Автор Тема: Книга Памяти  (Прочитано 74055 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Bagyra

  • Старший форумчанин
  • ****
  • Сообщений: 831
  • Предупреждения 0
  • Пол: Женский
    • E-mail
Re: Книга Памяти
« Ответ #45 : 07 Февраль 2011, 21:43 »
СЕГОДНЯ ИСПОЛНЯЕТСЯ 30 ЛЕТ.......

Гибель адмиралов. Тайна одной авиакатастрофы

http://rutube.ru/tracks/595184.html

7 февраля 1981г. в дивизии произошло событие, ставшее трагическим для всего Тихоокеанского флота. После окончания оперативно-мобилизационного сбора руководящего состава ВМФ СССР на взлете с Аэр. Пушкин разбился самолет Ту-104, входивший в состав авиационного отряда управления 25 мрад, пилотируемый подполковником А. И. Инюшиным.
 В этой катастрофе погиб практически весь руководящий состав ТОФ и его объединений. В числе погибших были командующий ВВС ТОФ генерал-лейтенант авиации Г. В. Павлов, член Военного совета генерал-майор авиации В. В. Рыков, начальник штаба генерал-майор авиации С. Г. Данилко. Экипаж Ту-104: подполковник Инюшин Анатолий Иванович - командир отряда, майор Субботин Виталий Алексеевич – штурман отряда, ст. лейтенант Послыхалин Владимир Александрович – помощник командира корабля, капитан Рупасов Михаил Николаевич – начальник ТЭЧ отряда, ст. лейтенант Зубарев Валентин Иосифович – старший техник, ст. лейтенант Барсов Анатолий Владимирович – техник, прапорщик Вахтеев Анатолий Иванович...


делай - что должно
а там - будь,что будет

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 10924
  • Предупреждения 0
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • Информационный ресурс
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai
Re: Книга Памяти
« Ответ #46 : 09 Февраль 2011, 00:35 »

"Просто прочитайте список безвинно или винно ушедших и подумайте о них. Сегодня все они были бы на тридцать лет старше..."
http://community.livejournal.com/interactiveavia/37801.html

Виктор Сокерин: "Гибель ( или самоубийство) адмиралов"
http://avia.mirtesen.ru/blog/43923229070 


К статье много комментариев, есть интересные.
Оттуда же и фото:





Статья трёхлетней давности.
Как 27 лет назад погибло командование ТОФ
http://novostivl.ru/msg/2136.htm
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 10924
  • Предупреждения 0
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • Информационный ресурс
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai
Re: Книга Памяти
« Ответ #47 : 17 Февраль 2011, 00:08 »
Памяти погибших товарищей...

Морская Авиация, как она есть.

      
   Сидим мы как-то с полковником Украинских ВВС Олегом Владимировичем Лобановым за «рюмкой чая», и я ему говорю: «Представляешь, Олег, вчера позвонили с Москвы, десятый однокашник с нашего выпуска погиб, разбился на «Руслане» в Италии. Олег Владимирович спрашивает: «Десять – это за сколько лет?» Отвечаю: «За двадцать. А с нашего курса за первые два года после выпуска погибло двенадцать.» Спрашиваю: «А ты какое училище заканчивал?» - «Черниговское.» - «А я Оренбургское.»

   Да, у каждого выпуска и каждого летчика своя Судьба, и не всегда она бывает длинной.

   Помолчали… Я тогда вспомнил стихи одного из моих пилотов, которые он написал еще курсантом… А ныне  Анатолий Полонский является «Заслуженным летчиком – испытателем России.»
   «Красиво, торжественно, строго
    Стоим мы в прощальном строю
    Не знает никто, даже боги
    Судьбу твою и мою…»

   Первый, кто погиб с нашего курса, был Володя Соломин. Это произошло на Северном флоте через три месяца после выпуска из училища и всего через месяц после Володиной свадьбы. Самолет ТУ-16к, столкнувшись со стаей гусей, упал на посадочном курсе из-за остановки обоих двигателей, не долетев до полосы 14км.
   Вторым Судьба настигла Валеру Гребцова. Самолет ИЛ-28 на Балтике столкнулся с землей из-за позднего вывода из пикирования при фотострельбе из передней пушечной установки. Я навсегда запомнил тот яркий солнечный морозный день 22 января 1972 года. Мы тогда летали на соседнем аэродроме в Эстонии. Зарулив на стоянку после полета, я узнал, что 30 минут назад разбился экипаж Гребцова. Мозг отказывался верить, что в такую красивую солнечную погоду можно погибнуть.

   Толя Фесько. Самолет Л-29 упал в районе аэродрома Пугачи Оренбургской области из-за несинхронного выпуска закрылков. У него осталось двое детей. И мне никогда не забыть согнутой от горя спины полковника Румянцева, его тестя, когда он гулял с этими детьми во дворе Оренбургского училища.

   Саша Степаненко, Северный флот. Самолет ТУ-16 врезался в землю при уходе на второй круг. В облаках при заходе на посадку отказали авиагоризонты, перейти на пилотирование по дублирующим приборам экипаж не успел.

   Валера Евстигнеев, Балтийский флот. При взлете с аэродрома Чкаловск у самолета ТУ-22р произошел отказ управления. Шансов спастись у экипажа не было. На этом самолете катапультирование происходит у всего экипажа вниз, для чего нужна высота не менее 300м, которой не было.

   Коля Хоцкалев, Тихоокеанский флот. У самолета ТУ-16 после взлета ночью разрушились тяги руля высоты, но с помощью триммера самолет управляется. Связались по телефону с КБ Туполев, там довели факт, что летчики – испытатели дважды в подобной ситуации сажали самолет ТУ-104 с помощью триммера руля высоты, и оба раза успешно. Этот факт сообщили Коле, и он также принял решение садиться на триммере. К сожалению посадка не получилась. Самолет после взмывания с большой вертикальной скоростью ударился о полосу, загорелся. Все, кто сидели в передней кабине сгорели, «корма», а именно, командир огневых установок и стрелок радист остались живы. Кстати, для Коли Хоцкалева «первый звонок» был годом раньше, когда в его ТУ-16з танкер – заправщик при пристраивании для выполнения дозаправки топливом в воздухе врезался ТУ-16к, пилотируемый капитаном Витей Мазитовым, также выпускником нашего курса 1969 года. Тогда оба экипажа сели чудом.

   Гена Середин, Балтийский флот. После перегонки противолодочного самолета ИЛ-38 в Индию, возвращаясь домой на АН-12 над Карачи, Пакистан, попали в грозу. Стали все четыре двигателя. Самолет разрушился в воздухе от запредельных перегрузок.

   Володя Зубков, Тихоокеанский флот, самолет ТУ-142. Володя первым с нашего курса стал командиром полка. За несколько месяцев до катастрофы мне довелось прилететь с Балтики в их гарнизон Монгохто Хабаровского края, и я помню как нам было хорошо и весело у него в гостях. Самолет Володи вошел в глубокую левую спираль при полете над океаном и с высоты 7800м упал в воду. Ни слова в эфир и из девяти членов экипажа никто не смог покинуть самолет.

   Толя Полтавцев, самолет ТУ-22м2, аэродром Кульбакино. День 12 апреля 1989 года тоже не забудется никогда. В тот день я впервые сходил на сверхзвук. А во время запуска двигателей на второй полет сначала боковым зрением увидел, что с самолетом, который сейчас взлетает что-то не так. А когда поднял глаза – картина была страшная. Самолет после отрыва переворачивается на спину, за ним огненный шлейф. Затем взрыв и у самой земли всего один купол парашюта. Это при крене 90 градусов на высоте 20м удалось катапультироваться штурману экипажа Саше Ручко. Командир экипажа полковник Анатолий Иванович Багаев, второй пилот майор Анатолий Полтавцев и штурман – оператор Саша Полинер погибли. С тех пор каждый год 12 апреля мы собираемся у братской могилы экипажа и поминаем наших товарищей.

   Последним из нашего курса ушел из жизни Олег Припусков. Катастрофа произошла при заходе на посадку на аэродроме Турин, Италия. Самолет АН-124 «Руслан» выполнял заход в автоматическом режиме. Погода была сложная. Машина дала сбой, вывела самолет под углом к полосе и выше глиссады. Из-за нечеткого взаимодействия в экипаже при уходе на второй круг произошел провал тяги, самолет с большой вертикальной скоростью ударился о землю. Оба пилота погибли, остальные члены экипажа получили травмы различной степени тяжести. Олег имел звание «Заслуженный летчик – испытатель СССР»

   Еще троим из нашего курса пришлось катапультироваться, чтобы спасти свою жизнь, а Анатолия Акинина из горящего самолета вытащил стрелок – радист.

   Хочу также вспомнить двух штурманов с которыми довелось летать, а впоследствии они разбились в других экипажах. Федора Камшекина перерезало пополам обломком самолета ТУ-22р при катапультировании с вертикальной скоростью более 150м/с в экипаже подполковника Аникушина. Самолет ТУ-22р пилотируемый майором Сорокиным, где штурманом был Вася Климов «просто» взорвался при полете над Балтийским морем.

   Также не забыть катастрофу самолета Л-39, происшедшую у нас на аэродроме Кульбакино 26 августа 1999 года. На генеральной репетиции перед авиа шоу в честь дня ВВС Украины погибли замечательные летчики: командир эскадрильи подполковник Дмитрий Русин и зам. командира полка полковник Александр Шапиро. Катастрофа произошла на глазах жен и детей, приехавших на праздник.

   Не могу не вспомнить катастрофу самолета СУ-33, пилотируемого Героем России Тимуром Апакидзе, происшедшую на авиа шоу в честь 85-летия Морской Авиации в г. Острове Псковской области. Я имел честь дружить с Тимуром более 19 лет и каждое лето старался приезжать к нему в гости, такое было обаяние его личности. Тимур первым из военных летчиков сел на палубу авианосца «Тбилиси», который строился у нас на Черноморском судостроительном заводе. За 10 лет до этого рокового дня ему пришлось катапультироваться с СУ-27к из перевернутого положения. Рассказывают, что уже вечером того же дня он проводил с детьми тренировку по каратэ. Мой друг поэт и композитор Константин Фролов, который тоже знал Тимура, написал о нем песню, где есть такие слова:
   … Поговори со мной, дружище,
        Покуда не оструган крест.
        Таких как ты всю жизнь мы ищем
        Как свой невзятый Эверест.
        И сколько б взлетов безпримерных
        Нам не пришлось бы испытать
        Для нас всегда ты будешь первым
        Среди умеющих летать…

   Светлая память всем летчикам, не вернувшимся из полета. И когда мы видим над головой белый след от летящего на большой высоте самолета, мы должны знать, что не всегда этот след возвращается на землю. На памятнике из белого мрамора Тимуру Автандиловичу Апакидзе в Москве высечены его слова: «Умереть за то, что любишь – не трагедия.»

   Я думаю, под этими словами мог подписаться каждый, кому удалось познать счастье поднимать крылатую машину в небо.
   

Полковник Морской Авиации Василий Чечельницкий.
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 10924
  • Предупреждения 0
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • Информационный ресурс
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai
Re: Книга Памяти
« Ответ #48 : 17 Февраль 2011, 00:25 »
Воспоминания о погибших были написаны к юбилейной дате образования МА.

Реквием экипажу майора Ефимова.

   В преддверии юбилейной даты – 90 лет со дня создания Морской Авиации, как таковой, самое легкое писать о ней только хвалебные отзывы, как на любом юбилее. Но надо писать правду, а она бывает жесткой.

   Тяжелым выдался 1988 год для Морской Авиации Советского Союза. Только в 33 Центре Боевой Подготовки авиации ВМФ г. Николаева произошло три катастрофы и одна авария. Не обошел этот тяжкий жребий и мой полк.

   За две недели до описываемых событий прилетел к нам в гарнизон Командующий ВВС Балтийского флота генерал-лейтенант Петр Иванович Гончаров и поставил полку, которым я тогда командовал, задачу – взлетев с Балтики, выполнить практические пуски шести Авиационных крылатых ракет залпом для проверки их электромагнитной совместимости. Посадку произвести на аэродроме Северного Флота «Североморск–3». Во втором вылете обозначить ракетно-бомбовый удар по  Военно-Морской базе «Белушья Губа», что расположена на Новой Земле, далее выполнить фактическое бомбометание на полигоне, севернее Вологды и произвести посадку на аэродроме Остров в Псковской области, где мы дислоцировались.

   Я сразу вписал себя в один из пусковых экипажей, на что Командующий заметил: «Василий Васильевич, Вам и так славы хватает. Дайте дорогу молодым. Лучше сэкономьте мне один транспортный самолет. Идите первым. Произведете доразведку погоды и цели, сядете в Североморске и примете полк, тогда мне не надо будет заранее высылать туда группу руководства полетами». Я сказал: «есть», и полк приступил к подготовке к этим двум вылетам. Особенность состояла в том, что мне передавались для прикрытия в оперативное подчинение восемь экипажей ТУ-16п, постановщиков помех, соседнего полка Радиоэлектронной Борьбы, который также базировался на нашем аэродроме.

   12 июля 1988 года под вечер я взлетел с аэродрома Остров и пошел на Север. Погода была сложной. Десятибалльная многокилометровая облачность с верхним краем 9000-10000м. Войдя в зону полигона, снизился под облака и начал осмотр водной акватории. Трех «рыбачков» СРТ распугал быстро, сразу поняли, что они в запретной зоне и стали выходить из района. А вот километров за двести от береговой черты вдоль оси боевого курса шел танкер. Я прошел над ним раз, затем второй, сигналя ракетами. Судно шло, не меняя курса. Пришлось снизиться ниже мачт и, проносясь рядом, успел прочесть название судна – «Генрих Гасанов», дал залп из сигнальных ракет с обоих бортов, покачивая крыльями. Только после этого танкер изменил курс на 90 градусов и начал на полной скорости уходить из района. Все было вовремя, так как пусковые экипажи были уже на подходе.

   Через некоторое время я услышал, что групповой пуск крылатых ракет произведен, четыре из шести попали в цель прямым попаданием.

   Сели в «Североморске – третьем». В 12 часов ночи солнце «стоит в зените», полярный день, как никак, температура воздуха - +280С. Вот тут и начались проблемы. Когда посчитали длину разбега при взлете для второго вылета, оказалось полоса длиной 2500м и расчетная длина разбега тоже 2500м, т.е. взлетать нельзя, так как по документам нужен запас не менее 300м. Мне мои замы, подполковник Геллерт В.О. и подполковник Осокин С.В., в один голос говорят: «Командир, взлетать нельзя. Надо сливать топливо для облегчения полетного веса и идти без выполнения боевой задачи напрямую». Но они забыли, что это учения. У меня был уже эпизод, когда я отставил вылет. «Почему не взлетел?» - спросил Командующий. А мой полк тогда должен был взлетать на проверку ПВО всех стран Варшавского Договора. - «Товарищ Командующий, по прогнозу к утру не будет запасных аэродромов».

- «Эх, Василий Васильевич, неужели ты думаешь, что мы тебе хотя бы один запасной аэродром по всей Европе не нашли. Ведь это не рядовые полеты, это – война. Слабак…» Лучше б он меня тогда отругал – было бы легче. В данном случае ситуация была похожей.

   «Решение приму только после разговора с местными пилотами» - сказал я замам. И они, «местные», мне сказали, что если это вылеты на боевую службу, они взлетают. Уходят с последней плиты, но взлетают. Естественно, доверяют это самым опытным экипажам. В своих летчиках я был уверен, но вот полк РЭБ?

   Собрав только командиров кораблей, объяснил ситуацию. - «Кто не уверен в себе – шаг вперед». Все стоят. - «Хорошо, едем на полосу». Взял автобус у командира базы, вывез всех командиров кораблей на торец полосы, откуда будем взлетать. «Видите, - говорю, - такое впечатление, что сопка начинается сразу за полосой. Теперь едем на другой конец полосы». Поставил всех на последнюю плиту. - «Видите, до сопки еще есть расстояние, чтобы дать самолету разогнаться, не подрывая на малой скорости». Еще раз спрашиваю: «Кто в себе не уверен?»

   Все молчат. - «Ну что ж, будем считать, что все готовы. Еще раз повторяю, уходим вот с этой последней плиты. Ни раньше, ни позже – с этой…»

   Взлетели все, хотя зрелище было, конечно, не для слабонервных. В момент уборки шасси над сопкой проходили на высоте 10-15 метров. Мой правый летчик, Юра Лончаков, который впоследствии стал Командиром отряда Российских космонавтов, сказал: «Да, командир, это было не слабо…»

   А дальше, среди экипажей полка РЭБ пошла серия ошибок. Сначала штурман эскадрильи, майор Володя Нагорный, посчитал неправильно время выхода на полигон, ошибся на целых 10 минут. Затем, командир эскадрильи начал гасить это время за счет уменьшения скорости, забыв о том, что летят они почти на потолке, да еще строем, т.е. это опасно. А через час полета пропала связь с экипажем майора Ефимова. Я сразу запросил его ведомого, капитана Козубенко: «343-ий, доложите, где 342-ой?»

- «Наблюдал, как 342-ой задымил и скрылся в облаках», хотя сам, как потом выяснилось, еще три минуты назад получил доклад КОУ (командира огневых установок). «Командир, Ефимов дымит» - на что Козубенко не реагирует. Еще через 30 секунд: - «Командир, Ефимов сорвался в штопор».

- Что у нас дымит, у нас дымит?
- Нет, у нас все нормально.
- А, ладно.

   И лишь через три минуты Козубенко выдал нейтральный доклад о ведущем, что он задымил и скрылся в облаках, и то, после моего запроса. Я оцениваю ситуацию.

   «Задымил» - это еще не катастрофа. У самолета два двигателя… В это время подполковник Геллерт, который идет впереди, докладывает: «В поворотной точке над собой наблюдаю четыре инверсионных следа». У меня сразу, как гора с плеч, значит, Ефимов летит, пусть без связи, но летит. Дал команду вызывать его на всех каналах связи.

   Сам стою в строю заправки, как мы говорим: «Качаю руку…», наслаждаюсь полетом над океаном, но на душе неуютно, что-то не так. А потом и вовсе «стали скрести кошки». Пусть, думаю, меня командующий дураком обзовет, что без необходимости поломал план учений. Даю команду командиру эскадрильи полка РЭБ: «…340-ой, Вам парой возвращаться в район потери радиосвязи с 342-ым, снижаться до воды – искать. Далее по остатку топлива возвращаться на аэродром «Североморск-3».  343-ему, который остался один, продолжать полет по маршруту с посадкой на аэродроме Остров. Я этот приказ повторил трижды, и командир эскадрильи мне трижды дал квитанцию: «Принял; Понял». Но сам испугался выполнить мое приказание. Дело в том, что после нас через час, с аэродрома «Умб-озеро» в этот район вылетал Черноморский полк на предпусковой облет цели. Поскольку он вылетал после нас, ни я, ни мой штурман не забивали голову, на каких эшелонах он будет лететь. А здесь я посылал пару на встречу этому полку, и предупредить об этом не было никакой возможности. Мы были далеко в океане, связи ни с кем не было.

   Минут через пятнадцать связь с командиром эскадрильи полка РЭБ вообще прекратилась из-за дальности расстояния между нами. Я понял, что он бросил своего летчика и продолжал полет по маршруту. Мало того, выйдя на связь с руководителем полетов на аэродроме Остров, подполковником Губарь С.В., командир эскадрильи даже тогда не доложил, что одного самолета в группе нет.  Но это выяснилось уже потом, на земле…

   А в тот момент, когда я понял, что командир эскадрильи испугался выполнить мое приказание, тут же дал команду летчику своего полка, майору Панюшкину А.В., возвращаться в район потери радиосвязи с 342-ым и он ее без промедления выполнил. Придя в район, Панюшкин сразу обнаружил огромное масляное пятно в океане и несколько белых предметов. Из-за того, что он по неопытности снизился слишком низко, экипаж даже не понял, что это было – обломки фюзеляжа или парашюты. Но он сбросил туда спасательный контейнер КАС-150 и навел туда корабли. К сожалению, корабли смогли прибыть в этот район лишь через восемь часов. Подобрали фуражку КОУ, магнитофон, остатки разорванной спасательной лодки ЛАС-5, мелкие детали самолета, что держались на плаву. Экипаж в полном составе погиб, самолет затонул на глубине около километра, и нашли его лишь через пол года.

   В городе Острове, где сейчас Центр Морской Авиации России, возле Дома Офицеров открыли памятник экипажу майора Василия Ефимова. Лишь через девять лет, когда судьба снова забросила меня в г. Остров, вглядываясь в лица всех шестерых ребят, я окончательно понял, в чем моя вина перед ними, которая до этого ощущалась лишь подспудно. Я поставил перед ними задачу, к которой они оказались психологически не готовы. Те, кому приходилось командовать и хоронить друзей в результате собственных ошибок, поймут тот тяжкий крест, который приходится носить до конца дней своих в таких случаях. А для гражданских людей, особенно молодежи, - пусть не удивляются, что какое бы веселье не было, мы всегда пьем третий тост за тех, кто не дожил и не вернулся из полета. Светлая память всем, кто не может уже разделить с нами этот праздник – 90 лет Морской Авиации СССР.
             
                                 Полковник Морской Авиации в запасе Василий Чечельницкий.
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Kuv56

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 47
  • Предупреждения 0
  • Пол: Мужской
Re: Книга Памяти
« Ответ #49 : 19 Февраль 2011, 16:59 »
Воспоминания о погибших были написаны к юбилейной дате образования МА.

Реквием экипажу майора Ефимова.

                
                                 Полковник Морской Авиации в запасе Василий Чечельницкий.

Сильно написано. Прочел на одном дыхании.
Хорошо бы было назвать имена всех шестерых членов этого экипажа ....
Вечная им память ....

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 10924
  • Предупреждения 0
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • Информационный ресурс
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai
Re: Книга Памяти
« Ответ #50 : 19 Февраль 2011, 19:34 »
Цитировать
После тяжелой продолжительной болезни в городе Белгороде скончался боевой палубный летчик, хороший товарищ, настоящий моряк

подполковник Десятников Александр Николаевич!

Четвертый командир 311 ОКШАБ (отдельного корабельного штурмового авиаполка) так называемого "минского авиаполка". Он неоднократно поднимал свой самолет в том числе и на боевых службах с палубы ТАКР "Минск" и ТАКР "Новороссийск". Приходилось ему и катапультироваться из кабины ЯК-38м, побывать вместе со всем экипажем ТАКР "Минск" под китайским воздушным ядерным взрывом. Все это не могло не отразится на здоровье.
Мы потеряли боевого друга, истинного моряка!

Выражаем свое соболезнование близким, родным и друзьям!
Мир праху твоему Саша! Мы скорбим в этот трагический для нас день вместе с твоими родными и близкими!

Взято отсюда http://aviaforum.ru/showthread.php?t=20332&page=7543

Вечная память...
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Серёга правак

  • Борисоглебский www.bvvaul.ru
  • Младший форумчанин
  • **
  • Сообщений: 95
  • Предупреждения 0
  • Пол: Мужской
  • Каждый день как тяпница...
    • www.bvvaul.ru
    • E-mail
  • Год выпуска: 1985г.в
« Крайнее редактирование: 20 Февраль 2011, 13:27 от Серёга правак »
И Вам того же...!!!

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 10924
  • Предупреждения 0
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • Информационный ресурс
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai
Re: Книга Памяти
« Ответ #52 : 23 Февраль 2011, 21:49 »
Третий тост...

Цитировать
Василий Шубин

Помолчим... Здесь мы все майоры.  Все еще живы...
Второй справа-Леша Власов (полковник Власов Алексей Леонидович погибнет в должности заместителя командира корабельной авиационной дивизии ВВС СФ). Третий справа- Тимур Апакидзе (Герой России генерал-майор Авиации Апакидзе Тимур Автандилович погибнет в должности заместителя Начальника Морской Авиации РФ). Они жили и служили в период расцвета Морской Авиации. Спите спокойно. Земля "пухом"! ВАША СОВЕСТЬ ЧИСТА!!!  Летайте ТАМ! Здесь-уже не летают почти...

Перезахоронение найденного в р.Нарва экипажа МА Ил-2. Фото возможно в ед.экз так,как найдено мной недавно в своих старых негативах.  Оно из ТОЙ жизни. Где мы все: живые и мертвые (и те,что "под винтом" и те кто-перед ним) были ДРУЗЬЯМИ,ТОВАРИЩАМИ и БРАТЬЯМИ!!!  Не-господами... И думаю,что господами друг-друга называть не захотим. Господам не служили и -служить не собираемся!   Не то-воспитание...!  А в память о Товарищах это фото буду вывешивать в Праздники той Великой и Большой Страны!!! Что бы о НЕЙ-ни говорили....!!!

Цитировать
Из этических соображений прошу данное фото не комментировать...



Фото и комментарии взяты с Одноклассников по прямому обращению ко мне В.Шубина. Прошу минуту молчания по ним, погибшим, и другим... всем тем, кто на нас смотрит с небес...



23 февраля 2002 в газетах писали, что накануне...
Цитировать
пятницу в Лахте, заходя на посадку, упал военный самолет АН-26, летевший по маршруту: Североморск - Кипелово - Архангельск...

....

Погода была против полетов

Как сообщили архангельские метеорологи, вчера штормовой ветер со снегом гулял почти по всей области . Так, в Яренске его порывы достигали 20 метров в секунду, в Шенкурске - 15, в Котласе и Северодвинске - 16, в Архангельске - 12-14 метров в секунду. Причина - глубокий северо-западный циклон. Пик штормового ветра метеорологи зафиксировали примерно в то время, когда упал самолет. Но уже через несколько часов ветер стих, а спасателям при работе помогала яркая луна...

http://www.arhpress.ru/ps/2002/2/23/1.shtml


Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 10924
  • Предупреждения 0
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • Информационный ресурс
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai
Re: Книга Памяти
« Ответ #53 : 10 Март 2011, 01:22 »
Цитировать
Приморские поисковики установили имена экипажей погибших в тайге Приморья бомбардировщиков Пе-2


Специалистам общественного объединения "АвиаПоиск" в Приморье удалось установить имена летчиков двух экипажей пикирующих бомбардировщиков Пе-2, разбившихся во второй половине 40-х годов прошлого столетия в тайге Партизанского района края.

Как сообщил в среду агентству "Интерфакс-Дальний Восток" командир "АвиаПоиска" Ярослав Ливанский, после детального исследования номерной информации на фрагментах самолетов и полного извлечения останков экипажа одной из машин удалось установить имена летчиков и обстоятельства катастроф.

Он также отметил, что до недавнего времени считалось, что в районе Николаевки погиб женский экипаж. "Благодаря архивным данным, удалось опровергнуть этот миф и установить истинные причины катастрофы. Женских экипажей никогда не было в составе авиации ВВС Тихоокеанского флота", - уточнил собеседник агентства.

Он также сообщил, что, согласно архивным данным, в районе Николаевки южнее полигона Шиненгоу самолет Пе-2 потерпел катастрофу 21 августа 1945 года. Экипаж погиб.

Установлено, что в той аварии погиб экипаж Военно-воздушных сил ТОФ в составе: летчик - лейтенант Тимофей Вернигора, штурман - лейтенант Александр Тимошенко, воздушный стрелок-радист - краснофлотец Николай Рагузин.
http://www.aviaport.ru/digest/2011/03/09/212080.html

Описание нескольких ЛП есть в рассказе В.В.Чечельницкого тут:

http://forum1.evvaul.com/index.php?topic=63.msg36791#new

На ветке выпускников 1951-1960 г.г. много живых воспоминаний присутствующих на нашем форуме ветеранов. Есть и описания ЛП, свидетелями которых они были, либо знали из первых рук. Вдруг кому-то необходимо узнать подробности, есть возможность расспросить.

http://forum1.evvaul.com/index.php?topic=42.645
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 10924
  • Предупреждения 0
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • Информационный ресурс
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai
Re: Книга Памяти
« Ответ #54 : 05 Июнь 2011, 11:37 »
Кладбище в Донском...

16.05.1972 г. случилась тяжёлая катастрофа Ан-24Т... Недалеко в Светлогорске погиб практически целый детский сад...

   

Не технические подробности катастрофы...
http://www.kaliningradka.ru/newshow.php?newsid=23624 

   
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 10924
  • Предупреждения 0
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • Информационный ресурс
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai
Re: Книга Памяти
« Ответ #55 : 24 Июнь 2011, 23:29 »
23 июня 2011 года в 17.27 по московскому времени в 43 км от г.Ахтубинск, в районе кошар Кабакова и Гринькова в испытательном полете потерпел катастрофу самолёт МиГ-29КУБ. Испытания проводились на устойчивость и управляемость, самолет разбился при выполнении пикирования с 2000 с выходом на 500 метров.

Экипаж в составе: полковник О.Л.Спичка и полковник А.П.Кружалин погибли...


   
Кружалин Александр Павлович
В 1984 году окончил Ейское ВВАУЛ.
Начальник Летно-испытательного центра ГЛИЦ.
http://www.testpilot.ru/base/2011/06/kruzhalin-a-p/



Спичка Олег Леонидович
В 1994 году окончил Качинское ВВАУЛ.
С 1997 - летчик-испытатель ГЛИЦ, старший летчик-испытатель.

http://www.testpilot.ru/base/2011/06/spichka-o-l/


Олег Спичка первая посадка на авианосец.

<a href="http://www.youtube.com/v/Jp8SHVUJCos?version=3&amp;amp;hl=ru_RU&quot;&gt;&lt;/param&gt;&lt;param name=&quot;allowFullScreen&quot; value=&quot;true&quot;&gt;&lt;/param&gt;&lt;param name=&quot;allowscriptaccess&quot; value=&quot;always&quot;&gt;&lt;/param&gt;&lt;embed src=&quot;http://www.youtube.com/v/Jp8SHVUJCos?version=3&amp;amp;hl=ru_RU&quot; type=&quot;application/x-shockwave-flash&quot; width=&quot;425&quot; height=&quot;349&quot; allowscriptaccess=&quot;always&quot; allowfullscreen=&quot;true&quot;&gt;&lt;/embed&gt;&lt;/object&gt;" target="_blank" class="new_win">http://www.youtube.com/v/Jp8SHVUJCos?version=3&amp;amp;hl=ru_RU&quot;&gt;&lt;/param&gt;&lt;param name=&quot;allowFullScreen&quot; value=&quot;true&quot;&gt;&lt;/param&gt;&lt;param name=&quot;allowscriptaccess&quot; value=&quot;always&quot;&gt;&lt;/param&gt;&lt;embed src=&quot;http://www.youtube.com/v/Jp8SHVUJCos?version=3&amp;amp;hl=ru_RU&quot; type=&quot;application/x-shockwave-flash&quot; width=&quot;425&quot; height=&quot;349&quot; allowscriptaccess=&quot;always&quot; allowfullscreen=&quot;true&quot;&gt;&lt;/embed&gt;&lt;/object&gt;</a>
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Тони

  • Впереди...
  • Форумчанин
  • ***
  • Сообщений: 141
  • Предупреждения 0
  • Пол: Мужской
  • ... и вверху!
    • Дизайн - это будуще...
    • E-mail
  • Год выпуска: Увидим
  • Скайп: flogger219
Re: Книга Памяти
« Ответ #56 : 25 Июнь 2011, 14:02 »
Вечная память!
С уважением!

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 10924
  • Предупреждения 0
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • Информационный ресурс
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai
Re: Книга Памяти
« Ответ #57 : 25 Июнь 2011, 15:19 »
В процессе работы над Историей 745 отдельного корабельного противолодочного вертолётного полка нами были уточнены и даже восстановлены некоторые факты, в том числе найдены свидетельства о старой катастрофе 1961 г. вертолёта Ка-15, о которой в военно-патриотической экспозиции на территории части не упоминается, а так же не было и в краткой Истории полка. Материалы о 745 окплвп на форуме можно найти по ссылке http://forum1.evvaul.com/index.php?topic=81.165 

Теперь по документам, а так же по воспоминаниям ветеранов полка удалось полностью восстановить

"мартиролог" 745 окплвп ДКБФ.

- 05.10.1961г. через 1 час 05 мин после взлета с Аэр. Донское произошла катастрофа вертолёта Ка-15. Экипаж в составе  летчика ст. лейтенанта Ф.Г.Федченко и штурмана капитана П.М.Манжелесова  выполнял испытательный полет на поиск ПЛ. На скорости 100 км/ч в процессе разворота произошел отрыв сектора управления общим шагом винта от рычага управления. В результате уменьшился шаг обоих несущих винтов, и была потеряна управляемость. Вертолет упал в воду.  Экипаж погиб в воде от переохлаждения;

- 12.03.1973 г. произошла катастрофа вертолета Ми-4. Вертолёт был получен из ремонта, который проводился на АРЗ в Люблино. В полёте рассоединилась муфта свободного хода редуктора. Экипаж произвёл посадку на воду на режиме авторотации несущего винта в 7 км от береговой черты на посадочном курсе к аэродрому Донское. Спасательная лодка оказалась в нерабочем состоянии, а других спасательных систем на борту не было. Попытки спасти экипаж силами полка к успеху не привели. Экипаж (капитан А.Н.Назаров, лейтенанты М.Кублицкий и Н.Квасов) погиб от переохлаждения в воде;

- 14.07.1975 г. произошла катастрофа вертолета Ми-6 пилотируемого ст. лейтенантом М.Ф.Барминым. При выполнении полета на перевозку лётного и технического состава 49-й ОПЛАЭ МА БФ с Аэр. Коса на Аэр. Арёгала вертолет столкнулся со стаей птиц. В результате один из двигателей заглох, и командир экипажа произвёл вынужденную посадку на пересечённую местность. Вертолёт налетел на препятствие, перевернулся и загорелся. По официальным данным погибли пассажиры - 19 человек лётчиков и техников. Но как удалось установить, на самом деле  погибло 6 человек, остальные из 19-ти получили тяжёлые травмы и ожоги. Из экипажа погиб бортмеханик вертолёта Н.Приходько, он удерживал дверь для спасения пассажиров, не смог освободить руку и сгорел вместе с вертолётом. Остальные члены экипажа живы. 

- 19.07.1977 г. при отработке действий по передаче шнурового заряда с вертолета на корабль произошла катастрофа вертолета Ка-25бшз пилотируемого капитаном В.В.Трушенковым. Экипаж принял на буксир укладчик шнурового заряда и приступил к его буксировке. Через 7 минут с разрешения РП вертолет выполнил заход для передачи буксировочного троса на корабль-тральщик. Во время передачи трос зацепился за надстройку корабля, что привело к потере управляемости, вертолет упал в воду в 50 метрах от корабля и затонул. Члены экипажа покинули тонущий вертолет, но при этом погиб бортовой техник лейтенант В.И.Верусь;

- 01.03.1988 г. произошла катастрофа вертолета Ка-29тб пилотируемого командиром полка полковником В.В.Ткаченко. Предположительной причиной катастрофы стала потеря пространственной ориентировки при выполнении захода на зависание по глиссаде над водой ночью. Командир экипажа Ткаченко остался жив, всплыв с глубины. Погиб штурман - старший штурман полка подполковник П.А.Тякин.

Таким образом за всю Историю части произошло 5 катастроф вертолётов.

Кроме того, 12.09.1988 г. во время переучивания в 33 центре ПЛС в Николаеве при исполнении служебных обязанностей из-за технической неисправности вертолёта погиб лётчик полка капитан А.Г.Гаряев.

Вечная память...
« Крайнее редактирование: 25 Июнь 2011, 15:27 от SAMURAI »
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 10924
  • Предупреждения 0
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • Информационный ресурс
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai
Re: Книга Памяти
« Ответ #58 : 04 Июль 2011, 00:25 »
"мартиролог" погибших в МА ЧФ в 1943 г.

Краткая информация из Архивных документов (не полная). Учёт сбитых ИА и ЗА вёлся отдельно.

25 АП   02.12.42 г. ЛАГГ-3   
Экипаж: командир звена ст.лейт Денисов. При взлёте по тревоге ошибся в направлении, взлёт не прекратил, увидев капонир, взял в набор, потерял скорость, упал в реку Мерин, погиб.

23 АП   22.12.42 г.  Р-10
Экипаж: Пилот – сержант Филинов Н.Н., стр.-бомб. Васильев В.Н. При возвращении с БЗ над аэродромом на высоте 70-80 м вслед за ведущим начал делать горку, заглох один двигатель, сам сорвался в штопор и разбился. При полёте неправильное неравномерное распределение расхода топлива из крыльевых баков. Мотор заглох из-за отсутствия поступления топлива и подсоса воздуха.

6 ГИАП --.01.43 г.  ЛАГГ-3
Старш.лейт. Сиков. При патрулировании транспорта в 10-12 км от берега на Н=600м загорелся двигатель. Лётчик попытался сесть на воду. Самолёт зарылся носом и утонул, лётчик погиб. Неисправность двигателя и разрушение его.

23 АП  28.01.43 г. Р-10
Экипаж: пилот – сержант Дементьев., стр.-бомб. серж. Горбунов. При взлёте с недостаточной скоростью и при большой длине разбега, не успел набрать достаточную высоту и врезался в препятствие. Экипаж погиб.

62 АП 26.02.43 г.   И-15бис
Лётчик сержант Шеляк(п)ин погиб. Заходил на посадку с недолётом до полосы, самолёт задел провода, упал и загорелся.
/в фамилии неразборчиво "к" или "п"/

35 АП  2.03.43 г.  Б-3 «бостон»
Экипаж:  лётчик ком.звена ст.лейт. Косиченков, возд.стр.-бомб. лейтенант Запороженко, стр.-рад. серж. Кушаков, радиомеханик Михеев. Во время учебного бомбометания правый мотор вследствие неисправности задымил (белый дым). Лётчик не справился с управлением самолётом. Самолёт накренился на крыло, перешёл в пикирование, упал и сгорел. Экипаж погиб, т.к. были без парашютов.

5 ГАП 2.03.43 г.  ДБ-3Ф
Экипаж: лётчик- мл.лейт Ефимович, вывозящий- зам.ком. АП майор Арсеньев, стр.-радист Грифин. На взлёте отказал правый мотор. при маневрировании самолёт встал в штопорное положение, упал на воду, разбился. Экипаж погиб.

5 ГАП   7.03.43 г.  ДБ-3Ф
Экипаж: лётчик: ком.звена капитан Пашун, возд.стр.-бомб.- зам.ком. АЭ по политчасти майор Стешенко, стр.-радист ст.серж. Сызренцев, стрелок- мл.серж. Жуков. При взлёте на БЗ резко пошёл в набор, потерял скорость, с правым креном врезался в землю. Сдетонировали бомбы ФАБ-100. Экипаж погиб. Причина- взлёт самолёта с триммером, поставленным в положение посадки.

8 уч.АЭ  21.03.43 г. Ил-2
Лётчик сержант Ягодин. Во время учебных стрельб на полигоне начались перебои в работе двигателя. С потерей скорости самолёт вошёл в штопор, упал, разбился.

8 ГАП    25.03.43 г.  Ил-2
Лётчик сержант Орбелиани, стр.-бомб. звена мл. лейт. Шабалин. В результате атаки с учебной целью самолётом Як-1, лётчик 7 АП майор Маринов, Як-1 врезался в Ил-2, который в штопоре упал и разбился. Экипаж Ил-2 погиб. Маринов посадил  Як-1, остался жив.

5 ГАП   14.03.43 г.  ДБ-3Ф
Лётчик ком.звена ст. лейт. Тромин, штурман зв. ст. лейт. Коршунов. При посадке на запасной аэродром Геленджик с недолётом для компенсации дал газ, самолёт развернуло. Врезался в дерево и сгорел. Лётчик и штурман погибли, остальные спаслись.

60 АЭ  23.02.43 г.  МБР-2
Лётчик ст.лейт. Лерх, стр.-бомб. ст.лейт. Терминак, стр.-рад. серж. Егоров, водитель ТК капитан-лейтенант Брастов. Ночью при взлете с АЭ Геленджик в сторону гор при выполнении манёвра перегруженный самолёт упал и сгорел. Экипаж погиб.
 
8 ГАП    27.02.43 г.  2 самолёта Ил-2
Лётчики: Ком. звена капитан Косторной, лейт. Жуков. При учебном полёте пятёркой, ведомый Жуков потерял из виду ведущего, накрыв его крылом,  продолжая снижение задел самолёт Косторного. Самолёт Косторного неуправляемый упал, лётчик погиб. Жуков разбился при вынужд посадке.

80 АЭ 28.02.43 г. Че-2
Лётчик ком. АЭ подполковник Андреев, штурман АЭ капитан Сучков, стр.-рад. старшина Нога, борттехник ст.серж. Лебедев. Пассажиры : инженер 80АЭ инженер-капитан Артамонов, пом. Нач.штаба ЧФ капитан 2 ранга Жуковский, зам. ком. 82 АЭ Войцеховский. При перелёте Поти- Геленджик после 4-5 мин. полёта отказал правый двигатель на высоте 70 метров. Самолёт, имея 6700 кГ веса, на одном моторе лететь не мог, совершил вынужденную посадку на море на накат до 3 баллов. Самолёт получил повреждения и затонул. Причина- отказ мат. части (задир поршня). Экипаж был без спасательных поясов. Спаслись Жуковский и Нога, остальные погибли.

Звено связи ВВС ЧФ 1.01.43 г.  УТ-2
Лётчик серж. Бондаренко , пассажир инженер-майор Земенко. При полёте ночью по маршруту Геленджик-Бушеры отказал двигатель. Самолёт при посадке на воду затонул. Экипаж  погиб.

62 АП 9.04.43 г.   ЛАГГ-3
Лётчик Курдюков. После выполнения БЗ при посадке с недолётом задел дерево, самолёт упал, лётчик погиб.

25 АП   21.04 .43 г. ЛАГГ-3
Лётчик сержант Глушаков. При выполнении бочки в учебном полёте частичное разрушение обшивки плоскости. Самолёт стал плохоуправляемым. Лётчик парашютом не воспользовался. Самолёт разбился.

62 АП 26.04.43 г.  И-15бис
Лётчик ком. звена капитан Фурлётов.  Ночью в СМУ после выполнения БЗ садился с недолётом на АЭ Геленджик. Задел колёсами воду, скапотировал и затонул.

2 АЭ 6ГАП 06.05.43 г. Як-1
Лётчик Тимошевский Николай Григорьевич, зам.ком. АЭ с марта 1943 г. Боевое сопровождение (прикрытие) штурмовиков Ил-2. Боевой полёт ведущим четвёрки Як-1 по заданию ком. 6 гв.АП. В момент перестроения на высоте Н=1500 метров ведомого пилота Уварова из правого в левый пеленг, ведущий капитан Тимошевский резко сделал разворот влево, ударил своей левой  плоскостью по фюзеляжу ведомого, сломал плоскость, самолёт вошёл в штопор и врезался в землю.  Самолёт разбит. Лётчик погиб.

3 АЭ 47 АП 06.05.43 г. Ил-2
Лётчик- ст. серж Саломатин. Стрелок мл. сержант Хмельницкий. При взлёте долго бежал, летел на бреющем. Сел на воду затонул. Причина неизвестна.

62 АП 09.05.43 г.   «Спитфайер»
Лётчик мл. лейт. Лощинин. При полёте на технику пилотирования в зоне Н=2500м не справился с управлением. Попеременно входил в правый и левый штопор, упал, разбился.

6 гиап 20.05.1943 г.  Як-1
Лётчик  гв.мл. лейтенант Уваров. Аэродром Геленджик погиб при посадке после выполнения БЗ на встречу и прикрытие Пе-2.

47 ШАП 20.05.43 г. Ил-2
Лётчик краснофлотец Котляр, возд. стр. краснофлотец Караченко. При полёте строем на БЗ на высоте 20-50м при выполнении разворота с потерей скорости самолёт упал в море.

47 ШАП 27.11.43 г. Ил-2
Лётчик мл. лейт. Семёнов, стрелок краснофлотец Гаргиладзе. При возвращении с БЗ в сомкнутом строю задел винтом хвост впереди идущего самолёта мл. лейт. Литвишко. Самолёт упал. Экипаж Семёнова погиб.

9 ИАП 20.10.43 г. Як-7Б
Лётчик мл. лейт. Новиков. Учебный полёт в составе четвёрки на групповой бой. На высоте 500 м самолёт резко пошёл в пикирование, вошёл в воду. Предположительно отказали рули высоты.
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 10924
  • Предупреждения 0
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • Информационный ресурс
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai
Re: Книга Памяти
« Ответ #59 : 04 Июль 2011, 01:10 »
Некоторые сведения об авиакатастрофах в ВВС и ПВО БФ


12.01.1961  Ил-28
   
капитан    Фоменко А.К., капитан Ишимов Р.А., ст. лейтенант Кононенко С.В.   
НСМУ. Заход на посадку с «прямой». На удалении 23,5 км от полосы на посадочном курсе самолет столкнулся с землей с углом пикирования 80 град. Экипаж погиб. Причина не установлена.

02.09.1961   Бе-6   
ст. лейтенант Дмитриев И.В., Комардин Я.Я., ст. лейтенант Ролик А.И., Мохов А.И.   
Экипаж выполнял бомбометание на полигоне. При выполнении 4-го разворота на высоте 400 метров с целью выхода на боевой курс самолет энергично увеличил крен и с углом 60-70град ударился о водную поверхность. Экипаж и пассажиры погибли.

05.10.1961  Ка- 15   
капитан    Манжелесов П.М., ст. лейтенант Федченко Ф.Г.   
Через 1 час 05 мин после взлета при скорости 100 км/ч в процессе разворота произошел отрыв сектора управления общим шагом винта от рычага управления. В результате этого уменьшился шаг обоих несущих винтов и была потеряна управляемость вертолетом. Вертолет упал в воду. Экипаж погиб.

22.08.1962  Ту-22   
майор   Переведенцев Н.А., капитан    Кондратьев, капитан Свиридов   
Облет самолета. На взлете, в процессе разбега, командир корабля не смог создать самолету взлетного угла. Взлет был прекращен. Летчик выпустил тормозные парашюты и применил тормоза, но самолет выкатился за пределы ВПП и потерпел катастрофу. Экипаж погиб.

13.05.1964   Ту- 16   
майор Захаров П.И., капитан Тарасов Ю.Л.   , старшина Бояршинов Ю.А., ст. лейтенант Ларин О.Ф., подполковник Буренков М.А., ст. лейтенант Росляков В.Д., сержант Михеев М.М. При выполнении дозаправки в воздухе, в процессе перекачки топлива, Захаров доложил заправляемому о появлении по курсу облачности и предложил идти с набором высоты. В процессе набора экипажи попали в облака. Из-за ошибок в ТП заправляемого, который принял решение на расцеп, но не справился с управлением и попал в путный след, самолеты столкнулись и упали в Цимлянское водохранилище.

12.06.1964  Ту-22р   
капитан    Горохов Л.А., ст. лейтенант Погуляй Н.Н., ст. лейтенант Боровик Д.М.   
Полет в зону с выходом на сверхзвуковую скорость. Через 6 минут, в режиме набора высоты на удалении 50 км от аэродрома, оператор РЛС П-35 обнаружил отсутствие отметки на экране РЛС. На запросы РП ответа не было. На удалении 15 км от береговой черты, на траверзе м. Таран найдены парашют и две лодки МЛАС-1, а также отдельные обломки самолета из полистирола. Экипаж погиб. Причина не установлена.

24.03.1965 Ил-28   
капитан    Гостев Е.А., капитан Сафронов А.Н., матрос  Вишницкий Е.Д.   
Ночь, СМУ. Тренировочный полет по кругу. Снижаясь на посадочном курсе, летчик доложил «280 метров», на команду РП «Взять посадочный» ответил «Понял» и больше на связь не выходил. На удалении 5010 м от полосы самолет коснулся колесами земли и взмыл на 3-5 метров. Через 200м полета попал в участок леса, разрушаясь при этом от столкновений с деревьями, самолет упал и сгорел. Экипаж погиб. Причина не установлена.

24.10.1966 Ту- 16   
капитан    Бородулин Е.Н.   , пом.ком.кор, штурман, второй штурман
Ночь, ПМУ, полет по маршруту при построении маневра для захода на посадку на траверзе ВПП аэродрома доложил о проходе его на высоте 1500м. получив разрешение РП на снижение до высоты круга 400м, начал снижение. Через 48 секунд на удалении 18 км от ВПП самолет столкнулся с землей и сгорел. Причина: ошибка в отсчете высоты по ВД-20 на 1000м.

09.06.1969  Ту-22р   
подполковник Виноградов В.А.. майор   Овчаренко А.С.   
Тренировочный полет на ВР аэродромов. При взлете, пробежав 1705м, летчик прекратил взлет, применил тормоза, выпустил парашют. После схода на грунт использовал аварийное торможение. В песчаной ловушке произошло разрушение подкоса передней ноги шасси, самолет ударился носовой частью о грунт. Произошла деформация носовой части фюзеляжа, гидросистемы, электрических и кислородных коммуникаций, возник пожар. От удушья командир и оператор погибли.

02.07.1970  Ту-22р   
майор   Федотов А.К.   
При выполнении посадки на повышенной скорости -350 км/ч, летчик выпустил парашют и начал торможение. При роспуске один купол оторвался, второй погасился из-за обрыва первого. Торможение результатов не дало. Самолет выкатился за ВПП на 80 метров, сломалась передняя стойка шасси, разрушилась носовая часть фюзеляжа. Штурман корабля погиб.

20.04.1971 Ту-22р   
капитан    Голешин Н.М.   
Полет по маршруту на ВР аэродромов и кораблей с минометанием. Через 1 час 06 мин, на высоте 1000 метров в кабине возник резкий запах гари и дым. Обороты левого двигателя упали, Твг зашкалил до упора, затем загорелось табло «Пожар ДСД». Через 10 сек произошел хлопок в хвостовой части и упали обороты правого двигателя. Командир дал команду на катапультирование. Штурман корабля погиб.

12.01.1972 Ил-28   
ст. лейтенант Гребцов В.И., капитан  Воганов, сержант Фетисов .   
Летчик выполнял пикирование для фотострельбы в районе аэродрома с высоты 600м, снизился ниже установленной, увлекшись прицеливанием, выводил из пикирования с перегрузкой ниже необходимой. Самолет с правым креном коснулся плоскостью земли и в процессе скольжения по ВПП разрушился и сгорел. Командир и штурман погибли, радист после госпитализации умер 28.02.72

16.05.1972  Ан-24   
капитан    Гуртник В.А., ст. лейтенант Баранов В.М., капитан Костин А.И., прапорщик Сергеенко А.Н., ст. лейтенант   Лютов А.К., прапорщик   Гаврилюк А.И., подполковник Денисов Л.Н., подполковник Светлов А.И. Полет с целью облета РТО аэродрома « Коса». Полет должен был выполняться визуально на высоте 500м. Экипаж после взлета выполнял полет над морем на высоте 150 м (по докладу командира корабля). После пролета н.п. Зеленоградск самолет был потерян радиотехническими средствами Храброво. На 15-й минуте полета самолет в районе Светлогорска вошел в полосу тумана на недопустимо малой высоте и столкнулся с деревьями на побережье. Самолет стал разрушаться и пролетев 450 метров упал на здание детского сада. Экипаж, 2 инспектора, 23 ребёнка и 2 взрослых, находящихся на месте падения погибли.

22.06.1977  Су-17м   
ст. лейтенант   Коржуев В.И.   
Полет в составе звена. Находясь в строю на высоте 9000м непреднамеренно попал в облака с повышенной турбулентностью на малой скорости (400км/ч), с пилотированием самолета не справился, «свалился». Катапультирование совершил на высоте 70-100м, купол не успел раскрыться, летчик погиб.

19.07.1977  Ка-25   
лейтенант  Верусь В.П.   
Полет на прием, буксировку и применение тралов. Экипаж принял на буксир укладчик шнурового заряда и приступил к буксировке. Через 7 минут экипаж с разрешения РП выполнил заход для передачи троса на корабль-тральщик. Во время передачи трос зацепился за надстройку корабля, что привело к потере управляемости вертолетом и приводнению с правым креном 20 град под углом 70град к поверхности воды в 50 метрах от корабля. Экипаж покинул вертолет через дверь командира. Командир и штурман были подобраны спасательной шлюпкой, бортовой техник обнаружен без признаков жизни.

13.06.1978  Ту-22р   
майор   Евстигнеев В.В., ст. лейтенант Френкель Л.С., капитан    Иванов И.В.   
В процессе разбега, на удалении 1783м от начала ВПП, самолет резко увеличил угол атаки, коснулся ВПП хвостовой пятой и через 65 м отделился от ВПП. Перешел в набор высоты с углом 30-40 град. На высоте 50 м самолет с левым креном перешел на снижение и на удалении 600м от конца ВПП столкнулся с землей и сгорел. Перед столкновением на команды РП командир ответил: «Не управляется по горизонту».

07.12.1978   Ту-22у   
капитан    Сорокин В.П.,    майор Жуков П.А., оператор
Через 19 минут после взлета, при выполнении разворота в конечной точке зоны на Н-11300м и скорости-950км/ч экипаж доложил о проходе КТ и высоте полета. Через 3 минуты после этого доклада обломки разрушенного в воздухе самолета упали в море в непосредственной близости от кораблей флота, в 35 км от Лиепая. Причина не установлена.

14.07.1982  Ту-22р   
подполковник    Аникушин В.В., капитан    Каминкип Ф.З.   
Облет самолета после р/р. На Н-9600м и скорости 1240км/ч нарушилась управляемость самолета с потерей высоты. На Н-1250м катапультировался оператор РТР, жив. Штурман катапультировался на высоте, не обеспечивающей нормальное катапультирование, командир экипажа катапультировался на малой высоте, купол наполнился вблизи взрыва самолета, взрывной волной он был выброшен из подвесной системы через плечевые ремни. Командир и штурман погибли.

15.11.1984  Су-17м   
майор   Звеков В.Н.   
Через 8 минут после взлета на участке маршрута м. Таран-полигон «Папес», на Н-3000м и скорости 1030 км/ч возникла аварийная обстановка. ОБУ обнаружил пропадание отметки на РСБН-4, при этом на ВИКО РЛС отметка наблюдалась устойчиво. На запрос летчик не отвечал. Спасательный вертолет Ми - 14 через 48 минут прибыл на место падения, обнаружил купол парашюта с летчиком. Из-за сложных метеорологических условий поднять летчика не представлялось возможным. Купол с телом затонул.

12.07.1985  Ту-22м   
майор  Пеньков В.М., подполковник Борисов К.В.   При выполнении посадки, на выравнивании, с высоты 1м и скорости 350км/ч самолет энергично увеличил угол тангажа с 5 до 19град., перешел в набор и на высоте 40 метров, потеряв скорость «свалился». Столкнулся с поверхностью ВПП, стойки подломились, самолет начал разрушаться и загорелся. Штурман и штурман-оператор катапультировались, летчики находились в бессознательном состоянии, погибли.

01.06.1987  Су-17м   
лейтенант Халтурин В.В., капитан    Ковалев П.В.   
На 12-й минуте полета пропала отметка на экране РЛС и прекратилась связь с экипажем. Аварийно-спасательные силы обнаружили на плаву обломки самолета и мелкие части спецснаряжения. Экипаж погиб.

01.03.1988   Ка-29   
подполковник   Тякин П.Н.   Полет на предельно малой высоте с висением над морем. В процессе выполнения задания летчик при отработке висения не смог погасить скорость. Исправляя ошибку в условиях ночи и близости воды, при отсутствии видимости горизонта допустил несоответствие техники пилотирования управлению двигателями. Произошло попадание в «вихревое кольцо», выйти из которого экипаж не смог. Столкнувшись с водой, вертолет затонул. Командир был подобран силами АСС, штурман не смог покинуть вертолет, погиб.

13.07.1988  Ту- 16   
майор  Ефимов В.А., пом.ком.кор, штурман, второй штурман, ВСР, КОУ   
Полет на максимальную продолжительность полета. Через 56 минут самолет с дымлением правого двигателя и левым креном энергичным снижением вышел из поля зрения ведомого. На связь не выходил. Самолет спасатель в районе предполагаемого падения обнаружил 2 масляных пятна, отдельные детали самолета, ЛАС-5 и личные вещи членов экипажа. Причина не установлена.
   
16.08.1988   Су-17м   
капитан    Мартынович Н.И.   
С разрешения РП преступил к бомбометанию на полигоне «Папес». При выполнении атаки с «горки» для стрельбы из пушек из-за ошибки построения маневра летчик доложил «Холостой» и начал повторный маневр. При выполнении захода превысил допустимую перегрузку (7,5ед), что привело к сваливанию самолета в штопор. Столкнулся с водной поверхностью. Летчик погиб.

17.04.1991 Су-24   
капитан    Босый А.Н., ст. лейтенант Хисматуллин А.Р.   
Через 2 мин 57 сек после взлета на самолете произошел отказ МИС-П без автоматического перехода на резервную СКВ. В течении 8 секунд летчик управлял самолетом по ложным показаниям КПП. Обнаружив неадекватную реакцию самолета на отклонение РУС по вариометру и указателю высоты, летчик переключил СКВ в СВК БРУ и попытался вывести самолет из сложного положения, но ввиду недостаточности высоты самолет столкнулся с землей. Экипаж погиб.

10.06.1998  Су-24   
гв. подполковник Толмачев СИ., гв. майор Писарьков В.В.   
После выхода на промежуточный аэродром, при перегонки авиационной техники, с целью выработки большого остатка топлива, запросил проход со снижением по глиссаде. РП дал разрешение не указав минимальную высоту снижения. Экипаж выполнил снижение с разгоном до 900 км/ч. РП при снижении самолета до 100 м дал команду на вывод в горизонт. Экипаж продолжил снижение и на высоте 30-50м включил форсажи и увеличил скорость. Над КТА летчик резко ввел самолет в «горку» с выходом на закритические углы атаки 21,5 град, с углом тангажа 47 град, выполнил полубочку и в перевернутом состоянии движением РУС на себя увеличил угол атаки до 37 град., что привело к потере поперечной управляемости. Самолет перешел на пикирование до 77град. За 0,2сек до столкновения штурман пытался катапультироваться, но из-за нехватки высоты система штатно не сработал. Самолет столкнулся и взорвался. Экипаж погиб.

30.07.2006   Су-24м   
гв. подполковник Пешехонцев B.C.   
Экипаж выполнял групповой полет по плану воздушного показа в честь Дня ВМФ. На 17 мин полета из-за невозможности выполнения дальнейшего полета в сомкнутом боевом порядке ведущий звена принял решение на роспуск группы и пробивание облачности вниз. Ведомый второй пары, в нарушение установленного порядка, принял решение на пробивание облачности в сомкнутом боевом порядке и сократил дистанцию до самолета ведущего. На 13 сек командир экипажа потерял из виду самолет ведущего и, с целью увеличения интервала и дистанции, создал правый крен и убрал обороты двигателей на МГ. В дальнейшем упустил контроль за положением самолета, что привело к развитию правого крена и увеличению вертикальной скорости снижения. К 38 секунде снижения на высоте 340 м крен самолета достиг своего максимального значения 56°, угол тангажа составлял 22° и вертикальная скорость - 90 м/с. На 36 сек снижения летчик, определив наличие большой вертикальной скорости и фактическое положение самолета, предпринял действия по выводу самолета в горизонтальный полет. Однако, из-за малого запаса высоты, это не представлялось возможным. Самолет на высоте 20 м с креном 17° и углом тангажа 17° столкнулся с кронами деревьев лесного массива, разрушился и сгорел.
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

 


Статистика посещений Карты посещений сайта