Еще об одном имени с сайта училища ГСС. Кисляк Николай Александрович.
Кисляк Николай Александрович – штурман 11-го гвардейского Николаевского истребительного авиационного полка 2-й гвардейской минно-торпедной авиационной дивизии ВВС Черноморского флота, гвардии капитан.
Родился 9 (22) октября 1916 года в городе Тамбов в семье рабочего. Русский. Образование неполное среднее. Работал токарем в тресте «Ленлёгпромстрой» в Ленинграде.
В Военно-Морском флоте с 1939 года. В 1940 году окончил Чугуевское военное авиационное училище. Служил лётчиком в 32-м истребительном авиационном полку 62-й авиационной бригады ВВС Черноморского флота.
Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Был лётчиком, командиром звена, заместителем командира эскадрильи, штурманом истребительного полка. Воевал в ВВС Черноморского флота. Член ВКП(б) с 1941 года. В боях дважды ранен.
Участвовал:
- в налётах на вражеские объекты в районе румынского города Констанца, в боях в Северной Таврии и на Перекопском перешейке, в обороне Севастополя – в 1941-42 годах;
- в обороне черноморского побережья Кавказа, в боях в районе Новороссийска, Майкопа, Туапсе – в 1942;
- в десантной операции и боях над Малой землёй, в сопровождении конвоев из Батуми и Поти, в Эльтигенской десантной операции, в боях на Чёрном море в районе Скадовск – Крым – Одесса – в 1943;
- в налётах на порты Одесса, Очаков, побережье Крыма, в освобождении города Николаев, Перекопского перешейка, в налётах на порты Констанца и Сулина в Румынии, в Ясско-Кишинёвской операции, в освобождении Болгарии – в 1944.
Штурман 11-го гвардейского истребительного авиационного полка гвардии капитан Кисляк к сентябрю 1944 года совершил 302 боевых вылета, в 50 воздушных боях сбил лично 12 самолётов противника.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 марта 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм гвардии капитану Кисляку Николаю Александровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 4035).
После войны продолжил службу в ВМФ. Служил штурманом и командиром истребительного авиационного полка в ВВС Черноморского флота. В 1951 году окончил Высшие офицерские лётно-тактические курсы. С 1958 года полковник Н.А.Кисляк - в запасе. Жил и работал в городе Севастополь, затем переехал в город Николаев (Украина). Умер 8 сентября 1994 года. Похоронен в Николаеве.
Награждён орденом Ленина (06.03.45), 3 орденами Красного Знамени (10.05.42; 14.01.44; 30.12.56), орденом Отечественной войны 1-й степени (11.03.85), 2 орденами Красной Звезды (24.03.43; 03.11.53), медалями.
Николай Кисляк после окончания Чугуевского авиационного училища и морской стажировки в Ейске служил в 32-м истребительном авиаполку ВВС Черноморского флота. Полк базировался в Крыму и занимался непрерывной лётной практикой. 2-я эскадрилья капитана Шубикова, в которой служил младший лейтенант Кисляк, освоила технику «подвесок», когда под фюзеляж бомбардировщика ТБ-3 подцеплялись 2 истребителя И-16 с бомбами и доставлялись в район дальней цели, где «ишачки» отцеплялись и действовали по плану.
День 22 июня 1941 года Кисляк встретил в кабине своего самолёта. С этого первого дня войны он участвовал в прикрытии неба Севастополя от налётов вражеской авиации и свой первый воздушный бой провёл уже на следующий день. Весь июль 1941 года прошёл в боевом дежурстве, практически непрерывном барражировании над волнами Чёрного моря и встречах с самолётами противника. Воздушных боёв в этот период было немного – враг при встрече с советскими истребителями большей частью поворачивал назад.
В августе 1941 года Кисляк из района Одессы участвовал во втором налёте на Чернаводский мост на Дунае, в результате которого была полностью разрушена одна ферма и разбит нефтепровод. После этого он в составе эскадрильи наносил удары по нефтеперегонному заводу и складу нефтепродуктов в румынском городе Констанца, а в начале сентября с аэродрома города Скадовск – по вражеским переправам в районе Каховки.
В том же сентябре 1941 года в составе своей эскадрильи младшему лейтенанту Кисляку пришлось перебазироваться снова в Крым и войти в состав «фрайдорфской» авиагруппы. В это время гитлеровские войска оккупировали всю Северную Таврию и начали штурм Перекопского перешейка. Лётчик неоднократно вылетал на штурмовку войск противника, а однажды в качестве одной из 4-х «подвесок» участвовал в налёте на артиллерийские батареи в районе селения Карт-Казак. Все три батареи были подавлены. Но при возвращении на свой аэродром произошёл воздушный бой с большой группой Ме-109, в котором Кисляк был ранен и полмесяца лечился в Евпаторийском госпитале.
Как следует долечиться ему не пришлось – гитлеровские войска прорвали Ишуньские позиции и устремились к Евпатории, Симферополю и Севастополю. Прибывший в Севастополь младший лейтенант Кисляк был в составе 32-го ИАП эвакуирован на Кавказ на переформирование. Но уже в конце ноября 1941 года все исправные самолёты были переданы в 5-ю эскадрилью капитана М.В.Авдеева, и в составе этой эскадрильи Кисляк вернулся на аэродром Херсонес под Севастополем, где эскадрилья вошла в состав 8-го ИАП и стала 1-й его эскадрильей.
В декабре 1941 года Кисляк участвовал в отражение второго штурма Севастополя. Летая на самолёте Як-1, он делал по нескольку вылетов в день в районы Мекензиевые Горы, Камышлы, Бельбек, Верхний и Нижний Чоргунь, Черкез-Кермен и в этих боях открыл свой счёт, сбив 2 самолёта Ме-109. Часто приходилось вылетать на прикрытие штурмовиков из 18-го ШАП, а 21 декабря он участвовал в сопровождении крейсеров «Красный Крым» и «Красный Кавказ», лидера «Харьков», эсминцев «Бодрый» и «Незаможник», которые без потерь доставили в Севастополь крупное пополнение в составе 2-х бригад морской пехоты.
В конце декабря 1941 года в Крыму наши войска провели удачные десантные операции, в результате которых были освобождены Керчь, Феодосия и весь Керченский полуостров. А 7 января 1942 года были спланированы такие же операции в Евпаторию из Севастополя и в район Судака из Феодосии. Младший лейтенант Кисляк в этот день в составе эскадрильи прикрывал корабли и 2 десантные группы в районе Судака. И хотя обе операции оказались неудачными, врагу был нанесён немалый урон, а лётчики в групповом бою сбили 5 вражеских самолётов.
28 февраля 1942 года Кисляк, ставший к этому времени лейтенантом, командиром звена, участвовал в тяжёлом воздушном бою с большой группой Ю-87 и Ме-109 в районе Дуванкоя на подступах к Севастополю. Уже при возвращении на аэродром Херсонес он неожиданно был атакован парой Ме-109 и ранен. При этом Як-1 лётчика получил серьёзные повреждения и практически перестал слушаться. Превозмогая сильную боль в ноге, Кисляк сумел посадить израненный самолёт на свой аэродром, после чего в числе других раненых транспортным самолётом был отправлен в геленджикский госпиталь на Кавказ. За мужество и героизм, проявленные в боях за Севастополь, лейтенант Кисляк в мае 1942 года был награждён орденом Красного Знамени.
Когда Кисляк вышел из госпиталя, речи о возвращении в Севастополь быть не могло – там мужественные защитники отражали третий штурм. Город, морские и воздушные подступы к нему были блокированы вражескими войсками, и лишь отдельным самолётам удавалось пробиться через эту блокаду. В июне 1942 года Севастополь был обречён и вскоре занят оккупантами.
С июня 1942 года лейтенант Кисляк служил снова в 32-м истребительном авиаполку, который базировался на аэродромах в Лазаревском и Абаше. В следующем месяце гитлеровские войска форсировали Дон и приступили к операции «Эдельвейс» по овладению Кавказом. Для лётчиков полка Кисляка началась новая боевая работа по прикрытию неба Тамани, Новороссийска и Главного Кавказского хребта.
В августе 1942 года, захватив Армавир и Майкоп, гитлеровский армейский корпус начал наступление на Туапсе. Горнострелковые же подразделения, продвигаясь по долинам рек, захватили практически все перевалы и даже стали спускаться в направлении Сухуми. В этой тяжёлой обстановке 32-й ИАП, а в его составе и лейтенант Кисляк, вёл боевые действия на Туапсинском направлении. Враг посылал армады бомбардировщиков на наши военно-морские базы Новороссийск и Туапсе. В воздухе происходили практически ежедневные воздушные бои, в которых Кисляк ещё умножил свой боевой счёт на 2 бомбардировщика. В конце октября 1942 года он участвовал в прикрытии десантной операции на Майкопский железнодорожный узел и аэродром, где наши бомбардировщики не только произвели бомбардировку, но и Ли-2 выбросили десантный отряд. В ходе всей операции было на земле уничтожено 12 вражеских самолётов, повреждено ещё 10, в Майкопе возникло много очагов пожаров. Из 31 десантника через горы вернулись 21, и при бомбардировке зенитным огнём был сбит один наш бомбардировщик ТБ-3. Кисляк в этой операции прикрывал наши бомбардировщики и «транспортник» до самой их посадки на аэродром Гудаута.
Всю осень 1942, зиму и весну 1943 года лейтенант Кисляк воевал на черноморском побережье Кавказа. Кроме воздушных боёв, ему пришлось участвовать в прикрытии с воздуха конвоев, перевозивших из Батуми и Поти военные грузы. А в феврале 1943 года он прикрывал с воздуха десант на Мысхако – легендарную Малую землю. В это время он летал на самолётах различных марок: ЛаГГ-3, Як-1, «киттихаук». За отличия в этих боевых вылетах в марте 1943 года лейтенант Кисляк был награждён орденом Красной Звезды. А в следующем месяце он стал старшим лейтенантом.
Летом 1943 года 32-й ИАП стал 11-м гвардейским истребительным авиаполком и стал перевооружаться на ленд-лизовские самолёты «аэрокобра». Входил он в состав 1-й минно-торпедной авиадивизии. С этого времени гвардии старший лейтенант Кисляк стал заместителем командира эскадрильи. Боевая страда для полка под командованием гвардии майора К.Д.Денисова началась в октябре 1943 года уже после освобождения Новороссийска и Тамани, когда готовилась десантная операция на Керченский полуостров. В это время Кисляк неоднократно летал на разведку. А 1 ноября 1943 года началась Эльтигенская десантная операция. В этот и последующие дни Кисляк участвовал в прикрытии десантных мотоботов, сопровождении наших штурмовиков и бомбардировщиков, атакующих вражеские позиции. 2 ноября он участвовал в прикрытии второй волны десанта в район Керчи, в том числе прикрывал бот с управлением 318-й стрелковой дивизии во главе с полковником В.Ф.Гладковым. В этот день в групповом бою лётчики полка сбили 4 вражеских самолёта. А на следующий день Керченский пролив форсировали войска 56-й армии. И снова Кисляк – на прикрытии переправы.
Десантная операция прошла успешно, но овладеть Керчью нашим войскам не удалось. Гитлеровские войска непрерывно атаковали наши плацдармы, и на их штурмовку по нескольку раз в день вылетали наши штурмовики и истребители. Практически всю первую половину ноября 1943 года гвардии старший лейтенант Кисляк провёл в боевых вылетах на поддержку наших десантов в районе Эльтигена, Керчи и Еникала.
В середине ноября 1943 года командование ВВС ЧФ задумало большой перелёт. В это время войска 4-го Украинского фронта освободили всю Северную Таврию вплоть до Херсона и Сиваша, и стало возможным с её аэродромов действовать по морским коммуникациям противника между Крымом, Николаевом и Одессой. Была сформирована особая авиагруппа из полка штурмовиков, полка пикирующих бомбардировщиков, полка торпедоносцев и 11-го ГИАП, которая должна была действовать с аэродрома Скадовск. При формировании этой авиагруппы гвардии старший лейтенант Кисляк был назначен штурманом 11-го ГИАП и уже 20 ноября 1943 года на своей «аэрокобре» перелетел через Азовское море.
Уже с конца ноября 1943 года гвардии старший лейтенант Кисляк стал вылетать на сопровождение штурмовиков и торпедоносцев. В эти дни были потоплены вражеский транспорт, баржа, 2 самоходных парома типа «Зибель» с танками и совершены налёты на порты Ак-Мечеть (Черноморское), Одесса и Очаков. В Ак-Мечети группой, в которую входил и Кисляк, был потоплен лихтер «Еморхопулос» водоизмещением 1300 тонн. Досталось также другим кораблям и портовым сооружениям. Кроме этого действия истребителей, в том числе и Кисляка, были направлены на перехват транспортных самолётов Ю-52, курсировавших между Одессой и Крымом. В декабре 1943 года Кисляк открыл счёт и этим «трёхмоторникам». Тогда же он участвовал в штурмовках вражеского десанта, высадившегося на Кинбурнской косе.
11 января 1944 года гвардии старший лейтенант Кисляк и ведомый младший лейтенант В.И.Орлов в разведывательном вылете обнаружили в порту Одессы под погрузкой два крупных транспорта. В этот же день они в составе шестёрки «аэрокобр» вылетели на прикрытие группы Пе-2 на бомбардировку порта Одесса. В результате прямых попаданий бомб были уничтожен транспорт водоизмещением 3000 тонн, сухогрузная баржа и нанесены большие разрушения портовых сооружений. С нашей стороны был потерян один Пе-2 – экипаж капитана А.К.Кондрашина. За успехи в боевых действиях «Скадовской авиагруппы» гвардии старший лейтенант Кисляк был награждён вторым орденом Красного Знамени.
25 января 1944 года гвардии старший лейтенант Кисляк ещё увеличил свой боевой счёт. В этот день он в паре с гвардии лейтенантом В.А.Любимковым совершал облёт всех морских подходов к Севастополю. Враг, отрезанный с суши, получал подкрепления, боеприпасы и военное снаряжение по морю и воздуху. Наши истребители вылетали на перехват и нередко заставляли немецкие транспортные самолёты возвращаться назад, не достигнув цели. На этот раз Кисляк и его напарник обнаружили в районе мыса Тарханкут группу из 29 транспортных Ю-52. Они шли на небольшой высоте, прижимаясь к воде. Это обеспечивало им надёжную защиту. Снизу их не атакуешь - прикрывает море, а сверху тоже трудно, так как неминуемо попадёшь под сильный огонь пулемётов. Тем не менее, Кисляк отважился на атаку. Мастерски выполняя сложные манёвры, истребители атаковали врага и ухитрялись, при этом, сами уходить из-под ответного огня. Вот вспыхнул один Ю-52. За ним - второй, третий... В этом бою Кисляк и его ведомый сбили 4 вражеских самолёта. Но вражескому стрелку удалось всё же поразить самолёт ведущего. Из строя вышла бензосистема. Несмотря на все трудности, лётчик сумел дотянуть до своего аэродрома. А через несколько часов после устранения неисправности Кисляк снова взмыл в воздух. В феврале 1944 года ему было присвоено звание гвардии капитана.
В начале марта 1944 года Кисляк в составе шестёрки «аэрокобр» участвовал в непростой операции прикрытия с воздуха 12-и торпедных катеров, перебазировавшихся из Геленджика в Скадовск. Приняв их от Ил-4 в Каркинитском заливе, лётчики вступили в бой с группой ФВ-190 и не позволили им атаковать наши катера. 10 марта Кисляк участвовал в большом налёте нашей авиации на 2 вражеских аэродрома в районе города Николаев: Колюбакино и Водопой, где штурмовиками было уничтожено 8 самолётов противника, 1 зенитное орудие и 2 спецмашины. Кроме этого были повреждены 7 самолётов и 3 автомашины, взорваны 2 склада боеприпасов и подожжён бензосклад. Истребителям же пришлось вести тяжёлый воздушный бой, а котором было сбито 13 ФВ-190 и Ме-109. После освобождения советскими войсками города Николаева 11-й ГИАП получил почётное наименование «Николаевского».
8 апреля 1944 года началось освобождение Крыма. В ходе этой операции гвардии капитан Кисляк участвовал в прикрытии штурмовиков при налётах на вражеские позиции на Перекопском перешейке и в районе Ишуньских укреплений. А когда наши войска устремились вглубь Крыма, 11-й ГИАП был перенацелен на Одесское направление. Но и Одессу наши войска вскоре освободили.
В мае 1944 года с одесского аэродрома Кисляк систематически летал на разведку в районы Аккермана, Днестровского лимана и вдоль побережья до устья Дуная в целях вскрытия обороны противника и определения момента возможного отвода немецким командованием своих войск. Он придумал способ установки на «аэрокобрах» бомбодержателей, к которым подвешивались 250-килограммовые фугасные бомбы, и истребитель мог производить бомбометание по наземным целям, превращался в штурмовик. Кроме этого под каждой плоскостью были размещены по бомбодержателю для ФАБ-100 с тем, чтобы можно было менять варианты бомбовой нагрузки. Теперь с крутого пикирования сбрасывались ФАБ-100, для чего использовался штатный коллиматорный прицел, предназначенный для ведения огня из бортового оружия. Уменьшилось рассеивание и ФАБ-250 при сбрасывании их с помощью прицеливания по разметке. Таким способом были уничтожены несколько землечерпалок и других вражеских плавсредств в районе порта Сулина на Дунае.
В июле 1944 года 11-й ГИАП перебазировался в Крым на аэродром города Саки. Отсюда 19 августа 1944 года, за день до начала Ясско-Кишинёвской операции, гвардии капитан Кисляк участвовал в массированном налёте нашей авиации в количестве 204 самолётов на румынский порт Констанца. Истребители очищали небо от «мессеров» и прокладывали путь нашей мощной авиации. В этом налёте порт был полностью разрушен, а Кисляк сбил один вражеский самолёт. Через день налёт на Констанцу был повторен, и уже после него Кисляк в составе полка вернулся в Одессу.
В сентябре 1944 года войска 3-го Украинского фронта вступили на территорию Болгарии, и 11-му ГИАП было приказано обследовать болгарские морские порты на наличие вражеских войск. Была проведена десантная операция с воздуха и моря в районе города Бургас, в которой гвардии капитан Кисляк также принимал участие. Но сражаться десантникам было не с кем…
Здесь, в Болгарии, и закончился боевой путь гвардии капитана Кисляка. К сентябрю 1944 года он совершил 302 успешных боевых вылета, провёл 50 воздушных боёв, в которых лично сбил 12 вражеских самолётов. Много раз штурмовал он наземные и морские цели противника, уничтожив большое количество живой силы и различной техники врага. 6 марта 1945 года однополчане сердечно поздравили его с присвоением звания Героя Советского Союза...