме близ Рязани проходили учебно-тренировочные сборы инспекторов. Экипаж отрабатывал полёт по приборам под шторкой. При выполнении полёта самолёт сорвался в штопор и столкнулся с землёй близ г.Рязань, 2 человека погибли.
Предположительная причина - ошибка в технике пилотирования вследствие потери пространственного положения. В районе полётов стояла низкая облачность с моросящим дождём.
Полина Осипенко - одна из первых женщин в СССР, удостоенная звания Героя Советского Союза (за беспосадочный авиаперелёт в сентябре 1938г. по маршруту Москва - Дальний Восток, первой была Гризодубова В.С.), установила 5 мировых рекордов.
Прах Серова А.К. и Осипенко П.Д. помещён в урнах в Кремлёвской стене на Красной площади в Москве.
26 июля 1939г. катастрофа самолёта И-16, лётчик-испытатель, м-р Алексеев М.Ю.
Лётчик погиб при выполнении испытательного полета.
15 августа 1939г. катастрофа самолёта И-16.
Лётчик погиб.
25 августа 1939г. катастрофа самолёта И-16, лётчик командир АП м-р Бурмистров М.Ф.
Погиб в воздушном бою близ р.Халхин-Гол.
5 сентября 1939г. катастрофа самолёта И-180-2, лётчик-испытатель командир АЭ НИИ ВВС п/п-к Сузи Т.П..
Лётчик погиб при выполнении испытательного полета.
16 сентября 1939г. катастрофа самолёта (тип неизвестен, предположительно - И-15), аэродром Болбасово, лётчик дважды ГСС м-р Грицевец С.И.
Лётчик погиб во время военных учений РККА на аэродроме Болбасово, рядом с Оршей. Возвращаясь с разведки аэродромов, на которые должны были перебазироваться во время боевых действий 31-й и 21-й ИАП к боевым действиям с поляками, командир 21 ИАП к-н Хара П.И. и м-р Грицевец С.И. зашли в сумерках на посадку с противоположными стартами, произвели посадку на встречных курсах, на пробеге столкнулись правыми бортами, в результате м-р Грицевец погиб (пропеллером ему отрубило голову, к-н Хара отделался ушибами). Похоронили Грицевца с почестями у Дома Красной Армии в гарнизоне Болбасово.
Майор Грицевец С.И. - первый в стране дважды Герой Советского Союза, сбил в Испании и на Халхин-Голе 42 самолёта противника, и первый в мире лётчик, сбивший в одном бою 7 самолётов, из них 5 истребителей.
4 октября 1939г. 2 2 катастрофы самолётов И-15БИС и ГК.
В результате столкновения в воздухе оба экипажа погибли. Других подробностей нет.
25 декабря 1939г. катастрофа самолёта (тип неизвестен), лётчик командир АЭ ст. л-т Борисов И.Д.
Самолёт упал в воды Финского залива, лётчик погиб.
26 декабря 1939г. катастрофа самолёта И-16.
Лётчик погиб.
В ВВС СССР в 1936г. произошли 43 катастрофы и 237 аварий, в которых погибло 94 человека, в 1937г. - 62 катастрофы и 336 аварий, погибло 110 человек, в 1938г. только с 1 января по 1 августа произошли 75 катастроф и 217 аварий, в которых погибло 135 человек. Для командного состава особенно трагическими оказались 12 месяцев с октября 1938г. по сентябрь 1939г. В это время катастрофах, в основном из-за человеческих ошибок, погибли многие известные летчики, в том числе большая группа Героев Советского Союза: комдив В.С. Хользунов (28 июля 1939г.), комбриги А.К. Серов (11 мая 1939г.) и В.П. Чкалов (15 декабря 1938г.), полковник А.А. Губенко (31 марта 1939г.), майоры С.И. Грицевец (16 сентября 1939г.) и П.Д. Осипенко (11 мая 1939г.).
Все эти ЛП явились следствием беспримерным по своему масштабу репрессиям командных кадров Красной Армии, когда погибло большинство высшего комначсостава советских Военно-воздушных сил. В эти страшные годы погибли многие опытные командиры военной авиации, среди них заместитель наркома обороны, начальник ВВС РККА командарм 2-го ранга Я.И. Алкснис, комкоры Ф.А. Ингаунис, А.Я. Лапин (помощники командующего Особой Краснознаменной Дальневосточной армией по ВВС), В.К. Лавров (начальник штаба ВВС РККА), В.В. Хрипин (командующий воздушной 1-й Армией особого назначения) и многие, многие другие, в том числе начальники ВВС округов и флота, командиры авиационных частей и соединений, начальники и преподаватели учебных заведений. Всего по ВВС за 1937-1939 гг. было уволено 5616 человек.