Автор Тема: Минаков Василий Иванович. ИНТЕРВЬЮ 2012г. Часть 1  (Прочитано 13653 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • ******
  • Сообщений: 11168
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai
К сожалению, многие ранее размещённые мои материалы содержат ссылки на страницы других ресурсов, которые ныне не существуют. Пришла к выводу о необходимости разместить здесь, на нашем форуме, все свои интервью, в том числе ранее опубликованные на других сайтах. В конце концов, чем больше людей прочтут эти материалы, тем лучше. Люди, с которыми посчастливилось встретиться и задать им вопросы, заслуживают самой благодарной памяти! Некоторых уже с нами нет, но их голоса из прошлого сохранились.



Минаков Василий Иванович
генерал-майор авиации
Герой Советского Союза
выпускник ВМАУ им. Сталина 1940 г.


Интервью Галины Вабищевич и Олега Корытова
от 24 марта 2012 года


Г.В.: Василий Иванович, я знаю, что Вы всё, что могли и хотели, уже рассказали в своих книгах. О Вас написаны многочисленные очерки и статьи. И потому мне хотелось бы задать вопросы, которые спрашивают не часто. Вот у меня в руках Ваша биография. Она у меня будет как шпаргалка.

В.И.: Давайте. Я многое для Вас подготовил.

Г.В.: Спасибо!

В.И.: Это автобиография, которую я Вам подарю, фотография, и есть там другие разные интересные документы. Подарю я Вам эту вот книгу, это редкая книга. Здесь 53 человека героев. Все они служили в нашем городе, а воевали везде, и на Черноморском, и на Балтийском флоте… и в Военно-Воздушных силах. /«Сказание о подвиге», сост. А.Ф.Пинчук. – СПб.: Творческое объединение «Пальмира», 2005.-576 с. – прим./

Вот Мазуренко…
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • ******
  • Сообщений: 11168
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai

Алексей Ефимович Мазуренко


Г.В.: Дважды Герой Советского Союза.

В.И.: Вот фотография Мазуренко. Это мой друг. С ним мы в Ейском военно-морском авиационном училище в одной эскадрилье были, учились в одной группе, и наши койки стояли рядом. В одной группе летали, и потом он попал на Балтику, я попал на Тихоокеанский флот, мы поддерживали связь и во время войны. Он здесь на Балтийском флоте участвовал в боях с первых дней войны. Первый вылет, о котором я хотел Вам рассказать, никто уже не помнит. Судьба Ленинграда решалась в первые дни войны. Его бы захватили, если бы не Морская Авиация. Вы представляете?!

Г.В.:  Да. Я это очень хорошо представляю.

В.И.: Когда я познакомился с историей первых дней войны на Балтике, это было давно, я был просто восхищён! Когда всё… Немцы прорвались уже к Западной Двине. Даугавпилс, есть такой город в трёхстах километрах /от тогдашней границы- прим./, они на пятый день уже Даугавпилс захватили…. Можете себе представить?! До Ленинграда остаётся 500 километров! Войск почти что нет. Мало. Фронтовая авиация не может работать. Никаких оборонных сооружений нет. Катастрофа! Они бы за неделю - полторы пришли в Ленинград.

И тогда подняли Морскую Авиацию, ударную авиацию, три полка, они по 60 самолётов, нанести удар. Но об этом потом…

Что Вы хотите от меня?

Г.В.: Мне вот что интересно: Вы же были на всех четырёх флотах. Уникальная совершенно вещь!

В.И.: Да. Причём дважды! Никто этого не имеет. Я Вам подарю газету, где написано: «Салют с четырёх флотов!» Меня так поздравили на Юбилей.

Г.В.: Я хочу узнать, есть ли какие-то принципиальные отличия в боевом духе, настрое, воспитании наших лётчиков, штурманов Морской Авиации на разных флотах? Ведь условия службы, местность, климат разные. Но все флоты Вам родные. Вы можете это сравнить? 

В.И.: Понятно.

Г.В.: Ещё один вопрос. Вы попали на оборону Крыма и Кавказа в самые страшные дни и месяцы. Меня интересует Ваше сегодняшнее мнение…

В.И.: Да. Кто не воевал в 42-м году, тот не знает войны.

Г.В.: Вот я хотела бы узнать Ваше мнение с высоты прожитых лет об обороне Севастополя, о его сдаче. Мнение человека, которому довелось впоследствии стать крупным военачальником и руководителем.

И ещё будет ряд вопросов о войне и о послевоенной службе.
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • ******
  • Сообщений: 11168
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai

Гвардии ст. лейтенант Василий Минаков. 1943 г.


В.И.: Давайте, я Вам сейчас всё отдам, что я заготовил, чтобы у Вас ясность была, а потом начнём.

Вот моя автобиография. Здесь всё написано. У меня 31 боевой вылет на торпедные атаки, кораблей много потоплено,  и около 100 вылетов по суше…



Из биографии Героя.

            Родился 7.02.1921г. в г. Минеральные Воды Ставропольского края. Окончил 9 классов средней школы. Учился в Пятигорском аэроклубе. В декабре 1940г. окончил Ейское военно-морское авиационное училище имени И.В. Сталина. Служил лётчиком 4-го минно-торпедного авиационного полка ВВС Тихоокеанского флота.
            Участвовал в боях в ВОВ с июня 1942г. в составе 36-го, а с октября 1942 года в составе  5-го гвардейского минно-торпедных полков ВВС Черноморского флота. Участвовал в обороне Кавказа, в освобождении Крыма, Украины, Румынии, Болгарии.

          Всего на боевом счету В.И. Минакова 206 боевых вылетов (в том числе 71 - ночью). Из них - 108 на бомбовые удары по морским и сухопутным целям, 31 на торпедные атаки, 28 на воздушную разведку, 28 на минные постановки. Боевыми и торпедными ударами уничтожил 13 транспортов противника (в том числе 7 лично и 6 - в группе) общим водоизмещением 36 500 тонн, 5 сухогрузных и 7 быстроходных десантных барж, 4 сторожевых катера, 1 тральщик, 1 буксир. Уничтожил 4 склада боеприпасов, 4 железнодорожных станции, переправу через реку Дон. В воздушных боях сбил 4 самолёта противника. Наиболее грандиозный успех - потопление 10 мая 1944 года в у крымского побережья в составе группы транспорта "Тея" водоизмещением 2773 тонны с 3 500 солдатами врага на борту. Дважды ранен.

            Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5.11.1944г. за мужество и героизм, проявленные при освобождении Крыма от немецко-фашистских захватчиков гвардии старшему лейтенанту Василию Ивановичу Минакову присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 3818).

             В 1945г. окончил Высшие авиационные курсы ВВС ВМФ в Моздоке и вернулся в свой 5-й мтап на Черноморский флот. С декабря 1947г. – в 68-м мтап 19-й мтад на Балтике. В 1952г. окончил ВМА им. Ворошилова и назначен командиром 52-го гв. мтап  89-й мтад ВВС 5-го флота (Тихий океан). С декабря 1955г. - командир 128-й гв. мтад ВВС Балтийского флота. В 1961г. окончил Военную академию Генерального штаба и назначен начальником штаба - первым заместителем командующего ВВС Северного флота.

             В феврале 1971 года назначен начальником 30-го НИИ авиации и космонавтики в Ленинграде. Руководил разработкой авиационной техники. За это время сотрудники института участвовали в создании пяти типов самолётов и 7 типов вертолётов, большая часть из которых и сегодня стоит на вооружении отечественной авиации, также были созданы десятки образцов авиационно-технических комплексов. С октября 1985 года - в запасе.

           Генерал-майор авиации (18.02.1958), кандидат военно-морских наук (1974), доцент. Награждён орденами Ленина (1944), Октябрьской Революции (1981), тремя орденами Красного Знамени (1942, 1945, 1965), орденом Александра Невского (1944), двумя орденами Отечественной войны 1-й степени (1944, 1985), двумя орденами Красной Звезды, орденом "За службу Родине в Вооруженных Силах СССР" 3-й степени (1980), медалями, а также иностранной наградой - орденом Красного Знамени (Народная Республика Болгария). В городе Минеральные воды в Аллее героев установлена стела с барельефом.


Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • ******
  • Сообщений: 11168
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai
Все загруженные фото увеличиваются по клику





В.И.: Вот было моё 90-летие. В.И.Матвиенко /губернатор С-Пб - прим./ ко мне рвалась на Юбилей. Я ей послал такую открытку – приглашение, всем приглашённым посылал. И нужно такому случиться, она заболела гриппом. Вместо неё прибыла вице-губернатор Л.А. Косткина и А.Н. Ржаненков (по социальным вопросам). Оставался час, Валентина Ивановна звонит: «Василий Иванович, я нахожусь в Смольном, никого не принимаю и приехать не смогу. Но я Вас сердечно поздравляю!»

Прибыли многие гости из Москвы, командующий /Морской Авиацией 1994-2000г.г. – прим./ генерал-полковник Дейнека Владимир Григорьевич, другие товарищи. Много учёных прибыло. 65 человек – в ресторане. И что удивительно для меня, наверно, выступало человек 30, или больше, но когда закончилось торжество, а на столах  почти всё целое осталось. Все слушали рассказы и воспоминания обо мне, о подвигах...
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • ******
  • Сообщений: 11168
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai


Г.В.: Для многих героев на войне служба и закончилась. Не будем скрывать, кто-то ведь и спился, кто-то пошёл в «шлагбаумщики». Опустились некоторые люди после войны… даже герои. А Вы же продолжали служить, упорно учились, занимались, писали, Вы столько сделали для увековечения памяти героев войны. Вот что важно! А как-то Вас меньше расспрашивали о последующей жизни после войны.

В.И.: В Музее Авиации ВМФ есть все мои книги. Вот тут на столе 8 или 9, а всего их 18. Всё можно посмотреть, там есть снимки очень хорошие, они дают некоторую память о прошедшей войне. Вот это торпедоносец мой.

Г.В.: ДБ-3Ф.



В.И.: Да. Вот на нём я летал, но начинал на другом самолёте. Вот уникальнейший снимок! Это сбрасывают высотные торпеды боевые.

Г.В.: Это группа сбрасывает одновременно?

В.И.: Группа. Высотные торпеды сбрасывают: нижний эшелон – от 300 метров, ниже нельзя, нужно, чтобы парашют раскрылся, вот от нижнего эшелона и до «потолка». Причём когда торпеду сбросят, раскрывается парашют,  она летит на нём примерно 50 секунд, приводняется. Торпеда отсоединяется и начинает циркулировать. Вот идёт конвой метров за 400-500 впереди, пока торпеда спускается… Вот смотрите, сколько торпед. И были у меня такие случаи, потоплены даже транспорта. Это очень интересная торпеда! Но эффективность гораздо ниже, чем у низковысотной торпеды. Если ту - считайте за 100%, то эту - только 20-30%. Потому что там прицельно. Транспорт идёт, я прицелился…

А самолёт этот уникальный! На нём можно было порядка 20 бомб подвешивать. Это килограммовые осколочные, давали по 250-300 осколков, 2,5-килограммовые, 10, 50, 100, 250, 500-килограммовые, тонна, и ещё другие виды бомб, противолодочные, зажигательные бомбы - всё на этот самолёт подвешивали. Здесь имеется в центроплане люк, сюда подвешивали 10 фугасных бомб. И ещё 3 бомбы можно было подвесить на замки под центроплан. Он и бомбардировщик, и торпедоносец, и мины мы ставили, около 50 мин.



Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • ******
  • Сообщений: 11168
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai
Г.В.: А где вы минные заграждения ставили?

В.И.: На Чёрном море, около Констанцы (есть такой порт), Одессы, когда она была занята, в самом Севастополе сбрасывали мины, в Керченском проливе - подрывов очень много. На Дунае на реке мины ставили. Мины были ударные Гейро /АМГ-1/, и уже в в конце 42 года стали поступать английские мины электро-магнитного действия. На гейровской мине были рожки, корабль должен был столкнуться с миной, тогда взорвётся. А здесь стоит мина на дне, где мы её поставили, и она устанавливается на время. Можно поставить так, что сразу взорвётся. Можно с задержкой на 5 суток, особенно на Дунае. Можно на 10, на 20 суток. Т.е. 20 суток корабли ходят, а потом подрываются. Это очень хорошая была мина, и мы их тоже ставили. Главным образом на реках, на Дунае и так далее. 

Давайте я Вам ещё снимки покажу. Это вот мои друзья. Это мы с Алексеем Мазуренко, мы дружили с ним. Это Разгонин Саша, недавно умер…



Алексей Иванович Разгонин


Г.В.: 22 февраля…
 
В.И.: Кстати говоря, он мой аэроклубовец. Мы вместе с ним в городе Минеральные Воды учились в аэроклубе, потом попали в Ейское училище.

Г.В.: Именно в Минеральных Водах? Не в Пятигорске?

В.И.:  Нет, нет. Ладно, раз Вы про аэроклуб начали. В 1938 году, в январе - месяце, в начале января к нам в школу в Минеральных Водах пришли два инструктора, Бурьянов и Кашуба. Кашуба потом стал Героем Советского Союза. Он спасал Ерёменко, которого окружили немцы, а он его на По-2 вывозил. За это ему и присвоили звание Героя. А Бурьянов, потом лётчиком-испытателем был. /ГСС Кашуба Павел Тарасович, пилот 2-й авиагруппы ос. наз. Генштаба Красной Армии, погиб в 1944г. в Закарпатьи. Бурьянов Георгий Иванович, Заслуженный лётчик-испытатель СССР ОКБ Г.М.Бериева – прим./

И вот они собрали 9-й и 10-й классы и сказали, что в городе Минеральные Воды создаётся филиал Пятигорского аэроклуба. Будет 3 самолёта, 3 инструктора, и нам нужно набрать 30 человек, каждая группа по 10 человек курсантов. Набирают ребят с производства, с училищ, со школ. Если 7 классов есть, принимали. Сказали, что кто будет принят в этот аэроклуб, тот в феврале, марте, апреле будет теорией заниматься, изучать документы, аппаратуру, самолёт, а с начала мая и по октябрь – месяц летать на самолёте По-2, учиться без отрыва от производства. Ну и нас шесть человек подняли руку. Потом начали проходить эти все мероприятия, заявления писали… Но главное было - здоровье. Из 6 человек нашей школы только я один прошёл. Я уже 9-й класс закончил, в 10-м учился, это было мне 16 лет. Мне 7-го февраля было бы 17 лет, а тут 16-летний мальчик - я пришёл.

И по сути 17-ти летним я начал учиться в этом аэроклубе. Ещё из школ попало (там у нас 3 больших школы, Ленинская школа, Сталинская школа…), наверное, 3 человека - Саша Разгонин, Черняховский Саша, и я, Минаков Василий - минераловодцы были. Начали летать. Столько интересного! Первый вылет какой был! И прочее, прочее, прочее…
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • ******
  • Сообщений: 11168
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai
О.К.: А где клуб располагался в Минеральных Водах относительно города?

В.И.:  Это река Кума, на ее берегу кирпичный завод, и так подальше стекольный завод. Сейчас-то уже застроили все. И вот там - небольшая площадка, наверное, метров 400 по ширине и длине. Поле было просто. Прилетели три самолета из Пятигорска. Там были ящики, в них хранились всякие инструменты и прочее.

Г.В.: А до этого не думали пойти в Авиацию?

В.И.:  А вообще я познакомился с авиацией так. Это был, по-моему, 28-й год. Мне лет 8 было. Там река Кума у нас на окраине города протекает. Летом это было, по-моему, июнь – месяц. Мы, 5 или 6 ребятишек с одной улицы, купались, загорали. И вдруг летят самолёты такие небольшие. У нас там большой аэропорт был, а у кирпичного завода на окраине площадка была, полевая точка такая. И заходят на посадку и садятся. Мы помчались туда, вся наша группа. Самолёты, первые И-15, зарулили, стали в ряд. Бензина они не заправляли. Один самолёт раскапотили. Мотор всё время барахлил.  Вышел лётчик в реглане, шлемофоне - просто для нас чудо! - что-то там ковырялся, оказывается, свечу менял.

И вот когда он всё это закончил, говорит: «Ребята! Кто-нибудь водички бы принёс холодной?» А жарко, наверное, градусов 25 было.  А они ещё одетые. Я быстренько побежал, ведёрко у тётки попросил (рядом дома стояли), принёс холодной воды. Он напился. А когда улетал, взял эту свечу и вручил мне её. Запал! Говорит: «Ты лётчиком должен стать! Вот тебе запал на будущее!» Можете представить? Для меня, мальчишки?!

Г.В.: Да ещё в то время, когда все лётчики казались героями!

В.И.:  Да. Прошли годы. Я поступил в аэроклуб. В аэроклубе начал летать, как и все. Вылетов, наверное, 20 мне сделали тренировочных. А если б Вам рассказать, как нас готовили, так Вы будете смеяться прямо сейчас! Нас начали, первое, чему учить, как определить высоту на посадке. На выравнивание заходишь, и с 10 метров начинаешь выравнивание, и начинаешь садиться.

Самолёт, когда идёт на посадку, летит с определённым углом, примерно с 10 метров начинает выравнивать, меньше, меньше угол… И лётчик всё время смотрит на 30 градусов слева от кабины и метров на 15 - 20 вперёд, определяет расстояние до земли. И по мере приближения  земли лётчик постепенно ручку добирает.

Сейчас же ведь как? Тренажёры! Приходишь, пожалуйста, все этапы полёта - и взлёт, и полёт, и посадка, и ошибки. А тогда же этого не было. Где ящики из-под самолётов стояли на границе поляны, закопали столб высотой 10 метров, на этот столб закрепили балку квадратную. Она длинная. И на ней сделали такую кабинку, фанерой оббили, прибили доску, и ручка там была вставлена. Веревка была завязана за другой конец с той стороны. А балка эта все время вот так находилась. Подходила группа, в ней было 10 человек, с инструктором: «Минаков, давайте садитесь». Я сажусь. Инструктор командует: «Полетели!» Они натягивают веревку эту, и я поднимаюсь на 10-11 метров. Потом говорит: «Начинаем снижаться на выравнивание». И эти ребята все потихонечку отпускают. Идет, идет, идет эта балка, спускается. И я, как нас учили, смотрю 30-35 градусов в сторону и на расстояние. Вот я командую: «Девять!» - инструктор молчит, - «Восемь... Шесть. Пять…" И когда я дошел уже, я командую: «Добор!» Это значит, что они отпускают веревку эту. И если только я на полметра ошибусь, то эта штука падает так прилично, и позвоночник ощущает, и в голове искры. Иногда на метр некоторые бухались.

Вот так учили. «У-2» он назывался. Нас еще немножко потренировали. «У-2» устанавливали на поворачивающееся устройство небольшое. Садились в кабину, ребята курсанты поворачивали, нос задирали, отпускали. Вот и вся подготовка.

Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • ******
  • Сообщений: 11168
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai




Авиационные тренажёры 1930-х гг. Фото из коллекции Г. Петрова
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • ******
  • Сообщений: 11168
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai
Г.В.: Это такое приспособление было вместо тренажёра?

В.И.: Вместо тренажёра. Примитивное, но настолько доходчивое, что Вы даже не представляете! Если ты раз, второй пощупал - это всё!

О.К.: Можно немного назад вернуться? Когда вы пошли в аэроклуб, как ваши родители на это отреагировали? По тем временам авиатор - это была такая опасная профессия.

В.И.: В одной книжке все написано, как они отреагировали. Бабушка моя, очень энергичная женщина, говорит: «Куда ты лезешь? Разобьешься!» - это первое. Мама: «Ой, ой, ой, что ты делаешь, идешь в авиаторы?! Эта авиация, она летает, отрывается от земли...» А у нас там аэропорт был с 1923 года. А начал я летать в 38 году прошлого века. Видел я эти самолеты, были с ними неприятности. Брат тоже. Единственный отец сказал: «Не мешайте ему! Пусть попробует».

О.К.: Мол, если это все ерунда, сам отпадет.

В.И.: Он так сказал, мудрый у меня человек был отец: «Пусть попробует. Парень молодой, ему нужно выбирать». И все. И что интересно, что мне в аэроклубе запомнилось - это в августе месяце. Уже мы все-таки в мае, июне, июле полетали, ходили в зону...

Вы пилотажем занимаетесь? Или вам не разрешают?

О.К.:  Одно время занимался, потом отошел.

В.И.: Так! Я заканчиваю по аэроклубу. Был, наверное, август – месяц, я уже летал самостоятельно. Ну, первые полёты ознакомительные по кругу, потом начали летать в зону, потом начали пилотаж, всякие бочки, перевороты, штопоры, петли и так далее. Все это делали. И полностью отрабатывали. Что доступно. Иммельмана мы не крутили, не хватало мощности. 100 лошадиных сил всего у самолета.

И случилось такое! Шли полёты... Ну а как обучались в аэроклубе? Если рабочие, то они работают до обеда, ходят в выходные дни. Школьников, было нас три человека, у нас каникулы в это время были. А на окраине города там большая поляна, метров 600, и кирпичный завод, и река Кума. Значит, пришёл боевой лётчик лейтенант, такой небольшого роста. На груди у него орден Красного Знамени. Мы все обалдели там! И он говорит: «Я – минераловодец, приехал отдохнуть. Я - участник боёв на Халкин-Голе, лётчик-истребитель, сбивал японские самолёты, за что меня наградили этим орденом. И я хотел бы немножко с воздуха посмотреть на город и подышать родным воздухом. Нельзя ли мне с курсантом полететь?!»

Ему отвечают: «Вам мы не доверяем, потому что Вы - не наш. А курсанта Вам выделим». И инструктор Бурьянов Георгий говорит: «Минаков, покажи пилотаж! Вот Вам курсант Минаков». Мне-то 17 лет! Можете представить, 17 лет парнишка?!



Бурьянов Георгий Иванович

Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • ******
  • Сообщений: 11168
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai
О.К.: Такое доверие.

В.И.: Такое высокое доверие, такое уважение. Ну, я, конечно, с трепетом таким воспринял это указание, даже приказание, можно сказать. Я – в передней кабине. Инструктор сказал: ему: «Вы сидите на заднем сиденье, в управление не вмешиваетесь. Если что, падать будете, тогда вмешаетесь». Связь там была – трубочка такая от него мне, и он по этой трубочке говорил. Такая техника была.

Мы взлетели, я набрал высоту метров 800-900 где-то и начал делать пилотаж. Петли, штопоры - что мы там только не делали! Только одна у меня была фигура такая, которую я выполнил не совсем качественно. Переворот – это когда самолёт задираешь, раз, он «на лопатки» ложится и устремляется вниз. Но там кабина была не особенно подчищена. Перевернулся и сделал маленькую задержку пилотажа. Ну, там и посыпалось всё, что не нужно. Хотя в общем всё я сделал /правильно/. Прилетели, вышли из самолёта. Я подошёл к лейтенанту: «Разрешите получить замечания по полёту?!» Он говорит: «Из тебя получится настоящий лётчик, продолжай учиться. До свидания». Пожал руку, поговорил с инструктором, похвалил меня  и ушёл.

И в действительности из меня получился лётчик!

Г.В.: Да у Вас всё «как в кино» получилось!

В.И.: Не всё. Потом была одна задержка. Мне 17 лет. В училище берут только в 18. В октябре приехала комиссия, проверили нас. Я снова попал в ажиотаж. Обычно они там покувыркались, и всё. А мне говорят: «Давайте с Вами полетим по маршруту на Невинномысск». Это километров 90. Потом «пошли» туда, к  железной дороге. И дождик сильный. У нас планшеты были, но не кожаные, а  металлические, и там карты. Я лечу, решил карту посмотреть и начал планшет поднимать. А кабина открытая, и только козырёк. Я и немножко вывел, а он как мне дал по очкам! И все глаза стеклом засыпало. Я головой покрутил, хорошо, что никаких поражений не получил.

Ну, прилетел. Он всё-таки поставил мне «5». Я закончил полностью курс. Нас шесть человек, в том числе и я, с отличием закончили. Нас даже послали в дом отдыха Макопсе около Туапсе.

Шесть человек в Училище отобрали. А комиссия, которая приехала из Ейска, говорит: «Он не подходит. Ему нет 18 лет». Представляете?! Оставалось только 3 месяца…

Я пришёл расстроенный. А отец у меня машинист паровоза, он приехал из поездки домой, расспрашивает.
- Ты что такой кислый?!
- Не взяли…
- Да брось ты! Мы завтра всё устроим!
- Как устроим?
- Я поеду с тобой в Пятигорск, скажу, что ты достоин!

Я так немножко успокоился, но сам ночь не спал. Утром из Мин. Вод поехали на электричке, там 30 минут. Приехали, пришли в этот аэроклуб.  Он меня оставил в комнатке отдельной: «Посиди вот здесь». Сам пошёл, и минуты через три выходит.
- Ты - курсант!
- Да что ты?! Расскажи. Я не верю! Я пойду сейчас к ним! - И набрался смелости, зашёл, где комиссия работает.
- Ты что?! Мы ж всё решили.
- Я – курсант, или нет?!
- Отец твой доказал, что ты – курсант! Иди! – и меня оттуда проводили.

Я – к отцу!
- Ну, расскажи-ка?!
- Я к ним пришёл, говорю: «Вот мой сын».
- У него ж не хватает 3 месяцев до 18 лет - ноябрь, декабрь и январь.
- А я – машинист. Когда я веду паровоз, - это он им говорит, - то паровоз хорошо идёт, когда у него пар есть. Мой сын, как паровоз. У него пар был, и он, как паровоз, шёл. Он с отличием окончил аэроклуб. Что вы делаете?! Три месяца пролетят, пока он придёт, будет готовиться, строевая там и так далее.
- Вы нас уговорили, Иван Иванович. Ваш сын – курсант. Идите спокойно.

Таким образом я попал в училище!

Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • ******
  • Сообщений: 11168
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai


Машинист Иван Минаков - отец нашего Героя на своём паровозе,
который он сравнил с юным сыном, собравшимся в лётчики  %56


Г.В.: Папа – молодец у Вас! Молодец!

В.И.: Представляете? В Ейское училище тогда приехали поступать 1000 человек! Вы были когда-нибудь в Ейске?

Г.В.: Конечно, была.

В.И.: Там приедешь, нужно на горку подняться. А Училище на окраине. И вот нас строем туда привели, 1000 человек набралось. Началась проверка. И главное – это здоровье.



Братья Николай и Василий Минаковы. Ейск, 1938 г.

Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • ******
  • Сообщений: 11168
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai


Курсант Василий Минаков


О.К.: А можно, я прерву? Вы сразу знали, что идете в бомбардировщики?

В.И.:  Что я иду в бомбардировщики? Во-первых, может, вы книгу потом будете писать, чтобы запомнить, в Ейское училище, от нас, от Минеральных Вод, поехало несколько человек. У нас снова проверили технику пилотирования, прошли медкомиссию. И из шести человек четверых приняли: меня, Черняховского, Разгонина /будущий ГСС – прим./ - школьников, Алефиренко - из рабочего класса. А всего приехало в Ейск в тот год 1000 человек, а нужно было набрать 600. И вот 400 человек отсеялось. И причем, отсеяли ребят хороших, кого по здоровью, кого еще по каким-то причинам.

И я вам, как врачу, тоже скажу, вы поймете. Меня тоже чуть не отсеяли по состоянию здоровья. Я когда мальчишкой был, лет, наверное, было мне 10. Дом был рядом с железной дорогой нашей, там грузили все и так далее. И трактора что-то там ездили, и было два прицепа. А тут трактор тянет «бричку», и я вот туда забежал, хотел покататься. Может, метра полтора - такой толщины связка, он дернул её, и я упал и попал под колесо ногой. Можете себе представить, мальчишка - под колесо ногой?

А у меня вот на этой ноге и сейчас ещё есть маленький шрам. В комиссии заметили шрам. Я рассказал по глупости и честности. Они опять: «Нет, ты не подходишь». Я пошёл к главному врачу в комиссии. Он: «Да что такое?! Глупости. Ты будешь курсантом!»



Слева направо - В. И. Минаков, А. М. Черняховский, И. Е. Алефиренко. Ейск, 1940 г.

Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • ******
  • Сообщений: 11168
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai


Курсанты Ейского ВМАУ им. Сталина. Стрелковая подготовка, 1938г.


О.К.: Перелом?

В.И.: Нет. Ножка небольшая. Там была не брусчатка, а такие камни. И моя нога попала между этих камней, и мне прямо содрало тут все. Я месяца два ходил с кожей содранной. Посмотрели врачи в комиссии: «У вас на «два миллиметра» одна нога короче». А я им: «Да я танцевать буду, что хотите! Сейчас я вам сальсу станцую!» А они: «Коротконогий, давай!» Вот такая вот придирка. Очень тщательно отбирали.

Ну, я ещё немножко расскажу про Ейское училище. И дальше будем по Вашему плану.

Г.В.: Историю самого училища я хорошо знаю. Расскажите, пожалуйста, именно о себе. Чем запомнились курсантские годы?

В.И.: В 38-м году меня приняли в Ейское военно-морское авиационное училище и назначили в 6-ю эскадрилью. Первый месяц мы занимались строевой подготовкой. Сначала мы фыркали. А это так нужно для военного человека! Два-три раза в день выходили на плац, два-три раза маршировали целый месяц. В начале января мы начали учиться.

Всего было 6 эскадрилий. И в то время, в 38-м году, в каждой эскадрилье было 100 человек, 10 групп по 10 человек. Наша была 6-я эскадрилья. Какие были эскадрильи: 1-я эскадрилья морская, летали на самолётах МБР-2; 2-я эскадрилья – на СБ; 3-я, 4-я, 5-я – на истребителях И-15 и И-16; 6-я – на самолётах СБ (но это потом было).

А в 38-м году только мы начинали учиться. Очень хорошо готовили. Всю зиму и весну, мы занимались теорией, глубоко проходили. Двигатели... Прошли курс до мая месяца и начали летать. Летать мы начали на самолётах Р-5, целый период. Р-5 – самолёт одномоторный с водяным охлаждением двигателя. Когда-то рекорды на нем ставили, в Турцию летали. Представляете?
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • ******
  • Сообщений: 11168
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai
Г.В.: Представляю этот самолёт. Он уже тогда старый был.

В.И.: Такая мука! Взлетаешь, а радиатор выпущен - это целая лопата вот такая вот… А на посадку идешь, его нужно убирать. Если жесткая посадка, он может оторваться. Были всякие с этим самолетом фокусы. Это такая мука была.

Прошёл я первый курс, закончил. Мы были в Кухаривке недалеко от Ейска. Вот фамилию инструктора сейчас немного подзабыл, но инструктор был очень хороший. А второй курс - были на СБ. Это скоростной бомбардировщик: 21 метр, 2 двигателя, корпус из металла. А Р-5 деревянный весь был, двухместный - там инструктор и лётчик…

Начали мы летать на СБ, и меня постигла такая неприятность, из-за которой чуть я не лишился Авиации. Был такой лётчик Сидоров с Пятигорского аэроклуба, а я из Минвод. Нас сначала вывозили на самолётах СБ, а потом выпускали самостоятельно. На этом самолёте аварийная ручка выпуска шасси была в кабине у стрелка - радиста… если, допустим, «нога» там не встала в замок. А стрелков -радистов не было в Училище, и сажали курсантов. Летит Сидоров, а я – в задней кабине на всякий случай. Если только что, то я буду крутить эту ручку, там трос вытягивать. Посадили меня с этим Сидоровым в его первый вылет.

Я помню то утро. Солнышко, птички поют, жаворонки. И мы взлетели. Первый вылет у него самостоятельный. Он круг сделал, зашёл, шасси выпустил, идёт на посадку постепенно - всё идёт хорошо. Я сижу в задней кабине, по ходу полёта смотрю там под крылом. Уже 4 разворот. Он пошел плавно на посадку - 200, 100 метров, выравнивает хорошо, метров 10 на глаз, идет, идет... И вот уже касаться, и вдруг он колесами бьется об землю, и получился «козёл». Машина оторвалась от земли, поднялась, может, на метр, может, меньше… Казалось бы, ему придержать и снова добрать, чтобы дальше не набирать высоту. А он даёт полностью тягу двигателям, 2 двигателя. Щитки выпущены, триммер выкручен, штурвал не удержать… Он пытался что-то сделать вместо того, чтобы убрать всё, и хоть плюхнуться…

Самолёт пошёл вверх, вот так вот встал, наверное, метров 15-20, может, чуть больше  набрал и свалился на крыло, ударился. Нас крыло спасло. Крыло (10 метров) - в гармошку, самортизировало – это раз. Другое крыло торчит. Потом самолёт разворачивается - нос, удар, оторвало кабину- это два. Вторым ударом оторвало и это крыло, и всё смягчение идёт. И третий удар - оторвался от фюзеляжа хвост, где я сидел. И остался только кусок этого металла…

О.К.: Понятно, самое слабое место фюзеляжа.

В.И.: Когда он начал падать, я мгновенно повернулся на 180 градусов, схватился за турель пулемета и изо всех сил прижался к сиденью, думал, удар как-то остановит. Когда удар получился такой страшный, сразу моторы заглохли.

Тишина. Всё прекратилось. Я сижу, схватился за турель. Такая мёртвая хватка! Наверное, если бы попытались оторвать, руки бы выдернули. Первое, я подумал, а жив ли я по-настоящему, не получил ли увечья?! Попробовал, вроде ничего, тихо всё. Потом - руками, гляжу - вроде всё нормально.

Тут уже машины санитарные мчатся. Я начал вылезать, мне медсестра и врач тоже кричат: «Не вылазь! Не вылазь! Мы тебя сейчас вытащим». А я уже встал в кабине, и они мне помогли вылезти. Так вот хожу, и такое у меня состояние… Они быстро мне – нашатырный спирт, и отошёл я. Там уже кричат: «Лётчика! Лётчика! Кровь у него!» Сидоров ещё сидел в кабине лётчика. Он пристегнулся только поясом, а плечевыми ремнями не пристегнулся. И он ударился о приборную доску, зубы повыбил, ну, а так целый остался.

Был суд. Лётчика Сидорова приговорили к двум годам в тюрьму. И я был свидетель. Мне задавали коварные вопросы: «А ты бы что делал?!» И вот я рассказывал, что я бы делал.

И после этого я сказал инструктору: «Я боюсь летать в задней кабине». И как ко мне начали придираться и командир звена, и командир эскадрильи. Все проверяют на предмет отчисления. А я летаю, все нормально. Я сказал инструктору: «В задней кабине я летать не буду, я боюсь». Я прямо ему сказал. Ну и все.

Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • ******
  • Сообщений: 11168
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai


Курсанты Ейского ВМАУ с инструктором в морском гарнизоне на Ейской косе.




Курсанты Ейского ВМАУ



Курсанты Ейского ВМАУ Ткачёв Гавриил Васильевич и Сас... (не разб.) Павел
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

 


Статистика посещений Карты посещений сайта