Г. В.: Как вы ни сопротивлялись, но они вас спасали.
Ф. О.: Да. Да. Да. Хотя по тревогам Ту-16 с «Фрегатом» вылетал, но реально кого-то спасать не приходилось.
Г. В.: А если бы пришлось реально спасать, удалось бы сделать это эффективно с помощью «Фрегата»?
Ф. О.: Я считаю, если бы терпящий бедствие экипаж сохранял работоспособность, то конечно. Он бы в катер забирался, там есть запасы пищи, воды, медикаментов…
Г. В.: А легко ли было туда забраться этому несчастному экипажу?
Ф. О.: Катер был достаточно низкобортный, и физически подготовленный не раненый человек туда мог забраться. У него вдоль бортов были проложены специальные леера, и по ним туда можно было забраться. Только корма у него была такая, не то, чтобы немножечко притопленная.
Г. В.: Понятно. Как аппарели у десантных катеров.
Ф. О.: Да. Мы тренировались в запуске двигателя и катались по этому Гороховому озеру. Кроме того, на этом же самолёте были спасательные плоты – как вариант спасения. Спасательные плоты сбрасывались, надувались, и в них забирались лётчики. Мы тоже все эти тренировки проходили.
А на счёт эффективности… Я считаю, что если человек здоров, не сломал руку при катапультировании, не замёрз, то это было самое прогрессивное средство спасения экипажей в море. Туда экипаж мог забраться, там питаться, примус был специальный, чтобы горяченького попить. Чтобы не замёрзнуть, там и тёплые одеяла были, и прочее, и прочее.
Г. В.: Я поняла. Если лётчик был жив, не травмирован и в сознании, то он мог даже в своём морском спасательном костюме забраться в этот «Фрегат». Тогда летали уже в этих спасательных костюмах?
Ф. О.: Да, летали.
Г. В.: Что-то аналогичное после списания этих Ту-16 спасателей было?
Ф. О.: Радиоуправляемых с самолёта катеров, типа «Фрегатов», аналогов им больше не было. Никто их не создавал.
Г. В.: Почему?
Ф. О.: Потому что забота о лётчиках, которые окунулись в Северный Ледовитый океан или даже в наше прохладное, не очень горячее, Балтийское море… Ну, уповали на спасательные плоты, потому что это проще, дешевле. Сбросил на голову. Доплывёт ли до плота, или его дрейфом отнесёт… Конечно, эти моменты учитывались – течение, направление ветра при сбросе. Ну, а больше таких средств не было.