Нашел в своих старых записях немного информации об 90 Отдельной дальне-разведывательной эскадрильи особого назначения, которая была сформирована на базе 967 ОДРАП ВВС СФ и участвовала в египетско-израильском конфликте 1960-х годов. Об это было немал сказано, но это материал, который коснулся меня лично, потому что хорошо знал командира этой эскадрильи.
90 Отдельная дальне-разведывательная эскадрилья особого назначения
Был август 1968 года, я служил на Байконуре и после гибели Владимира Комарова вновь начинались испытания кораблей «Союз». На осень планировался запуск первой непилотируемой пары кораблей. Меня послали в командировку в королёвские Подлипки (Сергея Павловича уже не было). Один из дней выдался трудным, долго задержался на заводе и только часам к девяти добрался до гостиницы ЦДСА, где обычно остановился. Буфет там работал до 12 ночи и я пошел поужинать. Шел, погруженный в свои мысли и почти столкнулся с каким-то мужичком. Про себя отметил, что он в тренировочном костюме, а он окликнул меня. Мужичок оказался Ваней Мирошниченко, с которым мы 14 лет тому назад одновременно начали службу в 967 Отдельном разведывательном авиационном полку (тогда он был еще 1733 Отдельным разведывательным авиационным полком) ВВС СФ. Прослужили вместе 4 года в одной эскадрилье. Из короткой беседы успел узнать, что он только что окончил авиационный факультет Ленинградской военно-морской академии и назначен командиром в/ч 99011 (967-й ОДРАП). А сегодня был на Военном совете у Главкома ВВС ВМФ. Извинившись за спешку, объяснил, что срочно нужно вылетать в Североморск.
А теперь несколько слов из интервью с Заместителем Командующего ВВС СФ В.И. Минаковым:
- Нас по тревоге вызвали в Москву. Мы на самолете прилетели, Кузнецов, я, член Военного совета Новиков Борис и летчик, командир полка, чтобы снять того командира полка, уже заранее приказали, а нового поставить. И нас заслушивают на Военном совете. Главком настолько был расстроен!
Этим летчиком, командиром полка был полковник Иван Митрофанович Мирошниченко. Он и возглавил 90-ю отдельную разведывательную авиационную эскадрилью особого назничения (90-я ОДРАЭ ОН).
В марте 1968 года между СССР и ОАР было достигнуто соглашение о размещении на ее территории 6 самолетов Ту-16Р для ведения разведки в Средиземном море. Местом базирования 90 ОДРАЭ ОН стал аэродром около Каира – Каир-Вест. Сюда 12 апреля 1968 года приземлились первые машины во главе с командиром эскадрильи подполковником Вячеславом Петрущенко.
Эскадрилья была сформирована из экипажей 967 ОДРАП Северного флота и подчинялась Главному военному советнику Министра обороны ОАР генералу П.Н. Лащенко. В оперативном подчинении она была у Командующего 5-й (средиземноморской) эскадры ВМФ СССР, который находился в Александрии. Самолеты-разведчики Ту-16Р выходили парами в Средиземное и Красное моря для вскрытия надводной обстановки. Основной целью являлись авианосные ударные группы 6-го флота США. Позже в составе эскадрильи появились самолеты, оборудованные станциями радиотехнической разведки СРС-4 («Квадрат-2»). Это дало возможность заниматься радиоперехватом и обнаружением израильских РЛС.
В 1968 году эскадрилью возглавил полковник Мирошниченко. Это произошло после того, как московской инспекции не понравились порядки в эскадрилье и дело дошло до Командующего ВВС ВМФ. Для наведения порядка туда был направлен заместитель Командующего ВВС СФ генерал-майор В.И. Минаков вместе с только-что назначенным новым командиром 967-го ОДРАП полковником Мирошниченко. Он и командовал этой эскадрильей следующие два года.
В это же время в состав эскадрильи вошла группа подполковника В.И. Голяна в составе трех противолодочных самолетов Бе-12 из 318-го Отдельного противолодочного авиационного полка ВВС ЧФ (аэродром Донузлав). Они оценивали возможности аппаратуры по обнаружению подводных лодок (пока на советских лодках). Уже в октябре были обнаружены две иностранных подлодки. Самолеты Бе-12 из-за малого радиуса действия заменили самолетами ИЛ-38.
В конце 1969 года эскадрилья пополнилась тремя самолетами-постановщиками помех Ан-12ПП и несколькими Ан-24 из 117-го ОАП радиоэлектронного противодействия (Шауляй). В апреле 1970 года на аэродром Сахара, под Асуаном, прибыли 4 самолета Ту-16П из 170-го МРАП - морского ракетоносного авиаполка ВВС БФ (аэродром Быхов). Они подчинялись командиру 90-й эскадрильи.
В сентябре 1970 года экипажи североморцев покинули Египет, а их место заняли экипажи из 943 МРАП (Октябрьское) ВВС ЧФ. В дальнейшем комплектация экипажей шла на базе Черноморского флота.
Осенью 1971 года в состав эскадрильи прибыли 10 ракетоносцев Ту-16К-11-16 с экипажами из 9-го гвардейского МРАП ВВС СФ. Сначала полк перевели из Североморска-1 на Остров-2, командовал группой полковник В.И. Колчин.
В 1972 году в связи с изменением политической обстановки в Египте по требованию Анвара Садата 90-я эскадрилья покинула Египет. Вместе с ней покинули Египет и экипажи 9-го ГМРАП, оставив все 10 ракетоносцев в 36-й эскадрилье ВВС Египта.
После Египта Иван Митрофановича направили на сужбу в ВВС Черноморского флота. По имеющимся у меня данным он погиб в автомобильной катастрофе.