963-й учебный авиационный Краснознаменный полк
25.10.1943г. в состав Училища была включена 6-я учебная истребительная авиационная эскадрилья на самолётах ЛаГГ-3, прибывшая из 3-го ВМАУ (ст. Рузаевка). Командир эскадрильи капитан Н.И.Крылов.
Эскадрилья приступила к обучению курсантов на переходных самолётах УТИ-4 и И-16. Но уже вскоре зимой 1944г. 6-я УАЭ перебазировалась в Ейск. В том же году инструкторский состав переучился на боевые самолёты Ла-5 и Як-7б.
Согласно циркуляру ГМШ ВМС №01167 от 16.11.45г., с 18 декабря 1945г. 6-я УИАЭ была преобразована в 6-й учебный авиационный полк. В нём проходили обучение курсанты старших курсов на боевых истребителях Ла-5. Но уже в 1946г. личный состав вновь приступил к переучиванию, причём предстояло осваивать гидросамолёты.
К окончанию ВОВ Морская Авиация по Ленд-Лизу получила некоторое количество летающих лодок американского производства PBN-1 «Nomad» и PBY-6a «Catalina» (и те и другие называли просто - «Каталина») на укомплектование эскадрилий дальнеразведывательной авиации, которые выполняли также функции спасателей и ПЛО. После войны в строевых частях еще оставалось свыше 100 таких летающих лодок, в связи с чем, потребовалось возобновить подготовку на них морских лётчиков и штурманов. Экипажи «Каталин» комплектовались стрелками – радистами, поэтому при полку было открыто и «стрелковое» отделение.
Согласно циркуляру НГШ ВМС №0039 от 09.10.47г., Училище переведено на новый штат №97/707. Учебные полки сохранили свои номера, наименования и штаты, за исключением 6-го УАП. Эта часть была перевооружена на «Каталины» и преобразована в 6-й учебный морской лодочный авиационный полк (УМЛАП).
Вероятно, предполагалось, что полк будет стабильно обучать лётчиков на летающих лодках. Тем более что рядом, в г. Таганрог, располагался специализированный авиастроительный завод и ОКБ Г.М.Бериева. Известно, что в середине сентября 1948г. командир полка А.И.Ситнов участвовал в летных испытаниях в Таганроге летающей лодки Бе-6, которая планировалась на замену самолетов «Каталина». Но жизнь распорядилась иначе, и позднее обучение на морских самолётах целиком передали в ВММТАУ в г. Николаеве, туда же в 1949г. перевели и часть начавших обучение во ВМОЛАУ им. Сталина курсантов.
6-й УМЛАП был выпускающим. Т.е. на первом курсе будущие гидроавиаторы обучались в 1-м и 2-м УАП на самолетах УТ-2. На втором курсе их переводили в 6-й УМЛАП, где на АС Александровка они совершенствовали свою лётную подготовку опять на УТ-2. И только потом пересаживались на летающие лодки, базировавшиеся на морском аэродроме Ейская коса. Но на «Каталинах» полк произвёл только семь небольших выпусков, из них:
- лётчиков лейтенантов (34 чел. в 1948г., 36 чел. в 1949г.),
- экстерном, с присвоением специального звания «военный лётчик», для разведывательной авиации (30 чел. в 1949г., 12 чел. в 1950г., 12 чел. в 1951г.),
- штурманов (30 чел. в 1947г. и 19 чел. в 1949г.).
В 1949г. одна эскадрилья 6-го УМЛАП переучилась на самолёты Ли-2, чтобы готовить командиров кораблей транспортной авиации. Часть курсантов – гидроавиаторов (набор 1947г.) в 1949г. переучили на Ли-2, другую часть направили доучиваться во ВМАУ им. Леваневского в г. Николаев. Но на Ли-2 состоялся только один выпуск лётчиков лейтенантов (25 чел. в 1951г.). После 1951г. Ли-2 и PBN-1 как учебные не использовались, хотя «Каталины» какое-то время ещё стояли в законсервированном виде на аэродроме Ейск, а по крайней мере один из гидросамолётов использовался в качестве поисково-спасательный не менее, чем до 1957г.
Согласно директиве МГШ №1297456 от 31.10.50г., Училище было переведено на новый штат №99/12. Учебные полки переформированы, при этом 6-й УАП был переформирован в 6-й авиационный полк. Кроме морского и сухопутного аэродромов в Ейске, полк для полётов использовал лагерные грунтовые аэродромы.
Однако, спустя всего два месяца на основании директивы начальника ГМШ ВМС №1297599сс от 06.12. 1950г. и директивы НШ Авиации ВМС №1375087сс от 28.12.1950г. 6-й АП был переименован в 1690-й учебный истребительный авиационный полк. 1690-й УИАП обслуживался 3042-м БАТО.
Оставшаяся без курсантов группа лётчиков на Ли-2 продолжала совершенствоваться в полётах ночью и в СМУ. А в 1951г. по распоряжению МГШ несколько человек были направлены в китайскую школу лётчиков (КНР), где обучали их на Ли-2 и Як-18. Инструкторы не только обучали пилотировавших лётчиков, но и занимались слаживанием экипажей. Кроме того, советские авиаторы передавали китайским специалистам опыт организации и методики подготовки лётного состава и руководства полётами. В 1953г. наши лётчики вернулись на Родину.
В полку осуществлялась подготовка летчиков истребителей: первокурсников - на переходных самолётах Як-11 (до 1960г.), а старшие курсы обучались на учебных и боевых истребителях УЛа-7, Ла-7 (до 1952г.). После этого часть полка начала переучивание на Ла-11 и в 1953г. на них уже выпустили группу курсантов.
С 1954г. полк переучивался на истребители УТИ МиГ-15, МиГ-15 и затем МиГ-15бис. На основании директивы ГК ВМС №0425 от 25.02.1955г. и директивы ГШ ВМС №ОМУ/I/53066 от марта 1955г. 1690-й УИАП был переименован в 963-й учебный истребительный авиационный полк.