Уважаемая Галина,
т.к. Вы упомянули, что живете в Санкт-Петербурге, я бы хотел Вас попросить посетить ЦАМО (архив) и получить информацию по некоторым пилотам ВМФ. Мне нужно фотографии и детальную информацию о пилотах ВМФ, которые были убиты в Румынии в 1941, 1943 и 1944 гг. Однако, я думаю, получение информации требует больших денег, а результат может их не стоить. Пример ошибок - ОБД, но по крайней мере информация там бесплатна. Все, что есть в ОБД, я получил. Мне нужно больше информации и фотографий, чем размещено там.
Алекс, ЦАМО находится в Подольске- это под Москвой. А документы ВМФ - в Архиве ВМФ Министерства Обороны в городе Гатчина. Это маленький город в пригороде Санкт-Петербурга. Документы боевых частей рассекречены только до 1945 года, а личные дела - до 1940 года. Поэтому личные дела военнослужащих в этом Архиве не выдают. Рассекреченные документы для просмотра предоставляются бесплатно. Но фотографировать и сканировать не разрешено. Надо переписывать вручную, поэтому работать в Архиве всегда очень долго. Я туда обязательно поеду, но попозже, когда будет потеплее, у нас сейчас очень холодно. На ОБД Мемориал сведения попали в том числе и из этого Архива. Ниже я расскажу о том, какие документы можно просмотреть в Архиве.
Это Гатчина
http://wikimapia.org/#lat=59.5704186&lon=30.12743&z=13&l=1&m=b&v=8 На юго-западе этого города располагался один из самых-самых старых аэродромов в России, существовавший ещё в 1910-м году! Аэродрома там больше нет, но памятное место обозначено.
А пока что дальше расскажу о Дёминых.
Это старший брат
Александр Леонидович Дёмин. Саша
погиб 21 августа 1943 года при катастрофе самолёта. (В подписи к фотографии месяц указан ошибочно. Именно август, а не октябрь). Что произошло, я пока сказать не могу.
К сожалению, я не располагаю биографиями Александра и Андрея Дёминых. Но военная биография Александра была очень короткой. Судя по имеющимся данным, он закончил училище в начале 1943-го года. Попал служить в 25-й истребительный полк, который тогда базировался на Геленджик. Находились они буквально в самом пекле. Он был награждён орденом Отечественной войны II степени.
Так выглядела бухта Геленджик 27 мая 1943 года, аэрофотосъёмка Люфтваффе. На её берегах находилось 3 сухопутных аэродрома и 4 гидроаэродрома. При такой концентрации авиации воздушное движение было очень интенсивным. Саша Дёмин тогда был ещё жив. И где-то тут на этом снимке едва видимый, наверное, есть и его самолёт.
В Архиве ВМФ МО в Гатчине можно попросить УПК на тех, кто погиб в ВОВ, или закончил службу до 1945, в крайнем случае до 1950-го года. Но эти УПК сохранились не на всех, часть карточек (примерно 1/3) отсутствует. Первичные документы могли погибнуть в военное время, при передислокации частей, спешных отступлениях штабов, при пожарах и тому подобное. Или они могут оказаться в другом Архиве, если военнослужащие переводились в не морские части. В карточках можно уточнить биографию. Если человек погибал или признавался погибшим через какое-то время, то в УПК заносились дата гибели, место захоронения, сведения о тех, кто получает пособие на погибшего и номер приказа. На погибших дополнительно составлялась карточка погибшего. Чтобы выяснить какие-то подробности, нужно поднимать документы полка или эскадрильи, если они сохранились.
Поскольку многие морские лётчики закончили наше Училище, было бы и мне интересно узнать их биографии.
Вы составьте список, кто Вас интересует, я после попробую выяснить, есть ли на них УПК в этом Архиве. Только фамилии и имена нужно указать без ошибок. Если поменять хоть одну букву, карточку не найдут.
Это "карточка погибшего" на Александра Дёмина. Такие карточки и выставлены на ОБД. Те же самые сведения о гибели занесены в УПК.
Части и соединения периодически составляли сводки отдельно о боевых и не боевых потерях, которыми отчитывались вышестоящему руководству. Они представляют из себя перечень лётных происшествий, произошедших за отчётный период во вверенных частях, например, за месяц, или за квартал. В них очень кратко представлялась информация о лётных происшествиях, авариях и катастрофах. Эти документы обычно подшиты среди разных других документов в делах.
Отдельно составлялись сводки о безвозвратных потерях личного состава. Такие сводки как раз и попали на ОБД Мемориал. В них по понятным причинам могут быть ошибки. Впоследствии, уже после войны, данные уточнялись. На основании таких уточнённых данных были составлены огромные книги, где в алфавитном порядке перечислены погибшие авиаторы-офицеры. В этих книгах информация изложена примерно так же, как в первичных документах о безвозвратных потерях, только она уже проверена. И там ещё есть сведения о том, кто получал, или претендовал на пособие за погибшего.
Это первичная сводка, в которой есть сведения на Дёмина. И именно такие сводки выставлены на ОБД.
Когда с кем-то случалось лётное происшествие, составлялся Акт, в котором давались подробные сведния об экипаже и о техниках, обслуживавших самолёт, а так же о летательном аппарате, потерпевшем аварию, или катастрофу. Иногда к Акту прикладывались рапорты свидетелей. Акты подшиты внутри архивных папок с документами части. Подшивались ли копии актов в личные дела, я сказать не могу. Они пока не доступны. А именно такие акты наиболее интересны для выяснения причин и обстоятельств происшествия.
Но их сохранилось незначительное количество. Можно в Архиве найти журналы боевых действий, если они сохранились. Когда лётное происшествие случалось во время боевого вылета, то в журнале БД найдутся о нём краткие сведения. Когда списывали самолёты, составлялись акты с указанием причин списания, или отправки в ремонт. Иногда установить причину потери можно по ним. Но документы ИАС тоже сохранились не все.
В случае с Дёминым нашёлся доумент госпиталя. Из него понятно, что Саша при падении получил тяжёлые травмы черепа, послужившие причиной смерти. Т.е. скончался не на месте, а уже в госпитале...
Кстати, указаны причины гибели ещё двух человек. У одного была инфекционная болезнь, в тех местах, особенно летом, далеко не редкость. У второго необратимые изменения печени, которые могли быть как следствием инфекции, так и неумеренного возлияния. И такое бывало.
Если человек пропадал без вести, и только после войны появлялась информация о гибели, то в карточки заносились дата гибели и место захоронения. Сведения о военнопленных искать сложно.
После войны сохранившиеся части были обязаны составлять отчёты о боевой деятельности за период ВОВ. Некоторые части составляли такие отчёты периодически и в течение войны. Они очень интересны, но содержат только наиболее значительные события, и персональных данных там не много.
Можно себе представить, какое количество разного рода бумаг попало в архивы после войны. Часть из них разобрана и изучена. Но в виду того, что части расформировывались, или преобразовывались, а так же меняли нумерацию и наименование, систематизация документов не всегда корректна. Т.е. документы одной части, могут находиться в фонде другой части. И весь ужас ситуации заключается в том, что иногда от какой-то маленькой части не оставалось вообще почти ничего и никого. И о её деятельности почти ничего не известно, а иногда и о самом её существовании...