Автор Тема: O лётчиках-штрафниках  (Прочитано 204643 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Правдолюб

  • Старший форумчанин
  • ****
  • Сообщений: 667
  • Предупреждения 0
  • Пол: Мужской
    • Герои страны
    • E-mail
Re: Специалист подобен .....
« Ответ #210 : 06 Март 2010, 08:48 »
После такого ответа засомневался, вспомнился Козьма Прутков по поводу надписи на клетке животного, ведь своими глазами видел ответ именно из ЦАМО (дан в начале 90-х).
Успокоился? когда прочитал в статье «Есть такая профессия — историю защищать»  ( forum.vgd.ru/188/18277/ ), что ошибается знаток-исследователь, каждую неделю посещающий ЦАМО.
Личные дела офицеров РККА до 1941 года ПЕРЕДАНЫ из ЦАМО РФ в РГВА... О.Георгии Рамазашвили могу рассказать многое, т.к. знаю его лично... Человек НЕНАВИДИТ ЦАМО РФ и готов идти на всё, чтобы насолить им...
А делал ли многоопытный начальник Музея П.Д.Осипенко запрос в РГВА? Вот то-то и оно...
А пи-пи я Вам говорил по поводу Вашей фальшивой фразы в мой адрес о И.А.Пышном... Но Вы сделали вид, что её не заметили...

Оффлайн GranD

  • Ветеран форума
  • *****
  • Сообщений: 1700
  • Предупреждения 0
  • Пол: Мужской
    • E-mail
  • Год выпуска: 1974
  • Скайп: grand53
Re: O лётчиках-штрафниках
« Ответ #211 : 06 Март 2010, 15:20 »
Разные цели применения истребителей. У союзников основная задача – отгонять истребители противника от армад бомберов, не ввязываясь в маневренный бой. Вот и все.
Цель у истребителей общая- не дать прицельно отработать бомберам противника и обеспечить работу своих бомберов. Методы выполнения этой задачи, тактические приемы, в разных условиях отличаются. В том числе от того, на чьей стороне превосходство. Когда одна сторона справляется более успешно, говорят о господстве в воздухе и достигается оно усилиями всех видов авиации. Так что делить летчикам ИА, БА, ША, вроде бы нечего. Разве что баб...

Оффлайн GranD

  • Ветеран форума
  • *****
  • Сообщений: 1700
  • Предупреждения 0
  • Пол: Мужской
    • E-mail
  • Год выпуска: 1974
  • Скайп: grand53
Re: O лётчиках-штрафниках
« Ответ #212 : 06 Март 2010, 19:56 »
Гранд, Ваша мысля так глубоко запрятана, что я (по глупости своей) ничего не понял. Объясните еще раз.
Попробую.
Разные цели применения истребителей.
????????????
У союзников основная задача – отгонять истребители противника от армад бомберов
Это основная задача и у наших истребителей, прикрывающих бомберы.
... не ввязываясь в маневренный бой.
А это как карта ляжет, т.е. условия. Если у противника перевес в колличестве и качестве самолетов, то чё там маневрировать, задачу выполнять надо.

Нефедов

  • Гость
Re: Слаю поздравление
« Ответ #213 : 21 Март 2010, 23:47 »
Георгий! Прочитал на другой ветке поздравления тебя с днём рождения, молодцы, помнят, знают и уважают.
Я не буду повторяться, прочитай моё поздравление от 05.02.2010 года  в 20:13.
Пусть всё у тебя получается!
Мы ещё за это  %6 %6  Не сомневаюсь!

Нефедов

  • Гость
Re: Таран колёсами шасси
« Ответ #214 : 23 Март 2010, 21:23 »
Дмитрий Грановский, считающий, что Иван Евграфович Фёдоров представляет собирательный образ лётчиков,  в чём то  справедлив. Добавлю, что Евграфович представляет собирательный образ, состоящий не только из советских лётчиков, но и военлётов погибшей империи, т.е. лётчиков Первой мировой войны.
Пример.
Фёдоров рассказывает журналистам о таранах колёсами шасси и главные специалисты по критике Евграфовича, лётчики Степан Микоян и Александр Щербаков на весь мир, методом открытого письма,  обнародуют своё мнение по данной «байке»: « Метод тарана выпущенными колёсами шасси может вызвать только ироническую улыбку”. С резкой критикой данного мнения двух Героев Советского Союза, выступил с ответным письмом друг Фёдорова Вячеслав Родионов и некоторые поклонники выдающегося лётчика-истребителя:
http://russk.ru/st.php?idar=113857
Кто прав? Был в истории авиации такой метод? Оказывается не только был, но о нём советским лётчикам в бытность обучения Ивана Фёдорова  ремеслу истребителя, целеустремлённо рассказывали преподаватели на примере Петра  Нестерова, автора мёртвой петли и практического разработчика метода первого тарана колёсами шасси:
http://www.oldbooks.ru/content/articles/index.php?article=144863935

А может быть Иван Фёдоров, рассказывая журналистам о методе тарана колёсами шасси, отдаёт дань памяти русскому лётчику Петру Нестерову, тактично призывая вспомнить, что авиация была и до 1917 года? И ненавязчиво отдаёт дань памяти Нестерову, рассказывая о своих, теоретически нереальных, трёх мёртвых петлях  под Нижегородским мостом перед самовольным отлётом на фронт? Может по тёркински мудр собирательный образ русских лётчиков Евграфыч? Вот и сейчас мы окунулись с его подачи в историю авиации и помянули наших весьма достойных предков времён царской России.
http://www.peoples.ru/military/aviation/aleksandr_kozakov/index.html


Оффлайн Правдолюб

  • Старший форумчанин
  • ****
  • Сообщений: 667
  • Предупреждения 0
  • Пол: Мужской
    • Герои страны
    • E-mail
Не нужно судить обо всех по себе...
« Ответ #215 : 23 Март 2010, 22:25 »
Может по тёркински мудр собирательный образ русских лётчиков Евграфыч? Вот и сейчас мы окунулись с его подачи в историю авиации и помянули наших весьма достойных предков времён царской России.
Да-а-а... Оказывается окунуться в историю авиации можно только с подачи умелого рассказчика-тёркина! Браво!
Не судите только обо всех по себе... Или МЫ - это Вы лично?
Сомневаюсь, что Галина, Павел Левшов, Сергей и многие другие окунулись в историю авиации только благодаря И.Е.Фёдорову...

Оффлайн Влaдимир

  • Ветеран форума
  • *****
  • Сообщений: 5946
  • Предупреждения 0
  • Пол: Мужской
    • Сайт выпускников ЕВВАУЛ
    • E-mail
  • Год выпуска: 1986
  • Скайп: vladbw
Re: O лётчиках-штрафниках
« Ответ #216 : 24 Март 2010, 20:31 »
убрал все сообщения, относящиеся к спору, который привел к переходу на личности.
без комментариев...

Оффлайн Правдолюб

  • Старший форумчанин
  • ****
  • Сообщений: 667
  • Предупреждения 0
  • Пол: Мужской
    • Герои страны
    • E-mail
И это Вы называете обсуждением темы?
« Ответ #217 : 24 Март 2010, 23:14 »
Николай! Вы не правы...
Ещё 5 лет назад я первым поднимал в ЦАМО РФ личные дела ВСЕХ лётчиков-штрафников, чьи фамилии называл И.Е.Фёдоров и тех, кто стал известен благодаря поискам Александра Медведя. Так что про "замыливание темы" - это не ко мне...
Меня удивляет другое - ну зачем всё зацикливаться на И.Е.Фёдорове? Почему напрочь забыт аналогичный командир штрафников П.Ф.Забавских? Потому что умер и неинтересно рассказывал?
Я уже выкладывал его биографию на старом форуме. Какая реакция была? Да никакой! А ведь живы его дети, есть фото... Кто-то их расспросил, что-то узнал? Даже не подумал! Все зациклены только на Ивана Евграфовиче Фёдорове.
Кто-то подумал пообщаться с дочерью С.Т.Хохлушкина, чтобы узнать: был или не был в действительности его фронтовой дневник? Есть ли ещё какие-то сведения о его службе в штрафниках? Тоже никто даже не задумался над этим...
Кто-то хоть один поехал в ЦАМО РФ смотреть документы штрафных АЭ? Увы, даже желания ни у кого не возникло...
Ну и о каком ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ лётчиков-штрафников можно здесь говорить? Всё изучение темы сводится к мусоленью баек Ивана Евграфовича (в большинстве своём имеющих весьма далёкое отношение к действительности)...

Оффлайн Правдолюб

  • Старший форумчанин
  • ****
  • Сообщений: 667
  • Предупреждения 0
  • Пол: Мужской
    • Герои страны
    • E-mail
Ейских не встречалось...
« Ответ #218 : 25 Март 2010, 00:46 »
Единственное, что нужно бы сделать, чтобы поставить точку, так это выяснить, были ли среди штрафников- авиаторов Ейские и кто. Но здесь, Андрей, вся надежда на тебя.
Среди изученных (не только мною) на сегодня личных дел и документов штрафников ейских выпускников пока не втретилось...
Документальных подтверждений о пребывании Г.Д.Костылева в штрафбате также пока не найдено.

Оффлайн Правдолюб

  • Старший форумчанин
  • ****
  • Сообщений: 667
  • Предупреждения 0
  • Пол: Мужской
    • Герои страны
    • E-mail
По поводу А.И.Скнарёва
« Ответ #219 : 25 Март 2010, 07:41 »
Галина! Я прочитал про А.И.Скнарёва...
Но все его документы хранятся в ЦВМА. Так что это к тебе просьба поднять его личное дело. :)

Оффлайн Правдолюб

  • Старший форумчанин
  • ****
  • Сообщений: 667
  • Предупреждения 0
  • Пол: Мужской
    • Герои страны
    • E-mail
Иван Семергей
« Ответ #220 : 27 Март 2010, 08:00 »
Только фамилия не Семертей, а СемерГей...

СЕМЕРГЕЙ
Иван Михайлович
1916-1943

Родился 14 (27) сентября 1916 года на хуторе Сосык Краснодарского края. В 1933 окончил 8 классов школы, в 1936 – 2 курса института.
В армии с августа 1936. В 1939 окончил Сталинградскую ВАШЛ. Служил в Киевском военном округе.
Участник Великой Отечественной войны с 1941. Был командиром звена, заместителем командира авиаэскадрильи 596-го легкобомбардировочного (затем – ночного бомбардировочного) авиационного полка (Юго-Западный фронт). Совершил 140 боевых вылетов на По-2.
С 6.09.1942 – командир штрафной АЭ при 272-й НБАД.
С января 1943 – инспектор по технике пилотирования 272-й (с марта 1943 – 2-й гвардейской) ночной бомбардировочной авиационной дивизии. Воевал на Южном фронте.
Погиб при катастрофе самолёта 28 (по другим сведениям – 29) марта 1943 года. Похоронен в городе Ейск Краснодарского края, в сквере имени М.Горького.
Воинские звания: лейтенант – 1939, старший лейтенант – 24.04.1942, капитан – 15.01.1943.
Награждён орденами Красного Знамени, Отечественной войны 2-й степени:
орден Красного Знамени – 17.06.1942 (за боевые вылеты)
орден Отечественной войны 2-й степени – 07.01.1943 (за боевые вылеты в штрафной АЭ)
« Крайнее редактирование: 28 Март 2010, 00:20 от Николай »

Оффлайн Правдолюб

  • Старший форумчанин
  • ****
  • Сообщений: 667
  • Предупреждения 0
  • Пол: Мужской
    • Герои страны
    • E-mail
А.А.Караев перезахоронен в Владикавказе
« Ответ #221 : 09 Апрель 2010, 21:57 »
2. Если Вы сообщите, кто в Грозном займется восстановлением памятника на могиле А. Караева к 9 мая 2010 года, и сообщите счёт и другие реквизиты, я в течение суток вышлю 5 тыс. рублей.
9 апреля 2010 года Александр Акимович Караев перезахоронен на Аллее Славы Красногвардейского парка в Владикавказе. Счастлив, что сделанное мною фото, переданное в осетинскую прессу, позволило привлечь внимание к этому человеку и добиться его перезахоронения.
http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?id=4656

Оффлайн Слай

  • Spe Fretus
  • Ветеран форума
  • *****
  • Сообщений: 2983
  • Предупреждения 0
  • Пол: Мужской
  • Fuimus
Re: O лётчиках-штрафниках
« Ответ #222 : 11 Апрель 2010, 19:02 »
                                                                Обожженные небом .

Крылатые штрафники: быль и легенды.

Полковник юстиции Андрей МОРОЗ.




     НЕ МОГУ не поделиться мыслями по поводу документального телевизионного фильма «Сталинские соколы. Крылатый штрафбат», который был показан каналом «Россия» в дни, когда мы всем народом, масштабнее и торжественнее, чем обычно, отмечали очередную, пока не юбилейную, годовщину Победы в Великой Отечественной войне. Теперь фильм, созданный трудами Олега Чернова, Алексея Черепанова, Натальи Школьниковой и Елены Емельяновой, представлен в Интернете и с ним при желании может ознакомиться любой.
     В представлении фильма говорится, что в знаменитом приказе Сталина № 227 от 28 июля 1942 года, предписывавшем сформировать в пределах фронтов и армий штрафные батальоны и роты, якобы упоминались и штрафные авиаэскадрильи. Но в приказе, получившем образное название «Ни шагу назад!», мы не найдем и намека на это. Авиаторы упоминаются в нем лишь через запятую:
     «Чего же у нас не хватает? Не хватает порядка и дисциплины в ротах, батальонах, полках, дивизиях, в танковых частях, в авиаэскадрильях. В этом теперь наш главный недостаток».
     Второе упоминание в последних строчках приказа: его надлежало прочесть во всех ротах, эскадронах, батареях, эскадрильях, командах, штабах.
     В только что сформированных воздушных армиях приказ НКО СССР № 227 не только прочли там, где предписывалось, но и обсуждали на митингах и собраниях. Как видно из донесений, пилоты, инженеры, техники и механики говорили о том, чего от них ждали. О персональной ответственности и готовности, если это будет оправдано ситуацией, даже пойти на таран. Но неординарный, неожиданный по тону и языку, волнующий, тревожащий душу приказ, несомненно, обсуждался и в неформальных беседах.
     Штрафбат - это забота военного совета фронта, штрафрота - общевойсковой армии. Заградотряды к аэродромам не приставишь. И как же искупить вину пилоту, дрогнувшему в воздушном бою, сбросившему не там, где полагалось, бомбы? Если с винтовкой в стрелковой цепи, то разумно ли это? И кого куда направлять? Получалось, что летчика в звании младшего лейтенанта - в штрафной батальон, а его ведомого или ведущего в звании сержанта (а таких была почти половина) - в штрафную роту. Неужели пилот, технический специалист не могут загладить вину, вернуть себе звание, награды и честь, сражаясь по-прежнему в небе, обслуживая обученными руками технику на аэродроме?
     А веду я к тому, что идея штрафных эскадрилий родилась и окрепла в среде самих авиаторов. Пока это еще никому не удалось подтвердить архивными документами, но их комплексное изучение убеждает, что было именно так. Подчеркнуто лаконичные директивы центра по этому поводу носят скорее разрешительный характер: попробуйте, но под свою ответственность. Если идея дискредитирует себя, если кто-то из летчиков, оскорбленных и униженных статусом штрафника, перелетит к противнику, приземлится где-то за линией фронта, чтобы дезертировать, с вас и весь спрос.
     Во всяком случае правовую базу под штрафные авиаэскадрильи, под ШЭ, как их сокращенно называли в бумагах, авиаторы подводили сами. Соответствующие положения разрабатывались штабами воздушных армий, утверждались командующими и военными комиссарами и в каждой из армий имели особенности.
     Сегодня мы впервые в полном объеме ознакомим читателей «Красной звезды» с секретным для военного времени документом, действовавшим в 8-й воздушной армии. Той самой, которая сражалась в небе Сталинграда.
     Этот правовой акт, между прочим, был введен в действие на три недели раньше, чем нарком обороны приказом № 298 довел до Красной Армии Положение о штрафном батальоне и Положение о штрафной роте, утвержденные Г.К. Жуковым, тогда еще генералом армии. Так что военному совету 8-й воздушной армии и ориентироваться было не на что.
     Не будет лишним поразмышлять над тем, кто подводил юридические основы под штрафную эскадрилью. Что это за демоны? Проект положения выпало готовить генерал-майору авиации Якову Степановичу Шкурину, первому начальнику штаба 8-й воздушной армии. Драматические испытания выпали на его долю в первые месяцы Великой Отечественной. В должности начальника штаба ВВС Юго-Западного фронта он под Пирятином вместе с общим штабом фронта попал в окружение. Вырывался из западни в составе небольшой группы пограничников с карабином в руках. При попытке переправиться через реку Сула был ранен. Спутники вынесли его на руках. В деревне Яхники - все это выписываю из совершенно секретной справки - Шкурин переоделся в крестьянскую одежду, спрятал в ботинок удостоверение личности и первый лист партбилета (остальное отделил, чтобы в случае гибели враг не мог использовать документ). Таким вот - изможденным, оборванным и бородатым - и вышел через 45 суток из окружения на участке обороны 1-й гвардейской стрелковой дивизии под Лебедином.
     Утвердившие Положение о штрафной эскадрилье генерал-майор авиации Т. Хрюкин и бригадный комиссар А. Вихорев тоже не демоны. Тимофей Хрюкин воевал в небе Китая, Испании, участвовал в атаке на японский авианосец. Еще в 1939 году стал Героем Советского Союза. Его однокашник по Луганской военной школе пилотов Александр Вихорев проверял себя как летчика в войне с Финляндией. Знали эти люди, как даются победы в небе, могли отличить реальную вину пилота или техника от мнимой, умозрительной.
     Если же мы ознакомимся с положениями о штрафных эскадрильях, разработанными в других воздушных армиях, то точно так же увидим на их оригиналах автографы заслуженных и авторитетных авиаторов - Михаила Громова, Сергея Горюнова, Константина Вершинина...
     И зачем же им, спросит читатель, эти штрафные эскадрильи понадобились? Ответ дан выше, в пункте 1 публикуемого положения: «Чтобы предоставить возможность...» И не надо чего-то искать между строк, высмеивать юридическое несовершенство формулировок.
     ДАВАЙТЕ именно через призму этого положения проаналируем один из фрагментов телефильма «Сталинские соколы. Крылатый штрафбат».
     Авторы фильма предлагают зрителю печальную историю, приключившуюся с летчиком старшим сержантом Алексеем Андреевичем Панкратовым. Однажды в 811-й штурмовой авиаполк 206-й штурмовой авиадивизии, где он служил, приехала бригада артистов. И была в ее составе удивительной красоты девушка-ленинградка, которую Алеша Панкратов полюбил с первого взгляда. Рослый, статный, с открытым и улыбчивым лицом, пилот приглянулся и актрисе. Но не остался, как повествуют с экрана, равнодушным к приезжей красавице и командир эскадрильи. Обделенный ее вниманием, обуреваемый ревностью, он затаил обиду на Панкратова. И когда соперник, возвращаясь из очередного боевого полета, на посадке повредил самолет, сделал все от него зависящее, чтобы тот оказался в штрафной эскадрилье.
     Таким, во всяком случае, далекое уже прошлое представлялось все эти годы родным Панкратова, его супруге. После смерти мужа она сожгла письма актрисы мужу. И теперь, сожалеют создатели фильма, ее имени нам уже никогда не узнать. Она могла быть и такой. На экране обаятельное лицо. И такой - еще один светлый лик. И такой...
     Имя девушки, которая на фронте одарила летчика Панкратова теплом и надеждой, нам действительно никогда не узнать. А вот имя комэска, который на почве ревности будто бы предал боевого товарища, узнать нетрудно. Только никаких упреков он не заслуживает.
     Алексей Панкратов разбил самолет не на посадке, а при взлете. Происшествие детально описано разными должностными лицами в четырех архивных документах.
     12 октября 1942 года, взлетая в предрассветных сумерках с аэродрома Заплавное под Сталинградом, старший сержант Панкратов начал уклоняться влево от направления взлета, осознав ошибку и возможные последствия, попытался поднять в воздух самолет, еще не набравший нужной для этого скорости. Штурмовик ударился о грунт левой стойкой шасси, покрышка лопнула, и машина с работающим двигателем упала на фюзеляж. «Самолет подлежит заводскому ремонту, куда и отправлен, - доносил заместитель командира полка по политчасти майор Голбан в политотдел армии. - Панкратов вину признал. Заслушан на заседании комсомольского бюро с объявлением взыскания. Решением командира дивизии и приказом командующего 8-й ВА разжалован в рядовые и направлен в штрафную эскадрилью».
     К сказанному не будут лишними два дополнения. Первое: уклоняясь от курса взлета, старший сержант Панкратов опасно сблизился с самолетами на стоянке, а на его Ил-2 было шесть стокилограммовых авиабомб. И второе, более развернутое и, пожалуй, более существенное: за несколько дней до этого аварийного взлета, 1 октября, командующий 8-й ВА доносил заместителю наркома обороны СССР по авиации Александру Новикову: в армии осталось всего 246 исправных самолетов - истребителей, штурмовиков, бомбардировщиков и прочих. А противостояла армии армада из 250 истребителей люфтваффе. Из-за ошибки Алексея Панкратова при взлете в хозяйстве генерала Тимофея Хрюкина стало одним исправным самолетом меньше.
     В то трудное время летчиков-штурмовиков отправляли в полет с бомбовой перегрузкой, поручали им патрулирование и даже перехват бомбардировщиков врага. Истребители поднимались в небо тоже с бомбами, за что пилотам полагалось дополнительное денежное вознаграждение. На разведку запрещалось лететь без бомб.
     Осмысливая ситуацию, спросим себя: что ждало комсомольца старшего сержанта Панкратова, если бы в 8-й ВА к тому моменту не было спасительных штрафных эскадрилий? Конечно же, скорый на руку трибунал.
     «КРЫЛАТЫЙ штрафбат» пронизан и обстоятельным рассказом об однополчанине Панкратова младшем лейтенанте Семене Тимофеевиче Хохлушкине. Правда, отбыл он свое в штрафниках еще до того, как с Алексеем приключилась беда на взлете. Перевоспитывал же их, если так можно выразиться, один и тот же комэск - старший лейтенант, а затем капитан Петр Федосеевич Забавских. Человек - это чувствуется на расстоянии, через пожелтевшие от времени архивные документы - удивительно чуткий и отзывчивый. Какие слова он, летчик, а не литератор, находил, чтобы возвысить своих провинившихся подопечных! Они, вернувшие себе звания, награды и честь, уходили от него, а он в рапортах, донесениях все еще с долей гордости упоминал их как оправдавших доверие Родины.
     Это стараниями старшего лейтенанта Забавских пилот Семен Хохлушкин убыл из штрафников с повышением в должности - заместителем командира обычной, строевой эскадрильи.
     Причина, из-за которой Хохлушкин попал в штрафники, в документах изложена жестко: «...не выполнил боевую задачу по трусости».
     И только из фильма «Крылатый штрафбат», в котором воспроизведены строки из послевоенного дневника Семена Тимофеевича, узнаем: на его Ил-2 над целью не сработали бомбодержатели. Пришлось с бомбами вернуться на аэродром. Хохлушкин, мысленно возвращаясь в прошлое, отмечает в дневнике: подвел, конечно же, механик по вооружению, но ведь и он, пилот, обязан был проверить все перед вылетом.
     Как бы там ни было, но пехота в очередной раз не получила поддержки с воздуха. Возможно, командир 206-й штурмовой дивизии, направляя младшего лейтенанта Хохлушкина в штрафники, не вник в детали, погорячился. А если бы тщательнее во всем разобрался, то в 8-й ВА все равно стало бы одним штрафником больше: искупать вину пришлось бы солдату-механику. Как раз в те дни командир соседней, 268-й истребительной авиадивизии полковник Б.А. Сиднев определил в штрафную эскадрилью красноармейца-механика, который забыл перед вылетом зарядить пушку на Як-1, что вынудило пилота с позором выйти из боя.
     Что для Хохлушкина, для Панкратова означал перевод в штрафники в практическом плане? К их полку двухэскадрильного состава была прикреплена третья эскадрилья - штрафная. Вместе летали, питались в одной столовой, знали друг друга по имени. Вот в эту «прицепную» эскадрилью, сняв с петлиц знаки различия, и перенесли вещички сначала Семен, а позднее Алексей.
     Авторы фильма «Крылатый штрафбат» полагают, что после этого Хохлушкина, Панкратова, как и всех других пилотов-штрафников, использовали на износ, отметая всяческие летные нормы. В киноряд включены кадры фронтовой кинохроники, когда вернувшегося из полета пилота товарищи эвакуируют из кабины Ил-2, поскольку он не в состоянии покинуть ее самостоятельно. Эпизод сопровождают слова: такими вот возвращались после боевой работы летчики-штрафники, которых обязывали выполнять до пяти боевых вылетов в сутки.
     Это заблуждение. Может, командованию и хотелось бы так применять проштрафившихся авиаторов, да не позволяли обстоятельства. Делайте выводы сами: Алексей Панкратов служил в штрафной эскадрилье с 14 октября по 2 декабря 1942 г. - полтора месяца. И за это время, как сказано при его реабилитации в приказе по 8-й ВА № 0121, «произвел 8 успешных боевых вылетов, отлично выполняя задания командования».
     В штрафной штурмовой эскадрилье самолеты были предельно изношенными, израненными в небе. Эскадрилья, как и две другие в 811-й штурмовом авиаполку, не всегда была обеспечена горючим, бомбами. Думается, что Алексей Панкратов был готов и к более интенсивной боевой работе. Не получалось.
     Летом, когда самолеты штрафной эскадрильи были поновее, не столь латаными-перелатаными, они поднимались в воздух чаще. Семен Хохлушкин за два месяца успел совершить 14 боевых вылетов, его друг, такой же штрафник младший лейтенант Николай Васильевич Холипский, - 10.
     А документальный кадр с летчиком-штурмовиком, которого товарищи извлекают из кабины, - правда. И одного боевого вылета хватало, чтобы пилот вернулся обессиленным, опустошенным, а случалось, и надломленным.
     5-6 боевых вылетов в сутки авторы «Крылатого штрафбата» не придумали - они применили число не по адресу. Среди штрафников действительно были пилоты, выполнявшие до шести боевых вылетов за ночь. Только летали они не на Ил-2, а на У-2 или Ут-2, легендарном «кукурузнике», которому только после смерти его создателя в 1944 году присвоили более почетное наименование - По-2. Те пилоты искупали вину в штрафной эскадрилье, прикрепленной к 272-й ночной легкобомбардировочной авиадивизии. Именно та дивизия, имевшая на вооружении 65 машин, первой в 8-й ВА завоевала звание гвардейской.
     В том же самом приказе по 8-й воздушной армии, которым Алексей Панкратов при восьми боевых вылетах признан искупившим вину, упомянуты два пилота бомбардировочной штрафной эскадрильи - красноармейцы Мухамедзян Ахмедзянович Шарипов и Кузьма Васильевич Волков. Первый на У-2 произвел 94 успешных боевых вылета, второй - 75. Первому по искуплении вины возвращалось звание батальонного комиссара, второму - старшего политрука. Провинившихся политработников, между прочим, наказывали строже, чем кого-либо.
     Бывало и так, что летчики-штрафники первыми применяли какие-то неожиданные, нетрадиционные тактические приемы. Пилоты У-2, летая парой, обычно заходили на цель, снижаясь с разных направлений с приглушенными моторами. А вот в одну из ночей упомянутый выше Шарипов, будучи в паре ведущим, при подлете к цели намеренно перевел двигатель в режим, при котором шума побольше, вынудил немцев включить прожекторы и вызвал зенитный огонь на себя. Ведомый же, Волков, как и было оговорено перед вылетом, бесшумно снизился и положил 230 килограммов бомб с точностью, которая другим типам самолетов была недоступной.
     Стрелками-бомбардирами на У-2 летали как штрафники, так и не штрафники. А вот такой специальности, как воздушный стрелок, в штурмовых полках 8-й воздушной армии, а следовательно и в штрафной штурмовой эскадрилье, не было. Летом сорок второго, когда 8-я ВА только формировалась, несколько Ил-2 силами инженерной службы армии были переоборудованы в двухместные. Нашлись добровольцы, испытавшие себя в качестве воздушного стрелка. Но в дальнейшем боевая обстановка для 8-й ВА складывалась столь неблагоприятно, что совершенствовать Ил-2 уже не было возможности. Ни у Хохлушкина, ни у Панкратова пулеметчика за спиной не было. А вот Шарипов и Волков летали не в одиночестве - с помощником. Иногда это были штрафники-офицеры. Так, лейтенант Александр Акимович Сапатов, разжалованный в красноармейцы за недисциплинированность, совершил, как гласит приказ, 113 успешных боевых вылетов, из них 91 - на защиту Сталинграда, поднимаясь в воздух по 5-6 раз за ночь, иногда с разными пилотами. Парень, что называется, был нарасхват.
     В ТЕЛЕФИЛЬМЕ, как, впрочем, и в этих заметках, внимание сфокусировано на штрафниках. У зрителя, читателя может сложиться мнение, что штрафные эскадрильи, по крайней мере в 1942 году, были заметным явлением в ВВС. В действительности было не так. Та же 8-я воздушная армия под Сталинградом имела в своем составе до ста и более эскадрилий. И только три из них, разбросанные по разным дивизиям, были штрафными. Не стоит удивляться, когда один из фронтовиков - собеседников авторов фильма говорит, что узнал о наличии летчиков-штрафников случайно, от более сведущего товарища, а другой - с Золотой Звездой Героя на груди - десятилетями сомневался, что такие были.
     Штрафные эскадрильи, хотя и использовались для решения особенно опасных задач, существенного влияния на боевые действия оказать не могли. Не стоит преувеличивать и их воспитательную роль. А вот сберечь доброе имя, избежать судебной ответственности, приговора с отсрочкой его исполнения до окончания войны нескольким сотням летчиков, штурманов, инженеров, техников и механиков они помогли.
     Нет оснований считать штрафную эскадрилью и эдаким подразделением смертников. За время существования при 811-м штурмовом авиаполку, то есть за четыре с лишним месяца, памятная Хохлушкину и Панкратову ШЭ потеряла трех пилотов. Не больше, чем соседние строевые. Не вернулись с боевого задания старшина И.И. Елисеев и капитан П.И. Гращенко, а сержант И.Я. Ковалев был сбит Ме-109, свободным охотником, при перебазировании на новый аэродром и вместе с самолетом сгорел. (Капитан Гращенко, сбитый над целью, в январе 1943 г. вернулся в дивизию.)
     Можно сказать, что штрафные эскадрильи упразднила сама жизнь. Когда 811-й штурмовой авиаполк отправляли на переформирование в Приволжский военный округ, в 1-ю Краснознаменную запасную авиабригаду, то штрафную эскадрилью, словно прицепной вагон, отсоединили и прикрепили к другому полку той же 206-й авиадивизии. Так вот, в тот момент в ШЭ искупал вину всего... один пилот-штрафник.
     И еще имеющая отношение к теме разговора деталь. Командиру дивизии перед отправкой полка в тыл разрешили оставить в соединении лучших пилотов. Среди отобранных был и недавний штрафник младший лейтенант Семен Хохлушкин. Выходит, ценил Семена Тимофеевича полковник В.А. Срывкин.
     В фильме проводится мысль, что пребывание в штрафниках - позор, несмываемое пятно на всю оставшуюся жизнь. Утверждается, что искупивших вину летчиков затем обделяли наградами. Никто из их числа не представлялся к званию Героя.
     Да, штрафники в наградах теряли. Боевые вылеты в статусе штрафника, сбитые при этом самолеты учитывались, но на боевой счет пилота не заносились. Тем не менее прошедшие испытание штрафной эскадрильей свое наверстывали.
     Убедительный пример - тот же Алексей Панкратов. Его послевоенный друг рассказывает в фильме, что Панкратову, сбитому уже далеко от Сталинграда и попавшему в плен, удалось сберечь награды, в том числе орден Ленина, зашив их в брюки. Ничто, как видим, не помешало командованию представить пилота из бывших штрафников к столь высокой награде, как орден Ленина. Могли бы наградить орденом Красного Знамени - своей властью, на месте. Так нет, собрав по вертикали уйму подписей, направили реляцию в Москву.
     Я без труда нашел в газете Указ Президиума Верховного Совета СССР от 17 июня 1943 г., в котором под номером 8, по алфавиту, числится старший сержант Панкратов Алексей Андреевич.
     Представляю, сколько раз Алексей перечитывал этот указ и как ему хотелось, чтобы газета с ним попалась на глаза ей, любимой.
     То, что человек сберег награды в баварских каменоломнях, в аду, - лучшая ему аттестация!
     Как, скажем, и его сослуживцу по 8-й воздушной армии гвардии лейтенанту Георгию Исмаиловичу Тавадзе. В августе сорок третьего Георгий тоже вылетел на боевое задание с орденами на гимнастерке. В неравном бою Як-1 сбили. Контуженный, раненный в руку и ногу пилот приземлился на парашюте в чистом поле. Пока немецкие мотоциклисты пылили к нему, успел прибинтовать к раненой ноге под коленом свои ордена и через две недели, бежав из немецкого госпиталя, вернулся в полк с костылем, обшарпанным, но при наградах.
     Летчики из бывших штрафников удостаивались и звания Героя Советского Союза: Алексей Решетов, Иван Занин... А бывало и так, что Золотая Звезда не спасала пилотов от штрафных частей, именно их - отдельных стрелковых: Георгий Костылев, Филипп Герасимов... К тому времени штрафных эскадрилий уже не было.
     Штрафная эскадрилья для летчика - разумеется, драма, несчастье. А вот плен - это уже трагедия. Судьба Семена Хохлушкина, судьба Алексея Панкратова омрачены пленом. Победу им выпало встретить далеко от фронта, на Западе.
     К приказу Сталина № 227 от 28 июля 1942 г. нам лучше бы относиться так, как относились и относятся к нему фронтовики, - с учетом остроты обстановки, масштаба опасности, грозившей Отечеству, особенностей момента. С пониманием.
     Осуждения, мне кажется безоговорочного, заслуживают другие правовые акты далекого уже от нас времени - Постановление ГКО от 16 июля 1941 г. и приказ Ставки ВГК № 270 от 16 августа 1941 г. Вот где прямое продолжение предвоенной репрессивной политики. Именно в этих документах попавшие в плен приравнены к предателям. В них что ни слово, то неправда, несправедливость, легко читаемое раздражение и жестокость.
     Приказ № 227 Хохлушкин, Панкратов, судя по всему, читай тот же послевоенный дневник, поняли и приняли. Более ранний приказ № 270 тоже, конечно, поняли. Но до конца своих дней принять так и не смогли.
     
* * *

     В те же майские дни, в одни и те же часы мы вновь смогли посмотреть нестареющую ленту «В бой идут одни «старики». На этот раз обновленной - в цвете. Но эта романтическая кинопоэма, согласитесь, и раньше казалось нам многоцветной. В ней есть все то же, что и в «Крылатом штрафбате», - победы и поражения, встречи и прощания, удаль и страх, радость и горе. Тема штрафников, конечно, не радужная. Но и не черная. Важно, что ищем мы и собираемся искать дальше на малоизвестных страницах войны. Леонид Быков, земля ему пухом, искал огонь...
     


     
Секретно
Военный комиссар Армии
бригадный комиссар Вихорев

     
«Утверждаю»
Командующий 8-й Воздушной армией
генерал-майор авиации Хрюкин

     6 сентября 1942 г.
     


     
                                  ПОЛОЖЕНИЕ О ШТРАФНЫХ ЭСКАДРИЛЬЯХ

     1. Задача организации штрафных эскадрилий заключается в том, чтобы предоставить возможность летчикам, стрелкам-бомбардирам, техникам и механикам, уличенным в саботаже, проявлении элементов шкурничества и уклоняющимся от выполнения боевых заданий, путем выполнения ответственных боевых заданий на самых опасных участках и направлениях искупить свою вину перед Родиной.
     2. Направляются в штрафные эскадрильи летчики, стрелки-бомбардиры, техники и механики независимо от занимаемых должностей распоряжением командира дивизии с последующим оформлением и отдачей приказа по летному составу Воздушной армии.
     Отчисление из штрафных эскадрилий и перевод штрафников в строевые части осуществляется решением командующего Воздушной армией по предоставлению командиров дивизий также с отдачей приказом по личному составу Воздушной армии.
     3. Штрафные эскадрильи создаются трех типов:
     а) истребительная с включением самолетов Як-1 и ЛАГГ-3;
     б) штурмовая на Ил-2;
     в) легкобомбардировочная на самолетах У-2.
     Каждая эскадрилья содержится по штату (не отдельной эскадрильей) 10-самолетного состава. Эскадрильи подчиняются непосредственно командиру той дивизии, в которой они оформлены решением командования Воздушной армии.
     4. Руководящий состав штрафной эскадрильи:
     - командир эскадрильи;
     - военком эскадрильи;
     - заместитель командира эскадрильи;
     - старший адъютант;
     - старший техник
     назначается не из штрафников.
     Остальной командный, рядовой, летный и весь технический состав укомплектовывается за счет военнослужащих-штрафников.
    5. Вся боевая работа штрафников тщательно учитывается командованием эскадрильи и командованием дивизии. Эти учетные данные служат основанием для возбуждения ходатайства перед командованием Воздушной армии об отчислении из штрафной эскадрильи и переводе в строевые части.
     6. При неукомплектованности бомбардировочной штрафной эскадрильи стрелками-бомбардирами командиру дивизии разрешается замещать эти должности стрелками-бомбардирами не штрафниками.
     7. Личному составу штрафных эскадрилий командованием дивизии ставятся боевые задачи на наиболее трудных участках.
     Выполнение поставленных задач определяется:
     для истребителей - числом уничтоженных самолетов противника или поражением иных целей в соответствии с поставленной задачей;
     для штурмовиков и легких бомбардировщиков - фактом уничтожения живой силы и техники противника, подтвержденным дополнительно.
     8. Весь личный состав, направляемый в штрафную эскадрилью, на все время пребывания в ней лишается права представления к правительственным наградам, денежного вознаграждения в порядке приказов НКО № 0299, 0489, 0490, процентной надбавки к содержанию за выслугу лет, а также срок пребывания в штрафной эскадрилье не засчитывается в срок, определяющий присвоение очередного воинского звания.
     Направленные в штрафные эскадрильи независимо от занимаемой должности в строевой части удовлетворяются денежным содержанием по фактически занимаемой должности в ШЭ и процентной надбавкой за пребывание на фронте.
    9. Внутренний распорядок в штрафной эскадрилье определяется приказом командира дивизии.
     
Начальник штаба 8-й ВА полковник
/Селезнев/


     
Военный комиссар штаба 8-й ВА
старший батальонный комиссар
/Ануфриков/

Нефедов

  • Гость
Re: Специализация Луганска на штрафниках
« Ответ #223 : 12 Апрель 2010, 02:47 »
Слай, утвердившие 6 сентября 1942 г. "Положение о штрафных эскадрильях" командующий 8-й ВА Т. Хрюкин и Военком Армии А. Вихорев в 1933 году закончили Луганскую школу военных пилотов (2-х годичное обучение). На год раньше, в 1932 году, эту же школу закончил будущий командир штрафников в сентябре 1942 года в 3-й ВА Иван Фёдоров. Не исключено, что курсантами они общались. Военная биография в начале была похожая и быть бы Фёдорову командующим ВА, но... :'(
 Тимофей Хрюкин на бомбардировщике воевал в Испании в 1936 году,  и позднее, в Китае. Получил звание ГСС в 1939 г . А родился он в приморском городе Ейске (!) сто лет назад, в июне. Неисповедимы пути твои ... :o

Оффлайн Слай

  • Spe Fretus
  • Ветеран форума
  • *****
  • Сообщений: 2983
  • Предупреждения 0
  • Пол: Мужской
  • Fuimus
Re: Специализация Луганска на штрафниках
« Ответ #224 : 13 Апрель 2010, 03:07 »
Слай, утвердившие 6 сентября 1942 г. "Положение о штрафных эскадрильях" командующий 8-й ВА Т. Хрюкин и Военком Армии А. Вихорев в 1933 году закончили Луганскую школу военных пилотов (2-х годичное обучение). На год раньше, в 1932 году, эту же школу закончил будущий командир штрафников в сентябре 1942 года в 3-й ВА Иван Фёдоров. Не исключено, что курсантами они общались. Военная биография в начале была похожая и быть бы Фёдорову командующим ВА, но... :'(
 Тимофей Хрюкин на бомбардировщике воевал в Испании в 1936 году,  и позднее, в Китае. Получил звание ГСС в 1939 г . А родился он в приморском городе Ейске (!) сто лет назад, в июне. Неисповедимы пути твои ... :o

 Я не знаком с автором статьи "Обожжённые небом" Андреем Морозом...
 Но он в "теме" по штрафникам, и видимо давно... Пишет и комментирует "Крылатый штрафбат"
 спокойно и достойно... Никого не очерняя... констатирует факты событий...
 Думал, кто-то прочитав его статью, заметит, что мы всё время говорили на этой ветке
 о одной ШЭ - под руководством И.Е. Фёдорова... Оказывается были и другие штрафные аэ...

 
Цитировать
В действительности было не так. Та же 8-я воздушная армия под Сталинградом имела в своем составе до ста и более эскадрилий. И только три из них, разбросанные по разным дивизиям, были штрафными.
  Вот в 8-й ВА  - было с его слов три ШЭ... Кто их комэски мы не знаем !?

 Эщё один сюжет от Андрея Мороз. http://www.redstar.ru/2008/01/16_01/4_01.html
 
 
Цитировать
Тем не менее командиры молодого летчика заканчивают характеристику таким выводом: «Имеет большое стремление искупить вину. Должности пилота соответствует, но требует контроля со стороны начальников».
     От Копейкина при его характере и уровне подготовки можно было ожидать чего угодно, но только не измены, не перелета к противнику. Сама мысль об этом исключалась.
     Во всяком случае она не витала над теми, кому выпало разрабатывать Положение о штрафных эскадрильях. Этот правовой документ встретился мне в архивных делах 811-го штурмового полка 206-й штурмовой дивизии. (Дивизия эта была переформирована из истребительной в штурмовую у стен Сталинграда.)

 


Статистика посещений Карты посещений сайта