Автор Тема: Первая мировая война  (Прочитано 15123 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Samurai

  • Ветеран форума
  • *****
  • Сообщений: 10757
  • Предупреждения 0
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • Информационный ресурс
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai
Первая мировая война
« : 28 Декабрь 2009, 16:19 »
Начало этой темы можно почитать на архивном форуме
« Крайнее редактирование: 29 Сентябрь 2012, 03:19 от Володя »
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Нефедов

  • Гость
Re: От Туржанского к Фёдорову
« Ответ #1 : 08 Март 2010, 01:05 »
Жизнь Ивана Евграфовича Фёдорова переплелась с многими судьбами людей, верно служивших Родине многие десятилетия.
В книге В. В. Шалагинова "Боевой королевский разворот" есть большая цветная фотография И. Фёдорова с Юрием Туржанским сыном Бориса Туржанского, друга Фёдороа.. Фамилия братьев Туржанских в авиационном мире известная. Борис Туржанский за участие в гражданской войне в Испании получил звание ГСС, полковник, был лётчиком-испытателем (при  полном отсутствии зрения на один глаз, которое потерял в Испании). Второй брат - Александр Александрович Туржанский, генерал-майор авиации, считающийся основателем штурмовой авиации, дважды отсидевший в лагерях, реабилитированный, внёс большой вклад в становление советской авиации.
Оба брата скрыли, заполняя автобиографии и учётные листы личного дела при поступлении в РККА о том, что у них был старший брат Павел, лётчик морской авиации, пожалуй самый титулованный морской лётчик Первой мировой. В ссправочной литературе, составленной политизированными историками авиации в советское время о Павле Туржанском не писали, не было данных о нём в личных делах братьев Туржанских. В 90-е годы информация была очень скудная, крохи.
В инете есть такие данные:
"ГЕРОЙ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ И МОРСКОЙ ЛЕТЧИК П.А. ТУРЖАНСКИЙ
В.Л. ГЕРАСИМОВ   

Знакомясь с «Мартирологом русской военно-морской эмиграции по изданиям 1920-2000 гг.», который увидел свет в 2001 г., особый интерес вызвали у меня морские офицеры Российского Императорского флота, которые участвовали в годы Первой мировой войны в качестве летчиков и летчиков-наблюдателей морской авиации Балтийского и Черноморского флотов.

Мое внимание привлекла информация на 137 странице мартиролога, из которой следовало, что кавалер ордена Св. Георгия 4-й степени, морской летчик Павел Александрович Туржанский, брат известного советского военного летчика, Героя Советского Союза Б.А. Туржанского, погиб 9 сентября 1944 г. в Бресте1 (французском. - В.Г.).

Из двухтомника «Герои Советского Союза» я узнал, что Борис Александрович Туржанский родился 26 февраля 1900 г. в Смоленске в семье служащего, звание Героя Советского Союза получил в декабре 1936 г., участвовал в Великой Отечественной войне и умер 14 июня 1948 г. в Москве.
Далее была работа в Российском государственном архиве Военно-Морского Флота в Санкт-Петербурге. Готовя материал о морских авиаторах России, ставших в Первую мировую войну Георгиевскими кавалерами - награжденными орденом Св. Георгия 4-й степени или Георгиевским оружием с надписью «За храбрость» - я уже не мог пройти мимо личности лейтенанта Российского военного флота П.А. Туржанского. Большую помощь при этом мне оказал послужной список морского авиатора, в котором были отражены основные факты биографии этого храброго человека и отличного летчика отечественной морской авиации периода Первой мировой войны.

Павел Александрович Туржанский родился 25 сентября3 1888 г., являлся потомственным дворянином Радомской губернии и ее уроженцем4. А вот в разделе «Где воспитывался» значится, что будущий герой Первой мировой войны воспитание получил «в Смоленском реальном училище и в Морском корпусе». Эта запись, сделанная в архивном документе, подчеркивает связь П.А. Туржанского со Смоленском. Пусть он родился не в этом славном русском городе, где появился на свет его родной брат (разница в возрасте у братьев более 11 лет. - В.Г.), зато часть жизни он провел на Смоленщине и начальное образование получил в реальном училище города Смоленска.

По окончании Морского корпуса П.А. Туржанский Высочайшим приказом по Морскому ведомству от 19 декабря 1911г. за № 1078 был произведен по экзамену в чин «мичмана». Далее последовала служба на линейном корабле «Слава», входившем в боевой состав Балтийского флота.

В августе 1913 г. молодой офицер получает разрешение держать экзамен для поступления на офицерский теоретический курс авиации при Санкт-Петербургском Политехническом институте имени Императора Петра Великого, а в марте следующего года он приступает к обучению на этих авиационных курсах.

Упорство офицера в освоении авиационного дела получило достойное завершение 24 сентября 1914 г. «Согласно статьи 63-й Положения о службе авиации в службе связи, морской министр утвердил в звании «Морского летчика» мичмана Туржанского». В декабре того же года Павел Александрович был произведен в лейтенанты.

В качестве морского летчика морской офицер П.А. Туржанский особенно проявил себя в кампании 1916 года, когда морская авиация Балтики была наиболее активным боевым средством среди сил отечественного флота на Балтийском морском театре военных действий.

В Приказах по Морскому ведомству содержится один документ, напрямую касающийся нашего героя. «Государь Император, в 3-й день сего декабря Всемилостивейше соизволил утвердить пожалование 20 сентября 1916 года командующим флотом Балтийского моря, согласно удостоению местной Георгиевской Думы, нижеследующим лицам, ордена Св. Георгия 4-й степени: ... лейтенанта Туржанского ...».

К сожалению, в самом приведенном выше приказе № 855 за 1916 г. не указывается, за что конкретно получил высший военный орден Российской империи Павел Александрович Туржанский. Однако в послужном списке офицера этот его подвиг конкретизирован.

Являясь командиром воздушного отряда авиации Балтийского флота, лейтенант П.А. Туржанский «находясь под действительным огнем в сражении с неприятельскими гидроаэропланами ... поднялся в воздух с двумя гидроаэропланами и атаковал противника огнем с близкой дистанции последовательно семь неприятельских аппаратов, которые отражали атаку также из пулеметов. Результат этой атаки был сбитый лейтенантом Туржанским неприятельский аппарат, который, опустившись на воду, сгорел».

Вообще за годы войны морской офицер П.А. Туржанский получил практически все награды, которых мог удостоиться офицер его чина: кроме ордена Св. Георгия 4-й степени, он был награжден орденами Св. Владимира 4-й степени с мечами и бантом, Св. Станислава 2-й степени с мечами, Св. Станислава 3-й степени с мечами и бантом, Св. Анны 3-й степени с мечами и бантом, Св. Анны 4-й степени с надписью «За храбрость» (аннинским оружием. - В.Г.).

Вдумайтесь только, дорогой читатель. Офицер получил шесть орденов за две кампании войны - 1915-го и 1916-го годов - и все ордена боевые: офицерский Георгий и остальные ордена с мечами. Такого набора боевых наград в отечественной морской авиации больше не имел никто. Среди других наиболее отмеченных наградами летчиков морской авиации был еще старший лейтенант Сергей Андреевич Лишин, который имел Георгиевское оружие, ордена Св. Георгия 4-й степени, Св. Владимира 4-й степени с мечами и бантом, Св. Станислава 3-й степени и Св. Анны 3-й степени с мечами и бантом12. Но у Яншина не было орденов Св. Станислава 2-й степени с мечами и Св. Анны 4-й степени с надписью «За храбрость», а орден Св. Станислава был «не боевой», т.е. без мечей и банта. Таким образом, получается, что Павел Александрович Туржанский в годы Первой мировой войны стал самым отмеченным за боевые заслуги офицером морской авиации Российского военного флота.

В кампании 1917 года, как следует из архивных материалов, офицер руководил 1-м воздушным дивизионом 1-й воздушной бригады воздушной дивизии Балтийского флота.

Дальнейшая судьба блестящего морского офицера Российского Императорского флота автору этого материала, к сожалению, не известна. Судя по вышеуказанному мартирологу, после 1917 г. он разделил судьбу многих офицеров Российского военного флота и оказался в эмиграции. Но глубоко символичен тот факт, что оба брата Туржанских были храбрыми отечественными летчиками и отличились при защите своей Родины, о чем красноречиво свидетельствует орден Св. Георгия и иные боевые ордена старшего брата и Золотая Звезда Героя Советского Союза младшего из братьев Туржанских".

А есть ли у морских лётчиков ЕВВАУЛ информация о Павле Туржанском?
 C ув. Борис Нефёдов

Оффлайн Правдолюб

  • Старший форумчанин
  • ****
  • Сообщений: 667
  • Предупреждения 0
  • Пол: Мужской
    • Герои страны
    • E-mail
Пока что это только версия...
« Ответ #2 : 08 Март 2010, 01:10 »
Уж очень легко делается вывод о родстве Туржанских... Ни одного документа нет, совпадает только отчество и фамилии, а также факт жизни на определённом этапе в Смоленске, и всё - версия готова...
Но пока что это только версия, но не исторический факт!

Нефедов

  • Гость
Re: Павел старший брат
« Ответ #3 : 08 Март 2010, 03:27 »
Борис и Александр Туржанские скрыли правду о старшем брате Павле, а то не видать бы им звания ГСС, званий полковника и ген.-майора. Удивительно, что чекисты и архивисты ЦАМО не выявили эту ложь. Фамилия редкая, Павел в 1-ю Мировую был известный лётчик.
Сейчас уже известно, что в Гражданскую он служил у белых, но не лётчиком. Погиб в 1944 г. во Франции сражаясь в отрядах маки с немцами.
Вот так и о И.Е. Фёдорове многие версии станут когда-нибудь историческим фактом.

Нефедов

  • Гость
Re: Три брата лётчика..
« Ответ #4 : 08 Март 2010, 06:21 »
На форуме Русской линии где обсуждалась статья «Всё гаже и гаже и гаже», 3 мая 2009 г.  приводилась в защиту Фёдорова часть воспоминаний об отце Юрия Туржанского (из журнала «Авиация и спорт» №6, июнь 2007 г. стр. 89-91).
 Не было начала  статьи, которая начинается так: «Борис Александрович Туржанский родился в 1900 г. в городе Смоленске в семье помощника начальника Смоленского почтового телеграфного округа Александра Александровича Туржанского. Отец Бориса был единственный в семье гражданский человек. Мать его — Евгения Павловна Туржанская — известная в своё время писательница. В личной библиотеке Льва Николаевича Толстого находилось 9 книг Е.П. Туржанской. У Бориса было два старших брата Павел и Александр. Старший Павел учился в Морском корпусе и в 1911 г. был произведён в мичманы. В 1914 г. Павла окомандировали в Качинскую авиационную школу, где в 1915 г. он получил звание морского лётчика. За участие в боевых действиях во время I Мировой войны Павла наградили пятью орденами.
  Во время II Мировой войны Павел погиб во Франции в районе г. Брест в 1944 г.».
Так что были три брата Туржанские, лётчики. Морской лётчик Павел в 1919-1920г.г. командовал танком в Северо-Западной армии генерала Юденича. В 1920г. на тральщике "Китобой" с группой офицеров совершил поход из Ревеля в Бизерту (Тунис).
В 30-40 годах проживал во Франции. Об этом периоде ничего не известно. Может кто знает?
Борис Нефёдов.

Оффлайн Правдолюб

  • Старший форумчанин
  • ****
  • Сообщений: 667
  • Предупреждения 0
  • Пол: Мужской
    • Герои страны
    • E-mail
Так ли уж три брата лётчика...
« Ответ #5 : 08 Март 2010, 08:50 »
На форуме Русской линии где обсуждалась статья «Всё гаже и гаже и гаже», 3 мая 2009 г.  приводилась в защиту Фёдорова часть воспоминаний об отце Юрия Туржанского (из журнала «Авиация и спорт» №6, июнь 2007 г. стр. 89-91).
Совершенно непонятно, на чём базировался автор статьи, утверждая, что в семье было три брата... Опять-таки, версия и не более того...
Вот будет смешно, когда после просмтра личного дела П.А.Туржанского, выяснится, что его родителей звали не Александр Александрович и не Евгения Павловна.

Нефедов

  • Гость
Родителей звали так как звали. А два брата скрывали что они дети потомственого дворянина. И любимый брат, их кумир, пример для выбора лётной профессии - тоже пришлось скрывать, что он за рубежом. Скрывать пришлось и от детей и от жён.
Не мучайтесь сомнениями, они лжецы вынужденные, поневоле. За Правду можно было умереть с голоду и никто бы не заметил.


Нефедов

  • Гость
Re: Уточнение текста о Павле
« Ответ #7 : 10 Март 2010, 00:57 »
Галина, даю уточнённый текст о П. Туржанском (8 марта глючил комп. и
в подарочном сообщении на ветке у Николая и Володи часть текста утрачена. Кое-что сейчас добавил. Всё таки о П. Туржанском лучше быть здесь, после статьи Герасимова. (В ней, кстати, указано, что лётчик награждён шестью орденами, а в справке пять, автор не знает о третьем брате — Александре,  обратите на это внимание). Итак, повторный текст бонуса: 
   
  Павел Александрович Туржанский родился 21(25) сентября 1888 года в г. Радом (сейчас территория Польши). Православный. Потомственный дворянин. Отец — Александр Александрович Туржанский — чиновник почтово-телеграфного округа (на 1907 год — помощник начальника Смоленского почтово-телеграфного округа, статский советник).
  Закончил Смоленское реальное училище. Осенью 1907 года поступил в Морской корпус в старший общий класс. 9 сентября 1908 года зачислен на действительную службу гардемарином. 11 апреля 1911 года произведён в корабельные гардемарины. 6 декабря 1911 года произведён в мичманы.
1912 — 1913 г.г.-вахтенный начальник транспорта «Анадырь», заградителя «Онега», заградителя «Ладога», броненосного крейсера «Рюрик», заградителя «Нарова».
   31 марта 1914 года откомандирован к Балтийскому флотскому экипажу на время прохождения теоретического курса Авиации в С.-Петербургском Политехническом институте Императора Петра Великого. 3 июля 1914 года по окончании теоретического курса зачислен в авиационную Школу авиации отдела воздушного флота — Севастополь. 8 июля 1914 г. совершил первый самостоятельный полёт на аппарате системы «Фарман-4». 19 июля 1914 года телеграммой  Начальника службы связи Балтийского флота откомандирован в город Ревель и назначен начальником наблюдательного поста Люзерорт. 5 декабря 1914 г. приказом Начальника Приморского фронта крепости Петра Великого и Начальника службы связи  возвращён к занятиям по обучению на звание морского лётчика при 3-й авиационной станции Южного района с назначением к несению боевого дежурства.
   24 марта во время учебного полёта над Бумажным озером упал вместе с аппаратом с высоты 35 метров, получив удар об аппарат шеи спереди и сзади.
   11 сентября 1915 г. приказом Морского министра утверждён в звании морского лётчика с 14 августа 1915 года. Лейтенант — 6 декабря 1915 г. С 11 апреля 1916 г. служит в составе 2-й авиационной станции.
За участие в боевых действиях во время Первой мировой войны награждён орденами:
Анна 4 ст. с надписью «За храбрость» (28.05.1916 г.)
Станислав 3 ст. с мечами и бантом (11.01.1916 г.)
Владимир 4 ст. с мечами и бантами  (11.09.1916 г.)
Св. Георгий 4 ст. (09.1916 г.)
Станислав 2 ст. с мечами (06.10.1916 г.)
31 декабря 1916 года назначен начальником воздушного отряда.

1919 — 1920 г.г. - командует танком в Северо-Западной армии генерала Юденича.
1920 г. - на тральщике «Китобой» с группой офицеров совершает поход из Ревеля в Бизерту (Тунис).
В 30-е -40-е  г.г. Проживал во Франции.
Погиб 9 сентября 1944 г. в районе Бреста (Франция)

Библиография:
1.Российский Государственный архив ВМФ — фонд 406, опись 9, дело № 4265, фонд 432, опись 2, лело № 2146
2.Бюллетень Общества Русских морских офицеров в Америке № 2/119 от 15 августа 1969 г. стр. 44
3.Журнал «Морские записки» № 59, 1965 г., Нью-Йорк стр. 52

Выписка из личного дела во время обучения в Морском корпусе.
« Способности средние, старателен, характер мягкий.»
…  «Безукоризненный юноша, очень нравственный, дисциплинированный, воспитан и очень аккуратен, даже внешне без всякого франтовства.»

Из грамоты на орден Святого Георгия — 4 степени.
«Начальствуя над авиационным отрядом и находясь под действительным огнём сброшенных с неприятельских гидроаэропланов бомб по авиационной станции, поднялся в воздух с двумя гидроаэропланами и атаковал пулемётным огнём с близкой дистанции последовательно 7 неприятельских аппаратов, которые отражали атаку также из пулемётов. Результатом этой атаки был сбитый лейтенантом Туржанским неприятельский аппарат, который опустившись на воду сгорел».

Примечание: даты до 1918 года по старому стилю.

Мною, Нефёдовым, использована «Биографическая справка на Туржанского Павла Александровича» подготовленная в 1999 г. младшим научным сотрудником Центрального музея Вооружённых Сил Савиным А.Ю.
С ув.-м, Нефёдов Борис 09.03.2010 г.



Оффлайн Правдолюб

  • Старший форумчанин
  • ****
  • Сообщений: 667
  • Предупреждения 0
  • Пол: Мужской
    • Герои страны
    • E-mail
Вопросики по биографии П.А.Туржанского
« Ответ #8 : 10 Март 2010, 10:31 »
1) Как может быть дата рождения 21 (25)  сентября 1888 года?
2) П.А.Туржанский никакого отношения к Ейску не имеет, т.к. окончил Качинскую школу.
3) Он запросто мог быть СВОДНЫМ братом Туржанских, поэтому они о нём могли и не знать...

Нефедов

  • Гость
Re:П. Туржанский в истории авиации
« Ответ #9 : 10 Март 2010, 21:53 »
Галина!
В виртуальном музее ЕВВАУЛ размещена фундаментальная работа
«ИСТОРИЯ АВИАЦИИ В РОССИЙСКОМ ИМПЕРАТОРСКОМ ФЛОТЕ
  (1890-1917)».
В разделе «АВИАЦИЯ БАЛТИЙСКОГО МОРЯ» имя морского лётчика Павла Туржанского встречается трижды:

«Щербачев был назначен начальником воздушного дивизиона в Ревеле, и ему было поручено оборудование воздушной станции на Бригитовке и прочие организационные дела.
Для создания плавучей базы Дудоров, в содействии с инженером Шишковым, выбрали в декабре 1914 г. пассажирский пароход «Императрица Александра», стоявший в Петроградском порту. Пароход этот, делавший раньше рейсы между Петербургом и Англией, был приобретен в казну и перестроен в авиаматку с переименованием в «Орлицу». Он был зачислен во 2-ой ранг судов и в разряд учебных судов, т.к. категории авиаматок во флоте тогда не было и, возможно, с целью скрыть его настоящее назначение. Б. П. Дудоров был назначен командиром «Орлицы». Судно стояло во льду, недалеко от Гутуевского о-ва, на котором Путиловский завод, ее перестраивавший, устроил временные мастерские.
Офицерский состав «Орлицы» был следующий: старший офицер, ст. лейт. Л. С. Кавелин, ст. штурман, лейт. Кунаков, ревизор—мичман Прозоров, ст. инж. мех. кап. 2 р. Н. Н. Щапкин, вахтенные начальники: мичман В. Ролль и подпор. В. Петров, старший врач—доктор А. Мясоедов.
Корабль имел на борту «действующий» отряд из 4-х готовых к спуску лодок и 4-х запасных, находившихся в трюмах со снятыми крыльями. Этим «Судовым Авиационным Отрядом» командовал лейт. И. С. Краевский при летчиках: инж. мех. лейт. В. Е. Звереве и мичманах П. А. Туржанском и В, А. Штральборн. ..»

«Дежурства на Цереле не возобновлялись из-за недостатка аппаратов, да и станция была слишком открыта и для нападения с моря. Несколько позже, ввиду бездействия неприятеля, полеты из Цереля возобновились. «Орлица - перешла туда 21 августа, в более укрытое место у деревни Менто. На Виндаву был произведен налет 20 августа. Вылетели летчики 1-го судового отряда «Орлицы»:
лейт. Краевский, лейт. Зверев, мичманы Туржанский и Штральборн и летчики 2- го авиационного отряда: лейтенанты Литвинов, Лишин и Нагурский и авиационный кондуктор Еременко. Старший офицер «Орлицы» ст. лейт. С. Л. Кавелин пошел наблюдателем. Два из вылетевших аппаратов не долетели до Виндавы. Гидро мичмана Штральборн вернулся из-за порчи мотора, а аппарат лейт. Лишина сел на воду недалеко от «Прозорливого». Атакующие гидро были обстреляны сильным шрапнельным огнем. Лейт. Зверев был вынужден сесть на воду близ Виндавы. После уничтожения аппарата Зверев и Кавелин были взяты в плен.».

Численность боевого состава Воздушной Дивизии Балтийского флота определялась в начале 1916 года в 106 самолетов. С весны этого года немецкая авиация пополнилась более быстроходными Фоккерами, вооруженными пулеметами. Несмотря на то, что наша авиация стала получать «девятки», тоже вооруженные пулеметами, немецкая авиация стала брать перевес.

«13 июня произошел бой 3-х наших аппаратов с 2-мя немецкими. С Цереля вылетели Штральборн и Корольков, а Зайцевский вылетел из Аренсбурга. Штральборн вынужден был сесть на воду из-за порчи мотора и, будучи на буксире у катера, был атакован уже 4-мя немцами, сбросившими на него бомбу и обстрелявшими его из пулемета. Вылетевшие на подмогу из Цереля Туржанский и Величковский атаковали немцев, подбив один Альбатрос, севший потом на воду, подобрали товарищей и сожгли аппарат.».
C ув.-м Нефёдов,
Слава русским лётчикам Первой мировой!

Оффлайн Правдолюб

  • Старший форумчанин
  • ****
  • Сообщений: 667
  • Предупреждения 0
  • Пол: Мужской
    • Герои страны
    • E-mail
Вопросиков в упор не видим..
« Ответ #10 : 10 Март 2010, 22:12 »
Так какая же всё-таки дата рождения у П.А.Туржанского?

Нефедов

  • Гость
Re: Галина, дерзайте
« Ответ #11 : 11 Март 2010, 00:27 »
Гражданин Симонов, в упор не видите что "Мною, Нефёдовым, использована «Биографическая справка на Туржанского Павла Александровича» подготовленная в 1999 г. младшим научным сотрудником Центрального музея Вооружённых Сил Савиным А.Ю." Даты рождения из справки. Все вопросы к Савину А.Ю. который подготовил справку на запрос Ю.Б. Туржанского. В семье Туржанских хранились скрытые от кадровиков РККА кое-какие сведения о Павле. Обсуждение с Вами вопросов о сводных братьях, отчествах родителей и т.п. бессмысленны, потеря времени, которое надобно использовать на обсуждение ваших пасквилей на И.Е. Фёдорова.
 Для имеющей доступ к питерским архивам Галины, есть возможность хотя бы кратко дать в журнале "Авиапарк" информацию о трёх братьях Туржанских. Эта тема пока не толком не разработана и полезна знатокам. Пожелаем успехов Гале за её подвижнический труд.

Оффлайн Правдолюб

  • Старший форумчанин
  • ****
  • Сообщений: 667
  • Предупреждения 0
  • Пол: Мужской
    • Герои страны
    • E-mail
Однако, как всё удобно...
« Ответ #12 : 11 Март 2010, 01:08 »
Гражданин Симонов, в упор не видите что "Мною, Нефёдовым, использована «Биографическая справка на Туржанского Павла Александровича» подготовленная в 1999 г. младшим научным сотрудником Центрального музея Вооружённых Сил Савиным А.Ю." Даты рождения из справки. Все вопросы к Савину А.Ю. который подготовил справку на запрос Ю.Б. Туржанского.
То ли Вы, г.Нефёдов, так глупы, что не видите явных ошибок, то ли умышленно их тиражируете... Очень удобная позиция...

Нефедов

  • Гость
Re: "Орлица" и П. Туржанский
« Ответ #13 : 12 Март 2010, 21:14 »
Галина!
Буду Вам благодарен, если на данной теме разместите фотографии «Орлицы», с борта которой мичман Павел Александрович Туржанский и его товарищи отправлялись в бой с немецкими лётчиками. Фотографии есть на форуме ЕВВАУЛ в разделе «Крылья над морем», тема «Забытый дивизион или жизнь и судьбы Ковин-Керберов» (№№ 021 и 022 в посте от 22.07.2009).
Может быть и на групповых фотографиях 1915-1916 годов на той же теме  есть пока не опознанный русский лётчик Первой Мировой Павел Туржанский, старший брат советских лётчиков Александра и Бориса Туржанских.
Рукописи не горят?
Борис Нефёдов. 

Оффлайн Samurai

  • Ветеран форума
  • *****
  • Сообщений: 10757
  • Предупреждения 0
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • Информационный ресурс
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai
Re: Первая мировая война
« Ответ #14 : 12 Март 2010, 23:27 »
Рукописи, конечно, не горят. Но с Балт флота у меня фотографий в личных Архивах мало. А того времени и тем более. Может, позже появятся.


"авиаматка "Орлица"
Фото из Архива В.Л.Корвин- Кербера http://forum.evvaul.com/index.php?topic=1087.10



"По заявкам трудящихся"  :)
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Нефедов

  • Гость
Re: "Орлица"
« Ответ #15 : 13 Март 2010, 08:42 »
Спасибо за фотографии! Память об «Орлице» живёт:
«В условиях повышенной боевой активности морская авиация уже не ограничивалась одной только разведкой: круг ее боевых задач стал неуклонно расширяться, потребовались авианесущие корабли. Какими же представлялись они специалистам тех лет? Здесь были возможны разные решения в зависимости от того, для каких аэропланов предназначался авианесущий корабль - для сухопутных с колесным шасси или для гидросамолетов. В первом случае требовался авианосец, способный выполнять все три основные функции аэродрома; служить для взлета и посадки, быть местом хранения самолетов и обеспечивать их ремонт и обслуживание. Во втором был нужен корабль, способный выполнять только две функции: хранение и обслуживание машин: взлет же и посадка выполнялись с водной поверхности. Такие корабли назывались тогда по-разному: гидрокрейсер, авиатранспорт или авиаматка. Накануне первой мировой войны авианесущие корабли второго типа представлялись наиболее простым, быстрым и дешевым решением новых задач морской авиации. Первым из них стала <Орлица>, вступившая в строй Балтийского флота в феврале 1915 года. Переоборудованная из парохода <Императрица Александра>, она имела на верхней палубе два ангара, вмещавших по два гидросамолета; еще один аппарат находился в разобранном виде в трюме. На корабле имелись необходимые для самолетов запасы авиабомб, бензина и масла, а также слесарная, сборочная, моторная и деревообделочная мастерские. Самолеты спускали на воду и поднимали на борт с помощью двух стрел и электромоторов. Над машинным и котельным отделениями была натянута сеть для защиты палубы от вражеских авиабомб. Осенью 1915 года немцы стали широко применять для бомбардировки с воздуха гидроаэропланы, и вот тут-то <Орлица> проявила в полной мере свои боевые возможности. 25 сентября этот корабль обеспечивал прикрытие с воздуха русских кораблей, которые поддерживали с моря действия сухопутных войск, обстреливая немецкие укрепления в районе мыса Рагоцем. Месяц спустя <Орлица> прикрывала высадку десанта на оккупированном немцами курляндском побережье в нескольких километрах от Домеснеса. Высадившись при поддержке огня миноносцев, этот десант - 490 человек при трех пулеметах - вызвал дезорганизацию немецкого тыла под Ригой, рассеяв вражеский отряд и уничтожив окопы и укрепления. После выполнения задания десант вернулся на корабли без потерь. Останется в истории русской морской авиации и 4 июля 1916 года. В этот день линкор <Слава> и два миноносца вели огонь по немецким береговым батареям у Рагоцема. С воздуха операцию русских кораблей прикрывали гидроаэропланы <Орлицы>. В 9 часов утра, возвращаясь к своему авиатранспорту на высоте около 1500 м, лейтенант Петров и наблюдатель мичман Савинов обнаружили немецкий аэроплан. Сблизившись с противником на 15 м, Петров зашел сзади и открыл пулеметный огонь. От начала боя до падения немецкого самолета в воду прошло всего 5 минут. В это время три других гидроаэроплана <Орлицы> сражались с тремя немецкими самолетами. В результате боя был сбит еще один вражеский самолет, который упал в расположении противника. Что касается аэроплана, сбитого Петровым, то он при падении скапотировал, и оба немецких летчика оказались в воде. Два русских гидроаэроплана приводнились рядом со сбитым самолетом и, несмотря на огонь немецких 152-мм береговых орудий, подобрали из воды пленных, а подошедший к месту падения миноносец снял с самолета пулемет и некоторые приборы. Из допроса пленных выяснилось, что их аэроплан входил в состав группы из четырех машин, посланной уничтожить <Орлицу> с ее самолетами, прикрывавшими с воздуха русские корабли. Такое задание свидетельствует о том, что первый русский авиатранспорт крепко досадил немцам на Балтийском море. «
http://wap.shmas.forum24.ru/?1-13-0-00000004-000-0-0-1264778059

Нефедов

  • Гость
Re: Первая мировая война
« Ответ #16 : 18 Март 2010, 01:28 »
Вот ещё о старшем брате Туржанском, морском лётчике Первой Мировой:
"ТУРЖАНСКИЙ Павел Александрович (25.09.1888 – 09.09.1944), лейтенант (МК 1911). Морской летчик (1914). Родной брат известного советского военного летчика, Героя Советского Союза Б.А. Туржанского (1900 – 1948). Уроженец Радомской губернии. Первоначальное образование получил в Смоленском реальном училище. После окончания корпуса – вахтенный офицер на ЛК Балтийского флота «Слава». В Первую мировую войну проходил службу в гидроавиации БМ. Командуя авиационным отрядом «Г» («Глаголъ»), принимал участие в боях с неприятельскими самолетами в небе над Рижским заливом. Награжден шестью боевыми орденами, в том числе Св. Георгия 4-ой степени (03.12.1916) и Св. Анны 4-ой степени с надписью «За храбрость». После перехода к белым командовал пулеметным взводом (с 18.12.1918) в Ревельском отряде Русской Самообороны Эстляндского края, затем сражался с большевиками в составе бригады бронепоездов ОКСА. Осенью 1919-ого был назначен командиром тяжелого танка «Бурый Медведь» в Танковом батальоне СЗА. В эмиграции проживал во Франции. Погиб в Бресте во время Второй мировой войны. Сообщение о гибели опубликовано в бюллетене Об-ва ОИФ (№41 за 1945 год). Каких-либо других сведений нет.".
http://www.genealogia.ee/107/02.htm

Нефедов

  • Гость
Re: П.Туржанский танкист
« Ответ #17 : 19 Март 2010, 11:59 »
"В 1919 году в Ревельском порту были выгружены первые Английские танки МК-V, они поступали на вооружение Северо-Западной Армии генерала Юденича*. На базе пяти из них, был создан танковый батальон, называемый в просторечии "Морским". Боевые машины получили собственные имена: "Белый солдат", "Бурый медведь", "Captain Cromie", "Освобождение" и "Скорая помощь". Вооружены эти машины были для своего времени не плохо - одно орудие 57 мм и пять пулеметов типа Гочкис. Экипаж составлял 8 человек. Машины были, конечно, сильно изношены и больше 8 км/час не давали, но выбирать не приходилось. И начались боевые будни Гражданской войны. Танки Морского батальона прекрасно себя проявили во всех боях, и на Лужском направлении, и под Гатчиной, и под Царским Селом. Танк "Скорая помощь" провел первый в истории Русской армии, танковый ночной бой. Во время прорыва Красными фронта под Царским селом, Старший лейтенант Флота Быстроумов с танковым десантом из добровольцев остановил наступление Красной гвардии и дал возможность своим войскам отойти и перегруппироваться".
http://artofwar.ru/c/chekmarew_w_a/text_0500.shtml

Нефедов

  • Гость
Re: Туржанский в Копенгагене
« Ответ #18 : 20 Март 2010, 16:44 »
Галина, в архивной справке 1999 г. указывается, что Павел Туржанский совершил поход на судне «Китобой» из Ревеля до Бисерты (Тунис). Однако, есть свидетельства участника плавания мичмана Николая Боголюбова из которых видно, что Туржанский с большей частью команды покинул судно в Копенгагене. Если будет время, укажи архивным работникам на неточность в личном деле выпускника Морского корпуса.

« ..{519} Ввиду того что в своем дневнике В. К. Пилкин уделял эпопее «Китобоя» много места, а также в связи с тем, что тетрадь за январь-март 1920 г., в [440] которой была запись об обстоятельствах ухода корабля из Ревеля, не сохранилась, мы приведем фрагмент воспоминаний мичмана Н. А. Боголюбова.
«Для того чтобы сохранить честь Андреевского флага и спасти корабль для России и дальнейшей борьбы против большевиков, Морской министр и Командующий морскими силами Северо-Западного правительства контр-адмирал В. К. Пилкин отдал приказ об укомплектовании «Китобоя» холостыми морскими офицерами. Эти офицеры, находившиеся в районах Ревеля, Балтийского Порта и Нарвы, на отряде сторожевых катеров, так и в танковом батальоне и бронепоездах, стали прибывать на «Китобой» в конце января и начале февраля 1920 года. Приказом Военно-Морского Управления от 25 января 1920 г. командиром «Китобоя» был назначен лейтенант Оскар Оскарович Ферсман, выпуска 1910 года из Морского корпуса, с предписанием приготовить корабль к походу на Мурманск, где борьба против большевиков еще продолжалась...
 ...Согласно сохранившемуся корабельному расписанию, новую команду «Китобоя» к 14 февраля 1920 года, включая командира, составляли: 23 морских и 3 армейских офицера, 1 морской кадет и 11 нижних чинов, всего — 38 человек.
Так как эстонцы продолжали отказывать в выдаче угля, выставили к «Китобою» караул и, по неофициальным сведениям, уже назначили своего собственного командира, было решено, несмотря на замерзший ревельский рейд, ускорить уход и погрузить как топливо дрова. Эти дрова, купленные на частном рынке на средства, отпущенные адмиралом Пилкиным, мокрые и неровного размера, были подвезены на грузовиках в ночь на 12 февраля, и к утру все свободные места, как на верхней палубе, так и в кубриках, были загружены до отказа. С 30-ю оставшимися снарядами и скудным запасом воды и провианта, состоявшего, главным образом, из «корн-бифа», сала и мерзлого картофеля, «Китобой» был готов к выходу в море. ..
...При зачислении в экипаж корабля руководствовались не традиционным старшинством, а личными качествами людей, как это было достаточно широко распространено в Северо-Западной армии в целом. Командир, лейтенант О. О. Ферсман, был младше по чину и году окончания Морского корпуса, чем вахтенный начальник старший лейтенант В. А. Дуров, и лишь [451] незначительно старше по выпуску шестерых других лейтенантов; при этом по возрасту он был даже младше части из них (В. А. Николаева, П. А. Туржанского)...
..{645} В итоге вынужденной длительной стоянки в Копенгагене «Китобой» покинули все матросы, кроме кадета Н. Р. Вредена и унтер-офицера К. Васильчикова, а также большая часть офицеров — лейтенанты В. А. Николаев, П. А. Туржанский, М. М. Каменев, мичманы В. И. Шигаев, Д. И. Ососов, князь Ю. С. Шаховской, Б. П. Лабенский и др. Из механиков остался лишь один — инженер-механик мичман военного времени С. Ф. Ляховкин, исполнявший ранее обязанности машиниста. На борту остались 10 человек. Не удивительно, что О. О. Ферсман не был уверен в возможности благополучного перехода в Крым.
Комендор корабля, мичман Н. А. Боголюбов, позже писал: «"Порыв не терпит перерыва», — говорит старая русская поговорка, справедливость этого подтвердилась и в данном случае. Неопределенность положения и вынужденное бездействие стали сказываться на духе личного состава «Китобоя» и ряды «китобойцев» стали редеть. Не видя просвета, лейтенант Ферсман считал, что он не имеет права никого удерживать, гарантируя что-нибудь в будущем, и потому не чинил препятствий, когда кто-нибудь просил разрешения устраиваться по способности. Как результат, девять офицеров покинули «Китобой» около 1 мая, нанявшись матросами на американский пароход, двое устроились на службу бельгийского правительства в Конго, и несколько человек, включая старшего инженер-механика, решили перейти на частную службу в Дании» (Боголюбов НА. «Китобой» на страже чести Андреевского флага. СПб., 2000. С. 22).».

Смотри Примечания к дневнику и письмам  В.К. Пилкина
 http://militera.lib.ru/db/pilkin_vk/app.html

Нефедов

  • Гость
Re: В Конго, США, Францию и др.
« Ответ #19 : 20 Март 2010, 18:43 »
Вот некоторые соратники Павла Туржанского по плаванию на «Китобое» до Копенгагена, храбрые офицеры, хлебнувшие исторической метели в полной мере:

ОСОСОВ Дмитрий Иванович (23.05.1896 – † в 1976 или в 1977), мичман (МК 1915). С производством в офицеры зачислен в 1-ый Балтийский флотский экипаж с назначением на Дивизию сторожевых судов. Вахтенным начальником ЭМ «Сильный» участвовал в обороне Рижского залива и в сражении за Моонзунд (29.09 – 06.10.1917). После октябрьского переворота оставался в РККФ – окончив Минный класс, проходил службу на ЭМ «Победитель». 19 декабря 1918 года переведен на ЭМ «Спартакъ» (бывш. «Капитанъ 1-аго ранга Миклуха-Маклай»), на котором принял участие в руководимой Ф.Ф. Раскольниковым-Ильиным авантюрной операции в районе Ревеля. Захваченный в плен англичанами, был предан суду чести, после чего определен рядовым в строевую роту Ревельского отряда Русской Самообороны Эстляндского края (06.01.1919). Во время освобождения Принаровья от большевиков воевал в партизанском отряде атамана Булак-Балаховича. В одном из боев получил тяжелое осколочное ранение. По возвращении в строй, командуя подрывной группой совершил несколько вылазок в тыл к красным – организовывал диверсии на жел. дорогах и взрывал мосты. Прикомандированный к 7-ому Уральскому пехотному полку (04.05.1919), участвовал в походе Северного корпуса на Петроград. Занимал должности мл. ротного офицера, затем начальника службы связи полка. За боевую деятельность в этот период награжден орденами Св. Анны 4-ой степени с надписью «За храбрость» (07.09.1919) и Св. Станислава 2-ой степени с мечами (приказ по СЗА за № 315 от 09.11.1919). С лета 1919-ого состоял при Военно-Морском Управлении СЗ фронта в качестве офицера связи с англ. флотом. В списках сокращенного состава управления (на 18.12.1919) указан как вахтенный начальник ПС «Китобой». На переходе «Китобоя» из Ревеля в Либаву и далее в Копенгаген (15 – 27.02.1920) исполнял обязанности ревизора. В Дании из-за неопределенности затянувшейся стоянки с разрешения командира оставил корабль (01.05.1920), перейдя на службу в колониальной администрации Бельгийского Конго. С 1929 года возглавлял отделение гидрографии в управлении судоходства всего бассейна одноименной реки. После выхода на пенсию (1950) около десяти лет работал топографом в частной компании, затем отбыл на постоянное жительство в США. Умер и похоронен в Лос-Анджелесе.

ШИГАЕВ Владимир Иванович (13.11.1894 – † в 1943), мичман (МК 1914-II). В годы Первой мировой войны служил на Балтийском флоте, исполнял обязанности вахтенного офицера на миноносце «Внушительный» (15.11.1914 – 1916). За таранную атаку нем. подводной лодки награжден орденом Св. Станислава 3-ей ст. с мечами и бантом (приказ комфлота от 30.07.1915). В белых формированиях с осени 1918-ого. В составе Конно-Егерского полка участвовал и в первом, и во втором наступлениях на Петроград. За боевую деятельность в этот период награжден орденами Св. Станислава 2-ой степени с мечами (07.09.1919) и Св. Владимира 4-ой степени с мечами и бантом (09.11.1919). В октябре 1919 года переведен в Военно-Морское Управление, а уже оттуда – в Танковый батальон СЗА, где был зачислен пулеметчиком в экипаж танка «Белый солдатъ». В январе 1920-ого назначен рулевым на ПС «Китобой», на который совершил переход до Копенгагена. В дальнейшем проживал в Бельгийском Конго, затем в Бельгии. Умер или погиб в Брюсселе во время Второй мировой войны. Других сведений нет.

ЧЕНЦОВ Павел Павлович (??????), инж.-механик мичман (произведен из гардемарин-механиков в 1919 году в СЗА). В мае 1919-ого после побега из Сов. России поступил добровольцем в ОКСА. В конце лета был зачислен в Танковый батальон СЗА и в последующем мотористом и вторым пулеметчиком тяжелого танка МК V «Бурый Медведь» принимал участие в ожесточенных боях на левом фланге. В январе 1920 года переведен на ПС «Китобой», кочегаром которого совершил переход до Копенгагена. В эмиграции в 20-х годах проживал в США. Дальнейшая судьба неизвестна.

СВИЯЖЕНИНОВ Иван Григорьевич (22.04.1898 – † в 1977), мичман (произведен в СЗА из гардемарин МК в 1919 году). После окончания Морского корпуса (1918) и побега из Сов. России в Финляндию в июне 1919-ого прибыл в Ревель, где вступил добровольцем в русский Северный корпус (ОКСА). Принимал участие во втором походе на Петроград. С началом разоружения Северо-Западной армии переведен на ПС «Китобой», кочегаром которого совершил переход до Копенгагена. В Дании с частью команды оставил корабль, перейдя матросом на амер. коммерческий пароход. В последующем находился в США. В первое время бедствовал, сменил несколько профессий. Около года плавал рулевым на чартерных рейсах в Южную Америку, пробовал стать фермером, затем в течение шести лет водил такси по Нью-Йорку. Наконец был принят в авиастроительную фирму И.И. Сикорского (1889 – 1972), где проработал более тридцати пяти лет. Начав слесарем-сборщиком в мастерских, на пенсию вышел инженером одного из отделов. Жил в городе Copiage, штат Нью-Йорк. Многие годы состоял членом Общества офицеров Российского Императорского флота в Америке. Ещё в 1947 году купил в собственность дом, в котором с годами собрал значительную библиотеку, пополняя ее книгами по истории ВМФ и Второй мировой войны. Похоронен на местном муниципальном кладбище. Каких-либо других сведений нет.

Все вышеизложенные данные взяты на
http://www.genealogia.ee/107/02.htm

Оффлайн Samurai

  • Ветеран форума
  • *****
  • Сообщений: 10757
  • Предупреждения 0
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • Информационный ресурс
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai
Re: Первая мировая война
« Ответ #20 : 21 Март 2010, 13:36 »
Цитировать
Галина, в архивной справке 1999 г. указывается, что Павел Туржанский совершил поход на судне «Китобой» из Ревеля до Бисерты (Тунис). Однако, есть свидетельства участника плавания мичмана Николая Боголюбова из которых видно, что Туржанский с большей частью команды покинул судно в Копенгагене. Если будет время, укажи архивным работникам на неточность в личном деле выпускника Морского корпуса.

Я, конечно, приглядываю за всем, что пишется у нас. Но повлиять на действия архивных работников никак не могу. Хотя бы потому, что архив- это собрание подлинных документов. Причём совершенно не обязательно, что документы правдивы. Был приказ, было предписание, это отражено... а было ли это исполнено, а Х/З.  %7 %6

К слову, при всём моём уважении к братьям Туржанским, у меня сейчас другие фигуранты. Я занимаюсь Ораниенбаумским гидродивизионом и Школой воздушного боя.  %56
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Нефедов

  • Гость
Re: Туржанский и Берг
« Ответ #21 : 21 Март 2010, 17:47 »
Галина, сейчас понятно, что для Вас приоритетно, желаю успехов в поисках фигурантов Ораниенбаумского дивизиона. Если, найду интересное по теме — обязательно поделюсь.
Интересно, мичман Берг в нижеизложенном тексте, это не Борис Павлинович Берг — будущий командир Оран-го дивизиона? (Хотя 30 июня 1916 г. он переведён в лейтенанты %13).
«Из истории русской радиоразведки Вечером 13 сентября 1916 года на передовой аэродром Балтийского флота у мыса Церель на острове Эзель пришла сводка из штаба воздушного дивизиона. Командир отряда лейтенант Туржанский стал читать ее офицерам: - Сегодня в 23.00 из Данцига вылетает "Цеппелин". В 1.30 "Цеппелин" будет над Килькондом. Цель полета - бомбометание по нашей авиационной базе. Приготовиться к налету противника. Создать ложный аэродром. Подписал: начальник службы связи Балтморя адмирал Непенин. - Откуда он знает такие подробности? - воскликнул мичман Берг. - Уж не заседал ли он сам в германском штабе? - И обратите внимание, господа: Непенин ни разу не морочил нам головы! - Поживем - увидим!..»
http://ww1.milua.org/radiorazvedka.htm


Нефедов

  • Гость
Re: О Берге у Осипа
« Ответ #22 : 25 Март 2010, 23:27 »
Галина, кое-что о Борисе Павлиновиче Берге разместил на ветке "Белое движение России".

Нефедов

  • Гость
Re: фото лётчиков не горят
« Ответ #23 : 26 Март 2010, 23:55 »
Галина, а вот и лейтенант Павел Туржанский, морской лётчик Первой мировой, кавалер шести боевых орденов Российской империи, белогвардеец - фото № 1 (не горят ни рукописи ни фотографии морских лётчиков!) и его советские лётчики - братья - фото № 2.
Фотографии из архива семьи Юрия Борисовича Туржанского.
Так чей всё-таки выпускник Павел? Кача или предшественник ЕВВАУЛ .....?

Оффлайн Samurai

  • Ветеран форума
  • *****
  • Сообщений: 10757
  • Предупреждения 0
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • Информационный ресурс
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai
Re: Первая мировая война
« Ответ #24 : 27 Март 2010, 07:54 »
Павел Туржанский закончил Офицерскую школу авиации при ОВФ в г.Севастополе, наследником которой считается Качинское училище.

Из представленных данных его биографии можно сделать вывод, что к Офицерской школе морской авиации при ОВФ он отношения не имел, не состоял в списках постоянного или переменного состава ни одного из её отделений.

Я специально перечла представленные биографии на всех трёх Туржанских. Единственный момент, когда Александр был близко к Ейску

Цитировать
... репрессирован 23.07.1938-29.02.1940г., освобожден, помощник начальника Таганрогской школы летчиков по летной подготовке, 1940-1941 начальник качинской авиационной школы...

Но во- первых, информация туманная, во- вторых, как я понимаю, на этот момент Таганрогская ВАШЛ была самостоятельной.

Но отсутствие связи с нашим училищем никак не умаляет всех заслуг этих уважаемых людей. Очень хорошо, что мы их вспомнили.  %6

Что касается даты рождения, то ошибки могут быть даже в документах, любых.
Проверить при случае будет можно, но не обещаю, что скоро. Чисто для порядка.
Данные на офицеров флота вплоть до 1916 года прослеживаются хорошо. На РИФ был порядок.  %56


А это совсем не к лётчикам, а просто так.
Дембеля царской армии  ;D ;D ;D


Снимок отсюда http://crazyburatino.livejournal.com/4157.html
« Крайнее редактирование: 27 Март 2010, 08:24 от SAMURAI »
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Влaдимир

  • Ветеран форума
  • *****
  • Сообщений: 5633
  • Предупреждения 0
  • Пол: Мужской
    • Сайт выпускников ЕВВАУЛ
    • E-mail
  • Год выпуска: 1986
  • Скайп: vladbw
Re: Первая мировая война
« Ответ #25 : 04 Апрель 2010, 11:50 »
по просьбе Бориса Нефёдова
 
Володя! Размести, пожалуйста, эти две фотографии в теме "Первая Мировая" (мой подарок Галине).
  1 Павел Туржанский,морской лётчик, лейтенант (один просвет три звёздочки на погонах).
  2 Братья Павла, советские лётчики - Борис,лётчик-истребитель, испытатель  Герой Советского Союза, полковник (справа) и Александр, генерал-майор авиации, один из основателей штурмовой и бомбардировочной авиации ВВС СССР.
Фото из архива Юрия Борисовича Туржанского.

Оффлайн Слай

  • Spe Fretus
  • Ветеран форума
  • *****
  • Сообщений: 2983
  • Предупреждения 0
  • Пол: Мужской
  • Fuimus
Re: Первая мировая война
« Ответ #26 : 04 Апрель 2010, 22:57 »
                                            ТУРЖАНСКИЙ Павел Александрович.

Звание: Лейтенант
Даты жизни: 25.09.1888 г. - 09.09.1944 г.
Страна: Россия

Биографическая справка:

Павел Александрович Туржанский родился 25 сентября 1888 года в Радомской губернии.
Окончил Смоленское реальное училище, Морской корпус (1911 г.), Теоретические курсы
авиации им. В.В.Захарова при Санкт-Петербургском политехническом институте (1914 г.). Обучался в Офицерской школе авиации Отдела воздушного флота. Сдал экзамен на
звание «военного летчика» при 3-й авиационной станции Балтийского моря (1914 г.).

На службе с 1908 г.
В 1911 г. окончил Морской корпус.
16.11.1911 г. зачислен в 1-й Балтийский флотский экипаж.
31.10.1911 г. списан в распоряжение Главного морского штаба.
06.12.1911 г. вновь зачислен в 1-й Балтийский флотский экипаж.
15.08.1913 г. командирован на Теоретические курсы авиации им. В.В.Захарова при Санкт-Петербургском политехническом институте,
03.07.1914 г. - в Офицерскую школу авиации Отдела воздушного флота для обучения полетам.
05.07.1914 г. зачислен обучающимся общего курса.
08.07.1914 г. совершил первый самостоятельный полет на самолете типа «Фарман».
19.07.1914 г. откомандирован в г.Ревель, в 3-ю авиационную станцию.
С 17.09 по 05.12.1914 г. - начальник наблюдательного поста «Люзерорт».
С 05.12.1914 г. - дежурный при центральной станции Южного района службы связи Балтийского моря.
11.04.1916 г. переведен в состав 2-й авиационной станции.
С 19.12.1916 г. - начальник воздушного отряда «Г».
31.12.1916 г. утвержден в этой должности.
09.09.1944 г. погиб в г.Брест (Франция).

Чины и звания:

Корабельный гардемарин - 10.04.1911 г.
Мичман - 06.12.1911 г.
Морской летчик - 11.09.1915 г.
Лейтенант - 06.12.1915 г.

Награды:

Золотой знак за окончание Морского корпуса 10.04.1911 г.   :o :o

Ордена:

Орден Святого Станислава 3-й степени с мечами и бантом - 11.01.1916 г.;
Орден Святой Анны 3-й степени с мечами и бантом - 11.01.1916 г. «за самоотвержение, мужество, а также за усиленные труды в обстановке военного времени»;
Орден Святой Анны  4-й степени с надписью «За храбрость» - Приказом Командующего флотом Балтийского моря № 388 от 28.05.1916 г.;
Орден Святого Владимира 4-й степени - ВП по Морскому ведомству от 31.10.1916 г.;
Орден Святого Георгия 4-й степени - ВП по Морскому ведомству № 855 от 03.12.1916 г. «за то, что начальствуя воздушным отрядом и находясь под действительным огнем сброшенных с неприятельских гидроаэропланов бомб по авиационной станции, поднялся в воздух с двумя гидроаэропланами и атаковал пулеметным огнем с близкой дистанции последовательно семь неприятельских аппаратов, которые отражали атаку также из пулеметов. Результатом этой атаки был сбитый лейтенантом Туржанским неприятельский аппарат, который спустившись на воду сгорел...».   

Источники:

Авиаторы - кавалеры ордена Св. Георгия и Георгиевского оружия периода Первой мировой войны 1914-1918 годов: Биографический справочник / Сост. М.С. Нешкин, В.М. Шабанов. - М: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2006. - 360 с, илл.
Мартиролог русской военно-морской эмиграции по изданиям 1920-2000 гг. М, 2001. С. 137.

Архивные источники:

РГА ВМФ. Ф. 406. Оп. 9. Д. 4265. Л. 1-5 об.; Ф. 417. Оп. 5. Д. 3863. Л. 10-10 об.; Ф. 873. Оп. 18. Д. 208.
                   http://www.retroplan.ru/encyclopaedia.html?sobi2Task=sobi2Details&sobi2Id=457
________________________________

  ... Ниже оставлю ссылку на интересный информативный сайт...    %79

             

                         http://kortic.borda.ru/?1-17-30-00000039-000-30-0

 

Нефедов

  • Гость
Re: В США, штат Нью-Йорк
« Ответ #27 : 07 Апрель 2010, 22:53 »

СВИЯЖЕНИНОВ Иван Григорьевич (22.04.1898 – † в 1977), мичман (произведен в СЗА из гардемарин МК в 1919 году). После окончания Морского корпуса (1918) и побега из Сов. России в Финляндию в июне 1919-ого прибыл в Ревель, где вступил добровольцем в русский Северный корпус (ОКСА). Принимал участие во втором походе на Петроград. С началом разоружения Северо-Западной армии переведен на ПС «Китобой», кочегаром которого совершил переход до Копенгагена. В Дании с частью команды оставил корабль, перейдя матросом на амер. коммерческий пароход. В последующем находился в США. В первое время бедствовал, сменил несколько профессий. Около года плавал рулевым на чартерных рейсах в Южную Америку, пробовал стать фермером, затем в течение шести лет водил такси по Нью-Йорку. Наконец был принят в авиастроительную фирму И.И. Сикорского (1889 – 1972), где проработал более тридцати пяти лет. Начав слесарем-сборщиком в мастерских, на пенсию вышел инженером одного из отделов. Жил в городе Copiage, штат Нью-Йорк. Многие годы состоял членом Общества офицеров Российского Императорского флота в Америке. Ещё в 1947 году купил в собственность дом, в котором с годами собрал значительную библиотеку, пополняя ее книгами по истории ВМФ и Второй мировой войны. Похоронен на местном муниципальном кладбище. Каких-либо других сведений нет.

Воробей, может быть в Чикаго есть возможность выяснить судьбу библиотеки русского эмигранта по истории ВМФ? Если она сохранилась, то в ней не менее интересные факты для форума, чем те, которые с упоением находит Андрей. И  Вам, Воробей, благодарны за находки будут не только те, кто имеет отношение к ЕВВАУЛ.
С ув.-м  Борис Нефёдов

Оффлайн Samurai

  • Ветеран форума
  • *****
  • Сообщений: 10757
  • Предупреждения 0
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • Информационный ресурс
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai
Re: Первая мировая война
« Ответ #28 : 14 Февраль 2011, 22:34 »
Красный Барон Манфред фон Рихтгофен

Реконструкция гибели Красного барона и его триплана.
Здоровское видео.

<a href="http://www.youtube.com/v/ywug11nLFfg?fs=1&amp;amp;hl=ru_RU&quot;&gt;&lt;/param&gt;&lt;param name=&quot;allowFullScreen&quot; value=&quot;true&quot;&gt;&lt;/param&gt;&lt;param name=&quot;allowscriptaccess&quot; value=&quot;always&quot;&gt;&lt;/param&gt;&lt;embed src=&quot;http://www.youtube.com/v/ywug11nLFfg?fs=1&amp;amp;hl=ru_RU&quot; type=&quot;application/x-shockwave-flash&quot; allowscriptaccess=&quot;always&quot; allowfullscreen=&quot;true&quot; width=&quot;640&quot; height=&quot;390&quot;&gt;&lt;/embed&gt;&lt;/object&gt;" target="_blank" class="new_win">http://www.youtube.com/v/ywug11nLFfg?fs=1&amp;amp;hl=ru_RU&quot;&gt;&lt;/param&gt;&lt;param name=&quot;allowFullScreen&quot; value=&quot;true&quot;&gt;&lt;/param&gt;&lt;param name=&quot;allowscriptaccess&quot; value=&quot;always&quot;&gt;&lt;/param&gt;&lt;embed src=&quot;http://www.youtube.com/v/ywug11nLFfg?fs=1&amp;amp;hl=ru_RU&quot; type=&quot;application/x-shockwave-flash&quot; allowscriptaccess=&quot;always&quot; allowfullscreen=&quot;true&quot; width=&quot;640&quot; height=&quot;390&quot;&gt;&lt;/embed&gt;&lt;/object&gt;</a>


Эх, кто бы про наших такое создал!
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Слай

  • Spe Fretus
  • Ветеран форума
  • *****
  • Сообщений: 2983
  • Предупреждения 0
  • Пол: Мужской
  • Fuimus
Re: Первая мировая война
« Ответ #29 : 20 Декабрь 2012, 16:34 »
 Первая мировая война. Забытые герои...   http://www.rulife.ru/old/mode/article/196&print

                                                     

 В результате этой великой войны исчезли четыре империи Российская, Австро-Венгерская, Османская и Германская, возникли новые государства:
 Австрия, Венгрия, Югославия, Польша, Чехословакия, Литва, Латвия, Эстония и Финляндия.
 Для этой войны были характерны, глобальное применения пулеметов, артиллерии всех калибров, сложные системы фортификационной
 подготовки местности и колоссальные боевые потери....   http://www.pravda.ru/photo/album/20848/0/

                               

Оффлайн Влaдимир

  • Ветеран форума
  • *****
  • Сообщений: 5633
  • Предупреждения 0
  • Пол: Мужской
    • Сайт выпускников ЕВВАУЛ
    • E-mail
  • Год выпуска: 1986
  • Скайп: vladbw
Re: Первая мировая война
« Ответ #30 : 10 Январь 2013, 11:37 »
Художественный фильм 30 года "Ангелы Ада".

хотя бы отрывки боёв в воздухе, положенные на современную музыку.




мне понравились воздушные сьемки

Оффлайн Samurai

  • Ветеран форума
  • *****
  • Сообщений: 10757
  • Предупреждения 0
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • Информационный ресурс
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai
Re: Первая мировая война
« Ответ #31 : 03 Февраль 2013, 22:01 »
Посмотрите обязательно!
Очень хорошо сделан фильм. Первая Мировая война Английские лётчики против немцев.
Погибло 14000 (!) английских лётчиков во время WWI!
Мы так мало о них знаем...
Прекрасно показаны именно практические моменты, пилотаж, аэрофотосъёмки и бои, реальная реконструкция.

http://voenhronika.ru/publ/pervaja_mirovaja_vojna_velikobritanija/srazhajas_s_krasnym_baronom_velikobritanija_2009_god/32-1-0-1933


Два бывших пилота ВВС Великобритании и «Красных стрел» (ныне гражданские пилоты авиационной группы высшего пилотажа «The Blades») исследуют прообразы современной боевой авиатехники, которые появились в годы Первой мировой войны.
Они обнаруживают, что всего за четыре года из хлипких летательных аппаратов самолеты превратились в боевые машины современного образца, а современные стратегии «воздушной войны» - от разведки до бомбометания с больших высот - успешно применялись пионерами военной авиации почти сто лет назад.

Пилоты садятся за штурвалы точных копий самолетов времен Первой мировой войны и сталкиваются с трудностями, сходными с теми, что доводилось преодолевать их предшественникам. Пилотам предстоит провести разведку, пройти пристрелку по дальности, осуществить бомбардировку, и, наконец, сразиться в симулированном воздушном бою.  На восстановленных самолетах Первой мировой войны они не просто летают, а исследуют и рассказывают нам быт летчиков.
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

 


Статистика посещений Карты посещений сайта