Автор Тема: Морская авиация (ВВС) Северного Флота.  (Прочитано 317839 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Сергей

  • Форумчанин
  • *****
  • Сообщений: 2418
  • Пол: Мужской
  • ИА ВВС ВМФ
    • E-mail
  • Год выпуска: 1949
  • Скайп: snadamov
Re: Морская авиация (ВВС) Северного Флота.
« Ответ #345 : 24 Июня 2013, 13:13 »
Галя, спасибо, очень интересный материал.
Запылился на полке парадный мундир
Точит моль золотые погоны...

Оффлайн В. Елисеев

  • Форумчанин
  • **
  • Сообщений: 92
  • Пол: Мужской
    • E-mail
  • Год выпуска: 1954
Re: Морская авиация (ВВС) Северного Флота.
« Ответ #346 : 05 Июля 2013, 11:20 »
     Попалась фотография Т.А Апакидзе и И.И. Бохонко с командованием Северного флота. Может быть кто-то не видел.
Возраст - это число оборотов, которое ты совершил вокруг Солнца.

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • ******
  • Сообщений: 11166
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai
Re: Морская авиация (ВВС) Северного Флота.
« Ответ #347 : 20 Июля 2013, 23:24 »
Демонстрационные полеты в честь Дня авиации ВМФ России на СФ. %6



<a href="http://www.youtube.com/v/QeQB4ri9E-M?hl=ru_RU&amp;amp;version=3&quot; type=&quot;application/x-shockwave-flash&quot; width=&quot;1280&quot; height=&quot;720&quot; allowscriptaccess=&quot;always&quot; allowfullscreen=&quot;true&quot;&gt;&lt;/embed&gt;&lt;/object&gt;" target="_blank" rel="noopener noreferrer" class="bbc_link bbc_flash_disabled new_win">http://www.youtube.com/v/QeQB4ri9E-M?hl=ru_RU&amp;amp;version=3&quot; type=&quot;application/x-shockwave-flash&quot; width=&quot;1280&quot; height=&quot;720&quot; allowscriptaccess=&quot;always&quot; allowfullscreen=&quot;true&quot;&gt;&lt;/embed&gt;&lt;/object&gt;</a>
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Poul lev

  • РзА ВВС ВМФ, когда-то была
  • Форумчанин
  • ****
  • Сообщений: 628
  • Пол: Мужской
    • E-mail
Re: Морская авиация (ВВС) Северного Флота.
« Ответ #348 : 01 Августа 2013, 03:26 »
Уважаемые форумчане!
 Не могу не поделиться приятным событием в среде любителей истории Морской Авиации. В июне 2013 г. в Череповце вышла из печати новая книга Калинина Евгения Вячеславовича «Отдельный дальнеразведывательный. Из истории 392-го ОДРАП авиации Краснознаменного Северного флота», Череповец, 2013 г. Объем книги 430 с. формата А4 текста и СВЫШЕ 900 фотографий! Автор книги имел самое прямое отношение к этому полку, и прошел в нем все ступеньки летной работы от командира корабля Ту-95рц до командира эскадрильи. Поэтому то, о чем он пишет опирается в первую очередь на документы и свидетельства участников тех событий. Этот ТРУД приурочен к полувековому юбилею полка, который будет отмечаться в начале сентября в гарнизоне Федотово (Кипелово). И хочется верить, что данная книга станет достойнейшим подарком ветеранам части и всем тем, кто неравнодушен к истории Морской Авиации!
С уважением, Павел.
http://

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • ******
  • Сообщений: 11166
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai
Re: Морская авиация (ВВС) Северного Флота.
« Ответ #349 : 01 Августа 2013, 21:35 »
Опять Георгий проскакал по верхам.  Ай-яй-яй.  %56

Посмотри-ка сюда:
http://www.vologda18.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=57&Itemid=28

Сайт "Авиабаза Кипелово" создан для обобщения информации об истории авиационных полков морской авиации, дислоцированных в разное время на аэродроме Кипелово, и истории поселка Федотово.

Редакция сайта "Авиабазы Кипелово" открыта для общения. Мы ждём ваших пожеланий, предложений, фотографий, рассказов и воспоминаний о людях и событиях, всего того, чем вы считаете возможным поделиться с земляками и сослуживцами. Присоединяйтесь к нам!

Редакция сайта "Авиабаза Кипелово":

Дмитрий Ермолин (администратор). Skype: dmitry.ermolin, e-mail ;

Иван Третьяков (графика). www.ra-nova.com.ua;

Калинин Евгений Вячеславович (история 392 ОДРАП). e-mail ;

Сергеев Константин Владимирович (история 392 ОДРАП). Skype: serkov49, e-mail .


Как видишь, всё наоборот. А на сайте только маленькая толика из информации по полку, которая есть в книге. К Е.Калинину отношусь с большим уважением.

Не в каждом полку, к сожалению, есть свои летописцы.

Вот и нам к 100-летию надо обязательно написать и издать книгу. Тем более, что для этого есть и люди, и информация, и фотографии. Я надеюсь, мы это осилим. Наше Училище надо представить достойно!  %6
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Poul lev

  • РзА ВВС ВМФ, когда-то была
  • Форумчанин
  • ****
  • Сообщений: 628
  • Пол: Мужской
    • E-mail
Re: Морская авиация (ВВС) Северного Флота.
« Ответ #350 : 02 Августа 2013, 03:30 »
  Галя, а если реально подумать, если бы случись война - хоть один Ту  бомбёр добрался бы до цели ?!
  Если авианосцы идут в охранении и сопровождении, ПВО за 500 км поражает любую цель, особенно
  на тех высотах на которых подходят эти ребята...  АПЛ, тоже имеют защиту и сопровождение....

 А мы всё до сих пор думаем категориями ВОВ, когда нашим торпедоносцам удавалось дойти до цели...

 Ту-95 встречают НАТОвцы и сопровождают всю дорогу, готовые завалить их по первому звонку, а во время
 боевых действий, им бы даже границу не дали пересечь.  Так что, все не так просто...

Уважаемый Слай!
Не нужно оценивать тех, кто планировал и выполнял такие вылеты на ВР шаблонами времен ВОВ.
Мне не понаслышке приходилось это делать (планировать и выполнять) на протяжении почти 30 лет.
Смею уверить, что при грамотном планировании и выполнении замысла экипажем наши разведчики "вываливались" прямо на палубу авианосцев. А результаты РР и РТР подтверждали, что наши самолеты не были обнаружены на подходе. И это не единичные случаи и не газетные утки.
Я согласен, что уйти ему будет уже проблематично, но главная задача - обнаружение и выявление главной цели и выдачу по ней ЦУ экипаж выполнит!
Правда, сейчас дискуссия на эту тему -  бесполезное сотрясение воздуха. С середины 1993 г. вся специализированная разведывательная авиация ВМФ была уничтожена на корню... А к 2009 г. "убили" последних специализированных разведчиков дальней авиации Ту-22мр...
С уважением, Павел.

Оффлайн Poul lev

  • РзА ВВС ВМФ, когда-то была
  • Форумчанин
  • ****
  • Сообщений: 628
  • Пол: Мужской
    • E-mail
Re: Морская авиация (ВВС) Северного Флота.
« Ответ #351 : 02 Августа 2013, 06:30 »
Именно об этом и говорю, что шаблонами ВОВ нельзя оценивать.  Какие результаты  оценки РР и РТР, если они не имели права
 вас сбивать в нейтральных водах и отсутствии военного конфликта ... Авианосцы класса "Нимиц" в боевых условиях
 выдвигаются в окружении армады эсминцев крейсеров,  АПЛ... И у всех у них отличные радары. Которые особенно чувствуют
 "Медведей"... А во время военных действий в зоне видимости РЛС ещё будут барражировать  АВАКСы... 
       Вам полагаю давали подойти, потешить своё самолюбие, пройти над ними, заснять... Потом вы ложились на обратный курс
 и по прилёту докладывали что "задание выполнено, цель поражена."  Вобще таких статей и описаний хватает... Но это не
 военные действия.  В военных дуэлях будут  всё решать вот эти ребята.... http://www.knaapo.ru/rus/gallery/events/combat/su-33/index.wbp
 Подходя на малых высотах к цели,  крадясь пантерой и вступая в воздушный бой.  Остальные не жильцы... то есть бомбандировщики
 стратегического назначения должны работать под хорошим прикрытием истребителей, предварительно подавив ПВО противника,
 а это возможно только в стратегии сухопутных бд ...  с использованием крылатых Х-20,55... дабы не заходить в глубь обороны противника.
  Сейчас это возможно наверно в отдельных локальных войнах...  вы сами видели как в пятидневной войне 8.08.08. на следующий день,
 был сбит Ту-22М3 , ночью грузинским ЗРК ...  Поэтому никто вам в боевых условиях не даст "вывалится из облаков над авианосцем"...

Слай!
У меня сложилось впечатление, что Вы не совсем представляете, что такое радио и радиотехническая разведка?!
Если оператор станции РР или РТР не наблюдает работу радиотехнических средств корабля (самолета), то значит они не работают! Это аксиома, а если они не работают то "супостат не "видит" подлетающего разведчика. По другому не бывает. Можно вдаться в основы теории радиолокации и распространения радиоволн и поговорить о диаграмме направленности антенны и пр. и пр. , но не будем утомлять читателей форума. Но именно так и ставилась задача экипажам при полетах на реальную цель. Если, же по заданию,  скрытность не имела значение, то и говорить об этом не имеет смысла...
Я не знаю, где и как Вам приходилось проверять на себе различные тактические приемы по преодолению ПВО "супостата", но за себя я могу смело сказать, что экипажам, которые выполняли МОИ задачи это удавалось...
С уважением, Павел.
P.S.: Наверное на этом стоить завершить дискуссию.

Оффлайн Poul lev

  • РзА ВВС ВМФ, когда-то была
  • Форумчанин
  • ****
  • Сообщений: 628
  • Пол: Мужской
    • E-mail
Re: Морская авиация (ВВС) Северного Флота.
« Ответ #352 : 02 Августа 2013, 07:35 »
    Павел, на форум конечно мы выходим не для дискуссии, - мы сюда заходим  друг друга поздравить с каким-либо мероприятием...

  P.S.  Насчёт РТР вспомнил, как в Югославии F-117 технологии "стелс" завалили старой доброй С-125.... в марте 99 года...
              Стратегию преодоления ПВО противника учат ещё в училище...  у ИБА было побольше шансов чем у  ДБА (АДД)...
              Павел, не обижайся.  Я не сомневаюсь, что вы подходили к авианосцу... по-моему «Китти-Хок» , не хотите поделиться
              воспоминаниями -  ваше право...  никто не настаивает. 

                   
Видите-ли, Слай, не бывает абсолютной системы защиты и системы нападения (я опять говорю прописные истины, Вы уж извините). Поэтому, даже в самой совершенной и современной системе ПВО имеются бреши. Задача разведчика воспользоваться ими для достижения главной цели. А главной целью у боевом вылете является выдача ЦУ (заметьте, о спасении экипажа здесь речь совсем не идет, об этом думает не НР, а начальник ПД и АСС). Вы, приведя пример с Югославией, только подтвердили мои рассуждения на страничке форума. Более того, я могу сказать, что, как ни парадоксально,  когда нашу дивизию (25-я МРАД ВВС ТОФ) начали перевооружать на Ту-22м2, то ее боевые возможности существенно сократились, хотя на вооружение принималась более современная техника - самолет и ракета). Если раньше в совместном ударе можно было использовать до шести ракетных систем одновременно (КСР-2, КСР-5, КСР-5п, К-10, К-10сп, КСР-11), которые имели разные скоростные и высотные характеристики, то одна система Х-22, пусть даже и более новая не могла создать таких проблем для средств ПВО АМГ, как все предыдущие...
Но, это опять теоретическая дискуссия. С уважением, Павел.

Оффлайн Vitaliy

  • Форумчанин
  • *
  • Сообщений: 8
  • Пол: Мужской
    • E-mail
Re: Морская авиация (ВВС) Северного Флота.
« Ответ #353 : 14 Августа 2013, 18:03 »
Спасибо за очень интересные материалы представленные на форуме. Это просто здорово! По ссылке на форуме я прочитал воспоминания техника 2ГвСАП Алексеева Дмитрия Дмитриевича  http://iremember.ru/letno-tekh-sostav/alekseev-dmitriy-dmitrievich/stranitsa-6.html   . Как бывшего жителя Сафоново-1 (он же Североморск-2, Ваенга-2, Малый) меня заинтересовало, что из этого интервью выходит: 2ГвСАП стоял в Ваенге-2. И действительно в посёлке рассказывали, что у нас стоял сафоновский полк. Хотя во многих статьях его почему-то размещают на Ваенге-1. Где-нибудь есть более подробная информация о размещении этого полка? Алексеев обслуживал самолёт капитана Орлова и он рассказывает как четвёрка: Сафонов, Кухнаренко, Покровский и Орлов вылетела 30 мая 1942 года в тот бой, когда погиб Сафонов. Так получается, что Сафонов в свой последний бой вылетел с Ваенги-2?
Жил на Малом когда-то

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • ******
  • Сообщений: 11166
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai
Re: Морская авиация (ВВС) Северного Флота.
« Ответ #354 : 20 Августа 2013, 20:42 »
Сафоновский полк был смешанным, а не чисто истребительным. Основным местом базирования чаще всего был аэродром Ваенга-1. Иногда полк стоял там целиком. Но задачи были разнородными. По необходимости группы самолётов могли стоять на разных аэродромах. Причём не только на Ваенга-2, но и на аэродроме Чалмпушка (Росляково), останки которого ещё можно разглядеть: http://wikimapia.org/#lang=ru&lat=69.049360&lon=33.245766&z=17&m=ys

Да и это не всё. Для выполнения заданий авиаторы полка могли перелетать и на другие площадки, даже в Амдерму.

До гибели Сафонова, в апреле, и после того, осенью, были периоды, когда часть самолётов стояла на Малом. Сказать, откуда он вылетал в тот роковой день 30 мая я не могу. Но по Истории полка получается, что на то время он целиком базировался на Ваенгу-1. Может быть, кто-то сможет подтвердить это, или опровергнуть. 


К Дню Морской Авиации был показан ролик о наших Североморцах.

Хорошо сказано там: "Для этих людей полёты - это не работа. Это жизнь!"  %6

Посмотрите:  http://www.tv21.ru/our_morning/2013/07/17/?newsid=59301

Или так по клику на картинку   %56

Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Vitaliy

  • Форумчанин
  • *
  • Сообщений: 8
  • Пол: Мужской
    • E-mail
Re: Морская авиация (ВВС) Северного Флота.
« Ответ #355 : 21 Августа 2013, 13:34 »
Согласен, что во время войны перемещение подразделений полков было очень активное. Например, 20 ИАП базировался одновременно в Ваенге-2 и Мурмашах, 46 ШАП в Ваенге-2 и на полустрове Рыбачьем (непомню название аэродрома). Но откуда у Вас информация, что основным местом базирования 72 САП (он же 2 ГвСАП, 2 ГвИАП) чаще всего был Ваенга-1? Сафоновским можно назвать кроме 2 ГвСАП также 78 ИАП, этот полк точно стоял в Ваенге-1. Вот ссылка на интервью, где Юрий Рыбин говорит, что англичане из 151 авиакрыла 7 сентября 1941 года "прибыли на пустой аэродром Ваенга-1, самолеты сафоновского полка базировались на другом, на Ваенге-2, в нынешнем Малом Сафонове…" http://www.mvestnik.ru/shwpgn.asp?pid=201006252353   . Я думаю, что все самолёты 72 САП перевели в Ваенгу-2 из следующих соображений: первое, Ваенга-2 находится между Ваенгой-1 и Мурманском (в случае неожиданных изменений в отношениях СССР и Англии это было бы прикрытием от иностранных воздушных сил); второе, Ваенга-1 был более "цивилизованным" аэродромом (нужно было освободить места для англичан); третье, политика страны определяла как можно меньшее общение советских людей с иностранцами. Ещё есть интервью лётчика 255 ИАП Рассадкина   http://iremember.ru/letchiki-istrebiteli/rassadkin-petr-alekseevich/stranitsa-3.html   :"- Кроме вас, в Ваенге еще были истребительные полки? - Конечно. 20-й и 2-й гвардейский..." Заметьте, здесь нет 78 ИАП и 95 ИАП, потому что эти истребительные полки стояли в Ваенге-1, а он рассказывает явно о Ваенге-2. Выходит на Ваенге-1 стояли 78 ИАП, 95 ИАП, 9ГвМТАП ..., на Ваенге-2 стояли 2 ГвСАП, 20 ИАП, 255 ИАП, 46 ШАП ... . Так же это подтверждает информация потомка лётчика 46 ШАП, что дружили лётчики 46 ШАП и 20 ИАП. И мне становится ясным почему, примерно в 1976 году, улицу Центральную в Сафоново-1 назвали именем командира 255 ИАП Панина.
Жил на Малом когда-то

Оффлайн Poul lev

  • РзА ВВС ВМФ, когда-то была
  • Форумчанин
  • ****
  • Сообщений: 628
  • Пол: Мужской
    • E-mail
Re: Морская авиация (ВВС) Северного Флота.
« Ответ #356 : 21 Августа 2013, 14:44 »
Согласен, что во время войны перемещение подразделений полков было очень активное. Например, 20 ИАП базировался одновременно в Ваенге-2 и Мурмашах, 46 ШАП в Ваенге-2 и на полустрове Рыбачьем (непомню название аэродрома). Но откуда у Вас информация, что основным местом базирования 72 САП (он же 2 ГвСАП, 2 ГвИАП) чаще всего был Ваенга-1? Сафоновским можно назвать кроме 2 ГвСАП также 78 ИАП, этот полк точно стоял в Ваенге-1. Вот ссылка на интервью, где Юрий Рыбин говорит, что англичане из 151 авиакрыла 7 сентября 1941 года "прибыли на пустой аэродром Ваенга-1, самолеты сафоновского полка базировались на другом, на Ваенге-2, в нынешнем Малом Сафонове…" http://www.mvestnik.ru/shwpgn.asp?pid=201006252353   . Я думаю, что все самолёты 72 САП перевели в Ваенгу-2 из следующих соображений: первое, Ваенга-2 находится между Ваенгой-1 и Мурманском (в случае неожиданных изменений в отношениях СССР и Англии это было бы прикрытием от иностранных воздушных сил); второе, Ваенга-1 был более "цивилизованным" аэродромом (нужно было освободить места для англичан); третье, политика страны определяла как можно меньшее общение советских людей с иностранцами. Ещё есть интервью лётчика 255 ИАП Рассадкина   http://iremember.ru/letchiki-istrebiteli/rassadkin-petr-alekseevich/stranitsa-3.html   :"- Кроме вас, в Ваенге еще были истребительные полки? - Конечно. 20-й и 2-й гвардейский..." Заметьте, здесь нет 78 ИАП и 95 ИАП, потому что эти истребительные полки стояли в Ваенге-1, а он рассказывает явно о Ваенге-2. Выходит на Ваенге-1 стояли 78 ИАП, 95 ИАП, 9ГвМТАП ..., на Ваенге-2 стояли 2 ГвСАП, 20 ИАП, 255 ИАП, 46 ШАП ... . Так же это подтверждает информация потомка лётчика 46 ШАП, что дружили лётчики 46 ШАП и 20 ИАП. И мне становится ясным почему, примерно в 1976 году, улицу Центральную в Сафоново-1 назвали именем командира 255 ИАП Панина.
Уважаемый Vitaliy, позвольте мне подключиться к вашим размышлениям на тему, где же все-таки базировался 72-й САП (он же 2-й гв. САП, он же 2-й гв. ИАП).
Дело в том, что есть много разных источников по истории этого полка (а так же тех полков, которые вы упомянули выше), часть из них увы, труднодоступна (архивы), часть из них на виду (мемуары), но к первым еще нужно добраться, а вторые, к сожалению, грешат неточностями.
В то же время есть очень неплохой и весьма достоверный источник из которого можно нарисовать всю картину базирования ВВС СФ в годы ВОВ - это "Хроника Великой Отечественной войны Советского Союза на Северном театре". Этот труд был издан в 1945-47 г.г. историческим отделом НК ВМФ (думаю, что ему вполне можно доверять), и переиздан ООО "Галея Принт" в 2000 г.в СПб.
Так вот, исходя из этих материалов, которые основаны на ЖБД частей, соединений и объединений СФ (такие труды были выпущены и по остальным флотам и флотилиям в количестве 30 томов), вырисовывается такая картина базирования частей ВВС СФ с 1941 по 1945 г.г.:
Состав ВВС СФ в 1941 г.
Управление ВВС СФ – Ваенга-1;
72-й САП (Ваенга-1);
78-й ИАП (Ваенга-1), сформирован в октябре;
118-й МРАП (Губа Грязная);
49-й ОМРАЭ (Ягодник/Лахта/Моржовец) с августа в составе БелВФ;
24-е ОАЗСВ (Соловецкие о-ва) с августа в составе БелВФ;
34-е ОСАНАЗ (Губа Грязная), предположительно сформировано к июню;
2-я АГ ГУ СМП (Ягодник), сформирована в августе в составе БелВФ;
Особый (Северный) транспортный отряд ГВФ (Соловецкие о-ва), принят в оперативное подчинение в июне. С ноября переф. в Карело-Финскую ОАГ ГВФ.

Состав ВВС СФ в 1942 г.
Управление ВВС СФ – Ваенга-1;
ОМАГ (Тихвин/Ваенга-1), перебазирована в июле, расформирована в октябре:
13-й АП (Ягодник, Шонгуй, Поной/Тайнча), прибыл в сентябре, убыл в ноябре;
20-й ИАП (Новая Ладога/Ягодник/Ваенга-1/Рузаевка), прибыл в июле, убыл в октябре;
28-й ПБАП (Ягодник/Ваенга-1/Безенчук), прибыл в июне, убыл в ноябре;
   29-й ПБАП (Ягодник/Ваенга-1), прибыл в июне, передан в ноябре в 5-ю БАБ;
   35-й ДБАП (Измайлово/Ваенга-1/Богослово), прибыл в июне, убыл в ноябре;
   95-й АП (Чкаловск/ Ваенга-1, Поной, Ягодник) перебазирован в марте;
121-й АП (Ягодник/Холмогоры, Ваенга-2), прибыл в сентябре, передан в ноябре в 5-ю БАБ;
255-й ИАП (Ленинград/Ягодник/Ваенга-1), пибыл в июле, в ноябре передан в 5-ю БАБ;
5-я БАБ (Ваенга-1), сформирована в октябре на базе ОМАГ:
24-й МТАП (Ваенга-1, Амдерма, Нарьян-Мар), сформирован в октябре;
   29-й ПБАП (Ваенга-1, Ягодник), принят в ноябре из ОМАГ;
   121-й БАП (Холмогоры/Ваенга-2), принят в ноябре из ОМАГ;
   255-й ИАП (Ваенга-1), принят в ноябре и из ОМАГ.
6-я ИАБ (Ваенга-2), сформирована в октябре:
2-й гв. ИАП (Ваенга-1, Ваенга-2, Африканда), вошел в октябре;
   27-й ИАП (Ваенга-2, Йоканка, Поной, Африканда), сформирован в марте, вошел в октябре;
   78-й ИАП (Ваенга-1/Ваенга-2, Ягодник, Африканда), вошел в октябре;
11-я ОУАЭ (Ягодник, Кехта), сформ. в апреле на базе внештатного УАО, передана из 2-й АГ;
2-я АГ ГУ СМП (Ягодник), в августе обращена на формирование 3-й АГ:   
   49-я ОМРАЭ (Холмовское, Моржовец), расформирована в октябре
   24-е ОАЗСВ (Соловецкие о-ва), с августа передано в составе 3-й АГ;
3-я АГ (Ягодник), сформирована в августе на базе 2-й АГ ГУ СМП:
22-й ОМРАП (Аджи-Кабул/ Ягодник/Лахта) перебазирован в сентябре;
16-й ОТАО (Ягодник, Нарьян-Мар, Амдерма, Губа Белушья), сформ. в ноябре;
24-е ОАЗСВ (Соловецкие о-ва), с августа принята из 2-й АГ ГУ СМП;
Отдельные части:
   118-й МРАП (Губа Грязная, Лахта, Нарьян-Мар, Молотовск);
   28-я ОРАЭ (Ваенга-1, Чижовка, Мезень) сформирована в октябре;
   34-е ОСАНАЗ (Губа Грязная)

Состав ВВС СФ в 1943 г.
Управление ВВС СФ – аэр. Ваенга-1;
5-я МТАД (бывш. 5-я БАБ, Ваенга-1), переформирована в июле:
9-й гв. МТАП (бывш. 24-й МТАП, Ваенга-1), переформирован в мае;
29-й БАП (Ваенга-1);
121-й БАП (Ваенга-2), расформирован в июле;
255-й ИАП (Ваенга-1);
95-й АП (Ваенга-1, Поной, Ягодник) с февраля оперативно подчинен командиру 5-й БАБ
6-й ИАД (бывш. 6-я ИАБ, Ваенга-2), переформирована в июле:
2-й гв. ИАП (Ваенга/ Ягодник);
20-й ИАП (Рузаевка/Ягодник/Ваенга-2, Пумманки) прибыл в июне;
27-й ИАП (Ваенга-2);
78-й ИАП (Ваенга-2, Пумманки);
46-й ШАП (Саранск/Ягодник, Ваенга-2, Пумманки) прибыл в марте;
118-й МБРАП и 28-я ОРАЭ (Губа Грязная, Ваенга-1), переформированы в 118-й РАП в марте;
28-я ОРАЭ (Ваенга-1), в марте вошла в состав 118-го РАП
4-й ОАРТАО (Ваенга, Пумманки);
3-я АГ (Ягодник):
22-й ОМРАП (Лахта);
44-й САП (Нарьян-Мар) формируется с декабря;
9-я ОИАЭ (Борское/Рогачево/Губа Белушья) перебазирована к маю;
21-я ОИАЭ (Йоканка) сформирована в декабре;
16-й ОТАО (Ягодник);
24-е ОАЗСВ (Соловецкие о-ва);
Отдельные части:
3-й УАП (бывш. 11-я ОУАЭ, Ягодник/Лахта), переформирован в декабре;
10-я ОСАЭ (н/у), сформирована в ноябре;
28-я ОРАЭ в марте вошла в состав 118-го РАП;
1-й ОБУКАЗ/ОБУКАО (Ваенга-1) сформировано в апреле;
4-й ОАРТАО (Ваенга-1, Пумманки), сформирован в ноябре,
18-е ОКОРАЗ (н/у) июнь-ноябрь, расформировано;
34-е ОСАНАЗ (Губа Грязная), расформировано в декабре;

Состав ВВС СФ в 1944 г.
Управление ВВС СФ – Ваенга-1;
5-я МТАД (Ваенга-1):
   9-й гв. МТАП (Ваенга-1);
   29-й БАП (Ваенга-1/Сокологорное), в апреле убыл на ЧФ;
36-й МТАП (Скадовск/Тайнча/Ваенга-1) прибыл в мае с ЧФ;
255-й ИАП (Ваенга-1);
6-я ИАД (Ваенга-2):
   2-й гв. ИАП (Ягодник/Уж-Губа/Ура-Губа);
20-й ИАП (Ваенга-2), в июне передан в 14-ю САД:
   27-й ИАП (Ваенга-2, Кильдин/Луостари);
   78-й ИАП (Ваенга-2/Роста), перебазирован в июле;
14-я САД (Ваенга-2), сформирована в апреле:
20-й ИАП (Ваенга-2), принят к июлю из 6-й ИАД,
46-й ШАП (Ваенга-2, Пумманки) вошел в апреле,
95-й АП (Ваенга-1, Поной, Ягодник) вошел в июле;
ВВС БелВФ (бывш. 3-я АГ, Ягодник), переформированы в январе:
22-й ОМРАП (Лахта) в апреле обращен на формирование 54-го САП;
44-й САП (Нарьян-Мар, Ягодник, Рогачево, Диксон) сформирован к апрелю;
53-й САП (Ягодник, Поной, Моржовец, Йоканка) сформирован к апрелю;
54-й САП (Лахта, Рогачево, Губа Белушья) сформирован в апреле;
9-я ОСАЭ (бывш. 9-я ОИАЭ, Рогачево), переф. в марте, расформирована в апреле;
10-я ОСАЭ (н/у);
20-я ОМДРАЭ (Лахта) сформирована в апреле;
21-я ОИАЭ (Йоканка) в апреле обращена на формирование 53-го и 54-го САП;
16-й ОТАО (Ягодник, Нарьян-Мар, Йоканка);
24-е ОАЗСВ (Соловецкие о-ва);
Отдельные части:
3-й УАП (Лахта);
118-й РАП (Губа Грязная, Ваенга-1);
29-я ОАРТАЭ (бывш. 4-й ОАРТАО, Ваенга-1, Пумманки), переформирована в апреле
30-я ОБУКАЭ (бывш. 1-й ОБУКАО, Ваенга-1), переформирована в сентябре;
ОАЗ управления ВВС СФ (Ваенга-1).

Состав ВВС СФ в 1945 г.
Управление ВВС СФ – Ваенга-1;
5-я МТАД (Ваенга-1):
9-й гв. МТАП (Ваенга-1);
36-й МТАП (Ваенга-1/Романовка), в июле убыл на ТОФ;
46-й ШАП (Ваенга-2) в июле принят из 14-й САД;
255-й ИАП (Ваенга-1);
6-я ИАД (Ваенга-2):
2-й гв. ИАП (Ура-Губа);
27-й ИАП (Луостари/Новонежино), в июле убыл на ТОФ;
78-й ИАП (Роста/Луостари), перебазирован в феврале;
14-я САД (Ваенга-2):
20-й САП (бывш. 20-й ИАП, Ваенга-2) переформирован в сентябре,
46-й ШАП (Ваенга-2) в июле передан в 5-ю МТАД,
95-й АП (Ваенга-1, Поной, Ягодник)
26-я ОМДРАЭ (Диксон) сформирована в апреле, вошла в сентябре
   3-я АГ (бывш. ВВС БелВФ, Ягодник), переформирована в апреле:
      44-й САП (Нарьян-Мар, Ягодник, Рогачево, Диксон) расформирован к июню;
53-й ОМДРАП (бывш. 53-й САП, Йоканка) переформирован в сентябре;
54-й САП (Ягодник, Поной) расформирован к октябрю;
20-я ОМДРАЭ (Лахта)
16-й ОТАО (Ягодник);
24-е ОАЗСВ (Соловецкие о-ва);
Отдельные части:
3-й УАП (Лахта), расформирован в июне;
118-й МДРАП (бывш. 118-й РАП, Губа Грязная, Ваенга-1) переименован в апреле;
10-я ОСАЭ (н/у);
21-я ОБУККОРАЭ (бывш. 30-я ОБУКАЭ, Ваенга-1) переименована в ноябре;
27-я ОМДРАЭ предп. сформирована к апрелю;
29-я ОАРТАЭ (Ваенга, Пумманки)
Вы можете оспаривать эти данные, но на сегодняшний день они самые выверенные. С уважением, Павел.

Оффлайн Vitaliy

  • Форумчанин
  • *
  • Сообщений: 8
  • Пол: Мужской
    • E-mail
Re: Морская авиация (ВВС) Северного Флота.
« Ответ #357 : 21 Августа 2013, 15:59 »
Ого! Супер! Я просто шокирован обилием информации. Для человека интересующимся историей авиации это просто находка. Спасибо! %3
Жил на Малом когда-то

Оффлайн Vitaliy

  • Форумчанин
  • *
  • Сообщений: 8
  • Пол: Мужской
    • E-mail
Re: Морская авиация (ВВС) Северного Флота.
« Ответ #358 : 21 Августа 2013, 16:05 »
По необходимости группы самолётов могли стоять на разных аэродромах. Причём не только на Ваенга-2, но и на аэродроме Чалмпушка (Росляково), останки которого ещё можно разглядеть: http://wikimapia.org/#lang=ru&lat=69.049360&lon=33.245766&z=17&m=ys

Тот аэродром находился именно где указывает крестик, зелёное поле рядом с мурманской дорогой?
Эта сопка возле Рослякова была хорошо видна из окна моего дома на Малом. А недавно на "Одноклассниках" смотрел панорамные снимки земляков и увидел, что там появились какие-то "лысины". Я спросил земляков об этом, мне ответили что это новое кладбище - таковы реалии современной жизни. >:( Кладбище находится немного северней крестика, за церковью.
Жил на Малом когда-то

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • ******
  • Сообщений: 11166
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai
Re: Морская авиация (ВВС) Северного Флота.
« Ответ #359 : 22 Августа 2013, 01:15 »
Ого! Супер! Я просто шокирован обилием информации. Для человека интересующимся историей авиации это просто находка. Спасибо! %3

 ;D Это дааааалеко не всё.

Во-первых, формально местом базирования полка будет место базирования управления, т.е. командир полка, штаб и пр. и др.

При этом в начале войны полки были пятиэскадрильного состава. И каждая эскадрилья могла стоять на своём аэродроме (включая полевые, которые аэродромами являются только по факту нахождения на них самолётов, а на деле могут быть просто ровными грунтовыми площадками в чистом поле). Это уже во-вторых.

В-третьих, для выполнения оперативных задач не только эскадрильи, но и отряды и звенья могут направляться... "неизвестно куда" на день - два, неделю, месяц. Допустим, "в распоряжение" другого полка. И где они могли быть, теперь уже не найдёшь ни в каких документах. Просто не отражено нигде, или документы пропали. Или просто их и не было изначально. Далеко не во всех полках одинаково аккуратно велась документация. Это так, вообще. 

В- четвёртых, командир полка, естественно, может быть и вылетать с любой из площадок своего полка, и не только. Мало ли, по какой надобности он мог оказаться, допустим, в расположении командования флота, или где-то ещё.

В - пятых, уже конкретно на момент гибели Сафонов был командиром 2-го Гв. САП, о том полку и том времени сейчас говорим. А по документам полка выходит, что именно на момент гибели полк базировался на Ваенга-1. Но это не значит, что все самолёты полка находились только на этом аэродроме по факту.

Поэтому, к сожалению, однозначно утверждать, откуда вылетел ком. полка в свой последний полёт, я не могу. 

Но откуда у Вас информация, ...

Это моя профессия.  %56

Цитировать
В то же время есть очень неплохой и весьма достоверный источник из которого можно нарисовать всю картину базирования ВВС СФ в годы ВОВ

По крайней мере он отражает официальные данные, против которых никак не попрёшь, особенно, когда имеются противоречия в разных источниках.

А что касается воспоминаний, то здесь ещё существует фактор искажения при литературной обработке. Многое зависит от того, хорошо ли владеет материалом интервьюер. Потому что разговорную речь, как есть, никогда не печатают, всегда обрабатывают.

Павел не даст соврать, вот недавно восстановила историю 15-го ОДРАП, и что вышло? Официально базированием полка считалось место базирования командования полка, в частности, на День Победы это был аэродром Паланга, так в документах. В Историческом очерке написано, что местом базирования полка на 9 мая 1945 года был аэродром Кольберг. Потому что это был самый удалённый аэродром, до которого добрались авиаторы полка. А при внимательном исследовании документов вышло, что полк в День Победы был разбросан на трёх аэродромах, часть полка вместе с управлением была на Паланге, всё долбили Либаву. Группа из полка дошла до Кольберга, работала в интересах наших наступавших частей. А одна эскадрилья стояла на Эзеле. Они участвовали в освобождении Эзеля и там остались.

Так что картина базирования может быть очень динамичной, и поменяться буквально за день. Особенно уже в заключительный период войны.

Но это было потом. К сожалению, Борис Феоктистович Сафонов слишком рано погиб...   
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

 


Статистика посещений Карты посещений сайта