1987г.
1 января 1987г. катастрофа самолёта Су-17УМ.
Экипаж погиб.
21 января 1987г. катастрофа самолёта Су-25, летчик ст. л-т Павлюков К.Г.
Пара Су-25 взлетала c аэродрома Баграм на прикрытие самолета Ил-76. Ведомый самолет во время набора высоты был сбит ракетой ПЗРК. Летчик катапультировался на высоте 250м. При снижении на парашюте получил несколько ранений. Превозмогая боль, лётчик после приземления принял неравный бой с душманами в течение часа, которые попытались его захватить. Израсходовав патроны, лётчик подорвал себя и душманов гранатой. В этом бою лётчику удалось уничтожить более 20 душманов.
Указом Председателя Президиума Верховного Совета СССР от 27 сентября 1987г. старшему лейтенанту Павлюкову К.Г. присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно). Лётчик – выпускник Барнаульского ВВАУЛ-83г. Его бюст установлен в БВВАУЛ в 1990г.
21 января 1987г. катастрофа вертолёта Ми-8МТ, КВ м-р Пискайкин А.
Выполняя ночной полёт из Кабула в Гардез, столкнулся с горой севернее аэродрома Гардез и разрушился. На борту находились 3 члена экипажа и 4 пассажира, все погибли.
Штурман не имел достаточных навыков в ночных полётах и вообще опыта полётов в Афганистане и ошибся в расчёте. Командир экипажа не контролировал работу штурмана.
5 февраля 1987г. катастрофа самолёта Су-25, летчик командир звена к-н Бурак М.М.
Сбит в Афганистане душманами. Лётчик погиб.
23 марта 1987г. катастрофа вертолёта Ми-6, КВ к-н Сергеев.
Экипаж выполнял ночную посадку на площадку Шахджой. Неправильная установка высотомера привела к тому, что командир экипажа снижался с большой вертикальной скоростью и "припечатал" вертолёт к площадксе. От удара вертолёт загорелся. В живых остались командир вертолёта и штурман, остальные члены экипажа: лётчик, борттехник и бортмеханик погибли.
12 апреля 1987г. авария самолёта Су-17М3, аэродром Шиндант, лётчик командир АЭ п/п-к Шломин В.А.
При выводе из атаки на Н=2500м летчик выполнял противозенитный маневр и в это время ракета попала в правое крыло, самолет начало вращать. Летчик катапультировался в 30км северо-западнее аэродрома Кандагар. Вертолеты ПСО при подходе к месту приземления были вынуждены пройти через «зеленку», где были обстреляны и получили повреждения. Несмотря на это, вертолеты нашли и подобрали летчика. Обратный полет снова проходил через «зеленку», где вертолеты подверглись интенсивному обстрелу. После посадки вертолетов на аэродром и выключения двигателей, у вертолета, который эвакуировал летчика, отвалились лопасти несущего винта.
Это был первый самолёт Су-17, сбитый в Афганистане из ПЗРК "Стингер".
17 апреля 1987г. авария 2-х вертолётов Ми-24.
5 экипажей 50-го ОСАП перегоняли новые Ми-24 из Кандагара в Кабул с промежуточной посадкой в Газни. Просидев весь день в ожидании вылета, некоторые экипажи употребили спиртные напитки за встречу со знакомыми. Ночью взлёт закончился аварией двух вертолётов, упавших сразу же после взлёта в конце полосы.
20 апреля 1987г. авария вертолёта Ми-24, КВ к-н Криворучко.
При попытке перетянуть через горный хребет зацепился за склон и скатился вниз в ущелье. Вертолёт был настолько разрушен, что даже не стали вызывать вертолёты ПСС, посчитав, что живых там не осталось, однако экипаж остался жив.
21 апреля 1987г. в 280-м ОВП, аэродром Кандагар, произошла катастрофа 2-х вертолётов Ми-8, КВ м-р Харчевников О. и КВ ст. л-т Захаров В., а также катастрофа вертолёта Ми-24, КВ к-н (по другим данным м-р) Захаров И.С.
280-й ОВП был задействован в операции "Юг-87" по разблокированию одного из афганских гарнизонов. Участвовали вертолёты всех трёх эскадрилий полка: Ми-6, Ми-8 и Ми-24. Группе вертолетов Ми-8, ведомой замом командира эскадрильи м-ром Харчевниковым, была поставлена задача: высадить десант в р-не кишлака Торшикот. Взлетали ранним утром, перед рассветом (в 4:22), ещё в темноте. В 4:35, в 8км севернее точки взлёта, по вертолётам, шедшим на малой высоте, открыл огонь замаскированный ДШК. Ведущий начал маневр уклонения, и в этот момент вертолёт ведомого столкнулся с ним. В результате крушения в ведущем вертолёте погибли командир вертолёта, борттехник и 11 десантников. В вертолёте ведомого погибли также командир вертолёта, борттехник и 5 десантников. Спастись удалось только лётчикам-штурманам обоих экипажей, а также трём десантникам. На каждом борту, кроме экипажа, находилось по 10 десантников.
Несмотря на потерю двух вертолётов, операция продолжилась. На подходе к цели был сбит вертолёт Ми-24, в результате падения погиб летчик-оператор, а командир с тяжелыми ранениями попал в госпиталь (позже восстановился и снова летал). Лишь после потери третьего вертолёта операция была свёрнута.
Этот случай выявил большие просчёты в подготовке всей операции. Малый интервал между взлетающими машинами, недостаточная подготовка лётчика, который (возможно) не выдерживал в полёте заданную скорость и высоту, что привело к столкновению вертолётов. После этой операции командир 280-го ОВП п-к Петриченко А.С. был снят с должности.
25 апреля 1987г. авария самолёта Су-17М3Р, аэродром Баграм.
На Н=400м произошла остановка двигателя из-за попадания птицы. Летчик благополучно катапультировался и подобран вертолетами ПСС.
По неофициальной версии, остановка двигателя произошла из-за попадания в воздухозаборник новых ИК ловушек «Гроздь», рассчитаных против ПЗРК «Стингер», которые испытывали на полигоне близ аэродрома. Старые ловушки сразу срабатывали, новые сначала вылетали, потом срабатывали. Лётчик, видимо, поймал несколько ловушек и успел катапультироваться у самой земли.
7 мая 1987г. катастрофа вертолёта Ми-8, КВ к-н Булатов.
Экипаж осуществлял перевозку 11 военнослужащих. Во время взлета в Лашкаргахе (провинция Гилъменд) экипаж не справился с управлением и столкнулся с землёй. Погибли все члены экипажа и 11 пассажиров, демобилизованных бойцов спецназа.
По другим данным - вертолёт после взлёта взорвался в воздухе, упал и сгорел. Все находившиеся на борту погибли. Причина взрыва не была установлена, огня противника не отмечалось. Выдвигались предположения, что у кого-то из пассажиров по неосторожности взорвалась граната.
16 мая 1987г. авария самолёта Су-17М3Р, аэродром Баграм, лётчик к-н Александров М.А.
При возвращении на аэродром вылета сбит из ПЗРК в 46км юго-западнее Кабула. Произошел отказ управления, самолет начало вращать, на РУС самолет не реагировал. Летчик катапультировался и был обнаружен летчиком Су-25, который навел вертолеты ПСС.
Это было второе катапультирование к-на Александрова в Афганистане.
28 мая 1987г. поломка самолёта Су-25, лётчик замкомандира АЭ по политчасти м-р Рыбаков А.Н.
Лётчик выполнял задание парой вместе с командиром АЭ Стрепетовым Г.Г. Самолет ведомого был поражен ракетой ПЗРК. Осколки разбитого фонаря рассекли лицо летчика. С залитым кровью лицом лётчик по командам ведущего привел Су-25 на аэродром Кабула и посадил его на грунт на фюзеляж.
Самолет был восстановлен. За этот вылет лётчик был представлен к ордену Боевого Красного Знамени.
28 мая 1987г. произошёл инцидент с самолётом Cessna 172B Skyhawk, пилот Руст М.
Пилот взлетел с аэродрома близ г.Хельсинки и нарушил воздушное пространство СССР в районе г.Кохтла-Ярве, Эстонская ССР. Далее линия пути проходила по маршруту Гдов - Псков - Калинин - Торжок - Москва на постоянной высоте 600м. Двигаясь к столице, пилот ориентировался по железной дороге Ленинград - Москва. Он планировал выполнить посадку непосредственно на Красной площади, выполнил 3 захода, но не решился сесть из-за большого количества народа, находившегося на площади, произведя посадку на Васильевском спуске, со стороны Большого Москворецкого моста, причём самолёт дорулил до храма Василия Блаженного. После посадки пилот вышел из кабины и в течение часа раздавал автографы всем желающим, которых немало собралось возле самолёта, а затем был арестован сотрудниками КГБ.
На каждом этапе полёта Руста ПВО СССР в звене "рота-батальон" сработала штатно, ключевая ошибка была допущена в звене "соединение-армия-округ". Самолёт был обнаружен ещё в момент его нахождения над Финским заливом и приблизительно более половины маршрута постоянно отслеживался советскими радиотехническими средствами. На перехват были подняты истребители из дежурных звеньев Тапа, Хотилово и Бежецка, однако команду на сбитие самолёта-нарушителя лётчики-перехватчики так и не получили.
Следствие по делу Руста было проведено с особой тщательностью, но, со слов следователя по особо важным делам при ГВП Первакова В.Д., не было установлено никакой связи Руста с западными спецслужбами. С этим не согласны высокопоставленные военные, например, генерал армии Дейнекин П., генерал-полковник Москвителев Н. и ряд других, утверждавших, что "полёт Руста - тщательно спланированная провокация западных спецслужб с целью опорочить нашу армию", а некоторые, в том числе генерал Мельников С.И., дежуривший в этот день на Центральном пункте ПВО, вообще договорились до того, что операцию Руста готовил председатель КГБ Крючков В. по личному указанию Горбачёва М.С.
В советских газетах полёт Руста был представлен как провал советской системы ПВО. Горбачёв использовал инцидент для того, чтобы сместить министра обороны, ГСС, маршала Соколова С. Л. и командующего ПВО, Главного маршала авиации, Дважды ГСС Колдунова А.И., а также для последующего сокращения Вооружённых Сил. Оба они были политическими противниками Горбачёва. Вместо них он назначил людей, поддерживавших его политический курс, хотя один из них, новый министр обороны генерал армии Дмитрий Язов Д.Т., впоследствии участвовал в путче против Горбачёва.
За этот полёт Руст получил 4 года, но был амнистирован председателем Президиума Верховного Совета СССР Громыко А. 3 августа 1988г., проведя под следствием и в тюрьме 432 дня.
19 июня 1987г. (по другим данным 16 июня 1986г.) авария самолёта Су-17М3, лётчик м-р Стрибный Ю.И.
При выполнении боевого вылета на бомбометание "зелёной" зоны и посёлка близ Кандагара на выводе из пикирования на высоте 4500м остановился двигатель. Принятыми мерами двигатель не запустился. Лётчик благополучно катапультировался на высоте около 1500м, его отнесло далеко в сторону от места падения самолёта. При приземлении аварийная радиостанция "Комар-2М" не сработала и лётчика долго не могли найти вертолёты ПСС, кружившие над догорающими обломками самолёта. В течение 2-х часов лётчик вёл бой с душманами. Видя находившиеся недалеко вертолёты и не имея возможности связаться с ПСС, от отчаяния он стукнул радиостанцией об камень и она наконец-то заработала. После этого лётчик был обнаружен и взят на борт Ми-8.
Причина: остановка двигателя произошла после попадания в двигатель ракеты. Для расследования ЛП к месту падения самолёта и поиска средств объективного контроля была направлена штурмовая группа. Душманы долго не давали возможности подойти к самолёту. В ходе боя с душманами погибли 3 десантника.
12 июля 1987г. катастрофа самолёта Ан-12, аэродром Кандагар, м-р Трофимов А.Б.
Экипаж перевозил боеприпасы 5000кг. Самолёт был подбит при выполнении посадки. На пробеге столкнулся с РЛС, затем выкатился на минное поле и загорелся. При тушении пожара и спасении экипажа самолёт взорвался, 16 человек погибли, 37 человек были ранены.
Есть также мнение, что, одновременно с обстрелом, командир экипажа допустил грубые ошибки при выполнении захода днём в СМУ. В итоге самолёт коснулся полосы с большим креном, от удара сломалась правая стойка шасси. Сильно искря, самолёт катился по бетонке. Однако из-за подломленной основной стойки его постепенно стаскивало вправо. В конце концов самолёт развернуло вправо и выбросило на грунт, на минное поле. Несколько взорвавшихся за хвостом самолёта мин подожгли самолёт. А в это время со всех сторон к месту аварии для спасения экипажа и пассажиров бежали не подозревавшие об опасности люди. Мощный взрыв разметал самолёт на мелкие кусочки, только двигатели остались лежать на месте. Все, кто успел подбежать близко, погибли. Экипаж и человек, сопровождавший груз (десять 500кг бомб), не пострадали. Зная, какой груз они везут, все успели покинуть борт самолёта до взрыва.
20 июля 1987г. катастрофа самолёта Су-25, летчик ст. л-т Палтусов В.А.
При взлете самолёт был обстрелян из ДШК, был пробит трубопровод кислородной системы питания летчика, и он потерял сознание после набора высоты. Неуправляемый самолет столкнулся с землёй, лётчик погиб.
Су-25 имел негерметичную кабину, а полеты выполнялись на высоте выше 7000м и лётчики использовали кислородные маски. Одна из версий - отказ кислородной системы.
28 июля 1987г. авария самолёта Су-25, лётчик м-р Объедков А.И.
Восьмерка Су-25 должна была нанести БШУ по каравану с оружием. Лётчик снизился, чтобы рассмотреть караван, тут же по нему был произведен пуск, ракета попала в правый двигатель. Произошло короткое замыкание, и вышел тормозной парашют. Вся группа внимательно следила за куполом парашюта. Она создала круг и стала прикрывать его, думая, что лётчик катапультировался. А потом, разобравшись, что его нет под куполом, сообщили на аэродром о его гибели, и вся группа вернулась в Баграм.
Минут через 40 лётчик позвонил и доложил, что благополучно произвел посадку в Кабуле. Когда ракета попала в правый двигатель, то элементами разрушенных лопаток турбины ему резануло по правому борту, где находится гидроузел и электроузел. В результате произошло короткое замыкание, начался пожар, и горящая жидкость под давлением, как автоген, резала металл. Дыра выгорела размерами 1,5х1,5м, т.е. весь правый борт был огромной дырой. Тяги управления рулем высоты держались всего на 5мм куске, почти сгорев.
Лётчик не смог потушить пожар, он то затихал, то разгорался вновь. От короткого замыкания у самолета вышли шасси, но летчик этого не видел и приготовился к посадке без шасси. Левый двигатель работал, а от него работает тормозная система.
Перед посадкой летчик отключил двигатель, так положено при посадке без шасси согласно инструкции, чтобы не захватить грунт в двигатели, и Су-25 понесло через весь аэродром. Тормозить нечем - двигатель выключен. Летчику повезло, что самолет попал правой стойкой в окоп, его развернуло и он остановился в самом конце полосы, за которой начиналось минное поле.
10 сентября 1987г. авария вертолёта Ми-24.
При вылете из Кандагара на предельно малой высоте для нанесения удара группой вертолётов Ми-24 из 280-го авиаполка, один из лётчиков, ослеплённый низким заходящим солнцем, столкнулся с землёй. Экипаж остался жив.
13 сентября 1987г. катастрофа самолёта Су-25, летчик командир звена ст. л-т Земляков В.Н.
Сбит в Афганистане, лётчик погиб.
13 сентября 1987г. катастрофа самолёта Ан-26 .
Сбит в Афганистане. 15 человек погибло.
25 сентября 1987г. катастрофа вертолёта Ми-8, КВ п/п-к Зенков.
При заходе на площадку на высоте 2800м для высадки десанта вертолёт потерял обороты и покатился по склону, задел скалу, частично разрушился и загорелся. В живых остались только командир, борттехник (получил травмы и был списан с лётной работы) и 5 из 12 десантников. Из состава экипажа погиб летчик-штурман ст. л-т Ефимов П.
21 октября 1987г. катастрофа самолёта Ан-12, аэродром Кабул, КК к-н Григорьев А.Д.
При взлете ночью самолёт Ан-12, выполнявший рейс в Ташкент, столкнулся на ВПП с вертолетом Ми-24. Экипаж вертолета получил разрешение на взлет с середины полосы с контрольным висением. Сразу после этого экипаж Ан-12, стоявшего на исполнительном старте, также запросил разрешение на взлет. Борта имели похожие по звучанию позывные и руководитель полетов принял этот доклад за повторный запрос от экипажа Ми-24, вновь подтвердив свое решение: «Я же вам дал взлёт».
Экипаж Ан-12 посчитал, что доклад РП относится к ним, и начал разбег. В последний момент он увидел вертолет и попытался поднять самолет в воздух на недостаточной для взлета скорости. Ан-12 задел хвостовой винт вертолета, упал на ВПП (по другим данным, на ближний привод) и взорвался. Экипаж и пассажиры, 18 человек, погибли. Выжил только воздушный стрелок, находившийся в корме.
Экипаж вертолета не пострадал.
22 октября 1987г. катастрофа самолёта Ан-26, аэродром Джелалабад, Афганистан.
При заходе на посадку в районе 3 разворота был сбит, перевернулся и в перевернутом положении под углом около 60° столкнулся с землёй. Экипаж погиб.
27 октября 1987г. катастрофа самолёта Су-17М3Р, аэродром Баграм, лётчик ст. л-т Пантелюк С.
При выполнении воздушной разведки в составе пары в качестве ведомого, предположительно, сбит из ПРЗК в 180км северо-восточнее Баграма на высоте Н=3700м. Самолет и летчик не найдены. Лётчик считается погибшим.
Ведущий не заметил, когда пропал ведомый.
8 декабря 1987г. авария 2-х вертолётов Ми-8, КВ к-н Евдокимов С. и КВ к-н Родаев А.
2 Ми-8 и 2 Ми-24 239-й ОВЭ, аэродром Газни, выполняли полёт на воздушную разведку и досмотр караванов со спецназом на борту. Возле кишлака Хайракот был замечен мотоциклист, которого решили досмотреть. Высадив группу батальона спецназа, вертолёты ушли на площадку "Голубые купола". Через некоторое время досмотровая группа запросила помощи, т.к. из ближайшего селения по ним открыли огонь. Осуществляя подбор спецназовцев, ведущий Ми-8 (к-н Евдокимов С.) решил подойти к месту боя, скрываясь руслом высохшей речки. При пролёте ущелья ведущим, после изменения курса на 90° летчик-штурман ст. л-т Новиков Е. доложил командиру об опасности. На одном из выступов стояли трое "душманов" и целились в вертолёт из РПГ. Несмотря на выполнение маневра, один из выстрелов попал в хвостовую часть. Сильный удар потряс машину. У самой площадки подбитый вертолёт начало мотать в стороны. Подняв облако пыли, он ударился о землю. Экипаж до взрыва успел отбежать на 15м, но тут же попал под обстрел "душманов".
Передвигаясь перебежками, вертолётчики присоединились к группе, которую должны были эвакуировать. Подошедший вертолёт ведомого к-на Родаева А., отстрелялся по "духам" НУРСами и пошёл на посадку. Забрав 20 десантников и экипаж Евдокимова, он стал взлетать. Но лётчику не хватило опыта и хладнокровия в этой сложной ситуации (под шквальным огнём и с большим перегрузом). Едва оторвавшись от земли, вертолёт без скорости рухнул в русло ручья. Высота была небольшой, и никто не пострадал. Теперь оба экипажа, вместе со спецназовцами, заняли круговую оборону и снова вступили в бой с моджахедами. На помощь из Газни срочно подняли группу из 6 Ми-8МТ и 10 Ми-24. Вывез их всех под шквальным огнём м-р Майданов. За этот подвиг он был удостоен звания Героя Советского Союза.
На первый взгляд, спасение экипажей и разведчиков с минимальными потерями (в бою погиб один солдат) можно считать большой удачей. Но позже выяснилось, что группа высадилась у кишлака, где располагалась школа гранатомётчиков. Разведотделы располагали этой информацией и не рекомендовали не то чтобы садиться, но даже лететь в этом районе. Однако эта информация не была почему-то доведена до экипажей вертолётов.
21 декабря 1987г. катастрофа самолёта Ан-26, аэродром Кабул, КК м-р Ковалёв В.А.
Был поражен ракетой ПЗРК "Стингер" через 3мин после взлета на втором витке набора высоты по спирали. Ракета попала в левый двигатель, когда самолет находился на высоте 1200м. Командир экипажа управлял объятым пламенем самолетом до тех пор, пока все члены экипажа не покинули борт с парашютами, и отвернул падающий самолет в сторону от жилых построек. Затем он также выпрыгнул, но погиб из-за малой высоты. Ан-26 упал в зеленой зоне в 2км от аэродрома.
Самолет возвращался в СССР, доставив командующего группой советских войск в ДРА.
10 января 1987 г. боевая потеря вертолета Ми-8МТ 205-й овэ. Экипаж к-на В.Дубина. Подробности инцидента отсутствуют.
10 января 1987 г. боевая потеря "спарки" (видимо МиГ-21У) ВВС ДРА (Баграм). Сразу после взлета ракетой ПЗРК "Stinger" сбит афганский самолет. Летчик Накибулла катапультировался удачно и был взят в плен силами Хезб-и-Ислами. Второй летчик Мохаммад Назим погиб.
12 января 1987 г. боевая потеря вертолета Ми-24 335-го обвп (Джелалабад). Вертолет выполнявший боевое задание в 30 км севернее аэродрома Джелалабад, преодолевая хребет, вышел на Н=300 м без отстрела ИК-патронов и был сбит ракетой ПЗРК. Упал в районе кишлака Мангеваль. Погиб борттехник вертолета ст. л-т В.Яковлев, командир и летчик-оператор покинули борт успешно с высоты Н=100м.
14 января 1987 г. боевая потеря вертолета Ми-8МТ 239-й овэ (Газни). Полет по маршруту Газни - Джелалабад. Экипаж к-на Цупко осуществлял перевозку груза и трех пассажиров, два механика 239-й эскадрильи и женщина из ОРАТО. Полет осуществлялся на небезопасной высоте, без отстрела ИК-патронов и в р-не озера Суруби вертолет был сбит ракетой ПЗРК. Погибло трое пассажиров не сумевших покинуть вертолет с парашютами.
20 января 1987 г. катастрофа вертолета Ми-8МТ 205-й овэ. Экипаж штурмана аэ - м-ра Кобзаря. Погибли 3 пассажира.
21 января 1987 г. боевая потеря самолета Су-25 378-го ошап (Баграм). Взлет парой ст.л-т А.Почкин - ст.л-т К.Павлюков в 15:43 на прикрытие транспортного самолета. Через 2 минуты 32 секунды после отрыва, в наборе высоты 2000м, ракетой ПЗРК "Stinger" поражен самолет ведомого. Летчик Константин Павлюков катапультировался и приземлился в районе кишлака Абдибай. На земле ему пришлось вступить в бой с группой бандитов, используя оружие из НАЗ-а. Израсходовав боеприпасы раненый Павлюков подорвал себя и подошедших моджахедов гранатой. Посмертно удостоен звания Герой Советского Союза. Паре вертолетов Ми-8МТ к-н Ю.Бортник - к-н В.Солянов из состава сил ПСС 262-й овэ не удалось обнаружить катапультировавшегося летчика. Оба вертолета вернулись на базу с серьезными повреждениями от огня противника.
28 января 1987 г. боевая потеря самолета Су-25 378-го ошап (Баграм). Атака опорного пункта моджахедов в районе н.п. Хост составом группы. Наличие в районе цели слоя облачности с нижней кромкой около 2500 метров потребовало от летчиков выполнять заход на высоте ниже безопасной, в результате чего противник смог применить ракеты ПЗРК "Stinger". Был поражен самолёт заместителя командира эскадрильи м-ра Эдуарда Рябова, который успешно катапультировался и был подобран вертолетами ПСО.
1 февраля 1986 г. повреждение Су-17м3р 263-й ораэ (101 орап Борзя), вылет с аэродрома Баграм. Ком. аэ п/п-к Лучкин А.И. При выполнении воздушной разведки цели (караваны) северо-восточнее Хоста самолет подбит из ПЗРК. Попадание в хвостовую часть. Поврежден РН и оторван на 2/3 левый стабилизатор. Летчик сумел выполнить выход на аэродром и посадку. Самолет восстановлен.
12 февраля 1987 г. боевое повреждение вертолета Ми-8МТ 302-й овэ (Шинданд). Вертолет ком. аэ п/п-ка Швецова лидировал группу во время десантирования у н.п. Диларам, в ходе боя машина была поражена огнем крупнокалиберного пулемета, отказал один из двигателей, был пробит топливный бак. Не смотря на повреждения, экипажу удалось дотянуть до посадочной площадки Фарахруд и совершить там вынужденную посадку.
23 февраля 1987 г. авария самолета МиГ-23млд 190-го иап (Канатово). После удара по цели парой: ведущий А.Большаков - ведомый С.Мединский, самолет ведомого отстал и пытаясь догнать группу на форсаже израсходовал топливо, при посадке с аварийным остатком поспешил быстрее произвести посадку, превысил посадочную скорость и подломил переднюю стойку. Самолет списан, летчик не пострадал.
27 февраля 1987г. боевая потеря вертолета Ми-24 239-й овэ (Газни). Экипаж к-на С. Рабко выполнял задание по прикрытию аэродрома Газни ночью. Вертолет был поражен ракетой ПЗРК на Н=1500 м и упал в 2км от аэродрома. Экипаж в составе командира и летчика-оператора ст.л-та Ю. Матвеенкова погиб при аварийном покидании.
февраль 1987 г. поломка вертолета Ми-6 2-й вэ 280-го овп (Кандагар). На контрольном висении вертолет п/п-ка И.Н.Никитенко "завалился на бок" и получил серьёзные повреждения. Борт сочли ремонтопригодным, но реально его восстановлением никто не занимался. После "канибаллизирования" на запчасти остов машины бросили в Кандагаре, где он оставался вплоть до американского вторжения в 2001 году.
4 марта 1987 г. боевая потеря самолета Су-22УМ-3К 355-го апиб ВВС ДРА (Баграм). Экипаж в составе проверяемого афганского летчика п/п-ка Рахима и проверяющего военного советника п/п-ка В. Сафонова выполнял плановый полет в районе авиабазы Баграм. Отвлекшись на выполнение незапланированного заданием маневра, экипаж вышел за пределы охраняемой зоны аэродрома, в результате самолет был обстрелян ракетой ПЗРК "Стингер" и сбит. Оба летчика катапультировались в 4 км западнее аэродрома, но были расстреляны еще в воздухе, во время снижения под парашютами.
4 марта 1987 г. столкновение двух вертолетов Ми-8МТ 262-й овэ (Баграм). Для выполнения ПСР сбитого экипажа афганского Су-22УМ в воздух поднялась пара Ми-8МТ ст.л-т Е. Симороз - к-н В. Калинин. Воздушное прикрытие операции осуществляла пара Ми-24 к-н Н. Буравлев - к-н А. Курков. В район поиска группа вышла в темноте, после захода солнца, что в результате стало причиной столкновения в воздухе ведущего и ведомого Ми-8МТ. В результате крушения оба экипажа погибли. Воспоминания очевидца.
6 марта 1987 г. авария двух вертолетов Ми-24 239-й овэ (Газни). Пара вертолетов: командир отряда м-р Каманов - ведомый к-н Салов, выполняя боевое задание по прикрытию Ми-8 вошла в "глухое ущелье" не имеющее сквозного прохода. В наборе высоты оба потеряли скорость и упали на заснеженный склон горы в 20 км западнее Газни. Обе машины разбиты, экипажи живы.
10 марта 1987 г. повреждение вертолета Ми-24 335-го обвп (Джелалабад). Вертолет к-на А. Киселевича осуществлявший поддержку войск, в рамках операции "Круг", был поражен выстрелом РПГ-7 в районе Джикдалай, вернулся на базу удачно. Борт восстановлен.
10 марта 1987 г. авария самолета МиГ-23млд 190-го иап (Канатово). Ведущий м-р В. Лесников - ведомый нш АЭ м-р Вячеслав Голубев. При нанесении удара в 50 км от озера Суруби на самолете В.Голубева, после залпа из УБ-32-57, произошел помпаж и отказ двигателя. После нескольких неудачных попыток запуска двигателя летчик катапультировался. Подобран вертолетами ПСС. Потерю списали на попадание пули ДШК в лопатку турбины в ходе вывода из атаки.
23 марта 1987 г. катастрофа вертолета Ми-6 2-й вэ 280-го овп (Кандагар). При посадке ночью на площадке Шахджой, из-за неправильной установки Раэр на высотомере, вертолет опустился с большой вертикальной скоростью, разрушился и сгорел. В живых остались командир вертолета к-н Сергеев и штурман, Трое членов экипажа погибли: помощник командира л-т Н.В.Цыренин, борттехник ст. л-т А.Г.Евлаков, бортмеханик пр-к З.В.Рыбачук.
23 марта 1987 г. повреждение вертолета Ми-8МТ 4-й вэ 50-го осап (Кабул). Вертолет ст. л-та Ананьева в маловысотном полете столкнулся с линиями электропередач. Вся энергосистема Афганистана была разрушена в ходе боевых действий и только случайно сохранившийся участок силовых линий попался на пути вертолёта!
30 марта 1987 г., 11:45, боевая потеря самолета Ан-26 373-го тап ВВС ДРА (Кабул). Военно-транспортный самолет был привлечен к выполнению пассажирского рейса №1022 Кабул - Газни - Гардез - Хост и произвел взлет согласно расписания в 10:15 местного времени. На борту находился экипаж из 5 человек и 34 пассажира, включая двух детей. При заходе на посадку в аэропорту Хост самолет был атакован пакистанским истребителем F-16A 9-й аэ (летчик командир эскадрильи п/п-к Абдул Раззак) и сбит ракетой "воздух-воздух". Ан-26 упал в уезде Чамкани, провинции Пактия, а все находившиеся на его борту люди погибли. Пакистанская сторона заявила, что самолет нарушил границу, что не подтверждается данными объективного контроля.
март 1987г. повреждение вертолета Ми-24П 262-й овэ (Баграм). Пара Ми-24, возглавляемая к-ном С. Николаевым, прикрывала вертолеты Ми-8МТ, которые осуществляли смену постов в Панджшерском ущелье. Заметив моджахедов, открывших интенсивный огонь по прикрываемым вертолетам, пара пошла в атаку, на выходе из которой вертолет ведущего был поражен огнем ДШК. Пули повредили управление хвостовым винтом. Летчик установил режим с наименьшим разворачивающим моментом и направился на аэродром Баграм. Посадку осуществлял на повышенной скорости, с ходу. Миновав ряд препятствий, вертолет, столкнулся с ангаром и получил значительные повреждения, экипаж не пострадал.
2 апреля 1987 г. боевая потеря самолёта Су-25 378-го ошап (Баграм). Нанесение удара по цели в районе Алихейля составом двух звеньев. Самолет Андрея Гарбузова был поражен ракетой ПЗРК в момент выхода из пикирования, лётчик катапультировался и через 20 минут был подобран вертолётами ПСО.
4 апреля 1987 г. боевая потеря вертолета Ми-24 1-й вэ 335-го обвп (Джелалабад). Действуя в составе пары - ведомым, ст. л-т П. Винник, атакуя цель, снизился на малые высоты и осуществил сброс ФАБ-250, бомба взорвалась сразу, а не как положено - с замедлением. В результате вертолет был поражен множеством осколков своих бомб, стал терять управление и загорелся. Летчик пытался сначала тянуть на базу, но через минуту совершил вынужденную посадку недалеко от Джелалабада. При посадке ст. л-т Винник погиб, оператору удалось выбраться из горевшей машины.
4 апреля 1987г. боевое повреждение вертолета Ми-24П 1-й вэ 335-го обвп (Джелалабад). Пара м-р Прохоров - к-н Шипачев осуществляла прикрытие Ми-8МТ группы ПСС вылетевшей к месту падения машины П.Винника. Барражируя в 3-5 км от севших транспортных вертолетов на Н=30 м, V=250 км/ч (без отстрела ППИ) оба временами наносили удары по местам предполагаемого нахождения моджахедов. Через 20 минут по вертолету к-на К.А.Шипачева был произведен пуск ракеты ПЗРК "Stinger" поразившей левый двигатель.
За 7 секунд после попадания ракеты командир успел включить систему тушения пожара, сбросить оставшиеся бомбы и ракет на "не взрыв", выпустить шасси, подобрать место для вынужденной посадки и включить вторую очередь ППС. Командир и летчик-оператор Валерий Мешков покинули еще катившийся по инерции борт, вертолет застыл всего в нескольких метров от оврага. Летчиков подобрал Ми-8МТ к-на Хорина. На следующее утро к месту посадки прибыла группа из шести техников заменивших поврежденный двигатель под огнем противника, после чего борт перегнали на свою базу.
12 апреля 1987 г. боевая потеря самолета Су-17м3 136-го апиб (Чирчик), вылет с аэродрома Шинданд. Ком 2-й аэ п/п-к Шломин Владимир. В 30 км северо-западнее аэродрома Кандагар на Н=2500 сбит из ПРЗК “Stinger” (первый сбитый Су-17 из данного ПЗРК). При выводе из атаки летчик выполнял противозенитный маневр и в это время ракета попала в правое крыло, самолет начало вращать. Летчик катапультировался. Вертолеты ПСО при подходе к месту приземления были вынуждены пройти через “зеленку”, где были обстреляны и получили повреждения. Несмотря на это, вертолеты нашли и подобрали летчика. Обратный полет снова проходил через “зеленку”, где вертолеты подверглись интенсивному обстрелу. После посадки вертолетов на аэродром и выключения двигателей, у вертолета, который эвакуировал летчика, отвалились лопасти несущего винта.
12 апреля 1987 г. боевое повреждение вертолета Ми-8. Осуществлявший полет на Нист=3000м, вертолет отклонился от курса, вошел в опасную зону и был поражен ракетой ПЗРК. Не смотря на повреждения, экипажу удалось выполнить вынужденную посадку.
15 апреля 1987 г. боевая потеря вертолета Ми-8МТ 262-й овэ (Баграм). Вертолет сбит ПЗРК при снижении на площадку в 35 км с.-в. г. Кабул. Погиб экипаж в составе командира к-на С. Клименко, летчика-штурмана л-та Ю. Субботина и борттехника л-та Р. Эрханова.
15 апреля 1987 г. боевая потеря самолета Як-28Р 87-го орап (Карши). Экипаж командир ст. л-т Чистеев М., штурман к-н Поваренков С.В. выполняли задание по разведке местности южнее Мазари-Шарифа. в районе кишлака Рахмат-Абад самолет был поражен ракетой ПЗРК "Blowpipe", экипаж катапультировался. Поиск экипажа велся нескоординированно и оба летчика попали в плен и были убиты моджахедами. В нарушение требований экипажу не было выдано табельное оружие.
16 апреля 1987 г. боевая потеря самолета МиГ-23МЛД 190-го иап (Канатово). Взлет двумя звеньями с аэродрома Баграм. В ходе удара по укрепрайону Джаварра, под Хостом, пара ком. АП п-ка Леонида Петровича Фурсы и его ведомого замполита АП п/п-ка Александра Оспищева, выполняла заход на цель первой. После ввода в пикирование, на высоте около Н=2000 м. п-к Фурса почувствовал сильный удар и услышал доклад ведомого: - "Командир, ты подбит, горишь! Прыгай!". Оценив обстановку летчик произвел сброс бомб и вывел самолет из пикирования. Двигатель хоть и неустойчиво, но работал, поэтому оставалась надежда дотянуть до аэропорта Кабул, находившегося ближе всего. Переложив крыло в положение 16 град., со снижением стал отходить от цели, но с уменьшением скорости машину стало заметно кренить. Какое то время удавалось удерживать самолет, этого хватило, чтобы удалиться от объекта атаки на 30 км. После потери управляемости летчик катапультировался, получив при этом травму позвоночника. Над местом катапультирования "в круг" встали п/п-к А.Оспищев, м-р Виктор Недбальский и к-н Владимир Тур. Через 15 минут подошла пара вертолетов ПСС и доставила летчика в Кабульский госпиталь. Для п-ка Фурсы этот вылет был 388-м боевым.
20 апреля 1987 г. боевая потеря вертолета Ми-24 3-й вэ 50-го осап (Кабул). Пара п/п-к Губайдуллин - к-н Яворский. Не далеко от своей базы экипаж в составе командира к-на Д.Яворского и летчика-оператора л-та Криворучко попал под огонь противника. Вертолет стал терять управление, но летчику удалось совершить вынужденную посадку на высокогорную площадку. Подобран экипажем Ми-8МТ 50-го осап Карима Кашафутдинова. (воспоминание очевидца)
21 апреля 1987 г. катастрофы - столкновение 2-х вертолетов Ми-8МТ 3-й вэ 280-го овп (Кандагар). В ходе операции «Юг-87» паре вертолетов зам ком аэ м-ра О. Харчевникова - ст.л-та В. Захарова была поставлена задача высадить десант в р-не кишлака Торшикот. Взлет из Кандагара произвели в 4:22. В 4:35, в 8 км севернее точки взлета, по вертолетам идущим на малой высоте открыл огонь замаскированный ДШК. Ведущий начал маневр уклонения и в этот момент вертолет ведомого столкнулся с ним. В результате крушения в вертолете ведущего погибли м-р О. Харчевников, борттехник ст. л-т В. Шевченко и 11 десантников, летчик-штурман С. Николаенко остался жив, в вертолете ведомого погибли командир ст. л-т В. Захаров, борттехник л-т А. Невмывака и 5 десантников, спастись удалось летчику-штурману В. Кохнович и трем десантникам. Эвакуацию выживших осуществила пара Ми-8 ПСС Сергея Захарова.
21 апреля 1987г. боевая потеря вертолета Ми-24 4-й вэ 280-го овп (Кандагар). Экипаж м-ра И. Захарова выполнял прикрытие эвакуации группы десанта в р-не н.п. Торшикот. В очередном заходе вертолет был сбит ракетой ПЗРК, в результате падения погиб летчик-оператор ст. л-т М. Шамсудинов, а командир попал в госпиталь с тяжелыми ранениями (компрессионный перелом позвоночника, позже восстановился и снова летал). Эвакуацию произвела пара Ми-8МТ ведомая командиром отряда 205-й овэ м-ром А.Моисеевым (ведомый к-н Якунин).
22 апреля 1987г. боевая потеря вертолета Ми-24 335-го обвп (Джелалабад). Вертолет был подбит огнем МЗА в ущелье Марульгад. Экипаж с места вынужденной посадки эвакуировал Ми-8МТ майора А.Райляна.
6 мая 1987 г. 01:40 катастрофа вертолета Ми-24 3-й вэ 50-го осап (Кабул). Экипаж к-на В. Казанцева вылетел с а/э Гардез на боевое задание ночью. В районе н.п. Алихейль вертолет, выполняя ПЗМ, столкнулся со скалой. Команир вертолета и борттехник л-т С.Окулов погибли на месте, а летчик-оператор ст. л-т С.Китаев скончался в госпитале от полученных травм через два дня. По другой версии парой осуществляли прикрытие транспортных вертолетов и на высоте 3900 м вертолет был поражен ракетой ПЗРК. В командировке на а/э Гардез находились с 29.04.87 г.
7 мая 1987 г. катастрофа вертолета Ми-8МТ №67 3-й вэ 280-го овп (Кандагар). Экипаж в составе командира к-на А.Булатова, летчика-штурмана л-та С.Пантюхова и борттехника ст. пр-ка Н.Матвиенко осуществлял перевозку 11 демобилизованных военнослужащих. Сразу после взлета в Лашкаргахе (провинция Гильменд) вертолет взорвался в воздухе, упал и сгорел. Все находившиеся на борту погибли. Причина взрыва не установлена, огня противника не отмечено. Возможной причиной является случайное попадание артиллерийского снаряда, так как направление стрельбы арт.батареи, ведшей огонь, пересекалось с рабочим курсом аэродрома.
16 мая 1987 г. боевая потеря самолета Су-17м3р 263-й ораэ (101 орап Борзя), вылет с аэродрома Баграм. Ком. звена к-н Александров Михаил Александрович. При возвращении на аэродром на большой высоте сбит из ПЗРК 46 км юго-западнее Кабула. Произошел отказ управления, самолет начало вращать, на РУС самолет не реагировал. Летчик катапультировался и был обнаружен летчиком Су-25, который навел вертолеты ПСО. Через 1 час 40 мин был подобран вертолетами ПСО. Это его второе катапультирование в Афганистане.
18 мая 1987 г. боевая потеря вертолета Ми-24 3-й вэ 50-го осап (Кабул). Прикрывавший десант, высаживаемый у крепости Алихейль, вертолет к-на С. Молчанова, во время отхода от района высадки на эшелоне Н=100 м, не смотря на отстреливаемые ИК-патроны, был поражен ракетой ПЗРК и упал в 2 км ю.з. н.п. Алихейля. Экипаж в составе командира и оператора л-та С.Ешина погиб. Проводившей спасательные работы группе удалось найти только парашюты.
26 мая 1987 г. боевая потеря вертолета Ми-8МТ №46 3-й вэ 280-го овп (Кандагар). Вертолет ком. звена к-на Губанцева, возвращавшийся с санитарного задания, торопился доставить раненого, спрямил маршрут и был подбит ЗГУ над кишлаком Кишкинахуд, в районе аэродрома Кандагар. После вынужденной посадки на пшеничном поле борт полностью сгорел. Экипаж и эвакуируемый раненый боец не пострадали и были подобраны экипажем ведомого Ми-8МТ капитана Тензина.
31 мая 1987г. боевая потеря вертолета Ми-24в 335-го обвп (Джелалабад). Пара вертолетов ст. л-та В.Лукьяненко осуществлявшая прикрытие Ми-8 эвакуировавших группу управления, совершала полет на высоте Н=30 м. Ведущий был поражен ракетой ПЗРК в р-н топливного бака, после чего борт превратился в огненный ком и, разрушаясь, упал у н.п. Котгай, провинции Нангархар (49 км от Джелалабада). Оба члена экипажа, включая летчика-оператора л-та А.Лаврентьева погибли.
1 июня 1987 г. боевая потеря вертолета Ми-8МТ №51 3-й вэ 280-го овп (Кандагар). Ком. звена к-н Зубарев, при выполнении задачи ПСО в районе БШУ (63 км на запад от Кандагара, Аз=268) отклонился от назначенного коридора и был сбит ПЗРК. Вертолет сгорел после вынужденной посадки, экипаж (ком-р экипажа к-н Зубарев, летчик-штурман и бортовой техник л-т А. Демьянюк) остались живы.
3 июня 1987 г. боевая потеря вертолета Ми-8МТ 4-й вэ 50-го осап (Кабул). В районе Кабульского аэродрома вертолет заместителя командира эскадрильи м-ра Коржавина, в ходе набора высоты с 900 до 1200м, вышел из охраняемой зоны и был поражен ракетой ПЗРК, экипаж и два пассажира удачно покинули машину, приземлились под парашютами. Подобраны экипажем ведомого - Александра Гатауллина.
4 июня 1987 г. боевая потеря 2-х вертолетов Ми-24 335-го обвп (Джелалабад). Пара вертолетов Сечко - Шитков осуществляла прикрытие досмотровой группы, которая обнаружив караван в 30 км юго-западнее Джелалабада, начала его проверку. Остановившиеся, сначала, и не принимавшие никаких ответных действий караванщики, неожиданно открыли плотный загородительный огонь по вертолетам шедшим на Н=30 м. Машина капитана Г.Сечко была сбита и экипаж в составе командира и оператора ст.л-та И.Ермолова погиб, вертолет А.Шиткова получил сильные повреждения и произвел вынужденную посадку. Этот Ми-24 позже восстановили.
5 июня 1987 г. катастрофа вертолета Ми-8МТ №44 3-й вэ 280-го овп (Кандагар). Вертолет ком. аэ п/п-ка В.Климкина (позывной 531) выполнял полет ночью на площадку Ош одного из сторожевых постов для подбора раненого военнослужащего. На посадке, уклоняясь от огня средств ПВО, зацепил землю и разбился в 22 км севернее Кандагара. Погибли ком. аэ, штурман вэ к-н Р.Борышнев и борттехник л-т И.Крамаренко, а так же 2 пассажира.
9 июня 1987г. боевая потеря вертолета Ми-24П 4-й вэ 50-го осап (Кабул). Экипаж: командир м-р В.Воротников, летчик-оператор ст. л-т А.Рачко. Взлет с Гардеза в р-н Хоста. Прикрывая вертолет-корректировщик Ми-24К (командир П.Голощапов - оператор В.Жабилов) шли сзади на той же высоте Н=500м, отстреливая ППИ. Во время выполнения разворота в правый двигатель попала ракета ПЗРК "Stinger", возник пожар и машина стала заваливаться на бок, теряя высоту. Вскоре попала еще одна ракета ПЗРК, после чего экипаж покинул гибнущий вертолет на парашютах. Оператор А.Рачко приземлился не удачно - на минное поле и получил тяжелое ранение, в результате которого был списан с летной работы. Раненый летчик-оператор подобран парой Ми-8МТ м-ра И.Дорошенко, прикрываемой парой Ми-24п капитанов Белентьева - Селютина (ОП ст. л-т В.Бойко). Радиообмен:
В: "044-й, прямое попадание! Прыжок!"
РИ: "Борт 64-15 Пожар в левом двигателе"
РП: "044-й, что у вас?"
РП: "044-й?"
Д: "Наблюдаю падение вертолета, левее. Горит!"
РП: "Что с экипажем?"
Д: "Не знаю, но оба парашюта раскрылись нормально. Одного несет к артиллеристам, другого к духам, похоже".
11 июня 1987 г. боевая потеря самолёта гражданского самолёта Ан-26 YA-BAL зафрахтованного а/к "да-Бахтар аль-Ватана". В 6:10 местного времени самолёт взлетел с аэродрома Кандагар и взял курс на Кабул. Вскоре после взлёта экипаж сообщил о попадании ракеты в правый двигатель и возникшем на борту пожаре. Командир корабля Мохаммад Осман сделал всё возможное для спасения пассажиров, попытавшись выполнить вынужденную посадку на пересечённой местности не выпуская шасси. Ан-26 проскользил на фюзеляже около 150 метров, попал в овраг и взорвался. Все находившиеся на борту люди погибли. В ходе расследования выяснилось, что душманы использовали ПЗРК "Stinger", поразив цель над уездом Шахджа, провинции Забуль, практически на предельной для этих ракет высоте.
12 июня 1987 г. боевая потеря вертолёта Ми-8 377-го овп ВВС ДРА (Кабул). Вертолёт выполнял рутинный грузо-пассажирский рейс и пропал над провинцией Балх. Все 14 человек находившиеся на борту, в т.ч. две женщины с детьми, погибли. Всего с начала года моджахедам удалось сбить 3 афганских Ан-26 и 4 вертолёта Ми-8/17 ВВС ДРА с пассажирами на борту.
14 июня 1987 г. боевое повреждение вертолета Ми-8МТ 262-й овэ (Баграм). Вертолет, севший для доставки боеприпасов на 14-й пост у Анавы в 6:30 был обстрелян из ДШК с дистанции 1,5 км, были пробиты топливный бак, лопасти НВ и грузовая кабина. Из находившихся на борту чудом никто не пострадал, были двое раненых из числа встречавших груз на площадке. Точка, откуда велся обстрел, была подавлена ответным огнем.
19 июня 1987 г. боевая потеря самолета Су-17м3 136-го апиб (Чирчик), вылет с аэродрома Кандагар. К-н Стрибный Юрий. Сбит из ДШК 75 км западнее Кандагара (Аз=270). После поражения самолета произошло его полное обесточивание, а при выходе на Н=4500 - остановка двигателя. Выполнив попытку запуска, которая ничего не дала, летчик катапультировался. При этом “Комар” не сработал. После приземления сразу вступил в бой с душманами. Обнаружив, что Р-855ум не работает, насколько раз бросил ее об землю, после чего она заработала. Вертолеты ПСО начали выходить на сигнал “Комара”. При подходе к месту приземления вертолеты обстреляли свою бронегруппу, приняв ее за противника. После чего, обнаружили место боя и начали обстрел духов. Летчик подобран на борт вертолета через 40 мин после катапультирования.
21 июня 1987 г. боевая потеря 2-х вертолетов Ми-8МТ 4-й вэ 50-го осап (Кабул). Пара к-н Ю. Евдокимов - к-н Т. Мугтасимов совершала транспортный рейс на высокогорный пост. При пролете хребта Н=3800м огнем ЗГУ был подбит вертолет к-на Евдокимова, все сумели безопасно покинуть борт. Ведомый развернулся и пошел на подбор сбитого экипажа, но был сам поражен ракетой ПЗРК "Stinger", пришлось так же воспользоваться парашютами. Командир к-н Т.Мугтасимов, летчик-штурман ст.л-т В.Алексютин и борттехник ст.л-т В.Скачков приземлились на склон горы, сразу пришлось вступить в бой с душманами. Под натиском численно превосходящего противника летчики стали отходить к вершине горы, когда патроны были на исходе подошла пара вертолетов ПСО м-р И. Дорошенко - к-н А. Дворяткин. По одному из них так же выпустили ракету ПЗРК "Stinger", от которой тот, сманеврировав, уклонился и произвел подбор Мугтасимова и Скачкова. ст. л-т Алексютин героически погиб в бою с душманами, прикрывая отход своих товарищей.
24 июня 1987г. катастрофа 2-х вертолетов Ми-24 239-й овэ (Газни). Пара к-нов В.Гусева - Г.Чекашкина осуществляла прикрытие Ми-8 с досмотровой группой. После входа в ущелье у хребта Сафедкох, не имевшее сквозного прохода, пара Ми-8МТ сумела преодолеть откос высотой 3000 м, а пара прикрытия, имея меньшую скороподъемность, задела склон горы. При ударе погибли оба командира вертолетов, т.к. плечевые ремни они не пристегнули. Операторы с тяжелыми травмами были доставлены в госпиталь.
30 июня 1987 г. боевая потеря вертолета Ми-8МТ №31 3-й вэ 280-го овп (Кандагар). Поражен ракетой ПЗРК "Stinger". Погиб 1 человек. Подробности инцидента отсутствуют.
1 июля 1987г. боевая потеря вертолета Ми-24П 4-го отряда 205-й овэ (Шахджой). Экипаж вертолета осуществлял прикрытие пары Ми-8МТ эвакуировавшей группу спецназа в 51 км от н.п. Шахджой. Еще не успели сесть восьмерки, как Ми-24 был поражен ПЗРК, в результате загорелся один из двигателей. Экипаж успел сбросить блоки, выпустить шасси и сходу зайти на посадку, но, из-за перебтитой гидросистемы, управлять бортом командир не мог, а только держал горизонт. Точка приземления совпала с огромным валуном, кабину оператора оторвало, а командира накрыло движками. Борт даже не загорелся. Борттехник ведущего пары Ми-8МТ, забирающей спецназ, л-т В.Ермоленко под огнем противника подбежал к оператору и вместе с подоспевшим командиром роты дшб отстегнули его от кресла и перенесли на севший рядом борт ведомого. Летчик-оператор л-т Илья Новиков получил тяжелые ранения (перелом позвоночника, травма черепа и грудной клетки, из-за закрепленного на груди автомата АКСУ-74, сломавшего при посадке грудь), хрипел, но крови не было. Тройка Ми-24, оставшаяся в воздухе, устроила духам настоящую "карусель" и восьмерки успели эвакуировать группу спецназа без потерь. Ми-8 под прикрытием пары Ми-24 вернулся на базу, а борт с раненым в сопровождении одного Ми-24 пошел на Кандагар в госпиталь. Командира экипажа к-н Савин В.Г. погиб сразу, но тело удалось забрать в тот же день только под вечер. Ни тело, ни обломки борта, ни подходы к ниму не были заминированы, видимо духи не ожидали столь скорого возвращения, либо были подавлены яростной "каруселью" двадцатьчетерок и не успели организовать засаду. От полученных травм л-т Новиков И.Ф. скончался в госпитале через 7 дней.
7 июля 1987 г. боевое повреждение самолета Ан-26 339-й "советнической" осаэ (Меймене). Экипаж к-на Г. Груня совершал транспортный рейс из Кабула в Зарандж, допустили навигационною ошибку и произвели посадку на аэродроме Заболь в Иране. В результате штурма иранским спецназом самолет был захвачен, при этом погиб штурман ст. л-т Михеев С.В. Позже самолет и экипаж были возвращены. После исчезновения самолета организовали его поиск двумя парами Ми-8МТ 302-й овэ. 16-го июля иранской стороной был возвращен экипаж и пассажиры воздушного судна, а несколько позже и сам Ан-26.
12 июля 1987 г. боевая потеря Ан-12 930-го втап (Завитинск) Баграмского А.О. Выполнявший посадку на аэродроме Кандагар, ДСМУ, самолет майора Трофимова А.Б. попал под обстрел, сошел с ВПП и столкнувшись с РЛС выкатился на минное поле. На борту возник пожар и в результате сдетонировал груз боеприпасов. Пытавшиеся тушить пожар военнослужащие погибли. Из экипажа пострадал борттехник Н.Усанов.
15 июля 1987 г. боевая потеря вертолета Ми-24 239-й овэ (Газни). Вертолет м-ра Полякова А.П., возвращавшийся с боевого задания на высоте Н=50 м, при подлете к н.п. Бараки, был поражен ракетой ПЗРК. Командир совершил вынужденную посадку прямо перед собой, после чего экипаж покинул машину.
1 августа 1987 г. боевая потеря вертолета Ми-6 181-го овп (Кундуз). Рейс Кундуз - Файзабад с грузом продовольствия. ДПМУ. Вертолет к-на Зотова, недалеко от аэродрома взлета, на Н=4500м был поражен ракетой ПЗРК. Экипаж покинул машину на парашютах. Борттехник ст. пр-к Мельников С.И. вертолет не покидал и погиб. После этого происшествия все плановые транспортные полеты стали выполняться ночью.
11 августа 1987 г. катастрофа вертолета Ми-8МТ №26 262-й овэ (Баграм). При доставке грузов на высокогорный пост Мирбачакот вертолет к-на А.Матвеева, при посадке, попал под обстрел, завалился с площадки и загорелся. Командир вертолета и борттехник получили ожоги, но успели покинуть вертолет до взрыва, летчик-штурман л-т Хробор С.И. погиб. Единственный пассажир спасся не получив травм. Экипаж прибыл в Афганистан только 19 дней назад и опыта полетов в горных условиях не имел. Эвакуацию осуществил м-р Мокаревич А.И.. Борттехник А.Кисленок от полученных ожогов скончался в Баграмском госпитале через два дня.
13 августа 1987 г. боевое повреждение Ан-12БП баграмского отряда. Над Гардезом, при полете на Н=9200 м (превышение 6400м) корпусом неразорвавшейся ракеты ПЗРК "Stinger" была повреждена корневая часть стабилизатора самолета к-на Дворовенко, экипаж выполнил вынужденную посадку в аэропорту Кабула с прямой. После осмотра повреждений установлено, что лонжероны стабилизатора не задеты.
14 августа 1987 г. повреждение двух вертолетов Ми-8МТ №41 и №? 262-й овэ (Баграм). В ходе длительного обстрела аэродрома Баграм противником один из РС разорвался рядом со стоянкой вертолетов, осыпав осколками две машины. Тяжелое ранение получил находившийся на стоянке вертолетчик Дмитрий Огородников.
14 августа 1987 г. боевое повреждение самолета Ан-12БП №18 930-го втап (Баграм). При обстреле авиабазы Баграм неуправляемыми ракетами самолет получил значительные повреждения, но позже восстановлен. По некоторым данным попадание в борт выстрела из РПГ.
14 августа 1987 г. боевая потеря истребителя МиГ-21бис 322-го иап ВВС ДРА (Баграм). В результате близкого разрыва РС загорелся один из самолетов, тушение пожарными расчетами результата не дало.
28 августа 1987 г. боевая потеря вертолета Ми-8МТ 239-й овэ (Газни). Уничтожен прямым попаданием РС при обстреле противником аэродрома Газни.
30 августа 1987 г. потеря вертолета Ми-8МТЯ №94 4-й вэ 50-го осап (Кабул). Этот полёт был для экипажа крайний. Их прилетела менять эскадрилья, и они возвращались на базу в Кабул из Шинданда с посадкой в Кандагаре. В р-не н.п. Кандагар, в час ночи (НПМУ), на высоте Н=4800м (Нист=2000м) вертолет был поражен ПЗРК в левый двигатель. Одновременно с выключением двигателя отказали обе гидросистемы, и вертолёт полностью обесточился. В кабине наступила темнота. Будучи неуправляемым, вертолет вошёл в крутую спираль и снижался с очень большой вертикальной скоростью. Экипаж в составе: командир экипажа - к-н Владимир Корешков, летчик-штурман - ст.л-т Игорь Горбов, бортовой техник - прапорщик Николай Батрак покинул вертолет и приземлился под парашютами. Командир экипажа покидал борт последним, ему удалось выбраться из кабины только на высоте порядка 300 метров от земли. При покидании он получил удар лопастью по плечу и ноге (перелом кости плеча и плюсневых костей ноги). В момент открытия парашюта командира произошёл взрыв вертолёта. Через час, по этому же маршруту, летел самолёт-ретранслятор. По аварийной радиостанции командир связался с ретранслятором, и было определено место нахождения экипажа. В момент использования аварийной радиостанции на её частоте очень чётко прослушивалась речь на английском языке. Спасатели с прикрытием вертолётов и со спецназом на борту прибыли к 8.00. В момент загрузки сбитого экипажа вертолеты прикрытия и спецназ вели заградительный огонь по горам: как оказалось, недалеко от падения вертолёта был мощный укрепрайон душманов. В результате спасательной операции все члены экипажа остались живы. В то время душманы начали использовать прицелы ночного видения. Вертолёт к-на В.Корешкова был первый, сбитый ночью на эшелоне. До этого момента подобные полеты считались безопасными с точки зрения поражения огнем противника, видимо поэтому комиссия из Москвы квалифицировала потерю как отказ авиатехники. Вертолёты Ми-8МТЯ - это вертолёты-разведчики, предназначенные для прослушивания переговоров на всех частотах. Таких вертолётов было 4 шт. По разведданным за этими вертолётами «духи» специально охотились. (обстоятельства потери борта восстановлены по воспоминаниям командира экипажа к-на Владимира Корешкова)
1 сентября 1987 г. боевая потеря самолета Ан-26 373-го тап ВВС ДРА (Кабул). Экипаж майора Абдуль Джалиля совершал рейс Кабул - Хост, ночью, с грузом двух тонн пшеницы. Во время захода на посадку, когда шасси уже были выпущены и самолет выполнял четвертый разворот, на высоте Н=150 метров, он был последовательно поражен двумя ракетами ПЗРК "Stinger". После этого машина потеряла управление и столкнулась с землей. Погибло четыре члена экипажа и двое сопровождающих груз. Бортмеханик и бортрадист в тяжелом состоянии попали в госпиталь.
5 сентября 1987 г. авария вертолета Ми-8МТ 181-го овп (Кундуз). При заходе на посадку в 70 км восточнее Кундуза (Аз=90) попал в пыльное облако, опрокинулся. Вертолет сгорел, экипаж Овсесяна жив.
10 сентября 1987 г. боевое повреждение вертолета Ми-17 377-го овп ВВС ДРА (Кабул). Вертолет выполнял перевозку 15 гражданских лиц из регионального центра в Кабул. Ещё на взлёте борт попал под массированый обстрел из ДШК и стрелкового оружия, что стало причиной ранения всех (!) трех членов экипажа. Только чудом афганцам удалось выйти из под огня и дотянуть до Кабула.
13 сентября 1987 г. боевая потеря самолета Ан-26 373-го тап ВВС ДРА (Кабул). Экипаж капитана Мухамеда Касыма осуществлял транспортный рейс Кабул - Кундуз. Во время снижения, когда самолет находился на высоте Н=1200 метров, по нему со стороны деревни Джаджи Аманулла была выпущена ракета ПЗРК "Stinger". В 13:22 боевая часть ракеты поразила правый двигатель, вызвав пожар, после чего машина потеряла управление и через 23 секунды с креном близким к 90 град. столкнулась с землей. Погибли 6 членов экипажа и 9 пассажиров, включая советского военного советника п/п-ка А.Артемова с женой.
15 сентября 1987 г. катастрофа вертолета Ми-8МТ 4-й вэ 50-го осап (Кабул). При выполнении захода на площадку Н=2800м для высадки десанта вертолет зам. ком. АП п/п-ка Зенкова задел скалу и разбился. Из состава экипажа погиб летчик-штурман ст. л-т П.Ефимов, а борттехник ст. л-т В.Евсюков получил травмы и был списан с летной работы. Из 12 десантников находившихся на борту уцелели пятеро.
18 сентября 1987 г. боевая потеря вертолета Ми-8МТ 302-й овэ (Шинданд). Экипаж к-на Н.Гронта.
29 сентября 1987г. боевая потеря Ми-24П №36 4-й вэ 50-го осап (Кабул). Вертолет к-на Н.Андреева (оператор ст. л-т А.Геращенко) заходил на посадку после выполнения 3-го вылета в этот день по прикрытию аэропорта Кабул, после доклада: - "Шасси выпустил, оружие отключил, разрешите посадку?" на высоте около Н=70 метров машина была поражена ракетой ПЗРК "Stinger", причем попадание произошло в лобовую проекцию, в результате чего экипаж получил ранения от осколков ракеты. Вертолет еще какое то время снижался нормально, но вскоре загорелся, потерял управление и упал на землю с высоты около 50 метров, чудом не задев трехэтажное здание домостроительного комбината. Ведомый к-н Л. Гавриленко момента пуска ракеты не видел, так как садились против солнца, которое слепило глаза. Экипаж погиб в сгоревшем вертолете.
3 октября 1987г. 9:30 пара вертолетов Ми-24П 10-го оап ПВ (Алма-Ата) из-за навигационной ошибки нарушила воздушное пространство Пакистана и по остатку топлива произвела вынужденную посадку в горном районе Шатор. Шесть членов экипажей были арестованы и переправлены в Исламабад. Позже летчики и вертолеты возвращены СССР. До ареста борттехники уничтожили часть оборудования вертолетов для предотвращения захвата противником.
19 октября 1987г. авария вертолета Ми-24П 335-го обвп (Джелалабад). Вертолет сопровождал Ми-8 с разведгруппой, идя замыкающим второго звена. В насыщенном зенитными средствами районе группа снизилась до высоты Н=30...50м, в этот момент Ми-24 на скорости 200 км/ч задел левой законцовкой крыла землю и разрушился. Экипаж в составе командира капитана Иванова и оператора ст. л-та Гринкевича уцелел и был подобран вертолетом ведущего п/п-ка Истомина А.А. Вертолет восстановлению не подлежал, прибывшая на место падения тех.группа отметила отсутствие пушки - ее успели демонтировать душманские умельцы.
21 октября 1987 г. катастрофа самолета Ан-12БК 1-й аэ 50-го осап (Кабул). На взлете из а/п Кабул в условиях плохой видимости, из-за ошибочной команды РП, столкнулся на ВПП с вертолетом Ми-24 самолет к-на Григорьева А.Д. выполнявший рейс в Ташкент. После столкновения с хвостовым винтом вертолета, самолет упал на ближний привод и загорелся, погибли находившиеся на борту самолета 18 человек, спастись удалось только стрелку, находившемуся в кормовой установке. Экипаж полностью: командир к-н А.Григорьев, помощник командира л-т А.Ляпустин, штурман ст. л-т В.Кузнецов, старший борттехник ст. л-т Н.Ворона, борттехник АДО ст. л-т А.Плечко, воздушный радист пр-к Ю.Селюк.
21 октября 1987г. поломка вертолета Ми-24 3-й вэ 50-го осап (Кабул). Столкновение на ВПП а/п Кабул с самолетом Ан-12 (см. описание выше). Экипаж в составе командира Олега Кузмича и летчика-оператора Владимира Урда. Заметив взлетающий самолет командир начал сруливать с полосы, но не успел. Столкновение произошло по касательной с хвостовой частью вертолета, поэтому экипаж Ми-24 не пострадал. После отказа хвостового винта командир выключил двигатели, чем предотвратил опрокидование вертолета.
21 октября 1987 г. боевое повреждение самолета Су-25 378-го ошап (Баграм). Пара в составе к-на Сергея Горохова (позывной 864) и л-та Петра Голубцова (позывной 867) выполняла второй боевой вылет для атаки целей у кишлака Кобай, недалеко от Баграма. В первом же заходе, на выходе из атаки, был поражен ракетой ПЗРК "Stinger" самолет ведомого л-та Голубцова. При посадке самолет выкатился на боковую полосу безопасности и остановился в 50 метрах от минного поля.
В - 867-й заходим на цель (11:20)
Г - Понял
В - Буря, на боевом
Б - Ближе, ближе к нам отработайте! Ориентир по дымам
В - Сброс...Выхо-одим
Г - 864-й я кажется получил пробоину... (11:23)
В - 867-й я рядом. Уходим... Уходим от зеленки на юг...в пустыню... Подскажи свою высоту. (11:24)
Г - Высотомер не работает
22 октября 1987 г.боевая потеря самолета Ан-26 2-й аэ 50-го осап (Кабул). Экипаж к-на М.Мельникова выполнял свой третий боевой вылет в Республике Афганистан, совершая рейс по маршруту Кабул - Джелалабад. Ночью, при маневре захода на посадку, самолет был поражен ракетой ПЗРК "Stinger" и столкнувшись с землей разрушился. Кроме командира корабля погибли его помощник ст. л-т Симонян, борттехник к-н К.Зинченко, штурман ст. л-т Б.Литвинов, старший бортмеханик ст. пр-к С.Русак, радист пр-к А.Курило и два пассажира.
27 октября 1987 г. боевая потеря самолета Су-17м3р 263-й ораэ (313 орап Вазиани), вылет с аэродрома Баграм. Ст. летчик ст. л-нт Пантелюк Сергей. При выполнении воздушной разведки предположительно сбит из ПРЗК в 180 км северо-восточнее Баграма (Аз=76) на высоте Н=3700м. Самолет и летчик не найдены. Ведущий не заметил, когда пропал ведомый.
30 октября 1987г. боевая потеря вертолета Ми-24П 3-й вэ 50-го осап (Кабул). Вылет на прикрытие Ил-76. Экипаж к-на А.Аксенова. Через 40 секунд после взлета, когда вертолет совершал левый разворот, в левый двигатель попала ракета ПЗРК "Stinger". Командир погиб сразу, управление взял летчик-оператор пытаясь выполнить посадку "перед собой". Прямо по курсу были производственные здания и корпуса инфекционного госпиталя, уклоняясь от них, машина завалилась на правый борт и загорелась. Экипаж в составе командира и оператора л-та И.Кравцова, а так же находившиеся на борту представитель ТЭЧ прапорщик А.Бенкерат и вооруженец ст. л-т А.Попов погибли.
31 октября 1987г. боевое повреждение вертолета Ми-24 4-го отряда 205-й овэ (Кандагар). Вертолет к-на Николая Кожуха осуществлявший в составе пары прикрытие двух Ми-8 с досмотровой группой вылетел в район Дури-Мандех для эвакуации разведгруппы. В районе подбора по вертолетам был открыт огонь, в результате которого летчик-оператор получил ранение в колено (попала пуля ДШК). В одном из Ми-8 шальной пулей был смертельно ранен десантник стоявший в проеме двери.
18 ноября 1987 г. боевое повреждение Ми-24П №20 239-й овэ (Газни). Около 16 часов дня моджахеды обстреляли из безоткатного орудия окраину стоянки Газнийского аэродрома попав в крайнюю машину, стоявшую ближе всего к офицерскому модулю. Снаряд поразил ХБ в районе правого стабилизатора, при этом погибли выполнявшие обслуживание хвостового редуктора нач. группы регламента ВиД ст. л-т В.Косилов и механик ряд М.Войтович. Осколками повреждены 2 Ми-8МТ и ранены трое военнослужащих. Обшивку на Ми-24 повело и после длительного ремонта его перегнали в Союз на КВР. (Воспоминания очевидца)
27 ноября 1987 г. 06:05 боевая потеря вертолета Ми-8МТ 335-го обвп (Джелалабад). Экипаж к-на Н.Маркова выполнял задание по доставке личного состава, боеприпасов и продовольствия на посты боевого охранения у Асадабада под прикрытием пары Ми-24 (командир к-н Н.Захаров / оператор ст. л-т Ирик Мурясов и командир ст. л-т В.Вдовин / оператор ст. л-т Латыпов Х.). В 05:55 отработали на постах №1 и №3. В 06:00 пошли на пост №2 с пологим набором и в 06:05 на высоте Нист=100м транспортный вертолет был поражен двумя ракетами ПЗРК "Stinger", после чего загорелся и стал терять высоту. В упавшем вертолете погибли командир в-та (прыгал, но высоты не хватило), борттехник к-н А.Гуртов и 6 пассажиров - разведгруппа 334-го ооСпН ст. л-та В.А.Матюшина. Спастись удалось только летчику-штурману воспользовавшемуся парашютом.
Радиообмен
З: -"Всем АСО! Горит борт Ми-8!"
З: - "Раскрыты два купола".
8 декабря 1987 г. боевая потеря 2-х вертолетов Ми-8Т 239-й овэ (Газни). Пара вертолетов к-нов С.Евдокимова и А.Радаева под прикрытием пары Ми-24 осуществляла подбор спецназовцев "Газнийского" батальона в р-не н.п. Хайракот. При пролете ущелья ведущим, после изменения курса на 90 град. летчик-штурман ст. л-т Егор Новиков доложил к-ну Евдокимову об опасности. На одном из выступов стояли трое душманов и целились в вертолет из РПГ, не смотря на выполнение маневра один из выстрелов попал в хвостовую часть. Сильный удар потряс машину, осколки стекла посыпались в кабину:
Радиообмен
ЛШ: - "Командир, справа!"
[Поражение]
РИ: - "Отказ подкачивающих насосов"
РИ: - "Отказ основной гидросистемы"
КК: - "Егор, сажать будем вместе, крепче держи управление"
ЛШ: - "Понял, держу"
РИ: - "Отказ дублирующией гидросистемы"
БТ: - "Пробоина в хвостовой части, сверху течет масло. Дымим, командир!"
КК: - "А черт! Ничего, сейчас дотянем!"
КК: - "Сашок, меня подбили! Постораюсь дотянуть до площадки!"
Р: - "Держись, иду на помощь!"
КК: - "Всем за борт!".
У самой площадки подбитый вертолет начало мотать в стороны и подняв облако пыли, он ударился о землю. Экипаж успел отбежать на 15 м до взрыва, но тут же попал под обстрел душманов. Передвигаясь перебежками, вертолетчики присоединились к группе, которую должны были эвакуировать. Подошедший вертолет ведомого отстрелялся НУРС и пошел на посадку, Забрав десант и экипаж Евдокимова стал взлетать, но тут же был подбит, с трудом удалось сесть при этом завалившись на борт. Теперь оба экипажа вместе со спецназовцами заняли круговую оборону и снова вступили в бой с моджахедами. На помощь из Газни срочно подняли группу из 6 Ми-8МТ и 10 Ми-24.
Основную задачу выполнила пара вертолетов ПСО к-н Н. Майданов (Ми-8МТ №011, летчик-штурман ст.л-т В.Альмаков, борттехник ст.л-т С.Лазарев) - к-н Ю. Кузнецов. Под прикрытием звена Ми-24 м-ра А. Скворцова они высадили десантников, которые со свежими силами вступили в бой, что позволило эвакуировать раненых и экипажи сбитых машин. На борт взяли по 10 человек, после чего вывезли их в степь, за 5-6 км от места боя, где было безопасно. Затем ведущий ушел на подбор оставшихся десантников. Под сильнейшим огнем противника, к-ну Майданову удалось эвакуировать всех. Отметим, что участники спасательной операции действовали хладнокровно и слаженно. Николай Саинович Майданов за проявленное мужество был удостоен звания "Герой Советского Союза".
10 декабря 1987г. катастрофа вертолета Ми-24В №07 335-го обвп (Гардез). Экипаж к-на А.Панушкина выполнял полет вдоль ущелья в районе Гардеза, потерял ориентировку и залетел в одно из ответвлений закончившееся глухой стеной. Попытался осуществить экстренный набор и торможение, но скороподьемности не хватило, и вертолет столкнулся со склоном горы. Оператор к-н Загир Ишкильдин погиб, командиру удалось спастись.
15 декабря 1987 г. боевое повреждение вертолета Ми-6 181-го овп (Кундуз). Вертолет, выполнявший транспортный рейс Кундуз - Файзабад, при снижении для посадки попал под интенсивный огонь противника и получил значительные повреждения. Благодаря слаженным действиям экипажа удолось произвести благополучную посадку на аэродроме Файзабад.
21 декабря 1987 г. боевая потеря самолета Ан-26 2-й АЭ 50-го осап (Кабул). Самолет командира эскадрильи м-ра Ковалева готовился к рейсу в Джелалабад за ранеными, но задачу поменяли - предстояло совершить рейс в Баграм. Произвели взлет в 16 ч 42 м по местному времени и перешли в набор высоты. На втором витке набора Н=1200м, на третьей минуте полета, ракета ПЗРК "Stinger" попала в левый двигатель. Согласно расшифровке переговоров Штурман доложил:
Ш: - "Пуск!"
КК: - "Зафлюгировать левый"
БТ: - "Левый во флюгер"
КК: - "Пожаротушение ... штурман, зона поражения какая?"
ШТ: - "Командир весь зад горит!"
КК: - "Открывай, прыгай! Открывай!".
По левому борту выбило иллюминаторы и хлеставший из пробитого бака керосин и дым потоком забивало в грузовую кабину. Открыв аварийный люк экипаж стал покидать самолет на парашютах. Командир удерживал машину до последнего момента и покинул самолет на высоте, не обеспечивавшей нормального раскрытия купола - погиб (ГСС). Остальные члены экипажа - второй пилот л-т Ю.Девятка, штурман л-т С.Ясинский, борттехник ст.л-т В.Андрюшишин, радист пр-к В.Жиловский и бортмеханик пр-к Г.Петров спаслись (только радист при приземлении получил травму позвоночника и попал в госпиталь) и были ч/з 5 минут эвакуированы. Экипаж вертолета Ми-8МТ 262-й овэ ПСС находившийся на дежурстве, увидев падение самолета, взлетел без команды и обеспечил спасение экипажа под огнем противника. Получил несколько пробоин. Самолет упал в 2 км от аэродрома в зеленую зону.
23 декабря 1987 г. боевая потеря вертолета Ми-8МТЯ №93 4-й вэ 50-го осап (Кабул). Взлет с авиабазы Гардез. Экипаж к-на Быкова выполнял разведывательный полет на Н=3200 м в рамках операции "Магистраль". В 15 км юго-восточнее аэродрома Гардез вертолет был обстрелян двумя ракетами ПЗРК Stinger, одна из которых попала в отсек ВСУ. При покидании гибнущей и валящейся на бок "восьмерки" погиб борттехник ст.л-т В.Головко попавший под лопасти несущего винта, летчик-штурман сломал бедро при ударе о блоки НУРС.
РП: "345-й, по вам пуск! Прыжок!"
КК: "Это по нам?"
РП: "Вторая, 345-й по вам пуск!"
КК: "Бортовой, что там?"
БТ: "Параметры в норме"
РП: "345-й, прыжок!"
РИ "Отказ основной гидросистемы"
БТ: "Командир, упало давление в основной, дублирующая работает"
КК: "Заклинило ручку! Прыжок!"
26 декабря 1987 г. боевая потеря самолета МиГ-21У 322-го иап ВВС ДРА (Баграм). Был сбит вечером, в ходе учебно-тренировочного вылета над аэродромом Баграм. Советский инструктор и афганский летчик катапультировались и были подобраны вертолетами ПСО. Афганец попал в госпиталь с травмой ног.