Штурманам Морской Авиации военного времени в День их профессионального праздника посвящаю этот материал...Сколько поломанных судеб,
Сколько погибших людей:
Кто был из них неподсуден,
Кто – откровенный злодей… ? ? ? Попов Фёдор Андреевич Выписка из ОБЛ "Мемориал"
Судьба этого человека до конца не выяснена, поскольку можно предположить, что
Личное дело находится в Архиве ГБ.
Он родился в 1905 году в Воронежской области.
В 1927 году поступил в Высшую Фотограмметрическую Школу ВВС РККА, которую закончил в 1930 году и попал на Черноморский флот, предположительно в 55 отдельный морской авиационный разведывательный отряд. Об этом можно судить по его фотоальбому. Ни личного дела, ни учётной карточки родственники не видели. Но на фотографиях присутствуют авиаторы полка и их командир в 31-32 году Дмитрий Тихонов. Так же присутствует лётчик Сергей Щербаков. Биографии этих двух людей нам в общих чертах известны.
Вместе с этим отрядом в 1933 году Попов попал на Тихоокеанский флот. Оттуда через какое-то время был направлен на обучение в Москву.
Известно, что в 40-41 году Попов обучался в Петергофе на Курсах ВКУНС, закончив которые в конце июня- начале июля убыл на Черноморский флот, предположительно в 80 омраэ в звании майор и на должность инспектора ВВС ЧФ по БПП.
И
практически весь период героической и трагической обороны Севастополя стал и его судьбой... его приговором... Войска Севастопольского оборонительного района с 30 октября 1941 по 4 июля 1942 года потеряли более 200 тыс. солдат и офицеров, в том числе 156880 безвозвратно. При выполнении боевых задач в районе Севастополя погибли крейсер «Червона Украина», 4 эскадренных миноносца, 4 крупных транспорта, подводные лодки С-32 и Щ-214; 1 лидер и 3 эсминца получили тяжелые повреждения, не считая малых боевых кораблей. Овладев крепостью, немцы захватили в качестве трофеев 622 орудия, 758 минометов и 26 танков.
В плен попали 95 тыс. советских солдат. Их бросили, это нередко случается на войне.
Но их еще и предали, самих объявив предателями. Те, кто был оставлен на берегу своим командованием, пройдут через плен и концлагеря и будут жить с клеймом в биографии. На их головы падут допросы, подозрения, обвинения — все в соответствии с указанием вождя: «У нас нет военнопленных»!
И конечно, учрежденная 22 декабря 1942 года медаль «За оборону Севастополя» предназначалась не им.
http://militera.lib.ru/research/beshanov_vv/13.htmlПодробно об обороне Севастополя, а главное, о действиях Авиации, и о том, как Командование оставляло вверенные им войска:
Мирослав Морозов.
Воздушная битва за Севастополь 1941—1942
http://lib.rus.ec/b/177753/read#t29 Нигде и никто не упоминает о Фёдоре Андреевиче, хотя его должность была
помощник начальника 1 отделения 3-й особой авиагруппы.
В этой должности он числится и в списках на ОБД Мемориал.
Их часть сначала сражалась в Севастополе, потом ввиду осложнившейся обстановки была переброшена на Кавказ, откуда самолёты Черноморского флота продолжали совершать свои налёты по местам дислокации противника, по водным и наземным целям. Когда стало полегче, Авиация вернулась в осаждаемый Севастополь. Оттуда Фёдор Андреевич писал в Геленджик, рассказывал, что сражаются, даже надеялся, что дней на 20 сможет вырваться в отпуск (письмо за март 1942 года).
Но обстановка становилась всё хуже и хуже... По сути к 20 июня стало понятно, что судьба укрепрайона оборачивается трагедией. Главные трудности были в отсутствии снарядов, на фоне которых даже отсутствие продовольствия уходило на второй план. Почти 100 тысяч последних защитников Севастополя были отрезаны от большой земли. И только отдельным кораблям и самолётам с невероятными трудностями удавалось осуществлять связь, снабжать воюющую Армию необходимым, вывозить раненых.
Ещё весной в Севастополе были собраны довольно значительные силы Авиации. Не смотря на превосходство немцев, и на то, что большая часть наших самолётов была устаревшей, всё-таки они вносили свой значительный вклад в оборону города, не позволяли осуществить немецкое господство в воздухе. Однако, новая техника почти не поступала, ав.части теряли самолёты. 22 июня пришлось оставить аэродром Куликово поле, а потом и Юхарина балка, вся авиация 3-й ОАГ СОР переместилась на аэродром Херсонесский маяк. К концу июня дневные вылеты стали почти невозможны. Штурмовые удары по позициям противника наносились по ночам. Хотя нескольким Ил-2 и истребителям всё-таки удавалось совершать дерзкие дневные вылеты. Но авиагруппа таяла на глазах.
В ночь на 22 июня в неимоверно тяжёлых условиях заработала воздушная линия. По ночам 20 ПС-84 Московской авиационной группы особого назначения (МАГОН) ГВФ стали осуществлять переброски боеприпасов и других грузов, вывозя раненых. Последней стала ночь на 1 июля.
26 июня было принято решение перегнать остававшиеся бомбардировщики на Кавказ. На Херсонесе была переформирована группа истребителей, действовавших в основном в качестве штурмовиков, остались несколько Ил-2, и ночные бомбардировщики У-26, УТ-16. Эта группа пыталась воспрепятствовать бомбардировкам аэродрома, чтобы дать возможность работать Дугласам. В ночь на 30-е июня они совершили последний организованный вылет, а на рассвете бОльшая часть истребителей и Ил-2 во главе с командующим ВВС ЧФ Ермаченковым покинули СОР и вылетели в Анапу.
К вечеру 30 июня Командование СОР во главе с Октябрьским приняло решение оставить УР с разрешения Ставки, о чём запрашивало ранее. Более 80 тысяч защитников Севастополя остались без ничего, без оружия, без продуктов, без связи и без всякой возможности вырваться из этого пекла. В ночь на 1 июля началось бегство. Октябрьский эвакуировался воздухом на последнем Дугласе. Этими же рейсами эвакуировалось и командование 3-й ОАГ. Около 3 часов ночи 1 июля на подводных лодках «Щ-209» и «Л-23» Херсонес покинули штаб и Военный совет Приморской армии во главе с генералом Петровым.
Тут вот ещё о тех событиях подробней
http://ivb.com.ua/stat31.htm Тем трагическим днём 30 июня удалось отремонтировать ещё 14 самолётов, за исключением одного, они смогли улететь из Херсонеса на рассвете 1 июля, но благополучно дошли не все. Так же в ночь в бухте Херсонеса удалось сесть нескольким гидросамолётам, пригнанным с Кавказа, которые смогли забрать некоторое количество людей, кто смог вплавь до них добраться, т.к. подойти в этом месте к берегу самолёты не могли.
Как в остальном проходила с позволения сказать, "эвакуация", можно прочитать в любой литературе по теме, в том числе и по приведённым ссылкам.
Гораздо более печальная участь постигла тех, кто остался на аэродроме Херсонесский маяк. До утра наземный состав 3-й ОАГ занимался уничтожением неисправных самолетов — их просто сбрасывали со скалистого обрыва. В этот момент часть из них была уничтожена артиллерийским огнем (три Як-1 и один И-153) и утренним штурмовым ударом «мессершмиттов» (один УТ-16, три У-26 и один тренировочный УТ-2). Тем не менее на аэродроме все еще оставались три исправных УТ-16. Они входили в состав сводной эскадрильи 23-го шап, которую командование 3-й ОАГ решило оставить на аэродроме, чтобы продолжать ночные удары по войскам противника. Командовать эскадрильей остался сам командир полка капитан М. И. Ахапкин. Не исключено, что оставшиеся машины совершили еще несколько вылетов в ночи на 1 и 2 июля, но их учет вести было уже некому. В связи с общим коллапсом судьба остатков эскадрильи и самого Ахапкина осталась неизвестной... на рассвете 2 июля последний уцелевший УТ-16, пилотируемый сержантом Шапкариным, совершил попытку перелететь в Анапу... Судьба последней машины севастопольской авиагруппы оказалась печальной.
Михаил Ахапкин в 1932 году...
А вот теперь вернёмся к Фёдору Андреевичу Попову.
Согласно выписке из протокола военного трибунала, состоявшегося 8.08.1942 года, 30 июня 1942 года Попова назначили на должность
Начальник авиагруппы Херсонесского маяка. Но к должности он не приступил. Это ему и вменили в вину. При этом из выписки не ясно, знал ли и мог ли он знать о том, что назначен в эту должность при тех обстоятельствах. Не ясно так же, мог ли он вообще вступить в эту должность. Потому что какое-то время числился пропавшим без вести, о чём известили и родственников. В то же время в протоколе от 8.08.42 указано, что он улетел в самолёте с Херсонеса. Так что назначение Попова в эту должность 30.06.42 вызывают очень большие сомнения.
Но информации о том, что приговор к ВМН приведён в исполнение, нет. На этом протоколе официальные сведения заканчиваются. Собственно у родственников никаких других "формальных" сведений больше и нет. Пока... нет.
В то же время в 1943 году отцу Попова пришло письмо от человека, который впоследствии так же погиб. Этот человек писал, что в 43 году сидел с Поповым в одном лагере для военнопленных, была неудачная попытка бегства группой заключённых. Среди них оказался предатель, их били, и Попов скончался от травм, нанесённых побоями. Это лагерь в Кривом Роге.
Якобы, ввиду дефицита лётных кадров Попову отсрочили приговор, он продолжал летать. Во время одного задания они отбомбились и уже возвращались на базу, попали под зенитный огонь противника, на повреждённом самолёте не дотянули до своих, сели на немецкой территории и так попали в плен в районе Краснодара.
Вообще не понятно, что он там должен был делать в те последние дни на Херсонесском маяке, если за старшего оставался ком.полка Ахапкин? Что вменялось ему в обязанности? Да и скорее всего, что его попросту не нашли, не сообщили о приказе... ведь по сведениям его части он пропал без вести. И как он потом обнаружился, как вырвался из Севастополя? На каком самолёте улетел?
В книге Морозова сказано, что 30.06.42 года пропал без вести штурман Морской Авиации ЧФ из экипажа поломанного Дугласа. А в этих экипажах были штурмана морского разведывательного полка ВВС ЧФ. Уж не он ли?
Я не знаю, что там произошло, но такой человек не мог бросить вверенные ему остатки частей и смыться, спасая шкуру. Если ВТ проводил хоть какое-то расследование по делу Попова, то в Архивах ГБ, в его деле, могли бы находиться некоторые свидетельства о тех последних днях. Я очень надеюсь, что родственники всё же смогут что-то узнать. Если только в 62 году дело не было уничтожено, или сфальсифицировано в интересах третьих лиц. Уж очень "скользкими" были поступки и решения военначальников СОР. И свидетели их провала и... предательства... им были не нужны...
Родственники в разное время делали запросы в Архивы о судьбе Ф.А.Попова. Вначале ответили, что он пропал без вести. Но потом ответили уже, что он был осуждён, и что именно ему вменялось в вину. В ответ на настойчивые запросы семьи, в 1962 году пришли люди из КГБ, забрали всё, что только было можно, все документы и наградное оружие. И посоветовали "ЗАБЫТЬ"...
Чудом сохранился фотоальбом...
Светлая Память всем последним защитникам Севастополя... и Вечная Слава!
Нау, "Воздух"
http://www.youtube.com/v/3tLI46sLjDk?fs=1&hl=ru_RU"></param><param name="allowFullScreen" value="true"></param><param name="allowscriptaccess" value="always"></param><embed src="http://www.youtube.com/v/3tLI46sLjDk?fs=1&hl=ru_RU" type="application/x-shockwave-flash" allowscriptaccess="always" allowfullscreen="true" width="480" height="385"></embed></object>Внук Фёдора Андреевича, Владимир Попов зарегистрировался на нашем форуме.
Я надеюсь, что эта судьба не оставит безучастными наших историков, Павла и Андрея.
Я так же думаю, что она чрезвычайно интересна родственникам наших выпускников, Николаю Мырсову, Дмитрию Щербакову и Дмитрию Тихонову, а так же и другим.
Далее я буду публиковать фотографии по возможности в хронологическом порядке. Но к сожалению, эти снимки не подписаны. И время, год, мы можем прикинуть только относительно.
При копировании фотографий и текстов ссылка на наш ресурс строго обязательна!
Так же обязательно указывать принадлежность Альбома Попову Фёдору Андреевичу.