Часть 2.
Боевые действия Морской Авиации ЧФ и АзВФ
накануне операции по освобождению Крыма.
В конце 1943 г. основные силы Морской Авиации Черноморского флота базировались на аэродромы северо-восточного побережья Чёрного моря от Батуми и Поти до Новороссийска и Анапы. В оперативное подчинение командованию Азовской военной флотилии была выделена группа, базировавшаяся на аэродромы Азовского побережья Краснодарского края – Ейск, Приморско-Ахтарск, Анапа.
Боевой состав включал весь спектр ударной, истребительной, разведывательной и специальной авиации:
- 1-я минно-торпедная дивизия, в составе: Управление 1-й МТАД, 5-й Гв. МТАП, 36-й МТАП и 11-й Гв. ИАП (базировались на Геленджик), 40-й БАП (Адлер, Скадовск, Сокологорное);
- 4-я истребительная дивизия, в составе: Управление 4-й ИАД и 3-й ИАП (базировались на Геленджик), 7-й ИАП (Миха-Цхакая), 62-й ИАП (Витязевская);
- 11-я штурмовая дивизия, в составе: Управление 11-й ШАД и 6-й Гв. ИАП (базировались на Анапу), 8-й Гв. ШАП, 9-й ИАП, 47-й ШАП (Геленджик), 25-й ИАП (Витязевская);
- отдельные ударные части: 23-й ОШАП (Геленджик), 119-й ДБАП (Гудаута);
- отдельные разведывательные части: 30-й ОРАП (Бугаз), 18-я ОМРАЭ (Геленджик), 60-я ОМРАЭ (Туапсе), 82-я ОМРАЭ (Инкит);
- отдельные отряды и звенья военно-транспортной, корректировочной, санитарной, учебной и прочей авиации.
Объединение ВВС Азовской флотилии 1943 – 44 г.г., по сути, было тактическим. Его состав выделялся из частей и подразделений Морской Авиации Черноморского флота и туда же был отозван после расформирования флотилии. Кроме того, ВВС ЧФ и АзВФ выполняли в целом одни и те же задачи на театре военных действий. Поэтому выделять их состав в рамках этой статьи не представляется целесообразным.
На вооружении ВВС ЧФ стояли: торпедоносцы Ил-4, поступавшие по Ленд-Лизу Douglas A-20 «Boston», пикирующие бомбардировщики Пе-2, штурмовики Ил-2, истребители МиГ-3, ЛаГГ-3, Як-1, американские Bell P-39 «Airacobra» и Curtiss P-40 «Kittyhawk», устаревшие, но надёжные морские разведчики МБР-2 и другие самолёты разных типов.
В 1943 году Морская Авиация участвовала в крупных Новороссийской и Керченско-Эльтигенской операциях, поддерживала наступательные операции сухопутных войск на Кубани и в северном Причерноморье до их освобождения. После чего она получила возможность сосредоточиться на свойственных ей боевых действиях на море.
Разведывательные части и подразделения осуществляли ближнюю воздушную разведку акватории Чёрного моря и прибрежных районов Кавказа и Крыма, дальнюю разведку вплоть до румынских берегов и военно-морских баз Сулина, Констанца и Бургас, а также занятой врагом Одессы.
Ударная авиация проводила операции на коммуникациях противника по морским конвоям в районах Азовского моря и Керченского пролива, в северо-западной части Чёрного моря (Тарханкут – Одесса, Тарханкут – Сулина, Севастополь – Сулина, Севастополь – Констанца и Варна), наносила бомбоштурмовые удары по военно-морским базам, аэродромам и укреплениям противника в Керчи, Феодосии, Симферополе, Севастополе, Джанкое. После долгого перерыва 28 сентября 1943 г. группа «Бостонов» 36-го МТАП нанесла удар по портовым сооружениям Констанцы, но эта операция, к сожалению, большого успеха не имела.
По докладам лётчиков, только минно-торпедной авиацией ЧФ за 1943 г. было совершено 355 боевых самолётовылетов, во время которых выполнено 146 торпедных атак, в результате которых были уничтожены - 21 транспорт, 5 барж, 1 миноносец, 1 сторожевой корабль, 1 тральщик, 2 сторожевых катера, повреждены - 2 транспорта, 1 танкер и 1 баржа.
Минно-торпедная авиация в 1943 г. активно занималась минными постановками в районе устьев рек Днепр (47 мин), Днестр (18 мин), Дунай (108 мин), в Керченском проливе (78 мин), а также на выходах из военно-морских баз в Севастополе (21 мина), Констанце (11 мин). Врагу был нанесён существенный урон, на минах подорвалось несколько десятков кораблей, БДБ и судов (по немецким данным - не менее 23).
К концу 1943 г. 119-й ДБАП Черноморского флота первым начал осваивать новый вид атаки кораблей в море – топмачтовое бомбометание. Этот опасный тактический приём не сразу начнёт приносить результаты, и первые опыты будут сопровождаться ощутимыми жертвами. Но дальнейшая практика покажет его высокую эффективность при борьбе с надводным флотом противника.
Отдельные морские эскадрильи и звенья (гидросамолётов), базирующиеся на кавказских аэродромах, занимались сопровождением и ПВО наших конвоев, одновременно и совместно с торпедными и сторожевыми катерами выполняли задачи ПЛО.
Главные задачи истребительной авиации: сопровождение торпедоносцев, бомбардировщиков и штурмовиков при выполнении ими ударных операций, противовоздушная оборона военно-морских баз, аэродромов и других объектов Военно-морского флота, а также ПВО морских конвоев на наших коммуникациях.
На специальную авиацию, помимо других, были возложены особые обязанности по связи и снабжению крымских партизан. При необходимости к снабжению партизан привлекались экипажи других полков.
С учётом того, что 17-я армия Вермахта оказалась изолированной в Крыму, и ей требовалось доставлять морем ежедневно до 1000 тонн различных грузов, немецко-румынское командование столкнулось с необходимостью увеличить интенсивность морских перевозок. В то же время советский военно-морской флот активизировал боевые действия на коммуникациях. Гитлеровцам пришлось усилить охранение конвоев, как боевыми кораблями, так и привлечением дальней истребительной авиации, базировавшейся на аэродромах в районе Сулины и Мамайи. В целях безопасности переходы конвоев чаще осуществлялись в тёмное время суток и в нелётную погоду. В свою очередь советская Морская Авиация должна была вести ночную разведку и аэрофотосъёмку, что требовало от экипажей особенно высокой квалификации.
Группа авиации Азовской флотилии, совместно с ВВС фронтов, занималась воздушной разведкой в зоне своей ответственности, противовоздушной обороной ключевых объектов, портов (Ейск, Приморско-Ахтарск) и аэродромов на восточном побережье Азовского моря, проводила штурмовку кораблей и транспортов противника на коммуникациях, особенно в районе Керченского пролива, поддерживала высадки наших морских десантов. После освобождения Таганрога, Мариуполя, Мелитополя и захвата Керченского плацдарма, проход из Чёрного в Азовское море для немецких конвоев стал практически невозможным.
После полного освобождения Таманского полуострова в октябре 1943 г. туда из района Туапсе перебазировался штаб ВВС ЧФ и часть служб тылового обеспечения.