Автор Тема: Выпускники Школы морских лётчиков 1915- 1917 г.г.  (Прочитано 3044 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 11060
  • Предупреждения 0
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • Информационный ресурс
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai
Начало этой темы можно почитать на архивном форуме
« Крайнее редактирование: 01 Октябрь 2012, 01:04 от Володя »
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 11060
  • Предупреждения 0
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • Информационный ресурс
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai
Нашлась ещё одна уникальная фотография 1916 года!

В чёрной морской форме среди курсантов ОШМА Лев Ковалевский!
К сожалению, фамилии остальных не подписаны. Но это, несомненно, курсанты первого набора 1915-го года. Снимок мог быть сделан и ранней осенью 1915 года (подписи иногда не безгрешны). Но вероятнее всего это фото из Баку, т.к. стоит дата 1916 год, а Ковалевский выпускался в марте 1916 года именно в Баку.




Так что, дорогие бакинцы, вы по праву можете использовать снимок на своих ресурсах и обсудить его. Если такое обсуждение состоится, прошу нам дать ссылку. Буду очень рада, если удастся восстановить фамилии других персон.  %3 %3 %3

Льва Ковалевского мы вспоминали тут
http://forum.evvaul.com/index.php?topic=1013.270

Человек он весьма заметный в своё время.
Я очень бы хотела, чтобы нашлись его родственники, которые некогда проживали в Ленинграде, где похоронен и сам Ковалевский на Новодевичьем кладбище.

Товарищи родственники наших выпускников!
Если у вас есть фотографии, или воспоминания о наших дорогих выпускниках, смелее выходите в эфир! Только общими усилиями мы сможем восстановить Историю!  %6
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Кара

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 25
  • Предупреждения 0
  • Пол: Мужской
  • Праздношатающийся
    • E-mail
Про Томашевского.
На архивной ветке Самурай приводит ссылку на бакинский сайт http://www.baku.ru/enc-show.php?cmm_id=276&id=99756&c=1752, в котором годом окончания школы указан 1915. Ниже она обращает на это внимание. Ссылка сейчас не открывается и проверить год не представляется возможным. Проверить потому, что в другой ссылке бакинского сайта
https://www.ourbaku.com/index.php/%D0%A2%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D1%88%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%90%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%B9_%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87_-_%D0%92%D1%8B%D0%BF%D1%83%D1%81%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%BA_%D0%91%D0%B0%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%9E%D1%82%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D0%9E%D1%84%D0%B8%D1%86%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%A8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8B_%D0%9C%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%90%D0%B2%D0%B8%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8_%D0%9E%D1%82%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%B0_%D0%92%D0%BE%D0%B7%D0%B4%D1%83%D1%88%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%A4%D0%BB%D0%BE%D1%82%D0%B0
год окончания указан 1916, потому как полётный экзамен был сдан в начале января. Ссылка эта тоже может не работать, поэтому привожу её текст:
Томашевский Аполлинарий Иванович
Выпускник Бакинского Отделения Офицерской Школы
Морской Авиации Отдела Воздушного Флота
1890 — 1926

” За все время деятельности Школы ( 22. 11. 1915 г. – 28. 04. 1916 г. ) в ней было обучающихся
40 офицеров и 17 нижних чинов, имеющих право на производство в офицеры, а также 6 нижних чинов этого права не имеющих.
По день окончания полетов и занятий ( 27. 04. 1916 г. ) Школа окончательно выпустила 20 морских летчиков офицеров и 1 нижнего чина.” (Начальник Бакинского Отделения Офицерской Школы Морской Авиации капитан 1-го ранга Янович А.А.)

Нижний чин, выпущенный Школой — это авиационный унтер-офицер 1-й ст. Аполлинарий Томашевский, одним из первых успешно сдавший полетный экзамен на звание морского летчика, но так и не получивший его.

Но все по-порядку...
Апполинарий родился в 1890 году в крестьянской семье.

Участник Первой Мировой войны, службу закончил в чине унтер-офицера.

В 1915 году по заявке военного ведомства командирован в Императорский Всероссийский аэроклуб (ИВА) из Гельсингфорса Службой Связи Воздушного района Балтийского моря.

ИВА 15 июня 1915 г. открыл отделение (Школу) для подготовки лётчиков.
Томашевский выпускался из Аэроклуба на летающей лодке Ф.Б.А. (F.B.A., тип С).

Получил диплом пилота-авиатора и направление в Петроградскую Офицерскую Школу Морской Авиации (ПОМША).

Осенью 1915 г. ПОШМА переехала в Баку, т.к. погодные условия Балтийского моря мешали круглогодичной планомерной работе по подготовке морских летчиков.

3 ноября 1915 года первый эшелон с личным составом и оборудованием был отправлен из Петрограда в Баку.

12 ноября 1915 года эшелон благополучном прибыл на станцию Баладжары.

«Все оборудование Школы было закончено к 22 ноября 1915 года, когда и было произведено торжественное освящение Школы.»

23-го ноября Школа приступила к работе – полеты, теоретические и практические занятия, несение службы и т.д.

Курсант - авиационный унтер-офицер 1-й ст. Аполлинарий Томашевский одним из первых был допущен к самостоятельным полетам на гидроаппаратах М-5.

В первые дни января 1916 г. успешно сдал полетный экзамен, что подтвердил 07.01.1916 г. Учебный Совет Школы , а затем МГШ.

Копия Акта приёмной комиссии и Постановление Учебного Совета , копия экзаменационного листа и сопроводительное письмо-ходатайство с наилучшими характеристиками, отправили в Воздухоплавательный отдел МГШ .

Однако отправленные в ОВФ документы на представление к званию "морского лётчика" в отношении унтер-офицера Томашевского не прошли.

Приказ НШ № 239 от 4 февраля 1916 года.
При сём объявляю постановление Учебного Совета Школы от 4- го сего февраля за № 18.
« Учебный Совет Школы на заседании своём 3 февраля 1916 года заслушав отношение Высочайше учреждённого Особого Комитета от 2 января 1915 года за № 11 из коего яствует, что звание "военного лётчика", а следовательно и "морского" могут быть удостаиваемы только чины офицерского звания, постановил постановление своё от 7 января 1916 года за № 5 по отношению к авиационному унтер- офицеру Томашевскому отменить и редактировать так:
/параграф/5 Авиационный унтер-офицер Апполинарий Томашевский успешно выполнил на гидроаэроплане Щетинина типа М5 практические испытания по исскуству летания в объёме, установленном для получения звания "морского лётчика"... »

Тем не менее, Томашевский после сдачи экзамена был оставлен в Школе в должности Помощника руководителя полётов, т.к. « его никак нельзя отпустить из Школы без большого ущерба для процесса обучения...»
Он не только обладал отличными летными навыками управления гидроаппаратами, но был и прекрасным механиком по авиамоторам. (Фото № 1.)

С начала января и до конца апреля 1916 г. служил полноправным инструктором полетов для охотников из нижних чинов, а так же много работал в мастерских Школы. (Фото № 2.)

Согласно сводки полётов за первые восемь дней января 1916 г. унтер-офицер Томашевский летал с многочисленными учениками в качестве руководителя, хотя числился помощником руководителя.

Приказ № 288 от 12 февраля 1916 года:

IV-я группа — нижние чины

Помощник руководителя ав.унт. оф. Iст. Томашевский.
Примечание: Помощник руководителя ав.унт. оф. I ст. Томашевский назначается помощником к Штабс- Капитану Грузинову, под присмотром которого и ведётся обучение этой группы.

Приказ № 385 от 1-го марта 1916 года:(Фото № 3.)
Помощник руководителя:
Авиационный Унтер-офицер I-й ст. Томашевский.

Фото № 1.



Фото № 2.


Фото № 3.

Во время ПМВ летчики и особенно морские летчики на ТВД Балтийского моря и Черноморском ТВД были остро необходимы, поэтому судьба Томашевского волновала многих.

Из телеграммы Начальника Службы Связи района Балтийского моря Б.П. Дудорова в Ревель от 01.02.1916 года.

«...Что касается производства в кондуктора Томашевского и Скульского то /неразборчиво/ они выдержали экзамен в комиссии назначенной командиром Бакинского порта, надо или дать Школе возможность их представить к производству или что правильнее затребовать от Школы представление и аттестат о выдержании экзамена и представить Командующему.»
Наконец весной 1916 года вопрос о производстве Томашевского в кондукторы флота решился положительно.
В сохранившейся в Архиве записке от 18 апреля 1916 года говорилось, что вскоре должно состояться это событие, согласованное с руководством Отдела Воздушного флота.

В апреле 1916 года старший лейтенант Тучков А.А. от имени ВОФ МГШ запросил у Начальника Бакинской Школы капитана 1-го ранга Яновича А.А. список особо отличившихся за время первого Бакинского периода работы работников, выпускников и учеников Школы для представления их в следующий чин и к наградам.

В ответном письме от 19.04.1916 г. в первую очередь Янович А.А. отметил штабс-капитана Грузинова, штабс-капитана Энгельса, прапорщика по морской части Быкова, Лейб–Гвардии Преображенского полка прапорщика Яковлева, мичманa Петрова, авиационного прапорщика Горячева и авиационного унтер-офицера 1-й статьи Томашевского.

В письме Янович А.А. подробно пишет о заслугах каждого из перечисленных офицеров.
«Авиационный Унтер-офицер 1-й статьи Томашевский в числе первых курсантов освоил лётное дело, был отличным механиком и много работал в Мастерских. После сдачи экзаменов на звание “Морской лётчик” Томашевский был оставлен в Бакинской Школе Помощником Руководителя для обучения полетам нижних чинов, т.к. “…его никак нельзя отпустить из Школы без большого ущерба для процесса обучения ”.»

В начале мая 1916 года Школа переехала в Петроград и уже 12 мая 1916 года курсанты приступили к систематическим занятиям.

Томашевский продолжает свою службу в Школе в качестве помощника Руководителя.

Осенью 1916 года Школа вновь переезжает, и первый эшелон с командою офицеров и нижних чинов прибыл в Баку 26 сентября 1916 года. .

До 25 августа 1916 года Томашевский много и результативно работает с курсантами Школы, обучая их полетам на гидроаппаратах.

9 августа 1916 года во время тренировочного полета на гидроплане инструктор Томашевский и его ученик-курсант Блуменфельдт получили различной степени увечья при падении аппарата в воду.
В Архивах сохранились их больничные листы:
Томашевский получил ушибы и ссадины поясницы, спины, плеча, лица, причём был выбит левый верхний клык.
Блуменфельдт получил ушибы груди и лица, причём имёл серьёзные кровоподтёки левого глаза и века.

Приказом № 294 от 25.08.1916 г. авиационный унтер-офицер Томашевский откомандирован в распоряжение завода Щетинина ПРТВ «с августа 25 сего года ».

На заводе Щетинина занимались разработкой истребителей конструкции Григоровича, в том числе и для гидроавиации. Томашевский потребовался в качестве испытателя как опытный летчик .

В августе-сентябре 1916 г. провел испытания первого в мире бронированного морского истребителя - летающей лодки М-11 Д.П.Григоровича.

До 1918 г. продолжал службу на заводе Щетинина в Петрограде.

После событий 1917 г. без колебаний встал на сторону новой власти.

С сентября 1918 года в Красной Армии, военный лётчик советского 2-го Саратовского авиаотряда.

Участник боев с белогвардейцами и белочехами на Восточном фронте.

"18 октября 1918 г. после отступления остатков частей Чапаева из-под Талового здесь появился советский самолёт «Вуазен» из состава 2-го Саратовского авиаотряда.
В полётном задании лётчику А.И. Томашевскому и помощнику моториста Шмакову предписывалось совершить перелет Покровск — Самара и поступить в распоряжение начальника авиации 4-й армии.
Трудно понять, почему вместо полёта на северо-восток, Томашевский и Шмаков отправились на юго-восток и оказались над контролируемой белыми территорией в районе Талового, лежащего далеко в стороне от прямого направления Покровск — Самара. Возможно это было вызвано навигационной ошибкой и потерей ориентации, хотя нельзя исключать, что в Покровске, где располагался штаб 4-й армии, советскому лётчику дали дополнительное задание выяснить положение на фронте и установить связь с окруженными частями Чапаева.
Начальник советского 2-го Саратовского авиаотряда Ласкин лишь 4 ноября своим приказом исключил из его списков Томашевского и Шмакова.
Войсковой старшина (в описываемое время — есаул) Уральского сводно-пешего учебного полка А.И. Потапов вспоминал в эмиграции: «... нам доставили ручные гранаты для борьбы с броневыми автомобилями. Метанию этих гранат полк здесь и обучался. Во время занятий в поле мы заметили аэроплан противника, летящий на село Таловую; описав над селом круг, он сел прямо ко второй сотне. Лётчики, их было двое, заговорили с казаками, называя их «товарищами»: «Что, товарищи, как дела? Далеко ли казаки и много ли их?» В это время подошел в серебряных погонах есаул Албин, обругал их за слово «товарищи» и сейчас же обезоружил».
По советским данным, 18 октября при перелёте из Покровска в Самару «пропали без вести» лётчик А.И. Томашевский с мотористом на «Вуазене» №4217.
Любопытно, что с советским экипажем обошлись довольно мягко и позже ему удалось бежать из плена в свою часть." [1]

По другим данным - экипаж освобождён Красной Армией 24 февраля 1919 г.

Уже через несколько дней Томашевский продолжил боевую работу.

13)Томаш)Copy of GetAttachment.aspx - Copy.jpg
С февраля 1919 года служил военным лётчиком разведывательного авиаотряда Южной группы войск Восточного фронта.

За боевые отличия при освобождении Уфы в июне 1919 года награжден Орденом Красного Знамени(РСФСР). [2]
Как сказано в приказе по Самаро-Уфимскому фронту от 12 августа 1919 года за "...проведенные по заданию штаба фронта глубокие разведки в тылу противника, доставку о нем ценнейших сведений, за смелые налеты и умелую бомбежку..." [3]

С июля 1919-го по март 1920-го Томашевский командовал 30-м авиаотрядом 4-й Армии. Участник боев с белоказаками.

«14 ноября 1919 г. советские летчики Томашевский с Баулиным на самолете «Сопвиче» и Столяров на истребителе «Ньюпор-23» в 12 часов 35 минут вылетели из Уральска для атаки уральского самолета (белых) «Фарман-30», сбросившего на город бомбы. Томашевский вскоре вернулся из-за плохой работы мотора.»

В июле-сентябре 1920 года служил военным лётчиком в Славненской сводной авиагруппе Западного фронта.

После гражданской войны работал на Севере.

Вернувшись в Москву, Томашевский стал одним из первых советских лётчиков — испытателей.

Весной 1922 года испытал один из первых советских экспериментальных самолётов - тяжёлый двухмоторный триплан «КОМТА», получивший своё название от Комиссии тяжелой авиации.

13) Томашевский2 - Copy (2).jpg

08.02.1924 г. А.И. Томашевский поднял в небо и провёл лётные испытания первого советского четырёхместного пассажирского самолёта "АК-1" конструкции В.Л. Александрова и В.В. Калинина.

Участник первых советских перелётов.

С 10 по 22 июля 1924 г. А.И. Томашевский с экипажем на "АК-1" выполнили перелет Москва - Нижний Новгород - Казань и обратно.

Имя Томашевского прогремело по всей стране во время знаменитого группового сверхдальнего перелета советских самолетов с 10.06 по 13.07. 1925 года по маршруту Москва — Улан-Батор — Пекин (с посадками; 6476 км за 52 лётных часа).

А.И. Томашевский на самолете АК-1 «Латышский стрелок», несомненно, проявил себя великолепным летчиком в этом перелете.

По итогам перелета награждён вторым орденом Красного Знамени.
Присвоено звание «Заслуженный летчик СССР». [4]

13)Томаш1.JPG
13)Томаш)3f095eaefcd7.jpg
26 Ноября 1925 года на Центральном аэродроме Томашевский поднял в воздух первый советский тяжелый двухмоторный бомбардировщик ТБ-1 (АНТ-4) конструкции Туполева А.Н.

Государственные испытания АНТ-4 продолжались до 15 июля 1926 г.
В ходе испытаний летчик А.И. Томашевский установил на АНТ-4 два мировых рекорда продолжительности полета с грузом: первый полет с полезной нагрузкой 2054 кг длился 4 ч. 15 мин, а во втором-за 12 ч. самолет пролетел 2000 км с грузом 1000 кг.

В этот день коллегия ЦАГИ получила поздравительную телеграмму от председателя ВСНХ Ф.Э. Дзержинского:
"Сердечно приветствую ЦАГИ! Рекорды вашего самолета АНТ-4 выдвигают советское авиастроение в ряды последних достижений мировой техники. Желаю дальнейших успехов".[5]

В 1926 году Томашевский успешно провел летные испытания второго бомбардировщика АНТ-3 (Р-3).

В 1926 году начались полеты над Белым морем по заданию Совторгфлота для обслуживания зимних зверобойных промыслов.

4 марта 1926 года Томашевский впервые выполнил на самолете Юнкерс J-13 «Промбанк» разведку стойбищ тюленей и моржей. [6]

13) Томашевский6. jpg - Copy.jpg
В 1926 году Томашевский А.И. застрелился.
По словам дочери, его очень мучили головные боли - последствие ранения.

Память:

13) Томаш2.JPG
* М.М.Громов: «На земле и в небе».
В главе 11-й «Перелёт Москва-Пекин-Токио» Громов пишет:
«На АК-1 летел А.И.Томашевский , человек-богема, но сильный духом и решительный.» [7]

** А.И. Томашевский - Почётный гражданин города Самары.

*** В Самаре именем Томашевского назван тупик.
Томашевский тупик расположен в Промышленном районе Самары.
Тупик назван в честь Томашевского Аполлинария Ивановича (1890?1926) — летчика-испытателя, заслуженного лётчика СССР. [8]

Примечания:

[1]
Приказ РВСР № 233, 1919 г.
«В дни Уфимской операции(июнь 1919 г.) летчики совершили за неделю 113 боевых вылетов. Особенно отличились военлеты Аполлинарий Томашевский, Иван Савин, Артемий Коваленко, Андрей Казенной, Иосиф Железное, Александр Кравцов, Михаил Шпак, Сергей Байер, летнабы Казимир Жакевич, Леонид Петров, механики Алексей Миронов, Василий Ленкин и другие авиаторы. Многие из них были награждены орденами Красного Знамени.»
« По итогам перелёта Москва-Пекин было принято решение Президиума ЦИК СССР.
В нём говорилось: «Экспедиция одержала блестящую победу над огромным расстоянием и преодолела чрезвычайные трудности пути длиной почти в 7000 километров. Ею пересечены Урал, сибирская тайга, озеро Байкал, горы Забайкалья и Монголии, пустыня Гоби и горный хребет Калган... Советская авиация и авиапромышленность дали новые доказательства своей технической мощи, а советские лётчики — новое подтверждение своей доблести и искусства».
Постановлением ЦИК СССР участники перелёта Москва-Пекин были награждены орденами Красного Знамени, а лётчикам, кроме того, были присвоены звания заслуженных лётчиков СССР.[2]
[3]
[4]
[5]
[6]


В статье использованы материалы из открытых источников INTERNET'а.

При использовании любых материалов данной статьи ссылка на сайт "НАШ БАКУ"
ОБЯЗАТЕЛЬНА !

--Sibor 03:05, 5 февраля 2012 (CET)
Не мешай летать железу!

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 11060
  • Предупреждения 0
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • Информационный ресурс
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai
В статье использованы материалы из открытых источников INTERNET'а.

При использовании любых материалов данной статьи ссылка на сайт "НАШ БАКУ"
ОБЯЗАТЕЛЬНА !

Спасибо за размещение этого материала. Действительно, он на этом сайте больше не существует. Не понятно, что заставило Сибора его убрать.

Стоит заметить, что за все "открытые источники INTERNET'а" лично я платила в РГА ВМФ (копии) и они у меня имеются дома. Особенно показательны в этом плане травмы Томашевского и Блюменфельдта. Это дело вообще никто и в руки не брал, оно не в фонде ОШМА.

ПОМША - это какое-то кривое изобретение Бориса. Куда бы ещё ни шло ПОШМА. Хотя на самом деле Петроградское отделение ОШМА, как и Бакинское отделение ОШМА.

Хотя материал, который я писала 6-12 лет назад давно уже устарел, с тех пор найдено много других документов, и история ОШМА мне, например, очень хорошо известна. Списки дореволюционных выпускников давно составлены. Но пока не хочу их делать достоянием "открытых источников".  %56

Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

 


Статистика посещений Карты посещений сайта