Автор Тема: АВИАЦИЯ, ЕЙСК, история, жизни, судьбы...  (Прочитано 49203 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Гостья

  • Форумчанин
  • ***
  • Сообщений: 295
  • Предупреждения 0
  • Пол: Женский
  • Год выпуска: -
Re: АВИАЦИЯ, ЕЙСК, история, жизни, судьбы...
« Ответ #30 : 09 Март 2010, 15:12 »
..... довод в пользу Ейского училища.

2) В этом же приведенном отрывке говорится о факте дружбы А.С.Клюшкина со своим ОДНОКАШНИКОМ по Ейскому училищу Шиком Кордонским. Однако этого НЕ МОГЛО БЫТЬ, т.к. Ш.А.Кордонский окончил Ейское училище в 1937 году. А А.С.Клюшкина в это время в училище ещё не было.
Т.е. Ш.А.Кордонский и А.С.Клюшкин в Ейском училище УЧИТЬСЯ вместе никак не могли!!! В связи с этим я лично перестаю доверять и всему остальному, написанному в приведенном отрывке. Хотя и не исключаю, что про факт учёбы А.С.Клюшкина в Ейске там написано всё верно. Но зачем-то ПРИДУМАНА его дружба с однокурсником Ш.А.Кордонским, с которым на самом деле они служили в одном полку позже…
1. %13  Думаю училище закончил все-таки Ейское, курсы штурманов.  Почему дала ссылку, упоминался и Николаевск и Ейск, видимо,  Вы с Павлом отчасти оба правы. Но документ об окончании может подтвердить только архив. Но , как говорит, Галя, думаю он наш! :)
2. Конечно, на основании очерка трудно сказать правда или нет дружба по училищу, тем более, зная даты выпуска того и другого. Но автор и сам говорит о том, что хочет примирить двух асов в едином небе.  Вопросы к автору очерка Ефиму Гаммер.
"И теперь наяву - я живу и не живу,
Сохранить пытаясь тишину". (с)

Оффлайн Правдолюб

  • Старший форумчанин
  • ****
  • Сообщений: 667
  • Предупреждения 0
  • Пол: Мужской
    • Герои страны
    • E-mail
Николаев и Николаевск - разные города...
« Ответ #31 : 09 Март 2010, 15:40 »
1. %13  Думаю училище закончил все-таки Ейское, курсы штурманов.  Почему дала ссылку, упоминался и Николаевск и Ейск, видимо,  Вы с Павлом отчасти оба правы. Но документ об окончании может подтвердить только архив. Но , как говорит, Галя, думаю он наш! :)
Лариса, по поводу Николаевска Вы ошибаетесь...
Училище располагалась в городе Николаев (который на Чёрном море), а в очерке речь идёт, судя по всему, про город Николаевск-на-Амуре, т.к. А.С.Клюшкин служил на Дальнем Востоке.

Оффлайн Samurai

  • Ветеран форума
  • *****
  • Сообщений: 10757
  • Предупреждения 0
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • Информационный ресурс
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai
Re: АВИАЦИЯ, ЕЙСК, история, жизни, судьбы...
« Ответ #32 : 09 Март 2010, 18:59 »
Цитировать
Но , как говорит, Галя, думаю он наш!

Не сомневаюсь, почему- то.
Закончил Ейское. Но о курсантской дружбе с Шикой наврали, конечно.

Просто таких "тошнотиков", как мы, докапывающихся до мелочей, старающихся быть максимально, почти предельно точными, среди "писак" не так уж и много. Да и мы не можем быть совсем уж "без греха". Но личное дело в данном случае однозначно спасло бы.  %56

И Лариса, молодец.  %6
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Alex gus

  • Ветеран форума
  • *****
  • Сообщений: 1381
  • Предупреждения 0
  • Жизнь-это МИГ...
    • E-mail
  • Год выпуска: 1960
  • Скайп: alexgus-39
Re: АВИАЦИЯ, ЕЙСК, история, жизни, судьбы...
« Ответ #33 : 09 Март 2010, 22:28 »

Просто таких "тошнотиков", как мы, докапывающихся до мелочей, старающихся быть максимально, почти предельно точными, среди "писак" не так уж и много. Да и мы не можем быть совсем уж "без греха". Но личное дело в данном случае однозначно спасло бы.  %56

Вы ,ребята, ВСЕ большие молодцы.
Андрей, с Тимощенко Б.Г. я созвонился, книжку передам.
« Крайнее редактирование: 09 Март 2010, 22:46 от Alex gus »

николай

  • Гость
Re: АВИАЦИЯ, ЕЙСК, история, жизни, судьбы...
« Ответ #34 : 09 Март 2010, 23:27 »
Всем привет!
Вышел я на сайт Ефима Гаммера, на его материал ссылается Лариса.
Попросил его помочь разобраться в наших сомнениях по Клюшкину и Кордонскому...

Нефедов

  • Гость
Re: О П. Туржанском уточнение
« Ответ #35 : 10 Март 2010, 01:06 »
Володя! Я разместил уточнённый текст о Павле Туржанском на ветке "Первая мировая". Вчера компьютер съел при переносе с файла часть текста. На твоё усмотрение, что делать с вчерашним текстом, ( можешь откорректировать или оставить). 

Оффлайн Влaдимир

  • Ветеран форума
  • *****
  • Сообщений: 5632
  • Предупреждения 0
  • Пол: Мужской
    • Сайт выпускников ЕВВАУЛ
    • E-mail
  • Год выпуска: 1986
  • Скайп: vladbw
Re: О П. Туржанском уточнение
« Ответ #36 : 10 Март 2010, 22:13 »
Володя! Я разместил уточнённый текст о Павле Туржанском на ветке "Первая мировая". Вчера компьютер съел при переносе с файла часть текста. На твоё усмотрение, что делать с вчерашним текстом, ( можешь откорректировать или оставить).

Это как раз на ваше усмотрение. Я не всегда слежу за нитью разговора на ветках. Если посчитаете нужным, то укажите что, где и на что поменять.

Оффлайн Poul lev

  • РзА ВВС ВМФ, когда-то была
  • Старший форумчанин
  • ****
  • Сообщений: 628
  • Предупреждения 0
  • Пол: Мужской
    • E-mail
Лариса, по поводу Николаевска Вы ошибаетесь...
Училище располагалась в городе Николаев (который на Чёрном море), а в очерке речь идёт, судя по всему, про город Николаевск-на-Амуре, т.к. А.С.Клюшкин служил на Дальнем Востоке.
Андрей, я думаю, загадка с училищем, которое закончил Клюшкин прояснилась. Из этого очерка я понял, что по окончанию ШМАС ВВС ТОФ, он был направлен продолжать службу в НИКОЛАЕВКУ Приморского края (район нынешнего Партизанска) в 34 сбап ВВС ТОФ, который там базировался. Я за свою службу очень часто встречал путаницу между Николаевкой в Приморье и Николаевом на Украине (уж поверьте мне, что даже сам в начале путал). А уже из полка  Клюшкин был направлен в Ейское ВМАУ, которое и закончил. Считаю, что на сегодняшний день это самая правдоподобная версия. (Кстати, в Николаевске на Амуре частей морской авиации ни тогда, ни сейчас не было).

Нефедов

  • Гость
Re: судьбы Туржанских
« Ответ #38 : 11 Март 2010, 21:44 »
У морского лётчика Павла Туржанского (см. ветку "Первая мировая", служившего в годы Гражданской войны у белых, младший брат Борис стал первым Героем Советского Союза за боевые заслуги (31.12.36 г.). В гражданскую войну он воевал на стороне красных.
Борис всю жизнь был вынужден скрывать, что его старший брат Павел, морской лётчик, имевший пять боевых орденов за Первую мировую, живёт во Франции. Борис скрывал и то, что его отец потомственный дворянин.

http://www.geroi.apifarm.ru/doc/2/1/8
Туржанский Борис Александрович

Родился 26.02.1900 г. в Смоленске в семье служащего. Русский. В 1910-13 гг. учился в 1-м Смоленском реальном училище, затем перевелся в Смоленскую гимназию. В 1915 г. семья Туржанских переехала в Москву. Учился в Московском художественном училище, подрабатывая частными уроками. В 1917 г. работал помощником художника.
В РККА с 1918 г. Член ВКП(б) с 1919 г. Участвовал в гражданской войне. В 1918-20 гг. вместе со старшим братом Александром[1] служил во 2-м корпусном авиаотряде Южного фронта. Был младшим телефонистом. И в дальнейшем судьба вела братьев по жизни если и не рядом, то переплеталась достаточно сильно.
В 1923 г. Борис Туржанский окончил Егорьевскую военно-теоретическую школу летчиков, в 1924 г. - Зарайскую летную школу авиации № 1.
Рассказывает генерал-лейтенант авиации Адриашенко[2]: «Уже во время учебы Борис проявил выдающиеся способности. Инструкторы говорили, что у него «легкая рука» и самолет ему послушен. За точность стрельбы неоднократно получал призы[3]».
Был лётчиком-инструктором, а затем начальником лётного отделения Военной Воздушной академии им. Жуковского. Затем служил помощником начальника штаба авиабригады.
В 1929 г. окончил КУВНАС при ВВА им. Жуковского.
Вспоминает генерал-лейтенант авиации Каравацкий: «Прием на курсы при академии начался с экзаменов… Вечерами общежитие, в котором нас расселили, гудело, как растревоженный улей. Мы обсуждали результаты экзаменов, сетовали на строгость преподавателей.
В то напряженное время я не расставался с книгами даже ночью. Спал урывками, не более пяти часов. Остальное время суток уходило на подготовку к экзаменам. Порой забывал о еде. Трудно даже представить, как мы выдерживали такое напряжение…
Всего же пришлось сдавать экзамены по дюжине разных предметов... Запомнился экзамен по топографии. Эта наука не считалась сложной, но без достаточных знаний ответить на вопросы было нелегко. А сдавали мы этот предмет так.
Преподаватель раскладывал на столе карту, говорил:
— Вы идете проселочной дорогой — вот этой — из пункта А в пункт Б. Расскажите, что встречается вам на пути. Определите расстояние до этих пунктов, не пользуясь никакими инструментами.
В этом «походе» следовало заметить все: и горелое болото, и возвышенность в стороне от дороги, и пересохший ручей, и одиноко стоящее дерево. Понятную трудность испытывали мы и в определении расстояния до объектов. Ведь в руках у нас не было даже простой линейки. Редко кому удавалось «пройти» по такой дороге между двумя пунктами, не споткнувшись на обе ноги. Когда кто-то ошибался, экзаменатор предлагал определить расстояние с помощью линейки, поточнее. Тут-то и оказывалось, что оно значительно длиннее или короче, чем определялось поначалу на глаз.
Не всем удалось выдержать трудные экзамены. Многих кандидатов в слушатели отчислили, и они с сожалением уезжали в свои эскадрильи, не теряя надежды попасть на курсы в следующем году. А некоторых, не избежавших двоек, все же оставили, зачислили в списки слушателей курсов...
Экзамены, а вместе с ними и наши треволнения остались позади, и на курсах усовершенствования начальствующего состава начались планомерные занятия. В одной группе со мной оказались командиры отрядов из других эскадрилий. Мы обрели уже определенный опыт в летной службе. В теоретическом же отношении все мы отставали от уровня современных требований. Этот существенный пробел в командирской подготовке и предстояло восполнить за время учебы на курсах при академии имени Н.Е. Жуковского.
Курсы состояли из трех отделений: командного, штабного и тылового... Чтобы не нарушать ритма учебы слушателей академии, мы, слушатели курсов, занимались в вечернее время. В утренние часы у нас была самоподготовка. День заполнялся до предела...
На командном отделении основной упор в учебе делался на тактическую и огневую подготовку. Лекции по этим предметам читали хорошо подготовленные преподаватели. У многих из них был практический опыт в летном деле. Они видели нас, как говорят, насквозь и старались развивать наши способности.
Одновременно с повышением знаний по военным наукам мы изучали методику проведения занятий с подчиненными командирами и рядовыми летчиками. Программа обучения на курсах вполне соответствовала нашим служебным интересам. Это и настраивало нас на усердие в учебе.
Преподаватели с одобрением относились к стараниям слушателей. Чтобы еще выше поднять наш интерес, они говорили обо всем как можно проще, доступнее. С увлечением рассказывали об отдельных эпизодах из своей летной практики…
При академии имени Н.Е. Жуковского находилась штатная авиабригада, на базе которой слушатели проходили летную практику. Трудно, разумеется, назвать практикой те редкие полеты, которые выпадали на долю слушателей курсов. По плану полеты намечалось проводить один раз в неделю. К сожалению, в осенне-зимний период обучения «небесная канцелярия» не предоставляла нам такой возможности. Слушатели подолгу не поднимались в небо, и обрести новые навыки в летной практике не удавалось. Просто мы поддерживали в какой-то степени нашу былую летную «форму».
Зима прошла в напряженной учебе. К маю программу теоретической подготовки завершили. Оставалась недовыполненной лишь летная программа...
Нас обязывали… летать на самых тяжелых и совершенных по тому времени машинах. Это означало, что каждый из нас должен летать за штурмана. И не только летать, но и бомбить, стрелять по наземным целям, вести ориентировку.
Летали мы с Центрального аэродрома в Москве. Это неподалеку от академии: перешел дорогу - и уже на аэродроме. Такая близость летного поля позволяла нам с максимальной выгодой использовать учебное время в погожие дни[4]».
Затем Борис Туржанский был командиром авиаотряда.
В 1932-33 г. он командовал 7-й истребительной авиаэскадрильей им. Дзержинского[5].
С марта 1936 г. комбриг Туржанский Борис Александрович был слушателем оперативного факультета ВВА им. Жуковского.
Участвовал в национально-революционной войне в Испании с 22.10.36 по 11.02.37 гг. Был командиром авиагруппы И-15 Северного фронта. Сбил 6 самолетов противника.
1.11.36 г. десять советских добровольцев[6] прибыли в порт Бильбао на севере Испании на теплоходе «А. Андреев», который доставил 15 истребителей И-15, боеприпасы и авиационное горючее.
Генерал-лейтенант авиации Адриашенко рассказывает: «Появление эскадрильи стало заметным фактором на фронте. Фашистские истребители и бомбардировщики несли потери от их стремительных атак. Население Бильбао и наземные войска с облегчением вздохнули. Сократились бомбардировки. Сражаясь с количественно превосходящими силами противника, лётчики проявляли необыкновенную отвагу и отчаянную смелость. Но главной причиной успеха являлось высокое лётное мастерство, умение комэска правильно распределить силы, выбрать нужную тактику боя. Начальник штаба Северного фронта майор Франсиско Сиутат говорил, что это была «эскадрилья героев, руководимая львом». Штурмовые налеты сменялись патрулированием, воздушными боями[7]».
16.11.36 г. эскадрилья Туржанского атаковала франкистский аэродром Навия.
Вспоминает Борис Туржанский: «Когда мы узнали, что авиаторы мятежников любят поспать, и даже на войне встают довольно поздно, мы начали производить вылеты чуть свет. Услышав, что на аэродроме Навия сосредоточено 12 самолетов мятежников типа «Драгон» и «Фиат» мы решили произвести на этот аэродром внезапный налет. Атаку производили с пикирования. Три самолета пробомбили ангары и с бреющего полета обстреляли стоянку вражеских машин. Мы были встречены пулеметным огнем, но он не смог приостановить выполнение задачи, и мы сумели вывести из строя большое количество самолетов. А то, что было не уничтожено в первый день, мы вывели из строя на следующий день, повторив налет».
Франкисты предприняли меры по усилению своей авиации на Северном фронте. В срочном порядке туда было переброшено несколько эскадрилий из состава итальянского экспедиционного корпуса (бомбардировщики SM.81 и истребители Fiat CR.32. Немецкие пилоты из состава «Легиона Кондор», летали на Не.51, Не.46 и Ju-52/3m. Большинство самолетов мятежников базировалось на аэродромах Витория и Леон. Республиканцы решили воспользоваться этим обстоятельством и спланировали налеты с целью уничтожения вражеской авиации на земле.
21.11.36 г. группа СБ с Центрального фронта нанесла бомбовый удар по Леону. По докладам летчиков несколько самолетов было уничтожено.
24.11.36 г. республиканцы бомбили Овиедо, а на следующий день - позиции мятежников в районах Градо и Кото дель Барко (к северо-западу от Овиедо).
3.12.36 г. 14 республиканских самолетов бомбили казармы в Витории.
8.12.36 г. Туржанский сбил истребитель Не.51.
Звено Не.51 атаковало шестерку И-15, которая штурмовала аэродром в Витории. Республиканцы оказались «крепким орешком» и сбили один «хенкейль». Несмотря на то, что истребитель загорелся на высоте всего 150 метров, летчику удалось воспользоваться парашютом. Кроме того, на земле сожгли еще несколько машин и ангар.
Националисты признали потерю двух Ju.52, сгоревших в результате штурмовки. Немецкие летчики заявили о двух подбитых И-15, которые якобы совершили вынужденные посадки на своей территории. Однако у республиканцев потерь не было.
Сам Туржанский так рассказывал об этом бое: «Когда мы подлетали к аэродрому, нам навстречу вылетело 2 самолета. Они серебряного цвета с черными полосами. У меня высота была метров 200, я догнал и дал очередь из всех 4 пулеметов. У меня сложилось впечатление, что он взорвался, так как было черное облака дыма. Второго я тоже сбил, он загорелся и упал...
После этого взлетели еще 2 самолета и 5-й самолет с другого аэродрома - завязался воздушный бой. Нас было б самолетов. Мы дрались в течение 20 минут, так как уйти от противника я никак не мог, никаких сигналов подать нельзя, сам я был занят, так как отбивал то одного, то другого. Борьба велась на близких интервалах. И-15 в этом бою показал все свои преимущества при умелом обращении с ним.
Я сбил один самолет противника: я атаковал его с носу, он ушел в сторону, я за ним, завязал бой. Я вообще стреляю очень прилично. Но там я выпустил в него очень большое количество патрон, а он не падает.
Дальше он сделал поворот, я за ним, он делает вираж, я даю ногу в сторону, дистанция у нас сблизилась, из всех четырех пулеметов я даю шквальный огонь, только тогда он загорелся. Летчик, по-видимому, был убит. После этого я увидел, как упало еще 3 самолета. Как падал четвертый, я не видел. Пятый скапотировал на аэродроме.
Я начал в воздухе собирать свои самолеты. Собрал четырех, остальных не видел, и ушел на свой аэродром. Как только мы сели, вернулся еще один, компас у него не работал. После этого мы получили сообщение, что шестой летчик находится на нашей территории, но самолет разбит. Он сбил один самолет противника, выпустив в него все патроны. На него напал второй самолет противника, и ему пришлось скрыться в облака. Когда он вышел из облаков, противник снова обстрелял его. Когда у него кончилось горючее, он сделал посадку[8]».
10.12.36 г. сбил еще один истребитель противника.
Шестерка И-15 под командованием Туржанского вылетела на штурмовку аэродрома Витория. При подходе к цели «чатос» были атакованы восемью истребителями противника, взлетевшими с другого аэродрома. В завязавшемся бою советские добровольцы сбили четыре машины (одну победу одержал Туржанский). По докладам летчиков еще один истребитель разбился при вынужденной посадке.
13.12.36 г. сбил два истребителя Не.51 .
Шестерка «чатос» атаковала аэродром Витория. Немцы успели поднять в воздух дежурную пару Не.51, но в разгоревшемся бою Туржанский сбил обоих.
20.12.36 г. в воздушном бою самолет Туржанского был поврежден, а сам он тяжело ранен. Ему все-таки удалось перетянуть линию фронта, но при посадке в горах истребитель скапотировал. Место вынужденной посадки после интенсивных поисков обнаружили только на следующий день. Советского добровольца срочно отправили в местный госпиталь, где он перенес сложную черепную операцию, пришлось удалить глаз. После лечения в госпитале был отправлен на родину.
31.12.36 г. Туржанскому Борису Александровичу было присвоено звание Героя Советского Союза. После учреждения медали «Золотая Звезда», как знака особого отличия для Героев Советского Союза, ему была вручена медаль № 12.
8.04.37 г. ему было присвоено воинское звание комбриг.
После излечения он стал настойчиво добиваться возвращения в строй. Ему устроили суровое испытание: совершить на истребителе И-15 десять полетов по кругу на точность приземления. Отлично выдержав экзамен, он получил разрешение на полеты без ограничения.
23.07.38 г. по обвинению в участии в военно-фашистском заговоре был арестован командир 2-го тяжелобомбардировочного авиакорпуса кавалер орденов Ленина и Красной Звезды комдив Александр Туржанский.
Арест брата не мог не сказаться на дальнейшей карьере Бориса Туржанского. В 1938-40 гг. он служил лётчиком-испытателем авиазавода № 1 в Москве. Испытывал серийные истребители И-15бис и И-153.
29.02.40 г. комдив Александр Туржанский был освобожден за не доказанностью обвинения, а 4.06.40 г. ему было присвоено звание генерал-майор авиации.
В 1940 г. полковник Борис Туржанский стал начальником лётно-испытательной станции авиационного завода № 1.
Участвовал в Великой Отечественной войне. В июле-октябре 1941 г. в составе 2-й отдельной истребительной авиационной эскадрильи ПВО Москвы он нёс ночные боевые дежурства на Центральном аэродроме.
В конце 1941 г. он был назначен начальником лётно-испытательной станции авиационного завода № 153 в Новосибирске, а в 1942 г. - начальником лётно-испытательной станции авиационного завода № 82 в Тушино.
19.02.42 г. генерал-майор авиации Александр Туржанский был вновь арестован. 10 лет он находился под следствием и лишь 25.03.52 г. был осужден к 12 годам лишения свободы. Его освободили только после смерти Сталина. Но Борис Туржанский так и не дождался освобождения брата.
14.06.48 г. Герой Советского Союза полковник Туржанский Борис Александрович умер после тяжелой продолжительной болезни.
Похоронен в Москве, на Армянском кладбище. В городе Зарайск Московской области в честь героя установлен обелиск. В марте 1971 г. его именем был назван сверхзвуковой ракетоносец.
Герой Советского Союза (31.12.36). Награждён двумя орденами Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, медалями.
Литература:
Воробьев М.В., Титов В.Е., Храпченков А.К. Смоляне – Герои Советского Союза. – 3-е изд., доп. – М., 1982. С. 540-541
Кузнецов И.И., Джога И.М. Первые Герои Советского Союза (1936-1939). - Иркутск: Вост.-Сибирское кн. изд., 1983. С. 62-63
Яковлев С.М. Наши крылатые земляки. – Смоленск, 1962. С. 102-111

[1] Туржанский Александр Александрович (1889-1982) генерал-майор авиации (1940). Русский. В РККА с 1918 г. Участвовал в Гражданской войне. Окончил 1-ю военную авиашколу и Московскую высшую авиашколу. Командовал авиаотрядом, эскадрильей, авиабригадой, бомбардировочным авиакорпусом. В 1935 г. ему было присвоено воинское звание комдив. Награжден орденами Ленина и Красной Звезды. 23.07.38 г. арестован по обвинению в участии в военно-фашистском заговоре. 29.02.40 г. освобожден за не доказанностью обвинения и назначен помощником начальника Таганрогской военной школы летчиков по летной подготовке. 4.06.40 г. ему было присвоено звание генерал-майор авиации. С июля 1940 г. - начальник Качинской Краснознаменной военной авиационной школы им. тов. Мясникова, с августа 1941 г. – преподаватель, а затем старший преподаватель Военной академии командного и штурманского состава ВВС. 19.02.42 г. арестован по обвинению в пропаганде пораженческих настроений, клевете на командный состав Красной Армии и восхвалении германских войск. Находился под следствием до 25.03.52 г. Был осужден к 12 годам лишения свободы. Освобожден после смерти Сталина. 29.07.53 г. реабилитирован. Назначен зам. начальника кафедры бомбардировочной авиации ВВА. Окончил курсы усовершенствования при ВВА, служил преподавателем тактики ВВС в Военно-инженерной академии им. Жуковского. С ноября 1955 г. в отставке.
[2]Адриашенко Виктор Иванович (1901-1985), генерал-лейтенант авиации. Командовал 83-й иаб БВО. Участвовал в национально-революционной войне в Испании с 31.07.37 по 6.01.38 гг. Был советником командующего ВВС Северного фронта, а затем командующим истребительной авиацией. 79 летчиков 83-й иаб участвовали в национально-революционной войне в Испании. Из них 10 были удостоены звания Герой Советского Союза (в т.ч. 3 стали трижды орденоносцами, а 2 – дважды орденоносцами), а 59 стали орденоносцами (в т.ч. 30 – дважды орденоносцами). Член ВКП(б) с 1938 г. Участвовал в Великой Отечественной войне. Был зам. командующего истребительной авиацией Закавказской зоны ПВО, командовал 21-й ВА. После войны был зам. начальника Главного штаба ПВО страны.
[3] Адриашенко В.И. На Севере / Мы – интернационалисты: воспоминания сов. добровольцев – участников нац.-рев. войны в Испании. – 2-е изд., доп. – М.: Политиздат, 1986. С. 202.
[4] Каравацкий А.З. Указ. соч. С. 57.
[5] Дзержинский Феликс Эдмундович (1877-1926). Польский шляхтич. Профессиональный революционер. С 1895 г. член Социал-демократии королевства Польского и Литвы. Член ЦК РСДРП(б) в 1906-12 гг. В дореволюционный период неоднократно отбывал каторгу, сидел в тюрьме и ссылался. Провел в местах заключения в общей сложности 11 лет. Член РСДРП(б) с 1917 г. (со стажем с 1895 г.). В 1917 г. - член Московского комитета РСДРП(б), исполкома Московского совета рабочих и солдатских депутатов, а затем - член Петроградского Военно-революционного комитета. С 1917 г. - член Президиума ВЦИК и член коллегии НКВД РСФСР. В 1917-22 гг. - председатель ВЧК, одновременно в 1919-23 гг. - нарком внутренних дел РСФСР и председатель Военного совета войск ВОХР, с 1920 г. – председатель комитета по всеобщей трудовой повинности, в 1921-24 гг. - нарком путей сообщения и председатель комиссии по улучшению жизни детей. В 1922-26 гг. - председатель ГПУ при НКВД РСФСР, затем председатель ОГПУ при СНК СССР, одновременно с 1924 г. председатель ВСНХ СССР. Участвовал в Гражданской и советско-польской войнах. Награжден орденом Красного Знамени. С 1917 г. – член ЦК, с 1924 г. - кандидат в члены Политбюро ЦК, в 1921-24 гг. - член Оргбюро ЦК, в 1924-25 гг. - кандидат в члены Оргбюро ЦК РКП(б). Член ВЦИК и ЦИК СССР. Умер от сердечного приступа после речи на пленуме ЦК. Похоронен на Красной площади в Москве.
[6] Полковник Б.А. Туржанский и лейтенанты П.А. Антонец, К.Г. Баранчук, С.Г. Булкин, П.А. Гончаров, А.И. Кетов, Н.Т. Петрухин, А.В. Плетюхин, В.Т. Сахранов и П.Т. Семенов. За мужество и героизм 1 человек был удостоен звания Герой Советского Союза, 3 были награждены двумя орденами Красного Знамени, а 6 – одним орденом Красного Знамени.
[7] Адриашенко В.И. Указ. соч. С. 202.
[8] Абросов С.В. Указ. соч. С. 156.

Оффлайн Правдолюб

  • Старший форумчанин
  • ****
  • Сообщений: 667
  • Предупреждения 0
  • Пол: Мужской
    • Герои страны
    • E-mail
Опять неточности...
« Ответ #39 : 12 Март 2010, 09:24 »
Вообще-то 26 февраля 1900 года - это дата рождения Б.А.Туржанского по старому стилю, о чём он сам пишет в своей автобиографии.
http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=665

Нефедов

  • Гость
Re: судьба Александра
« Ответ #40 : 12 Март 2010, 23:56 »
О среднем брате Александре Туржанском:

«Мы очень мало летали. Ну, а тут еще чехарда с руководящими кадрами. Ну, скажем, у нас был начальник училища генерал-майор авиации Туржанский (см. дополнение), и его вдруг посадили.
- А за что?
Мы же курсанты, откуда нам знать: Его не расстреляли. После войны реабилитировали. Кстати сказать, его могила у нас здесь, в Монино. Было два брата Туржанских. Мы уже в Красном Куте были, и вдруг прилетел к нашему начальнику его брат. Наш начальник училища генерал-майор, а его брат - комбриг, звание Героя Советского Союза получил за Испанию.
- Со старым званием еще.
Да. Комбриг. У нашего было две звездочки: А у того один ромб.
И мы курсанты, пацаны шестнадцать-семнадцать лет, удивлялись почему это так. Но информацию, откуда нам было взять...
Через некоторое время к нам начальником училища приехал генерал-лейтенант авиации, Денисов, дважды Герой Советского Союза. Он еще до войны получил дважды героя. Одного Героя получил за Испанию, а второго - если мне не изменяет память - за Финскую войну.
Он оказался большим любителем выпить... Очень... А делами школы не занимался, и все пошло вразброд. И летали мы, как говорится - "в час по чайной ложке". Потом спустя какое-то время на его место прибыл с фронта командир дивизии полковник Симоненко. Вот он навел порядок. “.
http://www.iremember.ru/content/view/931/2/1/1/lang,ru/

Документы прошлого
Редактор и ведущий Анатолий Стреляный
Из предвоенной почты Ворошилова 1941 г.
Письмо летчика-испытателя.
"Заместителю Председателя Совета Народных Комиссаров
Маршалу Советского Союза тов. Ворошилову К.Е.
Дорогой товарищ Маршал!
Шестого февраля, когда я уезжал из Качи, меня просил Нач-к школы Генерал-Майор тов. Туржанский, чтобы я выяснил, как ему обучать т. Фрунзе: нормально ускоренным темпом, как всех курсантов и выпустить его сержантом, или задержать на год дольше, дать несколько больше полетов на боевом самолете и выпустить младшим лейтенантом.
Держать лишний год в школе, - это мало, что даст хорошего.
Я считаю, что необходимо дать такую установку, поскольку их там отдельная группа - сын т. Микояна, т. Ярославского и друг., пусть их обучают нормально, как всех курсантов. Только к концу, когда они будут проходить полеты на боевом самолете, дать им налетать не семь часов, как это положено в школе, а часов 14-15, чтобы они под руководством своего инструктора, который их хорошо знает, хорошо закрепили технику пилотирования на боевом самолете.
С коммунистическим приветом: летчик-испытатель С.Супрун.
"10" февраля 1941 года".
На заявление имеется резолюция: "Это правильно, написать т. Туржанскому. К.Ворошилов. 12/II-41".
http://archive.svoboda.org/programs/hd/2002/hd.062902.asp

Репрессии в Красной Армии
“...147. Туржанский Александр Александрович (1898-02.07.1982) комдив, генерал-майор авиации, член ВКП(б) с 1937, русский, 1937 командир 2-го тяжелобомбардировочного авиакорпуса Белорусского ВО, репрессирован 23.07.1938-29.02.1940г., освобожден, помощник начальника Таганрогской школы летчиков по летной подготовке, 1940-1941 начальник качинской авиационной школы, 1941-1942 преподаватель, старший преподаватель Военной академии командного и штурманского состава ВВС РККА, арестован 19.02.1942г., приговор ВКВС 25.03.1952г. 12 лет ИТЛ, реабилитирован 20.07.1953г., заместитель начальника кафедры бомбардирочной авиации Военно-воздушной академии, преподаватель тактики ВВС Военно-воздушной инженерной академии...»
http://rkka.ru/handbook/personal/repress/komdiv.htm


Нефедов

  • Гость
Re: судьбы братьев Туржанских
« Ответ #41 : 14 Март 2010, 22:03 »
Фотографии из архива Юрия Борисовича Туржанского, опубликованы в журнале "Авиация и спорт", 2007, в|-6 к статье "Служение отчизне".

 
№1 Борис Туржанский
№2 Александр Туржанский
№3 Слева направо в первом ряду: Смушкевич Я., Туржанский Александр, Лакеев Иван., Туржанский Борис.,(во втором ряду представитель местной власти).
№4 Борис Туржанский стоит в центре (без головного убора)
№5 Борис Туржанский стоит слева восьмой (у двоих не видно лиц, это впоследствии  репрессированные командиры)
№6 Б. Туржанский
« Крайнее редактирование: 26 Март 2010, 01:20 от Володя »

Нефедов

  • Гость
Re: Не хватает Павла...
« Ответ #42 : 26 Март 2010, 08:05 »
Постараюсь в ближайшее время разместить полностью текст статьи "Служение Отечеству" и разместить оставшиеся две фотографии из неё.

николай

  • Гость
Re: АВИАЦИЯ, ЕЙСК, история, жизни, судьбы...
« Ответ #43 : 26 Март 2010, 15:54 »
Правдолюбу:
По поводу реприз по Туржанским:
Не надо путать хотя- бы этот раздел ветки с серпентарием.
С мессианством -прошу на ветку «религия-опиум-или…»

Нефёдову: крайний пост прошу  удалить.

« Крайнее редактирование: 26 Март 2010, 16:23 от Николай »

Оффлайн Правдолюб

  • Старший форумчанин
  • ****
  • Сообщений: 667
  • Предупреждения 0
  • Пол: Мужской
    • Герои страны
    • E-mail
Анатолий Степанович Волков
« Ответ #44 : 26 Март 2010, 18:56 »
Удалось найти биографию штурмана А.С.Волкова. Жаль, что такая личность напрочь забыта в истории Ейска:



ВОЛКОВ
Анатолий  Степанович
1910–около 1980

Родился 2 (15) октября (по другим данным – 3 (16) октября) 1910 года в деревне Ельник ныне Кирилловского района Вологодской области. В 1921 году окончил 4 класса школы в селе Талицы (Кирилловский район Вологодской области). С 1926 года жил в Москве. Работал учеником слесаря на заводе Мосстроя.
В армии апреля 1932 года. В ноябре 1934 года окончил авиационное отделение Одесской школы тяжёлой артиллерии и был направлен в Ейск. В декабре 1935 года окончил курсы штурманов при Ейской ВАШМЛ. 14 декабря 1935 года А.С.Волкову было присвоено воинское звание «лейтенант» и он был назначен штурманом корабля в Ейскую ВАШМЛ.
В марте 1937 года прикомандирован к авиационной полярной экспедиции, созданной для высадки на Северный полюс дрейфующей станции. 5 мая 1937 года в составе экипажа П.Г.Головина первым в стране пролетел над Северным полюсом. 27 июня 1937 года награждён орденом Красной Звезды.
Выпускник Ейской школы Анатолий Степанович Волков – первый отечественный штурман, проложивший самолёту курс над Северным полюсом.
После возвращения из полярной экспедиции с июля 1937 года вновь был штурманом корабля в Ейской ВАШМЛ.
С июля 1938 года – штурман корабля Рязанских курсов усовершенствования. 10 июля 1939 года присвоено воинское звание «старший лейтенант». Участник боёв на реке Халхин-Гол в июне-сентябре 1939 года.
С февраля 1940 года – штурман-испытатель эскадрильи спецслужб Научно-испытательного института ВВС. Проводил испытания различного навигационного и радиооборудования на самолётах ТБ-3, СБ, Ил-4, Пе-8 и других.
Участник Великой Отечественной войны. В августе 1941-марте 1942 – штурман авиаэскадрильи 96-го дальнебомбардировочного авиационного полка (Западный фронт). Участвовал в оборонительных боях под Смоленском и обороне Москвы, совершил несколько десятков боевых вылетов на бомбардировщике Ил-4. 11 сентября 1941 года награждён орденом Красного Знамени, 25 сентября 1941 года присвоено воинское звание «капитан». В марте 1942 года был легко ранен. В марте-сентябре 1942 – штурман корабля 746-го авиационного полка дальнего действия. Участвовал в нанесении бомбовых ударов по глубоким тылам противника, совершил несколько боевых вылетов на бомбардировщике Пе-8.
В начале сентября 1942 года был отстранён от лётной работы по состоянию здоровья и отправлен в тыл. Вскоре получил назначение на должность старшего штурмана 297-й истребительной авиационной дивизии (Забайкальская армия ПВО).
Участник советско-японской войны 1945 года. В должности старшего штурмана 297-й истребительной авиационной дивизии ПВО участвовал в Хингано-Мукденской операции. 28 августа 1945 года награждён медалью «За боевые заслуги», 15 сентября 1945 года присвоено воинское звание «майор».
После окончания боевых действий на Дальнем Востоке продолжал службу на прежней должности (в Чите). В 1949 году присвоено воинское звание «подполковник». В 1951 году окончил Краснодарскую высшую офицерскую школу штурманов ВВС. С января 1952 года – старший штурман 181-й истребительной авиационной дивизии (в Таврическом военном округе).
В марте 1952 года переведён на должность штурмана Главного пункта управления и наведения 22-й воздушной армии (в Северном военном округе). С апреля 1953 года – дежурный офицер – штурман 285-го истребительного авиационного полка (26-я истребительная авиационная дивизия, Северный военный округ). С июля 1953 года подполковник А.С.Волков – в запасе.
Жил на станции Заветы Ильича Пушкинского района Московской области. Умер между 1978 и 1985 годами.
Подполковник (1949). Награждён орденом Красного Знамени (11.09.1941), 2 орденами Красной Звезды (27.06.1937, 30.04.1947), 2 медалями «За боевые заслуги» (3.11.1944, 28.08.1945), другими медалями.

 


Статистика посещений Карты посещений сайта