Галя, этот эффект не наблюдается при живом просмотре, а только со снятых кадров кинокамерой.
Нет, Володя, не согласен. Этот эффект наблюдается на многих вращающихся объектах, имеющих СПИЦЫ (условно назовём однотипные радиальные объекты). Это и колёса машин, велосипедов, лопасти вентиляторов, турбин и в том числе самолёта. Эффект весьма прост. Представим что вращается ОДНА лопасть. Человек 24об/сек уже не видит, а вот если меньше то ты будешь её определять КАК БЫ всё время в одной точке. И когда от этой исходной (она разная даже для каждого человека!!!) скорости вращения чуточку, совсем малость добавить, то лопасть КАК БЫ медленно начнёт крутится вперёд. Чуть уменьшить - лопасть начнёт КАК БЫ крутится против вращения. А если две одинаковые лопасти? Правильно, скорость вращения, при которой ты фиксируешь лопасть 2 на месте лопасти 1 уменьшится вдвое, но и исходная останется в силе. Ну а при четырёх лопастях? Будет уже 4 скорости, при которых лопасти КАК БЫ останавливаются. А когда спиц больше... Вот и видишь как колёса машины при разгоне то крутятся вперёд, то назад то снова вперёд... Это и есть эффект обтюратора. А вот при съёмке он проявляется просто замечательно и очень наглядно. Там уж можно даже рассчитать скорость вращения объекта исходя из 24кадра в секунду для кино и 30к/с для видео.
Володь, неужто никогда не видел при живом просмотре, как колёса машины вращались в обратную сторону? Не верю!!!