Автор Тема: Наши учителя- подполковник Драндер и другие яркие личности  (Прочитано 43531 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Воробей

  • Гость
У нас на курсе парень женился на дочке полковника Пападика. Кстати очень нормальная девченка да и Андрюха тоже.
Так вот , приходит как то он и говорит: ну все пацаны , нам звиздец.
Типа Пападик посмотрел фильм о подготовке морских пехотинцев в США чёто там законспектировал, и тут началось.... :'( :o :o. Бегали 3 км утром и вечером. Подъем за 45 секунд, тренировки пожаров. Короче весь спектр ужаса. А учитывая что взводными были  Запор и Чипизубов, то кайф удваивался. За кручение в строю я получил 5 нарядов а Протанюга с Паралонычев по трое суток ареста.
В целом у меня Борис Николаевич не вызывает отрицательных эмоций. Хотя не буду скрывать. На тот момент мне хотелось ему ноги поламать , что бы он на службу не ходил. :D %6  на встречах мы всегда его приглашаем  .

Воробей

  • Гость
Пападик стал комбатом в смутное время. Уже начались новые веяния. Гомосятина покатила , чеченцы курсанты  убежали в Чечню. Перестрелки в училище. Массовые драки с местным населением . Повальное Пьянство.Так что ему тоже не весело было. 

Воробей

  • Гость
У нас сначала в 88 годе комбатом был Некрасов, замполит Шишкин.

Воробей

  • Гость
Ну а лучшим комбатом всех времен и народов был Вяликов говорят.

Yu507

  • Гость
Ну а лучшим комбатом всех времен и народов был Вяликов говорят.

Без вариантов, хотя он и не у нас был. Его банально ....уважали.

Оффлайн Орел

  • Форумчанин
  • *****
  • Сообщений: 2846
  • Пол: Мужской
  • Per aspera ad astra
    • E-mail
  • Год выпуска: 1985
Приветствую всех! %3

Без вариантов, хотя он и не у нас был. Его банально ....уважали.

Для меня и начала моей военной карьеры были примером - полковник Вяликов и подполковник Хахулин, а еще майор Гавриш!!! %33

Yu507

  • Гость
Приветствую всех! %3

.....................а еще майор Гавриш!!! %33

Стало крылатой его: - Сынок, вставай, Родина ждёт от тебя подвига !!!!!!!  :D :D :D :D :D

Оффлайн Александр Белов

  • Всё выше,и выше,и выше..
  • Форумчанин
  • *****
  • Сообщений: 5130
  • Пол: Мужской
  • Белорецк
  • Год выпуска: 1980
.. не было у меня плохих учителей..Не было! %8
С уважением, Александр Белов

Оффлайн Геннадий 3

  • Форумчанин
  • *****
  • Сообщений: 3943
    • E-mail
  • Год выпуска: 1983
Шаболтаса забыли. Помню,как теплые штаны голубые до шеи натягивал. Холодно было.

Yu507

  • Гость
Шаболтаса забыли. Помню,как теплые штаны голубые до шеи натягивал. Холодно было.

Такого забудешь..... Когда его на пенсию провожали, транзистор подарили - мы шли мимо строем и "День победы" никогда больше так эмоционально не пели. Ну  ........и узнал - что такое гауптическая вахта.:)

Оффлайн Kartograf

 В Ейском Шабалтас Иван Дмитриевич, как Запырыч в Черниговском. Да и не только они. И Ботаник Букетов, и Арлекин Мороз, и Насреддин, Неординарные личности. Сплошные анекдоты.  Вот Драндера и Адамова в етот список не могу вписать. Они другого класса. 

Оффлайн Maestro

  • За высоту и красоту надо платить...
  • Форумчанин
  • *****
  • Сообщений: 6036
  • Пол: Мужской
    • E-mail
  • Год выпуска: 1986
          КРАТКАЯ  БИОГРАФИЯ ВЯЛИКОВА НИКОЛАЯ ЯКОВЛЕВИЧА, написанная его внуком, майором Николаем Вяликовым (офрография автора).
                                                                   
   Мой Дедушка Вяликов Николай Яковлевич, родился 19 декабря 1929 года на хуторе Хотунок города Новочеркасск, Ростовской области в семье председателя колхоза и школьной уборщицы. Он был третьим, самым младшим ребенком в семье. Когда началась ВОВ, ему, ученику 4-го класса пришлось идти работать в колхоз, собирать урожай. После окончания оккупации мать отправила его учиться в ремесленное училище, где вся учеба заключалась в ремонте физюляжей самолетов на местном АРЗ. Роста дедушка был не большого, и поэтому все маленькие лючки, ходы и т.п. были его. Зимы в то время были на редкость холодные, и как рассказывал дедуля, руки и ноги при работе так замерзали, что плакать хотелось. Так что первая встреча с авиацией не была удачной, и именно тогда он дал себе слово никогда в жизни не связываться с «этими погаными самолетами».
   В 1947 году с фронта вернулся отец, и сказал дедушке, что он обязательно должен доучиться и закончить хотя бы 7 классов, но понятно, что 17-ти летний парень не захотел идти в 5-ый класс школы, и отец устроил его в мукомольно – элеваторный техникум, а по ночам он разгружал уголь на железнодорожной станции, что позволяло ему время от времени приносить домой мешок – другой  угля. В этом же техникуме он познакомился с Тоней – своей будущей женой. Первый год учебы давался очень тяжело, но тяга к знаниям и мечта поступить в Высшее Командное училище ВМФ в Севастополе, позволило окончить техникум «по второму разряду» (в н.в.- с дипломом с отличием).
   В 1951 году, когда в военкомате спросили о том, куда он хочет пойти служить, ответ был очевиден. Именно в Севастополе, на абитуре он сделал себе  татуировки в виде якоря и штурвала. Решение мандатки было безапелляционно – «проживал на оккупированной территории», но один офицер из отдела кадров спросил: «А хочешь поступать в среднее Военно-Морское Минно-Торпедное, имени И.В. Сталина?». Другого выбора не было. По прибытии в Ейск дедушка понял, что училище Военно-Морское, хотя и не Минно-Торпедное, но АВИАЦИОННОЕ!!! Изменять своему слову он привычки не имел, и поэтому не явился ни на один экзамен, кроме экзамена по физподготовке, где был очень строгий контроль.  Председатель мандатной комиссии сказал, что, учитывая его (дедушки) пролетарское происхождение и то, что стране нужны молодые летчики он зачислен в училище. Делать было нечего, да и форма, которую выдали курсантам, была морская – пришлось приступать к учебе. Приблизительно через 8 месяцев начались полеты. В то время дедуля даже и не догадывался, что ему придется налетать более 3500 часов за без малого 26 лет летной работы.
   После окончания училища в 1954 году, он, молодой морской летчик, окончивший училище «По первому разряду», убыл служить на Балтику в полк, которым в свое время командовал полковник Преображенский, но прослужил он там не долго, т.к. пришла разнарядка об отзыве молодых летчиков в авиационные училища для замещения вакантных инструкторских должностей. И в 1955 году он уже «инструкторил».
   Как рассказывал дедушка, пролетал он «рядовым летчиком-инструктором» 15 лет, неся при этом колоссальную нагрузку секретаря партийной организации эскадрильи, полка, а затем и училища, что позволило получить ему звание майора, а когда ему сразу предложили занять место ЗК по политчасти – он получил подполковника. Большинство его однокашников были капитанами.
   О том какой он имеет налет – информации нет, так как он сам рассказывал мне, что в книжку записывались лишь те вылеты, которые не шли в разрез с нормами налета за летную смену (инструкторов и времени не хватало, а курсантов готовить нужно было в любом случае, иногда приходилось выполнять по 8-9 заправок за смену). В летных книжках я насчитал чуть более 3500 часов налета. Да, летал он много и, как говорили современники, - хорошо. Это, впрочем не удивительно: при большой любви к своей работе, авиации в целом и налете более 150 часов в год другого быть и не могло. Я как – то спросил у него почему ему так и не дали «Снайпера» и ответ меня немного поразил. Оказывается, из всех его однокашников только один имел эту квалификацию (как говорил дедушка только из-за удовлетворения личных амбиций), хотя нормативы мог выполнить почти каждый. «Снайпера» нужно было каждый год (полугодие?) подтверждать в Ростове, а для инструкторов, и так очень малое время проводивших с семьей, это было, мягко выражаясь, не очень интересно.
   Судить о его летном мастерстве мне как-то «не с руки», так как я не был свидетелем этого, но могу привести выдержки из публикаций тех лет:
   «Авиация и космонавтика», 1964г., №6. «…Капитан Вяликов по праву считается одним из лучших летчиков – инструкторов в части. Он сумел не только использовать передовой опыт своего бывшего командира звена, но и сам сделал не мало. …И один из лучших – коммунист Николай Яковлевич Вяликов, секретарь партийной организации эскадрильи».
   Или вот что пишет на первой странице «Красной звезды» от 10.07.1968г. корреспондент, бывший летчик – фронтовик майор С.Грибанов: «... Репортаж с самолета? Старому пилоту? Согласен. Оттуда, действительно видней, — сказал командир части. — Пойдете на спарке партийным секретарем. …Через минуту работяга спарка выруливает на взлетную. Пристроилась на почтительном расстоянии за истребителем – бомбардировщиком. Военный летчик первого класса майор Н. Вяликов будет контролировать самостоятельный пило¬таж в зоне курсанта А. Рупкальвиса. … Майор Н. Вяликов управляет плавно, уверенно. Будто лет¬чик и машина — одно целое. Признаюсь, когда мне сказали, что по¬лечу с секретарем, невольно поду¬малось: каков он в небе? Дел ведь у него на земле хватает, Но уже со взлета на этот счет сомнений никаких не осталось. Чувствовалась твердая мастерская рука. … Ни¬колай Яковлевич, в прошлом рабо¬чий, слесарь Новочеркасского за¬вода, не юнцом пришел в авиацию. И вот за плечами десять лет ин¬структорской работы, десятки летчиков, получивших от него путев¬ку в небо. И еще — бессменных четыре года секретарем парткома учебной авиационной части Ейско¬го высшего военного авиационного училища летчиков…».
   От многочисленных предложений службы за границей, в отдельных полках, в Краснодаре и в Ростове он отказывался из-за болезни сына Сергея – моего отца. Мой отец оглох в раннем детстве, и это обуславливало его учебу в специализированном интернате,  и оставлять его надолго большого желания не было. Он всегда говорил: «Если бы я меньше уделял внимания семье, то, наверное, был бы как минимум генерал-майором, но семья – это святое». Единственное место, где он служил вне Ейска – Кущёвка (3 года в должности ЗК ап).
   За годы летной работы освоил и летал на ЯК – 3, 11, МиГ – 15,17,21, Су – 7Б.
   Учил не только советских авиаторов, но и Чехов, Кубинцев, Вьетнамцев, Поляков.
   Имеет бесконечное множество медалей, орден «За службу в ВС II- степени».
Совершил более 120 парашютных прыжков (в том числе более 40 на воду) – я считаю что для обычного летчика, у которого прыжок с парашютом  крайне не стандартная ситуация – это очень много, однако один из прыжков, вернее ночное катапультирование, запомнилось ему на всегда, к сожалению я не знаю точной даты, ориентировочная – лето 1963-64 года. Вот как описывается эта ситуация в «Красной звезде» со слов летчика – инструктора капитана Владимира Малюха, бывшего на момент аварии курсантом ЕВВАУЛа и непосредственным участником событий: «…Вылетели они на «спарке» вдвоем с секретарем партбюро полка майором Вяликовым. Влади¬мир знал, что этот офицер хороший человек и командир, но близко знаком с ним не был.  Ни на старте, ни в полете по маршруту майор не зада¬вал лишних вопросов. Это, во-первых, говорило о том, что летчик он бывалый и по мелочам не станет опекать курсанта, а во-вторых, о его сдержанности, собранно¬сти. Так они прошли большую, часть маршрута, обмениваясь только короткими фразами, и вдруг Володя понял: с маши¬ной что-то случилось. Почти одновременно с земли им со¬общили, что на их самолете пожар. И голос руководи¬теля полетов, властный, же¬сткий, назвав его фамилию и фамилию майора, потребовал доложить обстановку. Володя доложил: двига¬тель работает нормально, самолет чутко реагирует на ма¬лейшее изменение положения ручки.
— Итак, ваши   действия, - вдруг холодно прозвучало в наушниках, и от этой холод¬ности, неподдельной,  жест¬кой, Малюх вспотел — само¬лет вот-вот начнет терять ско¬рость, высоту, падать кам¬нем, а Вяликов...
— Товарищ майор, — нашелся Володя, — я набираю высоту, выясняю состояние машины.
—Так, действуйте. Володя не сводил глаз   с приборного щитка. Какое-то время все шло нормально; Стрелка высотомера медлен¬но ползла от цифры к циф¬ре. И вдруг... мгновенно остановясь, резко пошла обрат¬но.
— Теряем    высоту,  то¬варищ   майор! — доложил Володя и в это же мгновение почувствовал запах дыма.
—Двадцатый! — раздал¬ся в наушниках голос руково¬дителя полетов. — Доложите обстановку.
И когда Володя сказал, что на самолете действи¬тельно пожар, что приборы подтверждают это и что, на¬конец, спасти самолет нот возможности, последовала команда оставить машину.
— Товарищ майор, — сно¬ва обратился Володя к Вяликову, — дана команда ката¬пультироваться!
— Отставить    разговоры! — голос майора   был резок и строг. На удивление себе Володя уловил в   нем   знакомые ему оттенки. — Держите высоту. Так... Хоро¬шо... Старайтесь держаться заданного курса... Так... Володе даже стало казаться, что сейчас он совершает обыкновенный тренировочный полет, а команда со стартового — немедленно покинуть самолет — тоже входят в учебную программу условна.
Володя катапультировался благополучно и, лишь когда над головой раскрылся шел¬ковый купол парашюта, а глаза на мгновение ослепила ацетиленовая вспышка взры¬ва, в полной мере осознал грозный смысл случившегося.
Добираясь с места призем¬ления к ближайшему насе¬ленному пункту, где был те¬лефон, Володя представил себе предположительный курс полета их пылающей машины и понял: майор приказывал ему вести само¬лет по кривой в сторону от густонаселенного района. Вот выдержка, которой стоит по¬завидовать!...».
Сам дедушка не любил рассказывать об этой ситуации: «…тоже мне, героя нашли, были ребята и получше, я же не мог допустить падения самолета на город или станицу» - говорил он мне. Знаю лишь то, что после того, как он отдал команду на катапультирование курсанту, сам управлял машиной ещё минуту – полторы, затем «дернул ручки», самолет взорвался под ним. Ему опалило лицо, поймал несколько осколков по касательной в грудь и в голову. Бабушка рассказывала: «В ту ночь мне стало очень тревожно – самолеты не гудят, а Николая все нет. Когда Серёжка заснул, я пошла на проходную (В то время они жили в 100 метрах левее центрального КПП). Николай появился около 3-х часов ночи и сказал: «Чего ты вышла? Что – то случилось? Пошли домой  мне надо помыть голову…» Мы пришли домой, а у него все волосы в крови… На следующий день за моей спиной уже шептались: «…вчера она должна была стать вдовой»». Через несколько месяцев одно высокопоставленное лицо в Краснодаре или в Ростове – точно не помню, получило орден «Красной Звезды» за высокий ПолитМорСос подчиненного личного состава, а дедушке вручили грамоту и очередные часы.
   В 1977 году он решил пойти на пенсию, и даже провел 5 недель в отпуске, представляя себя в роли гражданского человека, но это ему крайне не понравилось, и он попросил начальника училища найти ему какое-нибудь дело. Так  он стал командиром батальона курсантов и начальником лагерного сбора призывников (Как я понял КМБ для молодых бойцов, хотя при просмотре фотографий видел, что по окончании сборов все «выпускники» были с сержантскими лычками).
   В 1978 году родился я, и дедуля внес огромный вклад в моё воспитание и становление как личности, а когда в 1988 году погиб мой отец – он заменил мне его. По большому счету всему чего я достиг – я обязан ему.
   В 1984 году по возрасту был вынужден уйти на пенсию. И сразу же устроился работать в ПФЛ училища на должность старшего лаборанта – психолога, где занимался профотбором абитуриентов, курсантов читкой лекций на Кафедре общественных наук.  На этой должности он проработал до сентября 2005 года, продолжая принимать непосредственное участие в воспитании молодого пополнения для наших ВВС, когда в возрасте 76 лет у него был обнаружен рак. Вплоть до самой смерти он тешил себя надеждой о том, что он вернется на работу, будет опять общаться с молодежью, но наступила воистину черная суббота, 15 июля 2006 года, когда дедушки не стало...
Если выйдешь через эту дверь, то у тебя и воспоминаний не останется...

Оффлайн Maestro

  • За высоту и красоту надо платить...
  • Форумчанин
  • *****
  • Сообщений: 6036
  • Пол: Мужской
    • E-mail
  • Год выпуска: 1986
   Есть также несколько фотографий Николая Яковлевича, скину чуть позже.
Если выйдешь через эту дверь, то у тебя и воспоминаний не останется...

Оффлайн Фланкер

  • Форумчанин
  • ****
  • Сообщений: 678
  • Пол: Мужской
    • E-mail
  • Год выпуска: 1975
Прочитал  статью или краткую биографию....Да...люди заслуженные и стальные и гордость за них потому-что лично знал...Хотя и не приходилось сталкиваться часто,но пересекались не раз в учебном корпусе, штабе полка и в казарме.Слетать вместе по какому-нть упражнению не пришлось,но вот один эпизод почему-то запомнился крепко....
На третьем курсе в Ейске был в эскадрилье м-ра Петренко. Комэск был такой суровый и комичный одновременно.В его отсутствие мы иногда потешались над его фразами или поведением,но так , чтобы и он не видел.Но т.к. мне однажды от него слегка досталось на построении на плацу перед казармой,то уже        впоследствии я старался держать ухо востро, говорили, что он "своих" курсантов потом надолго запоминает.Все еще происходило весной и в летние лагеря мы еще не уехали-впереди нам предстояла Ново-Минская.У нас в аэ был парнишка  один Юрка-классно рисовал и т.к. мы уже получили летное обмундирование,то на сумке из-под кислородной маски(мы вмещали шлемофон туда же-было очень удобно, так собственно носили все и до нас , мы и после нас), что являлось у каждого сугубо индивидуально-мне нарисовали портрет Петренко(ну один в один),еще какие-то летные сюжеты ....И получился шедевр очень даже подчеркивающий и владельца и ЕВВАУЛ  и именно третий курс с учебными партами-МиГ-17(УтиМиГ-15)...Потом была Н-Минская с ее раскисшим аэродромом в поле-и возврат в сентябре -м-це снова  в Ейск,т.к. долетать хотя бы большую часть программы мы могли уже только на стационарном аэродроме.Вот как-то мы и следовали после полетов , расслабленные в казарму и на лестничном пролете на свой этаж встретились с п/п-ком Вяликовым Н.Я. -всех он услужливо так пропустил, а меня приостановил...И как я понял не я его заинтересовал, а мой шедевр-ярко выраженная сумка с причандалами летного происхождения....Естественно я тоже стоял и думал-ну все, вот как глупо -то попался...Вся аэ уже нас минула, я тупо ждал, что будет дальше...На лице Вяликова-он уже был в это врмя нач. ПО полка-мелькала то улыбка, то сурово брови насупливал,так потихонечку просматривая сюжет за сюжетом, плавно приблизились и к портрету комэска Петренко.....Тут он уже не мог сдержать смеха ибо все было как в жизни- не могу описать весь портрет в летном шлемофоне самого комэски, но все , что было с ним и нами в жизни было отражено в его карикатурном портрете.Я уже стоял и не жив и не мертв-был готов к самому суровому разбирательству с выводами....Очевидно  и естественно о Петренко Вяликов знал гораздо больше , чем мы и  с некоторой паузой с трудом сдерживая себя от смеха(где и мне пришлось уже выдохнуть, ибо ожидание расправы прошло, кажется))) он мне вернул сумку со словами:" М-даааа , весьма и весьма шедеврально и очень похоже...Кто ж это такой портретист???!!!". Я уже к тому времени был ученый-если сдать, то парня просто зашьют в подготовке и расписыванию всякой агитации наглядной.....Пришлось соврать что-то типа того, что уже отчислен... Вяликов посмотрел на меня так сурово, что я еле выдержал этот его взгляд....А он улыбнулся , сказал-что-то типа того, что не хочешь говорить-не говори и пошел смеясь по ступенькам вниз...Как-то эпизод с ним мне запомнился на все это оставшееся время ....А комэск Петренко от нас как-то быстро и ушел еще по весне перед началом летной программы и возглавил нас в Н-Минской уже его зам Ю. Пастушенко...Чей портрет и манера поведения с нами, если бы его срисовал тот же парень-  не меньше бы вызвал бы иронии, повторись бы встреча еще раз....Но это была уже летная и другая история... ;D

Yu507

  • Гость
Короткий штрих.
Военвед. Подготовка к параду. Коробка плохо поворачивает головы, проходя мимо трибуны.
Приходит с "раздачи" п-к Вяликов: - "Мужики, ну не хотите вы смотреть на те старые сапоги, которые давно пора в ремонт, или .......выбросить. Но там ведь  НАШ, Летчик стоит на трибуне!!!!" (там и правда был один дедушка в синей парадке).
Всё, коробка поворачивала головы лучше всех............. :)

 


Статистика посещений Карты посещений сайта