Автор Тема: Слухи о моей смерти были несколько преувеличены  (Прочитано 2120 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Гордиюк Александр

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 29
  • Предупреждения 0
  • Год выпуска: 1979
...То ли было попадание в систему управления самолётом снаряда, то ли – попадание самолёта в трансзвуковой диапазон, теперь уже никто не узнает...

Есть в авиации печальное выражение - "уже никто не расскажет". Но через 2 месяца Леониду Проказину исполнится "всего" 38 лет от 2-го дня рождения, 67 от 1-го и его это не касается: он сам в состоянии повторить свои "ощущения" катапультирования не только мне, любому. А "узнать" про "попадание а трансзвуковой диапазон" - так это каждый летчик ИА (и не только) "узнавал" еще с 3-го (4-го) курса в АУЛах, вылетев там впервые на МиГ-21 на сложный пилотаж (предельная скорость ввода и вывода 1000км/час в каждом полете всегда обычно входила в трансзвуковой диапазон), а полет на разгон скорости более одного числа Маха ерошил трансзвук туда-сюда и никто НЕ попадал в скоростной подхват - дело летчика житейское и обычное. Даже на учебных полигонах такого не бывало. А вот у Проказина в горах Гиндукуша первое пикирование парой с Федченко было необычное - при активном противодействии стрелкового ПВО и вполне вероятном попадании, которое уж точно тогда установить невозможно. На то она и война, в которой принимают участие военные летчики на боевых самолетах. И необязательно попадание пули ДШК калибра 12,7мм в МиГ-21 - любая одна-одинешенькая пуля-дура 7,62 или 5,45 может превратить современный ракетоносец в груду цветного металла 6-8 тонн. Живучесть летательного аппарата с ОДНИМ двигателем, гидросистемами с рабочим давлением 180-210атм в бустерах с электронной и электрической начинках - ниже деревянного плинтуса и фанерных Ла-5 и Як-3, которые привычно возвращались домой с дырами 20-30см от зенитных снарядов. Простоту конструкции и управления (живучесть резко "подпрыгнула"!) подтвердил и боевой опыт возвращения на аэродром поврежденных Су-25 с подобными обычными тягами управления рулевыми поверхностями и меньшим диапазоном скоростей, на которых "фитиль" анализа и принятия решения намного длиннее, чем у сверхзвукового ракетоносца: не опоздать "бросить" технически испорченный аппарат, когда его поведение страдает непривычными признаками и отказами. В голове как страницы инструкции мелькают признаки - не то, непонятно, не так ведет себя самолет в привычной ситуации. Много летчиков на войне (да и в мирных УТП) колебались, сомневались, "тянули лямку" с принятием решения - попытать счастье прыгнуть даже на вражескую территорию и поискать один шанс из тысячи *а вдруг...", чем со 100%-й вероятностью "уверенно войти в землю" - и кому какая польза от этого?  В каждой ситуации надо разбираться дотошно и желательно с "первоисточником" события и его личными "ощущениями". Свидетели с др.бортов  в той кабине не сидят, показания приборов не видят, угрозы своей жизни не ощущают...
« Крайнее редактирование: 11 Сентябрь 2018, 21:43 от Гордиюк Александр »

Оффлайн Гордиюк Александр

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 29
  • Предупреждения 0
  • Год выпуска: 1979
1 августа 1980 г. боевая потеря МиГ-21бис 1-й аэ 115-го гиап (Кокайты). Взлет с авиабазы Баграм, летчик гвардии ст. л-т Чешенко Л.А. Выполняя очередной заход на цель в районе н.п. Джабаль-Уссарадж попал под огонь ДШК и был сбит, летчик средствами спасения не воспользовался и погиб.

А вот о самой первой потере "веселых" в 115гв.иап (так нарекли МиГ-21 в Афгане наряду со "стрижами", "грачами", "грифами", "пчелками", "шмелями") и погибшем ст.л-те Викторе Чешенко (ХВВАУЛ-76) действительно никто уже не узнает истинную причину, обстоятельства, как все получилось и почему летчик не покинул самолет - одни версии участников и неучастников, догадки, предположения. Ведь даже те, кто оказались сВИДЕТелями (от слова ВИДЕТЬ) этого события  - ничего толком и не видели: очередной атакующий был занят проблемами поиска цели и построения своего маневра для атаки, остальные участники - смотрели на землю чтобы оценить результат удар. По воспоминаниям М.Правдивца (других описаний нет):
"...Командир второго звена, гв. м-р Тихонов, стоявший сверху над первым звеном, после посадки доложил, что они видели самолёт Чешенко от ввода в атаку и до момента пуска им С-24. А затем начали смотреть за выпущенными с его самолёта ракетами. Когда они попали в цель, самолёт Чешенко был уже в горке, и теперь внимание всех было приковано к атаке Черненко. И лишь, когда выйдя из атаки, Иван стал запрашивать своего ведущего, они все начали искать в воздухе самолёт Чешенко. Но его нигде не было. На земле были видны следы огромного взрыва, но в тот момент все посчитали, что это последствия разрывов 8 ракет С-24.
Потом, при разборе этой боевой потери все пришли к выводу, что при работе парой ни в коем случае нельзя распускать пару. Не зависимо от типа используемого боеприпаса, надо быть в паре, ведь это единое целое, обеспечивающее полное огневое и визуальное взаимодействие. Не нами, и не на афганской войне это было придумано. И не следовало этим правилом пренебрегать в той атаке. А нам тогда это стоило жизни нашего друга...
...По всей вероятности лётчик был убит в кабине этой очередью на выводе из пикирования ещё до падения самолёта. Впоследствии это подтвердилось и по показаниям пленного «духа». Он рассказал, что вся их банда (численностью около 50 человек) вела огонь по самолёту со склонов горы «китайским методом» (так их обучали китайские инструктора при ведении огня по скоростным самолётам): все целятся и стреляют не по самолёту, а впереди него, создавая тем самым «стену огня». В данном случае метод себя оправдал, самолёт был сбит, когда уже перешёл в набор. Он повалился на крыло, упал и взорвался."

Не в этом правиле причина потери - в роспуске пары: на войне как на войне - фактор "везения" всегда играет большую роль. "Прикрытие" в зоне ПВО ведомым впереди него атакующего на скорости 1000км/час в  течение 6-8сек. на прямой прицеливания до сброса, а потом 6-8сек. на выводе в наборе высоты сводится только к голосовым подсказкам (горишь-не горишь, вращение, катапультируйся, вижу шлейф керосина и т.п.). При ярком солнце с высоты 3000-3500м "сварку" (ствольное пламя стрельбы) ДШК вообще не видно, тем более нет времени и бесполезно искать по сторонам, не говоря уже о маневре для доворота, прицеливания и стрельбы на этих скоростях. А вот навести еще в воздухе на купол катапультировавшегося летчика вертолет ПСО - главная и единственная задача "прикрывающего" сзади напарника. В наведенном примере никто даже не мог сказать куда "подевался" сам самолет после сброса бомб. "Прикрытие" в паре для МиГ-21 (первый атакует, второй ПОСТОЯННО "пасет" его сзади по правилам ведомого в групповых полетах) реально недалеко от аэродрома, для более удаленных целей возникает проблема с дефицитом керосина - ведь заходов на цель, выводов из опасной зоны ПВО на форсаже в 2 раза больше: каждый выполняет лишний "холостой" заход. А ведь после выхода на цель ее надо отыскать в группе строений самому или по наводке с вертолета, строить маневр для атаки с учетом солнца, расположения ущелья, поправки на возможную ошибку определения превышения на склоне с точностью до 40м (на карте масштаба 2км). И важный фактор - поднявшиеся столбы пыли каждого последующего удара мешают и увидеть, и зайти с той стороны, удобной в зависимости от сноса ветром пыли. Один "товарищ", хваставшийся что подготовил в Чирчике 3 потока летчиков Су-25, доказывал что в "ромашку" (атака по земле с виража) можно запросто воткнуть 8 самолетов: я их так учил и так делал! Но учил он летчиков "на войну" на мирном полигоне, где по мерам безопасности пыльность  выбирают минимальную. А на войне как на войне - пыль стоит столбом и если ветер менее 10с/сек. то приходится ждать улучшения видимости и просто сжигать топливо. А если кого собьют - надо иметь "излишки" чтоб минут 5-10 поддержать для обеспечения безопасности и ПСО. В такой ситуации визуальное "прикрытие" в паре нереально и приходится надеяться на зоркие глаза и порядочность того, кто за твоей спиной заходит одиночно сзади с 5-6км  и атакует только, когда впереди летящий самолет пересекает 1000-1200м безопасной высоты в наборе и он убеждается что все "как обычно". По привычке (с учебных полигонов) очередные заходы атаки на цель строят как в мирное время без ПВО - с одинаковым курсом, не одного так сбили.  На этом заострял внимание зам.командующего ТуркВО по БП генерал-майор Табунщиков, отправляя 927иап 25 июня 1983 на юг за Аму-дарью для смены иванофранковцев. Но не все это восприняли как положено и через год 15 июня 1984 мой "прикрывающий" КЗ меня дважды похоронил, выполняя в 10км от Баграма удар и приказ командира 927иап п-ка П.П.Тарасевича перед выруливание на ВПП:" на КП 108 дивизии 001 с комиссией, за вами будут смотреть и слушать, работать парами с прикрытием в парах"...

Оффлайн Гордиюк Александр

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 29
  • Предупреждения 0
  • Год выпуска: 1979
...вся их банда (численностью около 50 человек) вела огонь по самолёту со склонов горы «китайским методом» (так их обучали китайские инструктора при ведении огня по скоростным самолётам): все целятся и стреляют не по самолёту, а впереди него, создавая тем самым «стену огня». В данном случае метод себя оправдал, самолёт был сбит, когда уже перешёл в набор. Он повалился на крыло, упал и взорвался."

"Китайский метод" - для афганцев, которым поставлялись советские ДШК китайскими производства и обучали китайские инструктора. По тактике и противодействию (точнее выживанию) стрелковому (5,45мм, 7,62мм, 12,7мм, 14,5мм) ПВО такой способ эффективной стрельбы по подвижной цели называется - заградительная стрельба. Грубо говоря "забор" в пространстве из пуль, в который самолет влетает, врезается независимо от его скорости - только пуль будет больше или меньше и вероятность попадания повышается. Скорострельность "популярного" и массового в "зеленке" оружия АК-47 - 600выстрелов в минуту, или 10 выстрелов в секунду, или один выстрел за 0,1сек. За это время 0,1сек. в зоне попадания у земли (ниже 1000-1200м досягаемости АК) на выводе в самой нижней точке траектории 600м (- бомбометание с высоты 1100-1300м с углом 30°, при пуске С-24 с высоты 900м с углом 30° - в нижней точке 720м) на скорости 1000км/час, или 278м/сек., или 28м за 0,1сек. МиГ-21 может "схлопотать", "поймать" при ракурсе стрельбы 4/4 - т.е. "сбоку" всего 1 пулю при длине фюзеляжа без ПВД 14м. Следующая пулька вылетает через следующие 0,1сек., но фюзеляж длиной 14м смещается за 0,1сек. на длину 28м и эта пуля уже "нас не догонит!". Если ракурс ближе к 0/4 - строго навстречу полету или вдогон  с земли по фюзеляжу и крылу площадью 23кв.м - то и несколько пуль. Заградительная стрельба в ВОЗДУХЕ (по воздушным целям, которые могут перемещаться с разных сторон направлений 360°) очень эффективна если стрелкам известна и "видна" в безориентирном воздушном пространстве траектория полета - если хотя бы второй самолет пролетел с тем же ОДИНАКОВЫМ курсом и "видно" куда направить ствол АК. Не один самолет был сбит на афганской войне - то ли по пренебрежению летчиками этого простого заградительно-китайского метода на равнине или в ущелье, в котором возможно всего 2 направления "туда-сюда". А если стрельба идет трассирующих пулями из АК - немного "подсвечивает" траекторию и видно ниже или выше надо поднять-опустить ствол автомата. Я один раз 11 мая 1984г. (через 4 часа БЕЗЛУННОЙ ночью ОДНИМ снарядом "улетели с дымом" все ЧЕТЫРЕ МиГ-21БИС в ДЗ стоявшие "кучей" в ОДНОЙ обваловке) с земли под вечер (в тени гор опускающегося солнца) из дежурного звена в Баграме видел трассеры АК по атакующим нашим самолетам в 8-12км от ВПП - зрелище эффектное и неприятное. С воздуха не видел такого *фейерверка" ни разу.

"...он повалился на крыло..." - значит проблемы с управлением по крену, через 3 месяца похожие проблемы были у Проказина, но запас высоты позволил больше "поковыряться" перед тем как решить - пора уходить из "рабочего КАБИНета".


Оффлайн LakeVic

  • Форумчанин
  • ***
  • Сообщений: 463
  • Предупреждения 1
  • Расстрелов 0
Володя, а это не бот?

Оффлайн Гордиюк Александр

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 29
  • Предупреждения 0
  • Год выпуска: 1979
человек сам с собой разговаривает.
задушевные беседы ведет
 :D :D :D
самое главное никому не мешает!
склок не устраивает!
может у человека в душе наболело, пусть выскажется

Ты в каком цирке служил? Тебе смешно, весело качаться как твои смайлики? Я тебя развеселил? Чем именно? А ты САМ можешь что-то дополнить, исправить, подсказать (в тему потерь на войне  и ПСО на войне)?
----------------
"...В данном случае метод себя оправдал, самолёт был сбит, когда уже перешёл в набор..."

Если встрял со своим умозаключением "сам с собой разговаривает" - поговори сам с собой (заметьте - не я это первый предложил!). Тут уже пытались "сами с собой поговорить" про "бабского доктора Свядоща" Вот тебе как специалисту, с твоим опытом (не обязательно боевым - теоретическим на уровне художественного кинофильма) - цитата вверху. Бывает всякое - но правильный ли такой вывод?

Оффлайн Гордиюк Александр

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 29
  • Предупреждения 0
  • Год выпуска: 1979
человек сам с собой разговаривает.
задушевные беседы ведет
 :D :D :D
самое главное никому не мешает!
склок не устраивает!
может у человека в душе наболело, пусть выскажется

Наверно цитата вверху для тебя сложновата  для "разговора сам с собой"?
Попробуй "сравнись" с В.Марковским ("Авиация и космонавтика" 2011-02 - МиГ-21 в небе Афганистана): первый абзац статьи на полжурнала (20.16 - время пошло!):

"С учетом этих прогнозов и строилась операция по "оказанию помощи народу Афганистана в борьбе против внешней агрессии". Для прикрытия с воздуха в состав 40-й армии включили зенитно-ракетную бригаду, а на аэродромы ДРА перелетели вначале по одной эскадрилье МиГ-21 из состава истребительной и истребительно-бомбардировочной авиации. Истребители принадлежали 115-му гв. иап, базировавшемуся на туркменском аэродроме Кокайты, которым командовал подполковник П.И. Николаев. Их коллеги истребители-бомбардировщики были из 136-го апиб из Чирчика в Узбекистане. Руководство на уровне армии осуществлял полковник В.П. Шпак, заместитель командующего авиацией 40-й армии по фронтовой авиации."

Найди "дурочку" на уровне школьника 5 класса и "опытного" пИсателя в течении 20 лет "освещающего" таким как ты весельчакам тему войны...
« Крайнее редактирование: 12 Сентябрь 2018, 20:24 от Гордиюк Александр »

Оффлайн LakeVic

  • Форумчанин
  • ***
  • Сообщений: 463
  • Предупреждения 1
  • Расстрелов 0
самое главное никому не мешает!
склок не устраивает!

Ааа..


Оффлайн Данила

  • Ветеран форума
  • *****
  • Сообщений: 2204
  • Предупреждения 0
Володя, а это не бот?

Дружище, ты бы потеплее на виражах. Не всех разогнали? Человеку надо выговориться. И давай на этом закроем вопрос, и не будем мешать. 
Уста мудрости вещают лишь тем, кто способен понять.

Оффлайн LakeVic

  • Форумчанин
  • ***
  • Сообщений: 463
  • Предупреждения 1
  • Расстрелов 0

Дружище, ты бы потеплее на виражах. Не всех разогнали? Человеку надо выговориться. И давай на этом закроем вопрос, и не будем мешать. 


Кто же против, подождем. К сожалению, многое и так очевидно.

Оффлайн Гордиюк Александр

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 29
  • Предупреждения 0
  • Год выпуска: 1979
Володя, а это не бот?
А ты читать до сих пор не научился? Или соображать своими шариками без ЦУ от Володи - ни шагу влево-вправо, заело? В детсад мама водит или сам уже ходишь? - ее переспроси что и как тебе думать надо.

Оффлайн Гордиюк Александр

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 29
  • Предупреждения 0
  • Год выпуска: 1979

Дружище, ты бы потеплее на виражах. Не всех разогнали? Человеку надо выговориться. И давай на этом закроем вопрос, и не будем мешать. 

Для тех кто знаком с ботами - повторно "выговариваюсь", но сильно сомневаюсь что дойдет таким "асюрам по стрелялкам", если с первого раза не дошло на ФОРУМЕ ЕВВАУЛ!!!

(ИБА)23 марта 1980 г. боевая потеря самолета Су-17 217-го апиб (Кизыл-Арват). Взлет с аэродрома Шиндант, летчик к-н Герасимов Николай Иванович совершал свой 31-й боевой вылет. Пара Су-17 после обеда наносила удар по огневым точкам в районе крепости Чагчаран. Направление атаки в сторону хребта с пикирования. Погода в районе цели 8 балльная облачность. Хребет находился в облаках. Ведомому не хватило несколько метров. Самолет зацепил фюзеляжем за вершину, распорол фюзеляж и взорвался на обратной стороне хребта. Летчик погиб, обломки самолета упали на ледник.

(ИА)1 августа 1980 г. боевая потеря МиГ-21бис 1-й аэ 115-го гиап (Кокайты). Взлет с авиабазы Баграм, летчик гвардии ст. л-т Чешенко Л.А. Выполняя очередной заход на цель в районе н.п. Джабаль-Уссарадж попал под огонь ДШК и был сбит, летчик средствами спасения не воспользовался и погиб.

(РА)
9 сентября 1980 г. боевая потеря самолета МиГ-21Р 263-й оаэтр (Чортков). Полет выполняли парой: ведущий капитан Горячковский В.В.- ведомый л-т Мариничев М. На маршруте Газни-Кабул самолет ведущего был сбит противником, к-н Горячковский погиб.

Гена, есть такой бабский психолог, А. Г. Свиящ. (кажется так). Так вот у него есть такая мысль:
Мы в этом мире не хозяева, мы тут на экскурсии. Не мы этот мир создали, и не нам его критиковать и менять. Можно только ходить и смотреть, как в музее, руками не трогать. А кому не нравится тут быть, то ..... Боженька (или кто там есть) делает что-нибудь, чтобы из этого мира недовольных убрать. То есть - если ты недоволен этим миром и швыряешь вокруг себя всякую негативную энергию, то тебе начнут приходить намёки. Сначала - какие-то неурядицы, если не доходит и продолжаешь бухтеть - может появится болезнь, а у самых упёртых и недовольных просто отнимается жизнь. Выкидывают их нахрен из этого мира, чтобы не мешали.
Не знаю, прав этот психолог, или нет, но думаю, что прав Утя, который старается в этом мире почерпнуть максимум позитива.
Как-то так.


Кто же против, подождем. К сожалению, многое и так очевидно.

Два вывода.
Обида не проходит даже через много лет.
Взаимоотношения в ИБА и в ИА очень разные, хотя возможно это не характерный случай.

В интернете ещё есть анекдот про маленькую птичку. %30
« Крайнее редактирование: 12 Сентябрь 2018, 22:59 от Гордиюк Александр »

Оффлайн Гордиюк Александр

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 29
  • Предупреждения 0
  • Год выпуска: 1979
Хрень какая то. Уши вянут. Такой можно сказать мелкий сволочизм. Это Вы еще оправдываетесь? Мне кажется там не летчик писал. Вас достать хотят.

Ты прав Гена - сволочей много и все достать хотят! А больше - себя показать какие они who (читать и понимать русскую транскрипцию "ху" летчики).
« Крайнее редактирование: 12 Сентябрь 2018, 23:06 от Гордиюк Александр »

Оффлайн Утя

  • Ветеран форума
  • *****
  • Сообщений: 3584
  • Предупреждения 0
  • Пол: Мужской
    • E-mail
  • Год выпуска: 1974
  • Скайп: utevski1
Интересно, почему 'Китайский метод"? В самолёт попасть можно только стреляя в упреждённую точку. Это аксиома, известная давным давно. Более того, встречались среди трофеев ещё старинные английские ружья с приваренными слева и справа мушки упреждающие проволки для удобства стрельбы . А посему при информации о цели всегда следовало учитывать огневое противодействие . Я, к примеру, практически всегда при выводе давал ногу для скольжения. Траекторию не возможно просчитать тогда. Кстати, в отрывке из журнала Кокайты почему-то  к Туркменам приписали, хотя это Узбекистан .
Пожалуй, соглашусь с Данилой. Человек хочет выговориться, пусть пишет. На форуме достаточно людей, которые за речкой полетали. При явном несоответствии поправят. Хотя некоторые фразы ибашникам слух режат, ну специфика работы истребителей иная, кого на что учили.
Да, для новичка: лучше держать себя в рамках приличия, тем более не знаешь, кто есть кто. На мой, опять таки, взгляд.
« Крайнее редактирование: 13 Сентябрь 2018, 00:37 от Утя »

Оффлайн Kartograf

  • Форумчанин
  • ***
  • Сообщений: 443
  • Предупреждения 0
  • Пол: Мужской
    • E-mail
  • Год выпуска: 1978
Интересно, почему 'Китайский метод"? В самолёт попасть можно только стреляя в упреждённую точку. Это аксиома, известная давным давно. Более того, встречались среди трофеев ещё старинные английские ружья с приваренными слева и справа мушки упреждающие проволки для удобства стрельбы . А посему при информации о цели всегда следовало учитывать огневое противодействие . Я, к примеру, практически всегда при выводе давал ногу для скольжения. Траекторию не возможно просчитать тогда. Кстати, в отрывке из журнала Кокайты почему-то  к Туркменам приписали, хотя это Узбекистан .
Пожалуй, соглашусь с Данилой. Человек хочет выговориться, пусть пишет. На форуме достаточно людей, которые за речкой полетали. При явном несоответствии поправят. Хотя некоторые фразы ибашникам слух режат, ну специфика работы истребителей иная, кого на что учили.
Да, для новичка: лучше держать себя в рамках приличия, тем более не знаешь, кто есть кто. На мой, опять таки, взгляд.
Привет,
Операция была у британцев, Операция Chastise. Они готовились разрушить три плотины. Варвары. Вот если разрушить их, то гибнут в основном мирные жители. (погибло где-то 1300 мирных и еще 500 украинцев которых для каторжных работ вывозили с оккупированных территорий, а уж сколько земель утопили, садов и угодий с домами разрушили....????)  Что и произошло. Да я не об этом. Британцы готовились долго. Сначала летать ночью над верхушками деревьев. Один самолет с экипажем угробили на тренировках. Всего со специально построенными бомбами ввиде бочек "прыгающая" , летели 19 бомберов  Ланкастер. Летели строго не бреющем по одному и тому же маршруту перпендикулярно плотинам. Немцы поставили на их пути Эрликоны в два ряда и по звонку ИДУТ, жали гашетку, стволы строго вверх, пока боезапас не кончался. Стена огня. Почти все Ланкастеры получали пробоины, а 8 не вернулось. Попали по моему 5 бомб из которых только две разнесли наполовину плотины. Никаких разных маршрутов, никаких демонстративных групп. Тупо по одной дорожке друг за другом на бреющем. в лунную ночь. Когда нам англичанин дал просмотреть отрывки. Рассказывал с радостью, с гордостью, всем видом подчеркивая мастерство и героизм англичан!!! Я ему разнес в пыль и тактику и цель и циничность. Так он задумался и больше не показывал этот фильм. Да говорит. Большинство зрителей об этом не задумываются. А на самом деле варварство и тупизм. Вообще-то я о заградительном огне:)

 


Статистика посещений Карты посещений сайта