Автор Тема: Что мы знаем о "морской авиации" ?  (Прочитано 180699 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Poul lev

  • РзА ВВС ВМФ, когда-то была
  • Форумчанин
  • ****
  • Сообщений: 628
  • Пол: Мужской
    • E-mail
Re: Что мы знаем о "морской авиации" ?
« Ответ #30 : 22 Марта 2010, 07:16 »
В приведенном перечне недавно образованных ав. баз, видимо, опечатка. База №7050 ВВС КСФ не может базироваться на Аэр. Североморск-2 (Малый), потому, что его просто нет (а точнее он в руинах). Думаю, что речь идет о Североморске-1.
Уважаемый Kuv56, Вы совершенно правы. Речь должна идти о Североморске-1. Сделаю поправку в своих данных. С уважением Павел.

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • ******
  • Сообщений: 11168
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai
Re: Что мы знаем о "морской авиации" ?
« Ответ #31 : 23 Марта 2010, 00:10 »

http://aviaforum.ru/showthread.php?t=20332&page=4143
Домик- гостиница на Гороховом.

Руководящий документ морской авиации 1937 года

http://gazetam.ru/1-iyunya/rukovodyaschiy-dokument-morskoy-aviatsii-1937-goda.htm


В феврале 1930 года приказ Реввоенсовета СССР № 48 ввел в действие и первый боевой устав советского ВМФ - «Боевой устав Военно-морских сил РККА (1930)». Тогда же появился и первый боевой документ советской авиации ВМФ - «Наставление по боевому применению морской авиации (1930)», введенное в действие приказом РВК СССР от 22 февраля 1930 года.
Наставление закрепило деление отечественной морской авиации на береговую (авиацию берегового базирования) и корабельную (авиацию, предназначенную для базирования на авианесущих кораблях (АВК) и применения с них). При этом предполагалось, что береговая авиация будет использоваться в пределах тактического радиуса действия состоящих на вооружении летательных аппаратов тяжелее воздуха, а гидросамолеты, базирующиеся на АВК, смогут выполнять задачи самостоятельно и во взаимодействии с другими силами флота вне зависимости от удаления от пунктов базирования корабельного состава флота.
Прошло семь лет с момента введения в действие первого наставления советской морской авиации, и 4 мая 1937 года заместитель Народного комиссара обороны - начальник Морских сил РККА флагман флота 1 ранга В.М. Орлов подписал приказ за № 059, которым вводилось в действие «Временное наставление по боевому применению морской авиации 1937 г.».
« Крайнее редактирование: 23 Марта 2010, 01:03 от SAMURAI »
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Поручик запаса

  • Гость
Re: Что мы знаем о "морской авиации" ?
« Ответ #32 : 23 Марта 2010, 13:59 »
Здравствуйте, SAMURAI!

Давно ищу информацию о Гапсальской авиашколе. Все, что удалось найти о ней в инете, практически только на вашем форуме:

1. В.Дыгало Морские авиаторы. ...Подготовка морских летчиков осуществлялась в Ораниенбаумской, Гапсальской и Бакинской школах, а также в школе высшего пилотажа и воздушного боя в Царском (Красном) Селе под Петроградом...

2. Столярский Станислав Эдуардович. Генерал-майор авиации, родился в 1894 г. в Петрограде, поляк, член ВКП(б) с 1918. В 1917 г. окончил Школу морской авиации в Гапсале...

3. ...в начале 1917 года в Гапсале (ныне Хаапсалу) было создано соответствующее специализированное учебное заведение — Школа авиационных унтер-офицеров (наземных младших авиаспециалистов). В дальнейшем (кампания 1917 г.) в связи с увеличением потребности флотов в летном составе и перспективным (плановым) развитием отечественной морской авиации эта школа наряду с подготовкой наземного технического персонала начала осуществлять обучение матросов, унтер-офицеров и охотников флота летным специальностям...

Сайт Ейского ЕЕВАУЛ, страница "ИСТОРИЯ АВИАЦИИ В РОССИЙСКОМ ИМПЕРАТОРСКОМ ФЛОТЕ 1890-1917)"

Если у вас что-нибудь еще об этой школе ( интересны даже фамилии и фото нижних чинов), а также о каких-либо других школах подготовки младших авиаспецов для флота. Кто-то утверждал, что уже в 1915 году в Николаеве была школа подготовки авиационных механиков и мотористов.

С уважением,
Администратор форума
выпускников и преподавателей
Школ младших авиационных специалистов
http://shmas.forum24.ru/

Поручик запаса

  • Гость
Re: Что мы знаем о "морской авиации" ?
« Ответ #33 : 24 Марта 2010, 09:02 »
Полагаю, что у всех авиашкол БФ с то время были похожие судьбы - вывод через Самару в Н.Новгород:

"...Осенью меня послали учиться.в школу авиамехаников при авиастанции города Або (Турку). В порту города стояли корабли нашего флота, и, конечно же, русские моряки определяли там политическую обстановку. Школа авиамехаников находилась в трех километрах от города, на заливе,...

...Май 1918 года. В осуществление ленинского декрета о праве наций на самоопределение Финляндии была предоставлена независимость. К нам пришло распоряжение — авиастанции с острова Дегербю и из города Або перебазировать в Россию, на Волгу.

Самолеты и оборудование станций были отправлены по железной дороге в Самару. Наш отряд прибыл туда несколько раньше. Разместились мы в духовной семинарии. На верхнем этаже — семинаристы, внизу — мы. Жили мирно. Семинаристы старались держаться от нас подальше, как от чертей, да и мы не докучали им. С нетерпением ждали самолетов. Наконец они прибыли, но... без крыльев. Где-то, видно по злому умыслу, отцепили от состава платформу с крыльями. А тут — тревога! На Самару наступают белочехи. Как известно, в мае 1918 года чехословацкий корпус, сформированный в царской армии из пленных чехов, поднял контрреволюционный мятеж. Первый бой наш отряд, срочно организованный из ста пятидесяти моряков, принял под Самарой на станции Липяги вместе с красноармейцами и рабочим ополчением...

...Из Самары почти всех моряков отправили пароходом в Нижний Новгород, где спешно создавалась военная речная флотилия и авиационный гидроотряд.. Нескольких механиков, в том числе меня и моего друга Гришу Побежимова, с которым мы вместе работали еще на острове Дегербю, командировали под Петроград, в Красное Село. Там находилась авиашкола высшего пилотажа. Наконец-то я стал самостоятельно работать бортмехаником сухопутного самолета марки «Сопвич».

В школе почти все самолеты были иностранных марок. Старые, изношенные, они требовали ежедневного профилактического [14] осмотра и мелкого ремонта после каждого вылета. Горючее, авиационное масло приходилось доставать с неимоверным трудом. Для некоторых моторов использовали касторку. На ней мы и картошку жарили, которую иногда удавалось добывать на соседних огородах.

Сутками не выходили мы из ангара. Мерзли, голодали, бывало, по два дня ничего не ели, а работу не прекращали.

Наши пилоты летали к Нарве на разведку, в агитполеты с листовками...


...В августе 1918 года англо-американские интервенты заняли Архангельск, эскадра англичан подошла к устью Северной Двины. По указанию В. И. Ленина туда спешно перебрасывались красные авиаотряды. Было отдано распоряжение направить на Северный фронт и гидросамолеты. Я, как пришедший из морской авиации, был зачислен бортмехаником в готовившийся к перебазированию Камский гидроотряд.

В феврале 1919 года наш небольшой отряд — три летчика, три бортмеханика и обслуживающий персонал — переправили в Котлас. Туда по Северной Двине после вскрытия льда должны были прибыть самолеты, боеприпасы и оборудование. Ждем с волнением, когда же вскроется река. И вот в одно утро она разбудила нас грохотом и шумом. Начался ледоход на могучей северной реке! Это было грандиозное зрелище. Огромные льдины неслись, налезали одна на другую, становились торчком, чтобы потом с шумом обрушиться в полыньи. Все бурлило, кипело вокруг, крутые волны взламывали ледяную корку...

Через несколько дней по стихшей полноводной реке пришел пароход с баржей, на которой стояли три гидроплана М-5. Мы тотчас же принялись за работу: чистили самолеты, проверяли материальную часть. Жили все тут же, на пароходе. Когда машины были в полной готовности, отряд отправился на пароходе, тянувшем баржу, вниз по Двине к Архангельску.

В нашем отряде все пилоты были бывшими офицерами царской армии. С нами, рядовыми, они почти не общались, держались строго и довольно отчужденно. Я был назначен бортмехаником к офицеру Шлаттеру...


...Летом пришла к нам в отряд телеграмма из Управления морской авиации. В ней говорилось: «Выделить двух наиболее способных механиков на учебу в школу летчиков». Все вопросы у нас в отряде решало общее собрание. Начальник отряда сообщил собравшимся о распоряжении Управления и предложил выдвинуть кандидатуры. Вдруг поднимается Шлаттер и называет мою фамилию.

— Из Молокова летчик выйдет! — уверенно сказал он.

Поразился я. Не ожидал, чтобы офицер солдата рекомендовал, да еще в летчики. Ведь раньше эта профессия считалась привилегированной...

...Через несколько дней я выехал к месту назначения — в Нижний Новгород, в школу морских летчиков. 

Молоков Василий Сергеевич Родное небо
http://militera.lib.ru/memo/russian/molokov_vs/01.html

Поручик запаса

  • Гость
Re: Что мы знаем о "морской авиации" ?
« Ответ #34 : 24 Марта 2010, 15:30 »
Далее, что удалось выяснить...

"...Во время гражданской войны гидроотряды пополнялись морскими летчиками, подготовка которых не прекращалась.

После Октябрьской революции Офицерская школа морской авиации с Гутуя была перебазирована в Ораниенбаум, а потом, в апреле 1918 года, ввиду угрозы немецкого вторжения была переведена в Нижний Новгород, где стала своего рода базой для формирования гидроотрядов, отправляемых на фронты. Но теперь в школе обучались бывшие авиамеханики и все желающие.

Весной на Гутуе по инициативе морского летчика П. А. Ефремова была организована Петроградская школа морской авиации, первыми учениками которой были восемь авиамехаников из школы высшего пилотажа в Красном Селе. Учились они на гидросамолете М-5, на котором не доставало нижней плоскости и который был собран из дефектных частей, что называется, «по гаечке, по проволочке». Затем в Ораниенбауме была организована другая группа учеников. Обе группы были слиты для совместного обучения, и школа красных морских летчиков заработала. Со временем она была переведена в Самару, где произошло ее слияние с бывшей офицерской школой морской авиации, которая туда перебазировалась из Нижнего Новгорода.

В объединенной школе было уже 70 учеников. В течение 1920 года из них 36 выдержали экзамен.

После окончания гражданской войны школа без поступления материальной части пришла в упадок. В декабре 1921 года Главвоздухфлотом был решен вопрос о переводе школы из Самары в Севастополь. 11 февраля [118] 1922 года школа разместилась в Круглой бухте в поселке» представлявшем из себя одни развалины..."

Григорьев Анатолий Борисович
Альбатросы: Из истории гидроавиации
http://militera.lib.ru/tw/grigoryev/02.html


...Закончилась гражданская война. Севастополь стал главной базой Kрасного Черноморского флота. В здешнюю Голландию пришли новые хозяева. Ее отдали морской авиации ЧФ. На берегу бухты построили наземный аэродром, для гидросамолетов - гидродром. В зданиях разместили 18-ю авиаэскадрилью 9-й авиабригады, переведенную с Волги, из Самары, и на ее базе создали Севастопольскую военную школу морских летчиков. (Точнее сказать: перевели и Нижегородскую 2-ю школу морских летчиков, которую вначале расквартировали в бухте Круглой, потом в Килен-бухте, а с 1927 года - в Голландии). Личный состав разместили в северном крыле главного здания. В 1931 году авиаторов перевели в Ейск...

http://forum.svvmiu.ru/viewtopic.php?t=1583&start=50

Бухта Голландия в Севастополе
http://sevastopol.su/author_page.php?id=15467&parent=1034


...Далее история бывшего Морского корпуса развивалась так. В двадцатые-тридцатые годы здесь вместе со школой летчиков размещалась и школа младших авиаспециалистов (ШМАС), готовившая кадры и для авиации ЧФ, и для всего ВМФ страны. Как ни странно, готовила она еще и мотористов, пулеметчиков, торпедистов и фотографов.


Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • ******
  • Сообщений: 11168
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai
Re: Что мы знаем о "морской авиации" ?
« Ответ #35 : 24 Марта 2010, 19:13 »
За фото отдельное спасибо!
По всей видимости, это- НАШИ!  %3 %3 %3  %6

А вот по остальным пунктам я вот что могу сказать.
Григорьева можно считать почти что художественной литературой на историческую тему. Слишком много косяков. А вот мемуары ветеранов (о себе) я читаю со вниманием, но их слова надо обязательно и тщательно поверять.

Цитировать
Полагаю, что у всех авиашкол БФ с то время были похожие судьбы - вывод через Самару в Н.Новгород

Не у всех, Возбоя никуда не девалась, её не эвакуировали. Остальные- скорее, наоборот, из Нижнего в Самару, когда в ней стало спокойнее, куда первоначально и предполагалось, да белочехи подгадили..

Цитировать
Осенью меня послали учиться.в школу авиамехаников при авиастанции города Або (Турку).

Никакой, ни малейшей информации об этой Школе в Архивах нет, равно, как и о Школе в Дегербю, и любых других станциях Балтийского моря. И речь, скорее всего, идёт о том, что при крупной гидроавиастанции было организовано обучение техников и мотористов из нижних чинов, т.с. без отрыва от производства. Без выделения самостоятельной единицы со штатами и ассигнованиями. Это обычная практика ещё с довоенных времён.

Существовали определённые программы и правила, согласно которым сдав экзамены можно было получить квалификацию младшего авиационного специалиста с повышением в звании, но не обязательно унтерофицера. Так же, не отходя от "печки", можно было сдать экзамен на прапорщика по авиационной части. Кстати, самые первые курсанты из охотников в ОШМА сдавали такие экзамены вовсе не в ней, а в Ревеле. Можно было сдать экзамен и на морского лётчика. Но до революции перед этим  военным лётчиком всё же надо было быть, а такую квалификацию получали в авиационных школах.

Скажу ещё более "страшную" вещь. Вы смотрели карты расположения войск и линии фронта в 1917 году? С какого перепугу летом 1917 года в очень напряжённой внешне и внутри политической обстановке организовывать матросскую Школу в нескольких десятках километров от линии фронта на окраинах Империи, где и находится Хаапсалу? Вот оно... то... А между тем единственная самостоятельная документально известная такая Школа на БМ была образована в июле 1917 года. И меня терзают смутные сомнения, что и в Хаапсалу было то же, что и в Або, т.е. организовано обучение младших специалистов при авиагидростанции, вдохновлённое революционными событиями.

И ещё меня терзают смутные сомнения, что согласно этого приказа образованная матросская Школа была там же, где и офицерские классы, а именно в Ораниенбауме. И Чудской отряд в Ораниенбаум был командирован не от безделья, или безысходности, а именно в эту Школу. Но это только мои смутные сомнения, терзающие меня на основании многих прочитанных материалов и документов. Всенепременно этот вопрос провентилирую при возможности.  %6

Цитировать
В нашем отряде все пилоты были бывшими офицерами царской армии. С нами, рядовыми, они почти не общались, держались строго и довольно отчужденно. Я был назначен бортмехаником к офицеру Шлаттеру...

...Летом пришла к нам в отряд телеграмма из Управления морской авиации. В ней говорилось: «Выделить двух наиболее способных механиков на учебу в школу летчиков». Все вопросы у нас в отряде решало общее собрание. Начальник отряда сообщил собравшимся о распоряжении Управления и предложил выдвинуть кандидатуры. Вдруг поднимается Шлаттер и называет мою фамилию.

— Из Молокова летчик выйдет! — уверенно сказал он.

Вооот!!!
Вопреки всяким пропагандистским заявлениям об офицерье, которое называло матросов "чумазыми" и прочим инсинуациям, ничего подобного в Морской Авиации не было! Летали ребята рядом, в одной тряпично- фанерной скорлупке, лётчик- офицер и с ним унтер, а то и матрос. И к мастеровым было нормальное отношение, от них очень непосредственно зависела жизнь лётного состава. Нет, конечно, определённые границы существовали, но не было той пропасти, которая образовалась на (корабельном) флоте между моряками белой и чёрной кости.  Что- то вспомнилось:

...Он был мне больше, чем родня,
он ел с ладони у меня.
А щас глядит, и холод по спине...

А в Гражданскую и к красным уходили те и другие, и к белым.

Что же касается авиационных техников, как прапорщиков, так и младших специалистов, то и в Петроградской и в Бакинской Школах их готовили специально, учили, принимали экзамены и пр. Многие потом и летали.

Ещё летом 1916 года поднимался вопрос об организации специальной Школы для нижних чинов, но проваландались целый год. А планы были большие. Я об этом ещё буду писать.
« Крайнее редактирование: 24 Марта 2010, 19:22 от SAMURAI »
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Maestro

  • За высоту и красоту надо платить...
  • Форумчанин
  • *****
  • Сообщений: 6036
  • Пол: Мужской
    • E-mail
  • Год выпуска: 1986
Re: Что мы знаем о "морской авиации" ?
« Ответ #36 : 24 Марта 2010, 20:31 »
   Галя, большинство лётчиков были евреями?
Если выйдешь через эту дверь, то у тебя и воспоминаний не останется...

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • ******
  • Сообщений: 11168
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai
Re: Что мы знаем о "морской авиации" ?
« Ответ #37 : 24 Марта 2010, 21:30 »
Не большинство, но многие.
Это если судить по фамилиям и по внешности.

Потому что иудейского вероисповедания (у дореволюционных в послужных исповедание указывалось), мне пока не попадалось. Т.е. это были крещеные евреи. Тем более, что кроме русских евреев, были ещё немецкие, польские и другие (католики и лютеране).

И в дальнейшем среди авиационных деятелей раннего советского периода евреев было много, особенно среди преподавателей в Учебных заведениях.

Было много обрусевших немцев, прибалтов и финнов (особенно среди красморвоенлётов из нижних чинов), были поляки, были и представители кавказских народов.

Но большинство среди лётчиков было всё- таки русских.
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Поручик запаса

  • Форумчанин
  • *
  • Сообщений: 3
  • Пол: Мужской
  • Честь имею!
    • Форум выпускников и преподавателей ШМАС
    • E-mail
  • Скайп: vladimirka55
Re: Что мы знаем о "морской авиации" ?
« Ответ #38 : 24 Марта 2010, 21:55 »
За фото отдельное спасибо!
По всей видимости, это- НАШИ!  %3 %3 %3  %6

А вот по остальным пунктам я вот что могу сказать.
Григорьева можно считать почти что художественной литературой на историческую тему. Слишком много косяков. А вот мемуары ветеранов (о себе) я читаю со вниманием, но их слова надо обязательно и тщательно поверять...

...Никакой, ни малейшей информации об этой Школе в Архивах нет, равно, как и о Школе в Дегербю, и любых других станциях Балтийского моря. И речь, скорее всего, идёт о том, что при крупной гидроавиастанции было организовано обучение техников и мотористов из нижних чинов, т.с. без отрыва от производства. Без выделения самостоятельной единицы со штатами и ассигнованиями. Это обычная практика ещё с довоенных времён...

...Что же касается авиационных техников, как прапорщиков, так и младших специалистов, то и в Петроградской и в Бакинской Школах их готовили специально, учили, принимали экзамены и пр. Многие потом и летали.

Ещё летом 1916 года поднимался вопрос об организации специальной Школы для нижних чинов, но проваландались целый год. А планы были большие. Я об этом ещё буду писать.
Спасибо за ответы! Решил зарегистрироваться у вас на форуме...

Согласен, но если в нескольких источниках информация повторяется, значит ее можно считать достоверной.

При Морской школе высшего пилотажа (начальник - летчик А. В. Трофимов, комиссар -А. П. Онуфриев), где преимущественно проходили переподготовку и усовершенствование морские летчики, открылись четырехмесячные курсы (один класс на 30 человек) для обучения полетам авиамехаников и других младших авиаспециалистов и временные курсы аэрофотографов{29}.
В ноябре 1918 г. в связи с развертыванием борьбы на фронтах гражданской войны в Петрограде была открыта новая школа морской авиации (начальник - морской летчик П. Г. Еременко, комиссар - С. М. Кочедыков){30}. Задача вновь созданной школы состояла в том, чтобы обеспечить в короткие сроки подготовку морских летчиков из авиамехаников, знающих материальную часть самолетов.
Первыми летчиками-инструкторами в школах были опытные красвоенморлеты В. Мельников, П. Еременко, В. Глаголев, Н.Земан, П. Сорокин, Е. Петкевич, Л. Ковалевский, А. Мельницкий, Л. Гикса, М. Линдель, А. Лебедев, Н. Филатов. На 1 января 1919 г. в морских авиационных школах и на курсах обучалось 95 летчиков и летнабов и около 50 авиамехаников{31}...

История войн: Иванов П. Н. Крылья над морем
------------------------------
Часть I . Создание авиации Военно-Морского Флота СССР
Глава 1. В огне Гражданской войны
http://lib.rin.ru/doc/i/84361p1.html

Что касается дореволюционных школ авиамехаников, то возможно так и было, хотя вам наверняка знаком документ

«Положение о службе авиации в службе связи», в котором в числе прочих были отражены вопросы подготовки кадров для авиации флота»...

...Документ также определял, что подготовка нижних чинов к службе в качестве авиационных специалистов осуществляется на флотах при одной из станций 1 -го разряда в каждом воздушном районе». «Период обучения нижних чинов не должен превышать одного года, после чего выдержавшие экзамен по особой программе в комиссии, назначаемой приказом командующего морскими силами, производятся в авиационные унтер-офицеры на открывающиеся вакансии: имеющие уже при обучении звание унтер-офицера переименовываются в авиационные унтер-офицеры», — гласил один из пунктов указанного положения...

...Механиков по обслуживанию летательных аппаратов готовили непосредственно на гидроавиационных станциях службы связи флотов. В общем, до лета 1915 года ни летчиков, ни инженерно-технических специалистов непосредственно для морской авиации учебные заведения Морского министерства не готовили...

Воронежский военный авиационный инженерный институт, Вестник ВГУ, Г. В. Зибров,
ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ АВИАЦИОННЫХ КАДРОВ.
http://www.vestnik.vsu.ru/pdf/educ/2003/02/Zibrov.pdf
«Честь – святыня офицера, она – высшее благо, которое он обязан хранить и держать в чистоте» – М.И. Драгомиров

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • ******
  • Сообщений: 11168
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai
Re: Что мы знаем о "морской авиации" ?
« Ответ #39 : 25 Марта 2010, 00:15 »
Цитировать
Решил зарегистрироваться

Отличное решение!  %6

Цитировать
если в нескольких источниках информация повторяется, значит...

...они её друг у друга списали.   :D   ::)
И тут уже надо знать, насколько верным был первоисточник.  %56

Цитировать
При Морской школе высшего пилотажа (начальник - летчик А. В. Трофимов, комиссар -А. П. Онуфриев), где преимущественно проходили переподготовку и усовершенствование морские летчики, открылись четырехмесячные курсы (один класс на 30 человек) для обучения полетам авиамехаников и других младших авиаспециалистов и временные курсы аэрофотографов.

Цитировать
В ноябре 1918 г. в связи с развертыванием борьбы на фронтах гражданской войны в Петрограде была открыта новая школа морской авиации (начальник - морской летчик П. Г. Еременко, комиссар - С. М. Кочедыков)

Это уже после революции.  Тут уж точно Хаапсалу и Або ни при чём.

Школы на самом деле работали. Но что это было... чисто рыдания. Гробили технику и сами гробились, на боевые задания топлива не хватало, что говорить об учебных полётах. Но как- то летали... Из этих Школ периодически формировались боевые отряды. На цифрах вроде красивая картина по количеству учлётов и выпускников Школ выходит. А на деле... на деле по большей части под Петроградом воевали выпускники Бакинки.

Из нижних чинов в боях гражданской войны отличилось только несколько всем известных человек, Столярский, Свинарёв, Козлов, да ещё несколько. Много упоминается погибших и зверски замученных. Совсем сырых ребят выпускали...

Зато для авиамехаников на самом деле был звёздный час! Благодаря этим ребятам даже авиарухлядь поднималась в воздух с касторкой вместо бензина.  %4  %3 %3 %3

А Школа Ерёменко- больше пропаганда. В ноябре в Питере никаких полётов на гидропланах быть не может! Полёты можно было начать не раньше ледохода, т.е. в мае. Ветераны простодушно вспоминали: два- три полёта с инструктором, один тридцатиминутный самостоятельный- и на фронт. Представляете?! Вот таких вояк навыпускал товарищ Ерёменко. Тут уж даже касторка не помогала, а только классовая ненависть к империалистам и их белогвардейским пособникам.

В Нижнем и Самаре то же самое было. Не на чем им было учиться летать. Вся дееспособная техника была задействована в боях.

Более или менее (с большими перебоями) работала Школа Возбоя и именно благодаря профессиональным лётчикам.

Я вот пишу, а в душе реквием... Авиацию в Революцию прос-ли! А ведь она начала развиваться до этого просто дух захватывающими темпами!

Цитировать
подготовка нижних чинов к службе в качестве авиационных специалистов осуществляется на флотах при одной из станций 1 -го разряда в каждом воздушном районе

Я об этом и говорила. И многих подготовили!  %6
Но это не были Школы.

Цитировать
В общем, до лета 1915 года ни летчиков, ни инженерно-технических специалистов непосредственно для морской авиации учебные заведения Морского министерства не готовили...

Из Севастопольской офицерской школы многие первые Морские Лётчики, те же Миклашевский, Грузинов, Фриде и другие, имевшие отношение к ОШМА. Это тоже под патронажем ОВФ при Особом Комитете Вел.Кн. Ал.Мих. Под Севастополем на гидростанции в Александро- Михайловском немного готовили. Но одно дело стажировать на морские самолёты готовых военлётов, а другое учить охотников. Для них это было обузой. И как только ОШМА появилась, в Александро- Михайловском с радостью перестали их принимать. А специальных учебных заведений МА до появления ОШМА действительно не было.
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Poul lev

  • РзА ВВС ВМФ, когда-то была
  • Форумчанин
  • ****
  • Сообщений: 628
  • Пол: Мужской
    • E-mail
Re: Что мы знаем о "морской авиации" ?
« Ответ #40 : 25 Марта 2010, 04:52 »
...Закончилась гражданская война. Севастополь стал главной базой Kрасного Черноморского флота. В здешнюю Голландию пришли новые хозяева. Ее отдали морской авиации ЧФ. На берегу бухты построили наземный аэродром, для гидросамолетов - гидродром. В зданиях разместили 18-ю авиаэскадрилью 9-й авиабригады, переведенную с Волги, из Самары, и на ее базе создали Севастопольскую военную школу морских летчиков. (Точнее сказать: перевели и Нижегородскую 2-ю школу морских летчиков, которую вначале расквартировали в бухте Круглой, потом в Килен-бухте, а с 1927 года - в Голландии). Личный состав разместили в северном крыле главного здания. В 1931 году авиаторов перевели в Ейск...
К сожалению приведенный выше отрывок вызывает большие сомнения. У автора , который писал это на севастопольском сайте "смешались в кучу кони, люди..."
О чем идет речь?
В морской авиации эскадрильи были сформированы на пару лет позже, чем в РККВФ, то есть к 1927г.!
18 омраэ (если речь идет о ней) появилась на ЧФ осенью 1941г., и то до 1938г. она носила другой номер - 11 омраэ ВВС БФ.
Далее, 9-я авиабригада на ЧФ была сформирована не ранее 1929г.! А в описываемый период бригады носили собственные наименования: например -  Воздушная бригада Волжско-Каспийской военной флотилии (которая без одного гидроотряда и была переброшена на Юго-западный фронт с Волги и Каспия в конце июля 1920г.). Но эта бригада состояла из дивизионов и отрядов, а не эскадрилий. И она стала родоначальником строевых частей ВФ ЧиАМ, а не Школы.
Отсюда выходит, что информация, при всей ее правдоподобности,  не помогает в изучении истории МА того периода, а только запутывает исследователей.

 

Оффлайн Poul lev

  • РзА ВВС ВМФ, когда-то была
  • Форумчанин
  • ****
  • Сообщений: 628
  • Пол: Мужской
    • E-mail
Re: Что мы знаем о "морской авиации" ?
« Ответ #41 : 25 Марта 2010, 05:15 »
Зато для авиамехаников на самом деле был звёздный час! Благодаря этим ребятам даже авиарухлядь поднималась в воздух с касторкой вместо бензина%4  %3 %3 %3

...Тут уж даже касторка не помогала...
Галя, не совсем удачная фраза. При всем желании касторка не заменит бензина. Его может заменить спирт, эфир, в конце-концов хороший первач, а вот касторка - это всего лишь смазка для двигателя. Спросите тех, кто занимается авиамодельным спортом. Они подтвердят, что нынешние двигатели для летающих моделей до сих пор заправляют смесью ЭФИРА в касторкой. Но топливом является все-таки эфир.
А чем тогда заправляли - неплохо описали Хайрулин-Кондратьев в главе "Казанская смесь" своей книги "Военлеты погибшей империи". С уважением, Павел.

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • ******
  • Сообщений: 11168
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai
Re: Что мы знаем о "морской авиации" ?
« Ответ #42 : 25 Марта 2010, 10:04 »
Павел, дорогой, ну я же специально писала только про касторку. И конечно, в курсе про то, что она лишь была составляющей смеси. Касторка- как образ, "лекарство" от всех болезней, ну все помнят...

А на самом деле, чем больше читаю про то время, тем громче в моей душе звучит реквием.
"Два- три полёта- и в бой..." на заправленном "касторкой" самолёте...

Но они всё же летали, всё же учились и всё же СМОГЛИ (!) стать лётчиами, вопреки...
Надо всех этих ребят вспомнить поимённо! Даже не героев, даже тех, кто сразу погиб, вспомнить...
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

николай

  • Гость
Re: Что мы знаем о "морской авиации" ?
« Ответ #43 : 25 Марта 2010, 10:50 »
Всем привет! :)
Самураю и Поручику Запаса:
Фото 1927 года-это точно наши, висит в музее ЕВВАУЛ  разделе 30-х.
Далее, на этом фото в белом кителе слева-мой дед, только в музее его лицо замазано черной краской, а здесь похоже –пересъёмка оригинала.
Поручику: Просьба-сбрось мне на мыло это  фото. Если возможно- откуда оно у тебя?
« Крайнее редактирование: 25 Марта 2010, 13:32 от Николай »

Оффлайн Поручик запаса

  • Форумчанин
  • *
  • Сообщений: 3
  • Пол: Мужской
  • Честь имею!
    • Форум выпускников и преподавателей ШМАС
    • E-mail
  • Скайп: vladimirka55
Re: Что мы знаем о "морской авиации" ?
« Ответ #44 : 25 Марта 2010, 13:41 »
Фото 1927 года-это точно наши, висит в музее ЕВВАУЛ  разделе 30-х.
Далее, на этом фото в белом кителе слева-мой дед, только в музее его лицо замазано черной краской, а здесь похоже –пересъёмка оригинала.
Поручику: Просьба-сбрось мне на мыло это  фото. Если возможно- откуда оно у тебя?
Привет!
Где взял точно не помню, не зафиксировал, поскольку качество фото не ахти. Просто прочесывал инет по запросу в каком-то поисковике, что делаю периодически на предмет появления новых публикаций. Наткнулся, увидел подпись на фото и загрузил в "Радикал" как есть, другого исходника с большим разрешением у меня нет.

Сейчас, глядя на оригинал, могу высказать свою версию по левому персонажу в белом кителе: мне кажется, что  фотография, найденная мной, обработана фотошопом, уж очень похожими выглядят коллеги в белых кителях,  даже наклон голов одинаков... Хотя это только мое предположение... Может быть у него был брат-близнец?

А с исходного образца в музее разве нельзя попробовать осторожно смыть краску? Или отдать фото на реставрацию?
«Честь – святыня офицера, она – высшее благо, которое он обязан хранить и держать в чистоте» – М.И. Драгомиров

 


Статистика посещений Карты посещений сайта