В преддверии 100-летия Ейского Училища, немного о славных его выпускниках:
"Петр Сергеевич Сафонов - выпускник Ейского училища 49 г.(январь, фактичеки выпуск 1948 г.), летчик-истребитель 41-го иап ТОФ, кандидат в отряд космонавтов, первый командир отдельного корабельного противолодочного вертолетного полка.
Предлагаю отрывок из очерка "Жизнь-как полет", размещенного в рублике "Служили в морской авиации" газеты "Боевая вахта" от 3 июня 2006 г., написанный выпускником Ейского училища 49 г., Назипом Байбуриным, бывшем летчиком-истребителем 41-го иап ТОФ.
«С палубы корабля
Крейсеру «Москва» предстояло выйти в поход на морскую службу с эскадрильей вертолетов. Первый полет на крейсер состоялся 19 апреля 1967 года. Этот день дал старт созданию корабельной вертолетной авиации в нашей стране.
Пять месяцев длилась подготовка корабля и вертолетчиков к выполнению боевых задач. И только 19 сентября 1968 года ПКР «Москва» вышел в первый поход на боевую службу в Средиземное море с эскадрильей вертолетов на борту.
Ни у моряков, ни у вертолетчиков ещё не было достаточного опыта в практическом использовании палубного базирования для выполнения боевых задач. Все отрабатывалось до мелочей ещё до выхода в море. Не всегда это давалось легко. Вот один печальный момент: 1 апреля 1969 года шли полеты с палубы ПКР «Москва», который в свою очередь осуществлял маневрирование у береговой черты. Контрольные полеты с молодыми летчиками проводил первый заместитель командира полка летчик 1-го класса подполковник Георгий Мдивани. Это был уже тринадцатый по счету полет, и проверял он старшего лейтенанта Юрия Никольского. При заходе на посадку на палубу «Москвы» на высоте 70 метров отказала автоматика двигателя. Опыта посадки с одним работающем двигателем ещё не было. Как быть? Летчики включили противопожарную систему двигателя, раскрыли баллонеты (круглые надувные баллоны из твердой ткани, закрепленные на каждом колесе и предназначенные для посадки на воду) и решили садиться на воду - побоялись, что до корабля недотянут. Грубую ошибку допустил и инструктор: он выключил работающий двигатель ручкой, шаг – газ затяжелил винты, а следовало бы сделать обороты максимальными. В итоге – вертолет упал на воду, как камень. При грубом приводнении отлетели баллонеты, лишив вертолет плавучести. Юрий Никольский успел выпрыгнуть из кабины в воду, а Георгий Мдивани ударился головой о приборную доску, потерял сознание и ушел на дно вместе с вертолетом на глубину 90 м.
Вертолетчики переживали гибель боевого товарища, но тяжелее всех было командиру полка Петру Сафонову: он потерял своего заместителя и боевого товарища. А для Юрия Никольского с тех пор 1 апреля 1969 года стало вторым днем рождения. Кстати, впоследствии он был командиром вертолетного полка на Каче, а позже и на Дальнем Востоке.
Вертолетчики этого полка выполняли самые разнообразные задачи по охране морских рубежей и защите стратегических интересов нашего Отечества на просторах многих морей и океанов. Они принимали участие в учениях «Юг» (1971 год) и «Вымпел» (1972 год), обеспечивал высадку десанта в сложнейших условиях на учениях «Запад – 81», успешно выполнили правительственное задание по разминированию Суэцкого канала… Но, как считает сам командир полка, самой важной и столь же сложной явилась работа летчиков полка по спасению атомной подводной лодки К-19 и её экипажа, терпящего бедствие в Северной Атлантике."
Петр Сергеевич Сафонов был одним из первых кандидатов в отряд космонавтов. Участвовал в испытаниях ядерного оружия на Новой Земле.
Фотография начала 50-х, из архива выпускника 49-г.(ноябрь) Буренко В.Н.