Автор Тема: Полярная Авиация. Освоение «ледовых широт».  (Прочитано 73637 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Марк Эдельштейн

  • Гость
На о. Хейса нас попросили сесть, чтобы забрать  «на материк» заболевшего офицера. Там кроме полярной станции была еще какая то рота связи, или что то в этом духе.  А вот посадка на Виктории была запланирована, мы везли им коробок тридцать с новыми фильмами. Время от времени на полярные станции завозили, вместе с каким то грузом и почтой новые фильмы. И надо было видеть, как ребята были счастливы, получив двадцать-тридцать фильмов! Представьте себе, отдаленный островок. Живут два года вместе пять-шесть человек. Один-два раза в месяц с самолета сбрасывается почта. А садится самолет ну, может раз в полгода. И какой же это подарок для ребят – пара десятков новых фильмов!!

На ночевку на этот раз остановились на аэродроме «Нагурская», на острове Александры. Это второй островной аэродром в Западном секторе Арктики. Разница в том, что «Средний» не только аэродром Полярной Авиации, но и запасной аэродром для ВВС, так что там и ОСП-48 есть,  и за полосой следят военные. А Нагурия, это чисто – наше. На другой день, только взлетели, с нами связался ледокол «Ленинград». На связь вышел капитан. Просит, если есть возможность, забрать на Диксон для срочного вылета в Москву капитана-наставника Хлебникова. У него проявилась очень опасная болезнь – облетирирующий эндартереит. Сразу объясню, почему я так хорошо запомнил такое сложное название. Эта штука подозревалась у моей жены, и это даже послужило поводом перевода меня на Черноморский флот. У нее, к счастью, обошлось. А заключается она в том, что кровь начинает слабо поступать в конечности, в ноги, и это может привести к ампутации, если не принять срочные меры. Одна из основных причин – длительное переохлаждение ног. А Хлебников, старый Хлебников, это легендарный полярный капитан, он был штурманом еще на «Челюскине». А «старый» он, в отличие от молодого Хлебникова, его сына. тоже полярного капитана. Мне кто-то на форуме сообщил, что в Арктике ходит ледокол «Капитан Хлебников».

Дали они свое место. Помнится, немного северней Рудольфа.  Вышли на него. Видим – стоит большой ледокол, кругом – лед. Снизились, минут десять крутились вокруг судна. Искали подходящую льдину, т.е. участок крепкого льда, подходящий по размерам, толщине, без торосов и застругов. Сбросили дымовую шашку, чтобы знать направление ветра. Зашли на бреющем в направлении посадки, я по секундомеру засек время, и получил длину льдины. Подходит. Кат только самолет замедлил ход, радист выскочил на лед с буром, и быстро начал сверлить лед. А самолет продолжал на малой скорости кружить вокруг. И только когда радист поднял обе руки крестом:  Глуши моторы! Самолет остановился, остановили моторы и стали ждать. Забрали мы Хлебникова, еще кто-то с ним был, и домой, на Диксон.  Вот такой, обычный, ничем не выделяющийся полет.

Бывали полеты не только на север, , но и в сторону южную. Например несколько раз приходилось летать, и на Ли-2, и потом на Ан-12, на Байконур. Ужасно секретная была точка! Это сейчас и город Ленинск. известный, и название станции  всем знакомо по газетам (а я подзабыл название). А тогда обыватель знал слово «Байконур», а где он: под Тулой, или под Якутском…  А летали мы так: На задании три номера борта. Первым номером, для связи с пролетаемыми пунктами, работали до города Кара-Бура, это на Аральском море. Проходим Кара-Буру, и мы для Аэрофлота исчезали, и на связь выходили с Аэродромом Байконура уже другим номером борта. Больше того: точка Байконура на карте не была отмечена, маршрут на карте  на Кара-Буре обрывался, И записи в бортовом журнале тоже обрывались. После взлета с точки работали третьим номером борта, с Кара-Буры, появсвщись ниоткуда, работали опять первым номером. Но насчет секретности, так ребята диспетчеры говорили, что с точностью до секунд знали время пролета над точкой американского спутника. Конечно – спутника-шпиона, какие сомнения!

А потом десять лет работа на самолете Ан-12. Ошеломило нашего брата штурмана наличие в кабине совсем маленького приборчика: «ДИСС»- указатель скорости и сноса!!! Это же надо: сидишь, как в лаборатории, снимай только показания приборов. Тут тебе и точная путевая скорость, тут тебе и угол сноса. Что еще нужно штурману в полете для полного счастья?! Правда я тогда не представлял, что меня ожидает когда то на Ил-62. Ну, там вобче!    Правда было у нас и несколько бывших военных машин, так там ДИССом и не пахло, там все по старинке, врукопашную. Из этих десяти лет, половина в Полярной Авиации, а половина, после уничтожения последней Бугаевым, в Московском управлении. А сама работа не изменилась. Во время Высокоширотных экспедиций – снабжение ледовой базы необходимыми грузами, а все остальное время – грузовые перевозки по всей стране: от Риги до Анадыря, и от Диксона до Душанбе. Я потом прикинул, что из крупных областных городов, я не был только во Львове. Карты в портфеле на весь Союз, какая разница куда лететь.

В 1962-м году, когда я еще только начинал летать на Ан-2, это было в Шереметьево, там же базировался отряд гигантских  ТУ-114. И была у меня светлая мечта: когда-нибудь полетать на них.  И через много, много лет написал заявление с просьбой о переводе в этот отряд. Я не знал тогда, что Ту-114 доживают свой век, туда уже народ не рвался. Я был последним, переучившимся на эту машину, штурманом.

О работе этого отряда особый рассказ. Я – о штурманах.  В течение многих лет отряд выполнял только один рейс: Москва-Хабаровск. Много лет только по одному маршруту, не считая очень редких уходов на запасной. Все штурманы – только первого класса, этакие зубры сидели. Но привыкнув только к одному маршруту, любое отклонение, это уже было что то необычное. И я с этим столкнулся очень быстро.  Ну, с чем я сразу столкнулся, и что мне было очень неприятно: два раза штурман отряда летал со мной на допуск, и оба раза не давал разрешение. Добро бы – за какие то погрешности в работе, а то – за недостаточно точную подготовку маршрута на карте! Они знали один маршрут, но зато как он выглядел на карте! То, что требовалось по НШС, это только часть того, что надо было сделать. Когда штурман отряда второй раз меня хотел «зарубить», я взмолился: разреши работать, А я клянусь: за три дня доведу карты до идеального состояния! Ладно, работай.

А потом интересно получилось.  Выполнил один рейс. Ничего нового: навигационное оборудование то же, что и на Ан-12, трасса обычная: Свердловск, Новосибирск, Иркутск. Только, что без промежточной посадки. На другой вечер, как заведено, звоню дежурному: он смотрит плановую таблицу, и говорит: свободен, или рейс м время вылета. И тут я вдруг слышу: Завтра – в Анадырь, рейс…., вылкт…  Удивился, ну, Анадырь, так Анадырь, какая мне разница. А оказалось, как я потом узнал, вот что: открывается новый рейс. В Анадырь. А кто полетит?! Зубры, то зубры, но совершенно новая трасса по всему арктическому побережью, через Амдерму. Диксон, Хатангу, Тикси!  И тут вспомнили, что новый штурманец пришел, а они там по всему Союзу носились, да он и по северу летал. Вот пусть он и летит! Когда вернулись, на аэродроме вск отрядное начальство встречает. Прежде всего к командиру Ну, как штурман? Нормально!

Прошу правильно меня понять. Для любого штурмана, пролетавшего у нас на Ан-12 хоть бы год, и оказавшегося на моем месте, не было бы совершенно необычного в этом полете. А на другой день я рассказывал штурманам о новой для них трассе, о ее особенностях, о наземном оборудовании, о погоде. Вот так получилось. Проработал я в отряде один год. А потом резко начал расширяться отряд ИЛ-62, новейших на то время самолетов. Их было вначале два или три, а тут вдруг дают еще что-то машин  пятнадцать. Большое переучивание, желающим предлагают подавать заявления о переводе. Так я оказался на Ил-62, не которых я проработал тоже десять лет.

Когда я пришел нF bл-62-й, то мне уж теперь навигационное оборудование Ан-12-го  показалось каменным веком.  О подробностях рассказывать не буду, о нем целую книгу писать можно.  А. кроме того, прошло уже двадцать пять лет, и наверно было бы смешно сейчас читать мой восторженный рассказ о  «сверхсовременном«  оборудовании уже списанного по старости самолета. А выполняли мы рейсы из Москвы во все порты Дальнего востока: Хабаровск, Владивосток, Петропавловск, Анадырь, Якутск. И иногда бывал самый короткий рейс – В Новосибирск.. В Хабаровск и Владивосток ходили по стандартной трассе: Свердловск, Новосибирск, Иркутск. А вот трассу на Анадырь, Якутск, Петропавловск,  штурман выбирал сам, в зависимости от ветрового режима, грозовых фронтов, прогноза по маршруту. Варианта было три: обычный южный путь, средний – через Подкаменную Тунгуску, и родная мне северная трасса, которую я чаще всего и выбирал. Только дежурному штурману говорил: пойду такой-то трассой, заправка такая-то.

 Ушел «на землю» после тридцати восьми лет летной работы в возрасте пятидесяти шести лет, с выслугой  - шестьдесят пять лет, восемь месяцев, и двадцать пять дней. И с честно заслуженной пенсией – сто двадцать рублей.     

   

А на этих снимках я – в кабинах своего первого и последнего самолетов.
И разница между ними – тридцать восемь лет.

Я понимаю, что некоторые моменты могут быть спорными, но я не отношу себя к людям, считающим, что из двух мнений одно мое, а другое – неправильное.

Оффлайн Maestro

  • За высоту и красоту надо платить...
  • Ветеран форума
  • *****
  • Сообщений: 7047
  • Предупреждения 1
  • Пол: Мужской
    • E-mail
  • Год выпуска: 1986
          Марк, спасибо! На одном дыхании читается. История страны, история великого народа...
 С уважением.
Если выйдешь через эту дверь, то у тебя и воспоминаний не останется...

Оффлайн Гостья

  • Ветеран форума
  • *****
  • Сообщений: 1138
  • Предупреждения 0
  • Пол: Женский
  • Год выпуска: -
Марк, спасибо за интересные воспоминания и личные комментарии к событиям и знакомым Вам людям.
« Крайнее редактирование: 05 Август 2011, 19:33 от Larisa »
"И теперь наяву - я живу и не живу,
Сохранить пытаясь тишину". (с)

Оффлайн Сергей

  • Ветеран форума
  • *****
  • Сообщений: 2508
  • Предупреждения 0
  • Пол: Мужской
  • ИА ВВС ВМФ
    • E-mail
  • Год выпуска: 1949
  • Скайп: snadamov
Марк! С огромным интересом читаю Ваши воспоминания. Ведь как переплелась жизнь, вы с моим отцом в 47-48 гг. учились в Ейске, затем служили в ВВС ТОФ, летали в Полярной авиации на Ан-12, как Вы вспоминаете даже в ряде рейсов в одном экипаже у КВС Рогова П.Г. Да и после оба на Ил-62.Только отец в ЦУМВС в 217 отряде Шереметьево, а Вы в Домодедово.
Запылился на полке парадный мундир
Точит моль золотые погоны...

Оффлайн Марк

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 15
  • Предупреждения 0
    • E-mail
  • Год выпуска: 1951
  • Скайп: markninf
Сережа. о Николае, вашем отце, мне напомнила одна история, очень неприятная для меня. Она связана  с  первым и последним в моей долгой практике случаем потери ориентировки. Только штурман может понять весь ужас этого момента. Правда, это была очень кратковременная потеря ориентировки, но и по прошествии многих уже десятилетий – вспоминаю, и вздрагиваю. Мы работали в одном экипаже, не помню фамилию командира, помню, что звали – Александр. Рогов был, наверно потом. Или – до.
   Мы летели из Якутска в Москву. Шли пустыми, поэтому заправились полностью, чтобы идти на Москву без посадки.
   Взлетели, взяли курс на Оленек, до него, если память мне не изменяет, 340 километров. Привод почему то не работал, но Оленек хорошо определялся по характерным очертаниям озера на экране локатора. При подходе смотрю на экран, и не вижу знакомого озера. Подстраиваю резкость, антенну вверх, вниз, нет Оленька! Даже сейчас вспоминать неприятно! И пилоты чувствуют, что что-то не так: - Марк, почему не разворачиваешься, где Оленек? А я молчу, ничего сам не понимаю. Продолжалось это, наверно, минут пять.
 Это лежа на пляже пузом кверху с бутылкой холодного пива, пять минут  не время. А там это казалось вечностью.  Наконец определился: Оленек справа что-то километрах в ста двадцати!!!!. И решил я на трассу не выходить, минуя Хатангу идти прямо не Диксон. Через некоторое время вызывает Хатанга: -    вы идете 200 км. левее трассы. Выходите на линию пути.  -  Мы напрямую на Москву, заправки хватает, разрешите пролет траверзом!
  -  Срочно выходите на линию пути!! Пришлось разворачиваться на Хатангу. Потеряли время, топливо, пришлось садиться в Амдерме для дозаправки. Пилоты молчат. Но обстановка – грозовая. И вот мне вспоминается взгляд Николая: и в воздухе до посадки, когда я выходил к пилотам, и в Амдерме, и в Москве по прилету: спокойный, спокойный взгляд, точно как на большой фотографии, как будто поддерживающий меня.
  Прилетели, позвонили дежурному в отряд ( это был уже поздний вечер):  завтра такой же рейс в Якутск.
   Ночью не спится, переживаю, не понимаю причину случившегося. Вспомнил, что я накануне вылета готовил новую карту, старая поистрепалась, поистерлась. Я встал, взял новый лист карты, заново проложил и рассчитал маршрут, а потом достал из портфеля старую, по которой летел вчера и сравнил. И челюсть отвисла! По какой то идиотской ошибке курс от Якутска я написал градусов на десять или пятнадцать меньше правильного!
   На другой день пришли мы на самолет, и я собрал экипаж, достал обе карты, показал в чем была причина, и на этом все закончилось и забылось. Забылось – только не для меня.
  И когда ты, Сережа, прислал большую фотографию отца, мне сразу вспомнился его очень спокойный, как будто успокаивающий взгляд: - спокойно, Марк, все будет в порядке. А об этой истории я рассказываю первый раз. Не хотелось о ней вспоминать.
     

Оффлайн Сергей

  • Ветеран форума
  • *****
  • Сообщений: 2508
  • Предупреждения 0
  • Пол: Мужской
  • ИА ВВС ВМФ
    • E-mail
  • Год выпуска: 1949
  • Скайп: snadamov
Марк! Большое спасибо за Ваши воспоминания об отце.
Запылился на полке парадный мундир
Точит моль золотые погоны...

Оффлайн Александр Белов

  • Всё выше,и выше,и выше..
  • Ветеран форума
  • *****
  • Сообщений: 5446
  • Предупреждения 0
  • Пол: Мужской
  • Белорецк
  • Год выпуска: 1980
Марк! Большое спасибо за Ваши воспоминания об отце.
..мне очень приятно за вас..  %4
С уважением, Александр Белов

Оффлайн Марк

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 15
  • Предупреждения 0
    • E-mail
  • Год выпуска: 1951
  • Скайп: markninf
Спасибо, Саша.

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 10873
  • Предупреждения 0
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • Информационный ресурс
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai
А с противоположной стороны Земли Антарктика.
У нас под боком Ледяной океан, а там ледяной материк. И такое же коварное "белое безмолвие"...  :)

Антарктика... Фотограф George Steinmetz [34 фото]
http://radioheads.net/post161107423/



Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Марк Эдельштейн

  • Гость
                                          Фактория Попигай.

Фактория Попигай находится в трехстах километрах от Хатанги. Это маленький поселок, где есть магазин, медицинский пункт, школа, приемный пункт пушнины, какие-то органы местной власти. Короче, это какой-то общественно-культурно-торговый центр для оленеводов и охотников-нганасан, живущих и кочующих в той округе. Мне там пришлось довольно часто бывать в начале шестидесятых годов, когда я работал на Ан-2. Мы возили туда из Хатанги товары ширпотреба для магазина, продукты. И еще – водку. Да, даже в период сухого закона в Хатанге, когда в магазинах не было ничего спиртного (окромя одеколона), в магазине Попигая водка была почти всегда. Что мне еще запомнилось: в магазине  было много очень приличной одежды: костюмы, пальто, туфли. Продавщица (русская) рассказывала, что мужики- нганасане, получив большие деньги за оленей или песцовые шкурки, накупали водку ящиками и самые дорогие костюмы, да по несколько штук. Но все это добро (не только костюмы) в тот же вечер раздаривалось собутыльникам, приятелям.

   Что мне еще запомнилось. Зав. факторией, тоже русский, показав на молодого мужика, одетого только  в меховые брюки и унтаы, коловшего дрова, рассказал, что этот парень, и не только он один, много лет учился в Архангельске (или –Ленинграде) в Институте народов севера, получил какой-то диплом. Но, вернувшись домой, забыл обо всем, и опять кочует с оленями. И это очень распространенное явление среди них.

    Раз уж я начал рассказывать о местных: ненцах и нганасанах, отвлекусь немного от Попигая. Да я, собственно, уже и кончил о нем. Разве только, вот вспомнил, что они очень любили фотографироваться. Хоть и понимали, что снимков не будет, но с удовольствием позировали. Да вы это увидите на фотографиях.

    В Хатанге была школа- интернат для коренных жителей. Но в самом поселке они не жили. Откуда же брались ученики? В конце августа учительницы (все – русские) с милицией ездили по окрестным стойбищам и забирали детей школьного возраста (ведь у нас-же было обязательное образование!)  Когда я однажды зашел в этот интернат, меня поразила страшная вонь. Мне объяснили, что время от времени откуда-то из стойбищ приезжают на олешках родители, останавливаются невдалеке от поселка, дети там пропадают по нескольку дней и возвращаются с подарками: самым лакомым блюдом – копальха, или копальхин. Это моржовое мясо, которое какое-то время было закопанным в холодной земле. Оно, мягко выражаясь, не очень сохранило свежесть, и от него исходило такое «амбре», что непривыкшего к нему человека сшибало с ног. И этим запахом интернат весь пропах.

     И еще воспоминание, раз уж начал. Я недавно рассказывал, как после месячного курса теории в УТО  нас, восьмерых щтурманов, посадили на Ил-14 и повезли знакомить с Арктикой  до мыса Шмидта, и сдавать летный экзамен. Это было весной 1962-го года.     И вот Чукотка, аэропорт (извините за выражение) «Мыс Шмидта».

   

Маленькая Комната (не поворачивается язык сказать – Зал) ожидания, площадью метров двадцать. Пол застелен в несколько слоев оленьими шкурами. Натоплено страшно. На шкурах сидят человек десять-двенадцать мужчин и женщин.  На всех только меховые штаны. Матери кормят грудью детей. И все, и мужчины, и женщины, курят трубки!! Эту картинку я запомнил на всю жизнь. Как услышу очередной анекдот про чукчу, так эта сцена вспоминается. А теперь несколько фотографий.


Марк Эдельштейн

  • Гость
   

   




Оффлайн Maestro

  • За высоту и красоту надо платить...
  • Ветеран форума
  • *****
  • Сообщений: 7047
  • Предупреждения 1
  • Пол: Мужской
    • E-mail
  • Год выпуска: 1986
                                          Это моржовое мясо, которое какое-то время было закопанным в холодной земле. Оно, мягко выражаясь, не очень сохранило свежесть, и от него исходило такое «амбре», что непривыкшего к нему человека сшибало с ног.
       Подтверждаю. На северах по схожему сценарию так едят и рыбу. Тухнет в яме, потом вытаскивают и едят. Не для наших желудков, короче. Даже водка не спасает.
        Марк, спасибо за рассказ, на одном дыхании прочёл.
Если выйдешь через эту дверь, то у тебя и воспоминаний не останется...

Оффлайн Марк

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 15
  • Предупреждения 0
    • E-mail
  • Год выпуска: 1951
  • Скайп: markninf
                                Мишки на Севере.
 Я нашел много фотографий с медведями. Комментировать тут особо нечего. некоторые снимки вы уже видели, но "из песни слова не выкинешь". И еще: - несколько снимков с медвежатами, которых мы везли в Москву. Один медвежонок остался в Московском зоопарке, и эту, уже потом большую, мишку Машку я с внуком несколько раз навещал в зоопарке.

Оффлайн Марк

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 15
  • Предупреждения 0
    • E-mail
  • Год выпуска: 1951
  • Скайп: markninf
Что то у меня с фотографиями проблемы

Оффлайн Александр Белов

  • Всё выше,и выше,и выше..
  • Ветеран форума
  • *****
  • Сообщений: 5446
  • Предупреждения 0
  • Пол: Мужской
  • Белорецк
  • Год выпуска: 1980
..бывает не работает Радикал..Вот немного других "помощников"..

http://ipicture.ru/

http://pixs.ru/
С уважением, Александр Белов

 


Статистика посещений Карты посещений сайта