В личке пообещал рассказать о лётных происшествиях, упомянутых мною на ветке Памяти. При всей своей ужасной лени деваться некуда, слово нужно держать.
Долго раздумывал, куда тиснуть рассказ. Пришёл к выводу, что здесь для него оптимальное место. Поскольку катастрофа упоминалась только одна, ей уже почти 40 лет. А скучно-казённый тон повествования не для меня. Нужно будет - надеюсь, перенести не проблема.
72-й год. Катастрофа экипажа в составе зам. ком. аэ м-р Карпов - к. з. м-р Писигин. УТИ МИГ-15.
Выполняли полёт на разведку погоды перед первой сменой. По курсу взлёта, над Ейским лиманом обнаружили облачность. Начали замерять её нижний край, а это оказался туман. Столкнулись с водой. Самолёт разломился пополам, но взрыва не произошло. Карпов погиб сразу, Писигина каким-то образом выбросило из кабины, потерял сознание. Летали тогда в оранжевых спасательных жилетах со всякими причендалами в комплекте, собственно, это и спасло ему жизнь. Поскольку в жилете какой-то воздух всегда есть, и это удержало на плаву, не дало захлебнуться. А там на звук подошли рыбаки на лодках, вытащили и доставили на берег.
Не хочу ни комментировать, ни анализировать этот случай. Поскольку сам о нём наслышан от выпускников 74 года, плюс скупой рассказ самого Писигина.
А вообще и по сей день удивляюсь низкой аварийности на этом самолёте (МИГ-17, УТИ МИГ-15). Поскольку уж очень он был предрасположен к хулиганству. Другими словами, самолёт позволял гораздо больше, чем разрешалось лётчику. Кто не хулиганил на учебных самолётах? А здесь и тяговооружённость почти в 2 раза больше, и управляемость получше, и СОК - бароспидограф, который пишет только скорость и высоту, и заряжается не на каждый полёт. И в порядке вещей - несётся вдоль устья реки Ея спарка метрах на 20, повторяя изгибы реки... А с берега легко узнаётся в кабине лицо Чапковского.
В Будённовске, когда строили завод пластмасс, специалистами были немцы из ФРГ. Для них построили специально коттеджи. И надо же было Понамарёву на разведке погоды с утречка пройти там на уровне антенн! Он и не знал ни о каких немцах! А они развыступались: провокация, запугивание, шантаж! В результате картина маслом: Журавлёв (зам. ком. ап.) - Понамарёву:
- Михаил Иванович... Берите канистру спирта, идите урегулировать международный инцидент...
Немцы оказались вполне покладистыми, извинения приняли, никаких претензий. Но возник старлей из КГБ, который присматривал за ними. Настучал, в т. ч. о прямом контакте с иноземцами, что тогда было запрещено. Неприятности, а старлей прямо признался: ну Вам-то что? Подумаешь, выговорешник... А я приподнимусь в карьере...
Таковы нравы.
Из других типичных актов хулиганства вспоминается сложный пилотаж парой, посадки на трассу Пятигорск-Ставрополь в районе Арзгира при имитации отказа двигателя в зоне, а уж эксперименты на пилотаже - и говорить нечего. Но один случай всё-таки закончился грустновато.
75-й год. Новоминская, где у нас был самый лучший лагерь в мире (жаль, недолго). При выполнении сложного пилотажа в зоне благополучно катапультировался экипаж в составе ст. л-та Халявко с курсантом (фамилию не помню, это надо спросить у 76 г. в.), 4-я аэ. По бумаге всё выглядело банально просто: на полупетле потеряли скорость, сорвались в штопор. Громче всех ржала от таких выводов Анка из строевого отдела: я, говорит, работала в объективном контроле, и хорошо знаю что и как он делал...
Но всё дело в том, что они сказали комиссии: причина - заклинивание управления, никакого штопора. Из-за этого и сиганули. Никто в это, конечно, не поверил. Командующий ВВС округа (Павлов), сразу, по прилёту на аэродроме сказал: это штопор. Собственно, он был прав на все 100.
Накануне в Каче произошла громкая катастрофа (о которой, пожалуй, есть смысл рассказать попозже). И ярость начальства вызывал тот факт, что вот здесь экипаж жив, а причину выяснить невозможно. Но не мог же Петя Халявко сказать командующему, что они выполняли двойную полупетлю!
Основной костяк комиссии составляли училищные спецы, а они всё делали для отмазки своего. Нашёлся, например, на поле какой-то бывший лётчик, который видел всё и громко заявил, что это штопор. Его тут же задвинули подальше. Обосновали на нужный лад расположение на земле кресел, фонарей, с-та, мест приземления... Но когда начали пытать экипаж - засыпались по полной. Обвинили в обмане. В общем, скандал.
Проходит с месяц времени. Их ком. звена, к-н Тараненко, на МИГ-17 в зоне докладывает о заклинивании управления. РП начал пускать пузыри, пока находившийся в воздухе зам. ком. ап (Демичев) не дал команду "Приготовиться к катапультированию". Потом, якобы, создав отрицательные перегрузки, управление восстановил, сел сходу. После посадки в закабинном пространстве в районе тяг управления (они здесь абсолютно открытые) нашли соединительное звено плит металлических ВПП. Не поверили, хотя звено отослали на экспертизу. В резюме написали "...совершил с целью оправдания лётчика звена..." С лётной работы списали, отправили начальником полигона Копанской. Потом - начальником тренажёров в Ейске. Майора получил, и вроде как на жизнь не жаловался.
Кстати, под шум волны в этой эскадрилье погорел ещё один пилот. Ситуация нетипичная, потому и запомнилась. Боялся летать на сложный пилотаж на боевом самолёте! На спарке, или с курсантом - без проблем, а когда планировали самого - отмазывался под любыми предлогами...
Бывает и такое...