Н-дас. Вас не надо убивать, сами убьётесь.
Пока не обнародованы официальные данные, бессмысленно так яростно спорить. Ну, вот такая у нас действительность. Кстати, причиной этой "секретности" зачастую не секретность по закону. как таковая, а недостаток людей и структур, которые бы занимались исследованием предмета. К сожалению, историки Стране не очень нужны, а вот выдумки разных векторов направленности всегда почему-то востребованы.
Одной из причин спора, как я увидела, является соотношение потерь сторон конфликта, но при этом само понятие "сторона конфликта" чётко не обозначена.
Вероятно, есть смысл впоследствии оценить потери сторон как то:
1. Воевавшие в составе сил на стороне Северной Кореи
2. Воевавшие в составе сил на стороне Южной Кореи
Далее для разрешения спора потребуется уточнить:
1. Потери непосредственно лётчиков и самолётов США от "рук" лётчиков СССР
2. Потери непосредственно лётчиков и самолётов СССР от "рук" лётчиков США
Если оценить пропорции, то, вероятно, счёт может быть несколько иным в случае оценки общих потерь коалиций и потерь по конкретным странам от лётчиков конкретных стран.
Думаю, что даже в случае доступа к архивам, всё это подсчитать и оценить до единого самолёта и человека будет не так и просто. Хотя уверена, что общая пропорция не будет сильно отличаться от того, как это оценивается нашими отечественными историками. Т.е., как минимум, у нас и у американцев был паритет в воздухе.
К сожалению, сейчас мы часто наблюдаем экстраполяцию опыта подсчёта потерь в Великую Отечественную войну на следующие боевые действия. Действительно на начальном этапе для поддержания духа официально, ну, и для поддержания личного состава неофициально наши успехи завышались, а потери занижались. То же происходило и у противника, пусть и в меньшей степени. Хотя, надо сказать, что во второй половине ВОВ учёт побед потерь был налажен значительно строже.
Однако, часто оказывалось просто невозможно такие потери оценить точно. Вот случай с лётчиком Рыжовым из 32-го ИАП ЧФ в один из первых дней войны летом 1941 года. Он летел в паре с лётчиком Телегиным, если мне не изменяет память. Они натолкнулись на немцев. Рыжову удалось огнём повредить немецкий самолёт, тот задымил и стал уходить со снижением в море. В бою было отмечено попадание и в самолёт Рыжова. Рыжов был сам легко ранен и на повреждённом самолёте продолжал преследовать. Его ведомый оторвался и потерял ведущего из вида. То, что немецкий самолёт был поражён, этому ведомый был свидетелем.
Далее события развивались таким образом, что Рыжов догнал немца и, расстреляв боекомплект, таранил его. По его словам, немец упал в море и погиб. Сам Рыжов, соответственно, ненадолго потерял сознание от удара, но успел прийти в себя, также упал в море, самолёт потерял, но его самого спасли, нашли на катере и отвезли в госпиталь.
Можно ли считать это победой?
Немцы себе потерю не засчитали, может быть, их лётчика тоже спасли, а может быть, просто исчерпывающие сведения об этом бою были утеряны. К сожалению, не только с нашей, но и с немецкой стороны не все сведения сохранились. Но разве мы не вправе засчитать эту победу?
И таких случаев масса. Иногда подсчёты были чрезмерно щепетильными, вплоть до того, что без фотоконтроля, или последующих данных разведки о результатах удара, победы не засчитывались. А не всегда удавалось эти результаты найти и зафиксировать. Особенно когда шла натуральная мясорубка. Как рассказывают фронтовики, случается в воздухе рой, просто рой разнотипных самолётов, кто в кого стреляет, кто где, кто-то уже прыгает с парашютом, кто-то недавно ввязался в схватку, карусели, разные части в бою с разными опознавательными знаками, не понять и не разобрать, просто ад! Ад!
Кроме того, когда тебе на башку и в задницу летит всякая смертоносная гадость, в последующих записях часты ошибки, какая именно гадость прилетела. Я уже несколько раз сталкивалась с таким явлением, когда данные наши и немецкие не совпадали, хотя речь шла об одних и тех же событиях. Не совпадали как в типах, так и в количестве самолётов и сброшенных боеприпасов и нанесённом уроне от них. Причём трудно обвинять стороны в необъективности. Смешно было бы думать, что в тяжёлом бою стоит кто-то с разинутым ртом и считает "ворон" с точностью до муллиметра. Вот и ошибки.
Кроме того, для объективной оценки соотношения потерь необходимо чётко определиться с критериями. Отдельно считать потери личного состава и техники, отдельно считать безвозвратные потери, т.е. самолёты, которые были в результате списаны, а лётчики погибли. Эта сухая статистика будет точнее, чем фотоконтроль и любые свидетельства очевидцев. Пример выше с Рыжовым и его оппонентом. Но для этого нужно время, много времени.
А слово против слова - это только предмет для скандала.
Если вы спросите меня, то по моему впечатлению от того, что знаю, в Корейской компании был примерный паритет. Причём вначале у нас было даже преимущество, потом оно несколько снивелировалось. Но никакой чудовищной диспропорции, как в ВОВ, быть не должно. На это не похоже по свидетельствам очевидцев.
