Командир 2 Гв. МТАД ГСС Н.А.Токарев.
В.И.: Я о нём подробно писал в книге «Балтийские соколы», изданной в 2009 году. Но я Вам расскажу, как он погиб.
Он всё время летал на самолёте Ил-4. Ну, не так часто, он был всё-таки уже командиром дивизии, а сколько было возможно. А в 43-м году в 36-й полк прибыли «Бостоны» А-20G. К концу этого года советским войскам удалось вернуть почти всю Таврию. И чтобы действовать удобнее по кораблям противника, а не лететь к ним по 2-3 часа, около 60 самолётов (или больше) разных типов, истребителей, торпедоносцев и т.д., перебазировались на Скадовск. А Штаб дивизии располагался тогда в Геленджике. Вот он и решил перелететь, чтобы удобнее было руководить. Перелетал он ещё на самолёте Ил-4. В самом Скадовске и на аэродромчиках около него тогда стояло много самолётов. Стояли и из ВВС. Но им без привычки над морем летать было тяжело.
И нужно было так случиться, что Токареву накануне присвоили звание генерала – майора, 29 января /1944 года- прим./ они его отмечали, тем более, что он это дело любил. И вот он сидел в столовой, а ему доложили, что конвой подошёл к Евпатории и встал на якорь. Подняли в воздух 7 самолётов, «Бостонов» из 36-го полка. И все эти 7 самолётов не попали в стоячий транспорт. Позор! Он стоит, прицеливайся и сбрасывай торпеды. Вот по носу прицеливайся и сбрасывай... И когда ему доложили это, он психанул и сказал: «Я сам полечу!» Сел в «Бостон» и полетел. А с ним ещё один лётчик /капитан Обухов – прим./. Он приказал, тот полетел.
Г.В.: Извините, перебью, хочу уточнить. 7 «Бостонов» были из 36-го МТАП? Они вылетали в тот же день, то есть 30 января, накануне?
В.И.: Да, это были самолёты 36-го полка. Торпедоносцы. И ни один в цель не попал.
Г.В.: А кто их сопровождал?
В.И.: Кажется, 8 истребителей. А может, и эскадрилья.
Ну, вот. Лётчик, который шёл с Токаревым в строю, пожаловался, что у него мотор барахлит (то ли он это придумал?). Вышел и сразу вернулся. И Токарев пошёл один. Дошёл до места, где стояли транспорта и корабли охранения, и пошёл в атаку. И зачем-то под огнём лез на рожон. По стоящему конвою можно было торпедировать и с 1200 метров, даже и с 1500 метров, торпеда дойдёт. И вот где-то с 700 метров попали к нему в двигатель и бензобак снаряды «эрликонов». Самолёт загорелся, к сожалению, и лётчика ранило осколками. Он развернулся… вот Евпатория, вот такой вот уголочек, а вот Саки... и он потянул к берегу, хоть и был ранен. Посадил самолёт без шасси на песок на брюхо.
Г.В.: На песок? Это что ли на берег? А скажите, пожалуйста, точнее, куда сел самолёт, на этот счёт есть разночтения.
В.И.: Ну, я же говорю, вот Евпатория, вот Саки. Токарев развернулся, дотянул до берега. На берегу.
А эти два «товарища», сами выпрыгнули из самолёта, а его не вытащили. И он сгорел в самолёте. А тут подскочили немцы, захватили этого Маркина (у меня в книге есть его фотография рядом с Шикой, это был его друг) и стрелка - радиста. Они отбежали от самолёта, а лётчика и не вытаскивали. Их забрали в плен. Потом Токарева гражданские похоронили. А когда освободили Крым, устроили похороны. Туда летал штурман Хохлов, который первым Берлин бомбил. Отрыли могилку, перезахоронили в Евпатории и поставили памятник.
Г.В.: А говорят, что он упал возле озера Мойнаки.
В.И.: Да, название похожее. Чтобы не путаться, возьмите книгу "Балтийские соколы", там всё написано, как было. Я изложил максимально правдиво. Были моменты, в которых я сомневался. Это насколько быстро сгорел и взорвался самолёт...
Г.В.: Так они его могли вытащить, но не вытащили?!
В.И.: Они могли вытащить. Потому что самолёт горел только с этой стороны, а с другой не горел. И вытащить они могли. Пламя можно было сбить, открыть колпак и вытащить его.
Г.В.: В общем получается, что этот полёт был спонтанным, не подготовленным, на эмоциях, да ещё и после «праздника». А что о гибели Токарева говорили Хохлов и Денисов? Вы их спрашивали?
В.И.: А Вы читали воспоминания Хохлова?!
Г.В.: Кто же их не читал? Но, я думаю, в то время из соображений «политкорректности» Хохлов не мог написать то, что он мог бы. А по воспоминаниям Денисова создаётся впечатление, что он что-то недоговаривает. Ведь он-то был прямым свидетелем гибели. Кроме того, их описания не совсем совпадают. Остальные мемуаристы предпочитали транслировать их версии… поэтому до сих пор и остаются вопросы по Токареву. Фигура ведь знаковая.
В.И.: Я прямо спрашивал потом Денисова, почему они не сделали попытки сесть и спасти Токарева? Неужели хоть кто-нибудь не мог посадить самолёт? Хотя, конечно, я понимаю… Денисов отвечал, что это было совершенно невозможно. Самолёты бы зарылись в песок, не смогли бы взлететь. Может, у него всё-таки были сомнения. Может быть, надо было попробовать… Но Денисов утверждал, что сесть там было совершенно невозможно. Просто бессмысленно. Песок, а рядом уже немцы. Конечно, он очень тяжело переживал гибель Токарева.
А Хохлов в тот день, в то время, был на соседнем аэродроме. Он обычно был штурманом у Токарева. Я потом спрашивал у него и у Толмачёва (был там такой штурман). Они оба сказали, что ни за что бы не допустили того вылета и любым способом отговорили бы Токарева. Но они никак не успевали к вылету. Всё же произошло спонтанно.
Г.В.: Да… Не оказалось рядом никого, кто был бы способен повлиять на решение комдива и его остановить… А штурман Маркин после освобождения из плена попал на Север и там спился… Тяжёлая судьба…
Это тот самый штурман Маркин. Фото 1938 года.
Факт смерти от отравления метиловым спиртом подтверждается документами.
В.И.: А Маркина, когда освободили, почему-то срочно отправили на Север. И вот из Севастополя туда пришёл приказ арестовать этого Маркина. А они накануне вечером напились метилового спирта, 20 человек, и все умерли.
Г.В.: Да, судьба. Пришёл приказ арестовать, а он уже «наказанный»…
В.И.: Я его хорошо знал. В Комсомольске - на - Амуре с ним летали. Он такой «нахальный» парень был.
Г.В.: А как штурман, как специалист?
В.И.: Ну, вот Кордонский был уже и штурманом эскадрильи, потом и полка. А Маркин был штурман звена, и всё. Так и оставался штурманом звена.
Г.В.: Получается, что из-за неудачи той группы из 7 торпедоносцев, Токарева заело самолюбие как комдива, и он принял необдуманное ошибочное решение на вылет.
В.И.: Его не только самолюбие заело. Его трясло всего, как рассказывали. Понервничал. Вот так всё и получилось…
Г.В.: Но хотя бы удар был результативным? Токарев попал?
В.И.: Нет...