Автор Тема: Легенды и мифы Военной истории  (Прочитано 66465 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн М.Николай

  • Форумчанин
  • *****
  • Сообщений: 1906
  • Предупреждения 0
  • Пол: Мужской
    • E-mail
Re: Легенды и мифы Военной истории
« Ответ #90 : 25 Февраль 2020, 11:04 »
Привет!

Решил рассказать об одном практически неизвестном эпизоде ВОВ.

У меня дома хранится гильза от сорокапятки, с чеканкой…
На гильзе латиницей Старый Оскол и дата- 1942  lX Xll….
Выше-герб Венгрии.
На обратной стороне-лилия, растущаа из земляного холма…
 Над ними-надпись на венгерском…
Когда ещё дедушка был жив-спросил его-что это за гильза.
И он рассказал один эпизод…

Когда под Старым Осколом  наши разнесли  венгерскую дивизию, несмотря  на приказ «Венгров в плен не брать!» по причине их зверств на нашей земле,  полк донских казаков, которым тогда командовал дед,  окружил большое количество вегров.
Оружие они побросали сами, видя сабельную атаку казаков….
Опуская подробности для слабонервных, началась реализация приказа…
Дед, видя всё это принял весьма неоднозначное но мотивированное решение-
Приказал отделить и взять под усиленную охрану венгерских офицеров.

Всё дело в том,  что зверствами по отношению к русскому населению в подавляющем большинстве занимался рядовой состав-гонведы.
Офицеры в расправах над русскими участия не принимали.
Патроны казаки экономили, в ход пошли шашки…
На следующие сутки с рядовым составом "была полная ясность", а за офицерами прибыл СМЕРШ с усилением для отбора пленных и своих последующих мероприятий…
В момент передачи пленных офицеров СМЕРШевцам один венгр из старших офицеров попросил встречи с командирам полка….
Он и вручил деду эту гильзу…

Недавно у меня в гостях был один из моих друзей, интересующийся вопросами военной истории…
Показал ему эту гильзу…
И он сделал то-до чего к сожалению я не додумался-переписал с гильзы надпись и ввёл в комп для перевода….
Было несколько корявых переводов но потом стилистика стала выравниваться…

И в итоге –на гильзе было выбито:
«С БЛАГОДАРНОСТЬЮ-РУССКОЙ ДОБРОТЕ»

Много факторов повлияло на этот эпизод- и то что венгерские офицеры не участвовали в зверствах на русской земле, и то, что дед до революции служил в гусарском полку и имел свои представления о чести русского офицера…

Казалось бы всего-то обычная гильза от сорокапятки а сколько на ней истории!

Не знаю-чего с ней делать, то ли в какой-нибудь музей передать, то ли военному атташе Венгрии в РФ….
Пока она стоит у меня на видном месте на серванте…
Не хотелось бы , чтоб она затерялась в пыли эпох…

Может, прочтя это, какое-то умное решение посоветуете?
« Крайнее редактирование: 25 Февраль 2020, 11:08 от М.Николай »

Оффлайн Влaдимир

  • Форумчанин
  • *****
  • Сообщений: 6691
  • Предупреждения 0
  • Пол: Мужской
    • Сайт выпускников ЕВВАУЛ
    • E-mail
  • Год выпуска: 1986
Re: Легенды и мифы Военной истории
« Ответ #91 : 25 Февраль 2020, 16:23 »
Может, прочтя это, какое-то умное решение посоветуете?
Может, предать историю огласке через какие-нибудь СМИ. А там и предложения от музеев появятся, возможно. Думаю, не стоит венграм передавать, а известить стоит, когда сюжет в СМИ появится.

Оффлайн Гостья

  • Форумчанин
  • *****
  • Сообщений: 3738
  • Предупреждения 0
  • Пол: Женский
  • Год выпуска: -
Re: Легенды и мифы Военной истории
« Ответ #92 : 26 Февраль 2020, 10:01 »
Может, предать историю огласке через какие-нибудь СМИ. А там и предложения от музеев появятся, возможно. Думаю, не стоит венграм передавать, а известить стоит, когда сюжет в СМИ появится.
Эта вещь не ценна для венгров, возможно, если только нашлись бы родственники и то как последняя весточка от близкого человека.
А то, что подарена  - это уже знаковая ценность и надпись. По хорошему ее надо в какой-нить музей воинской славы.  Хорошая живая история для пересказа гидом музея.
"И теперь наяву - я живу и не живу,
Сохранить пытаясь тишину". (с)

Оффлайн М.Николай

  • Форумчанин
  • *****
  • Сообщений: 1906
  • Предупреждения 0
  • Пол: Мужской
    • E-mail
Re: Легенды и мифы Военной истории
« Ответ #93 : 26 Февраль 2020, 10:51 »
Спасибо друзья!
Спасибо вам за предложенные аргументы и варианты.
Так и поступлю
Один мой старый друг молодости сейчас работает в НИИ Военной истории военной академии Генерального штаба Вооруженных сил РФ .
У них есть  небольшое музейное подразделение.
Насчёт Венгрии он привёл один в один аргументы Ларисы и предложил поместить гильзу в их музей с описанием истории её происхождения…
Я согласился и в самое ближайшее время передам им гильзу …
И ещё одну задачу я им упростил-у меня хранится офицерская книжка дедушки с указанием  дивизии и полка, которым он командовал в 1942 году…
Хотят сделать небольшой стенд…
 :)

Оффлайн Гостья

  • Форумчанин
  • *****
  • Сообщений: 3738
  • Предупреждения 0
  • Пол: Женский
  • Год выпуска: -
Re: Легенды и мифы Военной истории
« Ответ #94 : 26 Февраль 2020, 11:46 »
Фото гильзы нам хоть покажи)), пока не уплыла в музей....
"И теперь наяву - я живу и не живу,
Сохранить пытаясь тишину". (с)

Оффлайн М.Николай

  • Форумчанин
  • *****
  • Сообщений: 1906
  • Предупреждения 0
  • Пол: Мужской
    • E-mail
Re: Легенды и мифы Военной истории
« Ответ #95 : 02 Март 2020, 08:28 »
Фото выложу обязательно.
Попробую и видео, чтобы надписи целиком просматривались.
 %4

Оффлайн Данила

  • Форумчанин
  • *****
  • Сообщений: 3841
  • Предупреждения 0
Re: Легенды и мифы Военной истории
« Ответ #96 : 10 Апрель 2020, 17:14 »
3 Необъяснимых мифа авиационной истории, задачка немецких асов на логику и главный секрет Люфтваффе.

<a href="https://www.youtube.com/v/JcE4B1OmXzs" target="_blank" class="new_win">https://www.youtube.com/v/JcE4B1OmXzs</a>
https://www.youtube.com/watch?v=JcE4B1OmXzs
Уста мудрости вещают лишь тем, кто способен понять.

Оффлайн Данила

  • Форумчанин
  • *****
  • Сообщений: 3841
  • Предупреждения 0
Re: Легенды и мифы Военной истории
« Ответ #97 : 10 Апрель 2020, 17:15 »
5 Асов Люфтваффе, которых сбили новички, молодые советские лётчики - истребители. Секрет Кузнечика.

<a href="https://www.youtube.com/v/8T1s8igboXE" target="_blank" class="new_win">https://www.youtube.com/v/8T1s8igboXE</a>
https://www.youtube.com/watch?v=8T1s8igboXE
Уста мудрости вещают лишь тем, кто способен понять.

Оффлайн Данила

  • Форумчанин
  • *****
  • Сообщений: 3841
  • Предупреждения 0
Re: Легенды и мифы Военной истории
« Ответ #98 : 10 Апрель 2020, 17:17 »
Как новички сбивали асов? Секреты подготовки советских лётчиков-истребителей во время войны.

<a href="https://www.youtube.com/v/O6u0aolAdBE" target="_blank" class="new_win">https://www.youtube.com/v/O6u0aolAdBE</a>
https://www.youtube.com/watch?v=O6u0aolAdBE
Уста мудрости вещают лишь тем, кто способен понять.

Оффлайн Данила

  • Форумчанин
  • *****
  • Сообщений: 3841
  • Предупреждения 0
Re: Легенды и мифы Военной истории
« Ответ #99 : 11 Апрель 2020, 21:11 »
Эрих Хартман против советских ВВС. Реальные цифры побед лучшего аса люфтваффе.

Рекордсменом среди немцев является Эрих Хартманн, на счету которого фантастические 352 сбитых. Споры о количестве сбитых не утихают до сих пор. Одни доверяют немецкому подсчету сбитых - они ведь педантичны, другие называют их трусами, а количество сбитых пропагандисткой уловкой.

В настоящее время есть возможность проверить многие заявки немецких асов, сравнив их с советскими документами. Часто было так, что после боя немцы заявляли о пяти сбитых советских самолетах, но по советским в документам в тот день был потерян только один. Сопоставляя немецкие заявки на сбитых и советские документы - можно узнать кто сбил тот единственный самолет.

В этом видео автор приводит данные статьи одного из лучших исследователей темы, Ивана Лавриненко. Он поднял все архивы за определенный временной период воздушных боев и тщательно исследовав их, выяснил, что Хратманн много врал. Даже так - он редко говорил правду о сбитых. К примеру, из заявленных с 30 мая по 6 июня 1944 сбитыми 12 «Аэрокобр» достоверно не подтверждается ни одна, хотя по другим немецким асам и боям подтверждения есть и весьма точные.

<a href="https://www.youtube.com/v/h756il8mgGU&amp;feature=emb_logo" target="_blank" class="new_win">https://www.youtube.com/v/h756il8mgGU&amp;feature=emb_logo</a>
https://www.youtube.com/watch?time_continue=3&v=h756il8mgGU&feature=emb_logo

Уста мудрости вещают лишь тем, кто способен понять.

Оффлайн Данила

  • Форумчанин
  • *****
  • Сообщений: 3841
  • Предупреждения 0
Re: Легенды и мифы Военной истории
« Ответ #100 : 11 Апрель 2020, 21:59 »
Хартман над Яссами: фантазии в погоне за «мечами»

Немецкий лётчик-истребитель Эрих Хартман в дополнительном представлении не нуждается — этот пилот с 352 победами по сей день считается самым результативным воздушным асом всех времён и народов. Спрос с чемпиона традиционно велик, и попытки проверить заявки «белокурого рыцаря» по советским документам предпринимались неоднократно. Разумеется, провести полный анализ его боёв по ряду объективных причин вряд ли когда-либо удастся, однако и поверхностное сравнение показало — ас часто завышал свои результаты. Особенно результативными стали для Хартмана бои в районе румынского города Яссы в первые дни лета 1944 года: на кону были Мечи к Рыцарскому кресту с Дубовыми листьями. На основании советских документов попробуем разобраться, насколько в действительности был успешен немецкий ас №1 в тех боях?

Получив 2 марта 1944 года Дубовые листья к Рыцарскому кресту за 200 одержанных побед, командир эскадрильи 9./JG 52 лейтенант Эрих Хартман (Erich Hartmann) в апреле начал снова набирать очки на пути к отметке «250», которую уже преодолели Вальтер Новотны (Walter Nowotny), Гюнтер Ралль (G?nther Rall) и Герхард Баркхорн (Gerhard Barkhorn).

Если в тяжёлых для люфтваффе боях над Севастополем счёт Хартмана рос довольно медленно, то хороший шанс его пополнить представился в ходе начавшейся 30 мая битвы в районе румынского города Яссы. В этот день вермахт перешёл в контрнаступление на боевые порядки 2-го Украинского фронта с целью отбросить советские войска за Прут и очистить от них территорию Румынии. К этому момент на счету Эриха Хартмана было 226 побед, и оставалось сделать последний рывок к очередной магической цифре и высокой награде — Мечам к Рыцарскому кресту.

Полностью читать - тут
Уста мудрости вещают лишь тем, кто способен понять.

Оффлайн М.Николай

  • Форумчанин
  • *****
  • Сообщений: 1906
  • Предупреждения 0
  • Пол: Мужской
    • E-mail
Re: Легенды и мифы Военной истории
« Ответ #101 : 12 Апрель 2020, 23:41 »
В каких случаях русские моряки шли в бой тельняшках
Россию издревле населяли многие народности, как родственные друг другу, так и вошедшие в состав государства путем ассимиляции или покорения. В воинской культуре каждого этноса сложились свои традиции, которые со временем трансформировались. Поговорим о самых необычных из них.

Славяне

С древнейших времен у славян существовала традиция выходить на битву с превосходящим по силе врагом, сняв верхнюю часть одежды. Это происходило, если у воинов не было возможности отступить, в том числе и по моральным соображениям, и они шли как бы в последний бой, демонстративно отбросывая всякую защиту. Такое поведение оказывало психологическое воздействие на противника, который понимал, что с ним идут сражаться люди, готовые к смерти. Этот обряд уходил корнями в  язычество и подразумевал, что человек приходит в этот мир нагим и покидает его таким же.

Позднее эта традиция трансформировалась.
Так, во время Отечественной войны 1812 года перед Бородинской битвой солдаты под мундиры надели чистое нательное белье и отказались от положенной порции водки перед боем, аргументируя это тем, что “идем на смерть, негоже перед Богом пьяным представать”.

Удивительно, но во время Великой Отечественной войны эта традиция вновь дала о себе знать, хотя в силу отношения страны Советов к религии вновь претерпела изменения.
Это лучше всего видно на примере моряков и морских пехотинцев, которые в критические моменты атаковали врага в тельняшках, что нередко помогало им добиваться успеха.

С крещением Руси у славян появилась ещё одна традиция: перед боем они менялись друг с другом нательными крестами. Поверье гласило, что таким образом они становятся крестными братьями, укрепляют свою решимость перед сражением и доверие друг к другу.


Казаки
Спор об этнической принадлежности казаков среди историков идет до сих пор, однако сами себя они относили к православной славянской культуре. В целом казачье общество формировалось из представителей разных народов, которые бежали на юг из различных регионов Центральной России и Восточной Европы с начала XVII века, в итоге  составив причудливый синтез. Казаки позиционировали себя как охрана южных границ империи, лояльная правительству, но за это требующая определенной автономии.

В годы затишья казаки становились независимыми землевладельцами, живущими хуторами, а во время боевых походов собирались в Запорожской Сечи. В такие периоды казаки представляли собой сугубо мужское общество, что накладывало отпечаток на их уклад жизни и воинские традиции.

Например, перед поединком они исполняли танец с саблями или кинжалами, который назывался трепак. Поддерживался у них и культ маскулинности, который выражался в забавах, связанных с удалью и братством, причем интересной особенностью этих действий была их направленность - все они были нацелены не на победу над врагом, а на укрепление духа братства.

К слову, идти в бой с обнаженным торсом тоже было одной из казачьих боевых традиций.

Кроме того, в казачестве родилось такое явление, как характерники (ударение на букву “е”) - казаки, выполнявшие роль духовных наставников, целителей и ведунов. Они представлялись этакими шаманами, которые могли провести войско незамеченным под самым носом у противника или помочь малому количеству воинов одолеть большую армию. Идеалом характерника считается мифический казак Мамай, который олицетворяет собой черты идеального казацкого воина-рыцаря.

Народы Северного Кавказа
Горские традиции были очень строги и поощряли воспитание мальчиков в духе воинов. Вся кавказская культура подразумевает практически военное положение, когда жизнь каждого джигита строго регламентирована.

Кровная месть была неотъемлемой частью жизни на Кавказе. Брат мстил за брата, сын за отца, а отец за сына. Простить долг крови было немыслимо, и порой конфликты между тейпами продолжались не одно поколение.

Но несмотря большую значимость вендетты, она не могла отменять прочие правила. Иллюстрацией может служить трепетное отношение к нравственности и к женщине. Битву двух тейпов могла остановить женщина - стоило ей сбросить платок и встать меж сражающимися мужчинами, как они тут же прекращали бой и расходились. А кровник мог укрыться, стоило ему взяться за платье девушки или зайти на женскую половину жилища.

Военный стиль горцев подразумевал нападение из засады и скрытные вылазки. Перед сражениями кавказские воины танцевали лезгинку, чтобы показать друг другу свое бесстрашие и удаль. А когда шли в атаку, то запугивали противника воинственными кличами и свистом. Особым шиком считалось прогарцевать вдоль линии врага, демонстративно, не обращая внимание на выстрелы.

Башкиры
Башкиры вошли в состав России ещё в XVI веке, и их служба в российской армии была одним из важных условий. Ведущие кочевой образ жизни, они были великолепными наездниками и обучались этому искусству с детства.

Это наложило определенный отпечаток на их воинские традиции и обычаи.
Башкиры были очень привязаны к своим лошадям. Иногда в походе, когда войско на долгое время лишалось провизии, они восполняли недостаток воды и калорий, выпивая немного крови своего коня.
Они умели очень аккуратно разрезать животному вену и брать необходимое количество красной жидкости, потом они также аккуратно перевязывали рану животному.

Кроме того, башкиры были непревзойденными лучниками и могли на скаку поражать цель, находящуюся на большом расстоянии от них. Из-за особой конструкции их лука, сделанного из двух пород дерева, стрелы летели очень далеко. А мастером считался тот воин, который мог выпустить одну за другой 10 стрел так быстро, что в момент выпуска последней первая ещё не достигала цели. Башкиры шли в атаку, подбадривая себя боевыми кличами и пугая врага улюлюканьем.

Василий Ходарев


Оффлайн М.Николай

  • Форумчанин
  • *****
  • Сообщений: 1906
  • Предупреждения 0
  • Пол: Мужской
    • E-mail
Re: Легенды и мифы Военной истории
« Ответ #102 : 15 Апрель 2020, 04:44 »
Цей. Торжество кавказских «амазонок»

Кавказ, который никогда не жил без малых или больших военных конфликтов, естественно, обрастал соответствующими традициями, обычаями и даже праздниками, не говоря уже о характерной архитектуре боевых башен и культа холодного оружия. Конечно, вынужденная воинственность отражалась и на наших прекрасных женских половинках. Пока мужчины были в походе или банальном военизированном грабительском набеге, женщины оставались одни и сами становились лёгкой добычей, к примеру, для соседнего аула, с которым вражда могла идти десятилетиями.

Вопреки сложившемуся стереотипу о горской женщине, которая запакована с ног до головы в непроницаемую ткань и только и делает, что лепёшки печёт, женская роль на Кавказе была крайне неоднозначной. Были и женщины-воительницы, и женщины, которые управляли целыми ханствами, определяя будущее своего народа на века вперёд, и даже целые матриархальные селения.

Ожидание праздника лучше, чем сам праздник

Одним из самых уникальных некогда традиционных праздников, бытующих на Кавказе, а точнее, в Ингушетии, и дарующих плодородную почву для легенд об амазонках и предположений об обширном распространении матриархата, является Цей (также именовался как Сесарий Цей). Ещё этот праздник некоторые авторы называют днём амазонок. Цей предназначался только и исключительно для женщин, мужчины на торжество не допускались ни в коем случае.

Готовились к празднику почти весь год, готовились тайно. Касалось это не изящной одежды или гастрономических изысков, хотя и это присутствовало, а навыков из совершенно другой области. Девушки, желавшие участвовать в Цее, учились стрелять из лука, уверенно держаться в седле и даже овладевать навыками рукопашного боя. Часто девушек негласно учили военному делу их братья, в том числе и джигитовке. Проходили эти тренировки скрытно, а требовались они потому, что праздник был далеко не общеизвестным 8 Марта. Наиболее дальновидные родственники прекрасно понимали, что, несмотря на некую келейность праздника, слух о том, как та или иная участница проявила себя, быстро облетит округу. А, следовательно, соседи будут делать далеко идущие выводы обо всей семье и более всего о братьях девушки: если они не смогли её обучить, то и сами воины дурные. Это было не только унизительно, но и опасно.

На празднестве девушки должны были показать себя в самом лучшем свете. Они должны были прекрасно готовить и грамотно вести себя, быть опрятно одетыми и уверенно держать в руках лук, вожжи и холодное оружие. Но всё это несколько расплывчато. Как же выглядел праздник на деле?




Вызывает интерес и тот факт, что многие античные авторы селили амазонок на Кавказское побережье Чёрного моря. Мифы мифами, но Геродот, к примеру, указывал, что у скифо-сарматских племён женщина участвовала как в общественной жизни, так и в военных действиях племени. Более того, известный греческий историк отмечал, что скифские и сарматские женщины «ездят верхом на охоту с мужьями и без них, выходят на войну и носят одинаковую с мужчинами одежду». Также считалось, что ни одна девушка не выходит замуж, пока не убьёт врага. Воистину, хранительница очага.

Однако можно так глубоко и не погружаться в древность этого региона, чтобы найти воинственных «амазонок». В Армении в конце 19-го века появилось мощное национал-освободительное движение фидаев (фидаинов, что с арабского переводится как «жертвующие»), противостоящее геноциду армян Османской империей. В составе фидаев было множество женщин, которые весьма ловко управлялись со стрелковым оружием. Как ни странно, но эта «практика» пережила и 20-й век, поэтому в годы страшной Карабахской войны в рядах армянских военных формирований присутствовали и женщины.

Воинственность женщин некоторых областей и даже отдельных аулов, что складывалась веками кровавых ветров междоусобиц, подчёркивается и в фольклоре. Так, в Ругудже, дагестанском селении, которое славится своими воинственными и своенравными женщинами, ходит смешная пословица: «Эй, жена, там драка, ты почему дома сидишь?»

Цей: схватки и много пива

Праздник Цей отмечался ежегодно во второй половине сентября. Вокруг праздника царит спор историков и этнографов, которые то считают его отголоском матриархальных сообществ, то относят его к традициям племени «амазонок», кто бы ни скрывался под ним. В этот день с раннего утра женщины наделялись исключительными правами. С самого утра они могли открыто перечить и распекать мужа в своё удовольствие даже в присутствии посторонних. Муж же должен был выслушать всё, что накопилось у благоверной за целый год, но не в этом состояла суть праздника.

 

Само торжество проходило далеко от мужских глаз на горных лугах или дальних полянах, поэтому вскоре целые вереницы женщин самого разного, в том числе и весьма преклонного возраста, тянулись прочь из аулов. Изящно одетые они несли в руках узелки и котомки, кто-то вёл за собой заседланных коней, а некоторые и вовсе ехали верхом, не обращая внимания на насмешливые взгляды мужчин.

К полудню все участницы были в сборе. Праздник начинался с того, что собравшиеся женщины избирали царицу. Ею становилась сильная хозяйственная дама с безупречной репутацией. Часто ей становилась жена старейшины, вождя или владетеля аула. После этого «царица» уже самолично избирала свою свиту, разделённую на приближённых советниц и охрану. Советницы – всеведущие подруги или барышни, доказавшие в обычной жизни остроту ума, охрана – ловкие сильные женщины, способные дать отпор даже некоторым мужчинам.

Праздник продолжался песнями и хороводами и, конечно, обильным застольем. Дабы продемонстрировать свои кулинарные навыки, женщины на импровизированные столы посреди лугов в обрамлении живописных гор ставили самые изысканные кушанья и напитки. Весь день барышни пили… пиво, которое в те времена, да и сейчас, к примеру, у осетин, было ритуальным напитком. Но никто не напивался, т. к. за поведением каждой пристально следили подруги и сама «царица».

Но и этим праздник не ограничивался. В обязательном порядке во время Цея проводилась своеобразная Олимпиада, которая скорее походила на смотр войск. Молодые девушки соревновались в стрельбе из лука и джигитовке. Сходились наши половинки и в жестоких рукопашных схватках. За ходом борьбы и результатами внимательно следили и царица, и все собравшиеся.

Большого отражения в литературе данный поразительный праздник не нашёл, по большей части всё передавалось устно. Однако есть крайне цветистое его описание у Идриса Базоркина. Базоркин был советским писателем ингушского происхождения. Его предки служили Российской империи в качестве кадровых офицеров, а его дед, Бунухо Фёдорович Базоркин, был одним из первых генерал-майоров России из числа ингушей. Идрис активно увлекался этнографией, т. к. получил разностороннее образование (гимназия, медресе, техникум и Северо-Кавказский педагогический институт), а в 1968-м году в свет вышел его роман «Из тьмы веков», в котором нашли отражение многие явления горской жизни, в том числе и праздник Цей:

Социальная и оборонительная функция праздничного веселья

Незаметно для окружающих это торжество женской «самостийности» решало несколько важных проблем. Во-первых, это были своеобразные смотрины будущих невест. Старшие матроны могли оценить молодых девушек в деле, а брак на Кавказе был делом необычайно важным. Он мог пресечь вражду родов, объединить семье в более жизнеспособное сообщество и т.д.

Во-вторых, учитывая традиционно остро враждебное окружение и риск остаться на время войны или походов без мужчин, женщины могли на празднике оценить свои силы, подготовиться и выработать специфическую командную структуру и сам командный дух. И если такой «отряд» справиться с военной партией противника не мог, то дать достойный отпор шайке вооружённых абреков мог вполне. И такие случаи имели место быть. Женские оборонительные отряды в мелких стычках порой даже захватывали пленных, на головы которых, конечно, падал вечный позор.

В-третьих, структура социальных взаимоотношений, сложившихся на празднестве, негласно присутствовала и в селении весь год. «Царица» сохраняла всеобщее уважение, улаживала ссоры, давала советы и следила за окружающей враждебной обстановкой, готовясь к возможной беде.

Если пройти по ссылке-красивые иллюстрации...
https://topwar.ru/170138-cej-torzhestvo-kavkazskih-amazonok.html


Оффлайн М.Николай

  • Форумчанин
  • *****
  • Сообщений: 1906
  • Предупреждения 0
  • Пол: Мужской
    • E-mail
Re: Легенды и мифы Военной истории
« Ответ #103 : 16 Апрель 2020, 22:14 »
Ещё одно лицо прошедшей войны…

Республика Зуева: как жили староверы на оккупированной Гитлером территории

Республика Зуева была формой старообрядческого самоуправления на оккупированной немцами территории.
Зуевцы отбивались и от партизан, и от фашистов, и от эстонской полиции, но потом пошли на сотрудничество с Рейхом.

Оккупация Белоруссии
П. Ильинский в своих воспоминаниях «Три года под немецкой оккупацией в Белоруссии» описывает, как белорусы сотрудничали с немецким правительством. Была ли оккупация всегда такой, как ее представляли советские учебники истории – вопрос неоднозначный.
Историк А. Кравцов считает, что «та оккупация была разной. Бывало так, что к немцам шли за подмогой. За хлебом, за кровом. Иной раз даже за оружием. Кого-то из тех мы вправе называть коллаборационистами. Но вправе ли осуждать?».
В Белоруссии, как и в других регионах СССР, возникали различные партизанские образования, выступающие как за, так и против Красной Армии.

Республика Зуева
Описывая партизанское движение в оккупированной Белоруссии, Ильинский повествует об одной из новообразованных в ходе войны республике – Республике Зуева. Из исследований Д. Карова и М. Глазка еще в советское время стало широко известно о других республиках – демократической Республике Россоно, состоящей из красноармейцев-дезертиров, и воевавшей как против немцев, так и против РККА, а также о так называемом Локотском самоуправлении – республике размером с Бельгию, располагавшаяся на Брянщине и на частях современных Курской и Орловской областей, с населением в 600 тысяч человек. Однако о загадочной Республике Зуева писали куда меньше.
 Откуда же она возникла и как долго просуществовала?


В книге «Партизанщина: мифы и реалии» В. Батшев описывает, что так как Полоцк, Витебск и Смоленск были заняты немцами в самом начале войны, им потребовались свои люди в новообразованном правительстве захваченных территорий.
Бургомистром в деревне Заскорка под Полоцком стал старообрядец Михаил Зуев, недавно сидевший в тюрьме за антисоветскую деятельность. Он был лоялен немецким оккупантам – двое его сыновей были сосланы НКВД в Сибирь, и давно имел счеты с советской властью, потому немцев он встретил с большим воодушевлением: «В 1930-х годах он два раза сидел в тюрьме за антисоветскую деятельность (5 и 3 года соответственно), и только в 1940 году вернулся из застенков НКВД в свою деревню. Два его сына тоже были арестованы НКВД за вооружённую борьбу против советской власти. Один сын в итоге погиб в сталинских лагерях, второму удалось в начале 1960-х уехать в Австралию».
Ильинский рассказывает, что в деревне на тот момент жило около трех тысяч староверов, а расположена она была на болотах и лесах, далеко от всякой дороги. Согласно Д. Карову (написавшему книгу «Партизанское движение в СССР в 1941-1945 гг»), под управлением Зуева и при поддержке немецкого правительства старообрядцы жили довольно спокойно, наслаждаясь самоуправлением, возвращением частной собственности и открытием старообрядческих церквей – но затем кое-что произошло.

Война Зуева
В ноябре 1941 года в Заскорку пришли семеро партизан и попросили содержание. Среди них был известный Зуеву работник НКВД, прославившийся своей жестокостью. Дав для маскировки партизанам кров и еду, деревенский совет вскоре тайком убил их и забрал оружие: «Зуев поместил вновь прибывших в одну избу, снабдил их продовольствием, а сам пошёл советоваться со стариками, как быть. На совете старики приняли решение убить всех партизан, а оружие их спрятать». Когда вскоре в деревню пришла новая группа партизан, Зуев дал им еды и попросил покинуть свою территорию. Когда партизаны пришли еще раз, Зуев послал им навстречу старообрядцев, вооруженных винтовками. Ночью партизаны вновь вернулись – лишь с тем, чтобы отступить, наткнувшись на неожиданно мощное сопротивление неспящих и вооруженных зуевцев.
После этих нападений Михаил Зуев решил организовать в своей и соседних деревнях специальные военизированные отряды. Они были вооружены трофейным партизанским оружием, ночью организовывали дежурство и отбивали нападения. До 1942 года зуевцы, по сведениям Ильинского, отбили 15 атак партизан. Самые главные проблемы начались после – в конце декабря у староверов кончились патроны. Зуеву пришлось пойти к немецкому коменданту – и после Нового года один из немецких генералов, воспользовавшись разногласиями между старообрядцами и советским правительством, решает вооружить белорусские деревни, подконтрольные Зуеву, пятьюдесятью русскими винтовками и патронами. Зуеву было велено не говорить, откуда он достал оружие, и было отказано в автоматах – видимо, из соображений безопасности. Соседние деревни сами присылали своих представителей к Зуеву, прося о защите – так его «республика» расширялась.

 Контрнаступление
В 1942 году Зуев со своими отрядами идет в контрнаступление и прогоняет партизан из окрестных деревень, а затем включает их в состав своей республики. Весной он достает еще четыре пулемета (по разным версиям – покупает у венгров, у немцев, достает в боях с партизанами) и вводит жесточайшую дисциплину: за серьезные правонарушения расстреливали на основе голосования вече старообрядцев.
Зимой 1942-1943 Зуев отбил серьезные атаки партизан, и те стали держаться подальше от его республики. Прогнал он из своих краев и эстонскую полицию, которая искала партизан и хотела на основании этого пожить в его деревне: «Зуев ответил эстонскому офицеру, что никаких партизан в районе нет. А следовательно, и полиции здесь делать нечего. Пока дело ограничивалось словами, эстонец настаивал, но как только к дому подошел собственный отряд Зуева и Михаил Евсеевич решительно заявил, что применит силу, в случае, если полиция не уйдет — эстонцы подчинились и ушли». Зуев снабжал Полоцк ресурсами – дичью, дровами, сеном, и был очень удобен для немецкого правительства, так как он исправно платил продовольственный налог. Они даже не заглядывали в Республику Зуева и никак не влияли на внутреннее самоуправление.

Конец Республики староверов
Вскоре немецкая армия отступила на запад. Зуев отступал вслед за ними: как пишет историк Б. Соколов, «Зуев с частью своих людей ушёл на Запад. Другие староверы остались и начали партизанскую борьбу против Красной Армии. Для этой цели немцы снабдили их оружием и продовольствием.
Партизанские группы держались в лесах под Полоцком вплоть до 1947 года».
Ильинский пишет, что все люди плакали, уезжая из родных деревень, везли на телегах самое ценное, спасали старинные книги и припасы.
Немецкий комендант, уходя из окруженного Полоцка, решил пробиться к Зуеву, чтобы уйти вместе с ним из окружения – только его люди знали лес как свои пять пальцев.
С помощью Зуева немецким войскам и идущим вместе с ними старообрядцам (от одной до двух тысяч – сведения разнятся) удалось выйти в Польшу, а оттуда – в Восточную Пруссию.
Часть людей действительно остались в родных краях и стали воевать с РККА. Несколько сотен оставшихся вывозятся в лагеря, тем временем как уехавшие вместе с немцами старообрядцы уезжают в Южную Америку из Гамбурга в 1946 (часть из них потом, в шестидесятых, переедет в США – где жил и Ильинский, автор воспоминаний).
В Пруссии группа Зуева распалась.

Сам он пошел к А. Власову и стал воевать в Русской Освободительной Армии. Далее следы его теряются – по разным данным, Зуев или поехал во Францию, а оттуда в 1949 году отбыл в Бразилию, или сдался в 1944 англичанам.
Что с ним случилось дальше – никто не знает. Не осталось достоверных сведений о нем, и нет даже фотографии управителя республики староверов.
Так кончился век Республики Зуева.
Русская Семерка







Оффлайн М.Николай

  • Форумчанин
  • *****
  • Сообщений: 1906
  • Предупреждения 0
  • Пол: Мужской
    • E-mail
Re: Легенды и мифы Военной истории
« Ответ #104 : 16 Апрель 2020, 22:38 »
И это всё происходило не на оккупированных территориях, а в глубинке России, в Мордовии…
И все они знали- какой в итоге конец их ждёт, но всё равно шли на это..

Поселок Дикий: как красноармейцы-дезертиры образовали собственную деревню

В глухих мордовских лесах, на берегу реки с жутковатым названием Вад расположился крохотный поселок, прозванный не менее красноречиво – Дикий. Не отмеченное ни на одной карте, замалчиваемое властями и старательно обходимое стороной жителями округи, это местечко имеет всего одну, но зато очень необычную достопримечательность: трехсотлетний мореный дуб, крепко вкопанный стволом в землю, а корнями в небо. На нем стальная табличка с гравировкой: «Репрессированным родителям. Благодарные потомки». В райцентре памятник считают позорным и называют его «знаком зверю», ведь он – единственный в мире, установленный в честь дезертиров Великой Отечественной войны...

«И предки у них звери, и потомки – бандиты», – говорят о жителях поселка Дикого в округе. Однако, вопреки общественному мнению, сами сельчане гордятся и своим памятником, и своими предками, которым они его поставили в андроповские 1980-е. По их мнению, во всем виновата советская власть, устроившая в здешних краях в 1930-е годы насильственную коллективизацию. Одинокие старушки, составляющие большинство среди еще оставшихся в Диком полутора десятков жителей, с охотой вспоминают, как их родители тайком бежали сюда из соседнего села Журавкина, не желая идти в колхозы. Оттого мемориальный дуб и вкопали корнями вверх – дескать, большевики все с ног на голову перевернули, корни народу вырвали, но их предки-«герои» все равно устояли. Старожилы охотно рассказывают журналистам, как их родители старались укрыть от властей свой нехитрый скарб, как прятали одежду, надевая на себя сразу по несколько рубашек и головных платков, и как одну из них, тогда еще малютку, отец сумел унести в эту лесную глушь, подальше от «раскулачивания», спрятав в большом сундуке из липы.
Основателем поселка Дикого считается лесник Иван Зверев, построивший здесь первую времянку. Следом за ним в 1931 году сюда ушли еще несколько семей, решивших отказаться от всех благ цивилизации и жить только собственным хозяйством, образовав подобие собственного микрогосударства, не подчинявшегося советским законам.
Тот же принцип жители Дикого сохранили и в годы Великой Отечественной войны. Сюда стали стекаться бросившие поле боя, спасавшиеся от мобилизации или бежавшие из немецкого плена красноармейцы-дезертиры. Жители Дикого относились к ним с пониманием: у кого «семеро по лавкам», куда ж ему на фронт, кто боялся, что с ним расправятся как с предателем за то, что был в плену. «Да не слушайте вы никого, это власть наших дедов в предателей превратила», – заверяла в интервью журналистам "Известий" коренная жительница поселка Анна Баландина. То, что в лесах дезертиры промышляли разбоем, старожилов тоже не смущает. По их мнению, в этом, опять же, виноваты советские чиновники, которые сами все у всех отобрали, и будто бы этих «богатых, тех, кто только прикрывался высокими чинами», «герои»-дезертиры только и грабили.
За поиски «героев»-дезертиров вскоре принялась советская милиция. Организовали засаду и, по словам старожилов, 15 дезертиров Дикого расстреляли. Только одного из них, по имени Степан Сангин, поймать не могли очень долго. Жители Дикого с гордостью вспоминают о нем, как о самом почитаемом «герое» их поселка: два года он скрывался от милиции в будке, заваленной навозной кучей, чтобы собаки не смогли взять след. Когда его по случайности все же обнаружили, вонь от него исходила нестерпимая. Из жалости к его многодетной матери «героя» не расстреляли, а отправили в штрафбат, где он, по рассказам, сам должен был добыть себе оружие и совершенно озверел. Даже перегрыз горло одному из немцев, чтобы отобрать у него пистолет.
Спустя девять десятилетий после основания поселка Дикого его жители все так же живут одним натуральным хозяйством, вдали от цивилизации, но молодежь, в основном, перебралась в большие города. «Геройства» их предков местные власти так и не признали. Самовольно установленное в память дезертирам древо еще в андроповские годы хотели выкорчевать, но дело до конца так и не довели, оставив этот, мягко говоря, неоднозначный мемориал на совести их потомков.
Марианна Марговская
https://russian7.ru/post/poselok-dikiy-kak-krasnoarmeycy-deze/

 


Статистика посещений Карты посещений сайта