Автор Тема: Лётные происшествия в России, СССР и РФ во время БД  (Прочитано 59493 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Maestro

  • За высоту и красоту надо платить...
  • Редактор
  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 6921
  • Предупреждения 1
  • Пол: Мужской
    • E-mail
  • Год выпуска: 1986
                                                                                                  1960г.

1 мая 1960г. авария самолёта Lockheed U-2, пилот к-н Пауэрс Ф.
           Пилот ВВС США выполнял полёт по следующему маршруту: взлёт с аэродрома в Пешаваре (Пакистан), далее - над территорией Афганистана, над территорией СССР с юга на север по маршруту: Аральское море - Свердловск - Киров - Архангельск - Мурманск и завершался на военной авиабазе в Будё, Норвегия. Целью полёта была фотосъёмка военных и промышленных объектов Советского Союза и запись сигналов советских радиолокационных станций. Пилотируемый Пауэрсом самолёт пересёк государственную границу СССР в 5:36 по московскому времени в 20км юго-восточнее города Кировабада, Таджикской ССР, на высоте 20км, а через 2ч 17мин близ Дегтярска, под Свердловском, самолёт был сбит ракетами класса «земля-воздух» из ЗРК С-75. Первая выпущенная ракета (вторая и третья не сошли с направляющих) ЗРК С-75 попала в U-2 на предельной дальности, при стрельбе по самолету вдогон. Неконтактный подрыв боевой части произошел сзади самолета, хвостовая часть самолета разрушена, но гермокабина с летчиком осталась цела. В результате разрушений и ударной волны пилот был зажат в кабине, этим объясняется то, что он не стал катапультироваться по штатной схеме, а, освободившись, покинул самолёт, выбросившись с парашютом на высоте ниже 10000м. Затем на 5000м привел в действие парашют, по приземлении был задержан местными жителями в районе д.Косулино, недалеко от обломков сбитого самолета.
            На перехват нарушителя был поднят Су-9, который пилотировал лётчик Ментюков И. Этот самолёт перегонялся с завода в часть и был без вооружения, поэтому лётчик получил приказ таранить противника (при этом у него не было шансов спастись — из-за срочности вылета он не надел ВКК и гермошлем и не мог безопасно катапультироваться), однако не справился с задачей (из-за волнения лётчик не включил вовремя форсаж по специальной программе разгона и не смог набрать нужную высоту).
           На перехват также была поднята пара самолётов МиГ-19 (лётчики Сафронов и Айвазян). Ввиду спешки и произошедшей из-за этого путаницы с системой опознавания наших лётчиков и отображения информации на радарах ЗРК, самолёты, уже после сбития самолёта-нарушителя U-2, были обстреляны советскими ракетчиками. Сафронов был сбит и погиб, а Айвазян сумел выполнить противоракетный манёвр и выйти из зоны поражения.
           При изучении обломков самолета U-2 было обнаружено наличие в нём взрывного устройства большой мощности, команда на подрыв которого выдавалась при попытке катапультирования. Также пилоту на случай плена был выдан медальон со встроенной капсулой, в которой находился яд кураре, вызывающий гарантированную гибель организма от удушья через 5мин. Пауэрс был перевезён в Москву, активно сотрудничал со следствием и получил 10 лет, через 2 года был обменян на советского разведчика Фишера В. (он же Абель Р.).
           Этот инцидент стал началом "ракетомании" Хрущёва и послужил резкому сокращению авиации в стране. После снятия Хрущёва с поста Генерального секретаря КПСС, эта точка зрения была признана ошибочной и авиация вновь стала возрождаться.

1 мая 1960г. катастрофа самолёта МиГ-19, лётчик Сафронов С.
           Ошибочно сбит ракетой Р-11Д из ЗРК С-75 под Свердловском в ходе операции по уничтожению американского самолёта-шпиона. Лётчик погиб.

20 мая 1960г. на территории ГДР пара самолётов МиГ-19 (лётчики к-н Шкаруба Л. и ст. л-т Крылов М.) принудила к посадке самолёт-разведчик RB-47.

1 июля 1960г. катастрофа самолёта ERB-47H "Ctratojet", КВС Палм У.
           Нарушил воздушное пространство СССР в ходе разведывательного полёта и был сбит самолётом МиГ-19, лётчик Поляков В. 4 члена экипажа погибли.
           Обломки самолёта-разведчика упали в Баренцево море близ мыса Святой Нос. Поляков сделал 2 залпа, после чего самолёт-нарушитель загорелся и развалился на части. 3 члена экипажа во главе с командиром удачно катапультировались, 3 оператора выбраться из горящего самолёта не сумели. После приводнения КВС запутался в стропах и захлебнулся, правый пилот и штурман через 6 часов были случайно подобраны советским траулером и остались живы.
            Поляков В. за этот подвиг был награждён орденом Красного Знамени.   
« Крайнее редактирование: 05 Май 2012, 09:15 от Maestro »
Если выйдешь через эту дверь, то у тебя и воспоминаний не останется...

Оффлайн Maestro

  • За высоту и красоту надо платить...
  • Редактор
  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 6921
  • Предупреждения 1
  • Пол: Мужской
    • E-mail
  • Год выпуска: 1986
                                                                                                     1961г.

                                                                                               Информации нет.
Если выйдешь через эту дверь, то у тебя и воспоминаний не останется...

Оффлайн Maestro

  • За высоту и красоту надо платить...
  • Редактор
  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 6921
  • Предупреждения 1
  • Пол: Мужской
    • E-mail
  • Год выпуска: 1986
                                                                                                 1962г.

                                                                                          Информации нет.
Если выйдешь через эту дверь, то у тебя и воспоминаний не останется...

Оффлайн Maestro

  • За высоту и красоту надо платить...
  • Редактор
  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 6921
  • Предупреждения 1
  • Пол: Мужской
    • E-mail
  • Год выпуска: 1986
                                                                                                  1963г.

                                                                                           Информации нет.
Если выйдешь через эту дверь, то у тебя и воспоминаний не останется...

Оффлайн Maestro

  • За высоту и красоту надо платить...
  • Редактор
  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 6921
  • Предупреждения 1
  • Пол: Мужской
    • E-mail
  • Год выпуска: 1986
                                                                                                    1964г.

28 января 1964г. в ГСВГ, аэродром Альтенбург, лётчик ст. л-т Кропотов А., пилотировавший самолёт МиГ-19, сбил самолёт-нарушитель Т-39 "Sabreliner" ВВС США, экипаж которого, 3 человека, погиб.
           Самолёт-нарушитель с опознавательными знаками ВВС ФРГ углубился в воздушное пространство ГДР в районе Эрфурта на 100км. Поднятый из Альтенбурга ст. л-нт Кропотов А. выполнил все процедуры предупреждения и по команде с КП открыл огонь на поражение. С первого залпа нарушитель развалился в воздухе, находившиеся на борту подполковник и два лейтенанта погибли.

10 марта 1964г. в ГСВГ, аэродром Цербст, лётчик начальник ПДС АП к-н Иванников В.Г., пилотировавший самолёт МиГ-19, сбил самолёт-нарушитель RB-66. Экипаж сбитого самолёта-нарушителя остался жив, покинув неуправляемый самолёт на парашютах. После приземления все члены экипажа, 3 человека, были пойманы.
          Из донесения лётчика: "Доношу, что 10 марта 1964 года, находясь на боевом дежурстве в готовности №2, в 16.46 (по московскому времени) получил команду с КП ИАД на занятие готовности №1 и запуск. В процессе запуска получил команду на выруливание, взлет на форсаже с отворотом после взлета на курс 330°. Взлет произвел в 16.49 с курсом 249° с последующим отворотом на курс 330°. В наборе, на высоте 5000м получил информацию о реальном самолете-нарушителе, следующим с курсом 90° на высоте 10000м. Продолжая набор высоты, приготовил прицел и оружие к стрельбе. Hа высоте 8000м получил информацию: "Цель слева, выше 2000м, с ней самолет-перехватчик". В 16.53 слева под углом 80° на дальности 10км выше 2000м по хорошо видимой инверсии обнаружил самолет-нарушитель, а на дистанции 500-600м и интервале 300-400м от него самолет-истребитель капитана Зиновьева. Hе теряя из поля зрения самолет-нарушитель и самолет капитана Зиновьева, выполнил энергичный левый разворот для выхода на цель с задней полусферы.
          В процессе разворота и последующем сближении с целью на догоне наблюдал команды капитана Зиновьева самолету-нарушителю на принуждение к посадке, а также ведение капитаном Зиновьевым предупредительного огня. После предупредительного огня цель выполнила левый разворот на курс 270°, в процессе которого капитан Зиновьев вел огонь на поражение из пушек. Результаты стрельбы капитана Зиновьева не наблюдал. Во второй половине разворота занял исходное положение для атаки: интервал 400-500м, дистанция 300-400м при угле визирования 70-75°. В последующем, с выпуском самолетом-нарушителем воздушных тормозов дистанция сократилась до 200м. В 16.57 после выхода из атаки капитана Зиновьева влево во внутреннюю, относительно разворота, сторону и получения команды с КП ИАД, открыл огонь на поражение из неуправляемых реактивных снарядов С-5 с дальности 150м под ракурсом 0/4. Отчетливо наблюдал сход РС и попадание в цель, в результате которого появился дым из области левого двигателя. В результате малой дальности стрельбы и малого временного интервала непроизвольно влетел в разлет осколков, вследствие чего имел пробоину в правом подвесном баке, обнаруженную после посадки. Ввиду скоротечности воздушного боя и быстрого сокращения дальности стрельбы дальнейшую стрельбу из РС не производил, так как при выходе на дальность менее 110м не обеспечивалось взведение взрывателя В-3 снаряда С-5 и дальнейшая стрельба из РС была неэффективна. С дальности 80-100м произвел стрельбу из пушек HР-23. Hаблюдал отдельные попадания в области стабилизатора и нижней части фюзеляжа - тормозные щитки. О результате атаки доложил на КП ИАД. Выход из атаки произвел вправо с набором высоты. В последующем цель с увеличивающимся левым креном перешла в глубокую спираль. Hаблюдал раскрытие трех парашютов. После доклада на КП о парашютистах и взрыве самолета-нарушителя получил команду на уход из зоны воздушного боя и посадку на аэродроме Альтес-Лагерь. В 17.15 произвел посадку на аэродроме Альтес-Лагерь". 
           Воздушные акции 28 января и 10 марта 1964 года были не случайны и связаны с пролетами первого ИСЗ-разведчика "Феррет", запущенного 19 января 1964г. с американской базы Ванденберг. Оба самолета-нарушителя играли роль "возмутителей" радиолокационного спокойствия, вызвав интенсивную работу средств ПВО в боевом режиме. Пентагону, ЦРУ, АHБ не терпелось получить результаты использования новых средств космической разведки.

15 июля 1964г. катастрофа самолёта Ту-16Р, КК м-р Кожарин Л.Ф.
           Экипаж выполнял полёт на разведку авианосца США в акватории Японского моря, по неизвестным причинам столкнулся с водной поверхностью, разрушился и затонул. Экипаж, 5 человек, погиб.
           По одной из версии, самолёт могли сбить американцы.
Если выйдешь через эту дверь, то у тебя и воспоминаний не останется...

Оффлайн Maestro

  • За высоту и красоту надо платить...
  • Редактор
  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 6921
  • Предупреждения 1
  • Пол: Мужской
    • E-mail
  • Год выпуска: 1986
                                                                                                    1965г.

                                                                                              Информации нет.
Если выйдешь через эту дверь, то у тебя и воспоминаний не останется...

Оффлайн Maestro

  • За высоту и красоту надо платить...
  • Редактор
  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 6921
  • Предупреждения 1
  • Пол: Мужской
    • E-mail
  • Год выпуска: 1986
                                                                                                    1966г.

                                                                                              Информации нет.
Если выйдешь через эту дверь, то у тебя и воспоминаний не останется...

Оффлайн Maestro

  • За высоту и красоту надо платить...
  • Редактор
  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 6921
  • Предупреждения 1
  • Пол: Мужской
    • E-mail
  • Год выпуска: 1986
                                                                                                   1967г.

                                                                                             Информации нет
Если выйдешь через эту дверь, то у тебя и воспоминаний не останется...

Оффлайн Maestro

  • За высоту и красоту надо платить...
  • Редактор
  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 6921
  • Предупреждения 1
  • Пол: Мужской
    • E-mail
  • Год выпуска: 1986
                                                                                                       1968г.

15 мая 1968г. катастрофа самолёта МиГ-21, лётчик-советник при замкомандира АП Воинов А.И.
            Лётчик погиб в Египте при выполнении спецзадания.

26 августа 1968г. катастрофа самолёта Ан-12, КК к-н Набок Н.
            Самолет был обстрелян с земли из автомата на высоте около 300м, потерял управление, столкнулся с землёй при заходе на посадку близ г.Зволен, ЧССР, и загорелся во время подавления выступлений чешской оппозиции. Погибло 5 человек, сгоревшие заживо в возникшем пожаре. Выжил только стрелок-радист.
            По официальной версии ЦК КПСС и стран ОВД (кроме Румынии): правительство Чехословакии попросило союзников по военному блоку об оказании вооружённой помощи в борьбе с контрреволюционными группировками, которые при поддержке враждебных империалистических стран готовили государственный переворот с целью свержения социализма.

В период с 21 августа 1968г. по 20 сентября 1968г. (точная дата неизвестна) в Чехословакии во время подавления мятежа произошла катастрофа вертолёта (тип неизвестен), в которой погибли 2 советских корреспондента.
Если выйдешь через эту дверь, то у тебя и воспоминаний не останется...

Оффлайн Maestro

  • За высоту и красоту надо платить...
  • Редактор
  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 6921
  • Предупреждения 1
  • Пол: Мужской
    • E-mail
  • Год выпуска: 1986
                                                                                                      1969г.

                                                                                               Информации нет.
Если выйдешь через эту дверь, то у тебя и воспоминаний не останется...

Оффлайн Maestro

  • За высоту и красоту надо платить...
  • Редактор
  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 6921
  • Предупреждения 1
  • Пол: Мужской
    • E-mail
  • Год выпуска: 1986
                                                                                                      1970г.

25 июня 1970г. состоялся воздушный бой между советскими ВВС и ВВС Израиля. Пара МиГ-21 (лётчики Крапивин и Сальник), используя малую высоту, скрытно подошла к группе «Скайхоков», шедшей на Исмаилию, и поразила один из них ракетой Р-3С, но подбитый штурмовик сумел уйти на свою авиабазу. По другой версии, в этом бою израильский штурмовик был сбит и лётчик погиб.
         Это был первый случай боевого контакта в арабо-израильском конфликте с участием советских ВВС.

30 июля 1970г. во время арабо-израильского конфликта над Синаем состоялся воздушный бой между советскими и израильскими истребителями. В бою приняло участие 24 самолёта МиГ-21 и 16 израильских истребителей (4 самолёта F-4E Phantom II и 12 самолётов Mirage IIIC). В результате боя были сбиты 5 советских самолетов, у противника потерь не было. По одной версии, спасся только один лётчик - к-н Сыркин (по другим данным - Сиркин) С.А., а погибли четверо - капитаны Журавлев В.А., Каменев Е.А., Юрченко Н.П. и Яковлев В.Г. По другим данным, погибли трое: Журавлев, Юрченко и Яковлев.
         Участие в боевых действиях советских летчиков, обладавших высоким летным мастерством, представляло серьёзную угрозу для Израиля. Если бы армию Египта в полной мере поддержала советская авиация, то ЦАХАЛ мог оказаться в тяжёлом положении. Израильское военное командование приняло решение нанести удар по советской воздушной группировке. Операция имела название "Римон 20".
          Около полудня пара «Фантомов» атаковала РЛС обнаружения в Сохне на западном берегу Суэцкого канала. Четверка «Миражей» на предельной высоте двинулась в глубь египетской территории. Следом, на бреющем полете вылетела вторая четверка «Миражей» и четверка «Фантомов» под командованием Авиху Бин-Нуна. Первая четверка «Миражей» (демонстративная группа) летела по парам очень близко друг к другу. На экранах советских радаров светились лишь две точки. В эфир выходили только два летчика, летавших ранее на разведывательных «Миражах», голоса которых были известны местным радистам. Операторы радаров приняли четверку истребителей за два разведывательных «Миража». На выносном командном пункте «Бир-Арейда» в это время находился начштаба ВВС Египта генерал Мубарак и советник командующего ВВС Египта, командующий советской авиационной группой генерал авиации Дольников. Мубарак предупредил Дольникова, что израильтяне заманивают советских летчиков в ловушку, но тот считал, что два разведывательных «Миража», не имеющих вооружения, станут легкой добычей. Дольников помнил, что 18 апреля самолеты-разведчики ушли от «МиГов». Он приказал поднять в небо двадцать «МиГов», чтобы отрезать «Миражам» пути к отступлению. С египетского аэродрома в Бени-Суэйф (180км южнее Каира) поднялись две четверки «МиГов» под командованием капитана Юрченко. Еще две четверки «МиГов» под командованием капитана Каменева взлетели с аэродрома Ком-Аушим (120км на юго-восток от Каира), пятая четверка поднялась с аэродрома в Катамие.
           Три группы «МиГов» приближались к звену «Миражей» на встречных курсах. Восьмерка «МиГов» под командой капитана Юрченко сблизилась с демонстративной группой, но «Миражи» неожиданно развернулись на 180°, а к команде преследователей присоединилась восьмерка «МиГов» под командованием капитана Каменева. Шестнадцать «МиГов» летели за демонстративным звеном «Миражей», имея огромное преимущество. Когда ударная группа заняла выгодную позицию для нанесения главного удара, Командующий ВВС Израиля Мордехай Ход отдал приказ демонстративной группе нанести по «МиГам» вспомогательный удар. Две пары «Миражей» разошлись в стороны, сбросили подвесные баки с горючим, развернулись и, заняв боевой порядок, начали сближаться с «МиГами».
          Советские летчики вместо двух разведывательных самолетов неожиданно обнаружили четверку «Миражей». Правильно сориентировавшийся в обстановке к-н Юрченко доложил на командный пункт: «Вижу четверку истребителей». Генерал Дольников отдал приказ на уничтожение «Миражей», но советские летчики не услышали эту команду — в 14.20 израильтяне включили радиопомехи и забили советскую линию связи. Русские летчики вдруг обнаружили, что они окружены восемью «Миражами» и блокированы сверху четверкой «Фантомов». В этот момент четверка "Миражей" нанесла ракетный удар. Генерал Ход ввел в бой ударную группу, шедшую на бреющем полете. Четверка «Миражей» взмыла вверх, открыв огонь из пушек. Переключившись на запасную радиочастоту, советские пилоты начали маневрировать, чтобы уйти от огневого удара. Но вверх взмыла четверка «Фантомов», которые произвели ракетную атаку при наборе высоты.
          Первый «МиГ» был сбит пушечным огнём «Миража», следующий - ракетой «Спарроу»,  пущенной Авиху Бин-Нуном. Ашер Снир сбил «МиГ» ракетой на высоте 10000м, лётчик катапультировался. После потери четвёртого «МиГа» Дольников отдал команду летчикам оторваться от израильтян, и советские лётчики стали выходить из боя, который длился 6 минут.
          1 августа 1970г. в Каир прилетел командующий ВВС СССР маршал Кутахов П.С. Он назначил расследование обстоятельств вооруженного столкновения с противником. 2 августа Кутахов отдал приказ о прекращении полетов советских летчиков в зоне Суэцкого канала. Маршал запретил своим пилотам вступать в бой с израильскими истребителями. Руководство СССР уведомило египетскую сторону, что далее гарантировать неприкосновенность египетских воздушных рубежей не может. Насер не мог продолжать вооруженный конфликт с Израилем без полноценной посторонней помощи, и вынужден был согласиться на прекращение огня, вступившее в силу в полночь с 7 на 8 августа 1970г.   
     
       
« Крайнее редактирование: 10 Октябрь 2012, 19:41 от Maestro »
Если выйдешь через эту дверь, то у тебя и воспоминаний не останется...

Оффлайн Maestro

  • За высоту и красоту надо платить...
  • Редактор
  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 6921
  • Предупреждения 1
  • Пол: Мужской
    • E-mail
  • Год выпуска: 1986
                                                                                                      1971г.

                                                                                                 Информации нет.
Если выйдешь через эту дверь, то у тебя и воспоминаний не останется...

Оффлайн Maestro

  • За высоту и красоту надо платить...
  • Редактор
  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 6921
  • Предупреждения 1
  • Пол: Мужской
    • E-mail
  • Год выпуска: 1986
                                                                                                     1972г.

                                                                                              Информации нет.
Если выйдешь через эту дверь, то у тебя и воспоминаний не останется...

Оффлайн Maestro

  • За высоту и красоту надо платить...
  • Редактор
  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 6921
  • Предупреждения 1
  • Пол: Мужской
    • E-mail
  • Год выпуска: 1986
                                                                                                    1973г.

28 ноября 1973г. катастрофа самолёта МиГ-21, аэродром Вазиани, лётчик к-н Елисеев Г.Н.
          Лётчик погиб при выполнении боевого задания по уничтожению самолёта-шпиона в районе Муганской долины Азербайджанской ССР. Лётчик выпустил по цели 2 ракеты, но промахнулся. Пушка заклинила после нескольких выстрелов. По команде с КП применил таран, самолёты столкнулись. Экипаж сбитого самолёта-нарушителя остался жив, выбросился на парашютах и был захвачен пограничниками.
           К-н Елисеев Г.Н. удостоен звания Героя Советского Союза (посмертно).
           Техников полка по вооружению (2 человека), виновных в отказе пушки, приговорили к 3-м и 10-ти годам заключения. По неофициальной версии, лётчик взлетел по тревоге и в спешке авиатехники забыли снять чеки с ракет. Лётчику ничего не оставалось, как применить таран.
           Это был первый в мире таран на сверхзвуковых реактивных самолётах.
« Крайнее редактирование: 03 Август 2012, 12:42 от Maestro »
Если выйдешь через эту дверь, то у тебя и воспоминаний не останется...

Оффлайн Maestro

  • За высоту и красоту надо платить...
  • Редактор
  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 6921
  • Предупреждения 1
  • Пол: Мужской
    • E-mail
  • Год выпуска: 1986
                                                                                                        1974г.

                                                                                                  Информации нет.
Если выйдешь через эту дверь, то у тебя и воспоминаний не останется...

 


Статистика посещений Карты посещений сайта