1939г.
21 мая 1939г. катастрофа самолёта Р-5Ш, экипаж: лётчик Супрун и летнаб Архипов.
Экипаж выполнял полёт в расположение штаба 6-й монгольской кавалерийской дивизии и был сбит в воздушном бою японскими истребителями. Лётчик погиб, летнаб выбросился с парашютом и остался жив.
Супрун стал первой жертвой событий на Халхин-Голе.
22 мая 1939г. катастрофа самолёта И-16, лётчик Лысенко И.Т.
Три самолёта И-16 и два самолёта И-15БИС летели вдоль реки, когда из-за облаков показалась пятерка японских Ки-27. Увидев противника, пилот одного из И-16 оторвался от строя, бросился в атаку и был сбит. Горящий истребитель столкнулся с землёй, летчик погиб.
Остальные самолеты в бой не вступали.
24 мая 1939г. (по другим данным 25 мая 1939г.) катастрофа самолёта СБ.
Экипаж выполнял перелёт с одного из аэродромов ЗабВО на аэродром Баин-Тумен для усиления советской группировки в Монголии. Самолёт столкнулся с землёй, экипаж погиб.
24 мая 1939г. пропал без вести самолёт И-15БИС, лётчик Гусаров.
Лётчик выполнял перелёт из СССР на аэродром Баин-Тумен и пропал без вести. Других подробностей нет.
27 мая 1939г. катастрофа 2 самолётов И-16 и авария самолёта И-16, лётчики: командир АЭ ст. л-т Черенков, Савченко и Пьянков.
В районе озера Нуир-Бур состоялся воздушный бой между шестёркой самолётов И-16 и девяткой самолётов Ки-27, в результате которого Черенков был сбит и погиб, лётчик Пьянков выбросился с парашютом из горящего самолёта и остался жив, а Савченко погиб при выполнении вынужденной посадки на повреждённом самолёте. Японские самолёты в полном составе вернулись на свою базу.
28 мая 1939г. катастрофа 3 самолётов И-15БИС, лётчики: Вознесенский, Иванченко и Чекмарёв.
К боевому вылету с аэродрома Тамсаг-Булак готовились 20 самолётов И-15БИС, но из-за неполадок смогли взлететь только 3 самолёта. Сразу после взлёта над рекой Халхин-Гол они были атакованы японскими истребителями и сбиты, лётчики погибли.
В этом бою советским лётчикам удалось сбить 1 японский истребитель Ки-27, пилот которого выпрыгнул с парашютом и вернулся в свою часть.
28 мая 1939г. катастрофа 5 самолётов И-15БИС, лётчики: Кулешов, Константинов, Мягков, Пустовойтов и Соркин.
С аэродрома Тамсаг-Булак на прикрытие наземных войск и уничтожение воздушного противника стартовала эскадрилья Балашова – десятка И-15БИС. Над переправами через р.Халхин-Гол ее атаковали 18 Ки-27. Противник внезапно напал сверху, из облаков, наши дрались отчаянно, но они ничего не могли противопоставить количественному и качественному превосходству японцев. В итоге шесть самолётов И-15БИС были сбиты, еще один, севший на вынужденную, расстрелян и сожжен уже на земле. Погибли 5 лётчиков.
Раненому комэску Балашову и летчику Гаврилову удалось посадить свои изрешеченные машины на ближайшем аэродроме. Летчик Лобанов спасся на парашюте. По докладам уцелевших лётчиков, враг снова ушел без потерь.
Всего за период с 21 мая 1939г. по 30 мая 1939г. советская авиация потеряла в боях с японскими истребителями 17 самолётов, 4 самолёта потеряны из-за отказов авиатехники и ошибок лётного состава в технике пилотирования.
22 июня 1939г. катастрофа 9 самолётов И-15БИС и 2 самолётов И-16, лётчики: командир АП м-р Глазыкин, Блажко, Иванов, Лоскутов, Соловьев, Смирнов, Бакаев, Крючков, Устюжанинов, Шорохов и Юрецкий.
Несколько групп советских истребителей, взлетевших с аэродромов Тамсаг-Булак, Матат-Сомон и ряда других площадок, направились в сторону Халхин-Гола и озера Буир-Нур. Всего в воздух поднялось 105 самолетов – 56 И-16 и 49 И-15БИС. Группы шли, не видя друг друга, так как расстояния между ними достигали нескольких десятков километров.
С японской стороны в воздушном бою участвовало 18 самолётов. Первой вступила в бой группа самолетов 22-го полка, состоящая из эскадрильи ст. л-нта Савкина (12 самолётов И-16) и эскадрильи к-на Степанова (9 самолётов И-15бис). Над горой Хамар-Даба японцы в количестве не менее 30 самолетов сверху обрушились на эскадрилью Савкина. Командир АЭ сразу был ранен и со снижением вышел из боя. Его подчиненные приняли это за сигнал к отступлению. Эскадрилья «рассыпалась» в разные стороны и больше в бою не участвовала.
Савкин, преследуемый японцами, под градом пуль совершил посадку, не выпуская шасси. Уже на земле его истребитель был подожжен, но раненый летчик сумел выбраться из кабины и остался жив. Пилоты И-15бис, сражаясь в меньшинстве, активно маневрировали, не давая врагу вести прицельный огонь и постепенно оттягивая его в глубь своей территории. Однако численное превосходство японских истребителей снова дало себя знать. Три наших самолета, в том числе и самолёт командира АЭ Степанова, получили повреждения и были вынуждены садиться на ближайшей подходящей площадке. Японцы продолжали обстреливать заходящие на посадку и уже катящиеся по земле машины. Истребители загорелись, но летчики все же успели выскочить из кабин и отбежать прежде, чем начали рваться бензобаки.
Чуть позже еще две группы наших самолетов встретились с крупными силами японцев в районе гор Баин-Хошу и Баин-Цаган. Сражение здесь оказалось наиболее упорным и кровопролитным. В нем было сбито 13 русских (10 И-15бис и три И-16) и 7 японских самолетов. Всего в этом бою, длившемся около 2,5 часов, потери советской авиации составили 17 самолётов, 11 человек погибли, японцы потеряли 7 самолётов (количество погибших неизвестно).
Командир 22 ИАП майор Глазыкин 29 августа 1939г. удостоен звания Героя Советского Союза (посмертно).
24 июня 1939г. катастрофа 2 самолётов И-15бис, лётчики Полевов и Григорян.
В этот день состоялось 2 воздушных боя. В первом, рано утром, 8 самолётов И-16 и 9 самолётов И-15бис взлетели на перехват 20 японских истребителей, появившихся над Халхин-Голом. Чуть позже к ним присоединились еще 8 самолётов И-16. В бою было сбито семь японских истребителей. Один вражеский летчик выпрыгнул с парашютом над нашей территорией и попал в плен. Это был первый японский авиатор, плененный в ходе конфликта. Японцам удалось сбить два самолёта И-15бис, погибли 2 лётчика. Самолет Григоряна враги расстреляли, когда он с заглохшим мотором пытался сесть на вынужденную.
Вечером этого же дня состоялся еще один бой, в котором с нашей стороны участвовали 54 самолета. На высоте около 1000м среди облаков они атаковали группу японцев численностью до 20 самолётов. Противник рассеялся, не приняв боя. Чуть позже в разрывах облаков была обнаружена и атакована другая группа истребителей примерно той же численности. Японцы снова не вступили в бой и поодиночке улетели за линию фронта. При этом было сбито 9 самолетов противника. Один сбитый японский лётчик выпрыгнул с парашютом прямо над советскими позициями. Его тоже попытались взять в плен, но он застрелился.
26 июня 1939г. авария 2 самолётов И-16, лётчики: командир АП м-р Забалуев В. и Гайдобрус, катастрофа самолёта И-15бис, лётчик л-т Красночуб и катастрофа самолёта И-16, лётчик л-т Шматко.
В ходе воздушного боя над Ганчжуром (с нашей стороны был 41 самолёт, с японской - 40 самолётов), самолёт м-ра Забалуева был подбит. Лётчик произвёл вынужденную посадку на манчжурской территории у дороги, идущей из Ганчжура в Обо-Сумэ. К-н Грицевец С., рискуя сам оказаться в плену, решил спасти командира. Он посадил свой истребитель рядом с самолётом Забалуева. С трудом втиснувшись вдвоем в кабину И-16, пилоты взлетели на глазах у скакавших к самолету баргутских кавалеристов. Через 20 минут истребитель с «двойным» экипажем приземлился в Тамсаг-Булаке.
Летчик Гайдобрус столкнулся в атаке с японским истребителем. Ему удалось на поврежденной машине перетянуть через линию фронта. При посадке самолет был разбит, однако пилот отделался ушибами.
В бою истребитель лётчика Александрова получил повреждения, и пилот, пролетев несколько десятков километров на юго-запад, совершил вынужденную посадку в голой степи. Он полагал, что сел на монгольской территории и решил остаться у самолета, дожидаясь подмоги, но на самом деле лётчик приземлился в Манчжурии. К счастью, следующим утром на него случайно наткнулась группа монгольских кавалеристов, проводивших разведку во вражеском тылу. Монголы доставили пилота к своим, а затем, подогнав конную повозку, вывезли и самолет.
По донесениям советских летчиков, они сбили 10 японских истребителей, упавших на территории противника. Наши потери составили 3 самолёта И-16 и 1 самолёт И-15бис.
27 июня 1939г. катастрофа 9 самолётов И-15бис, лётчики: комиссар АП Мишин, Черныш, Юненко, Мальцев, Герасименко, Карпов, Заикин, Гринденко и Паксютов, и авария 3 самолётов И-15бис, лётчики: командир АП м-р Кравченко и Гасенко. Фамилия третьего лётчика неизвестна.
При штурмовке в течение дня трёх наших аэродромов (Тамсаг-Булак, Баин-Бурду-Нур и Баин-Тумен) погибли 9 советских лётчиков, 6 человек были ранены. 2 лётчика, в том числе Гасенко, выпрыгнули из горящих самолётов с парашютом и остались живы.
Командир 22-го ИАП м-р Кравченко, увлекшись преследованием разведчика Ки-15, улетел далеко в глубь манчжурской территории. По его словам, разведчик все же удалось сбить, но на обратном пути, за несколько десятков километров от аэродрома у самолёта заглох двигатель. Лётчик посадил истребитель на вынужденную, не выпуская шасси. Почти двое суток он брел, изнемогая от жажды, на юго-запад, пока не наткнулся на пост красноармейцев. Только к вечеру 1 июля его на автомашине доставили в Тамсаг-Булак.
В ходе боёв были сбиты 7 японских самолётов: 1 разведчик Ки-30, 1 разведчик Ки-15, 2 бомбардировщика Ки-21-Оцу и 3 истребителя Ки-27. Потери нашей стороны - 11 самолётов И-16 и 9 самолётов И-15бис. Это был самый крупный однодневный урон советской авиации за все время конфликта.
Всего с 1 июня 1939г. по 30 июня 1939г. советская авиация на Халхин-Голе потеряла 44 самолёта в боях и 5 самолётов считаются небоевыми потерями.
3 июля 1939г. катастрофа 2 самолётов СБ.
При штурмовке позиций противника у Халхин-Гола, Хайластын-Гола, озера Яньху и сопки Номон-Хан-Бурд-Обо были сбиты 2 советских бомбардировщика СБ, экипажи погибли. Японцы потеряли от зенитного огня и атак истребителей 4 самолета: 2 самолёта Ки-15, 1 самолёт Ки-30 и 1 самолёт Ки-21.
4 июля 1939г. катастрофа 7 самолётов СБ и катастрофа самолёта И-16П.
В трёх воздушных боях были сбиты 7 бомбардировщиков СБ, штурмовавших отход японских войск на восточный берег р.Халхин-Гол, погибло 10 членов экипажей. Лётчик Кочубей на самолёте И-16 пропал без вести.
1 самолёт И-16П разбился на посадке, лётчик погиб. Предположительно, самолёт был повреждён зенитным огнём противника.
Советские лётчики в этот день сбили 16 японских истребителей Ки-27.
5 июля 1939г. катастрофа 2 самолётов СБ.
Погибло 5 членов экипажей.
6 июля 1939г. катастрофа 2 самолётов И-15бис, лётчики: Солянкин и Силин, авария самолёта СБ, экипаж: лётчик Красихин и штурман Панько, фамилия стрелка-радиста неизвестна.
22 самолёта И-16 и 23 самолёта И-15бис, летевшие на штурмовку, в районе озера Узур-Нур подверглись атаке примерно тридцати истребителей И-97. По заявлениям летного состава, в бою сбит 21 японский самолет. Наши потери – пропали без вести два И-15бис и двое летчиков: Солянкин и Силин. Позже их признали погибшими.
Экипаж пилота Красихина, возвращаясь с задания на высоте 200м, сбился с курса и попал под огонь зенитно-пулеметной установки советских войск. Один из двигателей загорелся. Лётчик совершил вынужденную посадку, не выпуская шасси. Экипаж практически не пострадал, но самолет сгорел.
8 июля 1939г. авария самолёта И-16, лётчик Пашулин.
Сбит в воздушном бою. Лётчик спасся, выпрыгнув с парашютом. В этом бою советские истребители сбили 3 самолёта И-97.
10 июля 1939г. катастрофа 3 самолётов И-16, лётчики Спивак, Пискунов и Прилепский.
Сбиты в воздушном бою и пропали без вести. С нашей стороны участвовали 103 самолёта И-16 и И-15бис, с японской - до 60 самолётов Ки-27. Бой продолжался около 20 минут, советские лётчики сбили 11 истребителей противника, потеряв трёх лётчиков. Ещё четверо, среди них помощник командира 22 ИАП Балашов, были ранены. Несмотря на смертельное ранение в голову, Балашов сумел посадить самолёт на своём аэродроме. Через 3 дня он скончался в госпитале.
29 августа 1939г. Балашову присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно).
12 июля 1939г. авария самолёта И-16.
В ходе воздушного боя советский истребитель был сбит, лётчик выпрыгнул на парашюте и остался жив. Японцы потеряли 3 самолёта. В одном из них погиб японский ас Мамору Хамада. Хамада – первый из имперских асов, нашедших свою смерть на Халхин-Голе. К моменту гибели на его боевом счету значилось 17 побед. Еще один японец – командир 1-го сентая подполковник Тосио Като выпрыгнул с парашютом из горящей машины над монгольской территорией, но был вывезен другим японским летчиком – сержантом Тосио Мацумурой, посадившим свой истребитель рядом с местом его приземления. Подполковник, получивший сильные ожоги, вернулся к летной работе только в 1941 году.
21 июля 1939г. катастрофа 4 самолётов И-15бис и авария самолёта И-15бис.
В самом крупном с начала конфликта на Халхин-Голе воздушном бою с нашей стороны участвовали 157 истребителей И-15бис и И-16, с японской - не менее 40 (по архивным данным цифры разнятся: от 130 до 150, это связано, вероятно, с двойным и тройным подсчётом одних и тех же самолётов). Бой, завязавшийся утром в районе горы Баин-Хошу, вскоре распространился на большую территорию по обе стороны от линии фронта и распался на ряд отдельных схваток, которые продолжались более полутора часов. Наши потери - 5 сбитых И-15бис, японцы потеряли 4 самолёта Ки-27. В бою погибли четверо советских пилотов, еще трое получили ранения. Трое сбитых японцев сумели воспользоваться парашютами, но один из них, в звании капитана, опустился на советской территории и, при попытке захвата в плен, застрелился. Остальные двое вернулись в часть.
Одного из японцев сбил лобовым таранным ударом командир 2-й эскадрильи 22-го ИАП ст. л-нт Скобарихин В., спасая ведомого, молодого летчика Вусса В. На самолете с поврежденным крылом он благополучно совершил посадку на своем аэродроме.
23 июля 1939г. сбиты 5 самолётов И-16.
В трёх воздушных боях за день были сбиты 4 самолёта И-16, количество погибших лётчиков документально неизвестно. Японцы потеряли 4 самолёта Ки-27.
24 июля 1939г. катастрофа 9 самолётов СБ, катастрофа 3 самолётов И-16 и авария самолёта И-16.
При массированной бомбёжке позиций противника столкнулись над целью 2 бомбардировщика СБ. Экипажи покинули самолёты на парашютах над вражеской территорией и их дальнейшая судьба неизвестна. Также в районе цели были сбиты 2 самолёта СБ, экипажи погибли.
После выполнения боевой задачи на обратном пути на высоте 5000м группу самолётов СБ атаковали до 40 самолётов противника. Истребители прикрытия И-16 со своей задачей не справились и были сбиты 3 самолёта СБ, экипажи погибли. 2 самолёта СБ, получив повреждения, разбились при выполнении посадки. Также были сбиты 4 истребителя И-16, 3 лётчика погибли, 1 спасся на парашюте.
Потери японцев - 6 самолётов И-97 и 2 самолёта Ки-30.
25 июля 1939г. в воздушном бою были сбиты 4 самолёта И-16.
Утром был сбит японский привязной аэростат-корректировщик, а позже, в воздушном бою над горой Хамар-Даба, 40 самолётов И-16 и 5 самолётов И-15бис встретились с примерно 50 самолётами И-97. Позже в бой вступили ещё 88 самолётов И-16. Японцы тоже вызвали подмогу, по советским данным, до 55 истребителей. Реально было сбито два самолёта Ки-27 и четыре самолёта И-16 (количество погибших советских лётчиков неизвестно).
Подбитый истребитель командира 1-й эскадрильи 11-го сентая старшего сержанта Синтаро Кадзимы совершил вынужденную посадку на монгольской территории. Летчика вывез к своим приземлившийся рядом старший сержант Бундзи Ёсияма, а ценный трофей – почти неповрежденный Ки-27, достался нашим. На самолете был пробит бензобак и поврежден бензопровод, что и вызвало остановку двигателя. Уже 27 июля истребитель по приказу командующего авиагруппой Смушкевича отправили в Советский Союз. Впоследствии самолёт был испытан и всесторонне изучен в НИИ ВВС.
28 июля 1939г. катастрофа самолёта ТБ-3, КК комиссар Кириллов.
После выполнения боевого задания столкнулся с землёй при выполнении посадки, погиб командир корабля, остальные члены экипажа не пострадали.
Причина - отказ 2-х двигателей. Предположительно, отказ двигателей был спровоцирован попаданием снарядов, так как самолёт был обстрелян японскими зенитчиками.
29 июля 1939г. катастрофа самолёта И-15бис, лётчик л-т Кралин, катастрофа самолёта И-153 "Чайка", лётчик Орлов и авария 2 самолётов И-16, лётчики Суслов и Павлюк.
Самолёт И-153 Орлова столкнулся с землёй при выполнении тренировочного полёта из-за обрыва несущих лент расчалок.
В трёх воздушных боях за день были сбиты 3 советских самолёта, лётчики Суслов и Павлюк спаслись на парашютах и остались живы. Противник потерял 12 самолётов.
31 июля 1939г. советские истребители трижды в течение дня атаковали над линией фронта японские воздушные патрули, сбив 4 самолёта, не потеряв ни одного своего. Японские зенитчики сбили один самолёт СБ, еще два бомбардировщика совершили вынужденные посадки на своей территории из-за отказов двигателей.
Всего с 1 июля 1939г. по 31 июля 1939г. советская авиация на Халхин-Голе потеряла 79 самолётов в боях и 9 самолётов считаются небоевыми потерями.
2 августа 1939г. 23 самолёта И-16 под прикрытием 19 самолётов И-153 «Чайка» нанесли штурмовой удар по аэродрому 15-го сентая в 18км к северо-западу от Джинджин-Сумэ. М-р Забалуев, лично руководивший атакой, сумел обмануть японские посты ВНОС, зайдя с южного направления, откуда нападавших не ждали. В этот момент шел на взлет Ки-36, в кабине которого сидел сам командир сентая полковник Кацуми Абэ. Меткая очередь превратила уже оторвавшийся от земли самолет в бензиновый факел. Оба члена экипажа погибли. Кацуми Абэ был самым старшим по званию офицером японских императорских ВВС, нашедшим свою смерть на Халхин-Голе.
Всего в этом бою советские истребители сбили 6 самолётов противника, с нашей стороны потерь не было.
3 августа 1939г. катастрофа самолёта (тип неизвестен, предположительно, И-15бис), лётчик командир АЭ Кустов В.П.
Сбил таранным ударом японский двухмоторный бомбардировщик, лётчик погиб.
Кустов В.П. за этот подвиг удостоен звания Героя Советского Союза (посмертно).
5 августа 1939г. катастрофа самолёта И-16 и катастрофа самолёта СБ, КК комиссар АП Ююкин М.
В двух воздушных боях советские лётчики сбили 17 самолётов противника, потеряв 1 самолёт И-16. Самолет комиссара полка Михаила Ююкина был сбит зенитным огнем при бомбардировке вражеских резервов в районе Хапун-Аршана.
В ряде советских книг говорится, что Ююкин совершил первый в истории «огненный таран», направив свой горящий бомбардировщик на японский склад боеприпасов.
11 августа 1939г. катастрофа самолёта И-153, лётчик комиссар АЭ Владимиров.
При выполнении учебного воздушного боя самолёт столкнулся с землёй, лётчик погиб.
Причина: обрыв несущих лент расчалок, конструктивно-производственный недостаток.
12 августа 1939г. авария самолёта И-16 и катастрофа самолёта И-16.
137 самолётов И-16 из всех трех советских полков дрались против примерно 60 японских истребителей. Японцы вступали в бой группами по 10-20 самолетов, стараясь заманить наших летчиков на свою территорию, но эта тактика уже не работала. Сражение происходило прямо над горой Хамар-Даба, где располагался КП советской авиагруппировки. В бою было сбито, по советским данным, 11 самолётов Ки-27. Советские авиаторы потеряли два самолета и одного летчика.
19 августа 1939г. катастрофа самолёта СБ.
Сбит при штурмовке железнодорожной станции Халун-Аршан, экипаж погиб.
21 августа 1939г. авария 3 самолётов И-153 "Чайка" и катастрофа 4 самолётов И-16.
В ходе нескольких воздушных боёв в течение дня советские истребители сбили 18 японских истребителей Ки-27, 8 бомбардировщиков Ки-30 и 2 одномоторных бомбардировщика. наши потери: 3 сбитых самолёта И-153 (все лётчики спаслись на парашютах), 4 самолёта И-16 (все лётчики погибли) и 4 самолёта СБ (сведений о погибших нет).
По размаху воздушных боёв и по количеству участвующих в них самолетов (свыше 200 самолётов с обеих сторон) этот день явился рекордным за всю войну. И этот день показал, что, несмотря на мастерство и храбрость японских пилотов, авиация Квантунской армии утратила господство в небе над Халхин-Голом.
23 августа 1939г. катастрофа самолёта СБ, КК м-р Семёнов.
Сбит зенитным огнём с земли при бомбёжке позиций противника, экипаж погиб.
25 августа 1939г. катастрофа самолёта СБ, КК командир АП м-р Бурмистров М.
По официальной версии, сбит зенитным огнём с земли при подлёте к р.Халхин-Гол. Штурман успел выброситься с парашютом и остался жив, командир экипажа и стрелок-радист погибли.
Есть версия, что самолёт сбит по ошибке советским лётчиком л-том Федосовым из экспериментальной группы самолётов И-16, вооружённых реактивными снарядами. Командир группы к-н Звонарев рассказывал, что 25 августа он повел своих подчиненных в атаку на шедшие со стороны Манчжурии двухмоторные бомбардировщики, которые он принял за японские СБ-97 (советское название бомбардировщиков Ки-21). Только подойдя на огневую дистанцию, он разглядел, что на крыльях светло-серых машин не круги, а звезды. В последний момент Звонарев резко отвернул, и ведомые повторили его маневр, но л-нт Федосов успел перед этим дать залп двумя ракетами, одна из которых взорвалась рядом с головным бомбардировщиком. СБ некоторое время летел прежним курсом, однако на подлете к Халхин-Голу неожиданно сорвался в штопор и столкнулся с землёй.
Прямых доказательств падения самолёта, была ли причиной этому ракета, выпущенная Федосовым, или же командир экипажа получил ранение еще раньше, при обстреле самолета японскими зенитками, нет. Как бы то ни было, Федосова решили не наказывать, а гибель самолета Бурмистрова списали на зенитный огонь. Правда, драматический эпизод 25 августа вспомнили осенью, при награждении летчиков из группы «ракетоносцев». Всем им присвоили ордена Красного знамени, а Федосову вручили лишь медаль «За отвагу».
27 августа 1939г. в ходе ожесточённых воздушных боёв были сбиты 3 истребителя советских ВВС (типы самолётов и фамилии лётчиков неизвестны).
Возвращаясь из боя, был тяжело ранен в живот пулей из зенитного пулемёта ст. л-т Рахов В. Истекая кровью, Рахов сумел привести самолёт на аэродром и совершить посадку.
Виктор Рахов за три месяца пребывания на фронте успел сбить 8 японских самолетов лично и еще 6 самолётов в группе. 29 августа летчик умер в госпитале, так и не узнав, что в этот же день в Кремле был подписан Указ о присвоении ему звания Героя Советского Союза.
29 августа 1939г. был сбит самолёт И-16, других подробностей нет.
В результате воздушного боя были сбиты 4 японских самолёта Ки-27 и 1 самолёт Ки-30.
31 августа 1939г. в воздушном бою был сбит самолёт И-16. Потери японцев составили 21 истребитель и 1 бомбардировщик.
Всего с 1 августа 1939г. по 31 августа 1939г. советская авиация на Халхин-Голе потеряла 54 самолёта в боях и 23 самолёт считаются небоевыми потерями.
1 сентября 1939г. авария 2 самолётов И-16, лётчики: Кулак М. и Черемухин Ф., катастрофа 2 самолётов И-16.
В ходе короткого воздушного боя (около 20мин) между 145 самолётами И-16, 43 самолётами И-153 из всех трех советских ИАП и приблизительно 120 самолётов Ки-27. Были сбиты 5 самолётов Ки-27 и 3 самолёта И-16. Еще один самолёт И-16 летчика Черемухина Ф. получил пробоину в бензобаке. Из-за утечки бензина он не смог дотянуть до аэродрома и совершил вынужденную посадку в степи неподалеку от Тамцаг-Булака. Двое советских лётчиков со сбитых машин погибли, а один, Кулак М., выпрыгнул с парашютом над вражеской территорией и попал в плен. По окончании военных действий его обменяли на японских военнопленных.
2 сентября 1939г. авария самолёта И-16.
Сбит в воздушном бою, лётчик спасся на парашюте. Потери японцев составили 3 самолёта Ки-27 и 1 самолёт Ки-10.
4 сентября 1939г. в ходе двух воздушных боёв, один из которых состоялся в районе Ширен-Обо, советские лётчики потеряли 1 самолёт И-16, 1 самолёт И-153 и 1 самолёт, тип которого неизвестен, предположительно, тоже И-16. Потери японцев: 10 самолётов Ки-10.
5 сентября 1939г. был сбит самолёт И-16, потери японцев составили 7 самолётов Ки-10 и 1 самолёт И-97.
15 сентября 1939г. катастрофа 4 самолётов (тип неизвестен, предположительно, И-153).
Около 200 истребителей и бомбардировщиков противника атаковали аэроузел Тамцаг-Булак. Наши авиаторы, предчувствуя близкое окончание войны, не ожидали столь масштабного нападения. Информация с постов ВНОС запоздала и попавшим под удар истребителям пришлось взлетать под огнем.
В течение дня было проведено несколько воздушных боёв, в ходе которых были сбиты 9 японских истребителей и 6 советских - 5 самолётов И-153 и 1 самолёт И-16.
Это был последний день вооружённого конфликта на р.Халхин-Гол.
Всего с 1 сентября 1939г. по 16 сентября 1939г. советская авиация на Халхин-Голе потеряла 14 самолётов в боях и 2 самолёта считаются небоевыми потерями.
Потери советской авиации за весь период конфликта на р.Халхин-Гол с 22 мая 1939г. по 16 сентября 1939г. составили 207 самолётов в боях, 42 самолёта считаются небоевыми потерями (без учёта сбитого накануне конфликта 21 мая 1939г. самолёта-разведчика Р-5Ш). В воздушных боях погибли 88 лётчиков, без вести пропало 65 человек, умерло от ран 4 человека, погибли при налётах 6 человек, погибли от огня зенитной артиллерии 11 человек, общее количество погибших - 174 человека.
Японцы потеряли сбитыми 88 самолётов, погибло 152 человека (данные приведены из японских источников, советские историки считают, что цифры не вполне корректны и явно занижены).
26 советским авиаторам, участникам боев на реке Халхин-Гол, было присвоено звание Героя Советского Союза, а Грицевец С.И, Кравченко Г.П. и Смушкевич Я.В. были удостоены этого звания вторично, став первыми дважды Героями Советского Союза.