Автор Тема: Орехов Фекрет Энверович, Михалин Николай Алексеевич, Дягилев Сергей Юрьевич  (Прочитано 3652 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 11115
  • Предупреждения 0
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • Информационный ресурс
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai
Ф. О.: Вполне. Они горели в зависимости от высоты применения от 3–4 до 10 минут.

Г. В.: То есть этого было достаточно даже если надо было совершить манёвр для повторного захода?

С. Д.: Времени было достаточно, чтобы выполнить повторный заход. Но у меня такой необходимости не было. Я с первого захода всё выполнял. Я считаю, это были самые тяжёлые с точки зрения техники пилотирования полёты. Какая была особенность. Это самолёт маловысотный. Как правило, съёмки выполнялись в диапазоне высот где-то от 200 до 400 метров. Потом надо было ещё смотреть, чтобы с САБами не столкнуться. Много своих тонкостей. 

Г. В.: Это был единственный опыт полётов с применением этих светящихся бомб?

С. Д.: В мою бытность, по крайней мере, я не знаю, кто там ещё выполнял.

Ф. О.: Нет. На Ту-22Р систематически это выполняли. Даже выполнялся такой очень хитрый и сложный манёвр, когда сам ставишь и сам смотришь. То есть идёт боевой порядок кораблей, ставится эта самая трасса светящихся авиационных бомб, порядка 8–10–12… вообще по 18 бомб САБ-250. Выполняешь крутое снижение, разворот, и с обратной стороны… здесь трасса… смотришь за разведываемым объектом. И это выполняли все, и я, и Николай Алексеевич, т. е. все были обучены.

Г. В.: То есть такие полёты выполнялись с определённой периодичностью?                 

Ф. О.: Да. Но это было дороговато, если беспрерывно летать. Но в целом в обычных условиях условно тактически ставишь трассу (без применения бомб – прим.), тактически снижаешься, смотришь с другой стороны… Потом 2 раза в год тренировка происходила.
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 11115
  • Предупреждения 0
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • Информационный ресурс
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai


Художественная самодеятельность ВЧ 49206.
Поющая 1-я АЭ во главе с командиром АЭ подполковником Башлай Е.А.





Группа лётного состава, слева направо: прапорщик Новиков Н.А., майор Олоновский А.А.,
майор Жуйков С.В., капитаны Лаписов В. и Дмитриев В. 
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 11115
  • Предупреждения 0
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • Информационный ресурс
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai
Г. В.: Так и что, поднялись «Фальконы»?

С. Д.: Не знаю. Нас не догнали.

Г. В.: Но они вас зафиксировали?

С. Д.: Конечно!

Г. В.: Ну, всяко бывает…

Ф. О.: Я бы хотел добавить к тому, что сказал Сергей Юрьевич. Выражаясь современным языком, полёты были высокотехнологичными, потому что сопрячь по времени, по месту, по направлению, по прочим манёврам вот это всё вместе – это достаточно сложная задача. Именно технически сложно выполнимая.

А задача-то была какова? Заставить противника поверить в то, что мы реально что-то там изображаем. А что значит, он поверит? Он включит все свои радиолокационные станции. А обычно включены до 30 % станций, остальные он экономит. Надо узнать частотные диапазоны и прочие характеристики, и реакцию всей остальной ПВО, как поднимаются истребители, как приводится в действие зенитно-ракетный комплекс. Это всё фиксируется на соответствующую радиоэлектронную аппаратуру. Вот в этом заключалась задача. Так реально не поднимались.

Г. В.: То есть, прозондировать мощность их систем ПВО?

Ф. О.: Я скажу более грубо – спровоцировать. Разведчик должен быть нахальным, как Николай Алексеевич, провокатором. Только тогда можно добиться успеха. А если вот так вот ходить, как в других родах авиации… Они там летают, бог знает, где. Разведчик – это поиск. А поиск всё предусматривает, и разведку боем, и подойти втихаря, чтобы никто не заметил. Иначе он не добудет данных.

Г. В.: Подкрасться.

Ф. О.: Подкрасться. Это они и делали. Один – ведущий, а они у него встают «под крыло». Он изображает, а они провоцируют, как ракеты, уходя вперёд, то есть создают иллюзию у противника.
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 11115
  • Предупреждения 0
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • Информационный ресурс
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai




Командующий Авиацией ДКБФ генерал-полковник авиации
Гуляев Сергей Арсентьевич проверяет готовность к учениям, 1972 год




Командующий Авиацией ДКБФ заслушивает решение командира 15-го ОДРАП по перебазированию.
Слева направо: генерал-полковник авиации Гуляев С.А., командир 15-го ОДРАП Герасименко Мих. Ив.,
НШ полка Дедков Викт. Марк., нач. ПО Брындин В., зам. ком. полка Башлай Егор Абрам.
 
« Крайнее редактирование: 19 Февраль 2020, 06:07 от Samurai »
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 11115
  • Предупреждения 0
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • Информационный ресурс
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai
Г. В.: Хорошо. А если бы нашёлся у них какой-то нервный и, не проверяя, что летит, долбанул бы по нашим самолётам? Не исключено?

Ф. О.: Чем интересна разведка: мы всегда действуем в условиях неопределённости и непредсказуемости. В том числе и то, что Вы сказали. Для этого и существует мастерство советских лётчиков.

С. Д.: Если Вы помните, когда один южнокорейский самолёт сбили, второй сбили, когда Рейган пришёл к власти, надписи «убей русского» на значках появились – всё, что угодно, от них можно было ожидать. А с другой стороны, мы же не просто, как дети малые, там пальчик совали куда-то. Мы были подготовлены к этому. 

Г. В.: Понятно. Вы их взбаламутили, а сами успели быстро удрать.

С. Д.: Ну, это один из вылетов. Их много было, и каждый вылет на воздушную разведку неповторим. Это уникальные вылеты, хотя, вроде бы, они все на воздушную разведку. Не подготовленные лётчики не способны вести воздушную разведку в тех условиях, которые будут на войне. Были специальные разведывательные авиационные части, они не просто так родились.

Г. В.: Морская авиация начиналась с необходимости выполнять задачи разведки. А разведывательная морская авиация начиналась с гидросамолётов. Мне очень нравятся летающие лодки – это чудо технической мысли, начиная от М-5 и М-9, МБР-2, и заканчивая Бе-6 и Бе-12. Один из моих любимых самолётов Бе-12.

Ф. О.: Мы его называли «аэродинамическое безобразие».

Г. В.: Если он держался в воздухе при своих небольших скоростях, значит, это техническое совершенство своего времени. Хотя все самолёты прекрасны и в своём роде совершенство!

Сергей Юрьевич, давайте с Вами завершим диалог о Вашей службе.

С. Д.: Я бы хотел ещё такую вещь доложить о 15-м разведывательном полку. Мы все помним этот замечательный вылет Ил-«четвёртых» на Берлин в ночь с 7 на 8 августа 1941 года. А кто воздушную разведку производил? Подполковник Усачёв, командир полка, на МБР-2 днём до вылета нашей группы Е. Н. Преображенского без прикрытия истребителей прошёл до береговой черты Германии, выдал разведку погоды, успешно вернулся. А потом наши замечательные гвардейцы (в будущем 1-го гвардейского минно-торпедного полка, а в последующем 846-го полка) нанесли первый удар по Берлину.
 
(Филипп Александрович Усачёв, ставший в 1944 г. Героем Советского Союза, командовал 15-м ОРАП в период 01.1942–03.1950 гг. А в дни налётов на Берлин он командовал 22-й отдельной разведывательной эскадрильей на самолётах Че-2 и действительно выполнил разведку маршрута и погоды вплоть до Штеттена перед вылетом группы ДБ-3Б под командованием командира 1-го МТАП полковника Е. Н. Преображенского в ночь с 7 на 8 августа 1941 г. – прим.)

Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 11115
  • Предупреждения 0
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • Информационный ресурс
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai


Руководитель полётов, заслуженный лётчик СССР, подполковник Савельев Владимир Николаевич




Командир 2-й АЭ подполковник Ольшанский перед вылетом
« Крайнее редактирование: 19 Февраль 2020, 19:13 от Samurai »
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 11115
  • Предупреждения 0
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • Информационный ресурс
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai
Г. В.: Мой коллега В. В. Мигачёв на днях сдал в издательство рукопись книги «Моё место – Берлин!», как раз об этой истории. Мне помнится, что Ф. А. Усачёв выполнял разведку на самолёте Че-2.

С. Д.: В типе самолёта я могу и ошибиться.

Ф. О.: На вооружении полка в то время находились и МБР-2 и Че-2, так что вполне возможно.

Г. В.: Я к тому, что сам описанный факт мне известен.

С. Д.: А я к тому, что лётчики–разведчики – это особые лётчики, это лучшие лётчики–истребители, лучшие лётчики–штурмовики, корректировщики, торпедоносцы и все остальные. Всегда было в войну так.

Г. В.: Действительно, насколько я знаю, уровень подготовки лётного состава разведывательных эскадрилий накануне и в годы войны в среднем был заметно выше, чем в других родах морской авиации.

Ф. О.: Я хотел одну маленькую ремарку сделать. Вы применили слово «крайний», не последний, а крайний. Откуда это у Вас взялось?

Г. В.: Многие лётчики не переносят слово «последний», когда речь идёт о вылете, хотя и не все.

Ф. О.: Мало, он отлетал 20 лет на Ту-22. Я отлетал 10 лет вместе с ним, мы с ним переучивались, и я на год ещё побольше полетал. После этого традиции передали ребятам на Су-24. У нас никогда такого выражения не было – «крайнего»! Это знаете, почему родилось? Потому что «последний» несёт в себе какой-то роковой, какой-то мистический смысл. Глупость и тупость неимоверная. Я хочу напомнить выражение, по-моему, Михаила Михайловича Громова – нашего самого знаменитого лётчика–испытателя. Он говорил, если у лётчика такое мистическое представление, последний – не последний, он не готов к полёту. Он просто элементарно не готов к полёту! Или, как он выражался, если лётчик, садясь в кабину, чувствует запах цветов на своей кабине, он просто не готов к полёту. У нас никогда не было такого. И вдруг это появилось: крайний, крайний… Как ни смотришь по телевизору передачу про авиацию – «крайний». Это глупость несусветная. 

Г. В.: Я-то Вас понимаю, у меня нет этого фатализма. Но, как показывает практика общения с лётчиками, лучше сказать «крайний» в присутствии того, кто этого не воспринимает, чем сказать «последний» в присутствии того, кто верит в мистический смысл. Даже если он не прав.

Ф. О.: Я анализировал, почему это слово стали применять. Когда я работал в академии, года через 4 после того, как ты, Серёжа, выпустился, пошла другая плеяда лётчиков. Пошла плеяда тех, которые не летали. Он поступает в академию, он практически не летал, а уже стал зам. командира эскадрильи. Он и не сидел после училища на рабочем месте лётчика. Ну, с 3 м классом, у него низкий уровень. И у всех это «крайний», «крайний», «крайний». Они так мало летали, что они боялись летать. Они применяли всякие заговоры и прочее, прочее. Это ерунда, конечно.

Г. В.: Я думаю, что это просто разница традиций. В каких-то училищах или полках привилась такая традиция, и она дальше распространялась даже опытными, много летавшими и участвовавшими в реальных боевых действиях лётчиками.

Ф. О.: Перевоспитывать надо лётчиков, которые так говорят. А если уж так разбираться, «крайне» – это крайне неблагоприятное слово в русском языке. Вот «моя хата с краю» – это соответствует положению. Но крайний полёт – никак. Это как горячий и синий – совершенно разные категории.

Если появилось ощущение, что кабина самолёта пахнет незабудками, лётчику лучше отказаться от полёта. Этот лётчик к полёту не готов. Садясь в самолёт, лётчик должен быть уверен, что он способен выполнить задание и вернуться благополучно на свой аэродром.

Г. В.: Думаю, на этом мы и окончим нашу беседу. Уважаемые лётчики, огромное спасибо вам за этот разговор!


Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 11115
  • Предупреждения 0
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • Информационный ресурс
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai


Торжественное заседание 15-го ОДРАП, посвящённое 23-й годовщине победы
в Великой Отечественной войне, 1978 год




В годы Великой отечественной войны кабины лётчиков отчётливо пахли "незабудками"...
Подавляющее большинство из них в те времена были выпускниками ВМАУ им. Сталина.

Краткая история 15-го отдельного морского разведывательного авиаполка
в этом видео. Посмотрите, пожалуйста...


<a href="https://www.youtube.com/v//XyKLcDPrvzU&amp;t=204s" target="_blank" class="new_win">https://www.youtube.com/v//XyKLcDPrvzU&amp;t=204s</a>
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

Оффлайн Данила

  • Ветеран форума
  • *****
  • Сообщений: 2908
  • Предупреждения 0
Когда я работал в академии, года через 4 после того, как ты, Серёжа, выпустился, пошла другая плеяда лётчиков.

Дягилев в 1992 г. выпускался из Академии?
Уста мудрости вещают лишь тем, кто способен понять.

Оффлайн Samurai

  • Редактор
  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 11115
  • Предупреждения 0
  • Пол: Женский
  • достоинство и честь
    • Информационный ресурс
    • E-mail
  • Год выпуска: 1915
  • Скайп: sp-b_samurai
Да, именно в 1992 г., причём с золотой медалью!
Если ты слышишь колокол, не спрашивай, по ком он звонит. Он звонит по тебе...

 


Статистика посещений Карты посещений сайта