Галина, в архивной справке 1999 г. указывается, что Павел Туржанский совершил поход на судне «Китобой» из Ревеля до Бисерты (Тунис). Однако, есть свидетельства участника плавания мичмана Николая Боголюбова из которых видно, что Туржанский с большей частью команды покинул судно в Копенгагене. Если будет время, укажи архивным работникам на неточность в личном деле выпускника Морского корпуса.
« ..{519} Ввиду того что в своем дневнике В. К. Пилкин уделял эпопее «Китобоя» много места, а также в связи с тем, что тетрадь за январь-март 1920 г., в [440] которой была запись об обстоятельствах ухода корабля из Ревеля, не сохранилась, мы приведем фрагмент воспоминаний мичмана Н. А. Боголюбова.
«Для того чтобы сохранить честь Андреевского флага и спасти корабль для России и дальнейшей борьбы против большевиков, Морской министр и Командующий морскими силами Северо-Западного правительства контр-адмирал В. К. Пилкин отдал приказ об укомплектовании «Китобоя»
холостыми морскими офицерами. Эти офицеры, находившиеся в районах Ревеля, Балтийского Порта и Нарвы, на отряде сторожевых катеров, так и
в танковом батальоне и бронепоездах, стали прибывать на «Китобой» в конце января и начале февраля 1920 года. Приказом Военно-Морского Управления от 25 января 1920 г. командиром «Китобоя» был назначен лейтенант Оскар Оскарович Ферсман, выпуска 1910 года из Морского корпуса, с предписанием приготовить корабль к походу на Мурманск, где борьба против большевиков еще продолжалась...
...Согласно сохранившемуся корабельному расписанию, новую команду «Китобоя» к 14 февраля 1920 года, включая командира, составляли: 23 морских и 3 армейских офицера, 1 морской кадет и 11 нижних чинов, всего — 38 человек.
Так как эстонцы продолжали отказывать в выдаче угля, выставили к «Китобою» караул и, по неофициальным сведениям, уже назначили своего собственного командира, было решено, несмотря на замерзший ревельский рейд, ускорить уход и погрузить как топливо дрова. Эти дрова, купленные на частном рынке на средства, отпущенные адмиралом Пилкиным, мокрые и неровного размера, были подвезены на грузовиках в ночь на 12 февраля, и к утру все свободные места, как на верхней палубе, так и в кубриках, были загружены до отказа. С 30-ю оставшимися снарядами и скудным запасом воды и провианта, состоявшего, главным образом, из «корн-бифа», сала и мерзлого картофеля, «Китобой» был готов к выходу в море. ..
...При зачислении в экипаж корабля руководствовались не традиционным старшинством,
а личными качествами людей, как это было достаточно широко распространено в Северо-Западной армии в целом. Командир, лейтенант О. О. Ферсман, был младше по чину и году окончания Морского корпуса, чем вахтенный начальник старший лейтенант В. А. Дуров, и лишь [451] незначительно старше по выпуску шестерых других лейтенантов; при этом по возрасту он был даже младше части из них (В. А. Николаева,
П. А. Туржанского)...
..{645} В итоге вынужденной длительной стоянки
в Копенгагене «Китобой» покинули все матросы, кроме кадета Н. Р. Вредена и унтер-офицера К. Васильчикова, а также большая часть офицеров — лейтенанты В. А. Николаев,
П. А. Туржанский, М. М. Каменев, мичманы В. И. Шигаев, Д. И. Ососов, князь Ю. С. Шаховской, Б. П. Лабенский и др. Из механиков остался лишь один — инженер-механик мичман военного времени С. Ф. Ляховкин, исполнявший ранее обязанности машиниста. На борту остались 10 человек. Не удивительно, что О. О. Ферсман не был уверен в возможности благополучного перехода в Крым.
Комендор корабля, мичман Н. А. Боголюбов, позже писал: «"Порыв не терпит перерыва», — говорит старая русская поговорка, справедливость этого подтвердилась и в данном случае. Неопределенность положения и вынужденное бездействие стали сказываться на духе личного состава «Китобоя» и ряды «китобойцев» стали редеть. Не видя просвета, лейтенант Ферсман считал, что он не имеет права никого удерживать, гарантируя что-нибудь в будущем, и потому
не чинил препятствий, когда кто-нибудь просил разрешения устраиваться по способности. Как результат, девять офицеров покинули «Китобой» около 1 мая, нанявшись матросами на американский пароход, двое устроились на службу бельгийского правительства в Конго, и несколько человек, включая старшего инженер-механика, решили перейти на частную службу в Дании» (Боголюбов НА. «Китобой» на страже чести Андреевского флага. СПб., 2000. С. 22).».
Смотри Примечания к дневнику и письмам В.К. Пилкина
http://militera.lib.ru/db/pilkin_vk/app.html