Автор Тема: Морская авиация (ВВС) Тихоокеанского Флота  (Прочитано 168562 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Сергей

  • Ветеран форума
  • *****
  • Сообщений: 2507
  • Предупреждения 0
  • Пол: Мужской
  • ИА ВВС ВМФ
    • E-mail
  • Год выпуска: 1949
  • Скайп: snadamov
Марина, младшая дочь Юрия Николаевича Протогенова, выпускника Ейского училища 1943 г., командира 58-го иап ТОФ с 1958 г. по март 1960 г., когда полк был расформирован, опубликовала несколько фотографий, связанных со службой отца на Дальнем Востоке. Вот одна из них, крайний справа Ю.Н. Протогенов. Где снято, она не знает.

Запылился на полке парадный мундир
Точит моль золотые погоны...

Юрий Софронов

  • Гость
Re: Морская авиация (ВВС) Тихоокеанского Флота
« Ответ #196 : 19 Декабрь 2010, 12:14 »
Думаю, что вхождение полка в 190 иад с декабря 1943г. не совсем верно. В декабре полк был направлен на переформирование в тыл. Оно проходило на базе 22 зап Московского военного округа.
По моим данным 190 иад была сформирована только к лету 1944г., хотя и это нужно перепроверять.
За Шяуляй большое спасибо.
С 24 июня 1945г. 190 иад (и в том числе 494 иап) начала переучиваться на американские истребители Р-63 «Кингкобра» и ко 2 августа завершила этот процесс.
Во время боевых операций в Манчжурии полки дивизии (17 иап, 494 иап и 821 иап) летали с двух аэродромов: «Урал» и «Ленинград» в районе города Чойбалсан в Монголии.
Еще-бы по Камню-Рыболову поточнее установить, до какого года полк там сидел. Дело в том, что в 1945-47гг. на этом аэродроме базировался 5-й иап 190 иад. Поэтому я и спрашивал, в каком полку служил до 1951г. Ваш дед. Получается, что там могло быть два полка: 5-й иап и 494 иап?!
С уважением, Павел.
У меня сложилось впечатление , что дед служил с 1943 по 1952 гг. в одном 494 полку. Хотя я до конца не уверен.Поскольку году в 84-87 году видел дедовские летные книжки. Там кроме аэрокобр присутствовали и отечественные типы самолетов, но немного и ближе к концу войны.
По косвенным признакам , могу предположить что до 1946 года полк базировался в Китае.
А более-менее уверенно - Камень-Рыболов - это лето 1949.
=================================
По одним данным 01.12.1943  494 иап отведен в 22 зап до марта  1943.
По другим вернулся обратно в 25 зап.

Хотя 25зап -это Азербайджан- иранские поставки аэрокобр, а 22зап  - г.Иваново - поставки конвоями союзников через Мурманск. Весной конвои в Мурманск были прекращены и аккурат возобновились в ноябре-декабре 1943г.

С уважением,
Ю.Софронов

Оффлайн Poul lev

  • РзА ВВС ВМФ, когда-то была
  • Старший форумчанин
  • ****
  • Сообщений: 628
  • Предупреждения 0
  • Пол: Мужской
    • E-mail
Re: Морская авиация (ВВС) Тихоокеанского Флота
« Ответ #197 : 19 Декабрь 2010, 12:32 »
У меня сложилось впечатление , что дед служил с 1943 по 1952 гг. в одном 494 полку. Хотя я до конца не уверен.Поскольку году в 84-87 году видел дедовские летные книжки. Там кроме аэрокобр присутствовали и отечественные типы самолетов, но немного и ближе к концу войны.
По косвенным признакам , могу предположить что до 1946 года полк базировался в Китае.
А более-менее уверенно - Камень-Рыболов - это лето 1949.
=================================
По одним данным 01.12.1943  494 иап отведен в 22 зап до марта  1943.
По другим вернулся обратно в 25 зап.

Хотя 25зап -это Азербайджан- иранские поставки аэрокобр, а 22зап  - г.Иваново - поставки конвоями союзников через Мурманск. Весной конвои в Мурманск были прекращены и аккурат возобновились в ноябре-декабре 1943г.

С уважением,
Ю.Софронов
Уважаемый Юрий.
Раз уж у Вас сохранились летные книжки деда, то они смогут внести ясность (если конечно они доступны).
В первую очередь это номер в/части: в полку он был  42117. Сомневаюсь, что он менялся. Каждая страница книжки завершается подписью НШ полка и печатью полка.
Тут же можно проследить, какая матчасть была в полку по годам.  Если у Вас есть к ним доступ, посмотрите эти моменты. Тогда можно будет снять ряд вопросов.
По поводу 25 зап у меня было: С 11 марта 1943г. 494 иап отводится в тыл на Аэр. Манас в Азербайджане, где на базе 25 запасного авиационного полка Закавказского фронта проходит переформирование и перевооружение на самолеты американского производства P-39 «Аэрокобра».
А на счет 22 зап: С 01.12.1943г. 494 иап вновь был отведен на переформирование в тыл. Оно проходило на базе 22 зап Московского военного округа. С марта 1944г. он передается в состав вновь формируемой 190 иад 11-го ИАК,
С уважением, Павел.

Юрий Софронов

  • Гость
Re: Морская авиация (ВВС) Тихоокеанского Флота
« Ответ #198 : 19 Декабрь 2010, 12:50 »




http://www.sukhoi.ru/forum/showthread.php?t=45563&page=19
Оф.подпись к фотографиям

Личный состав 821-го ИАП и командование 190 ИАД
после вручения провительственных наград после Витебско - Полоцкой операции 1944г.
фото предоставил: Витебский народный музей 43-ей Армии. СШ№36 г.Витебска

www.pobeda.witebsk.by

Юрий Софронов

  • Гость
Re: Морская авиация (ВВС) Тихоокеанского Флота
« Ответ #199 : 19 Декабрь 2010, 14:46 »
http://www.pobeda.witebsk.by/image/foto-big/821iap/821_02.jpg
Личный состав 821-го ИАП после победы в мае 1945 года, аэродром Ной-Курен под Кеннисбергом
фото предоставил: Витебский народный музей 43-ей Армии. СШ№36 г.Витебска
==========================================================
Боевой путь 821-го ордена Суворова Полоцкого истребительного авиаполка
190-ой ИАД 3-ей ВА.

    *
    *
    * Личный состав 821-ого ИАП на фоне самолета P-39 Airacobra
    * Личный состав 821-го ИАП после Победы в мае 1945 года
    * P-39 Airacobra
    * 821-ый ИАП
    * Личный состав 821ИАП
    * Личный состав 821-го ИАП и командование 190 ИАД
    * Лётчики 821-го ИАП
    * Лейтенант Вахрушев Иван Павлович

      

Часть была сформирована в начале войны в 1941 г. в г. Астрахани. Командиром полка был назначен майор Матвеев, начальником штаба - Пунянский, заместителем по политической части - майор Орлов. С августа 1941 г-на фронте. В начале часть не несла большой нагрузки. Вели разведку, сопровождали штурмовиков и прикрывали поле боя наземных войск, защищая Донбасс и Северный Кавказ. С 1942 г. полк считали боевой опытной единицей, и на день он получал несколько задач. Иногда полк посылали штурмовать колонны войск противника. Особенно делали много вылетов, когда немцы прорвали линию обороны в районе г. Харькова и устремились на Сталинград. Личный состав работал до изнеможения, некоторые делали по 5 вылетов, а каждый полет сопровождался воздушным боем. Как только замкнули кольцо вокруг войск Паулюса, полк перебросили в 4-ю воздушную армию генерала Вершинина. После разгрома войск под Сталинградом нас перебросили на Воронежский фронт в распоряжение генерала Уткина. За уничтожение Сталинградской группы войск противника, за освобождение Северного Кавказа, Ростова и других городов и сел, летный состав неоднократно награждался орденами и медалями. Среди летчиков можно выделить таких как: лейтенанты Ефимов, Косоруков, Кобызев, Щербинин и др., которые умудрялись сбивать в день по два, а иногда и по три самолета противника.

Затем нас отводят на пополнение и перебрасывают в район Выползова, и полк принимает Мирошников Петр Павлович. Пополнившись, личным составом и материальной частью в течение 20 дней полк перебазируют на полевой аэродром Березки, в распоряжение 3-й Воздушной армии генерала Понивина. В тот же день командир 190 дивизии В.В. Фокин поставил перед полком задачу: уничтожить самолеты противника на аэродромах Витебска и Полоцка и совместно с другими летчиками завоевать господство в воздухе, сопровождать бомбардировщиков и штурмовиков авиации. Но в это время майора Орлова переводят на другую работу, а на должность замполита присылают майора Мезенцева. Он был душой и другом солдат и офицеров. Он никогда не ляжет отдыхать пока, не проверит, что весь личный состав поужинал и отдыхает.

Получив задание, полк приступал к его выполнению вначале в воздухе, а затем штурм аэродромов противника. Полк действительно держал господство ввоздухе. Кроме борьбы с авиацией противника, полк много помогал нашим наземным войскам освобождать города и села Белоруссии. Особенно много пришлось поработать за освобождение городов Витебска и Полоцка, за что 821 полк был награжден орденом Суворова и ему присвоено звание: «Витебско-Полоцкий полк», а всему личному составу Верховный главнокомандующий объявил благодарность. В этих боях весь летный и технический состав работал не считаясь с усталостью, но особенно можно отметить таких летчиков как Прудников, Михайлов, Пупышев, Сергеев, Вахрушев, Янгутов, Бойко, которые иногда делали по пять вылетов в день, а если учесть, что немцы в этом направлении держались за каждый метр, и дрались зверски, то воздушные бои проходили тяжелые и требовали от летчиков силы воли, умения разгадать фашиста, его тактику ведения воздушного боя.

Освободив Белоруссию, дивизия направила свой удар на взятие Кенигсберга, Гданьска, Елгавы, с выходом на Балтийское море. Заняв эти города наши войска разрезали линию фронта немцев на Берлинскую и Курляндскую группу войск и была уничтожена Курляндская группировка. В районе Елгавы дивизию застала капитуляция фашистов.

9 мая полк перелетел на аэродром Найкурин. Здесь и планировалось базироваться и заниматься мирной учебой. Через месяц дивизия была перебазирована в Монголию.

В первые дни войны с японцами полк сопровождал бомбардировщиков генерала Скок. Авиационный полк помогал наземным войскам выгнать самураев из ряда городов Китая. Капитуляция Японии застала полк в порту Дальнем, а через десять дней после капитуляции Японии перебазировался в район г. Ворошилове Уссурийского края на свою, родную землю.

* * *

821-й ИАП получив в Азербайджане (под Баку) новые английские истребители Spitfire Mk.V в начале августа 1943г. прибыл на Северный Кавказ в состав 8-й ВА, а точнее в состав 236-й ИАД, под командованием майора Владимира Макаровича Чалова и сразу же приступил к боям. Полк перебазировался на аэродромы Шахты и Чапаевка.. Уже 7-го августа 1943г. лётчик этого полка мл. л-нт Лобачёв Владимир Иванович провёл тяжёлый бой с парой Ме-109 и при возвращении с б/задания встретил самолёт-разведчик ФВ-189 и попытался его сбить. Однако он расстрелял весь свой боезапас в бою с «мессерами» и пришлось идти на таран. Таранил он его удачно: ударил крылом по килю ФВ-189 и сбил его. Сам на повреждённой машине благополучно сел в Шахтах (ныне проживает где-то в г. Подольске).

На следующий день, другой лётчик 821-го ИАП мл. л-нт Гончаровский Владимир Григорьевич также на Spitfire Mk.V таранил другую «раму» экипаж которой попал в плен. Наш лётчик спасся на парашюте ( мл. л-нт Гончаровский В.Г. не вернулся с б/задания 20.06.1944г.).

23-го августа в районе станицы Успенская группа из 6 Spitfire Mk.V под командованием капитана Мельникова вступили в бой с группой из 27 Ю-87 и 4 Ме-109. В этом бою лётчики полка сбили 6 бомбардировщиков Ю-87 (три из которых сбил капитан Мельников) и два Ме-109. Свои потери 2 самолёта и один лётчик: старший лейтенант Бобров в бою с двумя Ме-109 сбил одного из них, но другая пара сбила его Spitfire и он погиб. Также был повреждён огнём стрелков Ю-87 самолёт старшего сержанта Данилова, который совершил вынужденную посадку в районе станицы Колпаковка – самолёт полностью разбит.

Возможно, в этом бою отличился и Прудников, т.к. у него отмечена одна победа над Ме-109 в августе 1943г. на Spitfire Mk.V ?! – 6-го сентября лётчики 821-го ИАП восточнее г. Сталино (ныне Донецк) в составе 8 экипажей, вступили в бой с группой из 12 Ме-109. В этом бою, командир звена ст. л-нт Бережной, в лобовой атаке таранил Ме-109 – оба пилота погибли. Тут подоспело звено Яков из 85-го ГИАП, и противник покинул поле боя.

За полтора месяца боёв лётчики 821-го ИАП в 93 воздушных боях сбили 32 самолёта противника. Свои потери составили 16 самолётов Spitfire Mk.V потерянных в воздухе и ещё четыре разбиты при вынужденных посадках. В середине сентября, потеряв в боях большую часть машин, 821-й ИАП был отправлен в тыл на отдых и пополнение.

Полк должен был отправиться для переучивания на истребители ЛаГГ-3, но затем было принято решение на американские Р-39 «Аэрокобра».

821-й ИАП затем в бои вступил только в июне 1944г. уже в составе 190-й ИАД (11-й САК, 3-я ВА) на 1-м Прибалтийском фронте. Командовал этой дивизией полковник Фокин Василий Васильевич. Согласно лётной книжки Вахрушева И.П., 4-го июня полк перелетел с аэродрома Хатилово на аэродром Берёзка, а 17-го июня снова перелёт из Берёзки на аэродром Алеща. Первый боевой вылет отмечен 23-го июня на сопровождение штурмовиков Ил-2 (1 б/ вылет), а уже 24-го числа отмечено уже три б/вылета и также все на сопровождение Ил-2. Один полёт отмечен со штурмовкой и был один воздушный бой с группой ФВ-190.

25-го и 26-го июня отмечено 7 б/вылетов (4-ре 25-го числа) на сопровождение штурмовиков и разведчиков в район Оболь.

27-го июня 3 б/вылета на сопровождение штурмовиков и разведчиков в район Оболь, Горгин.

28-го июня отмечен один б/вылет на сопровождение Ил-2 на разведку в район Полоцк.

29-го июня отмечено 3 б/вылета на сопровождение Ил-2 и штурмовку, и плюс ещё один вылет на расчистку воздуха в район Полоцка.

30-го июня сопровождение Ил-2 на штурмовку в район Полоцк.

До 7-го июля 1944г. отмечено 10 б/вылетов на сопровождение Ил-2 и расчистку воздуха в указанном районе. А 7-го июля полк перебазировался из Жуковицы в Ситце. Уже 8-го числа два вылета с нового аэродрома на расчистку воздуха – проведён один в/бой с ФВ-190.

10-го июля перелёт Мал. Поставы – Ситце.

11-го июля отмечен один вылет на сопровождение Ил-2. Затем видимо были нелётные дни и следующий б/вылет отмечен только 23-го июля на сопровождение Ту-2.

24-го июля отмечен один б/вылет на сопровождение Ил-2. Проведён воздушный бой с ФВ-190.

26-го июля отмечено два вылета: сначала был вылет на сопровождение Ту-2 в район Амоляй. Проведён воздушный бой с группой ФВ-190. – Затем был вылет на расчистку воздуха в район Шауляй.

31-го июля отмечен один б/вылет на воздушный патруль над полем боя в районе Бировсай.

Материал подготовил Игорь Сейдов, РФ республика Адыгея г.Майкоп

    


C уважением,
Ю.Софронов

Юрий Софронов

  • Гость
Re: Морская авиация (ВВС) Тихоокеанского Флота
« Ответ #200 : 19 Декабрь 2010, 15:06 »
08.10.1950 г. в 16.17 по местному времени два истребителя ВВС США типа F-80C «Шутинг Стар» из состава 49 FBG, нарушили нашу государственную границу и, углубившись почти на 100 км, атаковали советский военный полевой аэродром «Сухая Речка». Это был аэродром, принадлежавший авиации ТОФ, но в это время проходили учения, и по плану учений, 821-й ИАП 190-й ИАД перебазировался временно на данный аэродром. Так получилось, что под удар американских истребителей попал именно 821-й полк. На боевом дежурстве находилась в момент атаки 1-я АЭ полка, которая и подверглась штурмовой атаке. В результате обстрела самолётами ВВС США на стоянке были повреждены 7 самолётов эскадрильи, из них один самолёт Р-63 сгорел полностью, остальные получили повреждения разной степени тяжести, но все были восстановлены техническими силами полка. Самолёты F-80 совершили два захода с обстрелом аэродрома и удалились на свою территорию. К счастью, человеческих жертв при этом налёте в полку не было. В момент атаки аэродрома «Сухая Речка», командира полка полковника Савельева В.И. на аэродроме не было – он находился в наземных войсках с начштаба авиакорпуса, для организации взаимодействия на период учений. Вместо него за командира полка на аэродроме оставался зам. командира полка подполковник Виноградов Н.С., который вместо того, чтобы дать сигнал на вылет дежурной АЭ, высадил лётчиков из самолётов. В результате американцы без всякого сопротивления с нашей стороны сделали два захода по аэродрому и нанесли большой ущерб полку. Полковник Савельев и подполковник Виноградов были отданы под трибунал и судом офицерской чести были понижены в должности, за «слабое воспитание личного состава полка».


Удивительное рядом...

Оффлайн Poul lev

  • РзА ВВС ВМФ, когда-то была
  • Старший форумчанин
  • ****
  • Сообщений: 628
  • Предупреждения 0
  • Пол: Мужской
    • E-mail
Марина, младшая дочь Юрия Николаевича Протогенова, выпускника Ейского училища 1943 г., командира 58-го иап ТОФ с 1958 г. по март 1960 г., когда полк был расформирован, опубликовала несколько фотографий, связанных со службой отца на Дальнем Востоке. Вот одна из них, крайний справа Ю.Н. Протогенов. Где снято, она не знает.


Сережа, думаю не будет ошибки сказать, что это Аэр. Постовая. Судя по подборке фотографий на сайте МА ТОФ, где есть и это фото, Протогенов выступает в роли командира полка. А им он был на Постовой.  Отсюда и мой вывод.
С уважением, Павел.

Оффлайн Сергей

  • Ветеран форума
  • *****
  • Сообщений: 2507
  • Предупреждения 0
  • Пол: Мужской
  • ИА ВВС ВМФ
    • E-mail
  • Год выпуска: 1949
  • Скайп: snadamov
Re: Морская авиация (ВВС) Тихоокеанского Флота
« Ответ #202 : 19 Декабрь 2010, 16:08 »
Павел, а сколько офицеров-летчиков было по штату в иап ВВС ВМФ во времена конца 50-х годов? И сколько было командного состава полка?
Запылился на полке парадный мундир
Точит моль золотые погоны...

Оффлайн Poul lev

  • РзА ВВС ВМФ, когда-то была
  • Старший форумчанин
  • ****
  • Сообщений: 628
  • Предупреждения 0
  • Пол: Мужской
    • E-mail
Re: Морская авиация (ВВС) Тихоокеанского Флота
« Ответ #203 : 19 Декабрь 2010, 16:10 »
http://www.pobeda.witebsk.by/image/foto-big/821iap/821_02.jpg
Личный состав 821-го ИАП после победы в мае 1945 года, аэродром Ной-Курен под Кеннисбергом
фото предоставил: Витебский народный музей 43-ей Армии. СШ№36 г.Витебска
==========================================================
Боевой путь 821-го ордена Суворова Полоцкого истребительного авиаполка
190-ой ИАД 3-ей ВА.

    *
    *
    * Личный состав 821-ого ИАП на фоне самолета P-39 Airacobra
    * Личный состав 821-го ИАП после Победы в мае 1945 года
    * P-39 Airacobra
    * 821-ый ИАП
    * Личный состав 821ИАП
    * Личный состав 821-го ИАП и командование 190 ИАД
    * Лётчики 821-го ИАП
    * Лейтенант Вахрушев Иван Павлович

      

Часть была сформирована в начале войны в 1941 г. в г. Астрахани. Командиром полка был назначен майор Матвеев, начальником штаба - Пунянский, заместителем по политической части - майор Орлов. С августа 1941 г-на фронте. В начале часть не несла большой нагрузки. Вели разведку, сопровождали штурмовиков и прикрывали поле боя наземных войск, защищая Донбасс и Северный Кавказ. С 1942 г. полк считали боевой опытной единицей, и на день он получал несколько задач. Иногда полк посылали штурмовать колонны войск противника. Особенно делали много вылетов, когда немцы прорвали линию обороны в районе г. Харькова и устремились на Сталинград. Личный состав работал до изнеможения, некоторые делали по 5 вылетов, а каждый полет сопровождался воздушным боем. Как только замкнули кольцо вокруг войск Паулюса, полк перебросили в 4-ю воздушную армию генерала Вершинина. После разгрома войск под Сталинградом нас перебросили на Воронежский фронт в распоряжение генерала Уткина. За уничтожение Сталинградской группы войск противника, за освобождение Северного Кавказа, Ростова и других городов и сел, летный состав неоднократно награждался орденами и медалями. Среди летчиков можно выделить таких как: лейтенанты Ефимов, Косоруков, Кобызев, Щербинин и др., которые умудрялись сбивать в день по два, а иногда и по три самолета противника.

Затем нас отводят на пополнение и перебрасывают в район Выползова, и полк принимает Мирошников Петр Павлович. Пополнившись, личным составом и материальной частью в течение 20 дней полк перебазируют на полевой аэродром Березки, в распоряжение 3-й Воздушной армии генерала Понивина. В тот же день командир 190 дивизии В.В. Фокин поставил перед полком задачу: уничтожить самолеты противника на аэродромах Витебска и Полоцка и совместно с другими летчиками завоевать господство в воздухе, сопровождать бомбардировщиков и штурмовиков авиации. Но в это время майора Орлова переводят на другую работу, а на должность замполита присылают майора Мезенцева. Он был душой и другом солдат и офицеров. Он никогда не ляжет отдыхать пока, не проверит, что весь личный состав поужинал и отдыхает.

Получив задание, полк приступал к его выполнению вначале в воздухе, а затем штурм аэродромов противника. Полк действительно держал господство ввоздухе. Кроме борьбы с авиацией противника, полк много помогал нашим наземным войскам освобождать города и села Белоруссии. Особенно много пришлось поработать за освобождение городов Витебска и Полоцка, за что 821 полк был награжден орденом Суворова и ему присвоено звание: «Витебско-Полоцкий полк», а всему личному составу Верховный главнокомандующий объявил благодарность. В этих боях весь летный и технический состав работал не считаясь с усталостью, но особенно можно отметить таких летчиков как Прудников, Михайлов, Пупышев, Сергеев, Вахрушев, Янгутов, Бойко, которые иногда делали по пять вылетов в день, а если учесть, что немцы в этом направлении держались за каждый метр, и дрались зверски, то воздушные бои проходили тяжелые и требовали от летчиков силы воли, умения разгадать фашиста, его тактику ведения воздушного боя.

Освободив Белоруссию, дивизия направила свой удар на взятие Кенигсберга, Гданьска, Елгавы, с выходом на Балтийское море. Заняв эти города наши войска разрезали линию фронта немцев на Берлинскую и Курляндскую группу войск и была уничтожена Курляндская группировка. В районе Елгавы дивизию застала капитуляция фашистов.

9 мая полк перелетел на аэродром Найкурин. Здесь и планировалось базироваться и заниматься мирной учебой. Через месяц дивизия была перебазирована в Монголию.

В первые дни войны с японцами полк сопровождал бомбардировщиков генерала Скок. Авиационный полк помогал наземным войскам выгнать самураев из ряда городов Китая. Капитуляция Японии застала полк в порту Дальнем, а через десять дней после капитуляции Японии перебазировался в район г. Ворошилове Уссурийского края на свою, родную землю.

* * *

821-й ИАП получив в Азербайджане (под Баку) новые английские истребители Spitfire Mk.V в начале августа 1943г. прибыл на Северный Кавказ в состав 8-й ВА, а точнее в состав 236-й ИАД, под командованием майора Владимира Макаровича Чалова и сразу же приступил к боям. Полк перебазировался на аэродромы Шахты и Чапаевка.. Уже 7-го августа 1943г. лётчик этого полка мл. л-нт Лобачёв Владимир Иванович провёл тяжёлый бой с парой Ме-109 и при возвращении с б/задания встретил самолёт-разведчик ФВ-189 и попытался его сбить. Однако он расстрелял весь свой боезапас в бою с «мессерами» и пришлось идти на таран. Таранил он его удачно: ударил крылом по килю ФВ-189 и сбил его. Сам на повреждённой машине благополучно сел в Шахтах (ныне проживает где-то в г. Подольске).

На следующий день, другой лётчик 821-го ИАП мл. л-нт Гончаровский Владимир Григорьевич также на Spitfire Mk.V таранил другую «раму» экипаж которой попал в плен. Наш лётчик спасся на парашюте ( мл. л-нт Гончаровский В.Г. не вернулся с б/задания 20.06.1944г.).

23-го августа в районе станицы Успенская группа из 6 Spitfire Mk.V под командованием капитана Мельникова вступили в бой с группой из 27 Ю-87 и 4 Ме-109. В этом бою лётчики полка сбили 6 бомбардировщиков Ю-87 (три из которых сбил капитан Мельников) и два Ме-109. Свои потери 2 самолёта и один лётчик: старший лейтенант Бобров в бою с двумя Ме-109 сбил одного из них, но другая пара сбила его Spitfire и он погиб. Также был повреждён огнём стрелков Ю-87 самолёт старшего сержанта Данилова, который совершил вынужденную посадку в районе станицы Колпаковка – самолёт полностью разбит.

Возможно, в этом бою отличился и Прудников, т.к. у него отмечена одна победа над Ме-109 в августе 1943г. на Spitfire Mk.V ?! – 6-го сентября лётчики 821-го ИАП восточнее г. Сталино (ныне Донецк) в составе 8 экипажей, вступили в бой с группой из 12 Ме-109. В этом бою, командир звена ст. л-нт Бережной, в лобовой атаке таранил Ме-109 – оба пилота погибли. Тут подоспело звено Яков из 85-го ГИАП, и противник покинул поле боя.

За полтора месяца боёв лётчики 821-го ИАП в 93 воздушных боях сбили 32 самолёта противника. Свои потери составили 16 самолётов Spitfire Mk.V потерянных в воздухе и ещё четыре разбиты при вынужденных посадках. В середине сентября, потеряв в боях большую часть машин, 821-й ИАП был отправлен в тыл на отдых и пополнение.

Полк должен был отправиться для переучивания на истребители ЛаГГ-3, но затем было принято решение на американские Р-39 «Аэрокобра».

821-й ИАП затем в бои вступил только в июне 1944г. уже в составе 190-й ИАД (11-й САК, 3-я ВА) на 1-м Прибалтийском фронте. Командовал этой дивизией полковник Фокин Василий Васильевич. Согласно лётной книжки Вахрушева И.П., 4-го июня полк перелетел с аэродрома Хатилово на аэродром Берёзка, а 17-го июня снова перелёт из Берёзки на аэродром Алеща. Первый боевой вылет отмечен 23-го июня на сопровождение штурмовиков Ил-2 (1 б/ вылет), а уже 24-го числа отмечено уже три б/вылета и также все на сопровождение Ил-2. Один полёт отмечен со штурмовкой и был один воздушный бой с группой ФВ-190.

25-го и 26-го июня отмечено 7 б/вылетов (4-ре 25-го числа) на сопровождение штурмовиков и разведчиков в район Оболь.

27-го июня 3 б/вылета на сопровождение штурмовиков и разведчиков в район Оболь, Горгин.

28-го июня отмечен один б/вылет на сопровождение Ил-2 на разведку в район Полоцк.

29-го июня отмечено 3 б/вылета на сопровождение Ил-2 и штурмовку, и плюс ещё один вылет на расчистку воздуха в район Полоцка.

30-го июня сопровождение Ил-2 на штурмовку в район Полоцк.

До 7-го июля 1944г. отмечено 10 б/вылетов на сопровождение Ил-2 и расчистку воздуха в указанном районе. А 7-го июля полк перебазировался из Жуковицы в Ситце. Уже 8-го числа два вылета с нового аэродрома на расчистку воздуха – проведён один в/бой с ФВ-190.

10-го июля перелёт Мал. Поставы – Ситце.

11-го июля отмечен один вылет на сопровождение Ил-2. Затем видимо были нелётные дни и следующий б/вылет отмечен только 23-го июля на сопровождение Ту-2.

24-го июля отмечен один б/вылет на сопровождение Ил-2. Проведён воздушный бой с ФВ-190.

26-го июля отмечено два вылета: сначала был вылет на сопровождение Ту-2 в район Амоляй. Проведён воздушный бой с группой ФВ-190. – Затем был вылет на расчистку воздуха в район Шауляй.

31-го июля отмечен один б/вылет на воздушный патруль над полем боя в районе Бировсай.

Материал подготовил Игорь Сейдов, РФ республика Адыгея г.Майкоп

    


C уважением,
Ю.Софронов
Уважаемый Юрий.
Спасибо за информацию по истории 821 иап. Этот полк хотя и не входил непосредственно в состав ВВС ТОФ, но имел к ним прямое отношение. В середине 80-х годов на базе полка была сформирована истребительная авиационная эскадрилья, которая была направлена во Вьетнам, где вошла в состав 169 гв. осап ВВС ТОФ.
Материал, который Вы предоставили следует тщательно проверять.
Первое - на фото самолет Р-63 Кингкобра, а подпись к нему - май 1945г. Аэр. Нейкурен.  Однако есть информация, что полк получил эти самолеты в Монголии в июле 1945г. (об этом я уже писал).
Второе: " С августа на фронте" - однако, в перечне частей ВВС действующей армии (официальный документ) 821 иап числится с 10 мая 1942г.
Третье: "Затем нас отводят на пополнение и перебрасывают в район Выползова, и полк принимает Мирошников Петр Павлович. " - это идет речь о декабре 1942г.
Четвертое: "Пополнившись, личным составом и материальной частью в течение 20 дней полк перебазируют на полевой аэродром Березки, в распоряжение 3-й Воздушной армии генерала Понивина. "  - а это уже идет речь об июне 1944г.
...
Как видите, ко всем таким документам и свидетельствам нужно относиться ОЧЕНЬ осторожно. Они не то, чтобы неправильные, но в них за давностью лет , как писал М. Ю. Лермонтов "смешались в кучу кони, люди..."
С другой стороны такие материалы позволяют разбавить сухие строчки казенных документов.
С уважением, Павел.

Оффлайн Poul lev

  • РзА ВВС ВМФ, когда-то была
  • Старший форумчанин
  • ****
  • Сообщений: 628
  • Предупреждения 0
  • Пол: Мужской
    • E-mail
Re: Морская авиация (ВВС) Тихоокеанского Флота
« Ответ #204 : 19 Декабрь 2010, 16:13 »
Павел, а сколько офицеров-летчиков было по штату в иап ВВС ВМФ во времена конца 50-х годов? И сколько было командного состава полка?
Сережа, Точного ответа я дать не могу, у меня нет штатов истребительных полков. Но приблизительно это выглядело так: три эскадрильи по 10 летчиков плюс 4-6 летчиков в управлении полка - всего около 36 летчиков и самолетов.
Павел.

Оффлайн Сергей

  • Ветеран форума
  • *****
  • Сообщений: 2507
  • Предупреждения 0
  • Пол: Мужской
  • ИА ВВС ВМФ
    • E-mail
  • Год выпуска: 1949
  • Скайп: snadamov
Эта фотография, личного состава (скорей всего части) 58-го иап ТОФ, сделана после 1956 года, ветеран 41-го иап ТОФ, В.Т. Власов мне по ней сказал, что это 58-й и он многих не знает, кроме моего отца, Адамова Н.В., Питерского Л., Прахова Н. и Ставропольцева. Скорей всего это период, когда полком командовал Верещагин А.С.

Запылился на полке парадный мундир
Точит моль золотые погоны...

Оффлайн Poul lev

  • РзА ВВС ВМФ, когда-то была
  • Старший форумчанин
  • ****
  • Сообщений: 628
  • Предупреждения 0
  • Пол: Мужской
    • E-mail
Re: Морская авиация (ВВС) Тихоокеанского Флота
« Ответ #206 : 19 Декабрь 2010, 16:49 »
Особенно много пришлось поработать за освобождение городов Витебска и Полоцка, за что 821 полк был награжден орденом Суворова и ему присвоено звание: «Витебско-Полоцкий полк», а всему личному составу Верховный главнокомандующий объявил благодарность.
Еще одна, мягко говоря, неточность (а ведь это читают в музее посетители!)
821 иап не был удостоен присвоения почетных наименований НИ Витебский, НИ Полоцкий!!!
Я основываюсь на "Сборнике приказов НКО и ВГК оприсвоении наименований частям соединениям и учреждениям ВС СССР" ч 2. 1938-44гг. (Витебские: стр. 337, 350) (Полоцкие: стр. 354)
С уважением, Павел.

Оффлайн Сергей

  • Ветеран форума
  • *****
  • Сообщений: 2507
  • Предупреждения 0
  • Пол: Мужской
  • ИА ВВС ВМФ
    • E-mail
  • Год выпуска: 1949
  • Скайп: snadamov
Re: Морская авиация (ВВС) Тихоокеанского Флота
« Ответ #207 : 19 Декабрь 2010, 17:00 »
Павел, та фотография, которую я представил, лично не понятно, и не эскадрилья, тем более не две. Командный состав иап ТОФ-командир полка, начальник штаба полка, а зам.комполка был? Три комэска. Инженер полка?Иногда трудно разобраться в фотографиях, где летный состав, где технический.
Запылился на полке парадный мундир
Точит моль золотые погоны...

Оффлайн Poul lev

  • РзА ВВС ВМФ, когда-то была
  • Старший форумчанин
  • ****
  • Сообщений: 628
  • Предупреждения 0
  • Пол: Мужской
    • E-mail
Re: Морская авиация (ВВС) Тихоокеанского Флота
« Ответ #208 : 19 Декабрь 2010, 17:32 »
Павел, та фотография, которую я представил, лично не понятно, и не эскадрилья, тем более не две. Командный состав иап ТОФ-командир полка, начальник штаба полка, а зам.комполка был? Три комэска. Инженер полка?Иногда трудно разобраться в фотографиях, где летный состав, где технический.
Сережа, угадать и не получится.
Повод для снимка мог быть любой - увольнение в запас матросов эскадрильи или слет отличников БП, ФП и ЧП...
Поэтому на фото и нет всего личного состава.

Оффлайн Сергей

  • Ветеран форума
  • *****
  • Сообщений: 2507
  • Предупреждения 0
  • Пол: Мужской
  • ИА ВВС ВМФ
    • E-mail
  • Год выпуска: 1949
  • Скайп: snadamov
Павел, полностью с тобой согласен,тем более вот фотография, которую прислала Марина,где снят Ю.Н. Протогенов (он в центре нижнего ряда).

Запылился на полке парадный мундир
Точит моль золотые погоны...

 


Статистика посещений Карты посещений сайта