Неспокойный регион...
Особенно это касается Чеченской Республики, Дагестана и Ингушетии, где еще проявляют активность боевики, совершая свои смертоносные вылазки. Их поиском и уничтожением занимаются спецподразделения.
Практически ни одна операция не обходится без применения авиации.
А корректируют действия летчиков так называемые
ПАНы. Аббревиатура «ПАН» расшифровывается как передовой авианаводчик, или, иными словами, офицер боевого управления.
Суть их службы весьма точно отражена в нескольких словах, начертанных на эмблеме части: «Слышу, вижу, управляю».
Офицеры-авианаводчики – отчаянные ребята. Они, рискуя собой, всегда в гуще событий, на переднем крае вместе с разведчиками, спецназом или мотострелками. Порой от профессионализма ПАНа зависит успех выполнения операции и жизнь людей.
История появления авиационных наводчиков тесно связана с историей военной авиации. Их прообраз можно найти и во времена Первой мировой и Гражданской войн. Такие специалисты успешно выполняли задачи в ходе Великой Отечественной войны и в Афганистане.
Вот только малая толика фамилий офицеров-авианаводчиков, которые воевали в Афганистане: Вадим Лебедев (посмертно удостоен ордена Ленина), Сергей Дроздов(ВВВАУШ), Владимир Воюшин(ВВВАУШ),Гутян Юрий(ВВВАУШ), Александр Лялюк, Вячеслав Вершинин, Алексей Братилев, Александр Плотников, Геннадий Коробов, Сергей Волчков, Олег Григорян, Илья Чуприн, Юрий Полищук, Владимир Бородин, Андрей Брыль, Игорь Александров, Сергей Замниус...
Выписка из личного дела офицера Сергея Дроздова: «...Является специалистом 1-го класса. Быстро ориентируется в сложившейся боевой обстановке, уверенно управляет экипажами над полем боя, сохраняя выдержку и спокойствие.
Участвовал в 10 операциях по уничтожению бандформирований мятежников.
20 июня 1985 г. в составе танкового полка участвовал в блокировании н.п. Сиавушан в провинции Гильменд. Умело наводил фронтовую и армейскую авиацию на огневые точки мятежников, где было уничтожено около 30 мятежников, захвачено более 150 единиц стрелкового оружия, большое количество боеприпасов к ним, противотанковые и противопехотные мины.
10 июля 1985 г., находясь в составе мотострелкового батальона, участвовал в прочесывании ущелья Бачи-Кучак в 20 км южнее г. Шинданд. Грамотным управлением армейской авиацией обеспечил безопасное занятие высот батальоном. Были уничтожены 3 активные огневые точки мятежников.
25 июля 1985 г. стажировался в качестве начальника группы боевого управления в г. Герат. Уверенно управлял экипажами, своевременно обеспечил авиационную поддержку Сухопутных войск. По результатам действия фронтовой и армейской авиации было уничтожено около 90 мятежников и более 160 ранено.
22 августа 1985 г. при проведении операции в 20 км северо-восточнее г. Чагчаран в провинции Гур находился в составе разведроты. При прочесывании ущелья разведчики встретили сильное сопротивление со стороны мятежников из ДШК. Под управлением старшего лейтенанта Дроздова дважды были нанесены бомбоштурмовые удары. В сумерках группа попала под прицельный огонь душманов. Во время боя получил тяжелое ранение в обе ноги. Поле боя не покинул, управлял авиацией, пока не был эвакуирован в госпиталь.
Вывод: достоин награждения орденом Красного Знамени».
В декабре 1999 года в Северо-Кавказском авиационном объединении было создано особое подразделение для обучения авианаводчиков. Их готовили специально для Чечни.
...13 декабря 1999 г. в районе Аргунского ущелья ракетой был сбит самолет командира «грачей» – штурмового авиаполка, дислоцировавшегося в Буденновске, – Героя России Сергея Борисюка. Это за его голову еще во время первой чеченской войны Джохар Дудаев назначил награду в 100 тыс. долларов. Опытный летчик не дотянул до расположения наших войск всего 18 километров. Он катапультировался и приземлился на самую вершину сопки, где укрепились боевики. Из-за сильного тумана те не заметили спускающегося парашютиста.
Координацией передвижений федеральных войск и действий авиации тогда занимались опытные офицеры боевого управления. Среди них был и авианаводчик Владимир Спиридонов (в 2006 году майор Спиридонов уволился в запас. Удостоен ряда государственных наград, среди которых медаль Нестерова и медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени). Авианаводчики получали информацию из командного пункта армейской авиации. На основании этих данных выводили вертолеты на обнаруженные наземные цели противника для их поражения.
В то же утро, 13 декабря, первым на выручку знаменитого летчика-штурмовика пошел поисково-спасательный борт. Через некоторое время стало известно, что и его подбили. Затем на поиски Борисюка ушла группа Героя Советского Союза Николая Майданова. Из Моздока также были направлены дополнительные силы для операции – несколько вертолетов и самолетов штурмовой авиации.
Через несколько часов вернулась вся изрешеченная и без радиосвязи машина Майданова. Как выяснилось, Борисюк на несколько секунд вышел в эфир и передал своим, что он жив. К этому времени сигнал от его аварийной радиостанции «Комар» уже засекли. Из Старых Атагов на спасение поднялись в воздух два вертолета Ми-24 и один Ми-8. Бандиты устроили засаду: пропустили вперед «двадцатьчетверки» и врезали по «восьмерке». Опытнейший пилот каким-то чудом удерживал подбитую машину в воздухе, противясь закону земного притяжения. Посадка все же оказалась жесткой, но никто из десяти бывших на борту спецназовцев не пострадал. Они приняли бой с бандитами, а через полчаса им на помощь подоспели их коллеги.
Очередная попытка оказалась более успешной. Под непрерывным огнем при помощи сброшенного троса Борисюка подняла на свой борт одна из «вертушек», зависшая над сопкой. Затем летчика доставили в Моздок.
..................
источник
http://www.redstar.ru/