Помимо открытых Приказов Ставка издавала много закрытых приказов, указаний, распоряжений, директив, в которых анализировались боевые действия и принимались важные решения. Очень интересна в этом отношении телеграмма (приказ) Верховного Главнокомандующего о выяснении причин выхода из строя боевых самолетов. Этот документ, извлеченный авторами из архива, приводим полностью.
"Командующему Западным фронтом т. Жукову.
Командующему Калининским фронтом т. Коневу.
Командующему ВВС т. Новикову.
Всем Командующим фронтами и 7 отдельной армии, Командующим всех воздушных армий.
Тт. Маленкову, Берия, Голованову, Фалалееву.4 августа 1942 г. 20 час. 30 мин.
По докладу командующего ВВС КА т. Новикова, из числа 400 истребителей выделенных для участия в операциях Калининского и Западного фронтов, за четыре-пять дней операции до 140 самолетов вышло из строя. По тому же докладу, при полном отсутствии авиации противника в первый день боя и при тройном превосходстве над противником в последующие дни наши боевые потери составили 51 истребитель, 89 истребителей считается вышедшими из строя по техническим неисправностям.
Считая невероятным такой недопустимо высокий процент самолетов, вышедших из строя в течении 4-5 дней по техническим причинам, Ставка усматривает здесь наличие явного саботажа, шкурничества со стороны некоторой части летного состава, которая изыскивая отдельные, мелкие неполадки в самолете, стремятся уклонится от боя.
Безобразно поставленный в авиачастях технический надзор и контроль за материальной частью, а также за выполнением боевых заданий летчиками - не только допускает, но и способствует этим преступным, нетерпимым в армии явлениям.
Ставка Верховного Главнокомандования приказывает:Немедленно через ответственных и опытных лиц проверить каждый в отдельности вышедший из строя самолет, выяснить истинные причины неисправностей и непосредственных виновников их;
Летный состав, уличенный в саботаже немедленно изъять из частей, свести в
штрафные авиаэскадрильи и под личным наблюдением командиров авиадивизий использовать для выполнения ответственных заданий на самых опасных направлениях и тем самым предоставить им возможность искупить свою вину;
Безнадежных, злостных шкурников немедленно изъять из авиа частей, лишить им присвоенного звания, и в качестве рядовых бойцов направить в штрафные пехотные роты для выполнения наиболее трудных задач в наземных частях;
О получении, результатах проверки о принятых мерах по выполнении настоящего приказа, со списком летного состава направленного в штрафные эскадрильи и пехотные роты донести.
Ставка Верховного Главнокомандования
И. Сталин
А. Василевский
Доложено т. Сталину и утверждено по телефону 4.8.42г. 21.00.
ВасилевскийИСХ. № 17 05 49
4.8.42г. 21.50.
__________________________________________Об этом приказе Ставки почему-то не упоминается в мемуарах Г.К. Жукова, А.Н. Василевского, И.С. Конева, К.А. Мерецкова, маршалов авиации С.А. Красовского, С.И. Руденко и др. которые находились на указанных или соседних фронтах. Хотя по своему содержанию и духу этот приказ перекликается со знаменитым Приказом № 227, и конкретизирует его в части отношения к военно-воздушным силам.
Он безусловно сыграл огромную роль в укреплении дисциплины и порядка в авиачастях. Были ли созданы штрафные авиаэскадрильи? Такими сведениями авторы не располагают. Что касается направления в штрафные роты отдельных военнослужащих из авиационных частей за разного рода проступки, то такие случаи имели место. В том числе и в 90 гвардейском штурмовом авиаполку, в котором довелось служить одному из авторов этой статьи.
Источник:
http://fisinter.ru/~ain/materPP/108PobPrib.htm