Сергей, поскольку этот снимок я видела ранее, как раз от Павла, то я не сомневаюсь, что без звёзд всё-таки Мазуренко. Лицо очень характерное, а остальные сведения о снимке возможности его присутствия не противоречат.
Новые воспоминания от Марка. Я, как всегда, о делах давно минувших дней. Получил, на днях, письмо по «мейлу» из Владивостока от дочери одного из самых близких друзей , по-гибшего в 59-мгоду при самых невероятных обстоятельствах. Ну, и разные воспоминания нахлынули. Думаю, что это может быть интересно прочитать. Пятидесятые годы. Много было интересного, необычного, дикого, если смотреть на это глазами современного летчика. Вот, например, самолет Ил-4. Перед вылетом святой обязанностью штурмана было – бежать на заправочную и привезти к самолету на тележке два громадных баллона со сжатым воздухом. Кабина не обогреваемая: снаружи минус тридцать, и в кабине минус тридцать. Хорошо летчику: сидит в своих крагах меховых, с застегнутой ширинкой и в ус не дует. А у штурмана ветрочет железный. холодный, борт. журнал, линейка, прицел. А потому ширинка меховых брюк расстегнута. А путевой компас стоит на полу кабины, А-4, такие же, наверно, на кораблях Колумба стояли: картушка в какой то жидкости плавает, крутится.
Ну, это я так, мимоходом, вспомнил. Я – о другом. Во все времена где-то там, наверху, были люди умные (хочется верить, что большинство), а были и недоумки, кретины, идиоты, называйте, как хотите. Я хочу подтвердить это двумя примерами. В 52-м или 53-м году определенные органы сообразили, что проклятый вражина подслушивает, а у нас еще не все засекречено, много открытой информации в эфир идет. И постановили они засекретить слова: взлет, посадка, торпеда. Это то, что я помню, наверняка еще что-то было. Вместо слова «взлет» - двенадцать, посадка – пятнадцать, торпеда – Таня. И доклады были такие: Я…., триммер на взлет, разрешите двенадцать! – Я…. Шасси выпущены, три зеленых горят, разрешите пятнадцать! – Таню сбросил!, - Таня пошла!, Таня продулась! Не примите, ребята, это за анекдот, это было на самом деле. Правда, продержался этот маразм недолго. Я не могу сказать точно, но думаю, что не больше полугода.
Ну. это ладно, лишний повод посмеяться, а вот второй пример – трагический. Где-то в конце пятидесятых годов какие-то шибко умные головы решили, что штурманов на Ил-28 (может быть и других самолетов это касалось, не знаю) надо проверять в воздухе, особенно при бомбометании в сложных условиях ,с локатором. Но ведь кабина одноместная! А ничего: там есть еще одно от-кидное сиденье, около прицела, на нем штурман сидит при работе, особенно при работе с прицелом. Вот пусть и сидит там, а в катапультируемом кресле будет сидеть проверяющий щтурман. Так и пошло. Народ был крайне возмущен подобным идиотизмом: это значит, что в аварийной ситуации штурман самолета стопроцентно обрекался на смерть!!! А такие ситуации на Ил-28 уже бывали, и не раз, экипажи благополучно приземлялись. Даже в нашем52-м ГМТАП такой случай уже был. Я, правда, уже в это время летал на Океанской на БЕ-6.
Десятого мая 1959-го года мой экипаж был поднят по тревоге: срочный вылет со спасательным снаряжением в район полигона «Бухта Анны», там упал самолет. Это было уже во второй половине дня. Часа два-три мы там ходили. Я применил там все известные мне способы поиска: галсами, по раскручива-ющейся коробочке (может это как-то по другому называется, вы уж извините). Ничего и никого не нашли и с наступлением темноты вернулись. Слышали, что там и корабли участвовали в поиске.
Через день, не помню по какой причине, я попал в госпиталь в городе. И там мне кто-то из офицеров в нашей палате сказал, что в соседней палате лежит летчик с того самолета, упавшего в бухте Анны, и что это был самолет Ил-28 из Николаевской дивизии, где я до Океанской служил. Я, конечно, бегом туда. Летчик, молодой парень, рассказал, что при работе на полигоне, в облаках, потерял пространственную ориентировку, дал команду экипажу покинуть самолет, и сам катапультировался. Остальные погибли. На мой вопрос :кто штурман? , ответил: Вы не знаете, он из молодых. Я только перевел дух – ну все-таки не из знакомых, а он добавил: там еще штурман –инструктор был, капитан Бендрышев. Я и сейчас, печатая эти слова, вздрогнул: это был один из самых близких моих друзей. Знал бы я позавчера, кого я искал, кто ждал от нас помощи!!! Оказывается Саша был жив, всю ночь плыл к крейсеру, который оказался в том, районе, расстрелял всю обойму в надежде, что его услышат, а пистолет вложил в кобуру и застегнул ее. Значит – не думал умирать: ведь за утерю оружия судить могут. У него был только закрытый перелом ноги. Не доплыл шестидесяти метров до борта крейсера, где его, через сорок минут после остановки сердца от переохлаждения на рассвете увидел вахтенный. Сухие данные из архива: «….Кроме штатных членов экипажа…………. …..был штурман-инструктор капитан А. Бендрышев. При попытке катапультироваться вдвоем из передней кабины погиб штурман самолета, а капитан Бендрышев с переломом ноги приводнился……….» В Штабе ВВС мне рассказали, что есть их дилог в эти жуткие секунды. Не знаю: то ли прямо из эфира, то ли при расшифровке пленок: ….Садись на колени! ……прыгайте, товарищ капитьан, у Вас дети……садись!!! Это все невозможно себе представить! Что значит посадить на колени: ведь между ними еще парашют штурмана, а ранец парашюта толстый: в МПЛК-1 (не забыл, не зря я ,значит, был нач. ПДС и АСС части, поэтому, вероятно, и подняли мой экипаж), в нем под куполом еще лодка МЛАС с баллончиком А колени и ступни намного впереди, а люк то небольшого размера! А как это – прижать его к себе, да еще одной рукой: правой-то надо катапультироваться!!! И что могло быть в момент катапультирования?? А то и было: штурману перебило (или оторвало) ноги, у Саши перелом ноги. Эти жуткие секунды в падающем в беспорядочном па-дении самолете, в одноместной кабине вдвоем, причем один наверняка должен погибнуть, это представить себе просто невозможно! И что, им там наверху было непонятно то, что было предельно ясно нам, рядовым??
И еще один момент: зачем вообще нужен был там инструктор? Он сидит в кресле, а штурман склонился над прицелом. Инструктор видит его левый бок и спину, он не видит ни экрана, ни правой руки штурмана, работающего с круглыми ручками прицела Что он мог проконтролировать, и чем он мог по-мочь? Ничего и ничем!! И тут все ради показухи: положено записывать пери-одическую проверку.
Вот какие воспоминания вызвало письмо Ниночки Бендрышевой, сейчас уже бабушки, а я помню ее двух-трехлетней. И последнее, о прицеле ОПБ-6ср, цельнотянутом американском «Нордене», только в ухудшенном варианте. Все знают о о Ту-4. Приказано было сделать точную копию, и сделали, в том числе и прицел. На передней стенке прицела был тумблер, законтренный в каком-то положении, не важно в каком. Но внутри к нему не подходили никакие проводники, голые контакты торчали. Все точно, как на том «Нордене».В1949-м году я, во время отпуска, был на аэродроме «Измайлово», там стоял транспортный полк МА. И там был туполевский ангар, около которого стояли два совершенно одинаковых самолета: Б-29 и Ту-4. Разница была только в том, что один далеко не блестел, видно, что ему пришлось повидать, и из башен торчали крупнокалиберные пулеметы, а другой блестел, как «с иголочки», и торчали стволы пушек.
Опубликовал лично на авиафоруме
http://aviaforum.ru/showthread.php?t=30788&page=6932 и, конечно, просил разместить и на Ейском.