« Ответ #6 : 17 Августа 2018, 22:19 »
Г. В.: Значит, Вы попали в полк в 1962 году?
В. Ч.: Да. Март месяц 1962 года. Правильно. Значит, я там полтора курса отучился. Потом мы через Москву ехали…
Вот, и начали мы летать. А лётчики тоже были такие боевые, и с гражданки тоже были. Верилес, он летал на этих… в гражданских…
А там была система раньше у гражданских: почему-то они отдавали… или это для переподготовки на случай войны отдавали… гражданских лётчиков. Они гражданские училища закончили, и их отправляли к нам командирами. Они летали, но у них военной подготовки никакой не было. Он как лётчик просто – и всё. И многие так: Маненков был, Верилес, Срезников, я помню. Они все с гражданки. Нормально всё отучились мы, начали летать.
Кризис Карибский в каком году, в 1963 был?
Г. В.: В 1962.
В. Ч.: Во! Гудит тревога. Бегом на аэродром…
А! Не. Нас посадили сначала в ДС. Представляете, что такое ДС? Там такой сарай был. Это ж там [на аэродроме] полк сидит. Боже мой! Ну, палатки бы разбили, чтобы нас кормить... Ой…
Сидим. Гудит тревога. Полная боевая готовность. Боекомплект (ракеты) и со спецзарядом повесили… Мы носили и атомные ракеты, атомные заряды. Она [ракета] и так у нас хорошая, у неё был эквивалент где-то 10 тысяч (как бомба 10 тонн). У ракеты боеголовка килограмм 800 весила. Подвесили мы это хозяйство, запустили [двигатели]. Дают добро. Выруливаем. Все запустились. Стоим. Я помню, мы стояли уже на взлёте с Игорем. Двигатели работают. Вдруг команда: «Зарулить на стоянку!»
А то думали: уже полетим. Ну, куда мы могли? Мы могли достать, я не знаю… Максимум, сколько мы могли? Значит, 5 часов – 4,5 часа, скорость 900 км/час: 3600 – 4000 км. Ну, куда мы могли? За Ян-Майн, туда дойдём ещё. Там корабли, и всё. Но до Кубы же мы никак не могли долететь. Понимаешь?
Г. В.: До Кубы лететь и не заставили бы. По странам НАТО в Европе достали бы. Вам бы дали цели где-то в Европе.
В. Ч.: Так ничего не давали! У нас пакеты, а в пакете всё. Вот Витя знает [В. Н. Сокерин].
Г. В.: Да, я понимаю это.
В. Ч.: Командир получал пакет, дают в воздухе команду: вскрыть пакет. А в пакете код. У нас специальный пульт был [кодо-блокировочное устройство]. Чтобы ядерную систему пустить, надо специальный код ввести. Потому что она на взрыв не пойдёт никогда в жизни, пока код не введёшь. Она, как болванка, упадёт, и всё. Понимаешь, вот.
Ну, и Слава Богу. Тогда это всё ушло. Мы нормально работаем, нормально летаем.
Г. В.: Сколько самолётов было в полку, когда пригнали всё? Полк был как укомплектован? Три эскадрильи?
В. Ч.: Три эскадрильи.
Г. В.: По 10–11 самолётов?
В. Ч.: Нет, там у нас, пока были в Североморске, поменьше было. Самолётов не хватало. По 7 ракетоносцев, 6 ракетоносцев [в эскадрилье]. А в третьей – заправщики.
Г. В.: И постановщики помех?
В. Ч.: В то время ещё не было. А! Не. Там у нас пассивные помехи только были. Мы вешали КАСы, а там фольга – ленты разных размеров. Мы потом их выбрасывали, [получалось] «облако», и оно прикрывало. Но это запретили потом [из-за экологии]. Оно же потом падает всё. На суше вообще запретили. А потом уже стали СПС-активные помехи: СПС-22, СПС-44, СПС-55. СПС-1 у нас была тоже станция раньше, но она слабенькая такая. СПС-1, СПС-2. Там спецоператор сидел. Вот экипаж, который… Вы же были на кладбище?
Г. В.: Да.
В. Ч.: Они погибли. Там Быстров – он тоже спецоператор, седьмой член экипажа. С Акимовым тогда, когда они воткнулись в Волчьи тундры [горный массив], погиб бедненький.
Г. В.: Если уж про них заговорили. На Ваш взгляд, какова была причина их катастрофы?
[Катастрофа Ту-16, командир экипажа гв. майор В.Н. Акимов, произошла 15.07.1968 г., аэродром Оленья.]
В. Ч.: Элементарная. Очень элементарная. Подняли по тревоге куда-то их, или на разведку, или куда. Он [В. Н. Акимов], Санька Куранов [А.А. Куранов] (Царство небесное) – ведомый. Володя Акимов был замполитом эскадрильи. Подняли их. Пара ушла уже. Рябченко – командир эскадрильи сидит на вышке, руководит, а Котлярский Виктор Ефимович – дежурный штурман. Ну, включите П-12 (станцию радиолокационную). Включите это всё, чтобы было видно всё. Они ничего не включили, кроме пеленгатора. То есть «Прибой» запрашивают экипажи, и всё. И он даёт курс на аэродром. А облака были там. Волчьи тундры, там где-то 900 метров превышение. А коробочка у нас…
Волчьи тундры – это километров 20 от коробочки. Да, Витя? Ты же летал в Оленьей?
В. С.: Около 30. 20 с лишним.
В. Ч.: Вот. 20 с лишним. Они уклонились туда. А в облаках ничего же не видно. И они не видят ничего.
В. С.: Им и с земли никто не подскажет ничего.
В. Ч.: И он [руководитель полётов Рябченко] даёт ему [Акимову] снижение с 2400 до 600, а Куранову – до 900 метров. 300 метров эшелонирование. Володя снижается до 600 и врезается в гору. Куранов 900 – остаётся жив.
В. С.: Над вершиной в метрах прошёл.
В. Ч.: Повезло ему. Но Санька же умер тоже бедненький... Он потом в академии работал, Куранов [Военно-морской академии].
В. С.: И меня ещё учил в академии.
В. Ч.: Ну, вот. А Черенков Борис не учил уже?
В. С.: Уже не было его.
« Крайнее редактирование: 18 Августа 2018, 15:33 от Samurai »
Записан
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...