О.К.: На мой взгляд, проблема в другом. Когда они воевали, были одни условия. А на «тёплом месте» были другие условия. И вылезать из «тёплого кресла» не хочется.
А.А.: А знаменитая проверка Жукова в танковой дивизии. Где-то в Западной Украине полк стоит, там какой-то городок. Танки стоят в ангарах, всё хорошо сделано. Но перед воротами забор стоит. Т. е. танки выезжали, разворачивались направо и должны были идти на один общий выход.
Жуков – опытный военачальник, он туда прибыл, посмотрел, как всё хорошо. И спрашивает у командира:
- Сколько нужно времени, чтобы развернуть полк в боевых условиях?
Там были какие-то нормативы, и командир полка ему ответил.
- Врёшь, полковник! Как ты этот забор будешь преодолевать?!
- Дайте команду.
И Жуков даёт команду. Полк - по боевой тревоге. Танковые орудия зарядили, или они были заряжены, и дали общий залп. Забор рухнул. Танки выскочили и с опережением графика развернулись в боевой порядок. Конечно, лихой оказался командир полка. А что делает Жуков? Он командира полка ставит командиром дивизии, а командира дивизии снимает. Это метод руководства? Ну, дай командиру полка орден, дай тыщу поощрений, назначь его первым кандидатом на должность командира дивизии, раз он достоин. Полковник же был просто лихой вояка без сомнения в душе. Нашёлся, выстрелил из пушек. Вообще-то они могли и людей поубивать.
О.К.: А если бы снаряды были не осколочные, а бронебойные, к примеру. Куда бы они через ту стенку пролетели?
А.А.: Они любыми снарядами эту стенку бы разворотили.
О.К.: А если бы?
А.А.: А если бы, то конечно.
Г.В.: В общем в те времена, когда Вы служили, уровень учёных и преподавателей на авиационных кафедрах академии был высоким?
А.А.: У меня не было никакого сомнения, что мы могли слушателей качественно готовить. Правда, когда стала сжиматься кафедра, сократили должность одного преподавателя. Оставались преподаватели: я и Борис Васильевич, который пришёл с должности старшего штурмана полка. Я был моложе, наверное, сократили бы меня. Но я был уже кандидатом наук. И Бориса Васильевича перевели в адъюнкты. А в истории кафедры, я смотрю, как будто бы сразу его назначили адъюнктом. Но это не так. Адъюнктура у нас была, но там ещё никого не было. А диссертация у него уже на выходе была. Вот его и перевели в адъюнкты. Когда он через год диссертацию защитил, его назначили старшим преподавателем на ВОЛСОК. Он там полковника получил, а я в академии получил.
Выпускники и преподаватели кафедры штурманская служба с представителями Госкомиссии после сдачи госэкзаменов, Военно-морская академия, Ленинград, 1968 г.
Сидят слева-направо: Н. М. Лаврентьев, ГСС Р. С. Демидов, В. Н. Гриша, ГСС И. Г. Романенко, __ ?, Ю. В. Храмов, В. Т. Мельников.
Стоит 2-й во 2-м ряду А. М. Аникин, стоит 2-й в 3-м ряду И. Е. Гаврилов .